Научная статья на тему 'Методические основы подготовки будущего учителя информатики к преподаванию линии социальной информатики'

Методические основы подготовки будущего учителя информатики к преподаванию линии социальной информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TEACHER'S TRAINING / SOCIAL INFORMATION TECHNOLOGIES / SOCIAL TECHNOLOGIES DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Юлия Сергеевна

Приводится этапная модель подготовки будущего учителя к преподаванию линии социальной информатики в школе, продемонстрированы возможности использования УМК на дистанционной основе для обеспечения целостности и системности процесса подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is given the stage model of Social Technologies teacher's training. There is described some using of education and method set in the distance learning. It helps to achieve integrity and systemic state of the process of training.

Текст научной работы на тему «Методические основы подготовки будущего учителя информатики к преподаванию линии социальной информатики»

ставляется, что при таком подходе подтверждаются многоплановость и сложность процесса ресоциализации, однако не отражены ответы на вопросы о том, когда, каким образом, под воздействием каких факторов происходит восстановление индивида как социализированного члена общества.

Подводя итог вышесказанному, определим, что ресоциализация заключенного представляет собой процесс подготовки и вхождения заключенного в социальную среду после освобождения от наказания посредством усвоения общепринятых ценностных ориентаций, восстановления социальных функций и статуса личности, который предполагает не только адаптацию к социальным условиям, но и, в первую очередь, активную деятельность человека по их преобразованию. Результатом ресоциализации является восстановление индивида в качестве полноправного социализированного члена общества.

литература

1. Андреев Н.А. Социология исполнения наказания. М., 2001.

2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. М. : Юристъ, 1996.

3. Волков Г.Н. Педагогика любви : избр. эт-нопед. соч. : в 2 т. / сост. М.Н. Егоров ; М-во образования Респ. Саха (Якутия). М. : Магистр-Пресс, 2002.

4. Дмитриев ЮА., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Ростов н/Д. : Феникс, 2007.

5. Елеонский В.А. Поощрительные нормы уголовного права и их значение в деятельности органов внутренних дел : учеб. пособие. Хабаровск : ХВШ МВД СССР, 1984.

6. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии : учеб. для вузов. М. : Юристъ, 1996.

7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика : учеб. для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. «Социальная работа». М. : Гардарики, 2005.

8. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М. : Юрлитинформ, 2001.

9. Рыбак М.С. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания // Вестн. Сарат. гос. акад. права. 1998. № 4 (15).

10. Сторубленкова Е.Г. Проблемы адаптации женщин, освобождаемых из ИТУ, к условиям жизни на свободе и их ресоциализация // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности оВД в свете новой конституции Российской Федерации. М., 1995. С. 132.

11. Стурова М.П. Педагогика социальной реабилитации осужденных: поиски и находки // Наказание: законность, справедливость, гуманизм : материалы науч.-практ. конф. Рязань : РВШ МВД РФ, 1994. С. 123,

12. Уголовно-исправительный кодекс Российской Федерации. М., 1997. Ст. 1, 9.

13. Чернышева А.В. Ресоциализация осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях: правовые и организационные вопросы : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990.

Re-socialization of prisoners as social and pedagogical treatment at the correctional institution

There are given the characteristics of re-socialization of prisoners from the viewpoint of social and pedagogical work. The result of it is suggested the individual restoration as a full member of the society.

Key words: re-socialization, unsocialization, socialization, prisoner.

Ю.с. пономарева

(волгоград)

методические основы подготовки будущего учителя информатики к преподаванию линии социальной информатики

Приводится этапная модель подготовки будущего учителя к преподаванию линии социальной информатики в школе, продемонстрированы возможности использования УМК на дистанционной основе для обеспечения целостности и системности процесса подготовки.

Ключевые слова: социальная информатика, подготовка будущего учителя, дистанционные образовательные технологии.

В настоящее время интеграция информационных технологий во все сферы деятельности человека обусловливает становление информационного общества. Вследствие изменений в структуре общества, в

© Пономарева Ю.С., 2010

известия вгпу

системе межличностных отношений людей, в положении человека в социуме появляются новые потребности и интересы, этические и правовые нормы, призванные регулировать информационный образ жизни человека. Для полноценного взаимодействия и самореализации в условиях информационной среды необходимы принятие новых ценностей, определение ответственности и ограничений в сфере информационного взаимодействия. Таким образом, одной из приоритетных задач современного образования становится воспитание человека, готового к плодотворной деятельности в условиях информационного общества, понимающего и принимающего его нормы и правила [1]. Это нашло отражение в изменении целей и содержания образования.

