Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DEMAND FORECASTING / PROCEDURES / SUPPLY CHAIN / DISTRIBUTION AND MARKETING / LOGISTICS / FACTORS / ELASTICITY / STRATEGIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юшин Александр Александрович

Определены принципы и процедуры прогнозирования спроса конечных потребителей в цепях поставок. Обоснованы рыночные факторы и условия прогнозирования спроса. Предложен алгоритм прогнозирования спроса. Модифицирована модель пяти конкурентных сил для целей прогнозирования спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF DEMAND FORECASTING

Principles and procedures for forecasting demand of end consumers in the supply chain. Justified market factors and conditions demand forecasting. The algorithm of forecasting demand. Modified model of five competitive forces for the purpose of demand forecasting.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА»

существующих трудностей и достижения новых целей компании. Однако таможенное законодательство находится в постоянном развитии, что, безусловно, усложняет решение стоящих перед участниками внешнеэкономической деятельности задач, так как приводит и к изменению рыночных условий. В настоящее время, в отношении таможенного декларирования и таможенного контроля легковых автомобилей, ввозимых на территорию РФ, применяются, как общие нормы, регламентирующие таможенное оформление товаров, так и специально установленные требования.

Подведя итог вышеизложенного в статье, можно выделить следующие направления внешнеторговой деятельности в области транспортных средств и обеспечения классификации товаров:

Во-первых, внедрение новейших технологий, то есть обеспечение наиболее быстрого и точного решения при возникновении спорных ситуаций;

Во-вторых, обновление информационных баз. Важную роль играет своевременное ознакомление, как с ведомственными нормативными актами, так и с результатами и разработками научно - технического прогресса в той или иной сфере, особенного транспортных средств.

Данные мероприятия позволят при помощи современных электронных технологий не только значительно упрощается трудоемкий процесс оформления докумен-

тов, сокращаются затраты времени, увеличивается скорость информационного обмена, а значит, повышается эффективность таможенного процесса и экономятся финансовые средства.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного Союза (в ред. от 16.04.2010) [электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ».

3. Вахтерова, И.Л. Меры тарифного и нетарифного регулирования применительно к автомобильному рынку в рамках функционирования Таможенного союза./И.Л. Вахтерова // Таможенное дело. - 2011.

- №2. - С.29-31

4. Козырин, А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе»./ А.Н. Козырин. - М.: Статут, 2013.

- 297 с.

5. Костин, А.А. Особенности таможенного декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза./ А.А. Костин, Е.Н. Казьмина// Таможенное дело. - 2011. - №1. - С. 2226

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА

Юшин Александр Александрович

соискатель, Самарский государственный экономический университет, г. Самара

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF DEMAND FORECASTING

Yushin Alexander, the applicant, Samara State University of Economics, Samara

АННОТАЦИЯ

Определены принципы и процедуры прогнозирования спроса конечных потребителей в цепях поставок. Обоснованы рыночные факторы и условия прогнозирования спроса. Предложен алгоритм прогнозирования спроса. Модифицирована модель пяти конкурентных сил для целей прогнозирования спроса.

ABSTRACT

Principles and procedures for forecasting demand of end consumers in the supply chain. Justified market factors and conditions demand forecasting. The algorithm of forecasting demand. Modified model of five competitive forces for the purpose of demand forecasting.

Ключевые слова: спрос, прогнозирование, процедуры, цепь поставок, распределение и сбыт, логистика, факторы, эластичность, стратегический анализ.

Keywords: demand forecasting, procedures, supply chain, distribution and marketing, logistics, factors, elasticity, strategic analysis.

Функции и процедуры прогнозирования в цепях поставок являются фундаментальными и осуществляются в управлении производственными, сбытовыми и транспортными запасами, производственными и логистическими мощностями и инфраструктурой, а также сбытом, поставками и продажами [3, с. 2836-2851].

