Научная статья на тему 'Методические основы анализа репродуктивной активности населения'

Методические основы анализа репродуктивной активности населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / МЕТОД / РЕПРОДУКТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТРУД / СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багирова А. П., Абилова М. Г.

В условиях продолжающегося демографического кризиса обостряется актуальность поиска механизмов формирования репродуктивной активности населения, направленной на увеличение объема и улучшение качества будущего человеческого капитала страны и регионов. В статье раскрываются ключевые положения, методы, последовательность анализа репродуктивной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы анализа репродуктивной активности населения»

УДК 330.101.5

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕПРОДУКТИВНОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ*

А. П. БАГИРОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры социологии и социальных технологий управления E-mail: [email protected] Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

М. Г. АВИЛОВА,

кандидат экономических наук, проректор по экономическим и финансовым вопросам E-mail: [email protected] Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова

В условиях продолжающегося демографического кризиса обостряется актуальность поиска механизмов формирования репродуктивной активности населения, направленной на увеличение объема и улучшение качества будущего человеческого капитала страны и регионов. В статье раскрываются ключевые положения, методы, последовательность анализа репродуктивной активности.

Ключевые слова: методика, метод, репродуктивная активность, труд, стимулирование.

Обнародование первых результатов Всероссийской переписи населения 2010 г. в очередной

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральскиом федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Исследование выполнено в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры современной России» на2009-2013гг., ГК №14.740.11.0224.

раз обнажило острую проблему убыли российского населения. По состоянию на 01.01.2011 население России составило 142,9 млн чел., что на 2,3 млн меньше показателя восьмилетней давности [3]. Такое масштабное сокращение численности населения нашей страны происходит на фоне реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Концепция), предусматривающей в качестве одной из главных целей стабилизацию численности населения к 2015 г. на уровне 142—143 млн чел. и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млнчел. [2]. Сложность реализации Концепции бросает вызов научному сообществу, поскольку ею же в качестве одного из механизмов реализации обозначено проведение научных исследований в этой сфере.

Сегодня стало очевидно, что для решения задач демографического развития страны усилий исключительно демографической науки недостаточно. Здесь необходим междисциплинарный

подход, сочетающий в себе положения экономики, демографии, социологии, психологии и т.д. В связи с этим одним из перспективных направлений представляется рассмотрение деятельности по рождению и воспитанию детей в качестве трудового процесса, выделение деятельности по воспроизводству человеческого капитала в особый вид репродуктивного (прежде всего родительского) труда. Важно то, что изначальная цель выделения этого вида труда — сугубо практическая, состоящая в необходимости разработки механизмов его активизации в современной России, определения эффективных, адекватных инструментов и методов его стимулирования.

Основной характеристикой репродуктивного труда в нашей стране сегодня должна стать его активность. При этом репродуктивная активность рассматривается авторами как одна из важнейших специфических интегральных характеристик репродуктивного труда, отражающая особенности процесса его реализации (а именно: содержания и характера труда в репродуктивной сфере) и уровня получаемых результатов труда, измеряемого через показатели количества и качества реализации труда и результатов труда.

Таким образом, репродуктивная активность, по мнению авторов, имеет двуединую природу. Она связана и с характеристиками протекания трудового репродукционного процесса, и с его результатами (заметим, что под трудовым процессом понимается воздействие субъекта труда на предмет труда с использованием средств труда и определенных технологий для получения результата труда). Эти два аспекта неразрывно связаны между собой. Репродуктивная активность может наблюдаться только тогда, когда сложившиеся содержание и характер репродуктивного труда позволяют получать его высокие количественные и качественные результаты. Невозможна ситуация репродуктивной активности, если репродуктивный труд малосодержателен, неразнообразен, осуществляется людьми, не обладающими совокупностью определенных знаний и навыков. В то же время репродуктивная активность не может не сформироваться в случае, когда в экономике и обществе созданы условия для полноценной реализации содержательного репродуктивного труда, когда ему в действительности присущи все важнейшие особенности его характера.

