Научная статья на тему 'Методические аспекты развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики'

Методические аспекты развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солопанова И. Ю.

Solopanova I.Yu. Methodological aspects of senior formers' creative abilities development by informa-tics means. The article considers some elements of the pedagogical model of senior formers' creative abilities development by means of informatics: organization of senior formers' process of creative abilities development (teaching methods and forms), criteria and indicators of senior formers' creative abilities development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики»

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАТИКИ

И.Ю. Солопанова

Solopanova I.Yu. Methodological aspects of senior formers' creative abilities development by informatics means. The article considers some elements of the pedagogical model of senior formers' creative abilities development by means of informatics: organization of senior formers' process of creative abilities development (teaching methods and forms), criteria and indicators of senior formers' creative abilities development.

Статья продолжает описание модели развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики, начатое в статье И.Ю. Солопановой «Развитие творческих способностей старшеклассников средствами информатики» (Гаудеамус. 2007. № 2).

Согласно разработанной модели развития творческих способностей старшеклассников [11], рассмотрим методы обучения, используемые нами в исследовании.

Поскольку условием творческой деятельности и развития творческих способностей является накопление знаний о предмете [15], при изложении учебного материала целесообразно использовать объяснительно-иллюстративный метод. Основное его назначение - организация усвоения информации учащимися путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Учитель сообщает учащимся учебную информацию с использованием различных дидактических средств и средств информатики: слов, схем, таблиц, компьютерных программ и т. д. Обычно объяснительно-иллюстративный метод используется на этапах формирования ЗУН.

Психологи и педагоги отмечают, что никакой творческий акт мышления невозможен без опоры на репродукцию уже имеющихся знаний, которая, будучи включена в процесс решения задачи-проблемы, изменяет свой характер [6]. Действительно, все новое, возникающее в результате творческого процесса, есть не что иное, как комбинация «взятых» из памяти элементов. Поэтому для воспроизведения учащимися необходимых знаний и приобретения ими умений и навыков пользоваться полученными знаниями следует использовать репродуктивный метод. Данный метод мы реализовывали через выполнение учащимися заданий по образцу, заданий и вопросов

на воспроизведение изученного материала средствами информатики.

Конечно же, отмеченные два метода не столь существенны, ведущую роль в развитии творческих способностей старшеклассников средствами информатики, по нашему мнению, играют проблемные, эвристические, исследовательские, логические методы обучения.

Рассмотрим возможности проблемного метода. Как известно, творчество предполагает способность к решению проблем, проблемных ситуаций. Согласно В.П. Симонову, «любое творчество начинается с постановки проблемы, задачи, подлежащей разрешению» [10, с. 14]. «Творить - значит решать проблемы, решать проблемы - значит мыслить, мыслить - значит выдвигать гипотезы, проверять их, обращаться к практике», - утверждает А.Т. Шумилин [18, с. 100].

Решение проблемы, проблемной ситуации заключается в выдвижении гипотез и их верификации, что является центральным механизмом творчества [8; 9]. Главным элементом проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения поставленного задания, для выполнения нужного действия. В процессе решения проблемной ситуации, проблемных задач учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, мотивации.

Для создания проблемной ситуации в обучении ученика надо поставить перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного.

A.M. Матюшкин выделяет в проблемной ситуации три главных компонента [5]:

1) неизвестное усваиваемое отношение, способ или условие действия, раскрываемое в проблемной ситуации;

2) действие, необходимость выполнения которого в поставленном задании вызывает потребность в новом, подлежащем усвоению знании или способе действия;

3) возможности учащегося в анализе условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания.

Этапы решения проблемной ситуации можно представить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Этапы решения проблемной ситуации

Решение проблемных задач возможно с использованием различных средств информатики: языка алгоритмизации, языка программирования, языка моделирования посредством электронных таблиц и др. Например, учащимися можно предложить решение проблемной задачи: С некоторой планеты поступают импульсы. Отождествив один импульс с полубайтом, получаем последовательность импульсов вида: х1=000100001001010101100001 х2=00010001000010010101010101100001 х3=0001000100010000100101010101010101100001 и т. д.

