УДК 378.147 DOI: 10.31862/2073-9613-2024-2-211-221
ББК 85.154
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИТОГРАФИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ
I А.М. Чайкин, Р.Ч. Барциц
Аннотация. В рамках данной статьи на основе материала, полученного в ходе практики преподавания, кратко обозначены некоторые проблемы обучения литографии студентов бакалавриата и магистратуры художественно-графических факультетов на занятиях по печатной графике. Авторы стремятся выработать и сформулировать рекомендации по их разрешению.
Ключевые слова: литография, эстамп, печатная графика, художественная графика, профессиональная подготовка художников-педагогов.
Для цитирования: Чайкин А.М., Барциц Р. Ч. Методические основы обучения литографии студентов в системе профессиональной подготовки художников-педагогов // Преподаватель XXI век. 2024. № 2. Часть 1. С. 211-221. БОТ: 10.31862/2073-9613-2024-2-211-221
METHODOLOGICAL BASES OF TEACHING LITHOGRAPHY TO STUDENTS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF ARTISTS-TEACHERS
A.M. Chajkin, R.Ch. Barcic
Abstract. The purpose of the article is to briefly outline some problems of teaching lithography to undergraduate and graduate students of Art-graphic faculties in printmaking classes on the basis of the material obtained in the course of teaching practice. They try to find and formulate recommendations for their resolution.
Keywords: lithography, printmaking, printed graphics, art graphics, professional training of artist-teachers.
Cite as: Chajkin A.M., Barcic R.Ch. Methodological Bases of Teaching Lithography to Students in the System of Professional Training of Artists-Teachers. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2024, No. 2, part 1, pp. 211-221. DOI: 10.31862/2073-9613-2024-2-211-221
© Чайкин А.М., Барциц Р.Ч., 2024
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Настоящее время, если говорить о состоянии системы художественно-педагогического образования, можно охарактеризовать как время качественных перемен, социальной нестабильности, как время ломки и разрушения устоявшихся ценностей. Нынешняя ситуация, если назвать ее переходным периодом развития современного общества, характеризуется, если так можно заметить, обострением социальной незащищенности большинства членов этого общества. В первую очередь это касается молодежи, студентов и учащихся образовательных учреждений разного уровня. В связи с этим поиск человеком смысла существования и своего места в обществе приводит к необходимости повышения уровня профессиональной подготовки, повышения уровня культуры, качества воспитания и образования. Следовательно, настало время, когда необходимо провести коренной пересмотр и совершенствование вопросов эстетического воспитания и художественного образования в современных условиях.
В первую очередь это касается вопросов специальной и профессиональной подготовки специалистов, будущих художников-педагогов, учителей изобразительного искусства средних и высших учебных заведений, способных к поиску нестандартных решений и внедрению современных методических основ обучения и воспитания средствами изобразительного искусства, новых информационных технологий, сохраняющих в себе атрибуты классического, академического, традиционного метода обучения и воспитания.
В настоящее время в связи с ориентацией образования на воспитание человека высокой культуры возникла потребность возрождения культурных ценностей народов, проживающих в Российской Федерации и за рубежом. Возрождение культурных ценностей народа непосредственно связано с приобщением школьников и молодежи к национальной культуре народов России, которая имеет неоценимую значимость в эстетическом воспитании и художественном образовании молодежи и студентов. Такая постановка проблемы способствует формированию устойчивого понимания у учащихся принципов развития материальной и духовной культуры, места и роли эс-212 тетического воспитания и художественного образования, значимости человека в приумножении культурных ценностей, помогает осмыслению художественных образов в изобразительном искусстве.