Учитывая, что результаты репродуктивного труда потребляются обществом и экономикой, т. е. являются общественно необходимыми, обще-

ством и государством должен формулироваться и своеобразный заказ на тот или иной уровень репродуктивной активности или, как это необходимо в некоторых странах, пассивности. Если получаемые в тот или иной период результаты репродуктивного труда в их количестве и качестве соответствуют потребностям экономики и общества в человеческом капитале, то возможно использовать традиционные методы и инструменты стимулирования репродуктивной активности или же в некоторых случаях не применять даже их. В ситуации же репродуктивной пассивности, в которой, к сожалению, пребывает наша страна, когда результаты репродуктивного труда не покрывают потребностей общества и экономики ни количеством, ни качеством, необходимо использование инновационных методов и инструментов стимулирования репродуктивной активности, направленных одновременно на изменение содержания и характера репродуктивного труда, разрабатываемых применительно к конкретным условиям места и времени.

Идентификация и последующая разработка репродуктивной активности в качестве категории экономики труда поднимает целый ряд методических проблем ее изучения: разработка ключевых положений анализа, определение совокупности методов и приемов исследования, разработки конкретных методик.

Осуществленный авторами теоретический анализ категории репродуктивной активности [1], идентификация ее содержания позволяют выделить следующие методические положения ее прикладного изучения:

- отражение в совокупности методов и методик анализа репродуктивной активности, связанных с исследованием процесса реализации репродуктивного труда и результатов этого труда;

- использование как количественных, так и качественных показателей для измерения уровня репродуктивной активности. Количественные и качественные индикаторы можно применять и для измерения трудовой активности в сфере продуктивного труда. Так, количественными индикаторами трудовой активности могут быть объемы продукции, качественными — показатели производительности труда и качества выпускаемой продукции. Для сферы репродуктивного труда количественными показателями активности могут выступать показатели численности детей, репродуктивный труд по которым реализован на конкретных стадиях репродуктивной

деятельности, качественными—результативные показатели, достигнутые на различных стадиях репродуктивной деятельности (например доля здоровых детей в определенном возрасте, доля детей, успешно окончивших образовательные учреждения ит.д.);

- отражение уникальности каждой стадии репродуктивного труда в составе замеряющих активность индикаторов, их числе, соотношении количественных и качественных показателей. Такие особенности обусловлены также уровнем полноты существующей информации о количественных и качественных результатах репродуктивного труда и о процессе его реализации;

- учет стадиального характера репродуктивного труда и преимущество многостадиального подхода в анализе репродуктивной активности. Такой подход к анализу репродуктивной активности фиксирует сбалансированность развития процессов на разных стадиях репродуктивной деятельности, позволяя целенаправленно вскрывать недостатки в управлении человеческой репродукцией и вырабатывать инструменты для их преодоления [1, с. 32]. В то же время иногда недостаток исходных данных для анализа вызывает необходимость ограничения исключительно одностадиаль-ным подходом (например в процессе сравнительного межстранового анализа репродуктивной активности), который имеет более узкие эвристические возможности, позволяя фиксировать ситуации на одной стадии репродуктивной деятельности, но вместе с тем выявляя зависимости между происходящими на ней процессами и другими явлениями социально-экономической жизни;

- учет региональной дифференциации в исследовании процессов репродукции. Это, в частности, связано с тем, что в современном мире отсутствует универсальная теория стимулирования репродуктивного труда. Напротив, в странах мира существуют многообразные, имеющие различную степень эффективности подходы к решению проблемы низкой рождаемости (как начальной стадии репродуктивного труда). Кроме того, простой перенос из одной страны (региона) в другую мер, даже доказавших свою эффективность на какой-то территории, представляется невозможным, поскольку в каждой конкретной стране и регионе при разработке концепции стимулирования реп-

родуктивного труда необходимо учитывать специфику демографических, экономических, политических тенденций, особенностей процессов социальной и духовной жизни; - необходимость использования совокупности методов сбора и анализа информации при изучении репродуктивной активности населения. Это положение связано со следующими обстоятельствами: во-первых, репродуктивный труд — это многоаспектная категория, которая должна выступать объектом изучения разных наук, имеющих в своем арсенале как общенаучные, так и специфические методы, во-вторых, ограниченность первичной информации заставляет исследователей прибегать к использованию существующих данных, адаптируя их для анализа репродуктивной активности населения.