Выдвинута гипотеза: если сообщения

подчиняются некоторому простому закону,

2

например, типа у=ах+в, у=ах +вх+с, то на планете живут разумные существа. Разумные ли существа живут на планете?

При знакомстве школьников с учебным материалом информатики можно использовать проблемное изложение. Учитель ставит

перед учащимися проблему и сам показывает путь решения в его подлинных противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения. Деятельность обучаемых заключается не только в воспроизведении, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мысли учителя. Непосредственный результат проблемного изложения - усвоение способа и логики решения данной проблемы или данного типа проблем. С помощью данного метода учащиеся получают эталон научного творческого мышления. Средства информатики здесь могут играть роль наглядности.

Эффективным методом обсуждения и решения проблем является дискуссия. Главное ее назначение - вовлечение учащихся в активное обсуждение различных научных точек зрения по той или иной проблеме, к аргументации своей и чужой позиции. С одной стороны, учебная дискуссия пред-

полагает наличие у старшеклассников умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных выводов, с другой - учит их мыслить, спорить, доказывать свою точку зрения, считаться с мнением других. Таким образом, данный метод способствует развитию коммуникативных и интеллектуальных творческих компонент учащихся. Возможно проведение как реальных, так и виртуальных дискуссий (средствами Интернет).

Эвристические методы (от греч. Ивы-пъкв - «отыскиваю, нахожу, открываю») представляют собой систему принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности учащегося, стимулирующие его интуитивное мышление, генерирование новых идей. Эвристические методы предполагают организацию поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Результатом применения эвристических методов является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, знаковое или текстовое произведение, рисунок, план деятельности и т. п. Использование методов способствует развитию следующих умений: анализировать условие задачи; преобразовывать основные проблемы в ряд частных, подчиненных главной; проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать различные направления поиска; проверять решение и т. д.

Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа. Эвристическая беседа представляет собой «вопросно-ответную форму обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам» [7, с. 739]. Вопросы-задачи, используемые в эвристической беседе, направляют мысль учащихся на преодоление несоответствия между имеющимися знаниями и новыми фактами, выявляющимися в ходе беседы. Осознанное несоответствие становится источником движения мысли учащихся, побуждает их к самостоя-

тельному поиску решения задачи. Эвристическая беседа способствует развитию творческой активности, интуиции, мышления, коммуникативных способностей.

К эвристическим методам мы также отнесли метод эмпатии, метод ошибок, метод аналогии, метод транспозиции, метод сознательного использования случайностей и ассоциаций, метод рефлексии. Метод эмпатии (личной аналогии) - это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, т. е. отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в объект. В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом, что требует работы воображения. Данный метод активно и естественно реализуется средствами информатики. Так, в процессе обучения информатике при решении задачи ученик должен постоянно ставить себя на место конкретного исполнителя - исполнитель Черепашка, язык программирования, инструментальное программное средство.

Метод ошибок. Данный метод предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок (и псевдоошибок). Ошибка рассматривается как источник противоречий, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью ее исправления, но и для выяснения ее причин, способов ее получения. Отыскание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность старшеклассников, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний. Примером использования данного метода может быть следующее задание: найти ошибку в предложенном алгоритме (программе), объяснить возможные способы ее получения.

Суть метода транспозиции состоит в перестановке элементов, деталей механизма в пределах системы. Реализация данного метода способствует созданию нового продукта (изображения, механизма). Метод транспозиции имеет определенную связь

с творческой деятельностью, которую можно определить как процесс, в ходе которого новый продукт выступает как новый относительно исходного научного знания и является результатом трансформации, переработки последнего. Примером использования метода при развитии творческих способностей средствами информатики может быть следующее задание: используя средства графического редактора, составить растительный орнамент на основе заданного фрагмента.

