Научная статья на тему 'Концептуальные основы информационной политики в демографической сфере'

Концептуальные основы информационной политики в демографической сфере Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
399
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Багирова А. П., Шубат О. М., Полушкина И. В.

В статье представлены основы целостной информационной политики, направленной на активизацию родительского труда. Выделены ее цели и задачи, объекты, идеи и принципы реализации, потенциальный субъект ее осуществления. Обосновывается, что продвижение идей информационной политики наиболее эффективно может быть реализовано через систему двух социальных институтов: средств массовой информации и института образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы информационной политики в демографической сфере»

ПРИОРИТЕТЫРОССИИ

19 (256) - 2014

УДК 314. 15

концептуальные основы

информационной политики

в демографической сфере*

А.П. БАГИРОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры социологии и социальных технологий управления E-mail: [email protected]

О.М. ШУБАТ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством продукции E-mail: [email protected]

И.В. ПОЛУШКИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством продукции E-mail: [email protected] Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

В статье представлены основы целостной информационной политики, направленной на активизацию родительского труда. Выделены ее цели и задачи, объекты, идеи и принципы реализации, потенциальный субъект ее осуществления. Обосновывается, что продвижение идей информационной политики наиболее эффективно может быть реализовано через систему двух социальных институтов: средств массовой информации и института образования.

Ключевые слова: демографическая политика, информационная политика, родительский труд,

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Мотивация родительского труда, стратегия и тактика регулирования репродуктивных установок населения в Уральском регионе», проект № 12-03-00073а.

Статья представлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».

средства массовой информации, образование, человеческий капитал

Вступление. В стратегических и программных документах, ориентированных на цели демографического развития Российской Федерации в целом и ее регионов, предусматриваются различные инструменты информационного продвижения идей демографической политики. В частности, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года определены меры информационной поддержки проведения демографической политики России, говорится о необходимости более широкого распространения социальной рекламы, подготовке выпусков тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, разработке учебных программ, а также нормативно-правовой базы для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на

улучшение понимания ценностей материнства и отцовства, повышение статуса родительства. Взят курс на переход от малодетной семьи к семье, имеющей не менее 2 детей1.

На региональном уровне реализации демографической политики также предусмотрены отдельные меры, связанные с повышением информированности населения. Так, например, Программа демографического развития Свердловской области на период до 2025 года («Уральская семья») в целях повышения роли отцовства, ответственного роди-тельства предусматривает «издание книг и пособий для отцов, обучение взрослых мужчин»2.

Выделяемые в нормативных документах каналы информационного продвижения идей демографической политики, безусловно, важны. Однако говорить о них целесообразно только в увязке с тем контентом, который можно продвигать при их помощи. На взгляд авторов, для достижения амбициозных целей, заявленных в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, необходима разработка целостной информационной политики, направленной на активизацию родительского труда3. Ее основные компоненты представлены на рисунке.

Информационная политика должна продвигать совокупность идей о содержательных смыслах ро-дительства и окупаемости родительского труда, ее целевыми аудиториями целесообразно обозначить молодое население (как потенциальных родителей) и бизнес-сообщество (как основного «потребителя» человеческого капитала). Конечная цель предлагаемой информационной политики состоит в усилении мотивации населения к активному родительскому труду и его реализации на уровне, необходимом для достижения адекватных долгосрочным потребностям страны объема и качества будущего человеческого капитала.

Отметим, что наличие подобной политики представляется авторам крайне важным для решения задач демографического развития страны, для роста не только численности населения, но

1 Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351.

2 О Программе демографического развития Свердловской области: постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2007 № 830-ПП.

3 Содержание концепции родительского труда раскрыто в ряде предшествующих публикаций авторов в журналах Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», см., напр.

[3, 5, 10].

и его качества. Это связано с тем, что анализ информационного пространства демографической политики целого ряда субъектов РФ обнаруживает наличие определенных проблем в этой сфере. Так, например, в Свердловской области выявлены такие негативные аспекты информационной политики, как «доминирование информации, имеющей сугубо ознакомительный характер, не несущей практической пользы для конкретных членов общества; формализация информации о проблемах демографической политики со стороны органов государственной исполнительной власти; преобладание информационных сообщений, имеющих прогностический характер, не раскрывающих способы и механизмы решения насущных проблем; отсутствие обратной связи в коммуникации «власть -население»; информационное бездействие по вопросам реализации демографической политики некоммерческого сектора региона, политических деятелей, коммерческих структур, аккумулирующих экономический капитал территории и заинтересованных в улучшении демографической ситуации в регионе; недостаточная реализация в информационном пространстве социально-психологических и воспитательно-пропагандистских мер демографической политики» [8, с. 12].