В связи с этим теория и практика обучения техникам классического эстампа является одним из ключевых направлений деятельности кафедры рисунка художественно-графического факультета (ХГФ) Института изобразительных искусств (ИИИ) МПГУ и занимают значимую роль в обучении и воспитании будущих художников-педагогов, учителей изобразительного искусства. Действительно, печатная графика как вид изобразительного искусства представляет собой важную ветвь художественной графики и художественной культуры в целом, крайне узнаваемую и чрезвычайно разнообразную при этом в своих проявлениях. В ходе длительной эволюции печатная графика (эстамп) приобрела характерный и ни с чем не сравнимый выразительный язык, по-разному проявляющийся в каждом из ее видов. Язык этот во многом обусловлен необходимостью преодоления технических ограничений материала и, как следствие, очень требователен к исполнительскому мастерству художника, к лаконичности замысла, осознанности в рисовании, разработки, создании и построении композиции. Тем не менее преодоление этих ограничений вознаграждает художника богатой палитрой инструментов и выразительных средств, не доступных иных формам изобразительного искусства. Вари-
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XX_2 / 2024
ВЕК
ативность эстампа, наряду с высокой требовательностью к дисциплине, осознанности и исполнительскому мастерству автора, во многом и обеспечивают ценность печатной графики в процессе образования и эстетического воспитания художника-педагога, учителя изобразительного искусства, в частности.
Кроме того, в основе теории и практики современного художественно-педагогического образования лежат актуальные теоретико-методологические положения учебно-творческого процесса по изучению печатной графики (эстампа), являющиеся обязательным в углубленном изучении академического рисунка, специального рисунка, графической композиции, что является основой тезиса о гармоничном развитии будущего художника-педагога, учителя изобразительного искусства.
Среди остальных техник классического эстампа особняком стоит литография. Данная техника, пожалуй, является одной из наиболее технически сложных и требовательных с точки зрения исполнительского мастерства и, как следствие, не так широко распространена и куда более трудно реализуема в рамках учебного процесса, нежели, например, такие техники, как гравюра, сухая игла, монотипия и пр. Как ни в одной другой технике классического эстампа в литографии особую роль играет соблюдение технологии, техническое оборудование мастерской: мало иметь помещение, специальный станок и набор литографских камней, важную роль играет и расположение самой мастерской, температура, влажность, наличие места для печати, работы над формой, травления, шлифования камней и пр.
Мы можем наблюдать, что трудов, посвященных изучению методики обучения литографии, существует крайне мало, и проблема эта в целом также остается малоизученной. Из тех, что имеется, можно выделить фундаментальный труд П.И. Суворова «Искусство литографии» [1], в рамках которого раскрываются как теоретические основы данной техники, так и методика работы над литографией. Другими фундаментальными трудами в данной области являются статьи М.И. Рудомётова [2], а также «Образцовый литограф» З.Ф. Элриха [3], учебные пособия Л.М. Зорина [4], В.Ф. Бабкина, А.В. Ко-ротовича, А.Н. Чернова [5], а также статьи В.В. Аверьянова [6], В.В. Ашимина [7] и др. 213 Стоит отметить, что большинство из приведенных нами трудов затрагивает, скорее, технические аспекты литографии, лишь изредка касаясь каких-либо обучающих и развивающих аспектов данной техники. Еще реже упоминается проблема адаптации и внедрения ее в образовательный процесс. Из вышесказанного может сложиться впечатление, что потенциальная роль литографии в процессе обучения и профессиональной подготовке художника, в частности художника педагога, крайне незначительна и едва ли стоит нашего внимания.
Тем не менее впечатление это, на наш взгляд, ложное. Выше мы уже делали акцент на роли техник печатной графики в обучении рисунку, художественной графике и изобразительной грамоте в целом. Все это, конечно, так же применимо и к литографии, одной из важнейших вех в классическом эстампе. Более того, данная техника ввиду своего имитационного характера открывает крайне широкий спектр выразительных возможностей, почти недостижимый для какого-либо другого материала. Эта имитаци-онность и определяет главную ценность литографии: возможность в рамках одной работы гармонично сочетать техники, методы, приемы и выразительные средства самых разных техник графики, живописи, плаката, декоративного искусства и пр., объединяя их в единую среду. Технические и исполнительские трудности, возникающие в ходе
работы, могут восприниматься нами как необходимая условность, которую необходимо преодолеть для достижения желаемого результата, но также и как своеобразный дисциплинирующий аспект, призывающий к осознанной и вдумчивой работе, не терпящий сора и излишеств в пластическом языке художника.
