Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ЭКСЛИБРИСА СРЕДСТВАМИ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ КАК УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА'

СОЗДАНИЕ ЭКСЛИБРИСА СРЕДСТВАМИ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ КАК УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСЛИБРИС / КНИЖНЫЙ ЗНАК / ГРАВЮРА / ЛИНОГРАВЮРА / СУПЕРЭКСЛИБРИС / ГРАФИКА / ШРИФТ / КОМПОЗИЦИЯ / ОТТИСК / ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барциц Рауф Чинчорович, Воронина Людмила Сергеевна

В статье раскрывается информация об истории развития экслибриса, подробно рассматривается многообразие графических изображений книжного знака, классификация и техники печати. Рассматривается проблема совершенствования подготовки студентов профиля «Графический дизайн». Подчеркивается необходимость развития у студентов-дизайнеров творческих способностей посредством создания собственного экслибриса. Определяются критерии оценки задания по выполнению авторского книжного знака. Опираясь на исторический материал об экслибрисе, обосновывается необходимость формулирования рекомендаций к заданию по созданию авторского экслибриса на занятиях печатной графики для студентов, обучающихся по направлению «Графический дизайн». Поиск новых идей для создания своих авторских творческих работ и совершенствования графических способностей является одним из важных этапов в подготовке квалифицированных специалистов в графическом дизайне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A BOOKPLATE BY MEANS OF PRINTED GRAPHICS AS AN EDUCATIONAL AND CREATIVE TASK

The article provides information about the history of exlibris development, discusses in detail the diversity of graphic images of the book mark, classification and printing techniques. The problem of improving the training for the students majoring in “Graphic Design” is considered. The importance of developing students’ creative abilities through the establishment of their own bookplate is emphasized. The assessment criteria for the task of making an author’s book mark are defined. Based on historical material about the exlibris, the need to formulate recommendations for the assignment to create an author’s exlibris in the classes of printed graphics for students studying in the direction of “Graphic Design” is substantiated. Finding new ideas for developing their own creative works and improving their graphic abilities is one of the important stages in the training of qualified specialists in graphic design.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ЭКСЛИБРИСА СРЕДСТВАМИ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ КАК УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА»

УДК 372.87 DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-193-202

ББК 74.489

СОЗДАНИЕ ЭКСЛИБРИСА СРЕДСТВАМИ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ КАК УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

| Р.Ч. Барциц, Л.С. Воронина

Аннотация. В статье раскрывается информация об истории развития экслибриса, подробно рассматривается многообразие графических изображений книжного знака, классификация и техники печати. Рассматривается проблема совершенствования подготовки студентов профиля «Графический дизайн». Подчеркивается необходимость развития у студентов-дизайнеров творческих способностей посредством создания собственного экслибриса. Определяются критерии оценки задания по выполнению авторского книжного знака. Опираясь на исторический материал об экслибрисе, обосновывается необходимость формулирования рекомендаций к заданию по созданию авторского экслибриса на занятиях печатной графики для студентов, обучающихся по направлению «Графический дизайн». Поиск новых идей для создания своих авторских творческих работ и совершенствования графических способностей является одним из важных этапов в подготовке квалифицированных специалистов в графическом дизайне.

Ключевые слова: экслибрис, книжный знак, гравюра, линогравюра, суперэкслибрис, графика, шрифт, композиция, оттиск, печатная графика.

Для цитирования: Барциц Р.Ч., Воронина Л.С. Создание экслибриса средствами печатной графики как учебно-творческая задача // Преподаватель XXI век. 2021. № 3. Часть 1. С. 193-202. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-193-202

CREATING A BOOKPLATE BY MEANS OF PRINTED GRAPHICS AS AN EDUCATIONAL AND CREATIVE TASK

I R.Ch. Barcic, L.S .Voronina

193

Abstract. The article provides information about the history of exlibris development, discusses in detail the diversity of graphic images of the book mark, classification and printing techniques. The problem of improving the training for the students majoring in "Graphic Design" is considered. The importance of developing students' creative abilities through the establishment of their own bookplate is emphasized. The assessment criteria for the task of making an author's book mark are defined. Based on historical material about the exlibris, the need to formulate recommendations for the assignment to create an author's exlibris in the classes of printed graphics for students studying in the direction of "Graphic Design" is substantiated. Finding new ideas for developing their own creative works and improving their graphic abilities is one of the important stages in the training of qualified specialists in graphic design.