Метод сознательного использования случайностей и ассоциаций выступают как один из способов формирования идей. Замечено, что результативность творческой деятельности, особенно на этапе генерирования новых идей, существенно повышается, если широко использовать все новые и новые ассоциации, которые в итоге порождают продуктивные идеи решения проблемы. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и возникают творческие идеи решения проблемы. Ассоциация или связь идей может дать наибольший эффект в том случае, если творческое воображение учащегося обращается к разным идеям и одна идея возникает на основе другой. Примером реализации данного метода может быть задания:

1. Используя средства графического редактора, дополните и усовершенствуйте заданные простые фигуры, чтобы получились законченные рисунки. Дайте название рисункам.

2. Изобразить (на листе бумаги, средствами графического или текстового редактора) ассоциации на понятие по информатике.

Метод аналогий - один из методов познания творчества, применяемый во всех областях человеческой деятельности. Аналогия - это мыслительный процесс, в котором от общности (сходства) одних качеств, свойств или отношений сравниваемых объектов приходим к общности других свойств или отношений. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном

между интуитивными и логическими процедурами мышления. При решении творческих задач возможны поиски аналогий живой природы с неживой, например, в области техники. В этих последних аналогиях могут быть, в свою очередь, установлены аналогии по форме, структуре, функциям, процессам и т. д. В основном, различают аналогии: тривиальная и нетривиальная. Тривиальная (полная) аналогия базируется на сходстве предметов и явлений, признаков и отношений, которые являются очевидными, достаточно близкими. Нетривиальная аналогия является операциональным механизмом творчества, служит методом создания изобретений, открытий, генерированием новых идей. Примером реализации данного метода может служить выполнение следующих заданий:

1. Используя средства графического редактора, дорисовать заданную половинку картинки.

2. Составить словарь омонимов, используя понятия из области информатики и других областей наук и жизни.

Метод рефлексии является одним из главных методов обучения творчеству. Дело в том, что действительно образовательный результат обучения должен быть осознан старшеклассником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом виде, что не позволяет использовать его в дальнейшем обучении.

В ходе учебного процесса рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности старшеклассников следующим образом. После выполнения предметной деятельности происходит: а) остановка предметной деятельности; б) активизация рефлексивной деятельности, т. е. возврат внимания учащихся к основным элементам осуществленной предметной деятельности (ее направлениям, видам, этапам, проблемам, противоречиям, результатам, использованным способам деятельности).

Таким образом, рефлексивная деятельность структурирует предметную деятельность. Цель рефлексивного метода - выявить методологический каркас осуществленной

предметной деятельности и на его основе продолжить предметную деятельность [14]. Результатом применения рефлексивного метода может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по информатике и т. п.

Как было отмечено выше, использование средств информатики заставляет осмыслять собственные действия, придавать деятельности осознанный характер. Активизации рефлексивной деятельности старшеклассников могут способствовать следующие вопросы: Чему вы научились на уроке информатики (в ходе выполнения той или иной деятельности)? Как вы достигли такого результата? Какова была самая большая трудность? Какие новые идеи и способы деятельности вы применили? и т. п.

Развитию творческих способностей старшеклассников способствует исследовательский метод обучения. Основная цель метода - обеспечить творческое применение знаний учащихся, сформировать у обучаемых черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности. Сущность метода состоит в обеспечении организации поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем. Так, при изучении языка программирования (графического редактора) учащимся можно предложить следующую задачу: определить возможности использования указанного оператора (инструмента, операции). Примером использования данного метода может служить также самостоятельное более углубленное рассмотрение или изучение новой темы по информатике и оформление ее в виде реферата.

К исследовательскому методу можно отнести метод «черного ящика» и метод моделирования. Метод «черного ящика» - это метод исследования, при котором изучаемый объект рассматривается как неделимое целое, не имеющее структуры. Считается, что в оболочке объекта царит «черный джин», преобразующий входное воздействие х по некоторому правилу / в выходную реакцию у. Вооружившись этим методом, необходимо

выделить исследуемый объект («черный ящик»), определить для него входы и выходы, выяснить тип воздействий, на которые реагирует объект, построить закон поведения / и проверить его на практике. Обычно работа сводится к организации серии опытов с объектом, в ходе которых на вход «черного ящика» подаются последовательно воздействия и регистрируются соответствующие реакции на выходе.

