РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАТИКИ
И.Ю. Солопанова
Solopanova I.Yu. Creative Abilities Development Among Senior Formers by Means of Informatics. The article considers the pedagogical model of creative abilities development of senior formers by means of informatics. Some elements of the model are set forth in detail: social order of society, information means opportunities, purposes and principles of arrangement of the process of senior formers’ creative abilities development.
Переход современной экономики на инновационный путь развития, необходимость реализации национальных проектов, выступающих катализаторами институциональных преобразований социально-экономической сферы, приводят к формированию инновационной, проектной, исследовательской среды. Традиционные формы и содержание подготовки специалистов становятся недостаточными, неконкурентоспособными на рынке труда.
XXI в. предъявляет к любому специалисту требования быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни, перестраиваться с одного вида деятельности на другой, ориентироваться в огромном потоке информации, оперативно принимать решения в условиях высокой степени неопределенности, эффективно самообучаться, умения работать в проектной деятельности, генерировать новые знания, творчески относиться к действительности. Повышение интеллектуализации труда, обусловленное информатизацией общества, появлением информационной индустрии, приводит к росту спроса на знания, интеллектуальные способности специалиста, способности к творчеству. Очевидно, что в современном обществе творческие способности выступают неотъемлемым атрибутом личности.
Изменения в обществе находят отражение в изменении стратегии образования. Одним из приоритетных направлений содержания современного образования становится подготовка подрастающего поколения в условиях реализации инновационных проектов, регенерация творческого потенциала нации, его способности к созданию новых знаний, поиск соответствующих развивающих технологий на всех образовательных ступенях.
Новая реальность, постоянно требующая всестороннего развития личности, реализации ее творческих способностей, предоставляет при этом условия для дальнейшего творческого совершенствования. Компьютеризация всех сфер общества, внедрение новых технологий освобождают человека от рутинной работы, способствуют активизации его интеллектуальных способностей, дают новые средства для творческой деятельности, расширяют границы творчества, предлагают новые формы самовыражения личности и реализации творческих идей. Все большую значимость приобретают знания в области информатики. В информационном обществе средства информатики могут выступать ведущими в развитии творческих способностей личности. Таким образом, необходимо построение новых образовательных технологий, направленных на развитие творческих способностей обучаемых, в частности, средствами информатики.
Поскольку базовым звеном образования является общеобразовательная школа, одной из актуальных педагогических проблем выступает проблема развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики.
С целью проведения эксперимента по определению организационно-педагогических условий развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики нами была разработана модель. В структуру модели исследования процесса развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики мы включили следующие основные блоки:
1) социальный заказ общества на развитие творческих способностей личности;
2) процесс развития творческих способностей и его основные компоненты: субъект обучения и развития; дидактические цели
обучения; принципы обучения; методы и формы обучения, направленные на развитие творческих способностей старшеклассников средствами информатики;
3) средства информатики, оказывающие влияние на развитие творческих способностей учащихся: средства обучения, инструментальные программные средства и средства развития мышления;
4) компоненты творческих способностей
старшеклассников, которые подвергаются воздействию: интеллектуально-логические
способности, интеллектуально-эвристические способности, мотивационно-творческая активность, коммуникативные способности и способность к самоорганизации;
5) результат обучения и развития - достигнутый уровень развития творческих компонент.
Рассмотрим содержание компонентов, входящих в структуру рассматриваемой модели (см. рис. 1).
Субъект обучения и развития. Под субъектом обучения и развития будем понимать старшеклассников 10-11 -х классов средней общеобразовательной школы. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, учащиеся данного возраста обладают необходимыми возможностями для развития творческих способностей.
Дидактические цели обучения. Основной целью обучения старшеклассников в рамках нашего исследования будет развитие их творческих способностей средствами информатики. Развивающий аспект основной цели складывается из следующих направлений:
1) развитие мотивационно-творческой
активности: интереса, любознательности,
стремления к творческим достижениям;
2) развитие интеллектуально-логических способностей: способности анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, классифицировать, доказывать;
3) развитие интеллектуально-эвристических способностей: способности генерировать идеи, выдвигать гипотезы, способности к фантазии, ассоциативности мышления, способности к переносу знаний, умений, критичности мышления.
4) развитие коммуникативных способностей: способности к сотрудничеству, способности отстаивать свою точку зрения и
убеждать других, способности аккумулировать и творчески использовать опыт других.
5) развитие способности к самоорганизации: способности к организации и планированию деятельности.
Средствами информатики, оказывающими влияние на развитие творческих способностей учащихся, по нашему мнению, являются средства обучения, инструментальные программные средства, комплексные инструментальные программные средства (специализированные компьютерные программы) и средства развития мышления. Рассмотрим их подробнее.
