ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
УДК 37.037.1 : 796.41
Ж. В. ИВАНОВА А. И. КРАВЧУК
Новосибирский колледж физической культуры, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТБОРЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ДЕВОЧЕК ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
В статье рассматривается проблема разностороннего физического воспитания детей в условиях системы дополнительного образования (спортивные школы). В исследовании дана сравнительная характеристика уровня двигательной, физической и функциональной подготовленности дошкольников старшего возраста и гимнасток-ретардантов 7-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Дано обоснование критериям и нормативам этапа предварительного отбора для прогноза гимнасток, перспективных для занятий художественной гимнастикой. Результаты работы внедрены в практику работы СДЮСАШОР по художественной гимнастике Л. В. Лебедевой г. Омск, при подготовке преподавателей-тренеров сложнокоординационных видов спорта в СибГУФК.
В основе физического воспитания подрастающего поколения лежат специфические научно-методические принципы, разработанные в процессе многолетней научно-исследовательской деятельности школы профессора А.И. Кравчука (1976-2007 гг.). В определенные возрастные периоды физического воспитания детей и молодежи имеется одинаковая направленность педагогических воздействий. На 5-7 годах жизни необходима их избирательная направленность, когда трудно выделить, что является решающим в качестве выполнения двигательных действий — уровень физических качеств, функционально-двигательных способностей или качество умений, навыков. Если удаётся вычленить один из этих компонентов и убедиться в низком уровне его развития, то следует уделить внимание его развитию в процессе занятий с детьми. В этом возрасте подтягиваются до возрастных нормативов отстающие физические качества (ФК), функционально-двигательные способности (ФДС), двигательные навыки (ДН).
В возрасте 7-11 лет педагогические воздействия отличаются целостной направленностью, которая заключается в создании внешних условий и внутренней потребности детей в выполнении двигательных действий самостоятельно, но в таких условиях окружающей педагогической среды, когда можно управлять двигательной деятельностью детей в соответствии с их возрастными особенностями развития ДН, ФДС и ФК, т. к. 5-7 годы жизни характеризуются усвоением детьми информации об основных функционально- двигательных способностях, а с 7 до 11 лет — об управлении движениями (совместным проявлении качества основных движений (ОД), уровня ФДС и ФК, интеллектуального (исследовательского поведения)).
У детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 года жизни) в условиях дошкольных образовательных учреждений осуществляется комплексное физическое воспитание, предусматривающее развитие основных движений, комплекса физических качеств и функционально-двигательных способностей, оздоровительно развивающей направленности. Оно позволяет осу-
ществить разностороннее развитие личности ребенка.
Этап начальной подготовки в художественной гимнастике может продолжаться до пяти лет, в зависимости от возраста начала занятий в 4-5 или 6-7 лет. На данном этапе подготовки осуществляется начальный отбор, который подразделяется на два этапа: предварительный и основной. Набор детей в учреждения дополнительного образования (спортивные школы) должен осуществляться (СанПиН) с 6 лет, фактически набор девочек для занятий художественной гимнастикой проводится с 4-5 лет. Дети этого возраста занимаются в спортивно - оздоровительных группах. В связи с этим для детей 4-6 лет этап предварительного отбора длится три года, а затем следует основной этап начального отбора.
Содержание начального отбора в художественной гимнастике, несмотря на привлечение девочек дошкольного возраста к занятиям, носит специализированную направленность и слабо отвечает оценке уровня физического развития и разносторонней подготовленности детей данного возраста, особенно на этапе предварительного отбора. Большая часть авторов уделяет внимание специальным физическим качествам и некоторым функциональным способностям при изучении проблемы отбора, слабо учитывая при этом особенности телосложения гимнасток, ограничиваясь отдельными показателями, за исключением Е. Б. Соловьевой [1], Ж. Е. Фирилевой [2], Ж. А. Белокопытовой [3], Ж. В. Ивановой, А. И Кравчука, Л. В. Лебедевой [4], Ж. В. Ивановой, А. И Кравчука [5].
Предварительный отбор в сложнокоординационных видах спорта направлен на завершение физкультурноспортивной ориентации новичков и определении перспективности занятий одним из видов спорта. Предварительный отбор предполагает определение морфостатуса, биологического возраста, общей и специальной физической и технической подготовленности занимающихся [6] и отбор детей, способных успешно освоить программы кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта.