Необходимо отметить, что последние двадцать лет на художественно-графическом факультете МПГУ техника литографии как учебная дисциплина, как вид изобразительного искусства не была включена в программу обучения студентов. Дело в том, что оборудование мастерской литографии требует немалых материальных вложений, специалистов-графиков, печатников-литографов, знающих очень хорошо и глубоко специфику работы с литографскими камнями. До 2019 года это техника была недосягаема из-за материальных, технических трудностей. Организация мастерской литографии, обработка литографских камней, перенос изображения на плоскость камня, обработка специальными растворами рисунка на камне, затем раскатка краски на камне с целью подготовки камня с графической композицией к печати, печать на специальном литографском станке, одним словом, обучение технике литографии студентов ХГФ ИИИ МПГУ — дело достаточно сложное и хлопотное. Тем не менее в 2019 году литография стала одной из техник, изучаемой студентами ХГФ МПГУ в рамках дисциплины «Печатная графика».
Но несмотря на относительно успешное внедрение данного материала в программу учебной дисциплины, этот процесс сопровождался весьма ощутимыми трудностями как технического характера, так и проблемами методического сопровождения и обеспечения. Как мы уже упоминали выше, существует далеко не так много трудов, так или иначе затрагивающих проблему методики обучения литографии студентов бакалавриата ХГФ. По большей части в нашем распоряжении остаются многочисленные технологические рекомендации и руководства, указанные выше. Как следствие, едва ли мы можем найти какую-либо надежную и отработанную методическую систему упражнений, заданий и пр., которая способна была бы полно-214 ценно раскрыть большинство теоретических и практических аспектов литографии и обеспечить грамотное и гармоничное внедрение и адаптацию данного материала в образовательную программу.
Для решения этого противоречия и поиска возможных форм реализации данного материала в рамках общей программы по дисциплине «Печатная графика» нами была разработана экспериментальная серия занятий, в рамках которой мы в течение семестра постарались выстроить поэтапный процесс введения учащихся в практику создания графической композиции в литографии. В качестве первого этапа учащимся были продемонстрированы основные технологические этапы создания литографии: от шлифования известнякового камня до непосредственной работы над формой и печатью, показаны свойства и выразительные возможности изобразительного материала (литографского карандаша и туши) и пр. Для закрепления теоретического материала на практике в конце занятия учащимся предлагалось самостоятельно выполнить небольшой рисунок в материале, опробовать такие приемы, как карандашный или перьевой штрих, набрызг, рисование по гуммиарабику, размывка (на воде или аммиаке), процарапывание и пр. (см. рис. 1-3). Основной акцент здесь делался на раскрытие богатого спектра выразительных возможностей литографии: имитацию карандаша, перьевого рисунка, работу пятном, рисование фактур и пр.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XX_2 / 2024
ВЕК
Таким образом, мы хотели избежать зацикливания на одном конкретном материале или приеме, разнообразить представление учащихся о ведении работы над формой в литографии, о возможностях данной техники в процессе воплощения художественного образа, раскрепостить их и помочь преодолеть страх перед изобразительной поверхностью. Последнее являлось едва ли не смой насущной проблемой, с которой мы сталкивались в ходе проведения занятий по программе: большинство учащихся с трудом адаптировалось под новый материал, не справляясь с его техническими ограничениями и требованиями к чистоте и осознанности в рисовании, что существенно сказывалось как на их творческой активности на занятии, так и на итоговом результате. Данное упражнение должно было способствовать преодолению вышеупомянутых трудностей.
