Научная статья на тему 'Факторы будущей успешности начинающих спортсменок в художественной гимнастике'

Факторы будущей успешности начинающих спортсменок в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
560
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП / СЕНСОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СОМАТОТИП / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / RHYTHMIC GYMNASTICS / INITIAL STAGE OF PREPARATION / SENSORIMOTOR ABILITIES / SOMATOTYPE / PHYSICAL DEVELOPMENT / 6-8 YEARS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ларионова Галина Петровна, Малахова Елена Эдуардовна

В художественной гимнастике, эстетическом виде спорта, традиционно предпочтение отдается девочкам с тонкокостными вариантами телосложения. Цель работы выявление специфических свойств двигательного и сенсомоторного статусов начинающих гимнасток с учетом соматотипов, характерных для художественной гимнастики. В результате исследования по показателям физического развития, физической и сенсомоторной подготовленности наиболее подходящими для отбора являются девочки торакального типа. В качестве факторов успешности начинающих гимнасток в дальнейшей спортивной карьере при отборе следует обращать внимание не только на уровень физической подготовленности, но и на тип телосложения и уровень развития сенсомоторных способностей, значимых при работе с предметом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of future success of the beginning sportswomen in rhythmic gymnastics

In rhythmic gymnastics, as in aesthetic sport, preference is traditionally given to the girls with fine-boned body types. The aim of the work is to identify the specific properties of motor and sensorimotor status for each somatotype. According to the results of the study by the indicators of physical development, physical and sensorimotor readiness, the most suitable for selection are girls of thoracic type. As factors of success of the beginning gymnasts in further sports career at selection it is necessary to pay attention not only to physical development and qualities, but also to the level of development of the sensorimotor abilities, being significant at work with a subject.

Текст научной работы на тему «Факторы будущей успешности начинающих спортсменок в художественной гимнастике»

подготовки детско-юношеского резерва г. Ельца. Было отмечено, что в настоящее время в ней произошел спад как количественных, так и качественных характеристик. В этой связи нами были намечены возможные пути выхода из сложившейся ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прокофьев, И.Е. Елецкий футбол: история, перспективы развития / И.Е. Прокофьев, В.И. Лавриненко. А.А. Шахов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111).

- С. 143-146.

2. Прокофьев, И.Е. История Елецкого футбола (1910-2013 гг.) : монография / И.Е. Прокофьев, В.И. Лавриненко ; под общ. ред. доц. А.А. Шахова ; Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина.

- Елец : [б. и.], 2014. - 305 с.

REFERENCES

1. Prokofiev, I.E. and Lavrinenko, V.I. and Shakhov, A.A. (2014), "Yelets football: history, development prospects", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 143-146.

2. Prokofiev, I.E. and Lavrinenko, V.I. (2014), History of football in Yelets (1910-2013): monograph, Bunin's Yelets State University, Yelets.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.04.2019

УДК 796.412.2

ФАКТОРЫ БУДУЩЕЙ УСПЕШНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Галина Петровна Ларионова, аспирант, Елена Эдуардовна Малахова, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Аннотация

В художественной гимнастике, эстетическом виде спорта, традиционно предпочтение отдается девочкам с тонкокостными вариантами телосложения. Цель работы - выявление специфических свойств двигательного и сенсомоторного статусов начинающих гимнасток с учетом соматотипов, характерных для художественной гимнастики. В результате исследования по показателям физического развития, физической и сенсомоторной подготовленности наиболее подходящими для отбора являются девочки торакального типа. В качестве факторов успешности начинающих гимнасток в дальнейшей спортивной карьере при отборе следует обращать внимание не только на уровень физической подготовленности, но и на тип телосложения и уровень развития сенсомоторных способностей, значимых при работе с предметом.

Ключевые слова: художественная гимнастика, начальный этап, сенсомоторные способности, соматотип, физическое развитие, физическая подготовленность.

