Научная статья на тему 'Проектирование мультимедийного учебника по дисциплине «Информатика»'

Проектирование мультимедийного учебника по дисциплине «Информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ГИПЕРТЕКСТОВАЯ СТРУКТУРА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ELECTRONIC MANUAL / EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX / HYPERTEXT STRUCTURE / MULTIMEDIA CAPABILITY / CONTROL OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухов С. С.

В статье дается определение учебно-методическому комплексу (УМК) как одного из видов электронного учебника современных компьютерных средств обучения, рассматриваются основные функции, которые должен решать УМК по дисциплине «Информатика» для студентов направления «Техносферная безопасность», а также предложены основные этапы его пректирования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article definition to educational and methodical complex as one of kinds of the electronic manual of modern computer training aids is made, the basic functions which the educational and methodical complex on discipline "Informatics" for students of the area "Safety Of Technosphere" should solve are considered, also the basic stages of its development are offered.

Текст научной работы на тему «Проектирование мультимедийного учебника по дисциплине «Информатика»»

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

С.С. Сухов

В статье дается определение учебно-методическому комплексу (УМК) как одного из видов электронного учебника современных компьютерных средств обучения, рассматриваются основные функции, которые должен решать УМК по дисциплине «Информатика» для студентов направления «Техносферная безопасность», а также предложены основные этапы его премирования.

Ключевые слова: электронный учебник, учебно-методический комплекс, гипертекстовая структура, мультимедийные возможности, контроль знаний.

Создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет - технологий, представляет непростую технологическую и методическую задачу. При этом большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине их быстрого устаревания. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости.

В этой связи актуальным является разработка концепций построения и использования мультимедийных обучающих средств, адекватных современным идеям развития образования (открытое образование, дистанционное образование идр.)

Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применении изученного материала, контроля и самоконтроля, систематизации усвоенных знаний и являющиеся таким образом многоцелевым средством обучения.

Электронный учебник - это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии интерактивной обратной связи [1].

Электронный учебник - в отличие от «бумажного», является инструментом обучения и познания, его структура и содержание зависит от целей его использования. Он и репетитор, тренажер и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в телекоммуникационных системах.

Многие педагоги склонны ожидать повышения интенсификации учебного процесса за счет применения электронных учебников, которые могут влиять на:

- повышение целенаправленности;

- усиление мотивации;

- повышение информативной емкости учебного содержания;

- активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых;

- ускорение темпа учебных действий.

Электронный учебник эффективен, когда:

- имеется практически мгновенная обратная связь;

- имеется возможность быстрого поиска необходимой справочной информации (контекстной и на выбор);

- имеются демонстрационные примеры и модели (он рассказывает, показывает, объясняет, демонстрирует);

- имеется контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование).

Демократизация общества, в т. ч. и образование, информатизация всех сфер деятельности человека создали предпосылки для создания нового поколения учебников - интерактивных учебно-методических комплексов на электронных носителях.

Современный учебный мультимедийный комплекс (УМК) - это целостная дидактическая система, состоящая из различных электронных учебных материалов, использующая компьютерные технологии и возможности сети Интернет и обеспечивающая обучение и управление процессом обучения студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам [2].

УМК по дисциплине «Информатика» для студентов направления «Техносферная безопасность» сочетает в себе следующие функции:

Информационная: обеспечивать информацией в процессе обучения на основе использова электронных презентаций, символьных и анимированных объектов, деловой графики информационных баз данных.

Организационная: организация целенаправленного освоения учебного материала на основе дифференцировано-вариативной модели учебного процесса.

Мотивационная: мотивировать процесс сознательного освоения учебного материала как на занятиях под руководством преподавателя, так и во внеурочное время.

Трансформационная: освоение учебного материала, его интериоризация и экстериоризация на основе современных достижений научно-технического прогресса и доступности.

Воспитательная: воспитание ответственного отношения и творческого подхода к трудовой деятельности; экономической культуры и деловой этики.

Развивающая: развитие профессионально важных качеств личности обучаемых, их кругозора и интеллектуального потенциала.

Координирующая: объединение в информационном продукте возможности многих средств обучения (гипертекстов, диаграмм, таблиц, схем, электронных презентаций и др.), их дозированное и последовательное представление.

Систематизирующая: последовательное и логическое представление учебного материала с учетом возможности и интересов потребителей, достаточной научно-технологической значимости.