Сложность проведения отбора состоит в том, что в ДЮСШ принимаются дети, находящиеся в стадии разви-
тия. Поэтому необходимы знания возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Надежность предварительного отбора зависит в основном от правильной оценки задатков и способностей новичков и учета изменения этих задатков под влиянием занятий спортом.
По данным нашего предварительного исследования [4], оценка морфостатуса юных гимнасток 2-го года обучения позволила выявить перспективных для занятий художественной гимнастикой девочек, которые в дальнейшем достигли спортивных результатов на уровне гимнасток старших разрядов. Оценка нами биологического возраста 86-ти гимнасток 7-9 лет показала, что 77% гимнасток являются ретардантами, а 23% - среднерастущими.
Проблема исследования — совершенствование процесса начального отбора перспективных гимнасток для занятий художественной гимнастикой.
Объект исследования — система начального отбора в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования — критерии предварительного отбора на этапе начальной подготовки.
Цель исследования — разработать критерии и нормативы этапа предварительного отбора перспективных гимнасток 7-9 лет в художественной гимнастике.
Гипотеза исследования. Предполагается, что выявление особенностей развития движений, физических качеств, функциональных способностей гимнасток 7-9 лет дает оценку этим критериям, позволяющим на этапе предварительного отбора, сделать прогноз перспективных гимнасток для занятий художественной гимнастикой.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень двигательной, физической, функциональной подготовленности гимнасток 7-9 лет.
2. Обосновать критерии этапа предварительного отбора гимнасток, перспективных для занятий художественной гимнастикой.
3. Разработать методические указания по совершенствованию двигательной, физической и функциональной подготовленности гимнасток 7-9 лет на этапе начальной подготовки.
Для реализации цели и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной и обобщение данных методической литературы, определение биологического возраста, антропометрия, педагогические контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2007 год и включало пять этапов. Сентябрь 2001 г. - май 2003 г. - анализ научной и методической литературы и методики отбора на этапе начальной подготовки гимнасток, занимающихся художественной гимнастикой; сентябрь 2003 г. - май 2004 г. - определение морфологического статуса, биологического возраста, двигательной, физической и функциональной подготовленности, а так же уровень спортивной квалификации и технической подготовленности гимнасток 2-3 года обучения. Было обследовано 86 гимнасток 1995-1996 годов рождения, занимающихся художественной гимнастикой в спортивном клубе «Обь», СДЮШОР-3, ДЮСШ-1 г. Новосибирска; сентябрь 2004 г. - май 2005 г.- определялся уровень и особенности двигательной, физической и функциональной подготовленности гимнасток, проводилась сравнительная характеристика групп двигательной подготовленности гимнасток с учетом возрастных и перспективных нормативных показателей физической и функциональной подготовленности. Изучалась общая характеристика морфологического статуса и био-
логического возраста гимнасток и характеристика перспективных по морфостатусу гимнасток. Обосновывался выбор перспективных гимнасток по уровню видов подготовленности, морфологическому статусу и биологическому возрасту; сентябрь 2005 г. - май 2006 г.- полученные данные были обработаны методами математической статистики, подвергнуты обсуждению и готовились к публикации; сентябрь 2006 г. - май 2007 г. — продолжено обсуждение полученных научных данных и осуществлялось внедрение в практику.
Материалы исследования. Моторный потенциал гимнасток 7-9 лет рассматривался по видам подготовленности: двигательной, физической, функциональной. Гимнастки 7-9 лет имеют высокий уровень развития движений (90-92 %) в беге, ходьбе и равновесии, умеренное развитие (86-89 %) в лазании, движениях руками и прыжках, и более низкое (62-71 %) в движениях ногами и метании. Сравнение этих показателей с данными перспективных для занятий художественной гимнастикой девочками [7] свидетельствует, что гимнастки имеют лучшую подготовленность за исключением трех видов: движения ногами, метание и бег. Двигательную подготовленность гимнасток 7-9 лет можно оценить как вполне достаточную. Однако если сравнить их двигательную подготовленность с подготовленностью детей дошкольного возраста 7 лет, физическое воспитание которых осуществлялось направленно, комплексно, с элементами гимнастики хатха-йога [8, 9, 10], то можно отметить преимущество в развитии основных движений дошкольников, по сравнению с гимнастками 7-9 лет в шести — восьми движениях, за исключением отдельных случаев в равновесии и прыжках (табл. 1).
