Научная статья на тему 'О подготовке учителей информатики в техническом вузе'

О подготовке учителей информатики в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курейчик В. М., Марков В. В.

The experience and problems of training informatics teachers at technical university are discussed. Some ways of the decision of this problems, such as a teaching planning and distance education, are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курейчик В. М., Марков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке учителей информатики в техническом вузе»

О ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В.М. Курейчик, д.т.н., профессор, проректор по научной работе Тел.: (8634) 39-32-60, E-mail: [email protected] В.В.Марков, к.т.н., доцент, кафедра САПР Тел.: (8634) 37-16-51, E-mail: [email protected] Таганрогский государственный радиотехнический университет Taganrog State University of Radio Engineering 347900 Таганрог, пер. Некрасовский, 44 http://www.tsure.ru

The experience and problems of training informatics teachers at technical university are discussed. Some ways of the decision of this problems, such as a teaching planning and

distance education, are described.

Одним из значимых явлений в последние десятилетия существования и развития российского общества можно назвать его информатизацию, переход от энергетических к информационным технологиям. При этом достаточно бурный рост наблюдается в информатизации социальной сферы и, в частности, информатизации образования. Эпоха глобализации выдвигает новые требования к анализу образовательных стандартов и, в частности, к разработке новых концепций и стратегий в подготовке специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Центральной задачей при построении новых образовательных технологий является снижение аудиторной нагрузки с одновременным увеличением самостоятельной работы обучаемых. Одним из путей решения поставленной задачи может быть формирование в рамках образовательных стандартов общевузовских лекционных курсов и создание «индивидуальных пакетов студента», построение интегрированных курсов по изучению учебных дисциплин и ИКТ [1]. В этой связи понятны требования введения курсов и учебных модулей по мультимедийным

ным технологиям, веб-дизайну, ис-

пользованию информационно-коммуникационных технологий по всем изучаемым дисциплинам, в том числе и относящихся к гуманитарным наукам. Очевидной становится необходимость нацеливания молодого поколения на реализацию практически любых видов деятельности в условиях их связи с компьютерными информационными технологиями. С этой точки зрения, важной становится задача качественного обучения нынешних школьников информатике, что, в свою очередь, требует подготовки учителей информатики, имеющих не только профессиональную педагогическую, но высокую техническую подготовку в рамках указанной специализации Несмотря на то, что курс информатики был введен в программу общеобразовательной школы почти двадцать лет назад, целый ряд возникших в то время проблем не нашел своего решения и до сих пор. Так, например, в силу высоко динамичных темпов развития средств и методов информатики (в том числе средств ВТ и информационных технологий), до сих пор остаются открытыми та-

кие вопросы, как формулирование целей и задач обучения информатике (спектр выставляемых целей колеблется от обучения основам программирования в качестве главной цели до изучения теоретических вопросов приобретения и использования знаний), формирование содержания курса школьной информатики (образовательный стандарт по информатике пока существует только в виде проектов). Кроме указанных проблем, информатизация образовательного пространства Российской Федерации поднимает и целый ряд других проблем, среди которых можно выделить[2]:

• организационные проблемы, связанные с различными подходами к решению проблем информатизации на различных уровнях вертикали власти;

• кадровые проблемы, связанные с необходимостью подготовки учителей информатики, а также администраторов образования по использованию информационных технологий;

• технические проблемы: из-за их глобальности невозможно построить единое техническое решение проблемы информатизации образовательного пространства РФ, требуется многовариантный подход.

По мнению ряда ведущих российских специалистов в области образования, за последние годы в отечественном образовании проявилось отставание от современных технических и методических тенденций, стимулирующих интеллектуальное развитие нации. Слабо, по сравнению с западными странами, используются информационные и интеллектуальные ресурсы общества. Не внедряются или внедряются разрозненно информационные технологии, т. к. отсутствует организация и систематичность новаций в информационной области. Наукоемкие технологии не доходят до сферы образования, хотя должны появляться здесь в первую очередь. Малочисленность серьезных примеров использования информационных технологий в гуманитарных областях (медицина, культура, языкознание, история, искусство) - показатель их отставания в рассматриваемом аспекте. Поэтому нельзя не признать важными и актуальными усилия, направленные на

ликвидацию этого отставания [3]. В национальном докладе РФ на II международном конгрессе ЮНЕСКО было отмечено: "Отличительными особенностями современной концепции преподавания информатики в учреждениях образования России являются:

• признание высокого развивающего потенциала информатики и придание ей статуса фундаментальной дисциплины;

• соответствующее современным воззрениям представление о структуре предметной области;

• модульное представление изучаемой предметной области в отличие от ранее использовавшегося дисциплинарного;

• использование современных информационных технологий системного модульного формирования содержания подготовки, основанных на деятельностном подходе и позволяющих, исходя из государственных образовательных стандартов, сформировать программу, ориентированную на характеристики будущей профессиональной деятельности обучаемого с учетом его личностных интересов и особенностей;

• ориентация на новые информационные технологии обучения.