FACTORS OF FUTURE SUCCESS OF THE BEGINNING SPORTSWOMEN IN

RHYTHMIC GYMNASTICS

Galina Petrovna Larionova, the post-graduate student, Elena Eduardovna Malakhova, the post-graduate student, Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk

Annotation

In rhythmic gymnastics, as in aesthetic sport, preference is traditionally given to the girls with fine-boned body types. The aim of the work is to identify the specific properties of motor and sensorimotor status for each somatotype. According to the results of the study by the indicators of physical development, physical and sensorimotor readiness, the most suitable for selection are girls of thoracic type. As factors of success of the beginning gymnasts in further sports career at selection it is necessary to pay attention not only

to physical development and qualities, but also to the level of development of the sensorimotor abilities, being significant at work with a subject.

Keywords: rhythmic gymnastics, initial stage of preparation, sensorimotor abilities, somatotype, physical development, 6-8 years.

ВВЕДЕНИЕ

Важным фактором успешности в художественной гимнастике является соответствие будущей гимнастки эстетическим требованиям вида спорта. Традиционно предпочтение отдается тонкокостным девочкам, имеющим пропорциональное телосложение с преобладанием длинотных размеров [3]. Как правило, на этапе отбора преобладают девочки астеноидного типа телосложения. Соматотип - это внешнее проявление конституции, который включает в себя определенный набор морфотипологических параметров. Однако, кроме этого, каждому соматотипу свойственны определенные черты двигательного и психомоторного статуса. При этом, для детей астеноидного соматотипа специфичным является отставание сроков биологического созревания, что влечет за собой и более низкие показатели двигательного развития, сниженный уровень функционального состояния и физической работоспособности, что создает проблему в процессе подготовки гимнасток. Возникает противоречие между требованиями эстетического характера, специфичными для художественной гимнастики, и необходимостью обеспечить должный уровень физической и психофизической подготовленности для успешного выполнения программы подготовки.

Еще одним фактором, способствующим повышению качества отбора в художественной гимнастике, может быть уровень развития сенсомоторных способностей. Исследователи отмечали значимость сенсомоторных способностей в спорте. Несмотря на то, что уровень развития сенсомоторных способностей чрезвычайно важен при работе с предметами, отличающимися друг от друга специфическими особенностями, сенсомоторная подготовка до сих пор не рассматривается в рамках отдельного компонента в структуре подготовленности ни в типовой программе [3], ни в государственном стандарте по спортивной подготовке по художественной гимнастике [2].

МЕТОДИКА

Исследование проведено на базе кафедры «Естественно-научных дисциплин» СибГУФК и БУ ДО г. Омска «СДЮСАШОР Л. В. Лебедевой» с участием 92 девочек в возрасте 6-8 лет. Использованы: метод соматоскопии, сенсомоторное и педагогическое тестирование, методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ морфотипологических особенностей начинающих гимнасток свидетельствует о преобладании девочек тонкокостных типов телосложения (70,7%), относящихся к разным вариантам телосложения: к астеноидному - 38,1%, к торакальному - 32,6%. К мышечному соматотипу отнесено 29,3% девочек, представительницы мышечного соматотипа характеризуется более выраженными костным, мышечным и жировым компонентами. В виду малочисленности группы девочек, имеющих астеноидно-торакальный соматотип (10 человек) и торакально-мышечный (5 человек), они были объединены с группой девочек с астеноидным и торакальным соматотипом соответственно. Представительницы дигестивного типа в исследуемой выборке не выявлены, что является следствием отбора. Присутствие в выборке девочек, имеющих мышечный соматотип, можно объяснить тем, что представительницы данного соматотипа при адекватном построении режима тренировок и правильной организации питания достаточно долгое время могут соответствовать эстетическим требованиям, предъявляемым в художественной гимнастике к спортсменкам. Анализируя процентное соотношение соматотипов по годам подготовки, можно сказать, что доля девочек с

мышечным соматотипом к концу этапа начальной подготовки снижается, также, как и доля представительниц астеноидного соматотипа, однако, причины отсева различны. Девочки мышечного соматотипа отсеиваются чаще всего по причине несоответствия эстетическим требованиям вида спорта, а девочки астеноидного типа телосложения не справляются с нагрузками, не могут выполнить все контрольно-переводные нормативы, у них отмечается выраженность травматизма.