Совокупность возможных методов исследования репродуктивной активности населения приведена на рис. 1и2, где все методы классифицированы на используемые для анализа процесса репродуктивного труда (рис. 1) и его результатов (рис. 2), а также на группы методов сбора информации и ее последующего анализа.

Рассмотрим специфику представленных методов применительно к сфере репродуктивного труда.

Фотография рабочего времени — один из традиционных методов изучения затрат времени в экономике труда, имеющий потенциал своего использования и в экономике репродуктивного труда. К задачам его применения можно отнести учет времени, затрачиваемого на выполнение трудовых функций. Результаты такого учета позволят выявить объемы и структуру временных затрат, они могут быть дифференцированы по стадиям репродуктивного труда, различным субъектам его реализации, типам семей с разным числом детей и т.д. Учитывая, что периодом наблюдения в этом виде наблюдения выступает целый день, достаточно эффективной и наименее затратной разновидностью этого метода сбора информации представляется самофотография затрачиваемого на репродуктивный труд времени.

Хронометраж в рамках экономики репродуктивного труда может использоваться для наблюдения за циклически повторяющимися элементами деятельности. С его помощью можно выявить наиболее рациональные приемы и методы труда. Объектом изучения при применении этого метода выступает отдельная трудовая функция, конкретная

Рис 1. Совокупность методов изучения репродуктивной активности (процесс реализации репродуктивного труда)

Анализ бюджетов домохозяйств имеет свой потенциал изучения особенностей реализации репродуктивного труда. Это связано с тем, что выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств, являясь методом государственного статистического наблюдения, охватывает около 50 тыс. домашних хозяйств во всех субъектах Российской Федерации. Формируемая выборочная совокупность домохозяйств позволяет ежеквартально получать репрезентативные данные как на федеральном, так и на региональных уровнях.

Информация для анализа бюджетов времени также собирается в ходе обследований бюджетов домашних хозяйств. В проводимых исследованиях, например, изучаются такие переменные, как затраты времени на поездку до детского сада или до

операция. Перспективным представляется использование хронометража при выборочном изучении процесса реализации трудовых функций на начальных стадиях репродуктивной деятельности.

Фотохронометраж также может найти свое применение в экономике репродуктивного труда при необходимости одновременного определения структуры затрат времени и длительности отдельных элементов трудовых операций. Этот вид наблюдения может использоваться на выборочной основе как в форме самонаблюдения, так и при наличии стороннего наблюдателя.

общеобразовательного учреждения. Безусловно, для полноценной реализации возможностей этого метода сбора информации в рамках экономики репродуктивного труда достаточно узкий перечень индикаторов должен быть дополнен всеми остальными затратами, осуществляемыми в сфере домашней репродукции (на уход, воспитание, образование, социализацию детей). В этом случае получаемые ежеквартально данные вполне возможно будет использовать для измерения индикаторов репродуктивной активности различных категорий населения.

Фтр&рушпи&Яый анлли^

28 (235) - 2011

Рис. 2. Совокупность методов изучения репродуктивной активности (результаты репродуктивного труда)

Опрос может быть организован в форме интервью или анкетирования. Объектом исследования могут выступать как сами субъекты репродуктивного труда, отобранные на основе выборочного метода (массовый опрос конкретных категорий населения), так и эксперты — работники сферы социальной репродукции, родители, имеющие то или иное число детей различных возрастов.

Такой метод сбора информации, как анализ документов, может быть использован в экономике репродуктивного труда, если в качестве этих документов рассматривать статистические источники информации. Данные демографической, образовательной и медицинской статистик выступают важнейшими и

единственными источниками для анализа результатов репродуктивного труда и, соответственно, для выявления тенденций в изменении уровня репродуктивной активности (пассивности). Впоследствии можно прогнозировать выделение репродуктивной статистики в качестве отдельной отрасли статистической науки, чья задача будет состоять в установлении закономерностей развития процессов в сфере репродуктивного труда, и чья отчетность будет включать широкий спектр частных и интегральных показателей репродуктивной активности.

