Научная статья на тему 'Методические основы оценки эффективности управления бытовым обслуживанием населения района, города'

Методические основы оценки эффективности управления бытовым обслуживанием населения района, города Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
31
6
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕНСИВНОЕ И ИНТЕНСИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ПОТЕРИ РЕСУРСОВ / БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Бусов В.И.

в статье обоснован ресурсно-потенциальный подход в оценке эффективности управления бытовым обслуживанием населения района, города, который ориентирует предприятия данной отрасли на максимальное удовлетворение потребностей населения в бытовых услугах и использование экономического потенциала через уменьшение потерь ресурсов (экстенсивное использование) и рост производительного их использования (интенсивное использование)

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Бусов В.И.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Методические основы оценки эффективности управления бытовым обслуживанием населения района, города»

атомной энергетики, Калужский региональный научный центр им. А.И. Дерягина. - М.: ГУУ, 2011 - 233 с., 14,5 п.л., ISBN 978-5-215-02378-5.

4. Сыроежин И.М. Теоретические основы анализа работоспособности (эффективности) хозяйственных систем. Учеб. пос. - Л.:ЛФЭИ, 1981.

5. http://www.raexpert.ru.

В. И. Бусов

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЫТОВЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ

РАЙОНА, ГОРОДА

METHODOLOGICAL BASES OF TVALUATION OF MANAGEMENT EFFICIENCY FOR DOMESTIK SERVICES OF THE DISTRIKT, THE CITY

Аннотация: в статье обоснован ресурсно-потенциальный подход в оценке эффективности управления бытовым обслуживанием населения района, города, который ориентирует предприятия данной отрасли на максимальное удовлетворение потребностей населения в бытовых услугах и использование экономического потенциала через уменьшение потерь ресурсов (экстенсивное использование) и рост производительного их использования (интенсивное использование).

Ключевые слова: Экономический потенциал, интенсивное и интенсивное использование, потери ресурсов, бытовое обслуживание населения.

Abstract: in the article the resource-potential approach in the evaluation of effectiveness of management of domestic services of the district, the city, which the company orients the industry to fully meet the needs of people in domestic services and the use of economic potential in terms of reduced loss of resources (extensive use) and the growth of productive use (intensive use).

Keywords: economic potential, intensive and intensive use, loss of resources, domestic services.

Ориентация развития экономики на инновационный путь и социальную ориентацию повышает значение в ней отраслей потребительского рынка, требования к качеству и эффективности деятельности их предприятий и организаций. Имея, в основном, региональную ориентацию деятельности, предприятия потребительского рынка определяют уровень социального развития населения района, города, поселения любого вида, непосредственно реализуют социальную политику, планы и программы социального развития. В качестве и эффективности их деятельности отражаются результаты работы системы управления социальным развитием территориального образования страны, в рамках которой они работают. Имевшиеся в литературе подходы к оценке эффективности организации и управления производственными системами не могут быть использованы для большинства предприятий и организаций потребительского рынка в силу специфики их технологии, организации и социальной значимости продукции и услуг.

Исследования показывают, что эффективность управления предприятиями потребительского рынка необходимо определять в аспектах использования имеющегося потенциала и степени удовлетворения потребностей населения в их продукции и услугах. Отсюда критерий эффективности деятельности предприятия или группы предприятий потребительского рынка района, города (Э) может быть выражена

© В .И. Бусов, 2012

через функцию величины потенциала (П), использования этого потенциала (Ип), затрат ресурсов на функционирование и развитие (3), длительности цикла (Т) превращения походных ресурсов в результат деятельности (услугу или прирост потенциала) и степени удовлетворения потребностей населения в продукции и услугах (Уп), т.е.

Э = ЩИпДДУп) при (П - Ип) ^ min; Т ^ min; З ^ min; Уп ^ max; (П - Ип),Т,З Ф 0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определяющим параметром является уровень удовлетворения потребностей населения в бытовых услугах. Этот параметр может быть рассчитан по отдельным видам бытовых услуг по району, городу, области, обслуживаемым тем или иным подразделением системы бытового обслуживания.

Удовлетворение потребностей населения в бытовых услугах по объему можно определить как отношение фактического объема бытовых услуг, выполняемых подразделениями бытового обслуживания в данном регионе или в городе (\/б), к общему объему бытовых работ, выполняемых системой бытовых услуг и населением(Ун), т.е.:

Уп = -Vi- ^ 1

п У, + Ун

Удовлетворение потребностей населения по номенклатуре (или ассортименту) бытовых услуг (Упна) можно определять отношением:

m(n) у Уп(а) _ ^ Vlj)

IV + V

100=1 ущ(]) ^ ущ(])

где Vб1(j) и Vн1(i) - объем работ по 1-ому виду номенклатуры (или по _]-ому виду ассортимента) бытовых услуг, выполняемых, соответственно, системой бытового обслуживания и населением данного района (города); т и п - соответственно количество видов услуг по номенклатуре и ассортименту.