С 2004 г. в содержание базового курса информатики и ИКТ в школе включена новая линия - социальная информатика. Согласно Государственному образовательному стандарту по информатике и ИКТ [2], изучение данной линии предполагает освоение таких понятий, формирующихся на стыке наук информатики, философии, психологии, этики, права, социологии и др., как «информационное общество», «информационные ресурсы общества», «информационная безопасность», «информационные этика и право», «информационная культура» и др. Линия социальной информатики в школьном курсе приоритетно направлена на формирование основ научного мировоззрения, информационной культуры учащихся, на решение воспитательных задач, связанных с нравственными, этическими, правовыми аспектами информационной деятельности личности и общества.

Современному учителю информатики необходимо быть готовым к преподаванию такой сложной линии: владеть основными понятиями социальной информатики, методикой их формирования, осознавать значение данной линии в воспитании гражданина информационного общества. Однако реальная ситуация характеризуется недостаточной представленностью данной линии в школьных учебниках, слабой разработанностью методической системы обучения, массовой неготовностью учителей к ее преподаванию, поскольку на протяжении уже ряда лет в учебном плане студентов - будущих учителей информатики,

обучающихся по специальности 032100 «Математика» с дополнительной специальностью 030100 «Информатика», подготовка которых наиболее распространена в современных педвузах, отсутствует курс «Социальная информатика» как самостоятельный.

Вместе с тем в современной педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки для решения задачи подготовки будущих учителей информатики к преподаванию линии социальной информатики: исследования по теории и методике обучения информатике в школе (С.А. Бешенков, Л.Л. Босова, Д.В. Гуля-кин, Т.Б. Захарова, О.А. Козлов, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Н.И. Пак, И.В. Роберт, О.Г. Смолянинова, Н.В. Софронова и др.); в области социальной информатики как науки (В.Г. Афанасьев, В.Б. Бритков, К.К. Колин, А.В. Соколов, И.В. Соколова, А.Д. Урсул, В.Ф. Халипов и др.); по вопросам подготовки учителей информатики в педагогическом вузе (Е.Н. Бобонова, Е.В. Данильчук, С.Н. Касьянов, Л.Г. Николаева, Т.К. Смыковская, Т.М. Петрова и др.). Однако, несмотря на всю ценность этих исследований, необходимо отметить, что разработка методических основ подготовки будущего учителя информатики к преподаванию линии социальной информатики до сих пор не являлась объектом специального научного исследования в области теории и методики обучения и воспитания (информатика, профессиональный уровень).

Нами разработана методика подготовки будущих учителей информатики к преподаванию линии социальной информатики, особенностью которой является включение элементов социальной информатики в содержание других дисциплин предметной и профессиональной подготовки студентов в педвузе. В основу данной методики нами положена этапная модель, отражающая логику процесса подготовки в динамике и включающая когнитивнодеятельностный, ценностно-смысловой, профессионально-педагогический этапы. Охарактеризуем каждый этап подробнее.

Первый этап - когнитивно-деятельностный. Его целью является формирование представлений у студентов о предпосылках возникновения социальной информатики и ее становлении как науки, о ее ключевых понятиях, а также получе-

ние опыта взаимодействия в информационной среде с учетом контекста проблематики социальной информатики. Данный этап осуществляется в процессе изучения дисциплин «Информатика» и «Программное обеспечение ЭВМ». В соответствии с поставленной целью в содержании указанных курсов дополнительно рассматриваются такие дидактические единицы, как информационное общество, информационный ресурс, информационная безопасность, информационная культура.

Процессуальный компонент методики на рассматриваемом этапе составляют методы и формы работы, позволяющие включать студентов в проблемные ситуации по формированию собственной позиции в вопросах, связанных с неоднозначным влиянием информационных и коммуникационных технологий на деятельность человека и общества, о которых они ранее не задумывались. Например, организация дискуссий на темы «Информатика - царица современных наук?», «Информационные технологии в профессиях», «Роль персонального компьютера в жизни современного человека»; подготовка выступлений на темы, связанные с информационной безопасностью, перспективами развития информационных и коммуникационных технологий: «Конфиденциальность информации и защита информации», «Программное обеспечение и авторское право» и др., которые сопровождаются разработкой компьютерных презентаций и их последующим обсуждением.

