Научная статья на тему 'Пути развития межорганизационной логистической координации в цепях поставок'

Пути развития межорганизационной логистической координации в цепях поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
805
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / ЛОГИСТИКА / МЕЖОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ / ПОСТАВЩИКИ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОВАЙДЕРЫ / ЗАКУПКИ / ДИСТРИБЬЮЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / АУТСОРСИНГ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT / LOGISTICS / INTER-ORGANIZATIONAL LOGISTIC COLLABORATION / SUPPLIER / CONSUMER / LOGISTICS PROVIDERS / PROCUREMENT / DISTRIBUTION / INTEGRATION / SYSTEM APPROACH / PROCESS APPROACH / OUTSOURCING / DEMAND / SUPPLY / HORIZONTAL MANAGEMENT / LOGISTICS COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Елена Ричардовна

В статье рассматриваются проблемы межорганизационной координации участников цепей поставок, выявляются наиболее актуальные исследовательские направления в области логистической координации и определяются пути ее развития на основе: обеспечения информационной «прозрачности» предприятий-партнеров, совместного управления спросом, совместной разработки сервисных предложений, развития поставщиков. По мнению автора, использование рассмотренных направлений в практике работы логистических компаний позволяет наилучшим образом согласовывать совместную деятельность участников цепей поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of inter-organizational logistic collaboration in supply chain

The article examines the issues of inter-organizational logistic collaboration in supply chain. The author outlines the prospective development of logistic cooperation based on partners’ information and data transparency, joint demand and capacity management, joint service provision and supplier development. The author considers the use of the examined working directions of logistics companies is the best way allowing to coordinate joint activities in the supply chain.

Текст научной работы на тему «Пути развития межорганизационной логистической координации в цепях поставок»

Н Г п \ РосеиАс ■ \Zs ПРВДПР РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1 Том 18 • Номер 3 • февраль 2017 1 ISSN 1994-6937 1

. rf""" - 11=' ^^^^ издательство Креативная экономика

ru,. Russian Journal of Entrepreneurship 1

_ 1-

Пути развития межорганизационной логистической координации в цепях поставок

Абрамова Е.Р.1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассматриваются проблемы межорганизационной координации участников цепей поставок, выявляются наиболее актуальные исследовательские направления в области логистической координации и определяются пути ее развития на основе: обеспечения информационной «прозрачности» предприятий-партнеров, совместного управления спросом, совместной разработки сервисных предложений, развития поставщиков. По мнению автора, использование рассмотренных направлений в практике работы логистических компаний позволяет наилучшим образом согласовывать совместную деятельность участников цепей поставок.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: управление цепями поставок, логистика, межорганизационная логистическая координация, поставщики, потребители, логистические провайдеры, закупки, дистрибьюция, интеграция, системный подход, процессный подход, аутсорсинг, спрос, предложение, горизонтальное управление, логистические издержки.

Development of inter-organizational logistic collaboration in supply chain

Abramova E.R.1

1 Plekhanov Russian University of Economics

Современный менеджмент рассматривает логистическую координацию как один из наиболее эффективных инструментов повышения конкурентоспособности цепей поставок на основе максимально возможного согласования действий участников логистического процесса. Цель — оптимальное распределение ресурсов между участниками процесса производства и реализации продукции для наилучшего удовлетворения запросов потребителей и получения прибылей.

Большинство ученых сходятся в мнении о том, что логистическая координация представляет собой наилучший способ реализации системного, процессного и ситуационного подходов в управлении цепями поставок. При этом в рамках современных взглядов логистическая координация рассматривается как потоковый, сквозной процесс, пронизывающий всю цепь поставок и позволяющий регулировать отношения участников на основе политики компромиссов, преодоления кон-

фликтов (как внутри цепи поставок, так и в отношениях с конкурентами). Важнейшее условие — непрерывность происходящих изменений.

Анализ источников последних лет позволяет выявить наиболее актуальные исследовательские направления в области логистической координации: реинжиниринг, управление изменениями, бенчмаркинг, интегрированный логистический менеджмент. Для управления процессами координации в сфере логистического обслуживания предлагаются различные пути, такие как информационные системы, горизонтальные структуры управления, что позволяет преодолевать конфликты между участниками логистического процесса, сбалансированная система показателей и др.

В частности, по мнению В. Сергеева, важным направлением развития межорганизационной логистической координации является налаживание системы оперативной передачи информации между всеми участниками цепи поставок. При этом он определяет межорганизационную координацию как «согласование действий фокусной компании цепи поставок, поставщиков, потребителей и логистических посредников (в том числе по разрешению конфликтных ситуаций) для достижения запланированных целей цепи поставок» [6] (Sergeev, 2015).

