Научная статья на тему 'Роль комплексного физического воспитания в отборе перспективных девочек для занятий художественной гимнастикой'

Роль комплексного физического воспитания в отборе перспективных девочек для занятий художественной гимнастикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1169
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Ж. В., Кравчук А. И.

В статье рассматривается проблема разностороннего физического воспитания детей в условиях системы дополнительного образования (спортивные школы). В исследовании дана сравнительная характеристика уровня двигательной, физической и функциональной подготовленности дошкольников старшего возраста и гимнасток-ретардантов 7-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Дано обоснование критериям и нормативам этапа предварительного отбора для прогноза гимнасток, перспективных для занятий художественной гимнастикой. Результаты работы внедрены в практику работы СДЮСАШОР по художественной гимнастике Л. В. Лебедевой г. Омск, при подготовке преподавателей-тренеров сложнокоординационных видов спорта в СибГУФК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Ж. В., Кравчук А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of complex physical training in selection of promising girls for rhythmic gymnastics

In the article the problem of general physical education of children in sports schools is considered. In the research the comparative features of level is given to motor, physical and functional readiness of preschool children of senior age and gymnasts 7-9 years engaged in calisthenics gymnastics. Motivation is given to criteria and standards of stage of preselection for forecast of gymnasts, perspective for employments calisthenics gymnastics. They are introduced into practice in school of Olympic reserve on calisthenics gymnastics L.V. Lebedeva in Omsk at preparation of teachertrainers of sports types of gymnastics in Siberian state university of physical training.

Текст научной работы на тему «Роль комплексного физического воспитания в отборе перспективных девочек для занятий художественной гимнастикой»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

УДК 37.037.1 : 796.41

Ж. В. ИВАНОВА А. И. КРАВЧУК

Новосибирский колледж физической культуры, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТБОРЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ДЕВОЧЕК ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

В статье рассматривается проблема разностороннего физического воспитания детей в условиях системы дополнительного образования (спортивные школы). В исследовании дана сравнительная характеристика уровня двигательной, физической и функциональной подготовленности дошкольников старшего возраста и гимнасток-ретардантов 7-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Дано обоснование критериям и нормативам этапа предварительного отбора для прогноза гимнасток, перспективных для занятий художественной гимнастикой. Результаты работы внедрены в практику работы СДЮСАШОР по художественной гимнастике Л. В. Лебедевой г. Омск, при подготовке преподавателей-тренеров сложнокоординационных видов спорта в СибГУФК.

В основе физического воспитания подрастающего поколения лежат специфические научно-методические принципы, разработанные в процессе многолетней научно-исследовательской деятельности школы профессора А.И. Кравчука (1976-2007 гг.). В определенные возрастные периоды физического воспитания детей и молодежи имеется одинаковая направленность педагогических воздействий. На 5-7 годах жизни необходима их избирательная направленность, когда трудно выделить, что является решающим в качестве выполнения двигательных действий — уровень физических качеств, функционально-двигательных способностей или качество умений, навыков. Если удаётся вычленить один из этих компонентов и убедиться в низком уровне его развития, то следует уделить внимание его развитию в процессе занятий с детьми. В этом возрасте подтягиваются до возрастных нормативов отстающие физические качества (ФК), функционально-двигательные способности (ФДС), двигательные навыки (ДН).

В возрасте 7-11 лет педагогические воздействия отличаются целостной направленностью, которая заключается в создании внешних условий и внутренней потребности детей в выполнении двигательных действий самостоятельно, но в таких условиях окружающей педагогической среды, когда можно управлять двигательной деятельностью детей в соответствии с их возрастными особенностями развития ДН, ФДС и ФК, т. к. 5-7 годы жизни характеризуются усвоением детьми информации об основных функционально- двигательных способностях, а с 7 до 11 лет — об управлении движениями (совместным проявлении качества основных движений (ОД), уровня ФДС и ФК, интеллектуального (исследовательского поведения)).

У детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 года жизни) в условиях дошкольных образовательных учреждений осуществляется комплексное физическое воспитание, предусматривающее развитие основных движений, комплекса физических качеств и функционально-двигательных способностей, оздоровительно развивающей направленности. Оно позволяет осу-

ществить разностороннее развитие личности ребенка.

Этап начальной подготовки в художественной гимнастике может продолжаться до пяти лет, в зависимости от возраста начала занятий в 4-5 или 6-7 лет. На данном этапе подготовки осуществляется начальный отбор, который подразделяется на два этапа: предварительный и основной. Набор детей в учреждения дополнительного образования (спортивные школы) должен осуществляться (СанПиН) с 6 лет, фактически набор девочек для занятий художественной гимнастикой проводится с 4-5 лет. Дети этого возраста занимаются в спортивно - оздоровительных группах. В связи с этим для детей 4-6 лет этап предварительного отбора длится три года, а затем следует основной этап начального отбора.

Содержание начального отбора в художественной гимнастике, несмотря на привлечение девочек дошкольного возраста к занятиям, носит специализированную направленность и слабо отвечает оценке уровня физического развития и разносторонней подготовленности детей данного возраста, особенно на этапе предварительного отбора. Большая часть авторов уделяет внимание специальным физическим качествам и некоторым функциональным способностям при изучении проблемы отбора, слабо учитывая при этом особенности телосложения гимнасток, ограничиваясь отдельными показателями, за исключением Е. Б. Соловьевой [1], Ж. Е. Фирилевой [2], Ж. А. Белокопытовой [3], Ж. В. Ивановой, А. И Кравчука, Л. В. Лебедевой [4], Ж. В. Ивановой, А. И Кравчука [5].

Предварительный отбор в сложнокоординационных видах спорта направлен на завершение физкультурноспортивной ориентации новичков и определении перспективности занятий одним из видов спорта. Предварительный отбор предполагает определение морфостатуса, биологического возраста, общей и специальной физической и технической подготовленности занимающихся [6] и отбор детей, способных успешно освоить программы кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта.

Сложность проведения отбора состоит в том, что в ДЮСШ принимаются дети, находящиеся в стадии разви-

тия. Поэтому необходимы знания возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Надежность предварительного отбора зависит в основном от правильной оценки задатков и способностей новичков и учета изменения этих задатков под влиянием занятий спортом.

По данным нашего предварительного исследования [4], оценка морфостатуса юных гимнасток 2-го года обучения позволила выявить перспективных для занятий художественной гимнастикой девочек, которые в дальнейшем достигли спортивных результатов на уровне гимнасток старших разрядов. Оценка нами биологического возраста 86-ти гимнасток 7-9 лет показала, что 77% гимнасток являются ретардантами, а 23% - среднерастущими.

Проблема исследования — совершенствование процесса начального отбора перспективных гимнасток для занятий художественной гимнастикой.

Объект исследования — система начального отбора в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.

Предмет исследования — критерии предварительного отбора на этапе начальной подготовки.

Цель исследования — разработать критерии и нормативы этапа предварительного отбора перспективных гимнасток 7-9 лет в художественной гимнастике.

Гипотеза исследования. Предполагается, что выявление особенностей развития движений, физических качеств, функциональных способностей гимнасток 7-9 лет дает оценку этим критериям, позволяющим на этапе предварительного отбора, сделать прогноз перспективных гимнасток для занятий художественной гимнастикой.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Определить уровень двигательной, физической, функциональной подготовленности гимнасток 7-9 лет.

2. Обосновать критерии этапа предварительного отбора гимнасток, перспективных для занятий художественной гимнастикой.

3. Разработать методические указания по совершенствованию двигательной, физической и функциональной подготовленности гимнасток 7-9 лет на этапе начальной подготовки.