© Барциц Р.Ч., Воронина Л.С., 2021

l/j^i Q I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

3 , 2021 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ1

1 2021 ВЕК

Keywords: bookplate, book mark, engraving, linocut, super ex-libris, graphics, font, composition, imprint, printed graphics.

Cite as: Barcicz R.Ch., Voronina L.S. Creating a Bookplate by Means of Printed Graphics as an Educational and Creative Task. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 3, part 1, pp. 193-202. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-193-202

Введение. Задачи профессиональной и специальной подготовки студентов, будущих специалистов, заключаются в воспитании и развитии творческих способностей, в формировании основ художественно-графической культуры. Повышение уровня образования, бережное отношение нового поколения граждан РФ к культуре и искусству — одна из первостепенных задач педагога. Подготовка специалиста-профессионала в области графического дизайна предполагает художественное образование студентов с целью формирования у них художественного вкуса, ценностного отношения к культуре, воспитание эстетически и духовно развитой личности.

В соответствии с первоочередными задачами государственной политики в сфере художественно-педагогического 194 образования в данной работе нами планируется поиск новых путей и разработка новых форм, методов обучения и воспитания средствами печатной графики. С учетом современных требований к высшему образованию и повышения уровня специальной подготовки идет активная перестройка методической системы преподавания художественно-графических дисциплин у студентов бакалавриата. Мы считаем, что современное образование требует разработки новой методической системы, поиска новых педагогических принципов обучения студентов искусству, изучения техник и технологии печатной графики.

Наше научное исследование, проводимое при кафедре графического дизайна

МГОУ на тему «Компетентностный подход в формировании творческих способностей учащихся» по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» (профиль «Графический дизайн») на занятиях по учебной дисциплине «Техника графики», предполагает изучение основных видов и подвидов искусства печатной графики. Мы считаем, что организовать учебно-творческий процесс необходимо так, чтобы преподаватель дисциплины техники графики придерживался одной из основных целей подготовки специалиста — эстетического воспитания и художественного образования будущего художника-дизайнера.

Известно, что прикладная графика как отрасль искусства является неотъемлемой частью современной полиграфии и книжного дела, однако всестороннему овладению теоретическими знаниями и практическими основами исполнения книжного знака именно средствами техники печатной графики уделяют недостаточно времени. Чаще всего у студентов нет возможности изучить элементарные основы данного вида искусства, например, отсутствует изучение экслибриса. По нашему мнению, необходимость его изучения важна для поддержания междисциплинарных связей, развития собственного стиля, создания авторского книжного знака.

Обратимся к истории возникновения и формирования экслибриса. Экслибрис (от латинского Ех Libris «из книг») — важный знак для определения принадлежности книги, ее владельца. Этот знак

является миниатюрным примером граверного искусства. Как социальное явление собственный экслибрис означал, что человек, им обладающий, образован, его семья является состоятельной и уважаемой. Книга в средние века являлась дорогостоящим имуществом, подчеркивающим статус владельца.

Первые экслибрисы содержали в себе виньетки, затем знаки фамильного герба оттискивались конгревом на корешке переплета и назывались суперэкслибрисом (см. рис. 1).

«Искусство экслибриса, еще сравнительно недавно отпочковавшееся от геральдики», несло в себе ее знаковую составляющую [1, с. 6]. В процессе своего исторического развития экслибрис менял свое содержание, выражая степень знатности и богатства способами передачи символики владельца. В тематике книжного знака затрагивались различные жанры искусства, и художественный критерий стал основным в оценке достоинств книжного знака. В миниатюрном жанре книжного знака можно наблюдать характерное увлечение таких художников, как А.В. Сапожников, В. Сергеев, В. Фролов, А. Калашников вначале экслибрисом, а затем уже постигших искусство офорта, гравюры и книжной иллюстрации.