К его мнению присоединяется Д. Иванов, отмечая, что «координация в цепях поставок заключается в создании системы информационного обмена между всеми участниками цепи создания стоимости для своевременного предоставления актуальной, достоверной, точной и полной информации о спросе и поставках» [4] (Ivanov, 2010). Продолжая эту мысль, профессор В. Степанов пишет о возможности преодоления конфликтов в цепях поставок на основе перехода от посредничества к сотрудничеству

ABSTRACT:_

The article examines the issues of inter-organizational logistic collaboration in supply chain. The author outlines the prospective development of logistic cooperation based on partners' information and data transparency, joint demand and capacity management, joint service provision and supplier development. The author considers the use of the examined working directions of logistics companies is the best way allowing to coordinate joint activities in the supply chain.

KEYWORDS: supply chain management, logistics, inter-organizational logistic collaboration, supplier, consumer, logistics providers, procurement, distribution, integration, system approach, process approach, outsourcing, demand, supply, horizontal management, logistics costs.

Received: 02.01.2017 / Published: 16.02.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Abramova E.R. (eassman01ist.ru)

CITATION:_

Abramova E.R. (2017) Puti razvitiya mezhorganizatsionnoy logisticheskoy koordinatsii v tsepyakh postavok [Development of inter-organizational logistic collaboration in supply chain]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (3). - P. 331-338. doi: 10.18334/rp.18.3.37299

участников логистического процесса. «При высокой степени сотрудничества имеет место полная координация с открытым доступом к общей информации» [8] (Stepanov, 2014). Такого же мнения придерживается В. Лукинский. Относя координацию к «базовым компонентам стратегического планирования логистики» [5] ^иНшку, 2016), он подчеркивает роль логистической координации, позволяющей сглаживать конфликтные ситуации как в процессе взаимодействия подразделений отдельного предприятия, так и в отношениях участников цепи поставок.

Взгляды российских ученых во многом корреспондируются с идеями современных западных специалистов в области менеджмента и логистики. В частности, в трудах Д. Бауэрсокса и Клосса [2] (Ваие^окз, К1о88, 2008) координация также рассматривается в неразрывной взаимосвязи с развитием системы обмена оперативной, точной и правдивой информацией между участниками логистического процесса, что, в свою очередь, находит выражение в эффективности стратегического и оперативного планирования. Р. Слоун, Д. Дитман, Д. Менцер в книге «Новые идеи в управлении цепями поставок: 5 шагов, которые ведут к реальному результату» отмечают, что сама «цепь поставок — это горизонтальный сквозной процесс, поток товаров, непрерывно движущихся сквозь предприятие»... и включающий также «и внешние взаимосвязи с поставщиками и покупателями — «расширенное предприятие» [7] ^1оип, Ditman, МеП^ег, 2015). Д. Джонсон и Д. Вуд видят роль логистической координации в том, чтобы «управление запасами товаров в процессе движения как по «бесшовной трубе» осуществлялось рационально и эффективно» [3] фгЬошоп, Vud, 2002).

В дополнение к изложенным представлениям, актуальными путями развития межорганизационной логистической координации, по мнению автора, следует считать взаимную интеграцию участников цепей поставок на основе:

• обеспечения информационной «прозрачности» предприятий-партнеров (при условии поэтапного решения комплекса задач по стимулированию совместного сотрудничества поставщиков, заказчиков, логистических провайдеров);

• совместное управление спросом;

• совместную разработку сервисных предложений на основе развития общего инновационного потенциала с наиболее ценными партнерами;

• развитие поставщиков.

ОБ АВТОРАХ:_

Абрамова Елена Ричардовна, доцент кафедры Предпринимательства и логистики (eassman01ist.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Абрамова Е.Р. Пути развития межорганизационной логистической координации в цепях поставок // Российское предпринимательство. — 2017. — Том 18. — № 3. — С. 331-338. Сог 10.18334/гр.18.3.37299

1. Информационная «прозрачность» участников цепи поставок

В условиях, когда компании цепочки поставок на регулярной основе предоставляют друг другу выборочную и адресную информацию о хозяйственной деятельности постепенно у них появляется понимание того, как работают поставщики и заказчики, каковы их возможности и нереализованные потребности. Представляется, что наилучшей основой для проведения такой работы является использование процедуры бен-чмаркинга. В процессе анализа и сравнения собственных экономических результатов с показателями предприятий-партнеров, изучения и в дальнейшем использования их достижений возможно поэтапно повышать эффективность своей хозяйственной деятельности. При этом необходимо учитывать фактор затрат, то есть представлять, во что обойдется компании достижение такого же как у предприятий-лидеров уровня логистического обслуживания по всем изученным параметрам. На следующем этапе важно определить те области, где сравнительно небольшие вложения могут привести к улучшению координации участников цепи поставок (определение «точек взаимной выгоды»), сокращению длительности цикла обслуживания, снижению логистических издержек и, соответственно, лучшей доступности сервиса для потребителей.