Разработка нового контента информационной политики актуальна и в связи с тем, что результаты проведенных авторами исследований свидетельствуют об отсутствии в сознании российского населения содержательного стереотипа о преимуществах родительства [4]. Данное явление можно назвать «парадоксом очевидности»: несмотря на то, что опрошенные авторами эксперты, занимающиеся реализацией демографической политики в Уральском регионе, заявляют об отсутствии необходимости введения дополнительных мер в информационной работе с населением4, само население говорит о непонимании смысла наличия детей, незнании мер стимулирования рождаемости и др. Возможно, здесь возникает «эффект псевдоочевидности», когда у субъектов реализации демографической политики создается обманчивое впечатление о том, что положительные стороны родительства для населения очевидны, что они по определению перевешивают возможные отрицательные аспекты этого феноме-

4 Результаты экспертного опроса специалистов, занимающихся реализацией демографической и семейной политики в Уральском регионе (проведен в сентябре 2013 г в Свердловской области).

£ Си Н

О и О М и -а

И

н

5 §

2 5

Я

<

м 5 со 5 н

и

<

я

<

я я

и §

£

я

<

я

<

и я н

я §

я

<

я я о я

я

<

Си

о е я я

Цель:

усиление мотивации населения к активному родительскому труду и его реализации на уровне, необходимом для достижения адекватных долгосрочным потребностям страны объема и качества будущего человеческого капитала

Задачи:

1) усиление репродуктивных установок российской молодежи и формирование готовности к активному родительскому труду;

2) осознание населением смыслов родительства;

3) осознание бизнес-сообществом необходимости обретения статуса полноправного субъекта семейно-демографической политики;

4) повышение уровня компетентности служащих сферы государственного и муниципального управления, ответственных за реализацию семейно-демографической политики

Ключевые идеи:

1) полноценная семья - это большая семья, семья с 3 и более детьми;

2) наличие у человека детей повышает его социальный статус;

3) социально-психологические преимущества родительства очевидны: самореализация, повышение социального статуса, ощущение полноты жизни, улучшение отношений в семье, выполнение собственного предназначения, отсутствие одиночества в старости;

4) рождение детей, уход за ними, их воспитание и развитие являются трудовой деятельностью, имеющей специфическое и при этом сложное содержание на каждой стадии реализации;

5) трудовая карьера женщины непрерывна, она предполагает последовательное или параллельное выполнение трудовых функций в профессиональной сфере и в сфере рождения и воспитания детей;

6) экономические преимущества родительства складываются в силу того, что наличие детей улучшает материальное положение, дети гарантируют экономическое благосостояние в будущем

Объекты:

1) население страны, когорты населения;

2) бизнес-сообщество;

3) власть в лице государственных и муниципальных служащих, занятых реализацией семейно-демографической политики

Принципы:

1) пообъектная дифференциация тактических приемов и методов реализации информационной политики;

2) институциональность продвижения идей информационной политики;

3) комплексность информационного воздействия;

4) континуальность информационного воздействия;

5) тактико-стратегическая рефлексия

Основные компоненты информационной политики, направленной на активизацию родительского труда

на. Результаты авторского исследования выявили ошибочность подобных представлений, подтвердив необходимость разработки специального информационного контента, нацеленного на продвижение (действительно) вполне очевидных идей.

В качестве задач информационной политики, направленной на активизацию родительского труда, предлагается рассматривать:

1) усиление репродуктивных установок российской молодежи и формирование готовности к активному родительскому труду;

2) осознание населением смыслов родитель-ства;

3) осознание представителями бизнес-сообщества необходимости реализации статуса полноправного субъекта семейно-демографической политики;

4) повышение уровня компетентности служащих сферы государственного и муниципального управления, ответственных за реализацию семейно-демографической политики.

Объектами информационной политики могут выступать:

1) население страны в целом, ее отдельных регионов, когорты населения. При этом центральный ориентир внутри данного объекта на разных иерархических уровнях принадлежит семье;

2) бизнес-сообщество как основной потребитель человеческого капитала, носителем которого является занятое на рынке труда население;

3) власть в лице государственных и муниципальных служащих, занятых реализацией семейно-демографической политики.

