Научная статья на тему 'Репродуктивная политика как фактор социально-экономического развития регионов'

Репродуктивная политика как фактор социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ ТРУД / РЕПРОДУКТИВНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / РЕГИОН / РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абилова Махабат Гумаровна

В статье обоснована необходимость разработки комплекса мер, направленных на создание условий и достижение репродуктивной активности в российских регионах и стране в целом, сведением их в репродуктивную политику России. Определены цели и объекты репродуктивной политики. Предложена модель двухуровневой репродуктивной политики и экономические инструменты её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Репродуктивная политика как фактор социально-экономического развития регионов»

Репродуктивная политика как фактор социально-экономического

развития регионов Reproductive policy as a factor of socio-economic development of

regions

Абилова Махабат Гумаровна, кандидат экономических наук/доцент кафедры «Экономики и

финансов»

Магнитогорский государственный технический университет им.

Г.И.Носова [email protected]

Аннотация

В статье обоснована необходимость разработки комплекса мер, направленных на создание условий и достижение репродуктивной активности в российских регионах и стране в целом, сведением их в репродуктивную политику России. Определены цели и объекты репродуктивной политики. Предложена модель двухуровневой репродуктивной политики и экономические инструменты её реализации.

Abstract

In the article the necessity of developing a set of measures aimed at creating conditions and achieving reproductive activity in the Russian regions and the country as a whole, reducing them in reproductive policy of Russia. The aims and objects of the reproductive policy. A model of two-level reproductive policy and economic instruments of its implementation.

Ключевые слова: репродуктивная активность, репродуктивный труд, репродуктивная политика, государство, регион, российская семья, человеческий капитал.

Keywords: reproductive activity, reproductive labour, reproductive politics, state, region, Russian family human capital.

В ближайшие двадцать лет проблема быстрого сокращения численности трудоспособного населения может сказаться на всех сферах жизни российского общества. Резкий демографический кризис может повлечь за собой необходимость пересмотра места России на мировой экономической арене.

Сегодня в стране реализуются меры, направленные на стимулирование рождаемости. Однако, это происходит на фоне недостаточной изученности факторов, оказывающих влияние на развитие репродуктивной активности населения, отсутствия региональной дифференциации этих мер, понимания их связей с социально-экономической политикой в регионах, реализации усредненного подхода к стимулированию рождаемости для разных слоев населения.

На сегодняшний день современная российская семья, имеющая свободу выбора вариантов репродуктивного поведения, в лучшем случае удовлетворяет собственные потребности в числе детей. Массовое распространение малодетности свидетельствует о конфликте между репродуктивным выбором семьи и интересами общества. Следовательно, необходимы меры, направленные на интериоризацию общественных потребностей и перевод их во внутреннюю сферу личности. Общественные потребности должны быть осознаны человеком, восприняты как его собственные - в этом случае формируется мотивация репродуктивно-трудового поведения. Успешное протекание данного процесса невозможно без действия стимулов, определение оптимального набора которых составляет одну из задач концепции репродуктивной политики.

Совокупность мер репродуктивной политики должна влиять как на формирование соответствующих потребностей, так и на создание условий для реализации качественного труда в репродуктивной сфере [1].

В основу репродуктивной политики Российской Федерации следует положить следующие принципы:

•комплексность цели репродуктивной политики, состоящей в достижении как количественных, так и качественных характеристик человеческого капитала;

•двухуровневость репродуктивной политики и включение в ее структуру федерального и регионального компонентов, что предполагает учет региональных особенностей динамики репродуктивных ситуаций и дифференцированный подход к разработке и реализации программ репродуктивного развития субъектов РФ;

•концентрация на приоритетах - выбор в каждом типе регионов наиболее проблемных стадий репродуктивного труда и применение в их отношении эффективных методов и инструментов стимулирования труда;

•координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

Итак, комплекс мер, направленных на создание условий и достижение репродуктивной активности в российских регионах и стране в целом, в существующей на сегодня демографической и социально-экономической ситуации, предлагается свести в репродуктивную политику с ее реализацией на двух уровнях - федеральном и региональных.

В качестве объектов двухуровневой репродуктивной политики целесообразно рассматривать:

1) население страны и отдельных регионов (дифференциация по масштабу объекта);

2) возрастные группы населения (дифференциация по возрасту на возрастные группы, уже реализовавшие репродуктивный труд, находящиеся

в процессе его реализации, а также те, кому еще только предстоит осуществлять репродуктивно-трудовую деятельность).

