Научная статья на тему 'Объектное моделирование и проектирование новой когнитивной формы виртуальных логистических провайдеров'

Объектное моделирование и проектирование новой когнитивной формы виртуальных логистических провайдеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOGISTICS / VIRTUAL LOGISTICS / INFORMATION TECHNOLOGY MARKET OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT / VIRTUAL LOGISTICS PROVIDERS / OBJECT MODELING AND PROJECTING / ЛОГИСТИКА / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОВАЙДЕРЫ / ОБЪЕКТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова П.А.

В статье рассматриваются изменения в области логистики и управления цепями поставок, связанные с развитием современных информационных технологий, анализируется практика формирования и развития виртуальных логистических провайдеров, методов и инструментов их создания, показан пример объектного моделирования и проектирования новой когнитивной формы виртуального логистического провайдера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Object modeling and projecting new forms of cognitive virtual logistics providers

The article considers the changes in the field of logistics and supply chain management associated with the development of modern information technologies. These changes are associated with the emergence and widespread in the logistics market virtual logistics providers. Analyzes the practice of formation and development virtual logistics providers, methods and tools to create them. Also shows an example object modeling and projection of a new cognitive form of virtual logistics provider. t shows the projected algorithm of its work and discussed its advantages over the project counterparts operating in other sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «Объектное моделирование и проектирование новой когнитивной формы виртуальных логистических провайдеров»

Объектное моделирование и проектирование новой когнитивной формы виртуальных логистических провайдеров

П.А. Ермакова Курганский государственный университет

Аннотация: в статье рассматриваются изменения в области логистики и управления цепями поставок, связанные с развитием современных информационных технологий, анализируется практика формирования и развития виртуальных логистических провайдеров, методов и инструментов их создания, показан пример объектного моделирования и проектирования новой когнитивной формы виртуального логистического провайдера.

Ключевые слова: логистика, виртуальная логистика, информационное обеспечение рынка транспортно-логистических услуг, управление цепями поставок, виртуальные логистические провайдеры, объектное моделирование и проектирование.

Еще несколько лет назад многие известные ученые в области логистики и управления цепями поставок (Supply Chain Management, SCM) рассматривали существование виртуальных логистических провайдеров, так называемых 5РЬ-провайдеров, только лишь как одну из моделей возможного развития рынка логистических услуг [1-4]. Однако сегодня уровень развития информационных технологий сделал виртуальных логистических провайдеров полноправными участниками рынка транспортно-логистических услуг, уже существует множество примеров их успешного функционирования на российском и мировом рынках [5-8].

Научная новизна данного исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении методов и инструментов создания, управления и организации информационного обеспечения деятельности виртуальных логистических провайдеров на рынке транспортно-логистических услуг [9]. Кроме того, в данном исследовании особо значимым является объектное моделирование и проектирование систем информационного обеспечения новых когнитивных форм виртуальных логистических провайдеров, использующих все существующие на данный момент возможности автоматизации выполнения логистических

бизнес-процессов, а также возможности искусственного интеллекта при принятии управленческих решений в сфере логистики и БСМ.

Практическая значимость данного исследования включает возможность использования разработанных методологических подходов и методических рекомендаций, а также практических инструментов для совершенствования управления процессами информационного обеспечения деятельности региональных транспортно-логистических операторов, а также институционального развития современных цепей поставок [10] и повышения уровня структурно-функциональной устойчивости транспортно-логистического кластера [11].

В ходе научно-исследовательской работы, выполняемой в рамках программы грантовой поддержки молодых исследователей-инноваторов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, автором разрабатывается проект создания виртуального логистического провайдера (УЬР) на рынке транспортно-логистических услуг и спецтранспорта.

С помощью создаваемого «виртуального автоматизированного транспортного диспетчера» планируется повысить эффективность логистики путем:

- экономии рабочего времени менеджеров, работающих в транспортно-логистическом сегменте рынка,

- минимизации временных и стоимостных затрат на грузоперевозки, отражающихся в конечной цене потребительских и промышленных товаров,

- нивелирования негативного влияния человеческого фактора при осуществлении бизнес-коммуникаций и принятии управленческих решений в сфере логистики и БСМ.

За счет алгоритмизации и автоматизации большинства коммуникационных и транспортно-логистических бизнес-процессов автору удастся решить все поставленные задачи. Однако для этого необходимо первоначальное моделирование УЬР, первым этапом которого является изучение внешней среды и составление концептуальной модели, включающей формирование структуры и определение списка составляющих УЬР объектов - основных и вспомогательных (сервисных) модулей, а также установление их последовательности и взаимосвязи (рис.1).

