Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ФИТНЕСОМ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ФИТНЕСОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ФИТНЕС / ДЕВУШКИ 18-19 ЛЕТ / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АДАПТАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Порубайко Людмила Николаевна, Зинчук Нина Аркадьевна, Ермолина Наталья Владимировна, Морозова Ольга Владимировна

В комплексном исследовании влияния регулярных занятий двигательной активностью, проанализированы результаты занятий функциональным фитнесом девушек 18-19 лет. В группе 29 человек применялась методика от базового уровня до интервальных тренировок, среднее количество часов занятий в неделю от 4 до 8, моторная плотность занятий составляла от 61,3±5,7% в начале учебно-тренировочных занятий до 81,2±7,9% на 7 месяце тренировок. Функциональная адаптация к физическим нагрузкам проявлялась в виде выраженной брадикардии в состоянии покоя и двигательной активности средней интенсивности. Значимое повышение уровня развития физических качеств регистрировался на 6 месяце учебно-тренировочных занятий и имел достоверную корреляцию с повышением адаптационного потенциала сердечно - сосудистой системы. Материалы. Материалом для исследования послужили, официальные данные текущего медицинского контроля, протоколы контрольных нормативов физической подготовленности и тесты функциональных проб на велоэргометре. Методы исследования. При проведении данной работы вся группа девушек прошла текущий медицинский осмотр, включая физикальные и лабораторные исследования с использованием инструментальных методов диагностики. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартных пакетов (Microsoft USA). Достоверность различий исследуемых показателей устанавливали с помощью общепринятых методов математической статистики. Различия считались значимыми при вероятности принятия гипотезы p <0,05. Результат. Проведенное исследование показало, что положительный эффект повышения уровня резервов кардиореспираторной системы и развития физических качеств при занятии функциональным фитнесом достоверно наблюдался на 6 месяце учебно-тренировочных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Порубайко Людмила Николаевна, Зинчук Нина Аркадьевна, Ермолина Наталья Владимировна, Морозова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OFPLANNING THE LEVEL OFPHYSICAL LOAD IN FUNCTIONAL FITNESS

In the comprehensive study of the impact of regular physical activity, the results of functional fitness classes among the girls aged 18-19 were analyzed. In the group of 29 people, the methodology was used from the basic level to interval training, the average number of hours of training per week was from 4 to 8, the motor density of classes ranged from 61.3±5.7% at the beginning of training sessions to 81.2±7, 9% at 7 months of training. Functional adaptation to physical activity manifested itself in the form of severe bradycardia at rest and motor activity of moderate intensity. The significant increase in the level of development of physical qualities was recorded at the 6th month of training sessions and it had significant correlation with increase in the adaptive potential of the cardiovascular system. Materials. The material for the study was official data of current medical control, protocols of control standards for physical fitness and tests of functional tests on a bicycle ergometer. Research methods. During this work, the entire group of girls underwent a current medical examination, including physical and laboratory studies using instrumental diagnostic methods. Statistical processing of the obtained data was carried out using standard packages (Microsoft USA). The significance of the differences in the studied parameters was established using generally accepted methods of mathematical statistics. Differences were considered significant at the probability of accepting the hypothesis p<0.05. Result. The study showed that the positive effect of increasing the level of reserves of the cardiorespiratory system and the development of physical qualities during functional fitness was reliably observed during the 6th month of training sessions.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ФИТНЕСОМ»

та им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 110-113.

4. Самойлов, А.С. Оценка эффективности методики коррекции психоэмоционального состояния спортсменов сборной России / А.С. Самойлов, С.М. Разинкин // Медицина экстремальных ситуаций. - 2015. - № 3. - С. 62-67.

5. Горская Г.Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 4. - С. 8591.

6. Иванькова Ю.А. Психологическое сопровождение гандболистов / Ю.А. Иванькова // Физическое воспитание, спорт и здоровье человека. 2017. -№ 10. - С. 206-214.

REFERENCES

1. Mironov, A.O. and Shashkov, A.A. (2016),"Formation of the motivational structure of incentives for physical education", New science: problems and prospects, No. 67, pp. 130-132.

2. Dementeva, I.M. and Kravchenko, G.G. (2016), "Formation of personal resources, self-actualization in teenage athletes engaged in handball", Topical issues of physical culture and sports, No. 1, pp. 90-95.

3. Korolev, A.S., (2017), "Pedagogical conditions for the formation of a socially active position among students - future teachers of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (145). pp. 110-113.