Метод «черного ящика» можно использовать при проведении занятий по алгоритмизации. Примером реализации данного метода является выполнение следующего задания. Построить алгоритм шифровки сообщения: «Ослышели уни шом, вбажели в думик и обили вулке».

Метод моделирования - это метод исследования объекта (или процесса) на его модели (упрощенном подобии); метод, позволяющий проводить вычислительный эксперимент с помощью компьютера. Поскольку предметом изучения информатики является информационное моделирование, в дальнейшем под моделью будем понимать информационную модель (описание объекта моделирования или информация об объекте моделирования, представленная в определенной форме). Основными технологическими этапами информационного моделирования являются:

1. Содержательная постановка задачи, предмодельный анализ данных, определение целей моделирования.

2. Системный анализ (выделение существенных для моделирования свойств объекта, связей между ними с целью их описания).

3. Поиск описания и построение информационной модели (графической, математической, табличной, алгоритмической).

4. Разработка алгоритма моделирования (словесный, блок-схема, программа и др.).

5. Исследование модели (при необходимости уточнение модели за счет выбора нового метода исследования или дальнейшего огрубления объекта, проведение вычислительного эксперимента).

6. Анализ результатов, вывод.

Взаимосвязь между этапами моделирования можно представить следующим образом (рис. 2):

Рис. 2. Взаимосвязь этапов моделирования

Для реализации модели на ЭВМ и проведения исследования необходимо выбрать подходящее средство: электронные таблицы, СУБД, язык программирования, моделирующие программы. Примером использования метода моделирования может быть решение следующих задач:

1. Шар движется по наклонной плоскости. Ось выбрана вдоль наклонной плоскости. Провести вычислительный эксперимент в зависимости от начальной скорости шара и угла наклона (физическая модель). Решение данной задачи возможно с использованием языка программирования, электронной таблицы.

2. Составить модель биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели (биологическая модель). Наиболее адекватным средством реализации данной модели является электронная таблица.

Систематическое применение метода позволяет сблизить методологию учебной деятельности с методологией научно-исследовательской деятельности, что особенно актуально для завершающей стадии среднего образования. При использовании программного обеспечения для проведения занятий роль

преподавателя приближается к роли консультанта, научного руководителя.

Следует отметить, что алгоритмизация деятельности старшеклассников в исследовательских методах нисколько не умаляет их творчества. Наоборот, последовательное выполнение всех перечисленных шагов позволяет ученику получить свой собственный новый образовательный результат, а систематическое повторение алгоритмических этапов исследования помогает увеличивать объем и качество такого результата.

Комплексным методом, органично соединяющим исследовательский, поисковый, эвристический, проблемный методы обучения можно считать метод проектов. Данный метод представляет собой совокупность действий учащихся в их определенной последовательности для решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некого конечного продукта. В основе метода лежит развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического, творческого мышления. Основными требованиями к использованию метода проектов является:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи,

требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования

метода «мозговой атаки», творческих отчетов, защиты проекта и др.) (Е.С. Полат).

Работа над проектом обычно включает в себя следующие этапы: подготовка (определение целей и темы проекта), планирование (определение источников информации, выдвижение гипотез, определение методов исследования, распределение задач между членами группы), исследование (сбор информации, решение промежуточных задач), получение результатов и выводов (анализ информации, решение промежуточных задач), оформление и представление результатов (устный, письменный отчет, компьютерная презентация, сайт), оценка результатов. Взаимосвязь этапов деятельности можно представить в виде схемы (рис. 3).

Рис. 3. Взаимосвязь этапов

Средства информатики обогащают метод проектов инструментарием: инструменты для поиска информации (информационно-справочные программы, базы данных, телекоммуникационные ресурсы), проведения исследования и анализа результатов (моделирующие программы, электронные таблицы, Интернет), оформления конечных результатов, отчетов (графический редактор, текстовый редактор, СУБД, программа разработки презентаций и т. д.).