В процессе исследования проведен анализ физического развития представительниц разных соматотипов с целью определения оптимального сочетания морфотипологических признаков и соответствия требованиям функциональной готовности в этом виде спорта. Выявлено, что гимнастки астеноидного соматотипа характеризуются сниженным уровнем физического развития особенно по показателям массы тела, ОГК и ЖЕЛ, динамометрии; гимнастки мышечного соматотипа демонстрируют высокий уровень физического развития практически по всем анализируемым показателям, гимнастки торакального соматотипа занимают промежуточное положение по уровню физического развития. Анализируя темпы прироста данных показателей по соматотипам, можно сказать, что наибольшие темпы прироста (сравнение показателей между 6 и 7 годами) демонстрируют девочки мышечного типа (масса тела, ОГК, экскурсия, ЖЕЛ, жизненный индекс, динамометрия правая рука). При сравнении показателей 7 и 8 лет, можно сказать, что наибольшие темпы прироста наблюдаются у девочек астеноидного соматотипа по показателям массы, длины тела, динамометрии правой и левой руки, а также у девочек торакального соматотипа по показателям экскурсии, ЖЕЛ, по показателю ОГК прирост незначительно больше, чем у представительниц астеноидного соматотипа. При сравнении показателей 6 и 8 лет нельзя однозначно выделить соматотип, лидирующий по темпам прироста, представительницы астеноидного соматотипа имеют большие темпы прироста по показателям массы, длины тела, представительницы торакального соматотипа - по показателям экскурсии, динамометрии правой и левой руки, представительницы мышечного соматотипа - по показателям ОГК, ЖЕЛ, ЖИ. Также необходимо отметить смещение максимальных приростов по возрастам в зависимости от соматотипа. Девочки мышечного соматотипа имеют наибольшие темпы прироста между 6 и 7 годами, представительницы астеноидного и торакального соматотипов - между 7 и 8 годами.

По результатам тестирования общей физической подготовленности в рамках сдачи контрольно-переводных нормативов у большинства испытуемых зафиксирован уровень общей физической подготовленности ниже среднего, причем количества баллов на оценку «5» (по сумме выполнения всех тестовых заданий) не набрала ни одна юная гимнастка. С возрастом число испытуемых, не сдавших контрольно-переводные нормативы по ОФП, снижается. Говоря о выполнении контрольно-переводных нормативов по ОФП представительницами разных соматотипов, стоит отметить, что среди не сдавших в каждой возрастной категории большая часть гимнасток относится к астеноидному соматотипу (5060%), доля девочек с торакальным соматотипом, которые не смогли выполнить тестовые задания по ОФП - 20%, доля девочек с мышечным соматотипом - 10%. Представительницы мышечного соматотипа демонстрируют лучшие показатели в тесте на общую гибкость и силовые способности, девочки астеноидного соматотипа в этих же тестах имеют худшие результаты, представительницы торакального соматотипа занимают промежуточное положение. В тестах на скоростно-силовые способности представительницы разных соматотипов показывают приблизительно одинаковые результаты, возможно, данный факт связан с возрастными особенностями и сложностью техники этого вида спорта (процесс подготовки нацелен на начальное освоение технических действий с тремя предметами). Следует отметить, что ярко выраженного прироста показателей общей физической подготовленности с 6 до 7 лет не наблюдается, за исключением показателей в тесте «Удержание тела в упоре лежа». Это свидетельствует о невысокой эффективности процесса физической подготовки в этот период.

По результатам тестирования специальной физической подготовленности в рамках сдачи контрольно-переводных нормативов, выявлена интересная тенденция - процент не сдавших нормативы значительно снижается с возрастом: в 6 лет - 70%, в 7 лет - 38%, в 8 лет - 0% испытуемых, что, видимо, связано с произошедшим отсевом гимнасток. Представительницы астеноидного соматотипа лучше остальных справляются с тестами на координационные способности, хуже с тестами на гибкость позвоночного столба и тазобедренных суставов. Представительницы торакального соматотипа демонстрируют более высокие результаты, по сравнению с представительницами других соматотипов, в тестах на гибкость позвоночного столба и вестибулярную устойчивость, в остальных тестах показывают средний уровень. Представительницы мышечного соматотипа лучше остальных справляются с тестами на гибкость тазобедренных суставов и являются отстающими в тестах на координационные способности.

