УДК 631.1.017.1 Соискатель Е.А. СТЕПАНОВА
(СПбГАУ, lestepaniSimail.ra)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Землепользование сельскохозяйственное, формирование землепользовании, размеры землепользований
В ходе начатой в 90-е годы земельной реформы в РФ землепользования сельскохозяйственных предприятий (организаций) претерпели значительные изменения как количественные (изменились их площади, состав угодий, размещение границ и конфигурация), так и качественные (возникли отношения, связанные с земельной собственностью, предприятия по несколько раз меняли организационно-правовую форму и др). И такие глубокие изменения продолжаются.
Не секрет, что вопросы землепользования напрямую связаны с эффективностью сельскохозяйственной организации, ее устойчивостью, рентабельностью производства. Перед землеустроительной наукой сейчас стоят вопросы методического характера: как оптимизировать размеры сельскохозяйственных землепользований различных укладов, обеспечить эффективное и устойчивое функциональное использование земель?
Методическое обоснование площадей землепользований сельскохозяйственных организаций, выбор и оценка влияния факторов (критериев), определяющих размеры землепользований, являются в настоящее время предметной сферой научных исследований.
Объектом таких исследований являются землепользования бывших крупных высокотоварных предприятий, совхозов и колхозов, в территориальных границах которых на протяжении 20 лет происходит становление новой системы сельскохозяйственных землепользований. На данный момент такая важная государственная задача - становление территориальной структуры сельскохозяйственных землепользований откладывается, а территориальная организация внутри бывших совхозов и колхозов "стихийно" оптимизируется. При такой "стихийной" оптимизации упускается главное - рациональное межотраслевое перераспределение земель, обеспечение эффективного долгосрочного использования земель, сохранение функционального использования земель, что особенно актуально для сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности государства.
В настоящее время понятие "землепользование", так широко используемое в советский период, из правоприменительной практики выталкивается. В какой-то степени это оправдано, так как законы и подзаконные акты должны четко определять сферу и объекты применения своих компетенций. Так сферой регулирования Градостроительного Кодекса РФ являются отношения, связанные с понятием "территория", "зона", "земельный участок". Объектами регулирования Земельного кодекса РФ являются части земной поверхности - земельные участки и их части, которые признаются недвижимыми вещами. Гражданский и Налоговый кодексы (в этой части), а также "кадастровые" законы оперируют понятиями "объект недвижимости", "недвижимая вещь", "недвижимость".
По сути, территориальные объекты (земельные массивы), состоящие из нескольких (иногда десятков, сотен) земельных участков, принадлежащих различным субъектам на разных видах прав, имеющие неодинаковые условия и интенсивность использования, но объединенные единством производственных целей использования в рамках одного хозяйствующего субъекта, в настоящее время не имеют определения. Это положение подчеркивает и то, что контроль за использованием земель, который проводился и проводится в землепользованиях, в настоящее время называет их "объектами земельных отношений"1.
В профессиональном отношении понятие "землепользование" объединяет различные правовые формы использования земли и распространяется на различные сферы народного хозяйства.
1111 РФ "Об утверждении Правил проведения административных обследований объектов земельных отношений" от 18.03.2015 №251
В широком смысле слова землепользование - это процесс использования земли в порядке, установленном законом и национальными традициями. Системы, виды и формы землепользования складываются и изменяются в процессе исторического развития и обычно соответствуют производственным отношениям конкретного сообщества, и зависят от форм земельной собственности. Целью любого землепользования (землеИспользования) является извлечение из земли полезных свойств или дохода, что подтверждается платностью использования земель в РФ.1
Исходя из указанного положения, землепользования могут иметь различное назначение, в зависимости от установленных целей (приоритетов) в их использовании.2
Землепользования сельскохозяйственных предприятий (организаций) с началом земельной реформы претерпели значительные изменения, причем как количественные, так и качественные. Процессы перераспределения земель в них происходят очень медленно, имеют важное значение для продовольственной безопасности страны и влекут за собой пролонгированные последствия. Земли, входящие в состав данных землепользований, отличаются пригодностью для сельскохозяйственного использования, практически везде несут в себе результат вложенного прошлого труда, имеют ограничения в обороте. Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения происходит в границах бывших крупных сельскохозяйственных предприятий, приватизация земель которых не решила до конца проблемы формирования многоукладной системы землепользований, а действующая законодательная система не обеспечивает ликвидности прав собственников и рациональную систему хозяйствования на этих территориях.
