НОВЫМ РЕШЕНИЯМ
ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ МНОГОДЕТНОСТИ -БОЛЕЕ ПРОЧНУЮ НАУЧНУЮ ОСНОВУ*
А. М. ИЛЫШЕВ,
доктор экономических наук,
профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Е-mail: intelectaudit@rambler. ru
Уральский государственный технический университет — УПИ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина А. П. БАГИРОВА,
кандидат социологических наук, доцент
кафедры социологии и социальных технологий управления
e-mail: dekan2003@mail. ru
Уральский федеральный университет,
г. Екатеринбург
С. А. СПИРИДОНОВА,
старший преподаватель кафедры
региональной и муниципальной экономики
e-mail: Spiridonova@rsvpu. ru
Российский государственный
профессионально-педагогический университет,
г. Екатеринбург
В статье характеризуются: новое понимание цели демографического развития как обеспечение перехода к режиму расширенного воспроизводства населения интенсивно-экстенсивного типа; нелегкие пути поиска научной истины; репродуктивистика в качестве научной основы репродуктивной ориентации стратегии наро-доприращения; репродуктивное образование в виде малоинвестиционного инструмента обеспечения перехода от ситуации популяционной пассивности к ситуации по-пуляционной активности и его содержание; воспитание и развитие личности как составляющие репродуктивного образования.
Ключевые слова: демография, стимулирование и мотивация многодетности, репродуктивный труд, по-пуляционная активность, репродуктивистика, оплата родительского труда, репродуктивная ориентация, депопуляция населения, репродуктивное образование.
* Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ». Окончание, начало см. в журнале № 4 (61) за 2010 г.
Репродуктивное образование — малоинвестиционный инструмент обеспечения перехода от ситуации популяционной пассивности к ситуации популяционной активности. Чрезвычайно важную роль в обеспечении перехода от преобладающего в нашей стране состояния репродуктивной пассивности к ситуации репродуктивной активности призвана сыграть система профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации лиц, занятых в сфере репродуктивного труда либо готовых проявить популяционную активность. Чтобы успешно справиться с этой сложной задачей, следует организовать профессиональную подготовку репродуктивно образованных специалистов, усвоивших совокупность дисциплин с репродуктивистским содержанием, — подготовку, призванную сформировать репродуктивную составляющую профессионального образования в современной России.
- 17
Миссия репродуктивного воспитания и обучения заключается в формировании твердой убежденности в необходимости формирования и реализации ответственности за результаты своего репродуктивного поведения и участия в репродуктивном труде. Основные же цели развития личности в репродуктивной сфере могут быть структурированы следующим образом:
• мобилизация репродуктивного потенциала личности;
• мотивирование, а также стимулирование личного участия в репродуктивном труде, глубокое осознание возможности построения достойной «репродуктивной карьеры»;
• повышение социальной и репродуктивной компетентности молодежи;
• освоение современных технологий репродуктивного поведения;
• развитие репродуктивно важных качеств и ключевых компетенций.
Для создания системы репродуктивного образования, пропаганды репродуктивистских знаний в обществе необходимо решить ряд организационно-методических задач:
1) включить в традиционные дисциплины реп-родуктивистскую проблематику (так называемые дидактические единицы или соответствующие темы);
2) ввести курс «Теория и практика репродуктивного труда» в вузах, «Основы труда в репродуктивной сфере» — в средних учебных заведениях (сузах) и общеобразовательной средней школе;
3) издать учебники и другую учебную литературу по содержанию, экономике, социологии, психологии и физиологии репродуктивного труда;
4) организовать «репродуктивистский всеобуч» путем издания научно-популярных работ.
Обоснованность включения репродуктивист-ской составляющей в систему современного образования раскрывается при обращении к демографической истории России. Представляется правомерным выделить в этом процессе ряд периодов.
На заре человеческой цивилизации подготовка детей и подростков к собственной будущей репродуктивной деятельности реализовывалась в процессе самой жизни, в совместной жизнедеятельности с родителями и другими взрослыми. Как отмечает Н. М. Борытко [2, с. 5], «растущий человек, взрослея, приучался не только к выполнению трудовых операций, но и норм жизни в семье, племени». Вместе с этим он осваивал и содержание основных процессов репродуктивной деятельности, традиционные способы их реализации. Семейного воспита-
18 -
ния и обучения в то время было вполне достаточно для дальнейшего осуществления самостоятельной деятельности в сфере человеческой репродукции.
В доиндустриальных общественных формациях по мере усложнения общественного производства «интегрированное» обучение и воспитание из исключительно семейной функции постепенно стало трансформироваться в смешанную семейно-профессиональную деятельность. При этом репродуктивное воспитание и обучение различным видам репродуктивной деятельности оставалось функцией семьи, тогда как обучение набору трудовых навыков в сфере продуктивной деятельности — преимущественно функцией профессионального сообщества (цех, гильдия, мануфактура и т. д.).
В индустриальный период человеческий фактор был идентифицирован как один из самых важных факторов роста производительности труда. Семья стала рассматриваться в качестве основы не только репродуктивного воспитания, но и важного элемента трудового воспитания в целом. Так, Генри Форд, выплачивая своим рабочим повышенную заработную плату, утверждал, что он платит главе семьи ровно столько, чтобы его жена могла работать не в продуктивном, а в домашнем репродуктивном секторе, воспитывая трех и более детей и обеспечивая восстановление витальной энергии мужа, интенсивно расходуемой на конвейерах заводов автомобильного магната.