Очевидно, что реализация поставленных задач невозможна без участия в процессе квалифицированных, хорошо подготовленных преподавательских кадров. Перед будущим учителем информатики встает достаточно сложная задача реализации процесса обучения информатике, рационального формирования целей обучения и отбора актуального содержания курса информатики для различных ступеней и уровней обучения в условиях быстро развивающейся среды науки информатики и ее прикладных приложений. В силу этого особые требования предъявляются и к психолого-педагогической, и, в особенности, к профильной подготовке специалистов. Известно, что основными «поставщиками» педагогических кадров в систему образования являются педагогические вузы и университеты. Именно они с середины 80-х годов начали вести подготовку учителей информатики на своих математических или физических

факультетах. Однако следует признать, что у выпускавшихся специалистов -учителей математики и информатики, физики и информатики и т.д., - квалификация «учитель информатики» выступала в качестве второй (и никогда не первой) специализации. Сегодня, в связи с рассмотренными выше факторами, определяющими образовательный процесс в области информатики, такое положение вряд ли можно признать удовлетворительным. Именно поэтому педагогические вузы страны, исходя из задач совершенствования системы подготовки будущих учителей информатики, подводятся к необходимости создания специальных, профильных факультетов информатики, на которые должна быть возложена задача подготовки высоко квалифицированных специалистов в указанной образовательной области. На таких факультетах (и специальностях) возможна не только соответствующая педагогическая, психологическая и методическая подготовка, но и, что особенно важно, отвечающая требованиям сегодняшнего дня фундаментальная профильная подготовка будущих специалистов - учителей информатики. При этом становится возможной и эффективной подготовка специалистов с квалификацией «учитель информатики» на основе использования различных стандартов (подготовки специалиста или бакалавриата). Анализируя сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в области высшего педагогического образования, можно отметить, что далеко не все педагогические вузы готовы сегодня идти по этому пути. В качестве выхода (временного или постоянного -пока судить трудно) может быть предложен вариант подготовки учителей информатики на соответствующей специальности в технических вузах, обладающих университетской образовательной средой и готовящих специалистов по техническим специальностям информатики. В качестве примера реализации такого пути может быть предложен опыт подготовки с 1997 г. учителей информатики в Таганрогском государственном радиотехническом университете (ТРТУ).

Необходимость в открытии обучения по специальности 030100 была обоснована потребностями образовательных учреждений региона в специалистах, имеющих требуемую современную педагогическую и техническую подготовку (педагогические вузы региона в тот период учителей информатики не готовили; например, в Таганрогском государственном педагогическом институте (ТГПИ) подготовка учителей информатики была открыта только в 1999 г.), и поддерживалась образовательными возможностями вуза (кадровыми, методическими и техническими) как в рамках общепедагогической подготовки, так и в рамках профильной подготовки специалистов - учителей информатики. Забегая вперед, нужно отметить, что решение проблем подготовки кадров для системы общего образования было продолжено и с 2003 г. в ТРТУ открыта еще одна, родственная специальность -073700 «Информационные технологии в образовании», готовящая администраторов образования по использованию информационных технологий.

Учебный план подготовки специалистов опирался на Государственный образовательный стандарт по информатике (речь идет о стандарте 1995 г.). В рамках реализации образовательной программы по специальности 030100 с самого начала упор был сделан на комплексный подход в преподавании двух важнейших для специальности линий - линии педагогических технологий и линии компьютерных информационных технологий в образовании. При этом осознанно особое внимание уделялось установлению, раскрытию и реализации логических и междисциплинарных связей между дисциплинами этих образовательных линий. Тогда же была заложена тенденция на повышение систематизации и уровня фундаментальных знаний по научным дисциплинам учебного плана. В первую очередь это относилось к таким дисциплинам, как «Дискретная математика», «Теория алгоритмов», «Теоретическая информатика» и ряду других дисциплин, связанных с углубленным изучением теоретических основ информатики и информационных

