Научная статья на тему 'Дидактические условия реализации воспитательно-развивающего обучения математике'

Дидактические условия реализации воспитательно-развивающего обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожабаев К. Г.

В статье на конкретных примерах раскрываются дидактические условия реализации целей развивающего обучения и воспитания на уроках математики с учетом особенностей учебной деятельности учащихся и с опорой на данные психологии и педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic Conditions of Educational and Developing Teaching Mathematics

The article regards, on concrete examples, didactic conditions to realize the aims of developing and upbringing taking into consideration the peculiarities of teaching students and relying on data of psychology and pedagogues

Текст научной работы на тему «Дидактические условия реализации воспитательно-развивающего обучения математике»

Учет выявленной нами специфики научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ является важным условием проектирования системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.;; Сластетш В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижикова. М., 2003. С. 83.

3'См.: Закон Российской Федерации «Об образовании». 2-е изд. М., 2002, (Образование в документах и комментариях) ; Типовые положения об образовательных учреждениях. М., 2001. (Образование в документах и комментариях).

3 Русская грамматика / под ред. Н. Ю. Шведовой. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Введение в морфемику. Словообразование. Морфология. М., 1980. С. 230.

4 См.; Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности : учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 1995. С, 174.

5 Русская грамматика. Т. 1. С. 369.

Поступила 28.03.05.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

К. Г. Кожа баев, доцент кафедры математики Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова (Казахстан)

В статье на конкретных примерах раскрываются дидактические условия реализации целей развивающего обучения и воспитания на уроках математики с учетом особенностей учебной деятельности учащихся и с опорой на данные психологии и педагогики.

Развитие личности учащихся протекает как процесс обучения и воспитания. Поэтому необходимо, чтобы преподавание школьных предметов, и в частности математики, было ориентировано на ускорение такого развития.

Как известно, дидактические условия определяются целями обучения и воспитания, потребностями общественного развития, особенностями учебной деятельности учащихся, выявляемыми на основе данных психологии и педагогики.

Достижение целей воспитательноразвивающего обучения возможно лишь в рамках продуктивной методической модели. Основными составляющими в ней являются учебная, исследовательская, творческая деятельность и влияние условий обучения и воспитания на развитие продуктивного мышления учащихся. Продуктивное мышление рассматривается как основа обучаемости (3. И. Калмыкова). Модель ориентирована на повышение уровня познавательной

активности за счет опоры на познавательные потребности и мотивы, вовлечения учащихся в творческую деятельность. Одной из основных методических задач модели служит систематизация учебно-познавательной деятельности — целенаправленное упорядочение учебной информации, используемой для осуществления межпредметных связей, и оперирование ею в ходе конкретной эвристической деятельности.

Успешная учебная деятельность, организующая и обеспечивающая умственный труд школьников, состоит из следующих компонентов:

— овладение приемами и культурой мышления и их активное использование в процессе учебного познания, что создает условия для обучаемости и самостоятельной деятельности;

— нормирование учебного материала, предназначенного для усвоения, что способствует целенаправленному умственному труду;

© К. Г. Кожабаев, 2005

— преодоление умственных препятствий, включающее внимание, мобилизующее волю, вызывающее умственные усилия;

— рационализация умственного труда использованием схем, графиков, конспектирования и тезисного подхода к изложению мыслей и пр.|

— внедрение карточек, каталогов, средств ЭВМ1.

Таким образом, рассматриваемая модель обучения предполагает и обеспечивает:

— управление познавательной деятельностью учащихся;

— учет индивидуально-психологических особенностей школьников;

— формирование продуктивного мышления школьников;

— целенаправленное воздействие на умственное развитие личности обучаемых;

— развитие познавательной активности учащихся;

— исследовательский и творческий характер познавательной деятельности учащихся;

— подход к обучению, воспитанию и развитию как к единому акту воздействия на формирование личности школьника;

— познавательную мотивацию;

— выбор уровня образования, индивидуальной траектории успеха каждого школьника.