Падение рождаемости, типичное для развитых стран, находящихся на постиндустриальной стадии, стало одним из показателей неспособности семьи в одиночку сформировать личность, готовую к предстоящей жизни (семейной, трудовой и общественной). Причина этой неготовности семьи к реализации своих, казалось бы, прямых функций состояла как в усложнившейся среде и системе отношений, в рамках которых происходила эта подготовка (трудность реализации одновременно нескольких компонентов семейного воспитания — физического, нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, полового), так и в возросших требованиях к самому «готовому продукту» — «сформированной» личности. Как справедливо замечают ученые, «в современной социально-экономической системе, имеющей чрезвычайно сложную структурно-функциональную организацию, человек выполняет многообразные функции, играет разнообразные общественные роли» [3, с. 12], что позволяет говорить о полифункциональной роли человека на постиндустриальной стадии развития общества.
В обществе для решения проблемы преодоления депопуляции возникла потребность в уве-
личении количества субъектов воспитательного и даже образовательного процесса, осуществляющих подготовку к будущей семейной жизни своих подопечных. Особенно это стало актуальным для такого важнейшего компонента семейной жизни, как формирование и развитие будущего человеческого капитала. Именно этот вид семейной деятельности приобрел черты, которые позволили назвать его полноценным трудом — со своими специфическими содержанием, стимулами и мотивами. Формирование репродуктивной культуры трансформировалось в конце концов в сложный процесс, который включил в себя как формирование ориентации на соответствующие ценности (ценность семьи, детей, родительства, ценность служения своему социальному слою, обществу и государству, ценность качественного репродуктивного труда и др.), так и выработку умений воплотить их в собственной репродуктивной деятельности. Система образования имеет возможность часть этих функций взять на себя — тем более что в постиндустриальном обществе «образование как социокультурный феномен становится решающим фактором продуктивного взаимодействия с новой для человека действительностью» [4, с. 20]. Именно в этот период образование меняется качественно, становясь целостным, совокупным и личностно ориентированным.
В качестве одного из критериев отбора содержания обучения известный ученый Ю. К. Бабанский выделил критерий целостного отражения в содержании обучения задач формирования всесторонне развитой личности [1, с. 419]. Однако сегодняшняя система российского высшего образования не включает в понятие «всесторонне развитой личности» такого элемента ее развитости, как готовность к репродуктивной деятельности, направленной на формирование высокоценного человеческого капитала. Формирование этой составляющей личности не находит должного (полного и системного) отражения и на других ступенях российского образования и, по существу, является исключительно функцией семейного воспитания. Между тем потребителями результатов репродуктивного труда выступают не только (и даже не столько) родители, но и другие заинтересованные субъекты — речь идет об обществе, работодателях, экономической и государственной системе страны в целом.
Известно, что образованию необходима не только поддержка со стороны государства и общества, но и регуляция со стороны этих институтов. Одна из ведущих образовательных парадигм — функцио-налистская — строится на понимании выполнения образованием социального заказа общества. Суть
это «заказа» состоит в обеспечении стабильности и развития общества. При этом образование, будучи частью социальной практики, «ответственно» за политическое, социокультурное и экономическое развитие общества. В рамках данной парадигмы задача профессионального образования, формулируемая как подготовка личности только к профессиональной деятельности в сфере продуктивного труда, выглядит недостаточной.
На наш взгляд, система российского образования не может остаться в стороне при поиске вариантов решения актуальной для страны проблемы — проблемы преодоления депопуляции. Особенно, если учесть тот факт, что репродуктивное образование — это малоинвестиционный инструмент в арсенале возможных средств борьбы с уменьшением населения нашей страны. Так, затраты на его постановку на порядок ниже, чем общая потребность в родительской зарплате и родительской пенсии.
Участие образовательной системы в решении этой проблемы должно заключаться в активном внедрении в образовательный процесс так называемой «репродуктивистской составляющей». Именно в студенческом возрасте формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Изучение дисциплин с репродуктивистским содержанием (далее — ДРС), становясь, в частности, неотъемлемым элементом современного профессионального образования, должно быть направлено на подготовку студентов (девушек и юношей) к будущей собственной репродуктивной деятельности, на формирование таких личностных качеств, которые необходимы для успешной реализации ими личностной репродуктивной функции в сфере репродуктивного труда.
В качестве целей направления можно рассматривать:
• для общества: преодоление тенденций депопуляции российского населения, повышение репродуктивной активности населения и качества вступающих в самостоятельную трудовую жизнь молодых людей;
• для студентов: изучение современных механизмов реализации репродуктивного труда и формирование у студентов высшей школы мотивации к репродуктивной деятельности. Задачами направления выступают:
• продолжение ранее начатого (в семье и школе) процесса формирования и включения ценности репродуктивной деятельности в ряд ценностей других видов деятельности;
- 19
• изучение механизмов рационального совмещения сфер экономического и демографического воспроизводства на всех иерархических уровнях;
• изучение содержания, структуры и функций трудового поведения в репродуктивной сфере (домашней и социальной);
• рассмотрение эффективных механизмов практической реализации репродуктивного труда. После изучения дисциплин с репродуктивист-
ским содержанием (в частности, на ступени высшего образования) студенты должны знать:
1) место репродуктивной деятельности в иерархии человеческих ценностей;
2) альтернативные варианты совмещения продуктивного и репродуктивного труда, достоинства и недостатки каждого из них;
3) стадии и организационно-правовые формы репродукции;
4) содержание и видовую структуру репродуктивного труда (по стадиям репродукции);
5) известные механизмы реализации репродуктивного труда (репродуктивной функции);
6) пути, возможности и резервы повышения качества репродуктивного труда;
7) инновационные технологии обеспечения высокого качества человеческого капитала.