Второй этап подготовки - ценностносмысловой. Цель данного этапа - формирование у студентов представлений о взаимосвязи информационной деятельности человека и состояния информационной среды; формирование навыков сетевого взаимодействия и сотрудничества; усвоение морально-этических и правовых норм информационной деятельности; воспитание ответственности за результаты собственных действий в информационной среде. Данный этап реализуется в процессе изучения дисциплины «Компьютерные сети. Интернет и мультимедиатехнологии», а также через задания на компьютерную практику. В содержание указанного курса дополнительно включаются такие дидактические единицы, как социальные аспекты использования Интернета, специфика компьютерной коммуникации, эти-

ческие и правовые нормы деятельности в информационной среде, проблемы информационной экологии и др.

Процессуальный компонент методики на данном этапе характеризуется преобладанием проблемных ситуаций, вовлекающих студентов в решение гуманитарных, морально-этических, правовых вопросов в информационной деятельности человека и общества. Формы их организации следующие: задания, способствующие формированию культуры общения в сети Интернет посредством чатов, форумов, электронной почты и социальных сервисов; проблемные беседы на темы «Правовые аспекты использования интернет-ресурсов», «Информационная безопасность личности», «Телекоммуникации и проблема управления массовым сознанием»; дискуссия «Виртуальное общение: за и против»; разработка на учебно-компьютерной практике проектов по социально-информатической тематике. Среди созданных студентами в виде веб-сайтов работ отметим следующие: «Запутавшиеся в сети», «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: “Хакер - это хорошо или это плохо?”», «Искусственный и естественный интеллект: кто кого?», «А ваш компьютер защищен? - Нет? - Тогда мы идем к вам!».

Третий этап - профессионально-педагогический. Его цель состоит в формировании у студентов представлений о ведущей роли линии социальной информатики в решении воспитательных задач; получении начального опыта построения методической системы обучения данной линии через разработку фрагментов уроков и их апробацию в ходе педагогической практики; создании дидактических и методических материалов поддержки обучения. Данный этап реализуется в процессе изучения таких дисциплин, как «Теория и методика обучения информатике», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», в рамках педпрактики. Дополнительно рассматриваются темы «Социальная информатика как основа формирования научного мировоззрения школьника в курсе информатики», «Социальная информатика в решении задач воспитания учащегося», «Информационная культура учителя» и др.

Процессуальный компонент методики на данном этапе составляют следующие

учебные задачи: анализ учебников информатики и ИКТ на предмет представления линии социальной информатики; составление примерного тематического плана изучения разделов данной линии; разработка конспектов уроков, методических и дидактических материалов для последующей реализации в ходе педагогической практики либо в качестве приложения к курсовой работе и др.

В целях поддержки представленной методики подготовки будущих учителей, а также ввиду того, что отмеченные выше курсы ведутся разными преподавателями, нами дополнительно был разработан учебно-методический комплекс (УМК) по теме «Обучение линии социальной информатики в школе», основной задачей которого являются интеграция и систематизация фрагментарных знаний по социальной информатике, полученных студентами при изучении дисциплин предметной и профильной подготовки в педвузе. УМК реализован на основе дистанционных образовательных технологий с помощью платформы Moodle, выбор которой обусловлен такими ее характеристиками, как 1) бесплатность; 2) выраженная тенденция к массовому распространению; 3) реализация разнообразных сетевых технологий через единый интерфейс, предоставляющий широкие возможности для активного взаимодействия всех участников образовательного процесса; 4) возможность автоматизации многих видов учебного взаимодействия; 5) возможность предоставления учащимся разнообразных электронных образовательных ресурсов и др. Логика изучения учебного материала определяет выделение внутри УМК четырех основных разделов.

Первый раздел - «Социальная информатика как наука и линия школьного курса информатики». В качестве основных ресурсов платформы для данного раздела используются веб-страницы и ссылки на текстовые документы, рабочая тетрадь и форум. Учащимся сначала предлагается ознакомиться с веб-лекцией «Социальная информатика как наука», далее в ресурсе рабочей тетради студентам необходимо проанализировать действующий образовательный стандарт по информатике в школе на предмет включения в его содержание вопросов социальной информатики, а так-

же их преемственность и развитие в 8 - 9-х и 10 - 11-х классах. Завершается изучение первого раздела участием в форуме на тему «Причины включения социальной информатики в школьный курс информатики».