технологий (здесь можно вспомнить высказывание Клода Гельвеция - «Знание некоторых принципов легко возместит незнание некоторых фактов»). В то же время, учитывая особенности и традиционную систему подготовки специалистов в техническом вузе, большое внимание было уделено построению курсов педаго-гико-психологической и методической подготовки и, в частности, базовому курсу специальной профессиональной подготовки «Теория и методика обучения информатике», содержание которого было направлено на изучение организационных форм и методов, а также средств и методик обучения информатике в школе. Такой подход оправдал себя и был продолжен с переходом на обучение по стандарту 2000 г. Введение нового стандарта потребовало некоторого пересмотра существовавшего учебного плана специальности 030100, а также пересмотра содержания отдельных читавшихся ранее дисциплин. Все учебные курсы плана подготовки учителя информатики теперь можно распределить по трем образовательным линиям (имея в виду федеральный компонент учебного плана специальности): теоретической (математика, физика, дискретная математика, теория алгоритмов, педагогика, психология и др.), технической (программирование на языках высокого уровня, архитектура компьютера, сети ЭВМ и телекоммуникации, и др.) и специальной подготовки (теория и методика преподавания информатики, информационные и коммуникационные технологии в образовании, системы компьютерного обучения и др.). Здесь следует напомнить о том, что в университете подготовка специалистов по техническим специальностям, связанным с информатикой, ведется уже давно (по сути, это одно из профильных направлений в подготовке университетом специалистов), постоянно совершенствуясь. Накопленный в этом направлении научный и методический потенциал позволяет обеспечить достаточно высокий уровень подготовки учителей информатики с точки зрения их фундаментальной теоретической и технической подготовки

(здесь можно заметить, что теоретические и технические дисциплины читаются будущим учителям в потоке со студентами технических специальностей. Проводимая промежуточная аттестация - бакалаврские экзамены, срезы знаний и т. п.

- последних показывает достаточный уровень усвоения изученных дисциплин, что позволяет предположить наличие аналогичного уровня знаний и у студентов специальности 030100). Изучение дисциплин теоретической и технической линий по всем компонентам учебного плана (федеральному, региональному и внутривузовскому) в полной мере обеспечивает формирование у подготавливаемого специалиста современного ин-формациологического мировоззрения и возможность квалифицированного использования профессионального инструментария в расчете на более или менее длительную перспективу и безотносительную к локальным изменениям в области информационных технологий и компьютерной техники. Именно поэтому основные изменения, проведенные в связи с переходом на новый стандарт, позволили сбалансировать и совершенствовать содержание в первую очередь дисциплин педагогико-психологической и методической подготовки.

Профильный предмет специальности

- «Теория и методика обучения инфор-

матике» - читается в трех семестрах (с 7 по 9) . Курс включает лекционный (теоретический) блок, практические занятия и лабораторные работы. Кроме этого, предусмотрено выполнение курсовой работы. Логическим продолжением курса является педагогическая практика. Временное расположение дидактических единиц курса показано на рис. 1. Теоретическое содержание курса разбито на три части: «Методологические основы общей дидактики», «Методико-

дидактическая и организационная системы преподавания информатики», «Методика преподавания базового курса информатики»; объем и содержание каждой из теоретических частей курса соответствует семестровой загрузке по учебному плану. Изучение теоретического мате-

риала каждой из частей курса поддерживается практическими занятиями. Основная направленность практических занятий - формирование у будущих учителей умений и навыков педагогической деятельности. Темами практических занятий становятся такие вопросы, как создание и реализация проблемных ситуаций, логико-дидактический анализ содержания отдельных дидактических компонентов и курса информатики в целом, формирование содержания курса и построение элементов образовательных траекторий обучения информатике в зависимости от условий образовательного учреждения, формирование и ведение специальной технологической документации и т. д. Подготовка к практическим занятиям осуществляется на основе выполнения типовых учебных заданий, что обеспечивает возможность индивидуальной работы обучаемых, с последующим обсуждением темы и выработкой общего подхода и методологии решения поставленных в задании учебно-методических проблем. Лабораторный практикум, проводимый в последнем семестре обучения по дисциплине, опирается на совокупность приобретенных к этому моменту знаний, умений и навыков и предлагает выполнение ряда лабораторно-практических заданий. Тематика работ лабораторного практикума включает решение таких задач, как создание оболочек для тестового контроля знаний, создание демонстраций по отдельным темам базового курса информатики, создание элементов обучающих систем и электронных учебников (как правило, обучающих модулей) с использованием средств мультимедиа. Особенностью лабораторного практикума является свободный режим выполнения поставленной задачи, т.е. в качестве лабораторного задания предлагается только тема и кратко излагаются необходимые теоретические и методические материалы, подсказывающие пути реализации задания. Студенты самостоятельно выбирают методы и способы решения проблемы на основе анализа собранного теоретического материала по проблеме (для этого им обеспечен доступ к вузовским -