Определение «точек взаимной выгоды» предполагает ответ на следующие вопросы:

• кто наши основные партнеры по цепи поставок и что представляют собой главные конкуренты;

• какие из их достижений возможно использовать в собственной практике управления цепями поставок, какие приоритеты они удовлетворяют лучше и делают это дешевле для себя и потребителей;

• каким предприятиям целесообразно предлагать партнерство в рамках единой сети, становясь для них поставщиками или заказчиками, а с кем продолжать конкурировать, опережая с новыми видами услуг, качеством сервиса и т.п. [1] (Abramova, 2016).

2. Совместное управление спросом

квозное управление логистическим обслуживанием неразрывно связано с управ-

лением спросом. Неэффективное управление спросом и, прежде всего, слабые прогнозы продаж чаще всего объясняются отсутствием реальной межорганизационной координации между участниками цепи поставок, когда службы маркетинга, продаж, логистики предприятий-партнеров выстраивают свою деятельность, опираясь лишь на собственные прогнозы без учета оценочных данных поставщиков и заказчиков. В результате в цепях поставок возникает ситуация неуправляемого спроса, приводящая к «эффекту хлыста».

Переход к сквозному управлению предполагает совместное управление спросом, когда представители служб маркетинга, закупок и продаж предприятий-участников цепи поставок объединяют свои усилия для решения единой задачи — выравнивания

спроса и предложения. При этом наиболее актуальным становится совместная работа компаний в следующих направлениях:

• Повышение точности прогнозирования.

Для повышения точности прогнозирования необходимо, чтобы в результате:

(1) были синхронизированы долгосрочные и краткосрочные планы отделов маркетинга, продаж, закупок, финансовых служб и оперативных сервисных подразделений и созданы прогнозы, на основе которых все участники процесса могли бы выстраивать свои рабочие планы. Особенно актуальным является формирование прогнозов на короткие плановые периоды (неделя, месяц), позволяющие сокращать сроки выполнения заказов и снижать уровень запасов в нижних звеньях цепи поставок;

(2) службы продаж и закупок (а не только маркетинг) привлекались к составлению прогнозов и несли одинаковую ответственность за качество процесса прогнозирования и, соответственно, уровень запасов в цепи поставок.

• Формирование спроса в соответствии с реальными возможностями цепи поставок.

Рычаги совместного управления спросом:

(1) направление покупательского спроса на доступные товары и услуги. Когда спрос выстраивается в соответствии с реальными возможностями предприятий цепи поставок, то появляются дополнительные возможности для оптимизации запасов и, соответственно, снижения логистических издержек.

(2) совместное управление ценами.

Выравнивая спрос и предложение компаниям цепи поставок необходимо формировать общую систему гибкого ценообразования. Имеется в виду, что для определения спроса и большего соответствия актуальным требованиям рынка важно предлагать потребителям товары и услуги с гибкой ценой (изменяющейся даже ежедневно, если это помогает балансировать между спросом и реальными возможностями предприятий).

(3) совместные маркетинговые мероприятия, стимулирование сбыта за счет продвижения рекламы, политика «постоянно чуть сниженных цен» на товары, имеющиеся в наличии в реальном времени (что может приносить большие прибыли, чем отдельные периоды скидок) и т.д. Главная цель совместной работы — сформировать спрос на аналогичные товары и услуги и, в результате, в большей степени соответствовать актуальным требованиям рынка [1] (Abramova, 2016).

3. Совместная разработка сервисных предложений.

Как известно, лучшие цепи поставок, работающие на уровне мировых стандартов, закладывают 80% качества и стоимости будущих товаров/услуг на этапе разработки продукта. В дальнейшем, в ходе реализации самого сервисного процесса в значительно меньшей степени можно влиять на повышение качества и снижение затрат. Если эти возможности не были использованы в ходе разработки, то, на пос-

ледующих этапах, усилия участников цепи поставок будут малоэффективны. В связи с этим, привлечение поставщиков и заказчиков к совместной разработке услуг, просчету затрат и совместному поиску вариантов оптимизации становится чрезвычайно актуальным.

Представляется, что первый шаг на этом пути — мотивация проектных подразделений предприятий цепи поставок. В условиях, когда доходы подразделений, организующих совместную проектную деятельность, непосредственно зависят от итоговой прибыли цепи поставок, у разработчиков появляется стимул для поиска общего, наименее затратного подхода, а именно:

• определения функций, операций и участников, которые не приносят улучшений с точки зрения конечного результата работы цепи поставок («тянут своих партнеров назад») и поэтому должны быть исключены из процесса;

• выбора максимально простых комбинаций логистического обслуживания: снижения сложности процессов закупок, дистрибуции, транспортно-складских операций, предпродажного и послепродажного обслуживания товаров, управления запасами и др.