В качестве субъекта реализации информационной политики, направленной на активизацию родительского труда, целесообразно рассматривать специально созданный департамент в Министерстве труда и социальной защиты РФ (на федеральном уровне) и в соответствующих министерствах на уровне субъектов Федерации. В ведении подобных министерств находятся как проблемы занятости населения, трудовых отношений, пенсионного обеспечения, так и вопросы демографической политики - это позволяет рассматривать их в качестве ключевых институтов продвижения в общество идеи активизации родительского труда, разработки механизмов его учета и оценки, включения результатов этого труда в систему пенсионного обеспечения, а в дальнейшем - и в систему национального счетоводства. Структурное подразделение министерства, реализующее подоб-

ные функции, могло бы называться Департаментом семьи и родительского труда. В качестве направлений его работы целесообразно рассматривать, с одной стороны, комплексную оценку и анализ результатов родительского труда (как реализуемого родителями, так и делегируемого родителями различным социальным институтам), с другой - информационное продвижение контента семейно-демографической политики. Взаимосвязь этих направлений заключается в том, что без результатов анализа родительского труда (информационного аудита) невозможна разработка стратегии и тактики информационной политики, нацеленной на его активизацию.

Создание единой структуры, целенаправленно занимающейся вопросами активизации родительского труда, позволит решать проблему недостаточного объема и качества человеческого капитала комплексно и системно, интегрируя технологии работы разрозненных на сегодня структур. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию полноценной среды для развития человеческого капитала страны и регионов.

Ключевые идеи, которые необходимо положить в основу концепции информационной политики, таковы:

• 1-я идея - полноценная семья - это большая семья, семья с 3 и более детьми;

• 2-я идея - наличие у человека детей повышает его социальный статус;

• 3-я идея - социально-психологические преимущества родительства очевидны: самореализация, повышение социального статуса, ощущение полноты жизни, улучшение отношений в семье, выполнение собственного предназначения, отсутствие одиночества в старости;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 4-я идея - рождение детей, уход за ними, их воспитание и развитие являются трудовой деятельностью, имеющей специфическое и при этом сложное содержание на каждой стадии реализации;

• 5-я идея - трудовая карьера женщины непрерывна, она предполагает последовательное или параллельное выполнение трудовых функций в профессиональной сфере и в сфере рождения и воспитания детей;

• 6-я идея - экономические преимущества роди-тельства складываются в силу того, что наличие детей в будущем улучшает материальное положение, дети гарантируют экономическое благосостояние в будущем.

Таким образом, основными категориями информационной политики в семейно-демографической сфере должны стать категории полноценной семьи, родительского труда как деятельности, реализация которой приносит не только социально-психологические, но и экономические преимущества, как деятельности, необходимой обществу, в процессе которой формируется и развивается будущий человеческий капитал, являющийся важнейшим стратегическим ресурсом страны. Именно признание высокой значимости родительства и родительского труда, их преимуществ, статусности и престижа выступает ключевым инструментом развития семейно-репродуктивных установок российской молодежи.

Перечислим ключевые принципы, которые необходимо положить в основу формирования информационной политики, направленной на активизацию родительского труда.

1. Принцип пообъектной дифференциации тактических приемов и методов реализации информационной политики. Выделяемые объекты информационной политики (группы населения, бизнес-сообщество и властные структуры) принципиальным образом различаются по целому ряду оснований. В контексте разработки информационной политики, направленной на активизацию родительского труда, наиболее значимыми основаниями таких различий являются: степень институционали-зации объектов, их роль в социально-экономической системе государства, способ функционирования и особенности социальной рефлексии. Онтологическая разнородность объектов информационной политики естественным образом приводит к идее разграничения способов и механизмов информационного воздействия на них.

Одновременно выделяемые объекты характеризуются определенной структурной идентичностью -первичным структурным элементом и населения в целом, и бизнес-сообщества, и власти в лице государственных и муниципальных служащих является отдельно взятый человек. Пообъектная дифференциация тактических приемов и методов реализации информационной политики на фоне отмеченной идентичности может приводить к появлению синер-гетического эффекта - возрастанию эффективности информационного воздействия.