Примером использования метода может быть создание и оформление средствами информатики реферата, классной газеты, сайта школы, модели решения задачи и т. д. Особую значимость несут телекоммуникационные проекты. Темой проектов могут быть

шизации метода проектов

история возникновения различных праздников, проблемы подростка, глобальные проблемы цивилизации и др. Возможно создание проектов на основе совместной деятельности старшеклассников из разных школ, городов, стран. По доминирующему виду деятельности можно выделить исследовательские, творческие, игровые, информационные проекты; по характеру контактов -внутренние и международные; по количеству участников - индивидуальные, парные, групповые; по длительности проведения -краткосрочные и долгосрочные.

Метод проектов можно считать наиболее перспективным и эффективным методом для развития отмеченных компонент творческих

способностей старшеклассников средствами информатики.

Рассмотрим логические методы, используемые нами в эксперименте (метод индукции, метод дедукции, метод пошаговой детализации). Под логическими методами будем понимать методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д.

Метод дедукции состоит в получении умозаключений (выводов), выведенных из ранее установленного общего положения, примененного к тому или иному частному случаю. Важную роль играют дедуктивные умозаключения в обосновании, в доказательстве положений, при проверке намечаемых предположений, гипотез. В дедуктивном умозаключении новое знание добывается опосредованно через другое знание в силу объективных связей и отношений между вещами, раскрываемых в ходе рассуждения. Метод дедукции способствует развитию у учащихся умения использовать уже известные знания при усвоении новых, логически обосновывать конкретные положения, доказывать правильность своих мыслей. В ре-

зультате дедуктивного рассуждения школьник добывает знания, выходящие за пределы исходных условий, и, используя их, приходит к новым выводам. Включая объекты исходных положений во все новые связи, он как бы поворачивает их новой стороной, открывает в них новые свойства. Это способствует развитию активности творческих компонентов мышления.

Дедуктивный метод теснейшим образом связан с индуктивным методом, суть которого состоит в получении умозаключений, выведенных в результате перехода от единичных фактов к общему положению. Метод индукции должен всегда сочетаться с анализом, выделением в сходных фактах и явлениях того, что служит основанием общего вывода.

Метод индукции и метод дедукции активно реализуются средствами информатики. Так, при построении моделей, как правило, используют два принципа: дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему). При дедуктивном подходе (рис. 4) рассматривается частный случай общеизвестной модели.

Рис. 4. Схема построения модели при дедуктивном способе

При заданных предположениях известная модель приспосабливается к условиям моделируемого объекта. Например, можно построить модель свободнопадающего тела на основе известного закона Ньютона (ma=mg - ¥сопр) и в качестве допустимого приближения принять модель равноускорен-

ного движения для малого промежутка времени.

Индуктивный способ (рис. 5) предполагает выдвижение гипотез, декомпозицию сложного объекта, анализ и синтез. Здесь широко используется подобие, аналогичное моделирование.

Рис. 5. Схема построения модели при индуктивном способе

8

Развитию основных логических операций мышления может способствовать логические упражнения, предлагаемые учащимся в начале урока информатики:

Упражнение 1. В приведенной последовательности каждый следующий элемент получен по строго определенному правилу. Угадай это правило.

Упражнение 2. Разгадайте анаграммы.

Упражнение 3. Указать лишний элемент в цепочке.

Упражнение 4. Найти общее между предложенными элементами.

Упражнение 5. Составить логическую цепочку из предложенных элементов.

Метод пошаговой детализации заключается в построении по существенным признакам алгоритма действий. Под алгоритмом можно понимать «точно определенную последовательность действий, которую необходимо выполнить над исходной информацией, чтобы получить решение задачи» [3, с. 127]. Основной целью использования данного метода является развитие интеллектуально-логических способностей школьников, формирование у них алгоритмического стиля мышления. При решении сложных задач метод пошаговой детализации позволяет организовать коллективное решение. В этом случае использование метода предполагает разделение действий при решении задачи между разными участниками, осознание и учет одним учащимся способа решения задачи, осуществленного другим, что способствует развитию коммуникативных способностей учащихся. Примером использования метода является следующая задача на составление алгоритма решения: составьте алгоритм нахождения центра тяжести заданных фигур с помощью карандаша и линейки.

