УДК 373.3: [37016:83.3]
ББК 74.204
Щ-63
Щербашина Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», т.: 8(918)4267013
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ
(рецензирована)
В статье рассматриваются методические основы организации работы по обучению младших школьников написанию сочинения по картине в виде речи экскурсовода, определены цели и задачи системы, этапы работы и формы работы на каждом из этапов.
Ключевые слова: сочинение по картине, методическая система, цель системы, задачи системы, этапы обучения, речь экскурсовода, формы работы, виды упражнений.
Shcherbashina Inna Vladimirovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of FSBEI HE "Adygh State University", t.: 8 (918) 4267013.
METHODOLOGICAL BASES OF ORGANIZATION OF WORK ON TEACHING YOUNG SCHOOLCHILDREN TO WRITE A PICTURE RESPONSE ESSAY
(reviewed)
The article considers methodical bases of the organization of work on teaching younger schoolchildren to write a picture response essay in the form of a guide's speech, the goals and tasks of the system and the stages of work and the forms of work at each stage are determined.
Key words: picture response essay, methodical system, the purpose of the system, tasks of the system, stages of instruction, guide's speech, forms of work, types of exercises.
На современном этапе развития общества школа ориентирована на реализацию положений Федерального государственного образовательного стандарта. Этот документ определяет приоритетным направлением обеспечение метапредметных результатов обучения. Эти результаты могут быть достигнуты, если младшие школьники овладеют универсальными учебными действиями, на основе которых будет происходить познание окружающего мира и прогнозирование личностного поведения. К универсальным учебным действиям относится совершенствование речевой деятельности младших школьников. Одно из ее направлений - написание сочинений.
По определению М.Р. Львова, «сочинение - творческая работа, оно требует наивысшей самостоятельности школьников, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст» [3, с. 223]. При работе над сочинением решается задача всестороннего развития ребенка, интеграции полученных знаний в практическую деятельность.
Сочинения имеют большое значение в развитии речи детей и являются наиболее сложной формой письменной монологической речи. На протяжении всех этапов обучения в школе, сочинениям уделяется специальное внимание и придаётся особое значение. Однако обучение сочинению было и остаётся одним из актуальных вопросом методики. Проблемы, связанные с обучением написанию сочинений, обусловлены с неумением учащихся самостоятельно выражать мысли при написании сочинений, а также несовершенством методических руководств, содержащие определенные противоречия. С одной стороны, сочинение является творческой работой, с другой, используется как объект обучения, при этом методика сводится к простому обучению (составление плана, обсуждению содержания пункта плана, устному составлению текста сочинения, выписывание опорных слов).
В методике развития речи разработаны различные виды сочинений. Предметом рассмотрения данной статьи является сочинение по картине. Сочинение по картине традиционно используется как средство обучения и источник развития детской речи. Она дает возможность развития логического мышления, так как при описании ее сюжета необходимо умение вычленять главное и второстепенное, выделять детали и определять соотношения между частями сочинения, описывать в нужной последовательности. Однако в практике начального образования формированию навыков написания сочинений по картинам, на наш взгляд, не уделяется, должного внимания, а методика написания данного вида сочинений не отличается новизной.
Для того, чтобы повысить навыки написания сочинения по картине у младших школьников необходимо использовать специальную методику. В основу методики положено создание естественной речевой ситуации, которая будет направлена на реализацию творческих способностей младших школьников. Самая реальная речевая ситуация, в которой может быть использовано высказывание о произведении искусства, -это экскурсия. В этом случае речевое высказывание о произведении искусства будет представлять экскурсионную речь, а ученик выступать в роли экскурсовода. Исходя из всего этого, предлагаемая система работы по написанию сочинений по картине, основана на речи экскурсовода.
Задачами данной системы являются:
1. сформировать у учащихся знания об особенностях экскурсионного общения и экскурсионной речи;
2. сформировать у учащихся знания о специфике восприятия картин;
3. сформировать у учащихся знания об изобразительно-выразительных средствах живописи.
Система работы по написанию сочинений по картине в виде речи экскурсовода включает в себя следующие этапы работы:
I. Подготовительный этап - отрабатываются понятия текста и входящие в него понятия.
А). Микротема. При определении микротемы чаще всего называют признак «части целого»: микротема определяется как то, что получается при делении подтемы (Н.Н. Китаев), или как самая узкая тема (М.Р. Львов). Микротема - это единая мысль, далее нечленимая для нескольких предложений, или подтема, неделимая для нескольких
предложений, или подтема, неделимая на более мелкие подтемы. Предлагается использование следующие упражнения.