Реализация данной теоретической модели возможна при выполнении ряда дидактических условий, характеристика которых приводится ниже.

1. Высокий научно-теоретический уровень изложения учебного материала с учетом идей уровневой дифференциации.

Чтобы преподавание велось на достаточно высоком теоретическом уровне, определения понятий и формулировки аксиом и теорем должны даваться с безукоризненной точностью, с логичным выявлением их сущности. Доказатель-

ства теорем должны проводиться со всей строгостью, какая может быть достигнута в школе на данном этапе обучения. Анализ стабильных школьных учебников, в частности республиканских нового поколения, показывает, что изложение учебного материала осуществляется порой на низком научном уровне. Например, в учебнике для 4-го класса Т. К. Ос-панова и др. дается следующее определение: «Нуль и все натуральные числа называются целыми неотрицательными числами»2. Здесь употреблен термин «неотрицательные числа», который появляется лишь в 6-м классе.

В нарушении принципа научности бывают виноваты не только авторы учебников, но и учителя и ученики. Так^ решая задачу, в которой требуется найти область определения функции

у = (х-8)5 +1ё

10

10-х

значительная часть учащихся заменила исходную функцию на функцию

у = Цх-8 + 1д—----- и дальше стала рас-

10-х

суждать следующим образом. Первое слагаемое есть корень нечетной степени, а значит, под знаком этого корня может стоять любое число, и тогда нахождение области определения функции состоит в том, чтобы указать требования ко второму слагаемому, а оно представляет собой решение неравенства

10

■>0; х<10.

10-х

Полученное решение неверное. Прежде всего заметим, что находить область определения надо у функции заданной, а не у преобразованной. Задана же была функция, у которой первое слагаемое есть степень с рациональным показателем, а не корень. Но самое главное заключается в том, что учащиеся не знают определения степени с рациональным показателем, которое гласит:

«Если а > О, т е Z.» е N,п > 2, то

т

а” =’4а" у>. Из этого определения еле-

т

дует, что переход от степени ^7 к кор-ню л/а"~ возможен лишь при выполнении четырех условий:

1) а > 0; 2) те 7; 3) пе Г*4; 4) п > 2.

В математике в поле действительных чисел степень с дробным показателем не распространяется на отрицательное ^ основание, т. е. выражения

5_ I)3 • (-2,7)4,8 и т- Д- не имеют смысла.

2. Обеспечение воспитательных функций школьного курса математики.

Наш опыт показывает, что для реализации воспитательных аспектов школьного курса математики будущий учитель должен знать:

— этапы развития математики;

— логику математики и особенности отражения математикой реального мира;

— математические абстракции и их отношение к реальности;

— категории конечности и бесконечности в курсе математики средней школы;

— историю развития математики и эволюцию математических понятий;

— мировоззренческие функции прикладной направленности школьного курса математики;

— программу, учебники и учебные пособия для школы;

— теоретическую основу методики преподавания математики как педагогической науки и методы ее исследования.

Он должен уметь:

— опираясь на основные положения возрастной и педагогической психологии, выбрать оптимальные содержание и форму воспитания;

— раскрыть воспитательное содержание учебного материала урока;

— пробудить интерес у учащихся к предмету;

— практически осуществлять и анализировать воспитательную работу в процессе обучения математике;

— устанавливать деловые контакты с учащимися и их родителями;

— ставить и решать воспитательные задачи в ходе урока, при проведении внеклассной работы по математике и работы с родителями;

— осуществлять исследовательскую работу по изучению отдельных учащихся и всего класса с целью составления психолого-педагогической характеристики и проведения воспитательной работы по математике.

Будущий учитель должен иметь первоначальные навыки проведения воспитательной работы с учащимися в процессе обучения математике.

3. Влияние содержания обучения на развитие логического мышления.

Давно известно, что, для того чтобы обучение было воспитывающим и развивающим, оно должно включать в себя деятельность самого ученика. Развитию логического мышления способствуют решение задач, выполнение алгебраических упражнений, составление задач учащимися, доказательства прямых и обратных теорем, проведение диктантов, решение устных задач и примеров на смекалку и т. д.