Качественный показатель удовлетворения потребностей населения в бытовых услугах (У„к) может рассчитываться также по видам услуг и определяться уменьшением (или увеличением) разницы между количеством заявок на услуги в базовом (Нфб) и отчетном (Нфо) периодах, отнесенных к количеству максимально возможных (потенциальных) заявок в базовом (Нпб) и отчетном (Нпо) периодах, т.е.:

У„к = (Нпб - Нфб) - (Нпо - Нф0)

Методы определения потенциальных заявок по каждому виду бытовых услуг индивидуальны. Например, количество потенциальных заявок на ремонт квартир в районе крупного города может определяться исходя из количества квартир в районе и средней периодичности ремонта. Здесь мы исходим из предпосылки, что при росте качества услуг растет фактическое количество заявок населения на них и при снижении качества количество заявок падает. В этом случае происходит изменение разницы между потенциальным и фактическим количеством заявок. С течением времени количество потенциальных заявок может изменяться в зависимости от различных факторов, определяемых колебаниями спроса населения на отдельные виды бытовых услуг.

Безусловно, качество бытового обслуживания определяется также количеством претензий по тому или иному виду услуг, сокращение которых говорит о повышении их качества. Этот показатель (К) может определяться как разность между показателями удельных количеств претензий по видам услуг в базовом и отчетном периодах:

К = Пб - по

1 у° - у б >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где П1б и П1о - соответственно количество претензий по 1-ому виду услуг, выполняемых предприятиями бытового обслуживания в базовом и отчетном периодах (например, в ремонте радиоаппаратуры количеством претензий можно считать количество возвратов на повторный и вызовов на выполнение работ по гарантии после ремонта);

У1б и У1° - соответственно объем 1-го вида услуг, выполненных ими в базовом и отчетном периодах.

Удельные величины правильнее, чем абсолютные, отражают усилия коллектива предприятия в повышении качества бытового обслуживания. При повышении качества бытовых услуг и росте их объема может наблюдаться рост абсолютной величины количества претензий, но удельная их величина должна при этом падать, так как темпы роста качества услуг превышают рост их объема. Зависимость количества заявок от качества бытовых услуг, выполняемых системой бытового обслуживания населения, вытекает из того, что если ее система управления, имея все посылки лучшего выполнения работ, чем самим заказчиком (наличие материала, инструмента, приспособлений, квалифицированных кадров и т.д.), не обеспечивает их качества, то население стремится выполнить эти работы самостоятельно и, наоборот, при высоком качестве работ, выполняемых службой быта, количество заявок будет расти.

Потенциал системы определяется структурой и объемом (стоимостью) основных производственных фондов, численностью, структурой и уровнем квалификации кадров, максимально возможной производительностью оборудования и труда, минимально возможными материалоемкостью, трудоемкостью, энергоемкостью выполняемых системой работ и услуг. Его использование может быть выражено рядом показателей, характеризующих использование отдельных составлявших потенциала. К ним относятся: фондоотдача, коэффициент использования рабочего времени и квалификации работников, трудоемкость работ и услуг, производительность труда и др.

Затраты исходных ресурсов определяются на единицу услуг при функционировании предприятий бытового обслуживания населения и на единицу прироста их экономического потенциала при развитии. Длительность цикла превращения исходных ресурсов в продукцию или услугу определяется для каждого вида услуг как сумма времени на выполнение совокупности технологических операций от получения заявки до ее реализации.

Выше изложен «ресурсно-потенциальный» подход к оценке эффективности деятельности производственных систем, ее организации и управления применительно к системе бытового обслуживания населения. Он, в отличие от традиционного «результатного» подхода, позволяет всесторонне и многоаспектно оценить эффективность деятельности производственных коллективов, выделить эффект, полученный за счет факторов как экстенсивного, так и интенсивного развития, что очень важно в условиях интенсификации производства. Кроме того, в современных условиях далеко не достаточно определять только экономическую эффективность деятельности предприятий и организаций. В стратегии государства, ориентированной на социальную направленность экономики, не меньшее значение, чем экономическая, имеет социальная эффективность деятельности производственных систем. Социальный эффект деятельности предприятий и организаций бытового обслуживания населения должен иметь примат над экономическим, так как в социально ориентированной экономике она служит всестороннему развитию человека. Отсюда экономическая эффективность выступает необходимым условием высокого уровня социальной эффективности. Следовательно, необходимо определять комплексную эффективность

их деятельности, учитывающую различные ее результаты: экономический, социальный, научно-технический, производственный, экологический.

