Научная статья на тему 'Методические основы реализации воспитательно-развивающих функций школьного курса математики'

Методические основы реализации воспитательно-развивающих функций школьного курса математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL AND DEVELOPMENTAL TRAINING PERSONALITY / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожабаев Каиржан Габдуллович, Габдуллин Рустем Серикович

В данной статье описывается целостная система реализации воспитательно-развивающих функций школьного курса математики. Предлагается определение воспитательно-развивающего обучения, раскрыта его сущность, компоненты и условия, поясняющие их значения в стимулировании личностного становления и развития ребенка в учебном процессе. Также дана краткая характеристика теоретической модели реализации воспитательно-развивающих функций курса математики в школе, включающая целевой содержательный и процессуальный компоненты процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL BASES OF REALIZATION OF EDUCATIONAL-DEVELOPING FUNCTION OF SCHOOL MATHEMATICS

This article describes the implementation of an integral system of educational and developmental functions of school mathematics. Proposed definition of educational and developmental education, revealed its essence, components and conditions that explain their importance in the promotion of personal formation and development of the child in the learning process. Also summarizes the theoretical model of the implementation of educational and developmental functions of the mathematics in the school, including the target substantive and procedural components of the learning process.

Текст научной работы на тему «Методические основы реализации воспитательно-развивающих функций школьного курса математики»

References

1. Yatsenko B. (2011). Velesova knyha: zb. Praukr. pam"yatok I tys. do novoyi doby - I tys. novoyi doby [Velesova book: collection of Old Ukraine sights of I of thousand to the new days - I of thousand of new days] (3nd ed.). Kyiv: Veles.

2. Vernadskiy V.I. (2002). Byosfera y noosfera [Biosphere and noosfera]. Moscow:

Rol'f.

3. Gofman I. (1961). Fortep'jannaja igra. Otvety na voprosy ob fortep'jannoj igre [Playing for the piano. Answers for questions about a playing for the piano]. Moscow: Muzgiz.

4. Hrabovs'kyy V. (2015). Muzyka. Suspil'stvo. Spilky (dumky pro vyklyky s'ohodennya) [Music. Society. Unions (ideas about calls of today)]. Ukrayins'ka muzychna hazeta, 4 (98), 5.

5. Nejgauz G.G. (1961). Ob iskusstve fortep'jannoj igry [About the art playing for the piano]. Moscow: Muzgiz.

6. Petrushin V.I. (2009). Muzykal'naja psihologija: uchebnoe posobie dlja vuzov [Musical psychology: train aid for the higher school]. (3nd ed.). Moscow: Akademicheskij Proekt; Gaudeamus.

7. Fejnberg S.E. (1965). Pianizm kak iskusstvo [Pianism as an art]. Moscow: Muzyka.

Кожабаев Каиржан Габдуллович

д. п. н., профессор,

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, 020000, Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау,

ул. Абая 76 Габдуллин Рустем Серикович докторант,

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, 020000, Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау,

ул. Абая 76,

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-

РАЗВИВАЮЩИХ ФУНКЦИЙ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ

Абстракт: В данной статье описывается целостная система реализации воспитательно-развивающих функций школьного курса математики. Предлагается определение воспитательно-развивающего обучения, раскрыта его сущность, компоненты и условия, поясняющие их значения в стимулировании личностного становления и развития ребенка в учебном процессе. Также дана краткая характеристика теоретической модели реализации воспитательно-развивающих функций курса математики в школе, включающая целевой содержательный и процессуальный компоненты процесса обучения.

Ключевые слова: Воспитательно-развивающее обучение, воспитание личности, формирование личности, развитие личности.

Тема настоящей статьи связана с решением противоречия между большими потенциальными возможностями процесса обучения математике в школе для реализации воспитательно-развивающих функций и традиционно сложившейся практикой, где превалирует знаниевый подход к обучению ввиду отсутствия у учителя достаточных профессиональных умений для осуществления деятельности по проектированию и реализации воспитательно-развивающих функций.

Как показали результаты нашего исследования, будущий учитель математики будет подготовлен к реализации воспитательно-развивающих функций школьного

курса математики, если в процессе его профессиональной подготовки будут выполнены нижеперечисленные условия.

1 Уяснено понимание сущности понятия «формирование личности учащегося» в соответствии с целями воспитания, развития и обучения;

2 Организована деятельность студентов по изучению содержания школьного кура математики;

3 Реализована идея воспитательно-развивающего обучения на основе изучения психолого-педагогических, методических и математических дисциплин и созданы условия для осмысления сути новой парадигмы образования;

4 Создана методическая система подготовки будущего учителя математики, в которой системообразующую роль играет курс «Теория и методика обучения математике», и сформулированы диагностические требования, обеспечивающие становление профессионально-значимых личностных качеств будущего учителя для управления процессами воспитания, обучения и развития учащихся средствами математики.