К средствам обучения информатике, способствующим развитию творческих способностей школьников, мы отнесли программнопедагогические средства следующего назначения: моделирующие, игровые, информационно-справочные программы. Педагогические программные средства можно рассматривать не только как пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения, но и как дидактические средства, предназначенные для различных целей обучения.
Отметим наиболее значимые цели, реализуемые с помощью ППС в процессе развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- осуществление самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности;
- усиление наглядности;
- моделирование и имитация изучаемых или исследуемых процессов;
- усиление мотивации творческого обучения (за счет динамики, изобразительных средств, игровых ситуаций программы).
Одним из наиболее актуальных и перспективных средств обучения, способствующих развитию творческого потенциала старшеклассников, является сеть Интернет. Интернет создает «живую» информационнокоммуникационную среду, организующую поисковую, исследовательскую деятельность старшеклассников с использованием различных информационных ресурсов сети, а также коммуникативную деятельность с использованием электронной почты, телеконференций, чатов.
Цель: Принципы: Методы: Формы:
развитие - Проблемности. - Проблемные (проблемное изложе- - Индивидуальная.
творческих - Деятельности. ние, дисскусия). - Групповая.
способностей - Принцип конструктивизма. - Эвристические (метод эмпатии, - Самостоятельная.
старшекласс- - Самостоятельности и самореализации. метод ошибок, метод транспозиции, - Творческая.
ников - Творческой и эвристической метод сознательного использования - Игровая.
направленности. случайностей и ассоциаций, метод - Нетрадиционные
- Принцип интеграции прикладных программ. аналогии; метод рефлексии; эври- уроки (урок-игра,
- Принцип личностной ориентации. стическая беседа). урок-зачет, интег-
- Принцип сотрудничества. - Исследовательские (метод «черного рированные
- Принцип образовательной рефлексии. - Наглядности. - Занимательности. - Положительных эмоций. - Прикладной направленности. - Связи с другими учебными предметами. ящика», метод моделирования). - Метод проектов. - Логические (метод индукции, метод дедукции, метод пошаговой детализации). уроки).
Организация развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики
Рис. 1. Модель развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики
Охватывая различные виды деятельности, Интернет стимулирует развитие широкого спектра творческих способностей учащихся. Самостоятельный поиск информации, исследование по изучаемой теме, проблеме способствует развитию ряда интеллектуальных способностей старшеклассников: способность анализировать, структурировать информацию, выделять главное, сопоставлять полученные из сети данные с ранее известными, выдвигать обоснованные гипотезы, генерировать новые идеи, делать выводы, обобщения, формулировать собственную точку зрения; способностей к организации и планированию своей деятельности.
Общение в сети Интернет в разных группах коммуникантов, как принадлежащих одной культуре и одной языковой группе, так и разным культурам и языковым группам, также предусматривает определенные интеллектуальные и коммуникативные способности: умение кратко излагать главную мысль, умение слушать и слышать собеседника, умение задавать вопросы, вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения и принимать точку зрения оппонента, умение формулировать общую точку зрения, учитывающую мнения сторон.
Средства оживления информации (графика, звук, движение) и навигация в сети Интернет (гипертекст) способствуют активизации мышления, мотивационно-творческой активности.
Примерами заданий в сети Интернет, способствующих развитию выделенных творческих компонент, могут быть написание рефератов на основе материалов сети, анализ существующих в сети рефератов, рецензия на сайт по изучаемой теме, сбор мультимедиа материалов к заданной теме (текст, анимации, видео, аудио), иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета, создание веб-квестов; переписка по интересующей теме между отдельными учащимися, классами разных школ, обсуждение заданной проблемы, виртуальная встреча (обращение старшеклассников с вопросами к какой-либо известной личности). Возможно и интегрирование поисковой и коммуникативной деятельности учащихся в рамках реализации учебных проектов.
К инструментальным программным средствам информатики мы отнесли: программы обработки графической информации, программы обработки текстовой информации, программы обработки числовой информации, программы обработки звуковой информации, программы управления БД. К комплексным программным средствам (специализированным компьютерным программам), способствующим развитию творческих способностей старшеклассников, мы отнесли программы разработки презентаций, программы разработки гипертекста, программы обработки анимации. Перечисленные программы предоставляют огромный арсенал инструментов и возможностей для свободного творчества учащихся: возможность редактирования объекта (рисунка, текста, абзаца, таблицы, слайда и др.) в любой момент; создание собственных шаблонов шрифта, таблицы, обрамления страницы; широкая палитра цветов; всевозможные эффекты; вставка математических выражений; проведение вычислительных экспериментов, статистической обработки данных; представление данных в графическом виде; звуковое оформление документа; внедрение объектов из других приложений; создание анимационных картинок, гипертекстовых и мультимедийных документов и др. Удобства работы с прикладными программами, возможность бесследной корректировки ошибок раскрепощает ученика, активизирует стремление к самовыражению. Перечисленные возможности программных средств образуют богатый творческий потенциал для содержания учебных задач.