Впоследствии работы учащихся были условно разделены на три уровня (высокий, средний, низкий) по следующим критериям: 1) владение изобразительным материалом, понимание и использование его технологических и выразительных возможностей; 2) композиционная «решенность» работы, ее уравновешенность относительно пространственных осей, цельность организации условного пространства листа; 3) владение различными выразительными средствами графики (линия, пятно, штрих, фактура и пр.) при передаче формы, пространства, тона и пр.; 4) выраженность идейного замысла, соответствие итоговой работы изначальной идее.
Как мы уже отмечали выше, одной из ключевых проблем при выполнении первого задания являлась адаптация учащихся к новому материалу и изобразительной поверхности. Работы высокого уровня отличает достаточно уверенное использование выразительных возможностей литографии, умелое использование их при ведении рисунка, построении композиции, передаче изначального замысла. Тем не менее в большинстве случаев материал становился, скорее, преградой. Даже учащиеся, чей уровень владения рисунком и композицией был достаточно высок, зачастую вынуждены были преодолевать условности и ограничения, которые диктует литография, что существенно сказывалось на качестве работы.
211
Рис. 1-2. Примеры выполнения первого задания в рамках экспериментальной
программы
.216
Рис. 3. Пример работы высокого уровня
В качестве второго этапа изучения основ литографии мы обратились к копированию как средству непосредственного изучения технологических особенностей различных материалов и свойств изобразительной поверхности в данной технике, а также самой последовательности над формой в литографии. В начале теоретической части проводится краткий анализ наглядного материала, работ художников-литографов ХУШ-Х1Х вв. В качестве основного критерия при отборе образцов мы рассматривали простоту и лаконичность исполнения, наглядность и считываемость используемых автором материалов и приемов. Затем на основе наглядного материала мы постарались выявить основные этапы работы над сложной печатной формой в литографии, разобрать различные методы и приемы рисования литографским карандашом, тушью и пр. В ходе практической части занятия учащимся предлагалось выбрать произведение для копирования, после чего выполнить с оригинала рисунок в тонких линиях на кальке (картон). В дальнейшем рисунок переводился на камень посредством химического карандаша («копира»), угля или копировальной бумаги. После переноса учащиеся уже начинали работу в материале.
Помимо закрепления теоретического материала о выразительных возможностях и особенностях литографии, целью данного задания было на практике раскрыть последовательность работы над формой. Так, работа начиналась с введения камертона мягким карандашом или тушью; затем следовало последовательное введение серых и черных тонов (от самых темных до самых светлых), лепка крупных форм и введение основных тональных отношений; в заключение учащимися выполнялась проработка декоративных элементов, внедрение деталей и выставление тональных акцентов литографской тушью и пером. Несмотря на различный уровень владения изобразительной грамотой и выразительными средствами графики, учащиеся в целом достаточно успешно справ-
лялись с работой над копией в материале. Наиболее же частой проблемой являлся недостаток владения рисунком, понимания формы и структуры, что зачастую приводило к механическому «перерисовыванию» оригинала (см. рис. 4-5). Никуда не делись и проблемы в работе с конкретным материалом, однако, как и предполагалось, наличие образца для копирования во многом облегчило работу и самим студентам, избавив их от необходимости самостоятельного творческого поиска решения работы в материале. Обратной стороной данного подхода становилось то, что копирование зачастую приводило к неуверенности, сухости и чрезмерной зажатости в манере исполнения учащимися работы и, как следствие, угасанию творческой активности. Тем не менее большая часть студентов продемонстрировала высокий уровень усвоения материала при копировании, проявляя куда больше осознанности и самостоятельности при выполнении работы (см. рис. 6).