Все методы анализа информации, касающейся репродуктивной активности, могут быть разделены на две группы: формализованные (количественные) и неформализованные (качественные).

Среди экономико-статистических количественных методов одномерного анализа индикаторов репродуктивной активности наибольший потенциал применения, по мнению авторов, имеют:

- метод расчета относительных величин (например при структурной характеристике успешности социализации на разных стадиях репродукции);

- метод расчета средних величин (например для оценки средней динамики значений индикаторов репродуктивной активности);

- метод вариационного анализа, который, в частности, может быть применен для оценки вариации значений показателей репродуктив-

Фе^фо^лсти&Яый аяали^

28 (235) - 2011

ной активности в той или иной совокупности российских регионов; - метод анализадинамики, применение которого в изучении репродуктивной активности может быть крайне широким — от анализадинамики суммарного коэффициента рождаемости до выделения структурных частей уравнений ряда динамики отдельных индикаторов репродуктивной активности (трендовой, сезонной, циклической и случайной компонент). Необходимость использования многомерных методов экономико-статистического анализа при исследовании репродуктивной активности связана с тем, что процесс репродуктивного труда характеризуется множеством взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей, связи между которыми могут быть описаны с помощью более чутких инструментов, нежели традиционные методы количественного анализа. К ним относятся такие методы многомерного статистического анализа, как множественный регрессионный анализ, факторный анализ, кластерный анализ.

В ходе факторного анализа возможно выделить группы переменных (факторы), которые обусловливают тот или иной уровень репродуктивной активности (пассивности) в конкретном регионе. Этот вид анализа позволяет перейти от первичных переменных к новым, более крупным факторам, объединяющим в себе переменные, сильно коррелирующие между собой. В то же время корреляция между переменными из разных факторов остается слабой. Так, в процессе факторного анализа можно верифицировать гипотезу о влиянии на формирование и развитие репродуктивной активности в регионе нескольких групп факторов, выделенных как по уровню их влияния (государственный, региональный, уровень хозяйствующих субъектов и т.д.), так и по характеру (экономические, организационно-медицинские, духовно-идеологические и др.). Кроме того, факторный анализ удобен предоставляемой возможностью сокращения количества переменных, что облегчает проведение в дальнейшем на основе полученных в нем результатов кластерного анализа.

В процесс кластерного анализа при помощи предварительно отобранных переменных формируются группы объектов со схожими показателями. При анализе репродуктивной активности в качестве объектов могут выступать, например, субъекты Российской Федерации, по которым имеется полная исходная информация. Его результаты позволяют получить типы регионов со значениями

индикаторов репродуктивной активности, дальнейший анализ которых может быть направлен на разработку однотипных для составляющих кластер регионов инструментов регулирования активности в сфере репродуктивного труда.

Следовательно, высокий потенциал использования экономико-статистических методов многомерного анализа для изучения репродуктивной активности связан с тем, что они позволяют как выявить причины формирования и развития той или иной ситуации в репродуктивной сфере, так и, основываясь на кластеризации территорий, разработать специфические методы ее регулирования для каждой кластерной группы регионов.

В то же время в репродуктивно-трудовом поведении человека значительную компоненту составляют приватные, личностные действия, обусловленные не социальными факторами, а индивидуальными особенностями субъекта поведения, возможно, во многом не осознаваемыми или неадекватно осознаваемыми даже им самим. Для расшифровки таких действий исследователи прибегают к методам качественной социологии — к использованию гибких, неформализованных методик, не заданных заранее способов ведения интервью, осуществлению наблюдений (в том числе и включенными методами), организации групповых дискуссий (метод фокус-групп), глубоким монографическим исследованиям. Такие методы, не являясь единственными при изучении проблемы репродуктивной активности, могут тем не менее существенно дополнить и расширить интерпретацию и обоснование результатов, полученных в ходе применения формализованных приемов экономико-статистических исследований.