по локальной сети университета, и мировым информационным ресурсам - по сети Шегие^. Таким образом, в рамках лабораторного практикума реализуется сочетание плановой и самостоятельной работы студентов, вырабатывающее гибкую систему знаний, формирующее устойчивый характер знаний и навыки самообразования. Итогом выполнения такого лабораторного задания, носящего явный творческий характер, является, как правило, работающий программный продукт. Финальная часть лабораторной работы связана с демонстрацией разработок, обсуждением их достоинств и недостатков всеми студентами под руководством преподавателя. Дальнейшим развитием самостоятельной творческой работы будущих учителей информатики является выполнение ими курсовой работы, целью выполнения которой является расширение и углубление методической подготовки будущих специалистов на основе самостоятельной исследовательской работы. Тематика курсовых работ достаточно разнообразна и формируется двумя путями: в первом случае предлагаются только направления исследований, и студент вправе самостоятельно предложить интересующую его тему, согласовав с преподавателем ее конкретную направленность; во втором случае студент может выбрать тему из предложенного списка рекомендуемых тем. В качестве примеров тем выполняемых курсовых работ можно привести следующие: «Планирование про-

блемных уроков информатики», «Структура и функциональное наполнение АРМ преподавателя информатики», «Обучение решению математических задач с использованием новых информационных технологий», «Структура и содержание систематического курса информатики для 1-11 классов средней школы», «Методика обучения проектированию алгоритмов», «Структура и содержание сетевого информационного ресурса по информатике» и т.д.

Параллельно курсу «Теория и методика обучения информатике» учебным планом предусмотрена педагогическая практика, являющаяся одной из значимых составных частей освоения педагогической

профессии учителя информатики. Естественно, что подготовка учителя информатики для работы в конкретной школе носит отчетливо выраженный индивидуальный характер; это связано с различным уровнем обеспечения средних школ региона компьютерной техникой, постоянным обновлением программных средств и рядом других причин. Педагогическая практика ставит своей задачей завершение образования конкретного студента в условиях технического университета и закрепление полученных знаний, включение студента в целостный учебно-воспитательный процесс как учителя воспитателя, а также овладение практическими приемами использования полученных педагогических знаний и навыков, организаторскими приемами работы со школьниками. В силу особенностей организации обучения педагогической специальности в техническом вузе, а также сообразуясь с локальными задачами различных видов педагогической практики и имеющимся багажом теоретических знаний, педагогическая практика разделена на две части - пассивную и активную, каждая из которых реализуется в свой промежуток времени. Было признано целесообразным проведение пассивной педагогической практики в 8 семестре (после изучения студентами законов общей дидактики и основ педагогики), а в 10 семестре (после завершения профильного курса «Теория и методика обучения информатике») - проведение активной педагогической практики. Основные вопросы, на которые обращает внимание программа педагогической практики - анализ и самоанализ уроков информатики; практическая подготовка и проведение уроков информатики различных типов, с применением различных средств компьютерных информационных технологий, разнообразных форм работы с классом (фронтальная, групповая, индивидуальная) и методов активизации познавательной деятельности учащихся; углубление и закрепление теоретических знаний, умений и навыков, полученных во время предшествующего обучения в университете, и тренинг применения этих

знаний на практике. Судя по отзывам образовательных учреждений, будущие специалисты, подготавливаемые в техническом университете, имеют, как правило, более качественную техническую подготовку по сравнению со студентами-практикантами педагогического вуза и практически не уступают им с точки зрения методико-педагогической подготовки. Такая оценка, в принципе, свидетельствует о правильном подходе к организации учебного процесса и подтверждает возможность эффективной подготовки педагогических кадров по информатике в техническом университете.