Важность прогнозирования в системе управления распределением и сбытом обусловлена изменчивостью внешней и внутренней среды предприятий-участников цепей поставок, большим числом факторов, влияющих на процесс принятия логистических решений, требованием снижения возникающих рисков в цепи поставок и многими другими экономическими, социальными и управленческими причинами. Точное прогнозирование спроса

конечных потребителей является основой успешного планирования в логистике и управлении цепями поставок. Прогнозирование спроса оценивает будущие продажи товаров и услуг данного вида экономической деятельности (отрасли), рынка или его сегмента, а также продажи конкретных товаров (продуктовой линейки) отдельного предприятия. Результаты прогнозирования спроса конечных потребителей используются всеми предприятиями в цепи поставок и являются основами бюджетирования и оперативного планирования во всех подразделениях (финансы, производство, персонал, маркетинг и логистика).

В научной литературе существуют следующие основные понятия, имеющие значение для прогнозирования спроса на товары конечных потребителей:

- степень конкурентности данного рынка или его сегментов;

- основной и производный спрос;

- стадия жизненного цикла данного товара;

- рыночные факторы и условия, индекс рынка;

- потенциал рынка, потенциал продаж и доля рынка. 1. Степень конкурентности данного рынка, которая

определяется концентрацией продаж, влияет на эластичность спроса как его реакции на изменение цены продаж. Так, наименьшую эластичность имеет спрос на монополи-

Эластичность спроса от цены определяется первой производной их аналитической зависимости для непрерывных данных, поэтому графически интерпретируется как угол наклона графика к горизонтальной оси. Следовательно, чем больше угол наклона, тем выше эластичность, что имеет место в случае монополистической конкуренции. Особый вид графика зависимости спроса от цены имеет олигополия (две точки перегиба), что, однако, не отменяет общее определение эластичности спроса [2, с. 637-645].

Платежеспособный спрос на товары конечных потребителей, например, в розничной торговле, определяет спрос оптовой торговли, спрос на поставку товаров, перевозку и услуги, является важным целевым ориентиром для принятия решений их производителями по объемам производства с учетом изменения запасов в цепи поставок. Непосредственное измерение спроса конечных потребителей производителями товаров является проблематичным, поэтому каждое звено в цепи поставок определяет спрос ближайшего (смежного) потребителя.

2. Основной и производный спрос. Производным спросом является спрос на товары и услуги, который генерируется в результате спроса на основные товары и услуги. Это особый тип спроса относится к производителям и потребителям, так как спрос на один товар или услугу может быть связан с необходимостью потребления другого товара или услуги. Например, если спрос потребителей на корпусную мебель для кухни является основным, то спрос на встраиваемую кухонную технику считается производным, с другой стороны, если спрос на жилую недвижимость рассматривается как основной, то

стическом рынке с наиболее высокой концентрации продаж, а наибольшую - на рынках монополистической конкуренции с наименее высокой концентрации продаж (сбыта). В данном контексте спрос на товары и их продажи считаются синонимами, однако, следует иметь в виду, что спрос - это намерение покупателя приобрести какое-либо количество товаров, а продажи - их реализованное намерение. Теоретические зависимости спроса на товары от их рыночной цены в различных рыночных структурах представлены на рисунке 1.

спрос на корпусную мебель для кухонь является производным, а спрос на встраиваемую технику - производным от производного. Существует определенная взаимосвязь между ценовой эластичностью основного и производного спроса. Как правило, эластичность производного спроса ниже эластичности основного спроса, если товары того и другого спроса используются совместно в подавляющем объеме продаж.

3. Стадия жизненного цикла данного товара (услуги) имеет значение для прогнозирования спроса, так как динамика продаж, всех без исключения максимально дифференцированных товаров (товарных марок) подчиняется определенной закономерности. Так, на стадии внедрения нового товара на рынок, его динамика характеризуется на определенном временном интервале низкими темпами увеличения продаж, на стадии роста - высокими, на стадии зрелости (насыщения рынка) - нулевыми, на стадии спада - высокими и отрицательными (рисунок 2).

На стадиях жизненного цикла товара, который описывается некоторой функцией V = f (t) как зависимость продаж (V) от времени также имеет место закономерность изменения ценовой эластичности спроса (Ер). Наиболее высокое значение ценовая эластичность спроса достигает на стадиях внедрения и спада жизненного цикла товара, наименее высокое - на стадии роста, умеренно высокое - на стадии зрелости товарной марки продукции. Все эти обстоятельства в жизненном цикле товара (услуги) следует, особенно для новых товарных марок продукции, учитывать при прогнозировании спроса (продаж).

