Научная статья на тему 'Формирование навыков конспектирования при подготовке девятиклассников к государственной итоговой аттестации (ГИА)'

Формирование навыков конспектирования при подготовке девятиклассников к государственной итоговой аттестации (ГИА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
528
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ / ФАКТОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Константинова Л. А., Илюхина О. В.

Посвящена формированию навыков конспектирования у выпускников основной школы (9 класс). Объектом исследования является такой этап экзаменационной работы, как сжатое изложение. Описываются методические приёмы обучения школьников конспектированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Константинова Л. А., Илюхина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING NOTES SKILLS FORMING DURING THE 9 th FORM SCHOOLCHILDREN TRAINING FOR THE STATE GOVERNMENTAL CERTIFICATION (SGC)

The article is about forming of basic secondary-leavers (the 9 th form) skills to take notes. It examines methodic of schoolchildren education to make summaries as a part of examination work.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков конспектирования при подготовке девятиклассников к государственной итоговой аттестации (ГИА)»

УДК 371.3.016.091.322.7:81

Л.А. Константинова, проф., д-р пед. наук, зав. кафедрой, (4872)332512, [email protected] ,

О.В. Илюхина, аспирант, доцент, 89207486120, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ГИА)

Посвящена формированию навыков конспектирования у выпускников основной школы (9 класс). Объектом исследования является такой этап экзаменационной работы, как сжатое изложение. Описываются методические приёмы обучения школьников конспектированию.

Ключевые слова: сжатое изложение, фактографическая информация, приёмы сжатия текста.

Как известно, целями изучения русского языка в основной школе является овладение учащимися русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: умением формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста [1, с. 5].

Для достижения этих целей разработана программа, в соответствии с требованиями которой составлена и экзаменационная работа для учащихся 9-го класса (ГИА), состоящая из трёх частей: 1) сжатое изложение, 2) тестовое задание, 3) сочинение-рассуждение. Первая часть работы -сжатое изложение - ориентирована на контроль и измерение уровня сформированное™ у выпускников общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования, в том числе, умения извлекать информацию при аудировании и чтении, адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи и впоследствии создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, воспроизводить исходный текст различной степени свёрнутости (компрессии).

Как отмечают методисты, выбор в качестве итогового экзамена сжатого изложения понятен: с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить основное в воспринимаемом материале, а также точно и

лаконично передать его другим предстаёт в таких условиях насущной проблемой [2, с. 8].

При написании сжатого изложения выпускник основной школы и должен продемонстрировать своё умение передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. Известно, что существуют разные способы сжатия текста: «1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения. При исключении необходимо сначала выделить главное (существенное), с точки зрения основной мысли текста, и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст» [3, с. 211-212].

Чтобы учащиеся успешно справились с данной работой, нужно в первую очередь научить школьников определять характер информации в зависимости от передаваемого содержания. Для этого следует сообщить учащимся, что в научной литературе выделяются три основных типа содержательной информации: 1. Фактографическая информация - информация о фактах, явлениях, процессах, событиях. 2. Логико-теоретическая информация - сообщения о способах получения фактографической информации, выводов из фактов, об их истолковании, ссылки на источник информации. 3. Оценочная информация - выражение авторского отношения к сообщению [4. с. 7]. При формировании навыков извлечения содержательной информации (то есть умения вычленять из текста фактографическую информацию) считаем, что именно фактографическая информация на данном этапе обучения является основополагающей.

В качестве иллюстрации предлагаем пример работы с текстом на извлечение фактографической информации.

Задание I. Прочитайте текст. Постарайтесь понять его содержание.

Не помню, где я вычитал трогательную историю о травинке.

Арестанту, заключённому в одиночке, принесли из большого мира стопку книг. Он стал книги читать и вдруг увидел, что к книжной странице прилипло крохотное семечко. Непонятное волнение охватило его. В безжизненном каменном мешке арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес и что всё это поистине величайшее чудо помещается в крохотной, едва различимой соринке.

У арестанта появилась банка с землёй. Дрожащими руками человек опустил семечко в землю, и оно тотчас потерялось в ней. Семечко, найденное прилипшим к странице, в конце концов проросло, и это очень обрадовало человека. Да и как могло не обрадовать. Чудо, к которому мы так привыкли только потому, что оно происходит вокруг нас всегда в миллионно-миллиардном повторении, начало происходить и развёртываться на глазах у потрясённого узника.