2. Принцип институциональности продвижения идей информационной политики. Представляется, что продвижение идей разрабатываемой

информационной политики наиболее эффективным образом может осуществляться через систему двух социальных институтов: института средств массовой информации (СМИ) и института образования. Рассмотрим роль каждого из них в этом процессе.

Во-первых, СМИ выступает как социальный институт, ответственный за продвижение идей семейной политики, направленной на активизацию родительского труда. Сегодня у исследователей нет сомнений в том, что СМИ наряду с другими выполняет и аксиологическую функцию. Этот социальный институт в современных условиях способен влиять на структуру, содержание и уровень потребностей как отдельной личности, так и больших социальных групп.

По замечанию Е.В. Поликарповой, «масс-медиа стали одним из компонентов психосоциальной среды обитания человечества, они претендуют, и не без основания, на роль очень мощного фактора формирования мировоззрения личности и ценностных ориентаций общества. Им принадлежит лидерство в области идеологического воздействия на общество и личность. Они стали трансляторами культурных достижений и, бесспорно, активно влияют на принятие либо отрицание обществом тех или иных ценностей культуры. Но средства массовой информации и сами принимают участие в формировании этих ценностей, причем эти процессы часто остаются бесконтрольными и малоизученными»5.

Анализируя социальные аспекты внедрения в повседневную жизнь информационных технологий, Н.А. Ермакова и В.М. Жеребин отмечают: «Новая система ценностей теперь не вызревает постепенно в среде социальных групп, не подвергается естественному отбору. Она создается специалистами в области информационных технологий по заказу или даже прихоти владельцев СМИ» [6, с. 46].

Вместе с тем исследователи роли масс-медиа в процессе формирования семейных ценностей отмечают, что в современных СМИ вопросам семьи, воспитания детей и родительства уделяется недостаточно внимания. Так, на основании результатов мониторинга более 8 000 медиа-носителей В.В. Тучкова установила, что удельный вес материалов по семейной проблематике за период с 2008 по 2011 г. увеличивался с каждым годом, однако не превышал

5 См. Поликарпова Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. Ростов н/Д: ИППК при РГУ, 2002. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Polikarp/01. php.

ничтожно малых 1,96%. При этом в большей степени материалы по исследуемой проблематике были представлены в региональных СМИ, преобладая в газетах и журналах (по сравнению с телевидением и радио) [11, с. 160-161].

Кроме того, в исследовании отмечается формальный подход к освещению семейной тематики -преимущественно это материалы о льготах, о новых законодательных мерах в семейной политике и др. По замечанию автора, «подобного рода материалы не являются привлекательными и запоминающимися для молодежи, а значит, проходят фоновой, незамеченной информацией» [11, с. 162].

Однако, учитывая огромный ресурс потенциального воздействия средств массовой информации на общественное сознание, реализуемый через такие каналы, как Интернет, телевидение, радио и печатные издания, рассмотрение СМИ в качестве социального института, ответственного за продвижение идей разрабатываемой информационной политики, представляется перспективным. При этом возможны различные формы донесения семейно и репродуктивно ориентированного контента до массового сознания. Наилучшим образом поставленным задачам отвечают такие формы, как: социальнаяреклама, содержание которой отражает основные идеи информационной политики, направленной на активизацию родительского труда; тиражирование положительного семейно и репродуктивно ориентированного опыта референтных групп; распространение специально подготовленных и позитивно окрашенных материалов (кроме социальной рекламы) с семейно-репродуктивным контентом. Покажем особенности перечисленных форм распространения идей информационной политики.

Социальная реклама. Этот вид рекламного продукта может быть представлен в следующих типах рекламы:

а) наружная социальная реклама (щиты, растяжки, реклама на транспорте);

б) социальная реклама в сети Интернет, в ее наиболее востребованных «зонах». По данным опроса, проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) в июне 2013 г., наиболее популярными видами активности в сети Интернет у суточной аудитории являются поиск информации (73%), чтение новостей (64%), общение в соцсетях (63%). Для возрастной категории от 18 до 30 лет порядок предпочтений немного меняется: на первом месте -

общение в соцсетях (71%), на втором - поиск информации (69%)6.