Для реализации цели и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной и обобщение данных методической литературы, определение биологического возраста, антропометрия, педагогические контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2007 год и включало пять этапов. Сентябрь 2001 г. - май 2003 г. - анализ научной и методической литературы и методики отбора на этапе начальной подготовки гимнасток, занимающихся художественной гимнастикой; сентябрь 2003 г. - май 2004 г. - определение морфологического статуса, биологического возраста, двигательной, физической и функциональной подготовленности, а так же уровень спортивной квалификации и технической подготовленности гимнасток 2-3 года обучения. Было обследовано 86 гимнасток 1995-1996 годов рождения, занимающихся художественной гимнастикой в спортивном клубе «Обь», СДЮШОР-3, ДЮСШ-1 г. Новосибирска; сентябрь 2004 г. - май 2005 г.- определялся уровень и особенности двигательной, физической и функциональной подготовленности гимнасток, проводилась сравнительная характеристика групп двигательной подготовленности гимнасток с учетом возрастных и перспективных нормативных показателей физической и функциональной подготовленности. Изучалась общая характеристика морфологического статуса и био-

логического возраста гимнасток и характеристика перспективных по морфостатусу гимнасток. Обосновывался выбор перспективных гимнасток по уровню видов подготовленности, морфологическому статусу и биологическому возрасту; сентябрь 2005 г. - май 2006 г.- полученные данные были обработаны методами математической статистики, подвергнуты обсуждению и готовились к публикации; сентябрь 2006 г. - май 2007 г. — продолжено обсуждение полученных научных данных и осуществлялось внедрение в практику.

Материалы исследования. Моторный потенциал гимнасток 7-9 лет рассматривался по видам подготовленности: двигательной, физической, функциональной. Гимнастки 7-9 лет имеют высокий уровень развития движений (90-92 %) в беге, ходьбе и равновесии, умеренное развитие (86-89 %) в лазании, движениях руками и прыжках, и более низкое (62-71 %) в движениях ногами и метании. Сравнение этих показателей с данными перспективных для занятий художественной гимнастикой девочками [7] свидетельствует, что гимнастки имеют лучшую подготовленность за исключением трех видов: движения ногами, метание и бег. Двигательную подготовленность гимнасток 7-9 лет можно оценить как вполне достаточную. Однако если сравнить их двигательную подготовленность с подготовленностью детей дошкольного возраста 7 лет, физическое воспитание которых осуществлялось направленно, комплексно, с элементами гимнастики хатха-йога [8, 9, 10], то можно отметить преимущество в развитии основных движений дошкольников, по сравнению с гимнастками 7-9 лет в шести — восьми движениях, за исключением отдельных случаев в равновесии и прыжках (табл. 1).

Физическая подготовленность гимнасток в пяти видах из семи находится на высоком уровне, соответствующем физическому воспитанию дошкольников (93-100 %), но в двух, является очень низкой — в быстроте и статической силе (16 и 23 %) (табл. 2). Функциональная подготовленность гимнасток высокая в координационных способностях (100 %), средняя — в задержке дыхания на вдохе и выдохе, пространственной точности сгибательных и разгибательных движений тела, дифференцировке силовых параметров (54-87 %) и низкая в дифференцировке пространства и времени (41-50 %) (табл. 2).

Итак, можем считать, что гимнастки достигли оптимального уровня развития двигательной и физической подготовленности, а функциональная подготовленность требует улучшения её уровня.

Взаимосвязь между физическими качествами ограничена, за исключением средней корреляционной связи между показателями динамической силы с ловкостью и скоростной силой, а последней с выносливостью. Между показателями двигательной, функциональной подготовленности взаимосвязи не обнаружено.

Неравномерность развития физических качеств и функциональных способностей у гимнасток 7-9 лет легла в основу дифференцирования их подготовленности по максимальным показателям.