Ученые и педагоги выделяют следующие приемы по развитию творческих способностей школьников, которые также были реализованы в нашем эксперименте:

- умелое сочетание поощрений и порицаний;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание благоприятной творческой атмосферы;

- инструктаж учащихся по решению задач, выполнению работы;

- соответствие содержания учебного

материала потребностям учащихся;

- нестандартные задачи;

- разрешение и поощрение множества вопросов;

- постановка заведомо нечетких задач, допускающих неоднозначное доопределение;

- стимулирование ответственности, самостоятельности [1; 4; 17 и др.].

При выборе методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

- соответствие методов целям обучения и развития, отдельных уроков;

- соответствие методов содержанию темы;

- соответствие методов возможностям средств информатики;

- соответствие методов возрастным и индивидуальным особенностям старшеклассников;

- соответствие методов имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение материала;

- соответствие методов возможностям и особенностям учителя.

В качестве форм обучения, способствующих развитию творческих способностей старшеклассников, можно выделить нетрадиционные уроки (урок-игра, урок-зачет, урок-соревнование, интегрированные уроки); по количеству учащихся - фронтальную, индивидуальную, групповую формы; по степени участия учителя - самостоятельную; по доминирующему виду деятельности - творческую, игровую формы. Данные формы работы открывают широкие возможности для реализации творческого потенциала и развития выделенных творческих компонент старшеклассников.

При фронтальной форме работы организуются одновременно работа и общение учителя со всем классом в ходе своего объяснения, показа и т. д. Фронтальная работа способствует установлению общения между учителем и учащимися, учащихся между собой, прививает умение слушать чужое мнение, дополнять, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях других, активизировать их интеллектуальную творческую деятельность. Данную

форму можно использовать при изложении нового материала, актуализации имеющихся знаний для решения проблемы.

Индивидуальная форма работы предполагает соответствие заданий способностям учащихся, подбор приемов и средств, обеспечивающих оптимальное развитие каждого учащегося. Использование индивидуальной формы работы может способствовать развитию самостоятельности, организованности, настойчивости в достижении цели, интересов, индивидуальных творческих способностей учащихся. Данная форма работы активно реализуется средствами информатики: выполнение творческих заданий на выбор, создание нового продукта средствами Интернет, инструментальными программными средствами.

Особое место при развитии творческих способностей школьников занимает групповая форма работы. При данной форме работе между учителем и учеником возникают более близкие контакты и создаются условия для проявления эмоций, развития интересов. Работая в малой группе, ученик находится в более благоприятных условиях, он активнее участвует в решении проблем, творческих задач. Согласно Л.А. Волченко, «через организацию групповой формы работы воспитывается чувство коллективизма, товарищества, прививается вкус к творчеству, а элемент состязательности позволяет активизировать учебный процесс» [2, с. 25]. Групповая работа приучает считаться с мнением других, действовать согласованно, сотрудничать с другими. По мнению Ю.Н. Кулюткина, организация совместной групповой работы является наиболее перспективным путем развития самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля учащихся, поскольку в процессе данной работы они учатся контролировать и оценивать себя и других.

При организации коллективной учебной деятельности необходимо:

1. Создать ситуацию для возникновения у учащихся положительного отношения к коллективным формам работы (у старшеклассников таковой является осознание потребности обменяться информацией, оказать и получить помощь).

2. Подобрать состав группы с учетом возможностей, индивидуальных особенно-

стей учащихся (уровень знаний, темп работы) и желания совместно работать.

3. Правильный отбор заданий и форм коллективной работы.

4. Роль учителя - руководящая.