Сельскохозяйственные землепользования, т.е. землепользования сельскохозяйственных организаций, специфичны и уникальны по отношению к другим видам землепользований, так как земля здесь является не столько пространственным базисом для размещения мощностей предприятия, сколько определяющим средством производства и может рассматриваться в техническом, правовом и экономическом аспектах.
В техническом отношении (естественном, природном) сельскохозяйственное землепользование представляет собой земельный массив, состоящий из одного или ряда земельных участков, отграниченных на местности, систематически используемых в сельскохозяйственном производстве или имеющих потенциальные условия для такого использования.
Наряду с указанными факторами естественные (природно-технические) условия землепользования характеризуются и другими условиями, составляющими его производительный потенциал.
В правовом отношении сельскохозяйственное землепользование определяется как установленные законодательством виды, формы и порядок пользования землей в соответствующих границах.
Природно-технические и правовые факторы сельскохозяйственного землепользования в совокупности определяют производственные условия сельскохозяйственного предприятия, непосредственно влияющие на результаты его деятельности. Поэтому экономическое содержание землепользования рассматривается как функционирование земли (как средства производства) и средств производства, неразрывно связанных с землей (то есть зданий, сооружений, дорог, мелиоративных систем и т. п.) в сельскохозяйственных производственных процессах (по В.Я.Заплетину, 1973).
Следует подчеркнуть: в экономическом отношении в качестве землепользования выступает только та часть территории предприятия, которая реально используется в сельскохозяйственном производстве.
На основании вышеизложенного сельскохозяйственное землепользование представляется как часть территории; многоконтурный земельный участок, с фактически неустановленными на местности, но описанными, границами; используемый или пригодный, или востребованный для сельскохозяйственного использования в качестве особого средства производства, государственными организациями и учреждениями, юридическими лицами или физическими лицами.
Землепользование отдельно взятого сельскохозяйственного предприятия нестабильно и подвержено изменениям в соответствии с результатами собственного производства и общим
1 Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. №136-Ф3 (по состоянию на 18.04.2015), ст.40, ст. 65
2 Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. №136-Ф3 (по состоянию на 18.04.2015), ст. 7 п. 1,2
характером развития региона. Формирование землепользований является динамичным процессом и должен регулироваться в интересах всего общества. На формирование рациональной структуры сельскохозяйственного землепользования направлены политические, правовые, экономические и административные меры воздействия (по М.А. Сулину, 2009).
В настоящее время формирование сельскохозяйственных землепользований происходит не изолированно, а в рамках территориальной структуры и системы землепользований бывших колхозов и совхозов. Это наглядно отражает факт использования для целей перераспределения картографических материалов (основы), созданных в те годы.
Перераспределение земель сельскохозяйственного назначения имеет почти 25-летний опыт, результаты этого сложнейшего процесса можно назвать "стихийной оптимизацией" сельскохозяйственных землепользований: большая часть предприятий ликвидировалась, практически все так или иначе реорганизовывались, на их производственной базе возникали, исчезали и вновь создавались новые сельскохозяйственные предприятия и организации. Это нашло свое отражение в землепользовании функционирующих в настоящее время организаций, их размерах и размещении границ.
Формирование землепользований включает в себя не только образование и организацию землепользований, т.е. правовой акт, но и технические действия: определение размеров, установление местоположения, размещение границ землепользований, которые дифференцируются в зависимости от организационно-правовой формы сельскохозяйственных организаций и особенностей хозяйственных укладов, реализуемых в них.
Размеры землепользования есть функция (/) многих факторов: специализации хозяйства (с); доли сельскохозяйственных угодий и пашни в общей площади (у); продуктивности земель (Б); трудообеспеченности (Т); фондообеспеченности (М); инвестиции (Ф). В общем виде она может быть представлена следующим образом (по В.П. Троицкий, 1995):
РЗ = / (с, у, Б, Т, М, Ф),
Логическая взаимосвязь факторов и последовательность формирования землепользования сельскохозяйственных организаций показана на рис. 1.