С середины XV века с момента изобретения Иоганном Гутенбергом печатного

станка, когда было выпущено несколько копий книг, отдельные богатые семьи желали отличить собственную копию книги от других. Это делалось в качестве ярлыка инициалами владельца и изображалось уже во внутренней стороне переплета или в качестве форзаца книги. Известно, что на территории России первым ярлыком, связывающим владельца и книгу, был знак монаха Досифея, основателя библиотеки при Соловецком монастыре в 90-х годах XV века. Это были нарисованные от руки символы, скомпонованные в заглавную букву в виде виньетки на поле книжного листа. Подобные досифеевские знаки называли протоэкслибрисами, они являлись предшественниками экслибрисов-ярлыков [2].

С начала XVI века по мере развития технологии книгопечатания экслибрисы изготавливались художниками граверами на медных пластинах путем травления. «Экслибрис воскрешает историческую эпоху, в которой был создан книжный знак, образ владельца книги, автора-художника» [3, с. 3].

Экслибрисы ярких представителей сообщества «Мира искусств» А.Н. Бенуа, 195 К.А. Сомова, М.Б. Кустодиева, М.В. До-бужинского и И.Я. Билибина во время расцвета графики в годы революции по-другому преподносили значение книжного знака (см. рис. 2). В них «отстранили

Рис. 1. Суперэкслибрисы на книгах графа А.М. Ефимовского и государственного деятеля, коллекционера и мецената А.С. Строганова

Рис. 2. Экслибрисы М.В. Добужинского, М.Б. Кустодиева, М.А. Врубеля

личность собирателя библиотеки», что привело к заинтересованности авторства книжного знака [4, с. 3].

Можно без преувеличения сказать, что в искусстве экслибриса сообщества «Мира искусств» сформировалась самостоятельность в манере, композиции, стилизации и шрифте.

Их книжные знаки считаются одними из лучших достижений в развитии графики России. Сами имена знаменитых графиков, прибегнувших к созданию экслибриса, говорят за себя. Это и А.Н. Бенуа, 196 Б.М. Кустодиев, А.П. Остроумова-Лебедева, В.А. Фаворский, Н.П. Дмитриевский, А.В. Скворцов, Е.С. Кругликова, П.А. Шил-линковский, М.В. Добужинский и т. д.

До середины XIX века экслибрисы составляли мастера геральдической символики [5, с. 6; 6, с. 13]. В таких книжных знаках исключалось изображение личных предпочтений, род профессии или любимые занятия владельца книги. Только титул и регалии имели значение. Со временем чистая геральдика уже не могла удовлетворить творческую фантазию одаренных графиков. С XIX века экслибрисы стали носить элегантное художественное оформление и сжатую информацию о достижениях, профессии и личных интересах владельца книжного знака. Стали

появляться сюжетные изображения архитектуры и эмблемы владельца.

Так, Лукас Кранах-старший ввел в изображение экслибриса символы любимых увлечений владельцев книг, Франсуа Буше дополнял их элементами натюрмортов и пейзажей, Даниель Холовецкий использовал аллегории [1, с. 13].

В начале XIX века искусство экслибриса переходит в литографию, а затем уже в цинкографию. К концу века активность использования углубленного вида печати спадает. В этот период определенного прогресса достигло клиширование рисунков. Книга становится достаточно дешевой из-за ускорения технического процесса ее создания, и экслибрис утрачивает свое изначальное предназначение. Теперь это только предмет охоты коллекционеров [7, с. 253].

По книжному знаку в 20-х годах XX века публикуются статьи и целые монографии русских художников. Увлечение советских графиков книжным знаком давало удивительные результаты в поисках ими различных способов изготовления оттиска: ксилография, линогравюра, эстамп, литография, трафарет, тиснение. В последние десятилетия XIX века экслибрисы создают в качестве наклеек.

После многовекового развития ремесло экслибриса как искусства графического

изображения, как знака, не потеряло своей актуальности до настоящего времени. Интерес коллекционеров к экслибрису не затухает. Развитие современного дизайна в изображении книжного знака интенсивно практикуется в настоящее время. Экслибрис теперь исполняется не только методом глубокой печати, но и методом высокой печати: ксилогравюрой и линогравюрой.