Приведем пример групповой формы

обучения в процессе развития творческих способностей старшеклассников. Так, зачет по некоторым темам информатики можно проводить следующим образом. Наиболее успевающие ученики назначаются ассистентами, а остальные делятся на 3-4 мини-группы. Деление на группы осуществляется обычно с учетом интересов и способностей учащихся. Каждая группа должна пройти несколько станций в определенном порядке, указанном в маршрутном листе. Количество и название станций зависит от изучаемой темы. Обычно это 3-4 станции. (Например, теоретическая станция, станция ошибок, станция программирования, ....) На каждой станции участники группы коллективно выполняют соответствующие проблемные, творческие задания, оценивают вклад каждого члена группы в выполнение задания и сдают лист с решением и оценками ассистенту, отвечающему за данную станцию. Задача ассистента - проверить решение заданий и оценить. Учитель проверяет работы за ассистентом и окончательно выставляет оценки ученикам, учитывая результаты группы на всех станциях. Работу ассистента тоже оценивает учитель.

Групповые формы работы также активно реализуются в исследовательской, проектной деятельности старшеклассников средствами информатики.

Рассмотрим возможности самостоятельной формы работы. Диапазон творчества здесь достаточно велик. Самостоятельное выполнение заданий учащимися способствует развитию активности, самоорганизации, интеллектуальных способностей. А коллективная самостоятельная работа способствует развитию и коммуникативных способностей (см. групповую форму обучения).

Большие возможности для развития творческих способностей школьников открывает самостоятельная домашняя работа. В этом случае ученик не ограничен временем, средствами подготовки, имеет возможность выполнять более сложные и объемные

задания, требующие творческого подхода. Так, большинство творческих задач, перечисленных выше, являются домашней работой. Они могут быть обязательными (те задания, с которыми может справиться любой ученик) или являться дополнительной частью домашней работы.

В процессе развития творческих способностей старшеклассников приоритетной следует считать творческую форму обучения. Под творческой формой обучения будем понимать организацию творческой деятельности, в процессе выполнения которой учащиеся создают нечто субъективно новое. Деятельность старшеклассников при данной форме работы обычно не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам самих учащихся. Обычно данная форма обучения реализуется через выполнение творческих заданий, содержащих больший или меньший элемент неизвестности и имеющих, как правило, несколько подходов. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего одноклассника, позволяют создать фундамент для сотрудничества, совместной творческой деятельности, общения. Примером творческой формы работы может быть выполнение творческих задач (см. выше), проектов, создание продуктов инструментальными программными средствами.

Одной из активных форм обучения и средств развития творческих способностей учащихся признается игра. Использование игр и игровых моментов в учебной деятельности способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, обучению организованности, развитию коммуникативных качеств (умения продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, опровергать другие и т. д.), создает благоприятную атмосферу, стимулирует творческие процессы деятельности, содействует развитию интереса к учению. Вызывая у участников сложную гамму эмоциональных переживаний, игра способствует развитию интеллектуальной сферы личности, дает

возможность полного самовыражения личности. Проблематизация учебного содержания достигается в игре без особых усилий, очень органично и естественно.

Являясь ведущей деятельностью в детском возрасте, игра не теряет своей значимости и в старших классах. Адекватной юношескому возрасту является деловая игра. Педагоги отмечают, что активность учащихся в деловых играх проявляется особенно ярко, а процесс обучения становится более творческим.

При подготовке к игровой деятельности желательно соблюдать следующие правила:

1) игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы;

2) максимальная приближенность к реальным условиям;

3) создание атмосферы поиска и непринужденности;

4) тщательная подготовка учебно-методической документации;

5) четко сформулированные задачи, условия и правила игры;

6) наличие необходимого оборудования [16].

Рассмотрим пример игровой формы обучения. Так, старшеклассникам можно предложить игру «Редакция газет». Класс делится на 2-3 команды-редакции. Каждая редакция должна средствами текстового, графического редакторов создать свою газету, состоящую из различных рубрик. В каждой команде назначается главный редактор. Задачи главного редактора: организовать работу своего коллектива, координировать действия своих сотрудников, осуществлять необходимую помощь. Каждый ученик (сотрудник редакции) работает над своей рубрикой. В конце работы производится верстка газеты, печать на принтере и представление для обсуждения и оценки.