Физическая подготовленность гимнасток в пяти видах из семи находится на высоком уровне, соответствующем физическому воспитанию дошкольников (93-100 %), но в двух, является очень низкой — в быстроте и статической силе (16 и 23 %) (табл. 2). Функциональная подготовленность гимнасток высокая в координационных способностях (100 %), средняя — в задержке дыхания на вдохе и выдохе, пространственной точности сгибательных и разгибательных движений тела, дифференцировке силовых параметров (54-87 %) и низкая в дифференцировке пространства и времени (41-50 %) (табл. 2).
Итак, можем считать, что гимнастки достигли оптимального уровня развития двигательной и физической подготовленности, а функциональная подготовленность требует улучшения её уровня.
Взаимосвязь между физическими качествами ограничена, за исключением средней корреляционной связи между показателями динамической силы с ловкостью и скоростной силой, а последней с выносливостью. Между показателями двигательной, функциональной подготовленности взаимосвязи не обнаружено.
Неравномерность развития физических качеств и функциональных способностей у гимнасток 7-9 лет легла в основу дифференцирования их подготовленности по максимальным показателям.
Выбор максимальных показателей физической и функциональной подготовленности необходим для выявления гимнасток отличающихся от других более высокими показателями физических качеств и функциональных способностей. На фоне числа физических качеств и функциональных способностей, соответствующих возрастным и перспективным показателям, следует выделить их максимальные показатели. Это позволит определить из 78 гимнасток 7-9 лет, продолжающих занятия художественной гимнастикой, группу физически и функционально более подготовленных гимнасток.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
Давші
II водштов
асгок 7-влст, %
Екдьсдеюені К а (5 іИ Зэ'жчэс в" ежліктїн" . д^тн 7 ігет Пера:еЕткы-:Ее г^еочек. АИ. Ьф£ЬЧ>Е. 1555
АДЛржнчуЕ. 155Ё ШШцвп, 2МЗ СИРябнннн. 2-30;
К ЬЗСЮД КЕТХЕ-ЙОГЕ
К£ф£Б- ЛЫВМ Еоап:- ШЕВХ НПН6- лави елп:-
ДЕКК5КЕЯ РТПІП £7 35 ЇЛО 100 100 10С 23
Деекїкхя КОГЕ}!К 71 81 1Н) 100 100 10С 37
ХоДЙ£ 91 И ЇЛО 100 100 10С 37
ІЗ- 52 ЗА 1Н) 100 100 10С 10С
Ржшожне 50 44 35 52 ПО 10С 37
Лпике 89 89 ЇЛО 100 100 10С 32
Прьвкке 35 70 43 ПО 52 34 75
Ьії^ен" 62 Зі ЇЛО 100 100 £4 75
П [)и мо ча нио. К СЮД - кпнцаїггркр: на 111 юо □ 6 учынио псі ю им і.і и дни зисч і и я м, N - п си рма.
Фиачс
н иадіп,п)влпіва(.'п>тавасл)і74д(тІ%
П0ЕЕІ73ІК 4їжчзсе>5 нгаивган. д^тк 7легг ГИЕЕЕСТЕХ .'-5 ЗЕТ
ЫП.Ь^яш, 2-303 КСОД СП.Ея-їккн-:. 2005 Посеітзік
нщмв- щвое Е-ап:- ШЖОМ Еозраст- кье ЩКПЄЕ- шше
Звите е>:^
Лоєеость Ж юо 101 10С 54
Выносливость ю: юо іо: 10С 34
Стеткчїі І£Я СКЛЕ 73 52 101 23 -
Быстрота 35 100 ю: 1« ■:
СЕОрОСТЕЕЯСНЛЕ ж ЮО 101 96 15
Гїоезсть 73 52 іо: 55 25
Дннпютк іея скле ж ЮО іо: 55 15
фтзшдаамлвлые спосоа-іостк
КсордккЕцнсомье .іпосогкостк 73 юо іо: 10" 73
Дис-інг:“ шщ» ви пространст^вши 52 юо - 41 12
І]Ер£і"ТрОБ склоеих ю: 52 - 37 -
ЕЕ ЕДОІЄ - - - 54 35
ДЫХЯНН ніеьі:\; - - - 73 35
Пространстве наи ШЕШВ вперся - - - а -
точность ЦЕЛИ ЕІІ1Е - - - 53 -
ДжМйре нцщхі ви фат яігс параз нетрі - - - 50 -
Пркиачаыио. Си. тайл. 1
(Ъапопкшс я вела оодгото
.«хпвсклвупщи норнатв пиН лет во іруппаї
■нфиачеш)! в < гатсльаоі иодгото ■
|.п,Х
Гдапш денлет^ лькок пскготовпенвосга. Бкеьс пщппшгапкії
фу-: ки з-:ез:ез-:ок
ЕОЗрЕСТКЬЕ. Г=.' Л£рСПЕКЖВН£Е. п=5 ЕОІрЕСТКЬЕ. п=8 П£рСПЁЕТКВХЕЕ ,г=4
5-7 5 74 4-і 1-2 5-3 4-і <4 3-4 1-2 ■:
Пір ее я. п 5 13 2 7 5 13 15 12 2 5 15 і
г.=25. 15-22 % 31 62 24 31 45 52 41 31 66 3
ВгорЕЯ. п 4 11 С 1 ■: 14 6 £ 1 3 5 3
г.=15. 17-13 % 27 73 ■: ■: 53 40 53 20 63 20
Тінтья. п Т 11 4 1 5 16 10 10 2 3 15 4