Необходимо, чтобы проведение активной репродуктивной политики на федеральном уровне способствовало формированию и реализации аналогичной политики на региональных уровнях, при этом последняя должна во многом определяться спецификой репродуктивной ситуации в регионе.

Ключевой категорией репродуктивной политики должна стать категория репродуктивного труда как труда по рождению детей, уходу за ними, социализации, т.е. родительского и делегированного труда, в процессе которого формируется и развивается будущий человеческий капитал страны. Использование этой категории в качестве центральной созвучно важнейшим группам факторов снижения рождаемости (как индикатора активности на первой стадии репродуктивного труда) в России - группе экономических факторов (ухудшение материально-бытовых условий) и социально-духовных (снижение ценности семьи). Репродуктивный труд должен рассматриваться как многостадиальная деятельность, а трудовая карьера женщины - как непрерывная (сочетающая в себе последовательное и/или параллельное выполнение трудовых функций в продуктивной и репродуктивной сферах). Именно признание высокой значимости репродуктивного труда, его статусности и престижа выступает ключевым инструментом стимулирования репродуктивно-активного труда на федеральном уровне.

В основании двухуровневой репродуктивной политики должна лежать общая система взглядов, включающая в себя положения, разделяемые всеми ее субъектами:

1) добровольность участия в репродуктивно-трудовой деятельности. Это предполагает отсутствие наказаний за неучастие в ней, недопустимость ее порицающего стимулирования, отсутствие законодательных ограничений или запретов на тот или иной тип репродуктивного поведения;

2) рассмотрение российской семьи в качестве основного объекта репродуктивной политики, полноправного субъекта российской экономики.

Она выполняет социальный заказ на формирование и развитие совокупного человеческого капитала страны. В этом процессе реализуется репродуктивный труд, в связи с чем семьей потребляются ресурсы общества и государства, возникают репродуктивные затраты и достигаются репродуктивные результаты;

3) прямая заинтересованность государства в достижении высоких количественных и качественных результатов репродуктивного труда. Для их достижения государство использует различные инструменты и методы стимулирования репродуктивно-активного труда;

4) свобода семьи в выборе способов и форм реализации репродуктивного труда. Эти формы и способы в сферах домашней и социальной репродукции многообразны, семья вправе определять и реализовывать наиболее приемлемые из них для себя на каждой стадии реализации репродуктивного труда.

Конечной целью репродуктивной политики выступает формирование и поддержание ситуации репродуктивной активности, сопровождающейся достижением адекватных долгосрочным потребностям страны количества и качества будущего человеческого капитала. Основные аспекты репродуктивной политики отражены на рис. 1.

Специфика репродуктивной политики в нашей стране должна определяться существующей идеологией, демографической ситуацией, процессами социально-экономического развития, традициями [2].

В качестве финансовых ресурсов репродуктивной политики целесообразно рассматривать средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов. Для полноценной реализации политики необходимо, чтобы ее финансовый механизм включал в себя систему поступления, накопления и расходования ресурсов, а сама бы она была построена с учетом действия объективных экономических и социальных законов. В связи с этим одним из источников доходной части

Идеи, лежащие в основе:

• категория репродуктивного труда как центральное понятие репродуктивной политики

• категория репродуктивного труда как интеграция важнейших групп факторов снижения российской рождаемости (экономических и социальных)

• непрерывность трудовой карьеры женщины: труд в репродуктивной сфере ^ труд в продуктивной сфере

• эффективность репродуктивного труда как социально-экономический инструмент роста репродуктивной активности населения

• многостадиальность процесса репродуктивного труда

Репродуктивная политика как

комплекс мер, направленных на создание и оптимизацию условий реализации репродуктивного

труда, получение его разнообразных результатов, обеспечение эффективности этого труда и переход к активности населения в данной сфере

Ч 7

Принципы репродуктивной политики:

• принцип свободы участия в репродуктивно-трудовой деятельности

• принцип многообразия технологий репродуктивного труда

• принцип включения семьи в число полноправных субъектов экономики

• принцип дифференциации мер репродуктивной политики

• принцип соответствия результатов репродуктивного труда уровню развития экономической и социальной инфраструктуры

• принцип поощрения государством и обществом качества репродуктивного труда

Ж

Финансовые инструменты репродуктивной политики:

• отчисления хозяйствующих субъектов за использование человеческого капитала

• система пенсионного обеспечения, учитывающая количественные и качественные результаты репродуктивно труда

• «репродуктивные выплаты» гражданам, имеющим занятых в экономике детей

• налоговые льготы детям при финансовой помощи вышедшим из трудоспособного возраста родителям и оплате оказанных родителям социальных услуг

Рисунок 1 Основные аспекты репродуктивной политики

бюджетов должны стать налоговые поступления хозяйствующих субъектов за использование ими человеческого капитала или создание на предприятиях репродуктивно-гендерных фондов. Введение налога была предложено в трудах А.П. Багировой , репродуктивно-гендерных фондов - в исследованиях А.М. Илышева и И.В. Лаврентьевой [3].

Экономическими инструментами реализации репродуктивной политики выступают система пенсионного обеспечения (предусматривающая в числе прочего отсроченное стимулирование количества и качества осуществленного репродуктивного труда), прямая оплата репродуктивного труда в процессе его реализации (в ряде регионов), налоговая система, включающая в себя: а) льготы по налогообложению физическим лицам, достигшим определенных результатов репродуктивного труда; б) налог на использование человеческого капитала, плательщиком которого выступают его основные потребители.

Последовательное проведение репродуктивной политики должно повысить эффективность репродуктивно-активного труда для его субъектов, сделать затраты этого труда для них в определенном смысле возвратными, «окупаемыми», сформировать удовлетворенность от реализации этого вида труда. В свою очередь, полная реализация мотивационного механизма репродуктивного труда (мотивов продолжения рода как биологической составляющей мотивации, мотивов самореализации как психологической составляющей, мотивов престижа как социального элемента мотивационной системы) является ключевым фактором формирования репродуктивной активности российского населения. Предлагаемая концепция двухуровневой репродуктивной политики направлена на стимулирование и мотивацию репродуктивно-активного труда; ее же дифференциация на региональном уровне создаст условия для достижения этого результата несколько различающимися, но адекватными для каждого типа регионов способами.

Двухуровневая репродуктивная политика в конечном счете преследует цели, которые могут быть выделены как на уровне населения (выступающего

субъектом репродуктивного труда), так и на уровне государства и регионов (выступающих заказчиками результатов этого труда). Основные параметры репродуктивной политики представлены на рис. 2.

Репродуктивная политика (государственная и региональная)

Параметры, зависящие от субъектов труда

Объем Стоимость Качество

репродуктивно ^-^репродуктивно ^-^ репродуктивно

го труда го труда го труда

Л

Л

Л

Инструменты реализации репродуктивной политики

экономические

идеологические

юридические

Л

Л

Л

Параметры, зависящие от заказчика результатов

Рост численности населения

Изменение демографиче ской структуры населения

Улучшение качества человеческого капитала

Рисунок 2 - Основные параметры репродуктивной политики

На государственном и региональном уровнях проведение репродуктивной политики формирует необходимые условия для перехода

населения страны и отдельных регионов от реализации широко распространенной модели репродуктивно-пассивного труда к преимущественной реализации модели репродуктивно-активного труда. В перспективе это, повышая качество и количество будущего человеческого капитала страны и отдельных регионов, позволит реализовывать модель актуальной и столь необходимой нашей стране уже сегодня инновационной экономики (в которой будут востребованы принципиально новые и при этом имеющие потенциал развития с самого раннего возраста качества личности).

Библиографический список

1. Абилова М.Г. Активизация репродуктивного труда в России: методы оценки эффективности процесса и их реализация // Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. - 2010.- № 3(31). - С. 64-66.

2. Багирова А.П., Абилова М.Г. Концептуальные основы репродуктивной политики в современной России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 9. - С. 13-20.

3. Илышев А.М., Лаврентьева И.В. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России: монография. - М. : ИД «Финансы и кредит», 2005. - 368 с.

References

1. Abilova M.G. Activation of reproductive labor in Russia: the process of evaluating the effectiveness of the methods and their implementation // Vestnik MGTU G.I. Nosov. - 2010.- № 3 (31). - S. 64-66.

2. Bagirova A.P., Abilova M.G. Conceptual bases of reproductive politics in modern Russia // National interests priorities and safety. - 2010. - № 9. - S. 13-20.

3. Ilyshev A. M., Lavrentieva I. V. Strategy of inclusion of reproductive labor in the economy of Russia: monograph. - M. : publishing house "Finance and credit", 2005. - 368 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.