4. Samoilov, A.S. and Razinkin, S.M. (2015), "Evaluation of the effectiveness of the method of correction of the psycho-emotional state of athletes of the Russian national team", Medicine of extreme situations, No. 3, pp. 62-67

5. Gorskaya, G.B. (2016) , "Motivational climate as a psychological regulator of athletes' activity", Physical culture, sports - science and practice, No. 4, pp. 85-91.

6. Ivankova, Yu.A. (2017), "Psychological support of handball players", Physical education, sports and human health, No. 10, pp. 206-214.

Контактная информация: andronova.olya2011@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2022

УДК 796.012.6

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ФИТНЕСОМ

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань; Людмила Николаевна Порубайко, кандидат медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар; Нина Аркадьевна Зинчук, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Владимировна Ермолина, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Аннотация

В комплексном исследовании влияния регулярных занятий двигательной активностью, проанализированы результаты занятий функциональным фитнесом девушек 18-19 лет. В группе 29 человек применялась методика от базового уровня до интервальных тренировок, среднее количество часов занятий в неделю от 4 до 8, моторная плотность занятий составляла от 61,3±5,7% в начале учебно-тренировочных занятий до 81,2±7,9% на 7 месяце тренировок. Функциональная адаптация к физическим нагрузкам проявлялась в виде выраженной брадикардии в состоянии покоя и двигательной активности средней интенсивности. Значимое повышение уровня развития физических качеств регистрировался на 6 месяце учебно-тренировочных занятий и имел достоверную корреляцию с повышением адаптационного потенциала сердечно - сосудистой системы. Материалы. Материалом для исследования послужили, официальные данные текущего медицинского контроля, протоколы контрольных нормативов физической подготовленности и тесты функциональных проб на велоэргометре. Методы исследования. При проведении данной работы вся группа девушек прошла

текущий медицинский осмотр, включая физикальные и лабораторные исследования с использованием инструментальных методов диагностики. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартных пакетов (Microsoft USA). Достоверность различий исследуемых показателей устанавливали с помощью общепринятых методов математической статистики. Различия считались значимыми при вероятности принятия гипотезы p <0,05. Результат. Проведенное исследование показало, что положительный эффект повышения уровня резервов кардиореспираторной системы и развития физических качеств при занятии функциональным фит-несом достоверно наблюдался на 6 месяце учебно-тренировочных занятий.

Ключевые слова: функциональный фитнес, девушки 18-19 лет, развитие физических качеств, физическая подготовленность, адаптационные резервы кардиореспираторной системы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p130-135

METHODOLOGICAL FEATURES OF PLANNING THE LEVEL OF PHYSICAL LOAD IN FUNCTIONAL FITNESS

Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Lyudmila Nikolaevna Porubaiko, the candidate of medical sciences, docent, Kuban State Medical University, Krasnodar; Nina Arkadievna Zinchuk, the candidate of pedagogical sciences, docent, Natalya Vladimirovna Ermolina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Vladimirovna Morozova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Astrakhan State University, Astrakhan

Abstract

In the comprehensive study of the impact of regular physical activity, the results of functional fitness classes among the girls aged 18-19 were analyzed. In the group of 29 people, the methodology was used from the basic level to interval training, the average number of hours of training per week was from 4 to 8, the motor density of classes ranged from 61.3±5.7% at the beginning of training sessions to 81.2±7, 9% at 7 months of training. Functional adaptation to physical activity manifested itself in the form of severe bradycardia at rest and motor activity of moderate intensity. The significant increase in the level of development of physical qualities was recorded at the 6th month of training sessions and it had significant correlation with increase in the adaptive potential of the cardiovascular system. Materials. The material for the study was official data of current medical control, protocols of control standards for physical fitness and tests of functional tests on a bicycle ergometer. Research methods. During this work, the entire group of girls underwent a current medical examination, including physical and laboratory studies using instrumental diagnostic methods. Statistical processing of the obtained data was carried out using standard packages (Microsoft USA). The significance of the differences in the studied parameters was established using generally accepted methods of mathematical statistics. Differences were considered significant at the probability of accepting the hypothesis p<0.05. Result. The study showed that the positive effect of increasing the level of reserves of the cardiorespiratory system and the development of physical qualities during functional fitness was reliably observed during the 6th month of training sessions.

Keywords: functional fitness, girls aged 18-19, development of physical qualities, physical fitness, adaptive reserves of the cardiorespiratory system.