В соответствие с примерной программой подготовки по виду спорта художественная гимнастика [3] способностями, оказывающими наибольшее влияние на спортивный результат признаны: способности к гибкости, координационные способности, вестибулярная устойчивость, а также такой параметр как телосложение. Исходя из выше сказанного, наиболее подходящими для отбора в художественную гимнастику выглядят девочки торакального соматотипа (а также смежный вариант телосложения - астеноидно-торакальный).

В ходе исследования сенсомоторных способностей мы выяснили, что девочки, зачисленные на начальный этап подготовки, имели низкий уровень сенсомоторного развития. При анализе показателей кинестетических способностей выявлено, что преимущество имеют гимнастки астеноидного типа телосложения (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты сенсомоторного тестирования девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой на начальном этапе подготовки, с учетом типа телосложения

Среднегрупповые Среднегрупповые Среднегрупповые

Показатели значения гимнасток значения гимнасток значения гимнасток

астеноидного типа торакального типа мышечного типа

Лабиринт, у.е. 102,6±4,2 125,2±41,2 82,5±34,7

Ловля линейки (см)

Ведущая рука 17,2±8,4 21,8±6,4 22,9±9,1

Неведущая рука 23±9,4 17,8±4,5 23,2±5,8

Бросок мяча в цель (кол-во

попаданий из 10) 4±2,6 3±1,8 2,8±0,5

Перекладывание фишек (с) Ведущая рука:

крупный размер 11,5±2,1 13,5±2,1 14±2,0

средний размер 15,5±0,7 14,5±2,1 12,8±1,3

мелкий размер 19,5±2,1 17,5±2,1 19,8±8,8

Неведущая рука:

крупный размер 15±0,1 14,5±0,7 12,5±2,3

средний размер 15±1,4 16,5±3,5 13,5±2,1

мелкий размер 17,3±1,5 19±1,4 17,8±4,5

Перекладывание кубиков (с) 16±6,4 14±2,4 14±3,6

Пройти по линии (отклонение, см) 8,3±4,6 5,5±1,4 5,6±3,2

5 шагов (отклонение, см) 36±20,1 27±11,3 27±18,4

Кубики Коса (балл) 37±7,1 37±7,1 42,3±10,1

50% от прыжка в длину (отклонение, см) 3,8±1,6 9,3±6,2 10,8±2,5

50% от кистевой динамометрии

(отклонение, кг)

Ведущая рука 0,5±0,2 0,6±0,1 0,6±0,4

Неведущая рука 0,6±0,4 1,8±0,7 0,6±0,1

ПЗМР (мс)

Ведущая 426,7±89,6 495±25,9 394,2±32,9

Неведущая 518,3±93,8 585±29,6 459,2±41,7

Среднегрупповые Среднегрупповые Среднегрупповые

Показатели значения гимнасток значения гимнасток значения гимнасток

астеноидного типа торакального типа мышечного типа

ПСМР (мс)

Ведущая рука 436,7±87,3 510,5±85,6 418,8±58,9

Неведущая рука 446,7± 70,7 516,8±75,9 445 ±40,2

РДО (мс)

Ведущая рука 356,5±9, 281,6±39,1 251,8±31,7

Неведущая рука 357,5±16,2 351,8±43,1 315,8±37,5

Реакция выбора (мс)

Ведущая рука 576,6±70,7 632±89 569,8±65,8

Неведущая рука 631,8±78,3 665,8±90,3 614,9±62,2

Теппинг-тест (кол-во нажатий)