После изучения дисциплин с репродуктивист-ским содержанием студенты должны уметь:
1) четко определить свое отношение и выстраивать собственное трудовое поведение в репродуктивной сфере;
2) использовать механизмы практической реализации репродуктивного труда в приватной и социальной сферах жизнедеятельности;
3) выбирать оптимальный для себя и основных социальных групп молодежи механизм совмещения своего (их) участия в сферах продуктивного и репродуктивного труда;
4) выполнять комплекс элементарных трудовых операций на младенческой и дошкольной стадиях репродукции, требующих владения основами профессиональных знаний в области педиатрии, возрастной психологии и педагогики, кулинарии, детской гигиены, культуры общения, физической культуры, музыки, хореографии и т. п.;
5) применять информационные технологии для разностороннего развития ребенка.
В государственных образовательных стандартах в качестве целей изучения ДРС могут быть выделены:
1) интеллектуальное развитие молодежи, формирование качеств, характерных для репродуктив-
20 -
ной деятельности и нужных человеку для полноценной жизни в семье и обществе;
2) овладение конкретными знаниями, умениями и навыками репродуктивного труда, необходимыми для применения в практической деятельности по формированию высокоценного человеческого капитала;
3) формирование глубоких представлений о репродуктивном труде как важнейшей форме труда в двуединой системе «продуктивный труд репродуктивный труд»;
4) воспитание личности в процессе освоения ДРС, все лучшего понимания их значимости для современного российского общества.
Изучение этих дисциплин в рамках вариативной части государственных образовательных стандартов позволит более полноценно выполнить системе образования ее социальный заказ, заключающийся в числе прочего и в обеспечении развития общества в разных сферах.
Таким образом, могут быть выделены следующие четыре стороны назначения ДРС:
1) личностная, связанная с понятием о репродуктивной деятельности как особом виде деятельности индивидуума, имеющей и общие, и особенные характеристики в сравнении с другими видами деятельности (продуктивная, научное творчество, художественное творчество и т. д.);
2) практическая, обусловленная использованием специальных механизмов реализации репродуктивного труда;
3) социальная, связывающая репродуктивный труд с обществом. Социальная роль репродуктивного образования состоит в обеспечении функциональной грамотности в сфере репродукции каждого выпускника вуза, что нужно для роста качества будущего человеческого капитала;
4) демографическая, призванная обеспечить методически и практически переход от почти двадцатилетнего периода суженного воспроизводства населения нашей страны к его расширенному воспроизводству.
В основу процесса овладения дисциплинами среп-родуктивистским содержанием можно положить комплекс педагогических подходов: личностно ориентированного, компетентностного, интегра-тивного. Применение личностно ориентированного подхода в репродуктивном образовании нацелено на становление духовности, позволяющей личности реализовывать свою природную, биологическую и социальную сущность. Под ключевыми компетенциями в репродуктивной деятельности надо понимать систему знаний, умений, навыков, качеств
личности и личного опыта индивидуума, обеспечивающую его успешную адаптацию к репродуктивной деятельности и дальнейшую реализацию труда в этой сфере. Интегративный подход в обучении развивает способность к переносу знаний, полученных применительно к сфере продуктивного труда, на труд репродуктивный.
Возможность применения интегративного подхода обосновывается и тем, что реализация репродуктивного труда происходит в разных сферах жизнедеятельности, ее «обслуживают» различные социальные институты, деятельность которых, в свою очередь, должна быть взаимосвязанной и направленной на решение демографических задач. При этом интегративные связи можно рассматривать на трех уровнях — внутрипредметном, межпредметном, межцикловом.
К внутрипредметному уровню относятся существующие связи в рамках каждой дисциплины. Они основываются на дидактических принципах последовательности и логичности изложения материала. Так, например, в рамках изучения курса «Психология и педагогика» изучению межличностных отношений и психологии малых групп предшествует рассмотрение психологии личности, структуры психики, механизмов психической регуляции деятельности.
К межпредметному уровню интегративных связей относятся внутрицикловые связи между дисциплинами. Их реализация возможна через постановку задач, решение которых предполагает применение знаний из различных дисциплин. Усвоенные ранее знания при изучении в рамках других дисциплин становятся более определенными, системными, позволяющими установить причинно-следственные связи между явлениями и процессами. Так, логически связанным может стать изучение темы «Человек в системе социальных связей» в рамках курса «Философия» и рассмотрение форм социального взаимодействия и социальных отношений в рамках семьи, а также семьи как малой группы в рамках изучения дисциплины «Социология». Такой подход позволит активизировать познавательную деятельность студентов, развить их творческие способности, умение применять полученные знания не только в
профессиональной, но и в самых различных сферах собственной жизнедеятельности.
Формирование такого уровня интегратив-ных связей возможно, например, при применении личностно ориентированных педагогических технологий.
К межцикловому уровню относятся связи между дисциплинами цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), общепрофессиональных (ОПД) и естественнонаучных дисциплин (ЕН). В результате изучения содержания государственных образовательных стандартов (на примере трех специальностей сферы экономики и управления) нами была построена обобщенная схема связи дисциплин с репродуктивным содержанием с циклами дисциплин, изучаемых будущими специалистами-экономистами и менеджерами (рис. 1).
В содержании обозначенных в схеме дисциплин в той или иной мере присутствуют дидактические единицы, которые при соответствующих педагогических установках могут быть направлены на достижение целей обучения и воспитания в сфере репродуктивной деятельности. Так, например, рассмотрение личности как социального типа в рамках курса «Социология» (цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин) может быть увязано с изучением категорий здоровья, творчества и работоспособности человека в курсе «Концепции современного естествознания» (цикл естественнонаучных дисциплин).