ВВЕДЕНИЕ

Занятия функциональным фитнесом в последнее время стали достаточно популярными среди различных возрастных групп населения [1, 7]. Оздоровительные тренировки требуют соответствующего структурного планирования, основанного на первоначальном уровне физической и функциональной подготовленности занимающихся [6]. Существенный рост количества доступных фитнес программ оздоровительного характера способствует развитию массовой фитнес индустрии [4]. Среди различных направлений особое место занимают функциональные тренировки, оздоровительно - корригирующей направленности, ориентируемые на проведение занятий с различными группами населения [8, 11]. Современные исследования подтверждают положительное влияние кардиоориенти-рованных тренировок на функциональные резервы организма занимающихся, при этом

указывается существенный рост качества жизни [2]. Процессы адаптации к физическим нагрузкам при занятиях функциональным фитнесом зависят от многих факторов и заключается в персональном планировании интенсивности и объема тренировочных занятий [5]. В результате систематических занятий функциональным фитнесом, характеризующимся силовыми упражнениями, у женщин наблюдалось существенное повышение силовых показателей, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств [12]. Рассматривая вопрос о планировании уровня физической нагрузки, особое внимание необходимо уделять состоянию сердечно - сосудистой системы и опорно-двигательному аппарату -как основным индикаторам назначения уровня физической активности [9]. В условиях учебно-тренировочных занятий оздоровительными видами двигательной активности происходят достоверное повышение функциональных резервов организма [10]. Среди эффективных методик направленных на развитие физических качеств, практикующие тренеры выделяют интервальный метод и круговую тренировку [3]. В современных исследованиях разработано множество учебно-тренировочных моделей занятий функциональным фитнесом, однако актуальным остается исследование варьирование физической нагрузки на различных этапах тренировок с учетом возрастных особенностей и гендерно-го статуса. В этой связи было проведено исследование занятий функциональным фитне-сом в группе девушек 16-17 лет, включающий прогностический комплекс из перспективности применения двигательных заданий для повышения функциональных резервов и развития физических качеств.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 29 студентов Астраханского ГМУ и Кубанского ГМУ (девушки 18-19 лет), прошедшие текущий медицинский осмотр и допущенные к занятиям физической культурой и спортом, кроме соревновательной деятельности. Все занимающие сдавали контрольные нормативы в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++.

Критерии исследования: возрастная группа 18-19 лет, пол - женский, отсутствие острых и хронических заболеваний, уровень функциональной и физической подготовленности.

Критерии исключения: высокий ИМТ, препятствующий проведению сдачи контрольных нормативов, частое проявление вегето-сосудистого синдрома.

Функциональное исследование реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку проводилось с использованием велоэргометра Орторент вело. Математическая обработка полученных в исследовании результатов осуществлялась по общепринятым методикам.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Занятия функциональном фитнесом планировалось в соответствии с результатами функциональных проб и уровнем начальной физической подготовленности, в этой связи были сформированы две группы: первая группа девушек 12 человек (П1-12) успешно прошедших тестирование на велоэргометре с нагрузкой 60±5 вт., в течении 5 мин. с ЧСС до 130 уд.мин. и вторая группа студентов (п2-17) 17 человек показавшая не удовлетворительный результат на функциональной пробе ЧСС > 150±5.7 уд. мин. на 3-4 мин. тестирования, функциональная проба при этом прекращалась. В структуре комплексов упражнений базовой части были предложены упражнения циклического характера (беговая дорожка, велотренажер, эллипсоид) с нагрузкой от 30 до 40 вт. - 15-20 мин. интенсивность двигательной активности контролировалась фитнес-трекерами или бортовым компьютером в границах компенсаторной зоны активности ЧСС до 130 уд/мин. Силовые упражнения на тренажерах были ориентированы на развитие основных мышечных групп (мышцы спины, ног, живота и грудные мышцы) с количеством повторений от 15 до 18 с