Интегрирующая: интеграция различных дидактических средств с возможностью последовательного дозированного представления необходимого учебного материала.

Контролирующая: обеспечение различных форм контроля знаний обучаемых на всех этапах учебного процесса.

Полиативная: возможность применения данного учебно-методического комплекса на всех ступенях обучения (опрос, закрепление знаний, изучение нового материала, контроль и др.), в процессе само- и взаимообучения, индивидуально и коллективно.

В структуре разрабатываемого УМК по дисциплине «Информатика» можно выделить пять крупных взаимосвязанных блока (рис. 1), каждый из которых имеет свою методическую, дидактическую и функциональную нагрузку:

Рис. 1. Блок-схема УМК по дисциплине «Информатика»

1. Блок для преподавателя - электронно-методическое пособие, включающее в себя цель и задачи изучаемого курса, программу курса; требования государственных стандартов, методические рекомендации к использованию УМК в учебном процессе; список рекомендуемой литературы, рекомендации по практической работе с контрольными задачами и тестированию.

2. Блок для студентов - теоретико-практический блок, включающий в себя учебник с контрольными вопросами по каждой теме; лекционный курс, сопровождающийся презентациями; задачник, содержащий трехуровневые задания по всем темам курса.

3. Библиотека полезных ресурсов (блок полезных ресурсов), в которую включены ссылки на внутренние и внешние информационные ресурсы (обширный справочный материал, тексты законов, постановлений, биографии и портреты ученых, Интернет адреса журналов, библиотек, образовательных сайтов и т. д.).

4. Глоссарий (словарь терминов) - содержащий все основные понятия, используемые в других

блоках;

5. Справочный блок - поддержка пользователя УМК.

Разработка УМК «Информатика» содержит следующие этапы:

1-й этап. Подготовка текстов для УМК.

На этом этапе, прежде всего, в соответствии с программой определено место создаваемого

шформационного продукта в учебном процессе, сформулированы цели и задачи, и в соответствии с Э-был произведен подбор литературы по теме, выбран базовый учебник - основа разрабатываемого УМК.

После отбора и анализа основного и вспомогательного материала для подготовки электронного учебного комплекса по «Информатике» составляется структурная схема курса, состоящая из блоков, частей, глав и параграфов. Каждой структурной единице присваивается собственное наименование и определена компоновка логически связанных структурных единиц.

Для каждого параграфа и раздела учебника составлены контрольные вопросы (вопросы для самопроверки), с помощью которых реализуется обратная связь в процессе обучения.

Каждый параграф завершается выводами и заключением, которые соответствуют сформулированным в начале целям изучения данной темы.

В блоке для студентов содержится предисловие к учебнику и лекциям, в котором указывается цель включения данного материала в УМК, его соответствие государственному образовательному стандарту.

Этап завершается стилистическим редактированием и контролем достоверности, адекватности и актуальности отобранного материала.

2-й этап. Написание сценария.

Написание сценария курса производится на основе используемых в данном пособии материалов (обычный текст, гипертекст, таблицы, графики, схемы, диаграммы, фотографии, рисунки, анимационные фрагменты).

Согласно разработанному сценарию, УМК «Информатика» должен решать следующие задачи:

- обеспечение последовательного и систематического изложения учебного материала с возможностью выбора темпа и глубины изучения;

- руководство самостоятельной учебной работой студентов;

- контроль качества усвоения знаний;

- обеспечение эффективного поиска информации.

Для решения этих задач в УМК используется проблемное изложение учебного материала с двумя возможных путями его рассмотрения: базовый уровень и уровень повышенной сложности, предусматривающий более углубленное изучение. Наличие двух уровней реализовано при помощи четкого структурирования материала, наличия гиперссылок и дозированности в представлении материала на экране. Обучаемый может сам выбрать уровень сложности изложения учебного материала и, соответственно, уровень сложности вопросов при контроле (самоконтроле) усвоения учебного материала.

Для удобства навигации по УМК «Информатика» предусмотрены переходы по гиперссылкам в пределах параграфа, главы и по отдельным блокам.

Все используемые понятия и определения объясняются за пределами основного текста (ссылки открываются в новом окне), а доступ к ним обеспечивается с помощью гиперссылок непосредственно из текста лекций или учебника. Предусмотрена также работа со словарем как с самостоятельным блоком УМК. Переход к словарю возможен с титульного листа или с использованием панели навигации из любого блока УМК.