Цена

Рисунок 1. Теоретические зависимости спроса от цены в различных рыночных структурах

4. Рыночные факторы и условия, а также индекс рынка как понятия и характеристики широко используются при прогнозировании спроса на товары, особенно в многофакторных моделях прогнозирования и экспертных оценках будущих продаж. Под рыночными факторами и условиями понимаются основные причины и обстоятельства изменения спроса на товары (услуги). Все факторы

принято делить на внутренние (факторы предприятия), внешние факторы рыночного окружения и глобальные. К рыночным условиям следует относить все те обстоятельства (экономические, социальные и политические), которые способствуют или препятствуют действию рыночных факторов.

V

J\

г

Рисунок 2. Динамика продаж и эластичности спроса на стадиях жизненного цикла товара

Основные требования, предъявляемые к отбору рыночных факторов, заключаются в их фундаментальном характере, то есть, действии на достаточно длительном периоде времени, возможности их количественной оценки и качественного (теоретического) обоснования. Выбор рыночных факторов для прогнозирования спроса на товары (услуги) или факторных признаков в моделях множественной регрессии осуществляется в строгом соответствии с процедурами математической статистики для получения точных и обоснованных прогнозов спроса (продаж).

Индекс рынка представляет собой относительный показатель рыночной динамики и рассчитывается как отношение продаж товаров (услуг) в каком-либо периоде времени к продажам в базисном периоде. Этот индекс может быть заменен такими показателями динамики рынка, как темпы роста (прироста) базисные и цепные. Индекс может рассчитываться не только по отношению к продажам, но также - к рыночным факторам.

5. Потенциал рынка, потенциал продаж и доля рынка. Потенциал рынка - это максимально возможный объем продаж на конкретном рынке в натуральном или стоимостном измерении, который может быть достигнут в данном периоде в условиях реализации всех планов предприятий-производителей и намерений, а также оптимистических ожиданий потребителей товаров (услуг) данного рынка. В свою очередь, потенциал продаж является частью потенциала рынка для данного предприятия при всех ранее указанных условиях. Потенциал рынка и потенциал продаж данного субъекта рынка могут быть сегментированы по многим признакам (территориальному, демографическому, социальному и т.д.). В прогнозировании спроса, как правило, имеют значение и рассчитываются

не потенциалы рынка и продаж, а их наиболее вероятные значения при действующих факторах и сложившихся условиях.

Доля рынка данного предприятия представляет собой удельный вес его продаж в стоимостном измерении в общих рыночных продажах и рассчитывается в процентах. Также как потенциал продаж этот показатель может быть определен для отдельных рыночных сегментов.

Алгоритм осуществления функции прогнозирования спроса включает функции и процедуры, предшествующие прогнозированию (стратегический анализ рынка данного товара) и следующие за прогнозированием (планирование продаж или сбыта). Данный алгоритм представлен на рисунке 3.

Как следует из представленной схемы алгоритма прогнозирование продаж как функции управления распределительно-сбытовой деятельностью, прежде всего, перед выбором всех влияющих факторов необходимо проведение стратегического анализа рынка (сегмента рынка) данного товара.

Стратегический анализ рынка как одна из функций стратегического управления представляет собой исследование основных факторов прямого и косвенного действия, а также условий, определяющих состояние конкуренции и сотрудничества на рынке данного продукта. Из всех указанных моделей стратегического анализа рынка как предпосылки выполнения функции прогнозирования спроса, наиболее содержательной с точки зрения определения его факторов и условий является модель пяти конкурентных сил М. Портера. Несколько модифицированная автором для целей прогноза спроса данная модель представлена на рисунке 4.

Рисунок 3. Алгоритм прогнозирования спроса

Рисунок 4. Стратегический анализ рынка по модели М. Портера [1, с. 52-71]

Особое значение в модели пяти конкурентных сил имеет оценка влияния потребителей как розничных, так и оптовых на рыночную конкуренцию, конкурентные позиции данного изготовителя, характеристики спроса и принятия управленческих решений. Исследования оптовых и

мелкооптовых потребителей в цепях поставок, имеющие значение для изготовителей продукции, транспортно-ло-гистических компаний в прогнозировании спроса и поставок, в научной литературе представлены не столь широко.