Принимая во внимание отмеченные пользовательские предпочтения во «всемирной паутине», можно выделить те разновидности интернет-рекламы, которые представляются наиболее подходящими для продвижения идей разрабатываемой информационной политики. Это прежде всего банерная реклама, размещаемая на поисковых страницах и новостных лентах. Особо следует выделить различные варианты продвижения в социальной сети (например, таргетированная реклама, предполагающая возможность распространения идей для точно заданной целевой аудитории). Успешным может быть продвижение репродуктивно ориентированного и семейного контента в виде вирусной рекламы, распространяемой самими пользователями. Этот вид рекламы предполагает, что в сети размещается оригинальный по форме или содержанию видеоролик (изображение, текстовый материал и др.), который не может оставить пользователя равнодушным, заставляя поделиться им со своими друзьями и знакомыми;

в) социальная реклама в печатных СМИ. Пресса считается традиционным способом распространения рекламы и предлагает различные варианты внедрения рекламного сообщения в содержательный контент издания. Представляется, что для распространения семейно и репродуктивно ориентированных идей в большей степени подходит модульная реклама - выделение определенной части полосы издания для размещения нужного сообщения;

г) социальная реклама на телевидении. Среди разновидностей телерекламы (бегущая строка, спонсорство, телемагазины, видеоролики) наиболее подходящим для распространения социальной рекламы авторам видится вариант видеороликов, отражающих основные идеи разрабатываемой информационной политики;

д) социальная реклама на радио. Этот тип рекламы может быть представлен в виде семейно или репродуктивно ориентированного аудиоролика или объявления (в дикторском исполнении или записанного ранее актером).

В заключение освещения социальной рекламы как формы распространения идей разрабатываемой

6 Данные еженедельного опроса «ФОМнибус» от 29-30 июня 2013 г., представленные на официальном сайте Фонда общественного мнения. URL: http://fom.ru/SMt-i-internet/11088.

информационной политики отметим, что выбор типа, а также видов этой рекламы должен предваряться мониторингом аудитории медианосителей -изучением ее социально-демографических характеристик, оценкой потенциала ее охвата.

Тиражирование положительного семейно и репродуктивно ориентированного опыта референтных групп. Теория референтных групп исходит из того, что индивид психологически относит себя к определенной группе, ценности, идеалы и нормы которой он воспринимает в качестве образцов и стандартов для собственной жизнедеятельности. Референтная группа служит источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Очень часто представителями референтных групп являются медийные лица - политические, общественные деятели, известные творческие люди. Тиражирование моделей их поведения в современном обществе осуществляется посредством средств массовой информации. Поэтому распространение с помощью СМИ положительных образцов семейно-репродуктивного поведения представителей референтных групп может рассматриваться в качестве перспективной формы продвижения идей разрабатываемой информационной политики.

Интересным в этой связи представляется исследование вклада различных референтных групп в транслирование семейных ценностей в средствах массовой информации, выполненное В.В. Тучковой [11]. Результаты анализа показали, что референтные группы, включающие в себя представителей федеральной исполнительной власти и в целом федеральные государственные учреждения, имеют наибольший удельный вес в общем объеме транслируемой в СМИ информации по семейной проблематике. Вместе с тем наибольший охват аудитории был зафиксирован у референтных групп, характеризующихся нейтральными (или отрицательными) высказываниями по семейной проблематике.

Распространение специально подготовленных и позитивно окрашенных материалов (кроме социальной рекламы) с семейно-репродуктивным контентом предлагается рассматривать как одну из форм продвижения идей разрабатываемой информационной политики. Примерами таких материалов могут быть специальные передачи по вопросам семьи и родительства, беседы с экспертами по семей-но-репродуктивной проблематике, транслируемые СМИ. Отдельным направлением продвижения идей информационной политики могут стать создание и

поддержка издательства, специализирующегося на выпуске и распространении продукции соответствующего содержания. К примеру, в США активно работает издательство Demeter Press, специализирующееся на публикации и распространении материалов по вопросам семьи и материнства. Издательство публикует рецензируемые научные работы, художественную литературу, поэтические и творческие, научно-популярные материалы по репродуктивной проблематике7.

Во-вторых, система образования как институт, ответственный за продвижение идей семейной политики, направленной на активизацию родительского труда. Одной их важнейших функций системы образования являются трансляция и распространение в обществе культуры - научных знаний, ценностей, достижений, моральных норм и правил поведения. Учитывая огромный потенциал воздействия системы образования на формирование социокультурной среды общества, его рассмотрение в качестве социального института, ответственного за распространение идей разрабатываемой информационной политики, представляется необходимым. Такая целевая ориентация системы образования предполагает внедрение на ее различных уровнях репродуктивно ориентированного компонента.