Первым делом из земли показалось нечто нежно-зелёное, собранное в комочек и покрытое ворсинками, отчего и выглядело вовсе не столько зелёным, сколько серебристым. Кустик был красив, а вернее сказать - прекрасен. Два листа, протянувшихся горизонтально, держались почти около земли. Три стебля росли прямо вверх и поддерживали там каждый по листу. Ещё один стебель держал два белых цветка. Всё вместе радовало глаз законченностью, стройностью и той разумностью, которая не поддаётся анализу и объяснению, но которая воспринимается человеком, может быть, потому, что и сам о содержит в себе частицу всё той же разумности, а вернее, является её частицей.

Арестант в воспоминаниях утверждал, что у него в жизни ни до тюрьмы, ни в тюрьме, ни после тюрьмы не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке.

А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых - вот одно из побочных назначений всякого растения и в особенности цветка.

(По В. Солоухину)

Задание II. Анализируя предложенный текст, определите, какая именно информация в каждом абзаце является фактографической. Аргументируйте свой ответ, используя полученные ранее знания.

Задание III. Сократите исходный текст, сохранив в нём главную информацию.

Данные задания готовят выпускника к написанию конспекта, а впоследствии и к конспектированию лекций - одному из важнейших видов деятельности студента вуза - и подтверждает необходимость обучения школьников научному стилю речи и приёмам сжатия текста уже в 9-м классе. Поэтому важно уделять внимание конкретным приёмам «сжатия» текста, например, преобразованию сложноподчинённого предложения в простое с причастным оборотом (вместо предложения Он стал книги читать и вдруг увидел, что к книжной странице прилипло крохотное семечко получим вариант Он стал книги читать и вдруг увидел прилипшее к книжной странице семечко).

При выполнении подобных заданий необходимо обращать внимание учащихся на дублирование - возможность повторения уже переданной информации другими языковыми средствами. Дублирование информации обеспечивает связность текста, его смысловое развитие. Оно выражается в лексических, синонимических и местоименных повторах. При наличии дублирующей информации в смежных предложениях содержание одного предложения может включаться в другое в виде обособленного оборота.

Таким образом можно сократить следующее предложение: Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес и что всё это поистине величайшее чудо помещается в

крохотной, едва различимой соринке. Сокращённый вариант предложения можно представить в таком виде: Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо, помещающееся в крохотной соринке.

Кроме того, нельзя забывать, что основная задача данной работы -предельно ясно и точно изложить информацию. Поэтому при работе с текстом следует научить девятиклассников ещё одному приёму «сжатия» текста - разграничению основной и дополнительной информации. Из рекомендаций, данных Бахтиной Л.Н. и др., наиболее актуальным для учащихся является предложение провести синтаксический анализ предложения и выделить в нём предикативный минимум [4, с. 14]. Поэтому в первом предложении «убираем» причастный оборот, содержащий дополнительную информацию, и обстоятельство места. Получаем такой вариант «Арестанту принесли стопку книг». Необходимо также исключить эмоционально и экспрессивно окрашенные слова, такие, как «в безжизненном каменном мешке», «из всех возможных чудес», «поистине величайшее чудо», «в крохотной, едва различимой соринке». Сохранить следует предложение «Непонятное волнение охватило его», так как оно является связующим звеном между предыдущим и последующим предложениями. Окончательный вариант этого фрагмента текста можно представить в следующем виде:

«Не помню, гдея вычитал историю о травинке.

Арестанту принесли стопку книг. Он стал книги читать и вдруг увидел прилипшее к книжной странице семечко. Непонятное волнение охватило его. Арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо, помещающееся в крохотной соринке.

При работе над каждым абзацем текста используются специфические приёмы сжатия текста. Например, первое предложение третьего абзаца можно сохранить полностью, а второе сократить до вида «Человек опустил семечко в землю, и оно тотчас потерялось в ней». В следующем предложении «убираем» причастный оборот, несущий дополнительную информацию, и получаем вариант «Семечко проросло, и это очень обрадовало человека». Предложение «Да и как могло не обрадовать» можно не использовать в сжатом изложении, т. к. оно не несёт фактографической и основной информации. Последнее предложение сокращаем до вида «Чудо начало происходить и развёртываться на глазах у потрясённого узника»

В предложении «Арестант в воспоминанияхутверждал, чтоу него в жизни ни до тюрьмы, ни в тюрьме, ни после тюрьмы не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке» выражение «ни до тюрьмы, ни в тюрьме, ни после тюрьмы» можно заменить одним наречием - никогда.