Рис. 1. - Схема взаимосвязи основных и вспомогательных модулей виртуального логистического провайдера

Составленная схема функционирования УЬР отражает решение основных наиболее важных проблем участников российского рынка транспортных услуг, связанных с необходимостью: 1. автоматизации работы на данном рынке:

^ автоматизированного ранжирования всех имеющихся предложений на сайтах транспортных порталов;

^ автоматизации выбора наилучшего варианта сделки;

2. составления максимально рентабельных план-графиков грузоперевозок и маршрутов движения грузовых транспортных средств;

^ составлении план-графиков грузоперевозок не с максимально возможной рентабельностью исходя из имеющихся заявок в базе данных веб-сервиса, а с требуемой рентабельностью, исходя из предпочтений владельца грузового транспортного средства, критериев доходности, принятых в автотранспортном предприятии, имеющегося опыта ручного составления подобных план-графиков и путевых листов;

^ составление план-графиков на требуемых отрезках пути либо на актуальные промежутки времени;

^ представление текстовых план-графиков в виде последовательности адресов пунктов назначения, а также в виде маршрутов на карте;

3. автоматического составления и заполнения форм транспортных и платеже-расчетных документов, сопровождающих грузовые сделки;

4. обеспечения надежности и безопасности виртуального рынка транспортных услуг:

^ составлении отчета для Инспекции Федеральной налоговой службы РФ о проведении проверки выбранного контрагента по транспортной сделке на его безопасность и надежность, связанном в первую очередь с ужесточением требований и правил налогового контроля;

^ автоматической проверке возможных контрагентов на платежеспособность, связанной с прогрессирующими в настоящее время кризисными явлениями в российской экономике.

Анализ рынка сетевого информационного обеспечения логистики подтвердил наличие некоторых аналогов разрабатываемого УЬР, однако только в сельскохозяйственной отрасли. Наиболее близким по

функциональным возможностям к моделируемому УЬР является Интернет-сервис (торговая площадка) IDK.ru. Это первая и единственная в России и странах СНГ система, которая наложила расчетно-аналитические возможности на виртуальную доску объявлений. В ходе анализа торговой площадки IDK.ru и конкурирующих с ней на рынке зерновых и масличных культур виртуальных досок объявлений «Зерно» и «Зерно Он-лайн» был выявлен ряд недостатков данных систем, которые планируется ликвидировать в ходе разработки УЬР.

Во-первых, при работе с данными системами всем пользователям необходимо проявлять бдительность и осторожность при выборе контрагентов, так как данные системы не проводят какой-либо оценки надежности и безопасности зарегистрированных в них продавцов и покупателей. Максимум того, что они могут предложить своим клиентам, это знакомство с отзывами об уже совершенных сделках и просмотр «черного списка» трейдеров, опубликованного на их сайте. Данный пробел в организации работы при проектировании УЬР планируется заполнить за счет внедрения разработанной авторской методики оценки надежности контрагентов, реализованной в рамках одного из проектируемых объектов УЬР - модуля «подбор контрагентов» (рис. 1).

Во-вторых, рассматриваемые торговые площадки не предоставляют пользователям возможности автоматизированного выбора единственного наилучшего варианта контрагента для своей сделки. Пользователь может лишь ознакомиться со всем ранжированным списком предложений и должен самостоятельно произвести выбор подходящего под его требования партнера и постараться «не упустить» его, вовремя начав с ним переговоры, а также сам должен отсеивать нежелательные предложения других возможных контрагентов, желающих получить его заказ.

При моделировании УЬР в его основной модуль «подбор контрагентов» заложено три варианта исполнения:

- первый вариант - подбор всех возможных контрагентов для выполнения заявки на грузоперевозку и/или использование спецтранспорта, и предоставление заказчику всего алфавитного перечня возможных исполнителей его заявки;

- второй вариант - составление и предоставление заказчику ранжированного списка возможных контрагентов на основании критериев, выбранных заказчиком, например, стоимости и/или длительности исполнения заявки;

- третий вариант - подбор заказчику единственного наилучшего варианта контрагента по рассматриваемой сделке с учетом всех требований к логистической операции, им заранее определенных: стоимости, длительности, уровня безопасности сделки и т.д.

Вариативность конечных результатов работы УЬР будет зависеть от желаний пользователей получать тот или иной вариант степени автоматизации подбора контрагентов, а сохранение возможности пользователей знакомиться со всеми предложениями исполнителей и самим выбирать будущего партнера, не заставит их «ловить» необходимого контрагента, так как при любом варианте исполнения в модуль «подбор контрагента» заложен механизм автоматизированного согласования и одобрения сделки. Кроме того, в данный модуль заложена функция отказа заказчиков от предоставления их координат всем возможным исполнителям заявки, что должно избавить менеджеров компаний-заказчиков от необходимости отсеивания нежелательных телефонных звонков и электронных сообщений. На рис.2 приведен алгоритм третьего максимально автоматизированного варианта исполнения модуля «подбор контрагентов».