Упражнения на осмысление микротем.
1. Формулировка микротем. О ком и о чём эти предложения.
2. Нахождение границ микротем. Прочитайте текст, записанный на доске. О чем этот текст? Что говорится во-первых, во-вторых? Сколько групп предложений в тексте?
3. Раскрытие микротем. Расскажите о классной комнате, о работе на уроке, о подготовке домашнего задания. Запишите группу предложений.
Упражнения на осмысление грамматической выраженности микротем.
1. Распределение групп предложений по порядку. Прочитайте текст. Прочитайте группы предложений, раскрывающие каждую микротему. Спишите группы предложений в правильной последовательности.
2. Установление соответствия между заголовками плана и группами предложений. Прочитайте план и группы предложений. Сформулируйте микротемы. Спишите план в правильной последовательности.
3. Озаглавливание групп предложений. Прочитайте текст. Определите количество групп предложений. Озаглавьте каждую из них.
Упражнения на осмысление предметного содержания.
1. Посмотрите на картину В.М. Васнецова «Снегурочка». Кто является главным действующим лицом на картине? Опишите ее лицо. Опишите образ Снегурочки. Как одета? Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках. Почему снег на картине голубого цвета? Какое время суток изобразил В. Васнецов? Почему?
Упражнения на осмысление смыслового содержания.
1. Посмотрите на картину В.М. Васнецова «Снегурочка». Как чувствует себя Снегурочка? Какое настроение передает художник в картине «Снегурочка»?
2. Посмотрите на картину И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное? Что можно сказать про медвежонка, не играющего с братьями? Можно ли сказать однозначно, что эти медвежата неуклюжие, неповоротливые? Как вы думаете, что за медведь смотрит на них?
Б). Самостоятельное отдельное предложение. Понятие отдельное предложение предполагает смысловую и интонационную завершенность, соединение слов между собой. Усвоение этих признаков происходит при выполнении следующих упражнений.
Упражнения на осмысление понятия самостоятельное отдельное предложение.
1. Вычленение предложения. Определите границы предложений. Спишите, расставьте знаки препинания.
2. Составление предложений, установление порядка их следования. Прочитайте слова. Из слов каждой строки составьте предложения. Запишите предложения в правильной последовательности.
3. Распространение предложения. Прочитайте предложения. Придумайте продолжение каждого из них.
Упражнения на осмысление выраженности смысловой целостности предложений лексическими, грамматическими средствами связи.
1. Осмысление выделенных слов. Объясните использование в предложениях подчеркнутых слов.
2. Выбор слов для соединения предложений. Спишите, выбирая для связи предложений слово из скобок.
3. Нахождение слов, соединяющих предложения. Какие слова обозначают предмет
речи?
4. Вставка слов. Прочитайте текст. Из слов для справки выберите подходящие
слова.
В). Абзац. Понятие абзац предполагает выделение отступом от красной линии: нового, важного о предмете речи, о котором автор уже рассказывал; нового сообщения о предмете речи. Эти признаки усваиваются при выполнении следующих упражнений.
Упражнения на осмысление понятия абзац.
1. Объяснение простейших случаев абзацного членения. Что побудило автора сделать отступы предложений: начало рассказа о чем-то новом или что-то новое об уже имеющейся информации?
2. Соотношение количества групп предложений с количеством предложений, объединённых в абзац. Прочитайте текст. Определите тему. Сформулируйте микротемы. Прочитайте группы предложений, их раскрывающие. Сколько предложений выделено в абзац? Объясните это членение.
3. Выделение предложений в абзацы при списывании.
Спишите текст, объединяя предложения в абзацы.
II. Основной этап. Роль экскурсовода даст возможность младшим школьникам взглянуть на картину несколько по-другому, чем они воспринимают её как экскурсантами. При организации экскурсионной речи возникает необходимость не только поделиться эмоциями по поводу увиденного, но и показать себя знатоком живописи, вести серьезный разговор о выразительных средствах изобра-зительного искусства. Для этого предусматриваются следующие направления работы.
1. Вводное слово учителя о предстоящей работе проводится в виде беседы по осмыслению понятий «экскурсионная речь» и «жанр экскурсионной речи».
2. Сообщающее слово об источнике речи (о картине). В сообщающем слове учитель дает информацию о художнике, рассказывает о том, как мастер работал над созданием картин, представляет галерею его произведений, наконец, знакомит с картиной, которую учащиеся будут рассматривать на уроке.