Рис. 1. Схема формирования землепользования сельскохозяйственного предприятия (по М.А. Сулину)
Таким образом, взаимосвязь размеров производства и территории в сельском хозяйстве проявляется в двух аспектах: технологическом и территориальном.
В технологическом отношении формирование землепользования осуществляется применительно к задачам и конкретным условиям сельскохозяйственного производства.
В территориальном отношении важнейшая задача состоит в самой организации землепользования как объекта хозяйствования, в устранении различных препятствий
административно-правового и социально-экономического характера, а также в сокращении нерациональных перевозок продукции, перемещении техники, перегонах скота и сокращении других издержек обслуживания обширной территории.
Целью настоящего исследования является создание методики, позволяющей проанализировать и оценить стихийно сложившуюся территориальную систему сельскохозяйственных землепользований, и моделировать ее изменения.
В статистических отчетных формах принято выделять три основные группы сельскохозяйственных производителей: крупные высокотоварные сельскохозяйственные организации; мелкотоварные крестьянские (фермерские) хозяйства и подсобные хозяйства населения. Каждой из групп соответствуют специфические особенности, которые определяются совокупностью факторов, определяющих параметры землепользования. К их формированию следует подходить дифференцированно. Нами предлагается разделить эту совокупность факторов на три группы: ограничивающие факторы (определяют минимальную площадь землепользования), оптгшнзурующне факторы (определяют оптимальный состав угодий, площадь и обеспечивают развитие производства) и поддерживающие факторы (способствуют планомерному развитию предприятия и обеспечивают устойчивость его землепользования). На рис. 2 перечислены факторы, которые в настоящее время определяют размер сельскохозяйственных землепользований крупных высокотоварных организаций.
Ограничивающие факторы
•обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами, •состав и уровень квалификации трудового ресурса •возможности сбыта •другие
Оптими шруюшие факторы
•специализация производства. •концентрация производства, •механизация производственных процессов •другие
Поддерживающие факторы
•право собственности на средства производства • Установленные правоотношения собственниками •повышение уровня механизации производственных процессов
•инвестиции в развитие производства •обеспечение рентабельности производства •другие
Рис. 2. Группы факторов, влияющих на размер землепользований крупных высокотоварных организаций
Из-за недостатка статистической информации, связанного со стихийным образованием землепользований, выявить вес фактора обременений методом статистического анализа не представляется возможным, поэтому для решения этой проблемы в условиях неопределенности и неполноты информации был применен способ анализа, базирующийся на экспертном оценивании. Из методов коллективных экспертных оценок наиболее подходящим явился метод анализа иерархий Т. Саати (МАИ), так как он позволяет выполнить разбивку
проблемы на составляющие для упрощения процедуры сравнения объектов. Метод состоял в декомпозиции проблемы на все более простые составляющие части и дальнейшей обработке последовательности суждений лица, принимающего решения, по парным сравнениям [1,2].
Метод Анализа Иерархий (МАИ, иногда МетАнИе) — математический инструмент системного подхода к сложным проблемам принятия решений. МАИ позволяет в интерактивном режиме найти такой вариант (альтернативу), который наилучшим образом согласуется с пониманием сути проблемы и требованиями к ее решению. В методе наряду с математикой заложены и психологические аспекты. МАИ позволяет понятным и рациональным образом структурировать сложную проблему принятия решений в виде иерархии.
После формирования списка иерархий неизбежно встает задача по определению относительной важности и значимости критериев. Для решения этой задачи можно использовать различные методы.
Наиболее распространенным методом является формирование балльной оценки, при котором каждому из критериев ставится определенный балл и относительную важность критериев можно оценить путем сравнения присвоенных им баллов. Главная идея состоит в парном сопоставлении критериев. Все критерии, предназначенные для анализа проекта, оцениваются путем построения матрицы парных сравнений. Матрица парных сравнений представляет собой матрицу, в которой критерий, расположенный в строке, сравнивается со всеми критериями, указанными в столбцах матрицы [3].