Обоснование необходимости включения репродуктивной составляющей в образовательные программы на уровне среднего общего образования, а также концептуальные вопросы этого процесса были представлены авторами в предыдущей работе [12]. В исследовании М.Г. Абиловой разработаны подходы к модернизации программ среднего профессионального образования с учетом их дополнительной репродуктивной ориентированности [1, с. 104-107]. Для уровня высшего профессионального образования проработаны вопросы актуализации репродуктивного образования, его теоретико-методологические положения, методические и практические вопросы внедрения в образовательные стандарты, а также содержательный компонент его программ [7]. Включение репродуктивной составляющей в образовательные программы на уровне дополнительного профессионального образования представляется логическим завершением формирования комплексной системы репродуктивного образования в Российской Федерации, нацеленной на активизацию родительского труда в стране.

7 Официальный сайт издательства Demeter Press. URL: http:// www.demeterpress.org.

Одной из форм дополнительного профессионального образования является повышение квалификации. На взгляд авторов, в категорию обучающихся по программам повышения квалификации, содержание которых предполагает изучение методов анализа и технологий активизации процессов развития человеческого капитала, целесообразно включать 2 категории слушателей: 1) государственные служащие и работники администраций муниципальных образований, занимающиеся разработкой и реализацией демографических программ, мероприятий социальной и семейной политики; 2) представители регионального бизнес-сообщества - владельцы и топ-менеджеры крупных компаний, бизнесмены - представители микро-, малых и средних предприятий.

3. Принцип комплексности информационного воздействия. Максимизация эффектов от информационного воздействия в рамках разрабатываемой политики возможна лишь при одновременном вовлечении в этот процесс нескольких сфер психики отдельного человека, групп и в целом общественного сознания: потребностно-мотивационной, интеллектуально-познавательной и эмоционально-волевой [9].

Вовлечение в процесс информационного воздействия потребностно-мотивационной сферы нацелено на формирование у населения совокупности знаний, убеждений, ценностных ориентаций, влечений и желаний. В частности, это могут быть знания о перспективах демографического развития страны и региона, о возможностях стимулирования родительского труда, о механизмах реализации родительского труда. Среди совокупности необходимых убеждений должны быть суждения о преимуществах родительства, высокой значимости статуса родителя, полноценности реализации личности посредством рождения и воспитания детей. Также необходимо формировать ценностные ориентации первого уровня в отношении семьи, родительства, здорового образа жизни.

Интеллектуально-познавательная сфера предполагает формирование соответствующих ощущений и восприятия информации. Так, для полноценной реализации задач семейно-демографической политики у населения должны быть сформированы ощущения необходимости и важности реализации себя в семейной сфере как родителя, необходимости рождения и воспитания нескольких детей, ощущение высокой ценности формирования, накопления и

передачи в дальнейшем собственным детям своего родительского опыта. Семья с несколькими детьми должна восприниматься как естественная форма жизнедеятельности, а участие в реализации родительского труда - как интересная, содержательная и приносящая удовольствие деятельность.

Включение в информационную работу эмоционально-волевой сферы предполагает формирование определенных эмоций, чувств и настроений. Это прежде всего создание позитивного образа роди-тельства в сознании населения - совокупности позитивных эмоций, сопровождающих процесс родительского труда на всех его стадиях. Кроме того, необходима работа по формированию таких чувств и настроений, как патриотизм, причастность к решению проблем страны и региона, любовь к детям, ответственность за них, счастье рождения и воспитания детей, гордость за их успехи, ощущение выполненного долга, спокойствия за свое будущее как следствие воспитания детей.

Знание закономерностей психологического воздействия позволяет говорить о том, что его эффективность возрастает, если оно направлено одновременно и на потребностно-мотивационную, и на эмоционально-волевую сферы психики [9]. В этом случае результаты воздействия сказываются и на направленности и силе побуждений, и на внутренних переживаниях и межличностных отношениях, открывая тем самым возможности влияния на волевую активность и репродуктивное поведение населения.

4. Принцип континуальности информационного воздействия. Формирование в общественном сознании установок на репродуктивную активность, качественную реализацию трудовых родительских функций не может рассматриваться в качестве краткосрочного проекта в силу ряда причин.