3. Языковая подготовка. На этом подэтапе, учитель предлагает отбор входящих в экскурсионную речь конструкций, фраз-связкок, анализ текстов образцов экскурсионных высказываний, которые позволяют определить особенности создания экскурсионной речи в зависимости от источника речи и коммуникативной ситуации.
4. Составление плана написания сочинения, который включает следующие пункты.
1. Справка о творчестве художника (какие картины и когда написаны, направление, в котором работал художник, особенности творчества художника).
2. Справка о картине (название, когда написана, под влиянием каких событий).
3. Описание картины: сюжет картины; что изображено на переднем плане; что изображено на заднем плане картины; основные цвета картины (почему художник выбрал именно их); какое настроение передает картина.
4. Личные впечатления от картины (понравилась/не понравилась картина, почему).
5. Орфографическая подготовка. На этом подэтапе происходит повторение орфографических правил, выделяются орфограммы в словах, записанных на доске.
6. Создание варианта текста экскурсионной речи. Работа над составлением текста сочинения по картине может проводится на основе подготовительных упражнений.
1. Рассмотрите картину, определите её тему. Составьте предложения на тему картины.
2. Назовите признаки предметов, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа картины (цвет, форма, объём, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
3. Опишите сюжет, изображённый на картине.
4. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
5. Выразите своё отношение к герою, к тому, что изображено на картине.
6. Опишите чувства и эмоции, которые вызывает у вас картина.
7. Скомпонуйте материал по картине в соответствии с планом.
7. Подготовка оригинального текста экскурсионного высказывания. На этом подэтапе происходит создание оригинального текста экскурсионного высказывания.
На наш взгляд, предложенная система по формированию навыка написания сочинения по картине младшими школьниками, применение знаний об «экскурсионной речи» даст возможность каждому ученику повысит свою самооценку и развивать свою речь. Мы исходили из того, что роль сочинения по картине в развитии речи учащихся чрезвычайно высока так как картина воздействует на чувства и эмоции детей, позволяет открыть и пережить те моменты жизни, с которыми не всегда возможно столкнуться на личном опыте.
Литература:
1. Крылова О.Ю. Развитие речевого творчества учащихся средствами искусства // Начальная школа. 2007. №3. С. 12-16.
2. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. Москва: Педагогика, 2005. 255 с.
3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие. Москва: Академия, 2002. 464 с.
4. Львов М.Р. Основы теории речи: учебное пособие. Москва: Академия, 2002. 248 с.
5. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Москва: Просвещение, 2011. 176 с.
6. Микушова Т.П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля в Ш-ГУ классах // Начальная школа. 2006. №7. С. 34-37.
7. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. 257 с.
8. Новоселова Л.Г. Приемы работы с искусствоведческим текстом на уроках развития речи // Русский язык в школе. 2009. №1. С. 9-12.
9. Речевое развитие младших школьников / под ред. Н.С. Рождественского. Москва: Просвещение, 1970. 222 с.
10. Юртаев С.В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников: учебное пособие. Москва: Флинта: Наука, 2014. 229 с.
Literature:
1. Krylova O.Yu. Development of speech creativity of students by means of art // Primary school. 2007. №3. P. 12-16.
2. Ladyzhenskaya T.A. The system of work on the development of communicative oral speech of students. Moscow: Pedagogy, 2005. 255p.
3. Lvov M.R., Goretskii V.G., Sosnovskaya O.V. Methods of teaching the Russian language in a primary school: a textbook. Moscow: Academy, 2002. 464 p.
4. Lvov M.R. Fundamentals of the theory of speech: a textbook. Moscow: Academy, 2002.
248 p.
5. Lvov M.R. Speech of junior schoolchildren and ways of its development. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 176p.
6. Mikushova T.P. Work with different genres of works of art and journalistic style in III-IV forms //Primary school. 2006. №7. P. 34-37.
7. Nechaeva O.A. Functional-semantic types of speech (description, narration, reasoning). Ulan-Ude, 1974. 257p.
8. Novoselova L.G. Methods of working with the art history text in the lessons of speech development //Russian language at school. 2009. №1. P. 9-12.
9. Speech development of junior schoolchildren / ed. by N.S. Rozhdestvensky. Moscow: Enlightenment, 1970. 222 p.
10. Yurtaev S.V. Language education and speech development of junior schoolchildren: a textbook. Moscow: Flint: Science, 2014. 229p.