Определим «степень влияния», или приоритеты элементов одного уровня относительно их важности для элемента следующего уровня. Введем некоторые понятия. Матрица - это массив чисел в виде прямоугольной таблицы. Пусть заданы элементы А и В тогда, если:
- А и В одинаково важны, заносим 1;
- А незначительно важнее, чем В, заносим 3;
- А значительно важнее В, заносим 5;
- А явно важнее В, заносим 7;
- А по своей значительности абсолютно превосходит В, заносим 9 в позицию (А, В), где пересекаются строка А и столбец В [4].
Таблица 1. Матрица приоритетов элементов одного уровня
Факторы (критерии) Обеспеченность трудовыми ресурсами Квалификация трудовых ресурсов Возможность сбыта Сумма по строкам
Обеспеченность трудовыми ресурсами 1 5 7 13
Квалификация трудовых ресурсов 0,2 1 5 6,2
Возможность сбыта 0,14 0,2 1 1,34
Сумма по столбцам 1,34 6,2 13 20,54
Следующий шаг состоит в вычислении вектора приоритетов по данной матрице. В математических терминах это - вычисление главного собственного вектора, который после нормализации становится вектором приоритетов. В отсутствие ЭВМ, позволяющей точно решить эту задачу, можно получить грубые оценки этого вектора следующими способами, которые представлены ниже в порядке увеличения точности оценок.
1. Суммировать элементы каждой строки и нормализовать делением каждой суммы на сумму всех элементов; сумма полученных результатов будет равна единице. Первый элемент результирующего вектора будет приоритетом первого объекта, второй - второго объекта и т. д. В результате определения веса вектор приоритета получился равный (0,63; 0,30; 0,07).
2. Суммировать элементы каждого столбца и получить обратные величины этих сумм. Нормализовать их так, чтобы их сумма равнялась единице, разделить каждую обратную величину на сумму всех обратных величин. Вектор приоритетов по 2 способу (0,76; 0,16; 0,08).
3. Разделить элементы каждого столбца на сумму элементов этого столбца (т. е. нормализовать столбец), затем сложить элементы каждой полученной строки и разделить эту сумму на число элементов строки. Это - процесс усреднения по нормализованным столбцам. Метод 3 дает (0,70;0,23;0,07).
Умножив матрицу сравнений справа на полученную оценку вектора решения, получим новый вектор. Разделив первую компоненту этого вектора на первую компоненту оценки вектора решения, вторую компоненту нового вектора на вторую компоненту оценки вектора решения и т. д., определим еще один вектор. Разделив сумму компонент этого вектора на число компонент, найдем приближение к числу max X (называемому максимальным или главным собственным значением), используемому
для оценки согласованности, отражающей пропорциональность предпочтений. Чем ближе max 1кп (числу объектов или видов действия в матрице), тем более согласован результат.
Отклонение может выражаться индексом согласованности (ИС). Для расчета отклонения воспользуемся формулой:
ИС = (Amax - n) (п - 1)
Но вместо определения согласованности рассчитаем отношение согласованности, которое находится по формуле:
ИС
ОС = — СИ
Индекс согласованности, сгенерированной случайным образом по шкале от 1 до 9 обратно-симметричной матрицы с соответствующими обратными величинами элементов, назовем случайным индексом (СИ). Данные значения уже сгенерированы в Национальной лаборатории Окриджа и позже повторены в школе Уортона. Ниже представлены порядок матрицы (первая строка) и средние СИ (вторая строка).
Таблица 2.Средние значения СИ в зависимости от порядка матрицы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
0,00 0,00 0,58 0,90 1,12 1,24 1,32 1,41 1,45 1,49 1,51 1,48 1,556 1,57 1,59
Отношение ИС к среднему СИ для матрицы того же порядка называется отношением согласованности (ОС). Значение ОС, меньшее или равное 0,10, будем считать приемлемым.