• разработки совместного плана вывода из ассортимента устаревших услуг и поэтапного ввода новых, позволяющих обеспечить высокое качество сервиса и минимизировать запасы товаров, вышедших из обращения;

• использования стратегии «отсрочки» в цепи поставок, то есть разработка совместных решений, позволяющих изменять (индивидуализировать, дорабатывать) характеристики стандартных услуг в конце сервисного цикла.

4. Развитие поставщиков.

Одним из наиболее актуальных направлений межорганизационной координации, по мнению автора, становится оптимизация количества поставщиков и развитие совместного инновационного потенциала с наиболее ценными партнерами. Представляется, что координация с такими партнерами может формироваться на основе:

• активного обмена информацией, прогнозными оценками, технологиями, стимулирование предложений поставщиков, их учет и широкое использование в процессе разработки вариантов логистического обслуживания. Например, организация закупок с учетом мнений всех ключевых подразделений предприятий-партнеров. В условиях, когда только отделы закупок и продаж партнеров взаимодействуют друг с другом многие истинные проблемы цепи поставок остаются незамеченными что в результате влияет на эффективность закупочной деятельности.

• учета рисков при решении вопроса об аутсорсинге. Выбирая вариант передачи отдельных функций на аутсорсинг необходимо оценивать вероятность и серьезность возможных последствий. Например, принимая решение об использова-

нии дешевой рабочей силы важно просчитать не только ожидаемую экономию, но также и величину дополнительных затрат, связанных: с браком (в результате работы низкоквалифицированного персонала), задержками и хищениями грузов в портах и терминалах, погодными условиями, приводящими к потере грузов и транспортных средств (и, соответственно, к необходимости дополнительного страхования) и др. • поощрение соревновательности поставщиков. В этих условиях первоначально контракты заключаются с лучшими, но в случае ухудшения показателей их деятельности следующие контракты могут быть переданы другим поставщикам. Среди таких предприятий могут быть не только традиционные поставщики, но также и бывшие конкуренты, переведенные в категорию партнеров. Однако, с прежними поставщиками полностью не разрывают договорные отношения, предоставляя им возможность восстановить свою долю рынка при улучшении показателей деятельности [1] (Abramova, 2016). Таким образом, развитие межорганизационной координации на основе: обеспечения информационной прозрачности предприятий-партнеров, совместного прогнозирования и разработки сервисных предложений, развития поставщиков и др., позволяет, по мнению автора, наилучшим образом согласовывать совместную деятельность участников цепей поставок.

ИСТОЧНИКИ:

1. Абрамова Е. Концепция управления логистическим сервисом в цепях поставок. — М., «Спутник+», 2016.

2. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок. — М., ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. — 640 с.

3. Джонсон Д., Вуд Д. Современная логистика. — М., Изд. дом «Вильямс», 2002.

4. Иванов Д. Управление цепями поставок. — С-Пб.: Издательство Политехнического университета, 2010.

5. Лукинский В. Логистика и управление цепями поставок. — М., Юрайт, 2016. — 359 с.

6. Сергеев В. Управление цепями поставок. — М., Юрайт, 2015. — 480 с.

7. Слоун Р., Дитман Д., Менцер Д. Новые идеи в управлении цепями поставок: 5 шагов, которые ведут к реальному результату. — М.,Альпина-Паблишер, 2015.

8. Степанов В. Логистика. — М., Проспект, 2014.

REFERENCES:

Abramova E. (2016). Kontseptsiya upravleniya logisticheskim servisom v tsepyakh postavok [The concept of logistics service management of supply chain] M.: «Sputnik+». (in Russian).

Bauersoks D., Kloss D. (2008). Logistika. Integrirovannaya tsep postavok [Logistics. Integrated supply chain] M.: ZAO «Olimp-Biznes». (in Russian).

Dzhonson D., Vud D. (2002). Sovremennaya logistika [Modern logistics] M.: Izd. dom «Vilyams». (in Russian).

Ivanov D. (2010). Upravlenie tsepyami postavok [Supply chain management] S-P.: Izdatelstvo Politekhnicheskogo universiteta. (in Russian).

Lukinskiy V. (2016). Logistika i upravlenie tsepyami postavok [Logistics and supply chain management] M.: Yurayt. (in Russian).

Sergeev V. (2015). Upravlenie tsepyami postavok [Supply chain management] M.: Yurayt. (in Russian).

Sloun R., Ditman D., Mentser D. (2015). Novye idei v upravlenii tsepyami postavok: 5 shagov, kotorye vedut k realnomu rezultatu [New ideas in supply chain management: 5 steps leading to real results] M.: lpina-Pablisher. (in Russian).

Stepanov V. (2014). Logistika [Logistics] M.: Prospekt. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.