Рис. 6. Пример выполнения второго задания. Высокий уровень
Последний же блок серии занятий был посвящен непосредственному погружению в самостоятельную творческую работу над графической композицией в материале. Учащимся предлагалось выполнить авторскую работу на свободную тему по разработанным эскизам. Основной акцент делался на самостоятельной практической работе учащихся с сохранением обозначенной ранее последовательности работы (как над эскизом, так и непосредственно над формой). Работа начиналась с эскизного поиска (см. рис. 7-8). Основной акцент на данном этапе нами делался на том, как учащиеся учитывают специфику материала при создании эскизов, как проводят осознанный отбор выразительных средств, свойственных именно литографии. Зачастую мы с сталкивались с тем, что студенты на первом этапе работы мало учитывали возможности и ограничения материала и, как следствие, приступая к разработке итогового эскиза, мало представляли себе дальнейшие этапы работы уже непосредственно на камне.
Рис. 7-8. Пример выполнения эскизного поиска
Работа велась с формального поиска, затем выполнялся «картон» (прорисовка композиции в тонких линиях), который после переносился на камень посредством химического карандаша, угля или копировальной бумаги. Итогом практической части являлся небольшой тираж авторских графических листов.
Как и ожидалось, по результатам самостоятельной творческой деятельности учащихся куда более остро начала звучать проблема недостаточного владения некоторыми учащимися рисунком, навыками работы с композицией, тоном, формой и пр. Копирование же, несмотря на то, что дало представление о ходе ведения работы над литографией, так и не дало возможности учащимся преодолеть неуверенность перед материалом. Вышесказанное, тем не менее, относится преимущественно к низкому и среднему уровню выполнения задания (см. рис. 9-10).
Рассматривая эти работы, мы можем проследить скованность и неуверенность в рисовании, в лепке формы, общую незаконченность работы и сухость в исполнении. Это сильно контрастирует с более удачными работами, где ясность рисунка и уверенное владение средствами композиции дополняются куда более высоким уровнем использования выразительных возможностей материала (см. рис. 11-12).
Рис. 11-12. Примеры выполнения третьего задания высокого уровня
В итоге мы можем резюмировать, что, несмотря на относительно успешное освоение программы занятий по литографии студентами бакалавриата ХГФ, мы раз за разом сталкиваемся с рядом сквозных как частных, так и общих проблем. Из частных мы можем отметить недостатки во владении изобразительной грамотой, рисунком, композицией. Эта проблема разнится от студента к студенту, но тем не менее значительно влияет на степень успешности освоения студентом программы занятий и осложняет опыт работы с новым материалом. Сквозной же проблемой является общая боязнь материала: несмотря на данные нами на первых занятиях задания, направленные на изучение богатейших выразительных возможностей литографии, учащиеся
регулярно сталкиваются с ситуацией, когда материал становится не средством для выражения пластической идеи и замысла, но ограничителем.
Таким образом, органичное единство теории и практики должно, как мы полагаем, базироваться на строго научном мировоззренческом подходе к достижению намеченной цели и осмыслению довольно специфического рода деятельности, который связан с процессом познания и отражения окружающего нас мира в идеальных формах. Следовательно, как результат своей учебно-творческой работы мы рассматриваем реализованную научно-творческую и учебно-методическую цель в плане тех изменений, которые в последнее время затронули буквально все стороны жизнедеятельности человека и его основу — высшее художественно-педагогическое образование. Последнее заставило нас взглянуть по-новому на проблему обучения и воспитания активной, неординарно мыслящей творческой личности студента, способной к поискам нестандартных решений предстоящих учебно-творческих задач, средствами литографии.
В своей работе мы пытались говорить о той области, которая нам более всего знакома, а именно об обучении и воспитании средствами графики в тесной взаимосвязи с академическим рисунком, книжной графики в непосредственной связи с художественной и печатной графикой, а именно с литографией. Мы имеем в виду, прежде всего, искусство литографии, его специфические возможности, особенности графического языка изображения и выражения сущностных предметных связей. Мы также обращаем свое внимание на практическое воплощение композиционного замысла, умение определиться в содержании композиции.