Во-первых, многочисленные социологические и маркетинговые исследования российской молодежи подтверждают укорененность в сознании молодых людей ценностей потребительского общества, зачастую выступающих в качестве антипода тем ценностям, которые связаны с созданием семьи, родительством и воспитанием детей [2]. Выстраивание посредством разрабатываемой информационной политики, по сути, новой системы ценностей невозможно в краткосрочном или среднесрочном периоде. Этот процесс требует непрерывной и долговременной информационно-просветительской работы.

Во-вторых, континуальность информационного воздействия в рамках разрабатываемой политики обусловливается подвижностью состава ее объектов. К примеру, с 2010 г. только по данным официальной статистики в стране увеличивается коэффициент рождаемости организаций8, а коэффициент официальной ликвидации организаций9 растет с 2009 г. Положительная динамика за последние 3 года наблюдается и по числу действующих индивидуальных предпринимателей10. Заметное движение трудовых ресурсов характерно и по виду деятельности «Государственное управление и обеспечение национальной безопасности»: за последние 5 лет коэффициент оборота по приему11 для этого вида деятельности изменялся в диапазоне от 14,1 до 18,1%, а коэффициент оборота по выбытию12 -от 14,9 до 18,2%13.

Таким образом, непрерывность информационного воздействия, неослабевающая интенсивность информационного потока, направленного на активизацию родительского труда, выступают необходимым принципом реализации информационной политики в условиях заметной изменчивости состава ее потенциальных реципиентов и доминирующей культуры с антиподными ценностями.

5. Принцип тактико-стратегической рефлексии. Динамизм и волатильность социокультурной среды современного общества выдвигают требование постоянной актуализации принципов и техник осуществляемых коммуникаций. Эффективное продвижение идей в рамках информационной политики, направленной на активизацию родительского труда, возможно при регулярном мониторинге

8 Отношение количества зарегистрированных организаций за отчетный период к среднему количеству организаций, учтенных органами государственной статистики, рассчитанное на 1 000 организаций.

9 Отношение количества официально ликвидированных организаций за отчетный период к среднему количеству организаций, учтенных органами государственной статистики, рассчитанное на 1 000 организаций.

10 По данным Федеральной службы государственной статистики об институциональных преобразованиях в экономике. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/enteiprise/refoim.

11 Численность принятых работников списочного состава в процентах от среднесписочной численности работников.

12 Численность выбывших работников списочного состава в процентах от среднесписочной численности работников в Российской Федерации по видам экономической деятельности.

13 По данным Федеральной службы государственной статистики о трудовых ресурсах. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#.

общественных установок и коррекции тактических и, возможно, стратегических целей и задач этой политики в соответствии с изменившимся социокультурным контекстом. Сказанное особо актуально для молодого российского населения, являющегося наиболее мобильной и гибкой частью социума и одновременно важнейшим объектом разрабатываемой информационной политики.

Заключение. Подводя итог рассмотрению концептуальных основ информационной политики в демографической сфере, необходимо отметить, что разработка ее конкретного содержания на региональном уровне должна осуществляться на основе результатов информационного аудита -мониторинга информационного поля демографической политики каждой отдельной территории. Грамотная и целостная информационная политика в демографической сфере, наряду с другими реализуемыми государством мерами, создаст условия для возникновения синергетического эффекта в виде достижения совокупным человеческим капиталом страны и регионов качественно нового уровня своего развития.

Список литературы

1. Абилова М.Г. Методы и инструменты стимулирования репродуктивной активности. Екатеринбург, 2011.

2. Актуальные проблемы социологии молодежи / под общ. ред. Ю Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2010.

3. Багирова А.П., Абилова М.Г. Активизация родительского труда: реалии и возможности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 10. С. 2-7.

4. Багирова А.П., Шубат О.М. Институт семьи и родительства в представлениях беременных женщин Уральского региона // Горизонты демографического развития России: смена парадигм научного предвидения: сборник материалов IV Уральского демографического форума с международным участием. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. С. 179-184.

5. Багирова А.П., Шубат О.М., Пшеничникова М.М. Методические принципы анализа родительского труда // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 46. С. 9-16.

6. Ермакова Н.А., Жеребин В.М. Социальные аспекты использования интернет-технологий // Вопросы статистики. 2013. № 9. С. 38-48.

7. Илышев А.М., Багирова А.П. Введение в реп-родуктивистику. Становление науки о воспроизводстве человека. М.: Финансы и статистика, 2009.