Способность пересказать текст с разной степенью развёрнутости и компрессии, сохраняя главную информацию, в необходимой степени

включая второстепенную, отражает уровень сформированное™ механизмов осознания и понимания текста. Поэтому при отборе учебного текстового материала используются ясные, чётко структурированные, логичные тексты, содержание которых может быть передано с разной степенью развёрнутости [5, с. 26].

Именно такие тексты представлены в использованном нами пособии Н. А. Сениной [2], предназначенном для подготовки девятиклассников к государственной итоговой аттестации. Выбор данного пособия обусловлен тем, что тексты, представленные в пособии, не только дают представление об объёме и уровне сложности исходного текста, но и обладают ярко выраженной воспитательной и художественно-эстетической направленностью.

Анализ объёма сжатого изложения по сравнению с исходным текстом, представленным в пособии, показывает следующее соотношение:

кол-во слов в исходном тексте кол-во слов в изложении

1 текст 304 слова не менее 90

2 текст 303 слова не менее 90

3 текст 448 слов не менее 90

4 текст 290 слов не менее 90

Таким образом, мы видим, что объём изложения составляет от 30 % (в некоторых случаях - от 20 %) исходного текста. При этом учащийся должен:

«передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы;

применить разные приёмы сжатия текста и использовать для сжатия не менее 3 микротем текста;

создать работу, характеризующуюся смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения»[2, с. 9].

То есть работа выпускника 9-го класса должна сохранять такие текстовые категории, как 1) связность, 2) структурность, 3) цельность.

Особое внимание при проверке работ уделяется именно смысловой цельности, связности и последовательности изложения [2]. Именно в цельности результируется процесс понимания текста, процесс перехода от внешней формы текста к его содержанию. Это свойство лежит в основе таких видов речевой (и учебной) деятельности, как реферирование и аннотирование текстов, выделение ключевых слов, составление разных видов планов. Создание так называемых вторичных текстов возможно именно благодаря тому, что в них сохраняется основное содержание исходного текста, а второстепенная информация сохраняется в соответствии с целями и задачами деятельности.

А. А. Леонтьев писал, что цельный текст можно определить «как такой текст, который при переходе от одной последовательной ступени смысловой компрессии к другой, более глубокой, сохраняет для воспри-

нимающего смысловое тождество, лишаясь лишь маргинальных элементов. Иначе говоря, только тот текст по-настоящему осмыслен, основное содержание которого можно выразить в сколь угодно сжатой форме» [6, с. 29.].

Целенаправленная работа по обучению конспектированию, которая возможна при обучении школьников стилистике, и в частности научному стилю речи, способствует формированию у выпускников умения высказать свою мысль, чётко и корректно обосновать своё мнение, что в наши дни является обязательным для каждого культурного человека.

Список литературы

1.Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. 112 с.

2.Н. А. Сенина, С. В. Гармаш Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации /под ред. Н. А. Сениной. Ростов н/Д: Легион, 2009. 376 с.

3.Педагогическое речеведение: словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. /под.ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998. 312 с.

4. Бахтина Л.Н., Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Обучение реферированию научного текста. М.: Изд-во Московского университета, 1988. 117 с.

5. Буре Н.А., Быстрых М.В., Вишнякова С.А. Основы научной речи: учебное пособие для студентов нефилологич. высш. учеб. заведений п/р Химика В.В., Волковой Л.Б. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. 272 с.

6. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации //Синтаксис текста / отв.ред. Г.А.Золотова . М., 1979. С. 18-36.

L.A. Konstantinova, O.V. Ilyukhina

TAKING NOTES SKILLS FORMING DURING THE 9th FORM SCHOOLCHILDREN TRAINING FOR THE STATE GOVERNMENTAL CERTIFICATION (SGC)

The article is about forming of basic secondary-leavers (the 9th form) skills to take notes. It examines methodic of schoolchildren education to make summaries as a part of examination work.

Key words: summary, factual information, text compression ways.

Получено 12.04.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.