отягощением до 50±5% от расчетного максимума. Как оказалось, упражнения с использованием кардио тренажеров являются самыми прогностический благоприятными, способных формировать регуляторно - адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы в течении 5-6 месяце регулярных занятий (р<0,043; r=0,571) Упражнения на силовых тренажерах, позволили существенно увеличить рабочие веса в жиме лежа ногами под углом 60 градусов на 86,9±7,5%, (р<0,037; r=0,507) жим лежа под наклоном 57,3±5,1%, (р<0,039; r=0,622) тяга за голову - 47,4±5,9%, тяга к поясу 55,2±3,8%, (р<0,044; r=0,481) В то же время особое внимание необходимо уделять результатам ответной реакции на физическую нагрузку в группе (n2-17), на втором месяце учебно-тренировочных занятий в данной группе у 3 занимающихся на фоне физической нагрузки на беговой дорожке с нагрузкой 70±5 вт. на 5-7 минутах нагрузки проявлялась рассогласованность работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что, по нашему мнению, связано с низким уровнем физической подготовленности и недостаточными адаптационными резервами кардиореспираторной системы. У большинства занимающихся в данной группе отмечалась быстрая утомляемость при выполнении упражнений скоростно-силового характера и циклических упражнений средней интенсивности. Рассматривая результативность адаптации к физическим нагрузкам в исследуемых группах, можно констатировать, что упражнения на выносливость вызывали затруднение в обеих группах занимающихся, в тоже время достоверно определено, что группа (щ-12) адаптировалась к нагрузкам развивающих общую выносливость и скоростно-силовые качества за более короткое время (р<0,039; r=0,536). В освоении упражнений силового характера значимых межгрупповых различий выявлено не было. Возникающие вопросы в ходе оценки уровня планирования физической нагрузки по интенсивности решались на основании первичных и текущих функциональных тестов, вес отягощений на спортивных тренажерах формировался на основании формулы О Коннор (O Conner) 1 разовый максимум=М * (1+0.025*k) (где M -вес отягощения, k - количество повторений с данным весом) и составлял 50-55% от максимального показателя, при этом количество повторений составляло 10-12 за один подход. Таким образом, планирование физической нагрузки в исследуемых группах формировалось с учетом изменений функциональных резервов, уровня развития физических качеств и включало в себя приоритетное направление развития выносливости с использованием кардиотренажеров.

ВЫВОДЫ

Резюмируя вышеизложенное необходимо отметить, следующее. Согласно современным исследованиям занятия в фитнес-клубах в большинстве случаев проводятся по стандартным программам без индивидуального определения функциональных резервов, тестирования первичного уровня физической подготовленности и развития физических качеств. В результате изучения ответной реакции сердечно-сосудистой системы и связоч-но-мышечного аппарата на разнонаправленную физическую нагрузку были получены результаты, позволяющие перспективно планировать занятия функциональным фитнесом у девушек исследуемой возрастной группы, с учетом морфофункциональных показателей и их динамики в процессе учебно-тренировочных занятий. Первоначальный уровень адаптационных резервов в условиях планирования интенсивности физической нагрузки является основным критерием, позволяющим повысить эффективность занятий и снизить риски дезадаптационных реакций. В структуре занятий функциональным фитнесом, как на базовом уровне, так и при интервальных тренировках, необходимо уделять особое внимание комплексам двигательных заданий для развития выносливости в компенсаторной зоне нагрузки (ЧСС до 130 уд/мин.). Описанные в ходе работы динамические сдвиги, являются следствием адаптации сердечно - сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата при комплексном использовании двигательных заданий различной направленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батырев Э.М. Оценка сформированности навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта у студентов медицинского вуза / Э.М. Батырев, А.В. Дорон-цев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 13-17.

2. Delextrat A. Small-Sided Game Training Improves Aerobic Capacity and Technical Skills in Basketball Players / A. Delextrat, A. Martinez / International Journal of Sports Medicine - 2014- V. 35. -P. 385-391.

3. Доронцев А.В. Оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку различной направленности у мужчин среднего возраста/ А.В. Доронцев, А.А. Светлички-на // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 135-141.

4. Доронцев А.В. Исследование методики выполнения темповых тяжелоатлетических упражнений при занятии кроссфитом / А.В. Доронцев, С.Ю. Попов// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 47-51.

5. Иванова Н.Г. Пути расширения двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа жизни студентов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4. - С. 3-5.

6. Karpov VYu, Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball / V. Yu. Karpov, S.Y. Zavalishina, A.V. Dorontsev / Biomedical and Pharmacology Journal. - 2021. - Vol. 14 (1). - P. 99-103.

7. The physiological response of the body to low temperatures / V. Yu Karpov., S.Y. Zavalishina, E.D. Bakulina, A.V. Dorontsev, A.V., Gusev, T.Y. Fedorova, and V.A. Okolelova / J Biochem Technol, -2021. - Vol. 12 (1). - P. 27-31.

8. Левушкин С.П. Определение специальной работоспособности баскетболистов на основе современных методов / С.П. Левушкин, Н.А. Лапшин, К.В. Зуев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 12. - С. 42.

9. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Н.Г. Пучко-ва, В.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017 - № 12 (154). - С. 167-172.