содержание репродуктивного обучения. Рассмотрение на примере трех специальностей
Рис. 1. Дисциплины в ГОС ВПО, имеющие аспекты репродуктивного содержания
Таблица 1
дисциплины федерального компонента в действующих ГОс ВПО, включающие репродуктивистское содержание (специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации»)
Блок дисциплина Единицы
ГСЭ Философия Человек, общество, культура. Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные и эстетические ценности, их роль в человеческой жизни. Будущее человечества
ГСЭ Культурология Культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культура и личность
ГСЭ Социология Малые группы и коллективы; социальное взаимодействие и социальные отношения; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения
ГСЭ Психология и педагогика Структура психики. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Эмоции. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
ГСЭ Физическая культура Физическая культура личности; основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма
ГСЭ Правоведение Отрасли права (в ГОС ВПО по специальности «Менеджмент организации» дополнительно: брачно-семейные отношения; взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей; ответственность по семейному праву)
ЕН Концепции современного естествознания Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность
ОПД Основы менеджмента Управление человеком и управление группой (только в ГОС ВПО специальности «Менеджмент организации»)
СД Налоги и налогообложение Налоги с физических лиц (только в ГОС ВПО специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»)
СД Бюджетная система РФ Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру (только в ГОС ВПО специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»)
СД Управление персоналом Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности (только в ГОС ВПО специальности «Менеджмент организации»)
сферы экономики и управления действующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее — ГОС ВПО) дало возможность выделить существующие дидактические единицы, направленные на придание образованию репродуктивного содержания. Дисциплины, включающие данные единицы, совпадают с приведенными
22
на рис. 1, выделенные же нами дидактические единицы приведены в табл. 1.
Таким образом, в действующих ГОС ВПО репродуктивное содержание в некоторой степени присутствует. Однако в действующих ГОС ВПО не ставится задача и отсутствует системное рассмотрение репродуктивной деятельности человека, характера и содержания труда в репродуктивной
сфере — сферы, роль которой в жизнедеятельности личности как минимум не меньше, чем значение сферы продуктивного труда.
На наш взгляд, уже существующие дисциплины государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования блоков гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных (и частично общепрофессиональных) дисциплин могут быть дополнены репродуктивистским содержанием.
Так, в общепрофессиональную учебную дисциплину «Статистика» дополнительно целесообразно включить следующие дидактические единицы: «Статистика репродуктивной активности»; «Экономико-демографический анализ рождаемости через типы репродуктивных ситуаций в странах мира»; «Использование факторного анализа для выявления факторов репродуктивной пассивности российского населения»; «Возможности формирования ситуации репродуктивной активности в России».
В другую общепрофессиональную учебную дисциплину «Экономика предприятия» также дополнительно может быть включен целый ряд дидактических единиц: «Стоимость человеческого капитала и его износ»; «Затраты предприятия на репродукцию (репродукционные отчисления)»; «Репродуктивно-гендерный фонд предприятия, источники образования, направления расходования и механизм формирования»; «Методика оценки эффективности репродукционных затрат предприятия».
Наконец, в общепрофессиональную (для абсолютного большинства экономических специальностей) учебную дисциплину «Экономическая теория» целесообразно дополнительно включить такие дидактические единицы, как «Оценка инвестиций в человеческий капитал» и «Показатели объема, качества и эффективности кругооборота человеческого капитала».
Предлагаемое дополнение направлено на постановку проблемы депопуляции российского населения и ее многоаспектное рассмотрение, формирование понимания ответственности (как личной, так и других субъектов репродукционного процесса) за результаты репродуктивной деятельности, изучение форм поддержки семьи.
Однако, на наш взгляд, репродуктивное содержание даже в дополненном варианте является незавершенным, поскольку в нем отсутствует обобщающий курс, в котором репродуктивная деятельность рассматривалась бы как труд по формированию будущего человеческого капитала и егоразвитию, раскрывалось бы содержание репродуктивного труда и формиро-
валась бы осознанная готовность к его реализации. Основное содержание предлагаемого курса «Теория и практика репродуктивного труда» может быть выражено через следующие дидактические единицы:
• понятие человеческого капитала; деятельность по формированию и развитию человеческого капитала как трудовая деятельность; понятие репродуктивного труда и его особенности в сравнении с трудом продуктивным; предмет и средства труда в репродуктивной сфере; функции репродуктивного труда; характеристика условий его реализации; содержание репродуктивного труда на разных этапах репродуктивной деятельности, формы его реализации;
• институты, обслуживающие стадии и процессы репродуктивной деятельности; специфическая роль семьи в воспроизводстве человеческого капитала; стимулирование репродуктивного труда: цель и механизмы; мотивационная структура репродуктивного труда; суженный тип воспроизводства в России как результат низких стимулов и нереализованных мотивов репродуктивного труда;
• репродуктивная активность и пассивность населения, механизмы их формирования и влияющие факторы; типы репродуктивных ситуаций; последствия устойчивой репродуктивной пассивности населения; задача формирования и развития репродуктивной активности российского населения как направление государственной политики.
Такую учебную дисциплину следует включить, например, в региональный компонент блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Ее введение придаст всему циклу дисциплин с репродуктивным содержанием логичность и завершенность, что станет предпосылкой реализации целей и задач, стоящих перед репродуктивным обучением и воспитанием в системе высшего образования. На рис. 2 представлена общая логика изучения дисциплин для рассматриваемого случая.
Таким образом, полноценная реализация репродуктивного содержания образования видится через сочетание трех его элементов:
1) более полного раскрытия репродуктивной проблематики в соответствующих компонентах существующих в ГОС ВПО дисциплин;
2) дополнения уже включенных в ГОС ВПО дисциплин новыми дидактическими единицами репродуктивного содержания;
3) введения одного «специального» курса, целиком посвященного теории и практике реализации репродуктивного труда.
- 23
Общие представления о семье и репродукции • Философия • Культурология
Оценка ситуации в сфере репродукции • Концепции современного естествознания • Статистика
Понятие ре1 • Теория и праь 1родуктивного труда стика репродуктивного труда
Отдельные аспекты репродуктивного труда
(конкретные технологии репродуктивного труда)
V.
I § ^!
1
г <у * £
= и
= 8
3 I
-Й
V.