Социальная эффективность имеет особое значение для системы бытового обслуживания, так как основным конечным результатом ее деятельности является экономия свободного времени населения. Свободное время населения является его социальным богатством. Его наличие значительно сказывается на развитии личности. Оно расходуется на активную общественную деятельность, участие в управлении обществом, физическое развитие и укрепление здоровья, развитие трудовых навыков, повышение научно-образовательного и культурного уровня, художественное и эстетическое воспитание и т.д. Социальный эффект деятельности предприятий и объединений бытового обслуживания можно выразить следующими показателями:

1. Средняя экономия времени одного жителя, полученная за счет улучшения работы предприятий бытового обслуживания ЛТср:

= тб _ то ,

ср ср ср '

Тб ГТ^ о ~

ср и Т ср - среднее время получения -ой услуги одним жителем на данном предприятии бытового обслуживания соответственно в базовом и отчетном периодах.

Время получения бытовой услуги рассчитывается индивидуально по каждому виду в силу ее специфики. Так, время получения услуги по стирке белья состоит из времени доставки белья жителем к приемному пункту, оформления заявки и сдачи белья приемщику (включая время очереди), получения белья в приемном пункте и доставки его на дом. Время на получение услуги по ремонту телевизора на дому состоит из времени подачи заявки (по телефону: соединение с приемщиком заявки, набор номера и ожидание ответа, передача заявки) ожидания мастера, диагностики повреждений, времени ремонта, оформления наряда и акта приемки работ.

2. Экономия времени жителей обслуживаемого района по всем видам услуг (Тэ), выполняемым данным предприятием (или совокупностью предприятий данного района, города) бытового обслуживания, полученная за счет улучшения его работы за отчетный период:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

Т =УЛТ К-,

э / - ср1 1 '

1

где т - количество видов услуг, выполняемых данным предприятием;

N - количество заявок на 1-й вид услуг, удовлетворенных предприятием в отчетном периоде.

Эти показатели совместно с показателями удовлетворения потребностей населения в бытовых услугах определяют конечный социально-экономический эффект деятельности предприятий системы бытового обслуживания района, города. Оценка их деятельности по этим показателям ориентирует коллективы предприятий на достижение их основных целей, реализацию миссии. Недостатком рассмотренных показателей является отсутствие ряда исходных для их расчета данных в существующих статистических и бухгалтерских документах. Их получение требует дополнительных исследований и прежде всего спроса населения на бытовые услуги. Кроме того, данные показатели оценивают только уровень достижения конечных целей системы бытового обслуживания и не позволяют оценить изменение состояния самой системы, величины и уровня использования ее исходных ресурсов и потенциала, достижения ее внутренних экономических и социальных целей. Здесь могут быть различные подходы к оценке эффективности организации и управления деятельностью предприятий и организаций.

Литература

1. Русинов Ф.М. Эффективность управления: наука и практика. - М.: Моск. рабочий, 1984.

2. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. 8-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005, разд. Х.

А.Н. Веденеев

ОЦЕНКА РИСКОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

ASSESSMENT OF RISKS OF INVESTMENT PROJECTS IN THE ELECTRICAL ENERGY INDUSTRY

Аннотация: в статье дана краткая характеристика электроэнергетики страны с выявлением особенностей, которые предопределяют необходимость детального рассмотрения рисков инвестиционных проектов электроэнергетической отрасли. Проведен анализ существующих основных методов оценки рисков инвестиционных проектов с выделением их преимуществ и недостатков. На основании проведенного анализа предложена методология учета и оценки рисков инвестиционного проекта, заключающаяся в формировании перечня потенциальных рисков, которые играют существенную роль при реализации проекта строительства объекта генерации, их описания и дальнейшей количественной оценки.

Ключевые слова: электроэнергетика, инвестиции, риски инвестиционных проектов, методы оценки рисков инвестиционных проектов, анализ рисков, методология оценки рисков, количественная оценка, качественная оценка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: the article presents brief characteristic of electrical energy industry of country with identification of specificities which predetermine necessity of consideration of risks investment projects in the electrical energy industry in details.

It was realized the analysis of existing main methods of assessment of risks of investment projects and also there were found out their advantages and disadvantages.

On the basis of realized analysis was offered methodology of assessment of risks of investment project. This methodology consists in formation of list of potential risks which are important in realization of construction project of object of generation also their description and further quantitative assessment.

Keywords: electrical energy industry, investments, risks of investment projects, methods of assessment of risks of investments projects, analysis of risks, methodology of assessment of risks, quantitative assessment, quality assessment.

Электроэнергетика отличается особой социальной ответственностью реализуемых проектов, в то же время практически все объекты являются дорогостоящими инвестиционными решениями и имеют длительный срок окупаемости. Реализация некоторых проектов, таких как строительство гидростанций, крупных угольных КЭС, газовых ПГУ большой мощности, энергообъектов в регионах со значительными затратами в сопутствующую инфраструктуру (Сибирь, Дальний Восток) требуют отдельного рассмотрения при выборе способов финансирования и учета рисков инвестиционных проектов. Существующая методология оценки рисков

© А.Н. Веденеев, 2012