Использование программных средств способствует:
- развитию мышления и воображения учащихся;
- развитию творческого потенциала учащихся;
- повышению мотивации обучения;
- формированию навыков исследовательской деятельности;
- формированию организаторских способностей.
Следует отметить, что инструментальные программные средства являются не только средством развития творческих спо-
собностей старшеклассников, но и ярким средством выражения этих способностей.
К средствам развития мышления мы отнесли: язык логики, язык алгоритмизации, язык программирования, основы моделирования, создание кроссвордов, стихов, сказок, ребусов, занимательных задач с содержанием информатики. Рассмотрим подробнее возможности влияния данных средств на развитие творческих способностей старшеклассников.
Язык логики, базирующийся на математическом аппарате и предполагающий строгое выполнение действий по определенному алгоритму, определение истинности высказываний и логических выражений, формализацию сложных высказываний, точное выражение своих мыслей, способствует преимущественно развитию интеллектуальнологических способностей учащихся. Следует заметить, язык логики выступает одним из инструментов других средств информатики (языка программирования, электронной таблицы, базы данных).
Язык алгоритмизации и язык программирования, активизирующие основные операции мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация), развивают умение планировать и рационально строить свои действия, точно и однозначно ставить цель, вникать в сущность вопроса, расчленять сложную задачу на ряд более простых задач, осуществлять формализацию решения задачи. Особую значимость здесь несут логические структуры языка: ветвление, цикл, рекурсия, способствующие развитию рационального мышления. Алгоритмизация деятельности учащихся не умаляет их творчества. Наоборот, выполнив спроектированную последовательность действий, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. Среда программирования, предоставляющая возможности использования разнообразных подходов к решению задачи, развивает также самостоятельность, гибкость, критичность мышления, интуицию, активизирует творческую деятельность старшеклассников.
Существенный потенциал в рамках рассматриваемой проблемы несет моделирование. Процесс построения моделей требует
умения выделять существенные свойства объекта, устанавливать связи и закономерности протекания процессов, переходить от абстрактного к конкретному знанию и наоборот, интерпретировать результаты, выбирать адекватные средства для моделирования. Использование моделей предоставляет большие возможности для исследовательской, творческой деятельности. Построение моделей возможно с помощью языка логики, языка алгоритмизации, языка программирования, СУБД, электронных таблиц.
Одно из основных достоинств моделей, реализуемых с помощью компьютера, состоит в их гибкости и вариативности, в том, что пользователь может управлять их поведением, активно вмешиваться в работу моделей и даже сам участвовать в их создании. В старших классах возрастает роль компьютерных моделей именно как объекта исследования.
Компьютерное моделирование является мощным средством информатики, позволяющим реализовать двойное отражение реального мира: 1) отражение мира в мышлении человека; 2) отражение мира из мышления человека в память компьютера. В этом смысле компьютерный мир является третьей реальностью [2]. Отмеченное выше позволяет сделать заключение о существенном значении моделирования как средства развития интеллектуальных компонентов творческих способностей старшеклассников.
Значительную роль в развитии творческих способностей старшеклассников, по нашему мнению, может играть следующее средство - создание кроссвордов, стихов, сказок, ребусов, занимательных задач и т.д. с содержанием информатики. Поскольку содержанием заданий является изучаемый материал информатики, это позволило отнести их к средствам информатики, а именно, к средствам развития мышления.
Назовем перечисленные задания творческими задачами. Под творческой задачей будем понимать задачу, требующую от ученика творческой деятельности. Здесь ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно новое.
В ходе анализа психолого-педагогиче-ской литературы, публикаций ученых и пе-
дагогов были выделены следующие творческие задачи:
1. Придумать загадки по пройденной теме.
2. Закодировать понятие по информатике с помощью рисунков и обозначений (запятая, стоящая до или после рисунка, обозначает отсутствие буквы соответственно в начале или в конце слова), т.е. составить ребус.
3. Придумать правило кодирования информации и представить закодированное сообщение для расшифровки.
4. Выразить тему по информатике в жанре сказки.
5. Выразить понятие, тему по информатике в стихотворной форме.
6. Составить кроссворд (чайнворд) по пройденной теме (темам).