Список литературы

1. Портер, М. Конкуренция: обновленное и расширенное издание / М. Портер. - М.: ИД Вильямс, 2010. - 592с.

2. Beutel, A.-L., Minner, S. (2012), Safety stock planning

under causal demand forecasting, International Journal of Production Economics 140(2): 637-645. 3. Minner, S., Kiesmuller, GP (2012), Dynamic Product Acquisition in Closed Loop Supply Chains, International Journal of Production Research 50(11): 2836-2851.

ЦЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЛОГИСТИКИ

Носков Сергей Викторович

доктор экон. наук, профессор, Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Юшин Александр Александрович соискатель, Самарский государственный, экономический университет, г. Самара

THE AIM OF OPTIMISATION OF THE FUNCTIONAL AREAS OF LOGISTICS АННОТАЦИЯ

Определены узкое и широкое понятия оптимизации логистики. Установлены процедуры и алгоритм принятия оптимальных решений в логистике и управлении цепями поставок. Поставлены цели и сформулированы принципы оптимизации функциональных областей логистики и их бизнес-процессов ABSTRACT

Defined narrow and broad concepts of optimization of logistics. Established procedures and algorithm of optimal decision-making in logistics and supply chain management. The objectives and the principles of optimization of the functional areas of logistics and business processes

Ключевые слова: логистика, функциональные области, оптимизация, цели, алгоритм, принципы, экономико-математические модели.

Keywords: logistics, functional area, the optimization goal, the algorithm, the principles of economic-mathematical

model.

Функция оптимизации в логистике и управлении цепями поставок, как правило, осуществляется после получения прогнозных оценок спроса, сбыта, запасов и поставок продукции. Основной целью выполнения данной функции является принятие наилучшего логистического решения из рациональных решений. Другими словами, оптимальное логистическое решение предполагает выбор по какому-либо критерию наилучшего решения из возможных. Если рациональное управленческое решение является любым решением в логистическом менеджменте, позволяющим достичь поставленных целей, то оптимальное решение является наилучшим, с точки зрения использования ресурсов, времени и пространства.

Существуют узкое и широкое понятия оптимизации, первое из них является строго математическим и связано с разработкой целевой функции от ряда значимых факторных признаков, значение которой минимизируется или максимизируется по какому-либо критерию оптимальности (минимуму затрат, максимуму прибыли и т.д.) при некоторых ограничениях на используемые ресурсы, пространство и время. Как правило, узкое строго математическое понятие оптимизации требует использования при ее проведении экономико-математических методов и компьютерных программ. Широкое понятие оптимизации связано с выбором наилучшего решения в логистике и управлении цепями поставок из возможных без использования экономико-математических моделей и программных продуктов и основано на экспертных оценках [1, с. 603-621, 2, с. 248-261].

В экономико-математических моделях оптимизации в логистике и управлении цепями поставок широко используются методы математического анализа (нахождения экстремумов функций), исследования операций

(линейного, нелинейного и динамического программирования), непараметрические методы поиска оптимальных решений, а также методы математической статистики (теории массового обслуживания). Процедуры принятия оптимальных решений в логистике и управлении цепями поставок можно представить в виде наиболее общего алгоритма для методов исследования операций (рисунок 1).

Оптимальные управленческие решения в логистике и цепях поставок направлены на поиск наилучшего и научно обоснованного выбора между уровнями обслуживания клиентов, операционными расходами на логистику, величиной оборотных средств в запасах на разных стадиях продвижения материального потока, использованием аутсорсинга или инсорсинга, а также инвестициями в логистическую инфраструктуру. В научной литературе рассматриваются следующие виды логистических решений и соответствующие им постановки задач оптимизации [3, с. 134-146, 4, с. 109-119]:

- определение оптимального месторасположения производственных предприятий, распределенных центров на обслуживаемой территории;

- обоснование логистических стратегий в цепях поставок (производства, распределения, сбыта и обслуживания клиентов);

- расчет оптимальных запасов в цепях поставок и транспортных расходов по критерию минимума совокупных приведенных затрат;

- оптимизация соотношения между уровнем обслуживания клиентов и операционными расходами на логистику;

- определение оптимального распределения инвестиций в объекты логистической инфраструктуры;

- оптимизация структуры запасов в цепи поставок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.