Завершение обучения по специальности 030100 в университете сопровождается государственной аттестацией выпускников. В нашем случае государственная аттестация состоит из двух частей

- итогового государственного экзаменационного испытания и защиты выпускной квалификационной работы. Итоговые государственные экзаменационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности учителя информатики к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре. Государственный экзамен является межпредметным, а его содержание, в силу причин, изложенных выше, включает проверку знаний по педагогике и методике преподавания информатики. Темы выпускных аттестационных работ формируются в соответствии с учебным планом и квалификационными требованиями к выпускникам специальности 030100 и связаны с педагогическим, методическим или дидактическим аспектами профессиональной деятельности будущих специалистов

- учителей информатики. Основные направления выпускных квалификационных дипломных работ:

- компьютерные обучающие программы и модули;

- информационные системы различной направленности и содержания для использования в учебном процессе;

- методики построения курсов обучения информатике для различных уровней и условий образовательного процесса;

- системы тестового контроля знаний учащихся;

- инструментальные системы и среды поддержки компьютерного обучения и их компоненты;

- программные средства автоматизации организационно-методической работы в школе.

В качестве примеров тем выпускных квалификационных работ можно привести следующие: «Инструментальная среда компьютерного обучения. Подсистема контроля знаний», «Мультимедийный

программный комплекс пропедевтики информатики», «АРМ школьного администратора», «АОМ по теме «Логика», «Автоматизированный модуль поддержки обучения детей с дефектами речи», «Подсистема формирования школьного расписания с учетом психофизиологических нагрузок школьника». Необходимо отметить достаточное количество комплексных выпускных работ (выполняемых студенческими коллективами). Примерами таких тем могут служить: «Интеллектуальная обучающая система с адаптацией на основе модели обучаемого», «Разработка инструментальной среды компьютерного учебника», «Система многоуровневого педагогического мониторинга». Следует отметить, что все работы доведены до создания программного продукта, возможности и методические особенности использования которого в образовательном процессе демонстрируются во время защиты выпускной работы. Результаты государственной аттестации по специальности 030100 показывают стабильно высокий уровень качества подготовки специалистов в техническом университете (количество выпускных работ, защищенных с оценкой «отлично», ежегодно более 60%, отличных оценок по итогам государственного экзамена - более 40%, от 10 до 20% выпускников получают дипломы с отличием).

При подготовке учителей информатики в ТРТУ одной из важных задач стало обеспечение возможности подготовки

будущих учителей не только по стандартной технологии, но и в системе дистанционного обучения. При этом учитывались, во-первых, быстро растущие в последние годы функциональные возможности и технические характеристики дистанционного обучения с одновременным снижением их стоимости, что делает их все более доступными, и, во-вторых, возможности использования технологий дистанционного обучения, позволяющих достаточно просто и эффективно решить проблему непрерывности образования (самообразования) и поддерживающих в то же время личностно-ориентированный подход к обучению [4]. В рамках реализации задачи, помимо введения в учебный план специальных дисциплин профильной подготовки («Системы компьютерного обучения», «Средства и системы контроля знаний» и др.), была разработана концепция сетевого образовательного ресурса по специальности 030100, его структура и контент. К настоящему времени подготовлена и апробирована сетевая версия электронного образовательного ресурса по курсу «Теория и методика обучения информатике». Содержание ресурса составляют разделы:

• «Учебно-методические материалы» -включает нормативные документы, учебный план, рабочую программу курса и учебно-методические пособия и лекционные материалы по теоретическому курсу дисциплины, а также контролирующие материалы, обеспечивающие оценку изучения структурных единиц курса и поддерживающих необходимую рефлексию обучаемых;

• «Практикум» - содержит типовые учебные задания с указанием поддерживаемых теоретических разделов курса и пояснением методики их выполнения;

• «Лабораторные работы» - включает перечень учебно-исследовательских проблем, решение которых составляет предмет лабораторного практикума. По каждой из работ определен круг теоретических вопросов, изучение которых необходимо для решения поставленной проблемы, с указанием путей поиска информационных материалов по теме. Здесь же

обсуждается примерная методика выполнения и представлены образцы выполнения лабораторных работ;

• «Курсовая работа» - содержит постоянно обновляемый тематический перечень курсовых работ и методические указания по ее подготовке;

• «Школьные учебники по информатике» - содержание этого раздела включает ряд рекомендованных Министерством образования РФ школьных учебников, необходимых при выполнении типовых учебных заданий, лабораторных работ и при подготовке и планировании уроков во время педагогической практики;

• «Педагогическая практика» - в этом разделе приводятся организационнометодические материалы по организации и проведению педагогической практики (пассивной и активной), даются методические рекомендации и алгоритмы подготовки к проведению уроков, содержатся примеры составления планов уроков, проведения анализа и самоанализа проведенных занятий;

• «Государственная аттестация» - содержит методические материалы по подготовке к различным этапам итоговой государственной аттестации выпускников специальности 030100. Особое внимание уделено методике выполнения выпускных квалификационных работ, темы которых, как правило, связаны с разработкой и использованием информационнокоммуникационных технологий в обучении информатике.