Проведем аналогию между искусством создания экслибриса и современным искусством логотипа, их объединяет знаковая составляющая. Знак как признак или свойство другого предмета предназначен для хранения и передачи информации. Если в экслибрисе это информация о владельце и его увлечениях, роде деятельности, знатности, то в логотипе знаковый характер сообщения играет большую роль в узнаваемости и сущности компании [8, с. 3].

В методику организации учебно-творческой деятельности студентов графического дизайна мы предлагаем внести изучение творческого наследия великих художников-графиков из истории изобразительных искусств. Мы решили исследовать специфику применения выразительных возможностей графики в области создания книжного знака — экслибриса.

На первом этапе изучения печатной графики мы уделили особое внимание развитию творческих способностей студентов, их умению создавать копии работ мастеров искусства. На втором этапе — созданию авторской работы. В рамках нашей экспериментальной программы мы проводим учебные занятия с целью создания студентами авторского экслибриса методом высокой печати (линогравюры) и делаем на этом задании акцент.

В графическом дизайне процесс создания логотипа, графического знака, образа и экслибриса представляют собой

решение ряда смежных задач, касающихся выбора формата, композиции и шрифта. Важна информационная наполняющая графической композиции, содержание, тоновое и цветовое решение символов и знаков, буквенное начертание, а также его ассоциативность в символической природе.

Учебно-творческая деятельность студентов по выполнению серии экслибрисов на свободную или заданную тематику на занятиях по технике графики формирует художественно-графические способности к созданию авторских работ, что может стать основой развития композиционных и творческих способностей студентов. Как правило, это обстоятельство может в будущем сыграть решающую роль в создании целой галереи логотипов, ярлыков, графических знаков не только для компании или небольшой фирмы, но и производственных комплексов с огромным количеством товаров и услуг.

На учебных занятиях по дисциплине «Техника графики» мы предлагаем студентам полный курс теоретических знаний по истории становления и развития понятия экслибрис, даем основы умений 197 и навыков приобретения практического опыта использования техник и технологии печатной графики. Мы учитываем, что предварительно педагогу необходимо иметь полное представление об уровне знаний и умений студентов, их общей художественно-графической подготовке. Учебный курс начинается с проверки соответствующих навыков владения инструментарием, знаний основ академического рисунка и композиции.

«Экслибрис является тем пробным камнем графика и гравера, которым определяется степень книжно-графического искусства того или иного художника, т. е. книжный знак требует и композиционных умений, и знания законов построения

шрифта, и декоративно-символической изобретательности» [9, с. 21].

Результаты проведенного исследования. Экслибрис как направление в искусстве графики уже долгое время расширяет свои границы с помощью синтеза разных композиционных декоративных решений в миниатюрном изображении, в методах и способах выполнения рисунка. Известно, что в подготовке студентов направления «Графический дизайн» практические занятия по технике печатной графики являются необходимым этапом для развития у них графических и изобразительных навыков.

С этой целью мы с 2018 года проводим научно-исследовательский эксперимент со студентами 2-го и 4-го курсов бакалавриата факультета ИЗО и НР МГОУ в мастерской печатной графики кафедры графического дизайна. При изучении и обобщении результатов работ студентов на практических занятиях в рамках педагогического эксперимента эмпирическим методом исследования были выявлены проблемные ситуации. Мы остановимся на некоторых из них.

198 При анализе учебно-творческой деятельности студентов по созданию эскиза будущего экслибриса были выявлены следующие проблемные поля:

• решение композиционных задач;

• распределение акцентов на главных и второстепенных знаках;

• способность передачи перспективы.

Неспособность студентов воплощать в

объекты собственные художественно-образные идеи, творчески преобразовывать форму, передавая объем предметов, связано с отсутствием сформированности у них достаточного уровня пространственного мышления [10, с. 200]. Здесь «следует уделять внимание выявлению способности студентов к схематизации, стилизации, т. е. выработке и выбору

языка графического изображения» [11, с. 113]. Для получения лучшего результата в разработке эскиза экслибриса со студентами проводились тематические беседы и демонстрация особенностей составляющих элементов экслибриса в классификации.