Активно воздействуют на мыслительную деятельность учащихся упражнения, стимулирующие логическое мышление учеников, включающие элементы исследования. Например, такие: при каких значениях букв справедливы следующие соотношения: а + Ъ = а; а + b > Ь; а - Ъ < b; а - Ъ = а; а - Ъ = Ь; аЪ > 1; аЪ < 1; аЪ = 0; a/b = 1; a/b = -1; а/b = 0; a/b > 1; a/b < -1; с = с2; с = с3; с2 = с4; с3 = с ?

Значительно активизируют мышление учащихся задачи на доказательство. Они позволяют повысить и логический уровень обучения алгебре. Можно предложить такие упражнения:

1) доказать, что при любых Ъ имеет место неравенство (Ъ1 + I)2 - 4Ь2 > 0;

2) доказать, что равенство 1/х + 1 /V = = 2/х + V не может быть справедливым ни при каких значениях х и у;

3) числа а - 5 и:\а - 5 равны. Положительным или отрицательным является число а - 5, если известно, что а - 5^0. Ответ обосновать;

4) для чисел а, Ъ, с, с! выполняются равенства 5а = с, 5Ь = с!. Сравнить дроби

(/ г

т и — . Ответ обосновать.

о а

Воспитание логического мышления должно осуществляться постепенно, усиливаясь по мере приближения к старшим классам, когда уровень развития, интересы и потребность в правильных рассуждениях способствуют этому.

4. Раскрытие прикладной и практической направленности обучения математике.

В школьной практике прикладная направленность обучения математике реализуется следующим образом:

— через формирование диалектико-материалистического мировоззрения;

— выработку математического стиля мышления, общеучебных умений и навыков учащихся;

— связи с дисциплинами естественного цикла (физикой, химией, географией, черчением, трудовым обучением);

— использование электронно-вычислительной техники и т. д.

Практическая направленность обучения реализуется посредством:

— формирования навыков вычислений, преобразования алгебраических выражений, работы с графиками и т. д.;

— применения теоретического материала к решению конкретных задач из жизни;

— овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для продолжения изучения математики и ее приложений;

— приобретения навыков, необходимых в трудовой деятельности;

— формирования и развития интереса к изучению математики и смежных дисциплин.

5. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе методов, адекватных содержанию обучения.

Основой эффективного обучения служит активная мыслительная деятельность всех учащихся. При активном обучении в действие приходит воля учащегося, заставляющая его размышлять над поставленной проблемой. Чем интереснее решаемая проблема, тем большее удовлетворение получают обучаемые от размышления, и тем успешнее продвигается решение. Систематизированные знания, умения и навыки сохранятся у учащихся на длительное время, если они приобретаются в процессе активной мыслительной деятельности. Самостоятельно найденные знания являются наиболее прочными. Суть этого условия заключается в оптимизации соотношений руководящей роли учителя и активной деятельности самого ученика. Вне деятельности самого ученика математика непознаваема.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для активизации класса учителя используют ряд методов, в том числе постановку вопросов, ответы на которые показывают степень понимания, а не степень запоминания. Проблемный вопрос позволяет установить связь нового материала с предыдущим, определить основные цели и задачи изучения темы. Этим способом учитель открывает перед аудиторией перспективу и пробуждает интерес к новой теме.

Например, приступая к изучению темы «Уравнения второй степени», учитель обязан умело использовать все сведения об основных понятиях, имеющихся в теме «Уравнение первой степени». Учитель объясняет, что понятия «уравнение» и «корни уравнения» остаются без изменения, но по числу корней и по способу решения уравнения второй степени отличаются от уравнений первой степени. Уравнение, имеющее корнями числа

2 и 3, можно написать в виде (х - 2)(х - 3) = 0 и можно преобразовать к виду ф — 5х + 6 = 0. Учитель ставит вопрос: «Всякое ли уравнение вида х2 + рх + д = 0 имеет два корня и как их найти?» Таким образом активизируется мысль учащихся, в результате чего им покажется разумным предположить, что всякий трехчлен вида х2 + рх + д может быть представлен в виде произведения двух множителей — линейных относительно неизвестной X.