Ведущая рука 40,3±10,7 35,4±3,2 32,3±4,2

Неведущая рука 32,5±5,4 27,8±4,0 30,1±2,6

Статистически значимые различия установлены между астеноидным и мышечным типом в тесте «Перекладывание фишек» крупного и среднего размеров, выполненном ведущей рукой, и крупного размера, выполненном неведущей рукой (р<0,05). Также спортсменки астеноидного типа показали более высокие результаты по сравнении с мышечным типом при выполнении теста «Перекладывание фишек» мелкого размера, выполненного неведущей рукой (р<0,05). Различительная чувствительность по пространственным и силовым параметрам была лучше у гимнасток астеноидного типа по сравнению со спортсменками мышечного типа при выполнение теста «Воспроизведение 50% от максимального прыжка в длину», а в тесте «Воспроизведение 50% от максимального усилия на динамометре» девочки торакального типа показали более низкий результат в отличие от мышечного и астеноидного (различия статистически достоверны при р <0,05). Преимущество по быстроте реагирования было у гимнасток мышечного типа. Простая зрительно-моторная реакция (ведущей и неведущей рукой) выше у представительниц мышечного типа, чем у гимнасток торакального типа (различия статистически достоверны при р <0,05). Анализ показателей простой слухо-моторной реакции при выполнении теста ведущей рукой, позволил выявить статистически достоверные отличия между мышечным и торакальными типами. Спортсменки мышечного типа имели преимущество перед девочками астеноидного типа по показателям РДО ведущей рукой (различия статистически достоверны при р<0,05). Статистически достоверные отличия по времени реакции неведущей рукой выявлены между мышечным и торакальным типом (р<0,05).

Выявлено, что при работе с мячом, обручем и скакалкой большое значение имеет уровень развития двигательной реакции, пространственной ориентации и частоты движения рук. Установлено, что при работе с предметами девочки испытывают трудности, связанные с низким уровнем развития мелкой моторики и, следовательно, тактильно-кинестетической способностью, дифференцированием пространственных и силовых параметров движений.

Для выявления взаимосвязей между результатами выполнения контрольных упражнений с предметами и показателями сенсомоторной подготовленности был проведен корреляционный анализ. Большее количество тесных взаимосвязей установлено между показателями сенсомоторного развития и результатами контрольных испытаний с мячом. Так, были выявлены взаимосвязи с «Ловлей линейки» (г=0,73), «Кубиками Коса» (1=0,70), «Перекладыванием фишек» (г=-0,66), «Теппинг-тестом» (г=0,64), «Реакцией на движущийся объект» (г=0,62), «Воспроизведением 50% от максимального прыжка в длину» (г=0,71). Выявлены тесные связи между результатами выполнения контрольных упражнений с обручем и «Ловлей линейки» (г=0,71), умеренные связи с ПЗМР и ПСМР (г=0,68 и г=0,69), «Кубиками Коса» (г=0,59), «Точностью воспроизведения 50% от максимального усилия кистевой динамометрии» (г=0,69). Выявлены связи умеренной

тесноты (при р<0,05) между качеством выполнения элементов со скакалкой и «Ловлей линейки» (1=0,63), результатами теста «Пройти по линии» (г=-0,67), теста «Перекладывание фишек» (г=-0,60).

С помощью корреляционного анализа было установлено, что наиболее значимыми показателями сенсомоторного развития при работе с предметами являются скорость двигательной реакции и различительная чувствительность по пространственным и силовым переменным.

По результатам сенсомоторного тестирования с учетом соматотипа нами выявлены достоверно значимые отличия между показателями сенсомоторного развития у девочек разных типов телосложения. По быстроте реагирования девочки мышечного типа имели превосходство по результатам ПЗСР, ПСМР, времени реакции выбора (различия достоверны с представительницами торакального соматотипа) и РДО (различия достоверны с представительницами астенического соматотипа). Представительницы торакального соматотипа демонстрируют средний уровень по всем исследуемым показателям.

ВЫВОДЫ

Нами обнаружены достоверно значимые различия (р<0,05) по показателям как физического развития, так и по показателям физической и сенсомоторной подготовленности между представительницами разных соматотипов, что свидетельствует о специфичности их развития и необходимости применения дифференцированного подхода в процессе подготовки. Так, девочки астеноидного соматотипа имеют лучшие результаты в координационных тестах, но худшие в тестах на общую и специальную гибкость, силовые способности. К «сильным» сторонам физической подготовленности представительниц мышечного соматотипа можно отнести общую гибкость и гибкость тазобедренных суставов, силовые способности, к «слабым» - уровень развития координационных способностей. Гимнастки торакального типа телосложения превосходят остальных в тестах на гибкость позвоночного столба и вестибулярную устойчивость, по остальным физическим способностям девочки данного типа демонстрируют средний уровень подготовленности, что позволяет говорить о более гармоничном развитии физических способностей, значимых для художественной гимнастики. По результатам сенсомоторного тестирования можно сказать, что различительная чувствительность по усилию и пространственным переменным наиболее развита у представительниц астеноидного соматотипа, по быстроте реагирования - у представительниц мышечного соматотипа, представительницы торакального соматотипа демонстрируют средний уровень по всем исследуемым сенсомоторным показателям.