8. Каташинских Н. С. Информационное пространство демографической политики Свердловской области. Екатеринбург: УрФУ, 2013.

9. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003.

10. ПшеничниковаМ.М. Родительский труд как объект экономического анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 39. С. 23-29.

11. Тучкова В.В. Отражение семейных ценностей в российских СМИ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 150. С. 158-163.

12. Шубат О.М., Багирова А.П. Развитие родительских компетенций молодежи как направление социально-экономической политики муниципальных образований Свердловской области // Муниципалитет: экономика и управление. 2013. № 1. С. 58-65.

Priorities of Russia

CONCEPTUAL FUNDAMENTALS OF INFORMATION POLICY IN DEMOGRAPHIC SPHERE

Anna P. BAGIROVA, Oksana M. SHUBAT, Irina V. POLUSHKINA

Abstract

The article presents fundamentals of complete information policy directed on activation of parental labor. The authors reveal the purposes and task, objects, ideas and the principles of realization, the potential subject of its implementation. The paper proves that promotion of ideas of information policy can be most effectively realized through system of two social institutes: mass media and education institute.

Keywords: demographic policy, information policy, parental labor, mass media, education, human capital

References

1. Abilova M.G. Metody i instrumenty stimu-lirovaniia reproduktivnoi aktivnosti [Methods and instruments of stimulation of reproductive activity]. Yekaterinburg, 2011.

2. Aktual'nye problemy sotsiologii molodezhi [Actual problems of youth sociology]. Yekaterinburg, UrFU Publ., 2010.

3. Bagirova A.P., Abilova M.G. Aktivizatsiia roditel'skogo truda: realii i vozmozhnosti [Activation of parental labor: realities and opportunities]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2011, no. 10, pp. 2-7.

4. Bagirova A.P., Shubat O.M. [Family and parenting in representations of pregnant women of the Ural

region]. Gorizonty demograficheskogo razvitiia Ros-sii: smena paradigm nauchnogo predvideniia [Proc. Sci. Conf. "Horizons of demographic development of Russia: change of paradigms of scientific prediction"]. Yekaterinburg, Economy Institute UrO RAS Publ., 2013,pp. 179-184.

5. Bagirova A.P., Shubat O.M., Pshenichnikova M.M. Metodicheskie printsipy analiza roditel'skogo tru-da [Methodical principles of analysis of parental labor]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2011, no. 46, pp. 9-16.

6. Ermakova N.A., Zherebin V.M. Sotsial'nye as-pekty ispol'zovaniia internet-tekhnologii [Social aspects of use of Internet technologies]. Voprosy statistiki - Issues of statistics, 2013, no. 9, pp. 38-48.

7. Ilyshev A.M., Bagirova A.P. Vvedenie v re-produktivistiku. Stanovlenie nauki o vosproizvodstve cheloveka [Human reproduction science. Science formation about reproduction of a man]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2009.

8. Katashinskikh N.S. Informatsionnoe prostran-stvo demograficheskoi politiki Sverdlovskoi oblasti [Information space of demographic policy of the Sverdlovsk region]. Yekaterinburg, UrFU Publ., 2013.

9. Manoilo A.V. Gosudarstvennaia informatsion-naia politika v osobykh usloviiakh [Public information policy in special conditions]. Moscow, MIFI Publ., 2003.

10. Pshenichnikova M.M. Roditel'skii trad kak ob"ekt ekonomicheskogo analiza [Parental labor as an object of economic analysis]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2010, no. 39, pp. 23-29.

11. Tuchkova V.V. Otrazhenie semeinykh tsen-nostei v rossiiskikh SMI [Family values reflected in the Russian media]. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstven-nogopedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena -Bulletin of Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2012, no. 150, pp. 158-163.

12. Shubat O.M., BagirovaA.P. Razvitie roditel'skikh kompetentsii molodezhi kak napravlenie sotsial'no-eko-nomicheskoi politiki munitsipal'nykh obrazovanii Sver-dlovskoi oblasti [Development of parental competences of youth as direction of social and economic policy of the Sverdlovsk region municipalities]. Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie - Municipality: economy and management, 2013, no. 1, pp. 58-65.

Anna P. BAGIROVA

Ural Federal University named after first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]

Oksana M. SHUBAT

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation

[email protected]

Irina V. POLUSHKINA

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.