Второй раздел - «Основные понятия социальной информатики». В качестве основных ресурсов платформы для данного раздела используются веб-страницы, задание, глоссарий и форум. Изучение второго раздела начинается с веб-лекции «Информационное общество». Студентам предлагается охарактеризовать предпосылки и условия перехода к информационному обществу в России. Ответ необходимо оформить в виде мини-реферата в текстовом файле и закачать его на сайт. Также студентам предоставляется материал, посвященный понятию «информационные ресурсы общества», после знакомства с которым им необходимо проанализировать ситуацию с созданием и использованием информационных ресурсов в России, оформить результат в виде компьютерной презентации и разместить ее на сайте УМК в сети.

Особый вид деятельности студентов, используемый при изучении данного раздела, - создание глоссария. Ознакомившись со всем предлагаемым материалом, участники курса коллективно составляют собственный глоссарий основных понятий социальной информатики. Отметим, что учащимся разрешается комментировать и дополнять статьи друг друга, однако оценивать их может только преподаватель. При сохранении записи в глоссарии указывается ее автор, что позволяет куратору курса проконтролировать выполнение задания студентами. Изучение раздела завершается форумом, на котором участникам предлагается ответить на вопрос: «Изучение каких понятий социальной информатики наиболее актуально в курсе информатики в школе и почему?».

Третий раздел - «Преподавание социальной информатики в школе» - направлен на освоение студентами методических особенностей преподавания данной линии в школьном курсе информатики. В качестве основных ресурсов платформы для данного раздела используются веб-страницы, голосование, семинар, чат и форум. Студентам предлагается провести анализ линии социальной информатики в существующих

учебниках и методических пособиях по информатике, результат которого обсуждается в системе форумов. далее осуществляется голосование за конкретные темы для разработки уроков по социальной информатике.

После этого в форуме студенты обсуждают эффективные формы и методы изучения выбранной темы, результатом является создание конспекта урока и его мультимедийной поддержки, которые размещаются на сайте УМК. Для консультирования студентов используется чат, где в реальном времени преподаватель может ответить на сложные вопросы или помочь разобраться в затруднениях учащихся. Таким образом готовятся реальные методические учебные продукты студентов, которые апробируются в ходе педагогической практики, т.е. накапливается личное методическое портфолио будущего учителя информатики. Все студенты имеют возможность ознакомиться с работами своих коллег, оставить свои комментарии к ним и проголосовать за лучшую работу.

Четвертый раздел курса является дополнительным и содержит базу данных по интернет-ресурсам, посвященным вопросам социальной информатики, и список необходимой литературы. Изучение каждого раздела уМК заканчивается рефлексией на форуме по теме «Какие сложности возникли при выполнении заданий раздела и как я их преодолевал?».

Разработанная нами методика подготовки будущего учителя к преподаванию линии социальной информатики в течение нескольких лет проходит апробацию на математическом факультете волгоградского государственного педагогического университета. Ее эффективность оценивается на основе разработанной нами системы диагностики, включающей наблюдение, анализ учебной деятельности студента и ее учебных продуктов (рефератов, докладов, результатов контрольных работ, выполненных проектов), интервью, анкетирование, экспертные оценки. результаты диагностики свидетельствуют об успешности решения важной задачи современного педагогического образования - подготовки будущего учителя информатики к преподаванию линии социальной информатики в общеобразовательных учреждениях.

литература

1. Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога : монография М. - Волгоград : Перемена, 2002.

2. Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. 2004. №4. С. 2 - 35.

Method basis for Social Information Technologies teacher’s training

There is given the stage model of Social Technologies teacher’s training. There is described some using of education and method set in the distance learning.

It helps to achieve integrity and systemic state of the process of training.

Key words: Social Information Technologies, teacher’s training, social technologies distance learning.

а.н. Сергеев

(волгоград)

профессиональная подготовка будущих учителей в контексте обучения в сетевых сообществах интернета

Актуализируются вопросы подготовки будущих учителей к реализации профессиональных педагогических задач в сетевых образовательных сообществах. С позиций компетентностного подхода представлены содержательные и процессуальные компоненты этапов такой подготовки. Приводится описание конкретных форм организации учебной деятельности студентов как будущих учителей на основе использования социальных сервисов Интернета.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя, профессиональная компетентность учителя, сетевое сообщество, социальные сервисы Интернета, учебный проект.

Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности, всеобщая информатизация и усиление возможностей цифровых коммуникаций приводят к глу-

© Сергеев A.K, 20l0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.