г.=22. 15-1)6 % 32 50 13 4 23 3 45 45 10 14 63 13
^ктвёртЕЯ. в 1 5 2 ■І 4 3 = 4 2 ■І 12 ■І
г.=12.114 % 3 17 33 67 50 40 10 10С
№лві|з 2
Тзбдв^З
Учитывая средний уровень развития функциональных способностей и сенситивный период их развития, достаточный уровень физической и двигательной подготовленности, при рассмотрении максимальных показателей развития физической и функциональной подготовленности предпочтение отдано развитию функциональных способностей по группам двигательной подготовленности (табл. 3).
В каждой из четырёх групп двигательной подготовленности было учтено количество показателей физической и функциональной подготовленности, соответствующих возрастным нормативным показателям (ВНП) и перспективным показателям (ПП), с которыми гимнастки справлялись (табл. 3). Во всех четырёх группах перспективные нормативы гимнастки не в состоянии выполнить из-за недостаточного уровня развития физических качеств и функциональных способностей, несмотря на оптимальный достигнутый возрастной уровень.
Таким образом, соотношение числа нормативных показателей физической и функциональной подготовленности гимнасток 7-9 лет по группам двигательной подготовленности (табл. 3) показывает, что возрастные показатели ФП большинством гимнасток всех групп выполняются по пяти физическим качествам (50-75 %), а 7-6 качеств доступны только трети гимнасток первых трёх групп. Возрастные показатели ФУП по 6-8 и 4-5 функциональным способностям доступны примерно половине гимнасток (40-53 %).
Перспективные показатели этих качеств и способностей характеризуются значительно меньшей доступностью для гимнасток. Только одно - два физических качества доступны большинству гимнасток 2-4 групп (67-93%), три — около трети гимнасток, (23-33 %) за исключением второй группы и четыре-пять — 24 % гимнасток первой группы. Перспективные показатели ФУП одно — два доступны большинству (66-100 %), а три - четыре — только гимнасткам первой и второй
групп (31 и 20 %). Следует отметить гимнасток второй и третьей групп, которые не справились ни с одним перспективным показателем (20 и 18 %).
Необходимо подчеркнуть, что неравномерность физической и функциональной подготовленности гимнасток по возрастным и особенно перспективным показателям, говорит об отсутствии комплексности в подготовке. Отсутствие учёта отстающих физических качеств и функциональных способностей сказывается на разнообразии их проявления и различном уровне развития у занимающихся художественной гимнастикой.
По совокупности максимальных показателей функциональной и физической подготовленности и с учетом балла двигательной подготовленности из 78 гимнасток 45 можно считать перспективными 58 %, а 33 — менее перспективными 42 %.
Таким образом, перспективность гимнасток может зависеть от наличия высокого и среднего уровня максимальных показателей координационных способностей, дифференцировки временных параметров и силовых напряжений, задержки дыхания на вдохе, а в физических качествах от ловкости, выносливости, динамической и скоростной силы, гибкости.
По-видимому, преобладание одного из видов подготовленности или сочетание двух видов при разном уровне ДП создают предпосылки дифференцированного подхода к определению перспективных гимнасток, которые могут показать более высокие спортивные результаты в зависимости от сочетания у них показателей видов подготовленности.
Выводы. Предварительный этап начального отбора завершается анализом задатков и способностей гимнасток 7-9 лет, который позволит осуществить их отбор для перехода к этапу начальной специализированной подготовки. Одними из важных критериев отбора в художественной гимнастике следует считать двигательную, функциональную, физическую подготовленность гимнасток.