Проведенный анализ выполненных графических работ студентов экспериментальной и контрольной группы, выявил определенные ошибки. В работах студентов на этапе выполнения эскиза в материале не были учтены принципиальные вопросы технологического процесса перевода рисунка на поверхность доски для гравирования. Это касалось, прежде всего, качества передачи правильно от-зеркаленного изображения линейного рисунка на плоскость доски, вследствие чего проявлялась неаккуратность при гравировке на линолеуме, невнимательность к деталям и стремление студентов раньше установленного срока закончить гравировку и получить долгожданный оттиск-эстамп. В этой связи мы предлагаем будущим графическим дизайнерам не торопиться с разработкой эскиза, с переводом на плоскость линолеума. Студентам важно научиться излагать свой художественно-графический замысел, воплощенный в книжном знаке. Умение правильно интерпретировать информацию в знаковую составляющую экслибриса и способность анализировать свои действия ведет к развитию творческого и композиционного мышления у студентов.

В мастерской печатной графики, где необходимым и главным оборудованием является профессиональный офортный печатный станок, экслибрис выполняется примерно за 5-8 занятий. На первом этапе студенты разрабатывают эскизы будущих композиций, идет работа по подготовке эскизов в черно-белом варианте. Выбирается несколько видов композиционного решения, продумываются детали,

элементы и шрифт будущего экслибриса, решается тоновое соотношение отдельных частей/элементов рисунка. Затем обсуждаются с педагогом учебно-творческие задачи, решенные в эскизе студента, и при необходимости корректируются, вносятся поправки. На втором этапе студенты методом отзеркаливания переносят эскиз, линейный рисунок на поверхность линолеума и производится гравировка специализированными гравировальными инструментами. При этом следует обратить внимание студентов на характер линий или пятен, которые могут решать пространство гравюры с помощью резца. На третьем этапе проводится печать на специальном офортном печатном станке. После получения первого оттиска необходимо обсудить, проанализировать со студентами качество пробного эстампа, т. к. практика показывает, что требуется доработка и корректировка гравюры для устранения погрешностей в гравировании [12].

Большой арсенал выразительных графических средств и манеры изображения предоставляет широкие возможности для развития абстрактного и символичного мышления. Это позволяет студентам использовать полученный в мастерской печатной графики опыт обучения в

разработке собственных учебно-творческих работ, в проектировании графических логотипов, знаков и других графических образов (см. рис. 3).

Практические занятия студентов в мастерской печатной графики предполагают индивидуальный авторский поиск и создание собственного произведения, почерка и стилистического наполнения в поисках гибкости рисунка или, наоборот, строгих и лаконичных элементов. Особое внимание при создании экслибриса мы уделяем шрифтовой композиции, которая присутствует практически в каждом книжном знаке. Шрифт как продолжение гравюрной композиции должен соответствовать единому стилю исполнения изображения книжного знака.

Мы выделили несколько критериев оценки, основываясь на показателях качества выполненного оттиска в технике линогравюра:

• грамотное решение композиционных задач рисунка книжного знака;

• художественно-графическая выразительность авторского экслибриса студентов;

• новизна композиционного замысла, графическая интерпретация информации о владельце книжного знака;

199

Рис. 3. Экслибрисы студентов МГОУ А. Решетниковой, А. Колясникова, И. Мещерякова

• чистота исполнения оттиска книжного знака по отношению к его эскизу/ наброску;

• результаты печати на офортном станке;

• качественно устраненные ошибки.

Практические и лабораторные занятия

в мастерской печатной графики позволяют решать все учебно-творческие задачи: студенты приобретают опыт работы с материалом, красками, учатся работать с печатным станком, разрабатывают графические произведения, проявляют авторское начало, совершенствуют свое мастерство, стиль исполнения различных элементов в создании гравюр [13].

Заключение. Тема и содержание экслибриса приобретают более современный облик и интерпретируются студентами в соответствии с их мироощущением. Рождаются порой неожиданные и новые идеи воплощения собственного книжного замысла, знака с использованием различных комбинаций бумаги, красок и при выборе разных способов печати. Студенты получают возможность приобрести

собственный графический стиль, который можно использовать при создании современных плакатов с помощью векторных и растровых компьютерных программ, или предпочитают работать в традиционных техниках печати. У студентов появляется желание создавать репродукции понравившихся экслибрисов, выполненных знаменитыми художниками. При этом они приобретают навыки в искусстве графики для проектов, ориентирующихся на индивидуального заказчика.