Для нахождения max X используем приведенную выше матрицу и вектор-столбец, полученный методом 3. После умножения матрицы справа на вектор приоритетов (0,70; 0,23; 0,07) имеем вектор-столбец (2,30; 0,72; 0,22). Разделив компоненты этого вектора на соответствующие компоненты первого вектора, получим (3,33; 3,11; 2,70), а в результате усреднения последних - 3,05. Отсюда ИС=(3,05—3)/2=0,02. Для определения того, насколько хорош этот результат, разделим его на соответствующий СИ, равный 0,58. Отношение согласованности 0,04, что попадает в рамки допустимого.
Полученная зависимость факторов, влияющих на размер землепользования от веса, выглядит следующим образом (табл. 3).
Таблица 3. Расчетные веса по группам факторов
Группа факторов Наименование фактора Веса фактора
Ограничивающие Обеспеченность трудовыми ресурсами 0,70
Квалификация трудовых ресурсов 0,23
Возможность сбьгга 0,07
Оптимизирующие Специализация производства 0,61
Концентрация производства 0,23
Механизация производственных процессов 0,16
Поддерживающие Право собственности на средства производства 0,38
Установленные правоотношения собственниками 0,22
Повышение уровня механизации 0,23
Инвестиции 0,13
Обеспечение рентабельности производства 0,04
Полученные данные возможно использовать в нескольких взаимосвязанных направлениях:
1. Исходя из положения, что современные сельскохозяйственные организации, функционирующие в условиях неопределенности, "стихийно" оптимизируют размеры землепользований, а также анализируя вес факторов, ограничивающих площадь землепользований, их сопряженность, возможно с достаточной долей уверенности определить наиболее значимый фактор и, количественно увеличивая его, интенсифицировать производственные процессы и размеры производства.
2. Установленные веса и сочетания факторов (критериев) по группам наглядно иллюстрируют зависимость размеров землепользований от количественного значения факторов (например, функционировать сельскохозяйственное предприятие может начать при условии трудообеспеченности 70%).
3. Указанные группы факторов и их влияние необходимо использовать при разработке оптимизационных моделей (например, корреляционно-регрессионных) для сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм и типа хозяйственного уклада, реализуемого в этих формах.
В рамках метода анализа иерархий нет средств для проверки достоверности данных. Это важный недостаток, ограничивающий отчасти возможности применения метода. Однако метод применяется главным образом в тех случаях, когда в принципе не может быть объективных данных, а ведущими мотивами для принятия решения являются предпочтения людей. При этом процедура парных сравнений для сбора данных практически не имеет достойных альтернатив. Если сбор данных проведен с помощью опытных экспертов и в данных нет существенных противоречий, то качество таких данных признается удовлетворительным.
Литература
1. Саати Т. Принятие решений при зависимостях и обратных связях. Аналитические сети. - М.: Ленанд, 2015.-360с.
2. Быкова E.H., Бутина В.В. Определение кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения с учетом обременений в их использовании// Инженерный вестник Дона. - № 2. - 2014. URL: http://www.ivdon.ra./ (дата обращения: 12.03.2015).
3. Сидоренко Е.В. Тихомирова А.Н. Модификация метода анализа иерархий Т. Саати для расчета весов критериев при оценке инновационных проектов. URL: http://www.science-education.ra/102-6009/ (дата обращения: 12.03.2015).
УДК 349.414 Доктор экон. наук Д.А. ШИШОВ
(СПбГАУ, гшзрЬгйпгаП.ги) Аспирант Е.В. КОЗЫРЕВА
(СПбГАУ, гшзрЬйтаД.га)
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ НУЖД ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Земельное законодательство, земельные отношения, землеустройство, правовой режим земель энергетики, территориальные зоны, предоставление земель, аренда земель, сервитут
С развитием системы новых земельных отношений, с одной стороны, возрастет роль государства в создании конкурентной рыночной среды для поддержания эффективного собственника земли, а с другой - назревает необходимость в создании единого правового и информационного пространства для жесткого (но экономически и юридически обоснованного) перераспределения земель между ведущими отраслями экономики государства, осуществляемого на основе эффективного государственного управления всем земельным фондом страны.
Государственное управление при наличии такого разнообразия землепользователей выполняет в большей степени регулятивные и координирующие функции. Но тем не менее одной из задач, проводимой в России земельной реформы, является создание нового правового