Рис. 2. Предлагаемая логика изучения дисциплин с репродуктивным содержанием
Воспитание и развитие личности как составляющие репродуктивного образования. При формировании цели репродуктивного воспитания важно определить место репродуктивных ценностей в общей системе ценностей студентов, в их взглядах на свое будущее.
Цель репродуктивного воспитания можно определить как убеждение в необходимости формирования и реализации ответственности за результаты собственного репродуктивного поведения и будущего своего участия в репродуктивном труде.
Сформулированная цель детерминирует предполагаемые изменения в воспитаннике, является действительно воспитательной (определяет предполагаемые изменения в индивидуально-личностных свойствах самих студентов, а не в условиях воспитания), относится к ведущим свойствам и качествам, определяющим личностное развитие студента. Кроме того, данная цель реалистична, поскольку в самой ее постановке заложены средства для ее достижения. Однако нельзя забывать и о статистическом, вероятностном характере действующих в сфере воспитания закономерностей, которые предопределяют вариабельность его результатов (применительно к отдельным индивидуумам). К
24 -
тому же постановка воспитательной цели не подразумевает, что задача преподавателя в воспитании сводится к созданию идеального образа выпускника. Напротив, задача воспитания — запустить механизм саморазвития студента, в том числе и в сфере человеческой репродукции.
Безусловно, система вузовского воспитания должна носить комплексный характер, что обосновано целостностью профессионально-личностного развития человека. Репродуктивное же воспитание должно стать одним из ведущих направлений воспитательной работы, поскольку оно, не охватывая личности в целом, все же соответствует одной из ее ведущих и системообразующих сфер. Комплексный характер воспитания подразумевает также и то, что, выделяя репродуктивную сферу в качестве ведущей, педагог не должен упускать из поля своего зрения и других качеств личности воспитанника, поскольку они представляют собой взаимосвязанную и взаимозависимую систему.
Одним из факторов успешного вузовского воспитания является создание воспитательной среды. При этом воспитательную среду вуза можно рассматривать как совокупность предметно-пространственного, поведенческого, событийного и информационного культурных окружений [5, с. 381].
Предметно-пространственное окружение, создавая психологический фон, становится воспитательным только тогда, когда внутри него видится отношение, интерес. В рамках репродуктивного воспитания к окружению этого вида можно отнести информационные стенды, картины и фотографии внутри учебного заведения, внешнее обустройство (беседки, скамейки для отдыха, небольшие садово-парковые территории и т. д.). За всем этим может угадываться размеренная обстановка, настраивающая на внутреннюю гармонию, в связи с чем возможны и семейно-подростковые ассоциации.
Поведенческое окружение — это своеобразный образ поведения, свойственный студентам и преподавателям данного вуза, характер их совместной деятельности. Именно в этой связи крайне важна роль преподавателя как наставника, способного оказывать психологическую поддержку и сопровождение студента не только в сфере его профессиональной деятельности.
Событийное окружение можно определить как «совокупность попадающих в поле восприятия
индивида событий, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов» [5, с. 70]. Для репродуктивного воспитания здесь важны характер межличностных отношений студентов, отношение администрации вуза и коллектива учащихся к студентам, намеренным поменять или уже поменявших своей «репродуктивный статус».
Информационное окружение можно рассматривать как составляющую репродуктивного воспитания в том случае, когда существует методическое обеспечение учебного процесса по дисциплинам репродуктивного содержания, библиотека укомплектована соответствующей специальной литературой, в проводимых научных конференциях так или иначе освещаются вопросы, связанные с репродуктивной проблематикой.
Методы репродуктивного воспитания представляется возможным объединить в следующие четыре группы: рефлексивные методы, ценностные методы, проективные методы и комплексные методы.
К рефлексивным методам репродуктивного воспитания можно, в частности, отнести:
1) сочинение—эссе. Для него может быть предложен следующий примерный план:
• В чем, по-вашему, заключается сущность и основное противоречие популяционного кризиса в России?
• Каковы, на ваш взгляд, возможные позитивные и негативные последствия сокращения численности российского населения?
• Каковы, по вашему мнению, причины этого явления в нашей стране?
• Какие экономические, политические, социально-психологические изменения в стране, регионе и обществе в целом облегчили бы решение этой проблемы?
• Как вы думаете, должно ли и может ли руководство российских предприятий участвовать в решении этой проблемы? Если нет, то почему? Если да, то каким образом?
• Какой вам видится сегодня своя собственная будущая «репродуктивная карьера»?
• Как вы считаете, что в ней зависит от вас, какие условия и средства оптимальны для ее полной реализации?
• Каким вам представляется соотношение объективных и субъективных факторов в вашей «репродуктивной карьере»?
• Какие требования предъявляет к человеку ро-дительство?
• Какими методами их можно реализовать наилучшим образом?
• Оцените сформулированные вами в эссе предложения с точки зрения их реальности и авторской новизны;
2) метод примера. Эффективными в репродуктивном воспитании представляются примеры достижения высоких количественных и качественных результатов репродуктивного процесса из реальной жизни (как обычных людей — родственников, друзей и знакомых, — так, например, и из жизни известных людей). Обсуждение подобных примеров побуждает студентов к саморазмышлению, к построению собственных жизненных перспектив (известный из философии социально-конструктивистский подход).
К ценностным методам репродуктивного воспитания можно отнести метод диалога как особого способа взаимодействия, при котором достигается известная свобода от стереотипов при оценке «другого», для которого характерно отношение к «другому» как к равнодостойному человеку и стремление к достижению взаимопонимания. Диалог как метод репродуктивного воспитания должен строиться на следующих принципах [5, с. 85]:
• равенство позиций педагога и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность встать на позицию другого;
• отсутствие оценок, полное принятие воспитанника таким, какой он есть, уважение и доверие к нему;
• наличие у педагога и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации, позволяющих развивать механизм самоидентификации;
• особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга;
• способность участников общения видеть, понимать и активно использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.