Другим эффективным средством, активизирующим мышление учащихся, является аналитико-синтетический метод, требующий от учителя большой предварительной работы и мастерства. Учитель подготавливает систему вопросов, при ответе на которые учащиеся дают полные и всесторонне продуманные ответы.

6. Построение (проектирование) содержания обучения на основе принципов гуманизации. Цель гуманизации обучения математике достигается через раскрытие роли математики в развитии нашей цивилизации.

Гуманизация общего математического образования, по нашему мнению, осуществляется по следующим направлениям:

— содержание математических курсов;

— организация учебного процесса, формы, методы и средства обучения;

— организация математической деятельности обучаемых, адекватной целям гуманизации;

— подготовка соответствующих педагогических кадров. В настоящее время учитель математики должен не только хорошо владеть своим предметом, но и быть широко образованной личностью, уметь использовать в своей работе новые технологии гуманизации обучения.

7. Обеспечение межпредметных связей.

Ниже перечислены основные требования к содержанию материалов, призванных продемонстрировать межпредметные связи:

— адекватность материала современным задачам образования (эти задачи со временем могут меняться, в связи с чем требуется и смена материала);

— использование того материала, знакомство с которым соответствует решению познавательных задач (т. е. возбуждению и подкреплению интереса как к основному предмету, так и к иллюстрируемому);

— эмоциональная окрашенность материала (он должен быть новым, неизвестным, поражать воображение, заставлять удивляться и т. п.);

— учет умственных, возрастных, половых и иных особенностей учащихся;

— жизненно-практическая значимость материала;

— тщательная дозировка материала (нельзя перегружать учащихся, отвлекать их внимание от основного материала и цели урока).

8. Учет психологических особенностей учащихся (индивидуализация и дифференциация).

Личность каждого ребенка уникальна, своеобразна, и учет этого обстоятельства является важным условием воспитательно-развивающего обучения.

Реализация личностного подхода может развертываться в двух основных направлениях: дифференциации обучения и его индивидуализации.

В методической литературе предлагаются следующие формы дифференциации:

— профильная (по содержанию) — обучение разных групп учащихся осуществляется по одной программе, в одной последовательности изложения, но различается объемом, уровнем и содержанием математического образования. Например, возможен общекультурный, прикладной и творческий уровень;

— уровневая (в старших классах) — в зависимости от той роли, которую математика может играть в жизни ученика, выделяются два типа школьного курса математики: общекультурной ориентации и повышенного типа.

Учет психологических особенностей учащихся требует адекватных организационных форм обучения. Такими формами являются профильные школы, гимназии, лицеи, классы, кружки, олимпиады и т. п.

Учет и реализацию принципа уровне-вой дифференциации приходится осуществлять в основном на материале обычной школы. Как известно, спектр развития и склонностей учащихся в обычном классе достаточно широк, поэтому учителю необходимо давать разноуровневые задания. Можно провести анализ уровня развития учащихся класса и составить карту класса. Это позволит определить профильные группы учащихся внутри класса и по возможности работать с каждой группой отдельно путем дачи дифференцированных заданий,особенно домашних. Например, интересующимся физикой можно предложить найти физические и механические приложения производной. Интересующимся историей — подготовить рассказах об ученых-мате-матиках, их достижениях. Интересующимся математикой — задания обобщающего характера, задачи с параметрами, задачи на доказательство.

Основополагающим при уровневой дифференциации является принцип посильных трудностей. Анализ уровня развития учащихся в классе и разделение их на группы позволяют целенаправленно подбирать материал. Учитель может подобрать достаточное количество примеров разного уровня.

Индивидуализация обучения тесно связана с дифференциацией и выступает в качестве ее средства. Будучи средством, индивидуализация должна применяться в определенном контексте. Для эффективного осуществления развивающего обучения надо учитывать особенности мышления каждого ученика, свойства его памяти, характера и воли. Без учета этих особенностей невозможно достичь их эффективного развития в обучении.