Достижение сформулированных условий обеспечат следующие цели:

1 Теоретическое обоснование воспитательно-развивающей деятельности учителя математики исходящей из философского понимания сущности формирования личности на основе системного и деятельностного подхода к образованию, что позволит представить обучающую деятельность учителя как деятельность, направленную на формирование предметных знаний, умений и навыков на развитие когнитивной, аффектной и ценностно-волевой сфер деятельности учащихся, когда обучающийся рассматривается как самосовершенствующийся субъект учебной деятельности.

Анализ работ отечественных ученых, а также зарубежных авторов по проблеме формирования личности показал, что развитие рассматривается, по крайней мере, с трех позиций: с точки зрения теории мышления, деятельности, самосознания личности.

В нашем исследовании выстраивание субъектно-субъектных отношений в учебном процессе - системообразующий фактор и универсальный механизм управления учебным процессом на основе совместно-распределенной деятельности.

Анализ философских, психолого-педагогических и методических исследований позволил нам принять следующее определение воспитательно-развивающего обучения: обучение, построенное с учетом индивидуальной целостности, самобытности личности ребенка, обеспечивающее полноценное усвоение знаний, формирующее активную учебную деятельность и, тем самым, непосредственно влияющее на личностное становление и развитие ребенка.

Установлено, что в воспитательно-развивающем обучении в качестве ведущей можно принять следующую систему принципов, лежащую в основе формирования личности ребенка:

1 В формировании личности ребенка процесс воспитания является ведущим;

2 Источник воспитания и развития находится в самом ученике, в его субъективном опыте, личностных потребностях;

3 Содержание обучения должно соответствовать фазам становления ребенка и проводиться на таком уровне, такими методами и средствами, которые соответствуют этим фазам и стимулируют, умственное развитие;

Определение воспитательно-развивающего обучения в педагогическом аспекте стало основанием рассмотрения гуманизации математического образования и подготовки к ней студентов.

2 Гуманизация образования, существенно изменяющая взгляд на характер и суть педагогического процесса, в котором учитель и учащиеся выступают субъектами творческой деятельности, является важной основой совершенствования подготовки будущего учителя к реализации воспитательно-развивающей функции учебной дисциплины.

Мы придерживаемся следующего основополагающего принципа гуманитарной ориентации математики: «не ученик для математики, а математика для ученика», что означает переход к обучению, ориентированному на личность ученика.

В соответствии с этим принципом основная цель подготовки учителя математики - воспитание его как человека педагогической, общечеловеческой и национальной культуры.

В исследовании показано, что гуманизация общего математического образования реализуется: через содержание математических курсов; путем творческой организации учебного процесса, форм, методов и средств обучения; путем организации математической деятельности обучаемых, адекватной целям гуманизации; через дифференциацию и индивидуализацию обучения; путем подготовки соответствующих кадров.

Раскрытие воспитательно-развивающих возможностей школьного курса математики потребовало построение модели подготовки будущего учителя математики к этой работе.

3 Модель процесса обучения, реализующая воспитательно-развивающие функции курса математики в школе, включает: дидактические условия, актуализирующие воспитательно-развивающие функции обучения математике; цели обучения, делающие приоритетными воспитательно-развивающие функции учебного процесса; содержание обучения, адекватное ведущим видам математической деятельности, описывающее сущность предмета математики, ее ведущих идей и методов познания действительности, раскрывающее структуру математических объектов; методы и формы обучения, обеспечивающие стимулирование мотивационно-познавательной сферы деятельности учащихся, формирующие основные мыслительные операции и рефлексивную деятельность обучающихся; средства обучения, органично включающиеся в структуру воспитательно-развивающего процесса и обеспечивающие поисково-творческую деятельность учащихся в образовательном процессе.

Анализ литературы по проблеме реализации воспитательно-развивающего обучения и результаты экспериментальной работы показали, что при выполнении условий построенной модели обучение будет воспитательно-развивающим при условии реализации взаимосвязи трех составляющих учебного процесса: а) изменение позиции ученика: из объекта воздействия он становится субъектом учения; б) обучение ведется в зоне ближайшего развития учащегося; в) обучение обеспечивает воспитание и развитие математических способностей.