К проективным методам репродуктивного воспитания можно, в частности, отнести:
1) метод упражнения (тренинг), результатом которого должны стать устойчивые навыки и привычки. В результате формируются качества, необходимые для репродуктивной деятельности: организованность, самоконтроль, внимательность;
2) метод социальных проб (социальных практик). Данный метод реализуется через создание и разрешение проблемных ситуаций. Социальные пробы должны достаточно полно описывать будущую
- 25
репродуктивную деятельность, чтобы в процессе их обсуждения у студентов формировались определенные позиция и ответственность, которые в дальнейшем станут основой для вхождения в новый для себя вид деятельности в реальной жизни;
3) метод проектов. Он предполагает решение определенной проблемы совокупностью разнообразных средств и приемов, а также путем интегрирования полученных знаний и сформированных умений. Возможность использования данного метода в репродуктивном воспитании связана с тем, что:
• проблема обеспечения достаточно быстрого количественного и качественного роста результатов репродуктивного процесса в стране имеет комплексный характер, а ее решение невозможно с помощью раз и навсегда выбранных «универсальных» средств;
• практическая значимость результатов решения данной проблемы очевидна;
• данная проблема может быть структурирована — как на уровне общества, так и на более низких уровнях, можно определить поэтапные результаты ее решения;
• для ее решения необходимо использование творческих, инновационных методов. Тематика проектов в рамках репродуктивного
воспитания может быть примерно следующей:
• достижение высоких количественных результатов репродуктивного процесса;
• оценка качества репродуктивного труда и средства его обеспечения;
• эффективные формы совмещения продуктивного и репродуктивного труда.
К комплексным методам репродуктивного воспитания можно, в частности, отнести:
1) метод воспитывающих ситуаций. Этот метод удобен для реализации в сфере репродуктивного воспитания, поскольку сама эта сфера буквально пронизана проблемами, сложностями и противоречиями. В рамках таких ситуаций студент может решать проблемы выбора между сроками и этапами реализации продуктивного и репродуктивного труда, способов организации репродуктивного труда и т. д.;
2) метод анализа ситуаций. Можно предложить следующий план анализа репродуктивной ситуации.
• Определите проблему, возникшую в репродуктивной деятельности. В чем она состоит?
• Где, на Ваш взгляд, находятся истоки этой проблемы?
• Можно ли решить данную проблему с помощью имеющихся у Вас знаний и умений?
26 -
• Сформулируйте ряд вариантов решения проблемы и эффективного поведения при ее возникновении.
• Выберите и обоснуйте оптимальную логику репродуктивной деятельности в данной конкретной ситуации.
• Какие специалисты и какими способами должны, на Ваш взгляд, участвовать в решении этой проблемы?
• Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата.
В анализе ситуаций отсутствуют единственно верные решения. Этот метод требует сформулировать и обосновать свою точку зрения на описываемые события и предложить свой вариант решения выделенных противоречий. При применении этого метода становится очевидной и необходимость теоретической подготовки (особенно на этапе прогнозирования развития ситуации), которая воспринимается как обобщенный опыт.
Данный метод может быть реализован в форме ролевой игры и предполагать выступления и доказательства с позиции своей роли;
3) метод консультирования. Данный метод может быть использован в разных ситуациях: для ориентации в жизненных ценностях, для оказания помощи в обнаружении смысла репродуктивной деятельности, в проектной деятельности студентов.
Перечисленные методы должны применяться избирательно, в зависимости от фазы репродуктивного воспитания.
На первой, рефлексивной, фазе происходит переживание ситуаций будущей репродуктивной деятельности, их обсуждение, осознание глубинного смысла этой важнейшей сферы человеческого бытия. На этой фазе необходимо стимулировать самопознание студентов, включить их в разнообразные формы рефлексии репродуктивной деятельности, сформировать их интерес к приобретению необходимого минимума теоретической информации, помочь овладеть аналитическими умениями. Характерными методами тут должны выступать написание эссе и анализ ситуаций.
На второй, ценностной, фазе смысл репродуктивной деятельности должен трансформироваться в индивидуальные репродуктивные ценности. Эта фаза характеризуется повышением активности студентов в освоении эффективных технологий репродуктивной деятельности. Происходит теоретическое осмысление собственного имеющегося опыта, его соотнесение с закономерностями репродуктивной деятельности. На данной стадии
эффективными являются метод социальных проб, метод упражнений, метод диалога.
На третьей, проектной, фазе оформляются ценностные ориентации, цели репродуктивного труда, осознаются его принципы. Для данной фазы репродуктивного воспитания целесообразно использование метода проектов. Именно в рамках этого метода возможно понимание того, что репродуктивная деятельность органически связана с собственными потребностями и интересами, что она всегда предполагает выбор, носит гуманистический характер и наполнена гуманитарным содержанием.
Обобщая рассмотрение репродуктивного обучения и воспитания, спроектируем процесс развития личности в репродуктивной сфере. Для этого, в свою очередь, конкретизируем задачи и технологии этого развития.
1. Задачи развития личности в репродуктивной сфере. В качестве задач развития личности в репродуктивной сфере выступают:
актуализация репродуктивного потенциала личности;
стимулирование и мотивирование репродуктивного труда, «репродуктивной карьеры»; повышение социальной и репродуктивной компетентности;
развитие репродуктивно важных качеств и ключевых компетенций; освоение технологий репродуктивного поведения.
2. Ключевое содержание репродуктивного обучения и воспитания. Содержание включает в себя целый комплекс знаний и умений — репродук-тивно-трудовых, экономических, правовых, психологических, медицинских. Важным элементом учебного материала должен выступать субъективный опыт студентов, анализ субъективно значимых ситуаций и задач.