В процессе исследования мы пришли к выводу, что изучение искусства экслибриса на занятиях по технике печатной графики позволяет студентам освоить традиционные и современные методы передачи художественной концепции графического замысла и авторской композиции. Освоение искусства книжного знака учит студента «читать» графику, ее формы, методы переработки и стилизации, воскрешает память об экслибрисе, помогающего коллекционерам прочитать судьбу книги от самых первых владельцев до современных.

200

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ивенский, С.Г. Искусство книжного знака. Ленинград: Художник РСФСР, 1966. 111 с.

2. Ex libris (Bucheignerzeichen). Walter von zur Weste: Bielfeld und Leipzig,Verlag von Velhagen and Klasing, 1901.

3. Правдин, К.Г. Информационный потенциал экслибриса в контексте музейного источниковедения: автореф. дис. ... канд. культурол. Санкт-Петербург, 2016. 24 с.

4. Гидони, Г.И. Портретно-иконографические книжные знаки Г.И. Гидони. Собрание 30 экслибрисов со статьей автора «О задачах портретного книжного знака» и указателем выполненных автором экслибрисов. Ленинград: Автор, 1934.

5. Суздальцев, Е.Л. Основы геральдики на уроках изобразительного искусства. М.: Эдитус, 2017. 104 с. с илл. и прилож.

6. Агафонцева, А.В. Экслибрис как элемент книжной геральдики // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Белгород, 2018. С. 12-14.

7. Ордынская, Е.Н. Жанровые и художественно-технические особенности искусства экслибриса как явления многовековой культуры // Вестник МГУП. 2015. № 2. С. 249-256.

8. Лебедев, Н.А. Логотип как форма массового сознания: структура, функции, эмблематика: автореф. дис. ... канд. культурологии. Иваново, 2013. 23 с.

9. Резников, И.О. Гносеологические вопросы семиотики. М.: Наука, 1964. 290 с.

10. Шабанова, О.П., Шабанова, М.Н. Модель преодоления низкого уровня графической культуры студентов и школьников // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2014. № 1 (29). С. 199-204.

11. Барциц, Р.Ч. Графическая композиция в системе высшего художественного образования. Вопросы теории и практики. Учебное пособие. М.: МПГУ 2016. 172 с.

12. Ларионова, Н.Л., Левчик, Л.Д. Значение учебной практики студентов-бакалавров дизайна для выбора профиля обучения // Развитие креативности личности в современном мульти-культурном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции. Елец, 2019. С. 314-316.

13. Деулина, В.М., Моисеев, А.А. Совершенствование компетентностной модели в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров по профилю «Графический дизайн» в сфере искусства книжной графики и иллюстрации // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн. Сборник научно-методических статей факультета изобразительного искусства и народного ремесла МГОУ М., 2019. № 4. С. 314-316.

REFERENCES

1. Ivenskij S.G. Iskusstvo knizhnogo znaka [The Art of the Book Sign]. Leningrad, 1966, 111 p. (in Russ.)

2. Ex libris (Bucheignerzeichen). Walter von zur Westen, Bielfeld und Leipzig, Verlag von Velhagen and Klasing, 1901.

3. Pravdin K.G. Informacionnyj potencial ekslibrisa v kontekste muzejnogo istochnikovedeniya [Information Potential of Exlibris in the Context of Museum Source Studies]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Cultural Studies). Sankt-Petersburg, 2016, 24 p. (in Russ.)

4. Gidoni G.I. Portretno ikonograficheskie knizhnye znaki G.I. Gidoni. Sobranie 30 ekslibrisov so statej avtora "O zadachah portretnogo knizhnogo znaka" i ukazatelem vypolnennyh avtorom ekslibrisov [Portrait Iconographic Book Signs G.I. Gidoni. Collection of 30 Bookplates with an 201 Article by the Author "On the Tasks of a Portrait Bookplate" and an Index of the Bookplates Made

by the Author]. Leningrad, Avtor, 1934. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Suzdalcev E.L. Osnovy geraldiki na urokah izobrazitelnogo iskusstva [Basics of Heraldry in Fine Arts Lessons]. Moscow, Editus, 2017, 104 p. (in Russ.)