3-й этап - контроль качества разработанного УМК

Контроль качества исполнения проводится по следующим направлениям: по содержанию, дидактическому наполнению, формам представления учебного материала, оформлению и т. п.

При выборе способа оформления УМК упор сделан, прежде всего, на функциональность и приоритет учебных целей.

Особое внимание при разработке УМК «Информатика» уделяется оформлению наполнению титульного листа (главной страницы). Эта страница служит связующим звеном между различными блоками УМК и позволяет при открытии УМК перейти к любому из них. Кроме того, титульная страница должна дать представление о рассматриваемом курсе в целом, об авторах и разработчиках, сориентировать на эффективную работу пользователей, не имеющих большой практики в использовании электронных обучающих средств.

Для этой цели на титульном листе размещены:

1. Ссылка на информацию об учебном центре, где выполнялась разработка, информацию об авторах и разработчиках электронного учебного издания.

2. Название курса, по которому сделан учебник.

3. Ссылка на список (меню) основных блоков УМК.

4. Вызов справки по работе с УМК.

Ориентируясь на предполагаемое размещение УМК «Информатика» в сети Internet, необходимо предусмотреть неоднородность аппаратных средств у предполагаемых пользователей разрабатываемого учебного комплекса и разнообразие используемых программных средств.

Учитывая, что большинство пользователей Internet используют браузер Internet Explore: качестве базового при разработке дизайна выбран именно этот браузер.

Учебный мультимедийный комплекс по дисциплине «Информатика» должен обладать следующими качествами:

- развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса (определения, понятия), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей);

- удобной для пользователя системой навигации, позволяющей ему легко перемещаться по курсу, отправлять электронные письма преподавателю, переход в раздел дискуссий;

- использованием мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука, если необходимо и др.);

- наличием подсистемы контроля знаний, встроенной в учебник;

- разбивкой курса на небольшие блоки (страницы);

- наличием глоссария (автономные справочные материалы) и ссылками на глоссарий, разрабатываемые для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов;

- ссылками на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет;

- доступностью - быстрая загрузка, без усложнения эффектами;

- эффективной обратной связь с преподавателем (электронная почта, Web-конференции, IRC -технологии (chat)) IRC (Internet Relay Chat) - средство для переговоров через Интернет в реальном масштабе времени, которое дает Вам возможность разговаривать с другими людьми во всем мире в режиме прямого диалога (чаще всего с помощью набора фраз на клавиатуре компьютера).

Вопрос выбора технологий реализации УМК достаточно сложен, он требует самого тщательного и всестороннего анализа для выбора подхода к его осуществлению.

При выборе технологий необходимо учитывать:

- требования пользователей;

- требования автора электронного учебника;

- требования методиста, работающего над УМК;

- требования по организации дизайна и структуры учебного пособия [3].

Все ограничения можно свести к следующей формулировке: современное электронное учебное пособие должно быть удобным, наглядным, полным, модульным, с продуманной структурой и навигацией, отвечающим всем методическим требованиям, запросам автора, а также требованиям поддержки и развития и, кроме того, быть реализованным самым практичным способом.

Таким образом, появление средств мультимедиа производит революционные изменения в образовании. Возможности средств мультимедиа безграничны. Благодаря наличию обратной связи и живой среде общения, системы обучения на базе мультимедиа обладают потрясающей эффективностью и существенно повышают мотивацию обучения.

УМК по дисциплине «Информатика» для студентов направления «Техносферная безопасность» позволяет обеспечить не только успешное усвоение программы по информатике, но и сформировать их на качественно новом уровне и в большем объеме, т. е. обеспечить достижение нового, более высокого качества образования в высших профессиональных учебных заведениях.

In article definition to educational and methodical complex as one of kinds of the electronic manual of modern computer training aids is made, the basic functions which the educational and methodical complex on discipline "Informatics" for students of the area "Safety Of Technosphere" should solve are considered, also the basic stages of its development are offered.

The key words: electronic manual, educational and methodical complex, hypertext structure, multimedia capability, control of knowledge.

Список литературы

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М., 2007. 224 с.

2. Технологии создания электронных обучающих средств / Краснова ГА., Беляев М.И., Соловов А.В. М., МГИУ, 2001. 176 с.

3. Кирсанов Д.В. Краткая история HTML. - http://www.kirsanov.com/

Об авторе

Сухов С.С. - аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, heavens_door@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.