Гимнастки 7-9 лет, имеющие спортивный стаж 2-3 года, характеризуются высоким уровнем физической подготовленности, средним и высоким двигательной и функциональной подготовленности. Отстающими в развитии у них следует считать физические качества — быстроту и статическую силу, в двигательных действиях — метание и движения ногами, в функциональных способностях — дифференциров-ку пространственных и временных параметров.
Двигательную подготовленность гимнасток следует оценивать по ведущим движениям: бег, прыжки, ходьба, равновесие, движения руками и дополнительным — движения ногами, лазанье и метание, которые должны выполняться на 2-3 балла по 4-балльной шкале (от 0 до 3 баллов), за исключением, метания, где гимнастки могут иметь 1-3 балла.
Функциональную подготовленность необходимо оценивать по ведущим способностям (координационным, дифференцировке силовых параметров, пространственной точности наклона вперёд и назад) и дополнительным - (дифференцировке пространственных и временных параметров, задержке дыхания на вдохе и выдохе). Следует стремиться уменьшить ошибки в оценке пространственной точности наклона вперёд и назад, дифференцировке пространственных и временных параметров до минимальной величины, а в задержке дыхания в сторону увеличения обоих показателей.
Физическая подготовленность по пяти ведущим качествам должна соответствовать нормативным показателям (ловкость, динамическая и скоростная сила, гибкость и выносливость). Однако, необходимо повышать минимальные показатели последних четырех ка-
честв. А в двух дополнительных качествах (быстрота и статическая сила) следует добиваться более высоких как минимальных, так и максимальных показателей.
Дальнейшее наблюдение за спортивно-техническими результатами показали, что из группы перспективных гимнасток 19 (42 %), а из группы менее перспективных 8 (24 %) стали наиболее технически подготовленными 27 гимнастками 8-10 лет из 78 (35 %) гимнасток 7-9 лет.
Библиографический список
1. Соловьёва, Е.Б. Исследование факторов, определяющих уровень физической подготовленности спортсменок и обоснование методики её оценки (на примере художественной гимнастики): автореф. дис.... канд. пед. наук / Е.Б. Соловьева. — М., 1975. — 19 с.
2. Фирилева, Ж. Е. Методика педагогического контроля и совершенствования физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой: метод. рекомендации / Ж.Е. Фирилева. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1981. — 42 с.
3. Белокопытова, Ж.А. Комплексная оценка специальных способностей девочек на начальном этапе обучения упражнениям художественной гимнастике: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ж.А. Белокопытова. — Киев, 1981. - 27 с.
4. Иванова, Ж.В. Прогноз спортивных достижений в старших разрядах в художественной гимнастике на втором году обучения юных гимнасток / Ж.В. Иванова, А.И. Кравчук, Л.В. Лебедева // Проблемы совершенствования Олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири // Тезисы межрегиональной научно — практической конференции. — Омск, 2002. — С. 62-64.
5. Иванова, Ж.В. Методика оценки морфологических показателей и биологического возраста гимнасток 7-9 лет / Ж.В. Иванова, А.И. Кравчук // Образовательная направленность процесса физического воспитания и формирования здорового образа жизни дошкольников и младших школьников // Материалы межрегиональной научно-практической конференции — Омск, 2007. — С.39-41.
6. Кравчук, А. И. Система отбора в гимнастике: учеб. пособие / А.И. Кравчук. — Омск: Изд-во ОГИФК, 1984. — 40 с.
7. Кравчук, А.И. Научно-методологические и организационные основы дошкольного комплексного физического воспитания. Диссертация в виде научного доклада ... докт. пед. наук / А.И. Кравчук. — Омск, 1999. — 68 с.
8. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: монография. — Ч.2,3 / А. И. Кравчук. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. — 136 с.
9. Мухина, М.П. Концентрированное обучение основным движениям в процессе физического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста: автореф дис. .канд. пед. наук / М.П. Мухина. — Омск, 2003. — 23 с.
10. Рябинин, С.П. Особенности методики использования гимнастики хатха — йога в физическом воспитании дошкольников: автореф. дис.. канд. пед. наук / С.П Рябинин. — Красноярск, 2005. — 26 с.
ИВАНОВА Жанна Викторовна, преподаватель гимнастики, председатель предметно-цикловой комиссии гимнастики и единоборств.
КРАВЧУК Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Дата поступления статьи в редакцию: 10.09.2007 г.
© Иванова Ж.В., Кравчук А.И.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007