6. Agafonceva A.V. Ekslibris kak element knizhnoj geraldiki [Exlibris as an Element of Book Heraldry]. In: Kulturnye trendy sovremennoj Rossii: ot nacionalnyh istokov k kulturnym innovaciyam: sbornik [Cultural Trends of Modern Russia: from National Origins to Cultural Innovations]. Belgorod, 2018, pp. 12-14. (in Russ.)

7. Ordynskaya E.N. Zhanrovye i hudozhestvenno-tekhnicheskie osobennosti iskusstva ekslibrisa kak yavleniya mnogovekovoj kultury [Genre and Artistic and Technical Features of the Ex-libris Art as a Phenomenon of Centuries-old Culture]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta pechati im. I. Fedorova = Bulletin of the Moscow State University of Printing Named After Ivan Fedorov, 2015, № 2, pp. 249-256. (in Russ.)

8. Lebedev N.A. Logotip kak forma massovogo soznaniya: struktura, funkcii, emblematika: avtoreferat dissertacii kandidata kulturologii [Logo as a Form of Mass Consciousness: Structure, Functions, Emblems: Abstract of the Dissertation of the Candidate of Cultural Studies]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Cultural Studies). Ivanovo, 2013, 23 p. (in Russ.)

9. Reznikov I.O. Gnoseologicheskie voprosy semiotiki [Epistemological Questions of Semiotics]. Moscow, Nauka, 1964, 290 p. (in Russ.)

10. Shabanova O.P., Shabanova, M.N. Model preodoleniya nizkogo urovnya graficheskoj kultury studentov i shkolnikov [Model of Overcoming the Low Level of Graphic Culture of Students and Schoolchildren]. Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific Notes. Electronic Scientific Journal of Kursk State University, 2014, No. 1 (29), pp. 199-204.

Barcic R.Ch. Graficheskaya kompoziciya v sisteme vysshego hudozhestvennogo obrazovaniya. Voprosy teorii i praktiki. Uchebnoe posobie [Graphic Composition in the System of Higher Art Education. Questions of Theory and Practice. Training Manual]. Moscow, Moscow Pedagogical State University, 2016, 172 p. (in Russ.)

11. Larionova N.L., Levchik L.D. Znachenie uchebnoj praktiki studentov-bakalavrov dizajna dlya vybora profilya obucheniya [The Value of the Educational Practice of Bachelor of Design Students for the Choice of a Training Profile]. In: Razvitie kreativnosti lichnosti v sovremennom multikulturnom prostranstve: sbornik [Development of Personality Creativity in a Modern Multicultural Space]. Yelets, 2019, pp. 314-316. (in Russ.)

12. Deulina V.M., Moiseev A.A. Sovershenstvovanie kompetentnostnoj modeli v professionalnoj podgotovke studentov-dizajnerov po profilyu "Graficheskij dizajn" v sfere iskusstva knizhnoj grafiki i illyustracii [Improving the Model of Competencies in the Professional Training of Design Students of the "Graphic Design" Profile in the Art of Book Graphics and Illustration]. In: Problemy teorii i metodologii predmetnogo obrazovaniya. Izobrazitelnoe iskusstvo. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo. Dizajn: sbornik [Problems of the Theory and Methods of Subject Teaching. Art. Decorative and Applied Arts. Design]. Moscow, 2019, No. 4, pp. 314-316. (in Russ.)

202

Барциц Рауф Чинчорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой рисунка, Московский педагогический государственный университет, rch.bartsits@mpgu.su Rauf Ch. Barcicz, ScD in Education, Professor, Chairperson, Drawing Department, Moscow Pedagogical State University, rch.bartsits@mpgu.su

Воронина Людмила Сергеевна, аспирант, кафедра живописи, ассистент, Московский государственный областной университет, bukadian@yandex.ru Liudmila S. Voronina, Postgraduate Student, Painting Department; Assistant, Moscow State Regional University, bukadian@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2021. Принята к публикации 01.03.2021 The paper was submitted 01.02.2021. Accepted for publication 01.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.