Структурная схема электронного образовательного ресурса по курсу «Теория и методика обучения информатике» показана на рис. 2. Работа с ресурсом предусматривает регистрацию посетителей, их доступ к выбранным структурным единицам теоретического курса, либо к методико-дидактическим материалам по другим обучающим элементам курса,

возможность общения с администраторами ресурса (ведущими преподавателями курса), возможность контроля усвоения знаний и рефлексии обучающихся через встроенную систему тестового контроля. Для администратора ресурса (в отличие от пользователя) его структура является открытой, имея в виду как доступ к материалам ресурса для их коррекции или дополнения, так и доступ к статистической информации; для посетителей практически все материалы открыты только в режиме «read only» (материалы защищены от изменения и копирования). Общение посетителя с ресурсом предусматривает, помимо изучения теоретического материала, выполнение практических и лабораторно-исследовательских учебных заданий, их отсылку на рецензирование ведущими преподавателями курса. Рецензии на выполненные учебные задания и результаты тестирования являются основанием для текущего контроля и оценивания уровня усвоения знаний пользователей ресурса (речь, естественно, не идет о государственной аттестации). В целом можно говорить о том, что развернутый в локальной сети университета электронный образовательный ресурс по специальности 03011 является достаточно эффективным средством подготовки специалистов - учителей информатики в ТРТУ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система подготовки учителей информатики в техническом университете при наличии соответствующих условий является эффективной, обеспечивая в полной мере требуемые Государственным образовательным стандартом квалификационные требования к будущим специалистам и качество их педагогикопсихологической, методической и предметной подготовки.

Рис. 1. Логико-временная схема профессиональной методической подготовки специалистов - учителей информатики

(| | - возможность использования дистанционного обучения)

Литература.

1. Зарубежное образование в области информационно-коммуникационных технологий. /под ред. А.А.Полякова, А.А.Сытника. - Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2004.

2. И.А. Смольникова. Информационные технологии и образование. - материалы конференции ИТО-99. - метод доступа (http://ito.bitpro.rU/1998-99/b/smolnikova.html)

3. В.М. Филиппов. Российская школа и Интернет. - материалы конференции, СПб, 2001.

- метод доступа (http://www.cross-edu.ru/)

4. Т.А. Синьковская. Проблема готовности будущего учителя информатики к использованию технологий дистанционного обучения. - метод доступа: (http://ito.edu.ru/2003/I71/I-1-2969.html)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.

Асаналиев М. К., к.п.н., доцент кафедры МПФ и СТД.

Тел.: (03922) 21177, E-mail: [email protected] ИГУ им. К. Тыныстанова

In clause the problem of process of training as three-level system, levels of formation independent knowledgeable activity of the students - future engineer of the teachers is opened. The analysis of stages of functioning of process of training, as the basic way of translation knowledgeable of activity at a creative level is made.

Процесс обучения рассматривается нами как трехуровневая система. Следовательно, уровни сфомированности самостоятельной познавательной деятельности студентов (СПДС) должны быть определены на каждом этапе учебного процесса. Рассмотрим первый (начальный) этап функционирования процесса обучения, (которые представлены виде учебной проблемы) ( ПО=А,Е,Б), и определим уровни сформированности СПДС.

Самый низкий уровень характеризуется тем, что познавательная деятельность студента начинается в стимулировании и постоянном контроле со стороны преподавателя. Обучаемый выполняет определенные действия не произвольно, а по образцу, ориентируясь на известные ему способы.

На среднем уровне лишь отдельные элементы познавательной деятельности студента, направленные на изучение какой - либо дисциплины, выполняются при помощи преподавателя или под его контролем. На этом уровне, познавательная деятельность обучаемого становится все более самостоятельной, однако все еще нуждается в корректировке. К примеру, преподаватель может предъявить познавательную задачу, либо осуществить контроль за ее решением либо предложить способы ее решения. Все остальные познавательные действия обучаемый должен выполнять самостоятельно, и

следует отметить уже на этом уровне, обучаемый имеет определенную свободу в познавательных действиях.

Высокий уровень предполагает самостоятельную постановку студентами познавательных задач, самостоятельный выбор наиболее эффективных путей решения этих задач, а также самостоятельный контроль и самооценка своих познавательных действий. Этот уровень характеризуется высокой степенью самостоятельности студентов, однако корректи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.