Индивидуализация обучения в старших классах предполагает предоставление учащимся возможности получить образование в различных направлениях,

по разным учебным планам, программам, т. е. осуществление профильной дифференциации на базе фуркации.

Конкретное содержание индивидуальных форм работы определяется соответствующими учебно-воспитательными целями. Наиболее полно отвечают задаче индивидуализации обучения математике проблемное обучение и обучение с использованием компьютера.

9. Высокая мотивационная сфера учебной деятельности школьников.

Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности3. Например, если активность ученика направлена на работу с самим содержанием математики, то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах.

Различают две группы мотивов: познавательные, связанные с содержанием предмета; социальные, связанные с отношениями с другими людьми в ходе учения.

Как показал анализ, формированию познавательных мотивов способствуют следующие средства совершенствования учебного процесса:

— межпредметные связи;

— воспитательно-развивающее обучение;

— методы проблемного обучения;

— прикладная и практическая направленность обучения математике;

— модернизация структуры урока;

— совершенствование методов обучения;

— расширение форм самостоятельной работы на уроке и др.

На формирование в ходе учения социальной активности школьников оказывают влияние:

— причастность школьника к жизни своей страны;

— стремление утвердить себя через положительную оценку соклассников;

— мнение окружающих в ходе учебы и контактов с ними;

— участие в разных формах коллективной и групповой учебной работы;

— стремление осознать и усовершенствовать способы взаимодействия с другим человеком.

Для формирования социальных мотивов учения школьников важны организация коллективной и групповой форм учебной деятельности, обсуждение членами группы вариантов решения задачи, сопоставление различных способов решения и контроля различных вариантов.

Таким образом, повышение эффективности воспитания и развития учащих-

ся в процессе обучения математике может быть достигнуто путем продуманной реализации перечисленных выше дидактических условий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Осчнская В. А. Формирование у старшеклассников приемов умственной деятельности в процессе обучения математике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Осинская. Киев, 1988.

2 Математика : учеб. для 4 кл. общеобразоват. шк. / Т. К. Оспанов и др. Алматы, 2000.

3 См.: Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. М., 1976 ; Р1ль-ин Е. П. Сущность и структура мотива / Е. П, Ильин !1: Психол. журн. 1995. Т. 16, № 2. С, 27—42.

Поступила 22.10.04.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ»

С. М. Симоненко, доцент кафедры основ медицинских знаний и охраны здоровья детей Уссурийского государственного педагогического

института,

К. А. Оглоблин, зав. кафедрой основ медицинских знаний и охраны здоровья детей Уссурийского государственного педагогического

института, доцент

В статье приводятся структура и содержание разработанного авторами спецкурса «Применение здоровьесберегающих технологий в школе». Спецкурс поможет будущим педагогам сформировать мо-тивационно-ценностный компонент в ведении здорового образа жизни и укреплении индивидуального здоровья, приобрести опыт валеологической работы в школе с учениками и их родителями, организации и проведения уроков по валеологии в начальной и средней общеобразовательной школе.

Сегодня наряду с развитием системы образования наблюдается противоположная тенденция: национальное достояние страны — подрастающее поколение, будущее российского государства — оказывается под угрозой. Причинами противоречия, по мнению ученых, являются плохая экология, нестабильная политическая и экономическая обстановка, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, а также ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры. По различным данным, к 17—18 годам остается от 3 до 20 % здоровых молодых людей. Задача шко-

лы как государственного общественного института — научить детей выживать в сложное время кризисов, природных катаклизмов и социальных потрясений, формируя устойчивые стереотипы безопасного поведения, а также умение повышать компенсаторные силы организма с целью борьбы со стрессами и неврозами, используя валеологические технологии.

Валеология как наука о здоровье и здоровом образе жизни представляет собой систему различных дисциплин: медицины, педагогики, психологии, экологии, физиологии. Мы согласны с мнением специалистов, что валеология особенно нужна в школе, так как здоровье

© С. М. Симоненко, К. А. Оглоблин, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.