Выбор максимальных показателей физической и функциональной подготовленности необходим для выявления гимнасток отличающихся от других более высокими показателями физических качеств и функциональных способностей. На фоне числа физических качеств и функциональных способностей, соответствующих возрастным и перспективным показателям, следует выделить их максимальные показатели. Это позволит определить из 78 гимнасток 7-9 лет, продолжающих занятия художественной гимнастикой, группу физически и функционально более подготовленных гимнасток.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

Давші

II водштов

асгок 7-влст, %

Екдьсдеюені К а (5 іИ Зэ'жчэс в" ежліктїн" . д^тн 7 ігет Пера:еЕткы-:Ее г^еочек. АИ. Ьф£ЬЧ>Е. 1555

АДЛржнчуЕ. 155Ё ШШцвп, 2МЗ СИРябнннн. 2-30;

К ЬЗСЮД КЕТХЕ-ЙОГЕ

К£ф£Б- ЛЫВМ Еоап:- ШЕВХ НПН6- лави елп:-

ДЕКК5КЕЯ РТПІП £7 35 ЇЛО 100 100 10С 23

Деекїкхя КОГЕ}!К 71 81 1Н) 100 100 10С 37

ХоДЙ£ 91 И ЇЛО 100 100 10С 37

ІЗ- 52 ЗА 1Н) 100 100 10С 10С

Ржшожне 50 44 35 52 ПО 10С 37

Лпике 89 89 ЇЛО 100 100 10С 32

Прьвкке 35 70 43 ПО 52 34 75

Ьії^ен" 62 Зі ЇЛО 100 100 £4 75

П [)и мо ча нио. К СЮД - кпнцаїггркр: на 111 юо □ 6 учынио псі ю им і.і и дни зисч і и я м, N - п си рма.

Фиачс

н иадіп,п)влпіва(.'п>тавасл)і74д(тІ%

П0ЕЕІ73ІК 4їжчзсе>5 нгаивган. д^тк 7легг ГИЕЕЕСТЕХ .'-5 ЗЕТ

ЫП.Ь^яш, 2-303 КСОД СП.Ея-їккн-:. 2005 Посеітзік

нщмв- щвое Е-ап:- ШЖОМ Еозраст- кье ЩКПЄЕ- шше

Звите е>:^

Лоєеость Ж юо 101 10С 54

Выносливость ю: юо іо: 10С 34

Стеткчїі І£Я СКЛЕ 73 52 101 23 -

Быстрота 35 100 ю: 1« ■:

СЕОрОСТЕЕЯСНЛЕ ж ЮО 101 96 15

Гїоезсть 73 52 іо: 55 25

Дннпютк іея скле ж ЮО іо: 55 15

фтзшдаамлвлые спосоа-іостк

КсордккЕцнсомье .іпосогкостк 73 юо іо: 10" 73

Дис-інг:“ шщ» ви пространст^вши 52 юо - 41 12

І]Ер£і"ТрОБ склоеих ю: 52 - 37 -

ЕЕ ЕДОІЄ - - - 54 35

ДЫХЯНН ніеьі:\; - - - 73 35

Пространстве наи ШЕШВ вперся - - - а -

точность ЦЕЛИ ЕІІ1Е - - - 53 -

ДжМйре нцщхі ви фат яігс параз нетрі - - - 50 -

Пркиачаыио. Си. тайл. 1

(Ъапопкшс я вела оодгото

.«хпвсклвупщи норнатв пиН лет во іруппаї

■нфиачеш)! в < гатсльаоі иодгото ■

|.п,Х

Гдапш денлет^ лькок пскготовпенвосга. Бкеьс пщппшгапкії

фу-: ки з-:ез:ез-:ок

ЕОЗрЕСТКЬЕ. Г=.' Л£рСПЕКЖВН£Е. п=5 ЕОІрЕСТКЬЕ. п=8 П£рСПЁЕТКВХЕЕ ,г=4

5-7 5 74 4-і 1-2 5-3 4-і <4 3-4 1-2 ■:

Пір ее я. п 5 13 2 7 5 13 15 12 2 5 15 і

г.=25. 15-22 % 31 62 24 31 45 52 41 31 66 3

ВгорЕЯ. п 4 11 С 1 ■: 14 6 £ 1 3 5 3

г.=15. 17-13 % 27 73 ■: ■: 53 40 53 20 63 20

Тінтья. п Т 11 4 1 5 16 10 10 2 3 15 4

г.=22. 15-1)6 % 32 50 13 4 23 3 45 45 10 14 63 13

^ктвёртЕЯ. в 1 5 2 ■І 4 3 = 4 2 ■І 12 ■І

г.=12.114 % 3 17 33 67 50 40 10 10С

№лві|з 2

Тзбдв^З

Учитывая средний уровень развития функциональных способностей и сенситивный период их развития, достаточный уровень физической и двигательной подготовленности, при рассмотрении максимальных показателей развития физической и функциональной подготовленности предпочтение отдано развитию функциональных способностей по группам двигательной подготовленности (табл. 3).

В каждой из четырёх групп двигательной подготовленности было учтено количество показателей физической и функциональной подготовленности, соответствующих возрастным нормативным показателям (ВНП) и перспективным показателям (ПП), с которыми гимнастки справлялись (табл. 3). Во всех четырёх группах перспективные нормативы гимнастки не в состоянии выполнить из-за недостаточного уровня развития физических качеств и функциональных способностей, несмотря на оптимальный достигнутый возрастной уровень.

Таким образом, соотношение числа нормативных показателей физической и функциональной подготовленности гимнасток 7-9 лет по группам двигательной подготовленности (табл. 3) показывает, что возрастные показатели ФП большинством гимнасток всех групп выполняются по пяти физическим качествам (50-75 %), а 7-6 качеств доступны только трети гимнасток первых трёх групп. Возрастные показатели ФУП по 6-8 и 4-5 функциональным способностям доступны примерно половине гимнасток (40-53 %).

Перспективные показатели этих качеств и способностей характеризуются значительно меньшей доступностью для гимнасток. Только одно - два физических качества доступны большинству гимнасток 2-4 групп (67-93%), три — около трети гимнасток, (23-33 %) за исключением второй группы и четыре-пять — 24 % гимнасток первой группы. Перспективные показатели ФУП одно — два доступны большинству (66-100 %), а три - четыре — только гимнасткам первой и второй

групп (31 и 20 %). Следует отметить гимнасток второй и третьей групп, которые не справились ни с одним перспективным показателем (20 и 18 %).

Необходимо подчеркнуть, что неравномерность физической и функциональной подготовленности гимнасток по возрастным и особенно перспективным показателям, говорит об отсутствии комплексности в подготовке. Отсутствие учёта отстающих физических качеств и функциональных способностей сказывается на разнообразии их проявления и различном уровне развития у занимающихся художественной гимнастикой.

По совокупности максимальных показателей функциональной и физической подготовленности и с учетом балла двигательной подготовленности из 78 гимнасток 45 можно считать перспективными 58 %, а 33 — менее перспективными 42 %.

Таким образом, перспективность гимнасток может зависеть от наличия высокого и среднего уровня максимальных показателей координационных способностей, дифференцировки временных параметров и силовых напряжений, задержки дыхания на вдохе, а в физических качествах от ловкости, выносливости, динамической и скоростной силы, гибкости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По-видимому, преобладание одного из видов подготовленности или сочетание двух видов при разном уровне ДП создают предпосылки дифференцированного подхода к определению перспективных гимнасток, которые могут показать более высокие спортивные результаты в зависимости от сочетания у них показателей видов подготовленности.

Выводы. Предварительный этап начального отбора завершается анализом задатков и способностей гимнасток 7-9 лет, который позволит осуществить их отбор для перехода к этапу начальной специализированной подготовки. Одними из важных критериев отбора в художественной гимнастике следует считать двигательную, функциональную, физическую подготовленность гимнасток.

Гимнастки 7-9 лет, имеющие спортивный стаж 2-3 года, характеризуются высоким уровнем физической подготовленности, средним и высоким двигательной и функциональной подготовленности. Отстающими в развитии у них следует считать физические качества — быстроту и статическую силу, в двигательных действиях — метание и движения ногами, в функциональных способностях — дифференциров-ку пространственных и временных параметров.