7. Придумать рассказ, в котором используются понятия, связанные (явно или неявно) с информатикой. (Например, в рассказе слово «мышь» может употребляться как устройство ввода информации в компьютер или как грызун).
8. Придумать рассказ, в котором используются понятия по информатике и все слова, за исключением предлогов и союзов, начинаются с одной буквы.
9. Придумать игровое задание по информатике.
10. Изобразить (на листе бумаги, средствами графического или текстового редактора) ассоциации на понятие по информатике.
11. Составить из понятий по информатике словарь синонимов, омонимов, антонимов.
12. Подобрать пословицы к каждому типу информации и др.
Перечисленные задачи несут богатое творческое содержание. Например, учебные кроссворды способствуют развитию поисково-творческих способностей каждого ученика. Составление кроссвордов позволяет вспомнить забытые и приобрести новые знания, улучшает сообразительность, активизирует мыслительную деятельность, пробуждает интерес к знаниям, вырабатывает умение довести начатое дело до конца. Особое внимание при выполнении данного задания следует уделять формулировке вопросов. «Ведь любое исследование, любой поиск, любое творчество начинается с умения задавать вопросы... Проблема постановки вопроса - это проблема
воспитания мышления высокого качества», -отмечает П.И. Самойленко [7, с. 34].
Выполнение творческих задач требует переноса знаний в новые условия; поиска необходимой информации; анализа, сравнения, обобщения, классификации данных; выдвижения гипотез, работы воображения, планирования и организации деятельности по решению задач; активизирует творческую активность, способствует самореализации учащихся. Перечисленные задачи направлены на развитие большинства компонент творческих способностей старшеклассников: мотивационно-творческой активности, интеллектуально-логических, интеллектуальноэвристических способностей, способностей к самоорганизации. А совместное выполнение данных заданий в малых группах будет способствовать развитию и коммуникативных способностей учащихся.
Большинство перечисленных творческих заданий обычно являются домашней работой. Они могут быть обязательными (те задания, с которыми может справиться любой ученик: реферат, ребус, кроссворд, рассказы) или являться дополнительной (необязательной) частью домашнего задания. Иногда, после изучения текущей темы, творческие задания задаются на выбор (например, придумать стихотворение, ребусы или загадки по данной теме), а ученик сам выбирает вариант домашнего задания согласно имеющимся интересам и способностям.
Следует отметить уникальность средств информатики в развитии интеллектуальных творческих компонент учащихся. Перечисленные выше средства не только активизируют основные мыслительные операции, лежащие в основе творческих способностей. Использование ряда средств информатики (язык программирования, электронные таблицы и др.), отождествление себя с ними как с исполнителями, заставляет осмыслять собственные действия и мысли, придавать деятельности осознанный характер, приобщают учащихся к исследованию. Работа с компьютером вынуждает постоянно формализовать свои намерения и знания, интерпретировать результаты. Опыт подобного исследования действует возбуждающе: мышление о мышлении превращает старшеклассника в исследователя способов познания.
Средства информатики позволяют гармонично развивать как логические, так и интуитивные компоненты творческих способностей. Богатый развивающий потенциал средств информатики, включения одного средства в другое, их интеграция обогащает мышление учащихся, поднимает его на креативный уровень. Работа на компьютере, использование средств информатики требует от школьников не только постоянного планирования и организации, но и осознания собственной деятельности, что является одним из атрибутов творческой деятельности.
В процессе обучения информатике учащиеся естественно включаются в творческую деятельность, поскольку использование практически всех отмеченных нами средств информатики предполагает создание учащимися нового продукта (рисунка, визитки, алгоритма, программы, модели, кроссворда, ребуса, школьной газеты, сайта и т.д.). Таким образом, развитие творческих способностей старшеклассников оказывается наиболее эффективным при использовании средств информатики.
Анализ психолого-педагогической литературы [1; 4-6; 8-9 и др.], особенностей информатики и ее средств позволил сделать заключение, что при отборе и построении
содержания обучения, материала к уроку, целями которого является развитие отмеченных выше творческих компонент средствами информатики, необходимо руководствоваться рядом принципов.
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. 236 с.
2. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: учеб. пособие. Мн., 1998. 431 с.
3. Голыжбина З.С. О межпредметных связях // Специалист. 1998. №6. С. 9-10.
4. Манаенкова О.А. Активизация творческой деятельности учащихся предпрофильных классов основной школы в условиях интегрированного обучения: дис. ... кан. пед. наук. Елец, 2004. 256 с.
5. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2000. 640 с.
6. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. институтов / под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988. 479 с.
7. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Методика использования кроссвордов на занятиях по физике // Специалист. 1998. №8. С. 32-35.
8. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: учеб. пособие. М., 2004. 223 с.
9. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989. 141 с.