Однако композиции без решения художественно-образных начал не бывает, и здесь в выборе композиционного начала предметной среды необходимо подойти с точки зрения многопланового и многоступенчатого изображения объекта, художественного образа. Поиск графического стиля и художественного языка, характеристика и содержание образа, соответственно, требует нахождения формы его воплощения, т. е. перевести его в конкретный художественный графический материал. Мы видим в этом свою глав-220 ную задачу в разработке методических основ обучения литографии студентов в системе профессиональной подготовки художников-педагогов с применением современных цифровых технологии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Суворов, П.И. Искусство литографии. М.: Искусство, 1964. 248 с.
2. Элрих, З.Ф. Образцовый литограф. Холм: Тип. З.Ф. Элриха, 1908. 44 с.
3. Зорин, Л.М. Эстамп: руководство по графическим и печатным техникам. М.: Издательство АСТ; Астрель, 2004. 110 с.
4. Бабкин, Ф.В., Кортович, А.В., Чернов, А.Н. Подготовка материалов к работе в техниках печатной графики (офорт, гравюра, литография): учебное пособие. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2015. 48 с.
5. Аверьянов, В.В. Энциклопедический словарь художника-графика. М.: Алев-В, 2009. 328 с.
6. Ашимин, В.В. Некоторые особенности в процессе обучения студентов художественно-графического факультета искусству литографии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 1. С. 310-316.
7. Барциц Р.Ч. Графическая композиция. Техника печатной графики. М.: МГОУ 2013. 287 с.
REFERENCES
1. Suvorov, P.I. Iskusstvo litografii [The Art of Lithography]. Moscow, Iskusstvo, 1964, 248 p. (in Russ.)
2. Elrikh, Z.F. Obrazcovyj litograf [Exemplary Lithograph]. Holm, Tipografiya Z.F. Elriha, 1908, 44 p. (in Russ.)
3. Zorin, L.M. Estamp: rukovodstvo po graficheskim i pechatnym tekhnikam [Print: A Guide to Graphic and Printing Techniques]. Moscow, Izdatelstvo AST, Astrel, 2004, 110 p. (in Russ.)
4. Babkin, F.V., Kortovich, A.V., Chernov, A.N. Podgotovka materialov k rabote v tekhnikah pechatnoj grafiki (ofort, gravyura, litografiya) [Preparation of Materials for Work in the Techniques of Printed Graphics (Etching, Engraving, Lithography): A Textbook]. Moscow, Moskovskij gosudarstvennyj universitet pechati imeni Ivana Fyodorova, 2015, 48 p. (in Russ.)
5. Averyanov, V.V. Enciklopedicheskij slovar hudozhnika-grafika [Encyclopedic Dictionary of the Graphic Artist]. Moscow, Alev-V, 2009, 328 p. (in Russ.)
6. Ashimin, V.V. Nekotorye osobennosti v processe obucheniya studentov hudozhestvenno-graficheskogo fakulteta iskusstvu litografii [Some Features in the Process of Teaching Students of the Art and Graphic Faculty the Art of Lithography], Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i socialnye nauki = Scientific Notes of the Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2008, No. 1, pp. 310-316. (in Russ.)
7. Barcic, R.Ch. Graficheskaya kompoziciya. Tekhnika pechatnoj grafiki [Graphic Composition. Technique of Printed Graphics]. Moscow, Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet, 2013, 287 p. (in Russ.)
Чайкин Алексей Михайлович, аспирант, кафедра рисунка, Московский педагогический государственный университет, bbitho96@gmail.com
Aleksej M. Chajkin, Post-graduate Student, Drawing Department, Moscow Pedagogical State University, bbitho96@gmail.com
Барциц Рауф Чинчорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра рисунка, Московский педагогический государственный университет, raufbartsits@gmail.com
Rauf Ch. Barcic, ScD in Education, Professor, Chairperson, Drawing Department, Moscow Pedagogical State University, raufbartsits@gmail.com
Статья поступила в редакцию 17.04.2024. Принята к публикации 03.05.2024
The paper was submitted 17.04.2024. Accepted for publication 03.05.2024