Двигательную подготовленность гимнасток следует оценивать по ведущим движениям: бег, прыжки, ходьба, равновесие, движения руками и дополнительным — движения ногами, лазанье и метание, которые должны выполняться на 2-3 балла по 4-балльной шкале (от 0 до 3 баллов), за исключением, метания, где гимнастки могут иметь 1-3 балла.

Функциональную подготовленность необходимо оценивать по ведущим способностям (координационным, дифференцировке силовых параметров, пространственной точности наклона вперёд и назад) и дополнительным - (дифференцировке пространственных и временных параметров, задержке дыхания на вдохе и выдохе). Следует стремиться уменьшить ошибки в оценке пространственной точности наклона вперёд и назад, дифференцировке пространственных и временных параметров до минимальной величины, а в задержке дыхания в сторону увеличения обоих показателей.

Физическая подготовленность по пяти ведущим качествам должна соответствовать нормативным показателям (ловкость, динамическая и скоростная сила, гибкость и выносливость). Однако, необходимо повышать минимальные показатели последних четырех ка-

честв. А в двух дополнительных качествах (быстрота и статическая сила) следует добиваться более высоких как минимальных, так и максимальных показателей.

Дальнейшее наблюдение за спортивно-техническими результатами показали, что из группы перспективных гимнасток 19 (42 %), а из группы менее перспективных 8 (24 %) стали наиболее технически подготовленными 27 гимнастками 8-10 лет из 78 (35 %) гимнасток 7-9 лет.

Библиографический список

1. Соловьёва, Е.Б. Исследование факторов, определяющих уровень физической подготовленности спортсменок и обоснование методики её оценки (на примере художественной гимнастики): автореф. дис.... канд. пед. наук / Е.Б. Соловьева. — М., 1975. — 19 с.

2. Фирилева, Ж. Е. Методика педагогического контроля и совершенствования физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой: метод. рекомендации / Ж.Е. Фирилева. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1981. — 42 с.

3. Белокопытова, Ж.А. Комплексная оценка специальных способностей девочек на начальном этапе обучения упражнениям художественной гимнастике: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ж.А. Белокопытова. — Киев, 1981. - 27 с.

4. Иванова, Ж.В. Прогноз спортивных достижений в старших разрядах в художественной гимнастике на втором году обучения юных гимнасток / Ж.В. Иванова, А.И. Кравчук, Л.В. Лебедева // Проблемы совершенствования Олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири // Тезисы межрегиональной научно — практической конференции. — Омск, 2002. — С. 62-64.

5. Иванова, Ж.В. Методика оценки морфологических показателей и биологического возраста гимнасток 7-9 лет / Ж.В. Иванова, А.И. Кравчук // Образовательная направленность процесса физического воспитания и формирования здорового образа жизни дошкольников и младших школьников // Материалы межрегиональной научно-практической конференции — Омск, 2007. — С.39-41.

6. Кравчук, А. И. Система отбора в гимнастике: учеб. пособие / А.И. Кравчук. — Омск: Изд-во ОГИФК, 1984. — 40 с.

7. Кравчук, А.И. Научно-методологические и организационные основы дошкольного комплексного физического воспитания. Диссертация в виде научного доклада ... докт. пед. наук / А.И. Кравчук. — Омск, 1999. — 68 с.

8. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: монография. — Ч.2,3 / А. И. Кравчук. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. — 136 с.

9. Мухина, М.П. Концентрированное обучение основным движениям в процессе физического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста: автореф дис. .канд. пед. наук / М.П. Мухина. — Омск, 2003. — 23 с.

10. Рябинин, С.П. Особенности методики использования гимнастики хатха — йога в физическом воспитании дошкольников: автореф. дис.. канд. пед. наук / С.П Рябинин. — Красноярск, 2005. — 26 с.

ИВАНОВА Жанна Викторовна, преподаватель гимнастики, председатель предметно-цикловой комиссии гимнастики и единоборств.

КРАВЧУК Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.09.2007 г.

© Иванова Ж.В., Кравчук А.И.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.