Для определения субъективной составляющей учебного материала могут быть рекомендованы к использованию такие приемы, как [5, с. 99]:
диагностика готовности студентов к нововведениям, к инновационной деятельности; рефлексия прогнозируемого уровня своей репродуктивной активности; составление психобиографии своего репродуктивного опыта;
заполнение карты проектируемой репродуктивной деятельности;
определение психологических барьеров и трудностей своего будущего репродуктивного труда;
• заполнение карты самооценки способностей к репродуктивному труду.
Результатом реализации этого этапа должна стать программа повышения социально-репродуктивной компетентности, ориентированная на субъективный опыт обучаемых.
3. Формы и методы репродуктивного обучения и воспитания. Технологии, ориентированные на развитие репродуктивной составляющей субъектной личностной позиции, классифицируются по группам:
1) технологии обогащения репродуктивной направленности:
• знакомство с содержанием репродуктивной деятельности;
• рефлексивно-инновационный практикум и тренинги самопознания;
• технологии, направленные на формирование имиджа родителя;
2) технологии развития значимых психофизиологических свойств:
• тренинги внимания;
• тренинги наблюдательности;
• медитативно-релаксационные упражнения;
3) технологии развития ключевых квалификаций репродуктивного труда:
• тренинги, формирующие и развивающие чувство родительской любви;
• тренинги партнерского общения;
• тренинги разрешения конфликтов;
• тренинги эффективного взаимодействия детей и родителей;
• тренинги, направленные на развитие внутриг-руппового взаимодействия, межличностной чувствительности и взаимопонимания;
• тренинги толерантности;
4) технологии формирования и развития ключевых компетенций репродуктивной деятельности:
• диалогические лекции по репродуктивной проблематике;
• групповые дискуссии;
• ролевые игры;
• тренинги осознанного родительства.
Таким образом, развитие личности в репродуктивной сфере может быть реализовано посредством комплекса личностно ориентированных технологий. Основными этапами проектирования развития личности в сфере репродукции являются целепо-лагание, проектирование содержания учебного материала, разработка средств диагностики, применение развивающих техник, организация учебно-пространственной среды, мониторинг развития личности в репродуктивной сфере. Комплексный
27
подход к развитию личности в репродуктивной сфере может быть отражен в технологической карте (в обобщенном виде она представлена в табл. 2).
Подчеркнем, что реализация содержания реп-родуктивистской составляющей представляется нам возможной скорее в логике гуманитаризации образования, нежели в традиционном образовании. Именно гуманитаризация образования предполагает осознание смысла, оформление его в ценности и утверждение его в качестве норм деятельности в репродуктивной сфере. Традиционному же образованию более свойственны эмоционально-ценностное переживание значений, наделение личностным смыслом внешних норм и ценностей культуры. В условиях же распространения репродуктивных норм, не обеспечивающих даже простого типа воспроизводства населения, простое восприятие этих норм студентами в рамках традиционного образования не сможет привести к коренному изменению демографической ситуации в стране.
Итак, для создания системы репродуктивного образования в стране, формирования репродук-
тивистского мышления в обществе нужно решить следующие первоочередные задачи:
1) обеспечить включение в традиционные общепрофессиональные и специальные дисциплины репродуктивистской проблематики;
2) ввести курс «Теория и практика репродуктивного труда» в высших учебных заведениях, «Основы репродуктивистики» — в средних специальных учебных заведениях и старших классах общеобразовательных средних школ;
3) организовать подготовку и издание учебников, практикумов, пособий, хрестоматий и другой учебной литературы по теории и практике репродуктивного труда;
4) широко публиковать научно-популярные работы по репродуктивистике, доступные самым разным социальным слоям населения;
5) создать в ведущих вузах страны (прежде всего, в федеральных и национальных исследовательских университетах) кафедры экономики и управления репродуктивным трудом, укомплектовав их занимающимися репродуктивистской проблематикой
Таблица 2
Технологическая карта развития личности в репродуктивной сфере
Этапы проектирования развития личности Основное содержание этапов
Цель Репродуктивное развитие личности: актуализация репродуктивного потенциала, формирование ключевых квалификаций, прогнозирование «репродуктивной карьеры»
Принципы • приоритет самоценности и индивидуальности траектории репродуктивного становления; • конгруэнтность содержания репродуктивного образования инновационному характеру репродуктивного труда; • удовлетворение потребности личности в самоопределении и саморазвитии в репродуктивной сфере; • обеспечение самоконтроля и самокоррекции репродуктивной деятельности
Задачи • стимулирование и мотивирование репродуктивного труда и репродуктивной карьеры; • повышение репродуктивной и социальной компетентности; • развитие ключевых квалификаций и компетенций репродуктивной деятельности; • развитие значимых для репродуктивного труда психофизиологических свойств; • освоение технологий репродуктивного поведения; • проектирование личных сценариев репродуктивной деятельности
Содержание • организация труда; • психологические знания; • медицинские знания; • экономические знания; • юридические знания; • педагогическая подготовка; • субъективный опыт студентов
Технологии • технологии обогащения репродуктивной направленности; • технологии повышения социально-репродуктивной компетентности; • технологии развития репродуктивно-важных качеств и ключевых квалификаций; • технологии развития значимых психофизиологических свойств
Мониторинг репродук-тив-ного развития Уровни репродуктивной активности личности: • отсутствует; • репродуктивная пассивность; • репродуктивная активность
экономистами, демографами, социальными работниками, психологами и другими специалистами, то есть на основе междисциплинарного принципа.
Таким образом, общие итоги предпринятого рассмотрения степени возможного участия науки в информационно-аналитическом обеспечении разработки и реализации действительно эффективных управленческих решений по преодолению популя-ционного кризиса на основе перехода от репродуктивной пассивности к репродуктивной активности сводятся к следующему.