Учитывая вышесказанное, а также особенности темпов прироста, необходимо внести определенные корректировки в учебно-тренировочный процесс на этапе начальной подготовки, с целью «подтягивания» слабых сторон подготовленности девочек разных соматотипов, то есть целесообразно применение дифференцированного подхода в процессе физической подготовки гимнасток с учетом типа телосложения. Наиболее перспективными с позиции сочетания необходимого морфостатуса и физической подготовленности можно считать девочек торакального и смежных с ним соматотипов.

Выявлены взаимосвязи уровня сенсомоторной подготовленности с показателями качества выполнения упражнений с предметами, что позволяет рассматривать уровень развития сенсомоторных способностей как фактор будущей успешности гимнастки. Ввиду отсутствия нормативов сенсомоторной подготовленности начинающих гимнасток и критериев для их оценки, полученные в исследовании результаты можно использовать в качестве количественных критериев оценки, используя среднегрупповые значения и сигмальные отклонения по результатам каждого теста. Данные критерии сенсомоторной подготовленности гимнасток 6-8 лет целесообразно использовать как при проведении

отбора, так и для осуществления педагогического контроля, своевременной коррекции тренировочных нагрузок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дарская, С. С. Техника определения типов конституции у детей и подростков / С. С. Дарская // Сборник научных трудов. - М. : [б.и.], 1975. - С. 45-53.

2. Об утверждении Федерального стандарта : приказ Минспорта России от 05.02.2013 № 40 (Зарегистрировано в Минюсте России 05.09.2013 № 29884) // URL : https://base.garant.ru/70451562/ (дата обращения: 25.03.2019).

3. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Художественная гимнастика» / под общей редакцией Р.Н. Терехиной - М. : [б.и.], 2016. - 326 с.

REFERENCES

1. Darskaya, S.S. (1975), "Technique of determining the types of Constitution in children and adolescents", Collection of scientific papers, pp. 45-53.

2. Order of the Ministry of sports of Russia About the approval of the Federal standard of sports training in the sport rhythmic gymnastics ", dated February 5, 2013 No. 40, available at: https://base.gar-ant.ru/70451562/.

3. Ed. Terekhina R.N. (2016), Approximate program of sports training in sport "Rhythmic gymnastics", Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.04.2019

УДК 796.011

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ

РЕАБИЛИТАЦИИ

Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье разрабатывается экспериментальная программа оздоровительной тренировки в процессе физической реабилитации студентов в период последействия учебной нагрузки с учетом сопутствующих хронических заболеваний. Выявлены преобладающие дисфункции в структуре физического здоровья студентов. Сформированы группы студентов по наличию функциональных нарушений физиологических систем организма. Разработано содержание экспериментальной программы физической реабилитации в процессе каникулярного отдыха. Представлены результаты влияния физической реабилитации на профилактику и снижение продолжительности и частоты обострения хронических заболеваний студентов во время обучения.

Ключевые слова: физическое здоровье студентов, функциональные дисфункции систем организма, физическая реабилитация, оздоровительная тренировка.

BACKGROUND OF FORMATION OF FUNCTIONAL ADAPTATION OF STUDENTS TO EDUCATIONAL ACTIVITY BY MEANS OF PHYSICAL REHABILITATION

Yuri Yakovlevich Lobanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg

Annotation

The article develops an experimental program of recreational training in the process of physical rehabilitation of the students during the aftermath of the academic load, taking into account the associated chronic diseases. The prevailing dysfunctions in the structure of the students' physical health are revealed. The groups of students by presence of the functional disorders of the physiological systems of the body are formed. The content of the experimental program of physical rehabilitation in the process of vacation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.