О Определение значимых параметров заявки, для поиска необходимого транспорта

Мониторинг параметров тра-спортнь >: средств, имеющихся в базе данных зе б-приложения

:

Рис. 2. - Алгоритм автоматизированного подбора контрагентов на рынке транспортно-логистических услуг виртуальным логистическим провайдером

Кроме того, виртуальные доски объявлений IDK.ru, «Зерно» и «Зерно Он-лайн» не содействуют осуществлению заключенных с их помощью сделок. Они не предоставляют возможности автоматического формирования и заполнения договора между заказчиком и исполнителем, форм транспортных, платежных документов и другой учетной и отчетной документации, сопровождающей сделки. Также данные сервисы не оптимизируют движение транспортных средств, не производят отслеживание перемещения грузов и транспорта и не ведут кого-либо контроля над оплатой сделок, заключенных на их платформах. Необходимо отметить, что данные недостатки также были учтены и исправлены при объектном моделировании рассматриваемого УЬР (рис.2).

В сложившейся на сегодняшний день кризисной ситуации в России возможно предположить, что активное развитие и рост именно транспортно-логистической отрасли будут оказывать положительное влияние на развитие всей экономики России, так как транспорт - это одна из важнейших составляющих материальной базы любой экономики. Реализация предлагаемых мероприятий на рынке транспортно-логистических услуг напрямую связана с переходом к виртуальной логистике, использованием возможностей и преимуществ электронной коммерции, а также применением такого современного бизнес-инструмента как «облачные вычисления». И на сегодняшний день в целях выхода из кризисной и посткризисной стадий развития российской экономики необходимо стремиться к тому, чтобы эффективность виртуализации и автоматизации бизнес-коммуникаций на российском рынке транспортно-логистических услуг оказалась сопоставимой с эффективностью многих уже реализованных проектов по переходу к виртуальной логистике в зарубежных странах, которая составляет порядка 25-40 % [5].

Литература

1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. М.: ОЛИМП-БИЗНЕС, 2001. 640 с.

2. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: Учебник / под ред. В.И. Сергеева. М.: Эксмо, 2008. 944 с.

3. Дыбская В.В. Провайдеры логистических услуг. Кто они? // Логистика и управление цепями поставок. 2004. №1. С. 51-61.

4. Управление цепями поставок: учебник для бакалавров и магистров / В.И. Сергеев. М.: Издательство Юрайт, 2015. 479 с.

5. Управление цепями поставок: Справочник издательства Gower / Под ред. Дж. Гатторны (ред. Р.Огулин, М. Рейнольдс); пер. с 5-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 670 с.

6. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: gks.ru.

7. Ballou, R.H. Business Logistics/Supply Chain Management / R.H. Ballou. Prentice Hall, 2003. pp. 117-129.

8. Jacobs, R.F. Operations and supply chain management / R.F. Jacobs, R. Chase. - Irwin McGraw-Hill, 2010. 752 p.

9. Володина Е.В., Ермакова П.А. Проблемы научного обоснования и практического развития виртуальных логистических провайдеров // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6. С. 8-9.

10. Дзреян А.Х. Институциональное развитие современных цепей поставок потребительского рынка: логистический аспект // Инженерный вестник Дона, 2012, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2012/975.

11. Макаров Е.И., Гамов А.Н. Условия структурно-функциональной устойчивости транспортно-логистического кластера // Инженерный вестник Дона, 2014, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2221.

References

1. Bauersoks D.Dzh., Kloss D.Dzh. Logistika. Integrirovannaya tsep' postavok. [Logistics. Integrated Supply Chain] M.: OLIMP-BIZNES, 2001. 640 p.

2. Dybskaya V.V., Zaytsev E.I., Sergeev V.I., Sterligova A.N. Logistika [Logistics]: Uchebnik. Pod red. V.I. Sergeeva. M.: Eksmo, 2008. 944 p.

3. Dybskaya V.V. Logistika i upravlenie tsepyami postavok. 2004. №1. pp. 51-61.

4. Upravlenie tsepyami postavok [Supply Chain Management]: uchebnik dlya bakalavrov i magistrov. V.I. Sergeev. M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2015. 479 p.

5. Upravlenie tsepyami postavok [Supply Chain Management]: Spravochnik izdatel'stva Gower. Pod red. Dzh. Gattorny (red. R.Ogulin, M. Reynol'ds); per. s 5-go angl. izd. M.: INFRA-M, 2008. 670 p.

6. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [The Federal State Statistics Service]. Ofitsial'nyy sayt. URL: gks.ru.

7. Ballou, R.H. Business Logistics. Supply Chain Management. R.H. Ballou. Prentice Hall, 2003. pp. 117-129.

8. Jacobs, R.F. Operations and supply chain management. R.F. Jacobs, R. Chase. - Irwin McGraw-Hill, 2010. 752 p.

9. Volodina E.V., Ermakova P.A. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. №6. pp. 8-9.

10. Dzreyan A.Kh. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2012/975.

11. Makarov E.I., Gamov A.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.