Следует отметить, что ключевой фигурой в учебном процессе, целенаправленном развитии творческих способностей школьников является учитель. Образец его творческого поведения также является важнейшим фактором проявления и формирования творческих способностей школьников.

Результат обучения и развития. В результате реализации указанных принципов, методов, средств, форм обучения предпола-

гается повышение у старшеклассников уровня развития их творческих компонент: моти-вационно-творческой активности, способности к самоорганизации, интеллектуально-логических, интеллектуально-эвристических, коммуникативных способностей.

Поскольку развитие творческих способностей в нашем исследовании осуществляется путем развития отмеченных выше творческих компонент, мы выделили и ис-

пользовали компонентные критерии. Под компонентными критериями развития творческих способностей старшеклассников мы будем понимать уровень развития выделенных творческих компонент. Показатели развития творческих способностей учащихся были сформулированы согласно содержательному наполнению творческих компонент (табл. 1).

Таблица 1

Критерии и показатели развития творческих способностей старшеклассников

Критерии Показатели

Уровень развития мотивационно-творческой активности - степень увлеченности предметом - степень удовлетворенности от творческой деятельности

Уровень развития интеллектуально-логических способностей - уровень сформированности мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация)

Уровень развития интеллектуально-эвристических способностей - степень проявления способности к генерации идей и выдвижению гипотез - проявление оригинальных подходов к решению задач - использование имеющихся знаний в новых условиях

Уровень развития коммуникативных способностей - степень общительности - степень восприятия и усвоения опыта других

Уровень развития способностей к самоорганизации - степень мобилизации личности на достижение цели - степень уверенности личности в своих силах

Результаты эксперимента показали, что реализуемая в экспериментальных классах, описанная выше модель действительно способствовала повышению уровня развития интеллектуально-логических и интеллектуально-эвристических способностей старшеклассников [12; 13].

В заключение отметим, что в связи со стремительным развитием средств информатики методы, приемы, формы обучения, направленные на развитие творческих способностей учащихся, должны отвечать требованиям адекватности, гибкости, динамичности. Доминирующим фактором, влияющим на эффективность методики обучения, здесь выступает профессионализм и творческий потенциал учителя.

1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.

2. Волченко Л.А. Активизируем учебно-познавательную деятельность // Специалист. 1993. № 1. С. 25-26.

3. Информатика: учебник. 3-е изд., перераб. / под ред. Н.В. Макаровой. М., 2002.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.

5. Матюшкин АМТеоретические вопросы проблемного обучения // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981. С. 274-279.

6. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Т. 3. / под ред. А.И. Каирова. М., 1964.

7. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Т. 4 / под ред. А.И. Каирова. М., 1964.

8. Поликарпов В. Медитация и творчество // Наука и религия. 1993. № 4. С. 24-27.

9. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.

10. Симонов В.П. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. № 11. С. 3-24.

11. Солопанова И.Ю. Модель развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики (часть I) // Гаудеамус. 2008. № 1.

12. Солопанова И.Ю. Экспериментальные данные по уровню развития творческих способностей школьников // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: мат-лы 6-й Тамб. межвуз. конф. (сентябрь 2002 г.) / отв. ред. Н.В. Кузьмина. Тамбов, 2002. С. 138-141.

13. Солопанова И.Ю. Результаты статистической обработки экспериментальных данных по развитию творческих способностей на уроках информатики // Актуальные проблемы ин-

форматики и информационных технологий: мат-лы 6-й Тамб. межвуз. конф. (сентябрь 2003 г.) / отв. ред. Н.В. Кузьмина. Тамбов, 2003. С. 180-181.

14. Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. 2001. № 1. С. 4-10.

15. Цапок В.А. Творчество. Кишинев, 1989.

16. Чернилевский Д.В. Инновационные подходы к организации обучения // Специалист. 1997. № 5. С. 26-29.

17. Шамсутдинова Т.М. Развитие творческого мышления на уроках информатики // Информатика и образование. 2002. № 7. С. 23-29.

18. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989.

Поступила в редакцию 07.04.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.