Таким образом, предлагаемая модель обучения предполагает и обеспечивает: управление познавательной деятельностью учащихся; учет индивидуально-психологических особенностей школьников; формирование продуктивного мышления школьников; целенаправленное воздействие на умственное развитие личности обучаемых; развитие познавательной активности учащихся; исследовательский и творческий характер познавательной деятельности учащихся; рассмотрение обучения, воспитания и развития как единого акта воздействия на формирование личности школьника; познавательную мотивацию; выбор уровня образования, соответствующей индивидуальной траектории успеха каждого школьника.

Процесс подготовки будущего учителя математики должен строиться на основе межпредметной интеграции целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов учебных дисциплин, среди которых системообразующую роль играет курс «Теория и методика обучения математике», что обеспечит более полное раскрытие воспитательно-развивающих функций специальных дисциплин.

В нашем исследовании построение модели методической системы подготовки будущего учителя стало возможным на основе принципа интеграции методических систем преподавания математических дисциплин в ВУЗе и методический системы обучения математике в школе, в структуре которой выделены содержательные, 58

интегративные, мотивационно-ценностные, активно-деятельностные, исполнительные, рефлексивно-оценочные компоненты, способствующие использованию возможностей каждой дисциплины, всех блоков учебного плана ВУЗа, а также позволяющая включать в вариативную часть учебного плана интегративные спецкурсы и спецсеминары воспитательно-развивающего содержания.

Литература:

1. Кожабаев К.Г. Воспитательно-развивающее обучения математике и подготовка к ней будущего учителя. Учебное пособие.- Алматы.- 2009.-272 с.

2. Дорофеев Г.В. Непрерывный курс математики в школе и проблема преемственности. // Математика в школе. - М., 1998. - №5.- с. 25 - 27.

3. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.:Педагогика, 1986. - 152 с.

Галайдща Ольга Васил1вна

викладач ВП НУБП Украгни «Залщицький аграрний коледж 1м. С. Храпливого» 48601, Украта, обл.Тернотльська, м.Залщики, вул.С.Крушельницьког,52

РОЛЬ КОМП'ЮТЕРНИХ ТЕХНОЛОГ1Й У П1ДВИЩЕНН1 ПIЗНАВАЛЬНОÏ Д1ЯЛЬНОСТ1 ТА ШФОРМАЩЙНОÏ КОМПЕТЕНТНОСТ1 СТУДЕНТ1В

Анотащя. У статп наведено приклади та напрями впровадження комп'ютерних технологий у процес навчання й проаналiзовано основш переваги та недолши використання сучасного програмного для забезпечення тзнавально'1 дiяльностi та шформацшно'1 компетентности студенев.

Ключовi слова: комп'ютер, комп'ютерш технологи, штернет.

Abstract. The article gives examples of areas and the introduction of computer technology in the learning process and analyzes the main advantages and disadvantages of using modern software for cognitive activity and information competence of students.

Keywords: computer, computer technology, the Internet.

Актуальтсть теми. 1нформатизащя сучасного суспшьства передбачае обов'язкове застосування комп'ютерiв у вузiвськiй освт, що покликане забезпечити iнформацiйну грамотнiсть та iнформацiйну культуру студенев.

В даний час викладачi стикаються з проблемою зниження рiвня тзнавально'1 активностi студентiв на заняттях, небажанням працювати самостiйно, та й просто вчитися. Серед причин того, що студенти втрачають штерес до навчання, безумовно, треба назвати одномаштшсть занять. Вщсутшсть повсякденного пошуку призводить до шаблону у викладанш, а це прояв сталосп знижуе тзнавальний iнтерес. Творчий пiдхiд до побудови навчальних занять, його неповторшсть, насиченють рiзноманiттям прийомiв, методiв i форм можуть забезпечити ефективнють засвоення програмного матерiалу.

Виклад основного Mamepi^y. Одним iз способiв розвитку тзнавально'1 активности студентiв, е застосування комп'ютерних технологш. Дiапазон використання комп'ютера в навчально-виховному процес досить широкий: вiд тестування студенев, виявлення ïx особистiсних особливостей до гри. Комп'ютер може бути як об'ектом вивчення, так i засобом навчання, тобто можливi два напрямки комп'ютеризаци освiти: а) вивчення шформатики; б) використання комп'ютера при вивченш рiзниx навчальних дисциплiн.

Пщвищення ефективностi тзнавально'1 дiяльностi студентiв за допомогою застосування комп'ютерних технологий в осв^ньому процесi багато в чому залежить вщ шщативно'1 позицп викладача на кожному етат навчання. Характеристикою ще'1 позицп е: прагнення до проблемного навчання, до ведення дiалогу зi студентом, до

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.