10. Рахматов А.И. Некоторые аспекты повышения интереса студентов вузов к занятиям физической культурой / А.И. Рахматов // Образование и воспитание. - 2018. - № 5. - С. 68-70.

11. Чичкова М.А. Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно - сосудистой системы у пациентов с малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной тугоухостью. / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, М.А. Чичков // Астраханский медицинский журнал. -2020. - № 1(15). - С. 28-35

12. The effect of high Intensity interval training versus moderate intensity continuous training on arterial stiffness and 24h blood pressure responses: A systematic review and meta-analysis / K.L. Way, R.N. Sultana, A. Sabag, M.K. Baker, N.A. Johnson // J Sci Med Sport. - 2019. - No. 22 (4). - P. 385-391.

REFERENCES

1. Batyrev E.M. and Dorontsev A.V. (2009), "Assessment of the development of skills for the prevention of morbidity by means of physical culture and sports among students of a medical university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 12, pp. 13-17.

2. Delextrat, A. and Martinez, A. (2014), "Small-Sided Game Training Improves Aerobic Capacity and Technical Skills in Basketball Players", International Journal of Sports Medicine, Vol. 35, pp. 385-391.

3. Dorontsev, A.V. and Svetlichkina, A.A. (2020), "Assessment of risk factors for the development of maladaptive reactions to physical activity of various orientations in middle-aged men", Human. Sport. Medicine, Vol. 20, No. 1, pp. 135-141.

4. Dorontsev, A.V., Popov S.Yu. (2017), "Study of the methodology for performing tempo weightlifting exercises when doing crossfit", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta . No. 10 (152). pp. 47-51.

5. Ivanova, N.G. Porubayko, L.N. and Kozyrenko, E.A. (2017), "Ways of expanding the motor mode as one of the main factors of healthy lifestyle of students", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4, pp. 3-5.

6. Karpov, V. Yu, Zavalishina, S.Y, Dorontsev, A.V. et al. (2021), "Physiological Response of the Physical Capabilities of Adolescents with Sensorineural Hearing Loss to Regular Adaptive Handball", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 14(1), рр. 99-103.

7. Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Y, Bakulina, E.D., Dorontsev, A.V., Gusev, A.V., Fedorova, T.Y. and Okolelova, V.A. (2021), "The Physiological Response of the Body to Low Temperatures", J Bio-chem Technol, Vol. 12(1), рр. 27-31.

8. Levushkin, S.P., Lapshin, N.A. and Zuev, K.V. (2018), "Determining the special performance of basketball players based on modern methods", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 42.

9. Matveev, A.P., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R., Puchkova, N.G. and Sharagin, V.I. (2017), "The development of power abilities of senior schoolchildren by means of athletic gymnastics in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 167-172.

10. Rakhmatov, A.I. (2018), "Some aspects of increasing the interest of university students in physical education", Education and upbringing, No. 5, pp. 68-70.

11. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A and Chichkov, M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, No. 1 (15), pp. 28-35.

12. Way, K.L., Sultana, R.N., Sabag, A., Baker, M.K., and Johnson, N.A. (2019), "The effect of high-intensity interval training versus moderate intensity continuous training on arterial stiffness and 24 h blood pressure responses: A systematic review and meta-analysis", Journal of Science and Medicine in Sport, No. 22 (4), pp. 385-391.

Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 21.06.2022

УДК 796.015.68

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Иван Михайлович Евдокимов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта РФ по гиревому спорту, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург; Валерий Александрович Живодёров, доцент, помощник ректора, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Эффективность проведения учебных занятий по физической культуре, зависит в первую очередь от полноты информации о функциональном состоянии и работоспособности студентов. Преподаватель должен оптимально подбирать нагрузку при проведении учебных занятий, уметь отслеживать спады и пики работоспособности студентов. С учетом этого, существует потребность в эффективной и всесторонней оценки функционального состояния студентов, для обеспечения более качественного управления занятиями по физической культуре. Для оценки функционального состояния студентов было предложено использовать аппаратно-диагностический комплекс «КРАБ», позволяющего получить достоверную оценку текущего функционального состояния студентов в течении учебного семестра.

Ключевые слова: функциональное состояние, работоспособность, студенты, учебный год, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p135-138

EVALUATION OF THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS OF ENGINEERING UNIVERSITIES DURING PHYSICAL EDUCATION CLASSES Ivan Mikhailovich Evdokimov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Alexey Va-lerievich Zhivoderov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Master of Sports, St. Pe-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.