Во-первых, современная наука не дает достаточно убедительных ответов на вопросы о природе и глубинных причинах депопуляции населения, эффективных средствах воздействия на этот процесс, да и о самой приемлемости такого рода воздействия. Вместе с тем можно считать установленным, что демографическое и духовное благополучие нации зависит не только от социально-экономического базиса, но и от нравственно-эмоциональной атмосферы в обществе, а также соответствия представлениям людей о достойной власти.
Во-вторых, демография как вид научно-практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения объективно имеет пределы своего проникновения в еще не изведанные тайны зарождения и развития каждой человеческой жизни, в формирование личности гражданина и достойного члена общества. Для глубокого и всестороннего познания процесса воспроизводства человечества необходима интеграция усилий всех «человековедческих» наук—гуманитарных, социально-психологических, политико-экономических, медико-биологических и других наук. Эта интеграция порождает возможность, целесообразность, объективную необходимость формирования нового научного направления, которое можно назвать репродуктивистикой.
В-третьих, репродуктивистика представляет собой новое научное направление, объектами исследования которого являются стадии, процессы и организационно-правовые формы репродуктивной деятельности. Они образуют постоянно возобновляемый цикл воспроизводства совокупности человеческих индивидуумов. Предмет же репродукти-вистики — законы, закономерности и тенденции развития отдельных фаз и цикла воспроизводства человеческих ресурсов в целом, которые объективно существуют и видоизменяют характер своего действия в определенных социально-экономических и исторических условиях.
В-четвертых, репродуктивистика как новое научное направление самым тесным образом свя-
зана и призвана взаимодействовать со следующими науками: экономика, социология, демография, статистика, психология, конфликтология, педагогика, медицина, история, антропология, генетика. При этом репродуктивистика решает собственные задачи и преследует достижение своих целей, используя инструментарий и методы других наук о человеке и обществе.
В-пятых, репродуктивистский подход к выделению групп факторов, влияющих на уровень рождаемости, опирается на понимание того, что для обеспечения расширенного воспроизводства человеческого капитала, выведения нашей страны из популяционного кризиса и успешного перехода к инновационной экономике следует создать адекватную среду с совокупностью условий (на макро-, мезо- и микроуровнях) — идеологических, институциональных, социально-политических, тендерных, демографических, благоприятно влияющих на выполнение репродуктивной функции. Дальнейшая конкретизация репродуктивистского подхода позволила выделить пять групп факторов репродуктивной активности, которые потенциально могут детерминировать условия репродуктивного труда, — экономические, социально-психологические, духовно-нравственные, медико-экологические и политико-исторические факторы.
В-шестых, большую роль в обеспечении перехода от состояния репродуктивной пассивности к ситуации репродуктивной активности призвана сыграть система профессионального образования. Чтобы успешно справиться с этой сложной задачей, следует организовать профессиональную подготовку репродуктивно образованных специалистов, усвоивших совокупность дисциплин с репродук-тивистским содержанием — подготовку, которая призвана представлять собой репродуктивную составляющую профессионального образования в современной России.
В-седьмых, целью репродуктивного образования для общества является преодоление тенденций депопуляции российского населения, повышение репродуктивной активности граждан и качества вступающих в трудовую самостоятельную жизнь индивидуумов. Целеполагание для учащейся молодежи — изучение современных механизмов реализации репродуктивного труда и формирование у студентов мотивации к репродуктивной деятельности.
В-восьмых, в основу процесса овладения дисциплинами с репродуктивистским содержанием должен быть положен комплекс педагогических подходов: личностно ориентированного, компетентностного, интегративного. При этом личностно ориентирован-
29
ный подход в репродуктивном образовании нацелен на становление духовности, позволяющей личности реализовывать свою природную, биологическую и социальную сущность. Ключевые компетенции в репродукции — система знаний, умений, навыков, качеств личности и опыта индивидума, обеспечивающая его успешную адаптацию к репродуктивной деятельности и дальнейшую реализацию труда в этой сфере. Интег-ративный подход в обучении развивает способность к переносу знаний, полученных применительно к сфере продуктивного труда, на труд репродуктивный.
В-девятых, цель репродуктивного воспитания — формирование убежденности в необходимости формирования и реализации ответственности за результаты собственного репродуктивного поведения и будущего своего участия (неучастия) в репродуктивном труде. В качестве задач развития личности в репродуктивной сфере выступают:
• активизация репродуктивного потенциала личности;
• стимулирование и мотивирование репродуктивного труда, «репродуктивной карьеры»;
• повышение социальной и репродуктивной компетентности;
• освоение технологий репродуктивного поведения;
• развитие репродуктивно важных качеств и ключевых компетенций.
В-десятых, для создания системы репродуктивного образования в стране, формирования реп-родуктивистского мышления в обществе нужно решить следующие первоочередные задачи:
• обеспечить включение в традиционные общепрофессиональные и специальные дисциплины репродуктивистской проблематики;
• ввести курсы «Теория и практика репродуктивного труда» и/или «Основы репродуктивисти-ки» — в колледжах, лицеях и старших классах общеобразовательных средних школ;
• организовать подготовку и издание учебников, практикумов, пособий, хрестоматий и другой учебной литературы по теории и практике репродуктивного труда;
• широко публиковать научно-популярные работы по репродуктивистике, доступные самым разным социальным слоям населения;
• создать в федеральных и национальных исследовательских университетах кафедры экономики и управления репродуктивным трудом, укомплектовав их экономистами, демографами, социальными работниками, психологами и иными специалистами, которые готовы профессионально заниматься проблемами репро-дуктивистики.
Список литературы
1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989.
2. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе. Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.
3. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.
4. Зеер Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Урал. гос. проф. -пед. ун-т, 2000.
5. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.
Подписка cUBRARty.RU
Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.