Разработанная методика изучения репродуктивной активности на основе выдвинутых методических положений и обозначенных методов предусматривает следующую последовательность исследования:

- определение круга индикаторов репродуктивной активности, направленных на изучение процесса реализации репродуктивного труда и оценку его результатов. Эти показатели определяются для каждой стадии репродуктивной деятельности, для результатов труда предусматриваются и количественные, и качественные оценки;

- определение весов каждого индикатора и расчет групповых показателей репродуктивной активности для каждой стадии репродуктивного труда (в целом и дифференцированно по регионам);

- расчет и оценка интегрального показателя репродуктивной активности (в целом и дифференцированно по регионам);

- кластеризация регионов по уровню репродуктивной активности и дальнейшая разработка мер по ее стимулированию с учетом типа региона.

Подобная логика исследования репродуктивной активности является идеальной, но пока неосуществимой из-за отсутствия статистики репродуктивного труда как отдельной отрасли статистической науки. Учитывая ограниченность данных, предоставляемых российской демографической, образовательной и медицинской статистиками, содержание этапов в методике исследования репродуктивной активности становится иным. Кроме того, число самих этапов анализаувеличивается (рис. 3).

Общедоступные традиционные статистические показатели Российской Федерации, рассчитываемые в разрезе субъектов Федерации, которые представляется возможным использовать в качестве индикаторов репродуктивной активности, таковы:

1) демографическаястатистика:

- родившиеся живыми на 1 ООО женщин в возрасте 15—49 лет;

- число абортов на 1 ООО женщин в возрасте 15-49 лет;

- число абортов на 100 родов;

- родившиеся на 1 ООО чел. населения;

- коэффициент перинатальной смертности (на 1 ООО родившихся живыми и мертвыми);

- умершие в возрасте до 1 года на 1 ООО родившихся живыми;

- вероятность смерти от момента рождения до 5 лет;

2) образовательная статистика:

- доля награжденных золотыми и серебряны -ми медалями в численности лиц, получивших аттестат о среднем образовании;

- результаты сдачи ЕГЭ;

- доля аспирантов, выпустившихся с защитой диссертации;

3) медицинская статистика:

- заболеваемость детей в возрасте 0—14 лет по основным классам болезней (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1 ООО детей);

- заболеваемость детей в возрасте 15—17 лет по основным классам болезней (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1 ООО детей);

4) моральная статистика (число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии).

Коэффициенты, сформированные на основе перечисленных показателей, характеризуют результаты репродуктивного труда, а не особенности процесса его реализации, давая тем самым усеченную оценку

уровня репродуктивной активности. В то же время они позволяют измерить результаты труда исключительно на его первых стадиях (от перинатальной до школьной). Отсутствие статистической и какой бы то ни было иной информации, характеризующей особенности процесса реализации репродуктивного труда в российских семьях, а также данных, отражающих результаты репродуктивного труда на последующих стадиях репродукции, заставляет ограничиться этим набором пусть ключевых, но требующих дальнейшего расширения показателей. Частично эта задача решается путем включения в методику анализа репродуктивной активности шестого этапа, предусматривающего профилирование кластеров регионов по переменным, по которым имеется моментная, не позволяющая оценить ихдинамику, информация.

В качестве таких показателей, в частности, представляется возможным рассматривать следующие:

- заболеваемость детей в возрасте 0—14 лет по основным классам болезней (на 1 ООО чел.);

- заболеваемость детей в возрасте 15—17 лет по основным классам болезней (на 1 ООО чел.);

Список литературы

- результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку и

математике.

Профилирование кластеров по этим переменным позволит всесторонне оценить результаты репродуктивного труда на школьной стадии репродукции. Сопоставление же результатов кластерного анализа с результатами их последующего профилирования по дополнительным переменным позволит получить комплексное представление об эффективности реализации репродуктивного труда на большинстве его стадий.

По мнению авторов, активный репродуктивный труд в российском обществе возможен только при существовании продуманной системы стимулирования репродуктивной активности, обусловливающей эффективную с точки зрения общества систему мотивации репродуктивного труда. Эти два аспекта являются необходимыми, но недостаточными условиями формирования и развития репродуктивной активности. Не менее важным фактором здесь выступает улучшение условий репродуктивного труда на разных уровнях его реализации.

1. Багирова А. П. Теоретико-методологические проблемы управления репродуктивной активностью. Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2009.

2. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351.

3. Суринов А. Е. Росстат подвел итоги переписи населения // Российская газета. 2011.28 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.