Научная статья на тему 'Этапы технологии формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы'

Этапы технологии формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин Р. И.

Kuzmin R.I. stages of formation technology of the educational-research culture of senior formers in a rural school. The article gives grounds to the technology for forming training-research culture among rural school senior formers. The content of technology stages is detailed: analytical-projecting, realizing and correction-evaluative. Forms and methods of training-research culture formation among senior formers in the educational process of a modern rural school are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы технологии формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы»

ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Р.И. Кузьмин

Kuzmin R.I. Stages of formation technology of the educational-research culture of senior formers in a rural school. The article gives grounds to the technology for forming training-research culture among rural school senior formers. The content of technology stages is detailed: analytical-projecting, realizing and correction-evaluative. Forms and methods of training-research culture formation among senior formers in the educational process of a modern rural school are revealed.

Разработанная технология формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы ставит своей целью создание условий для развития у учащихся потребности в занятии исследовательской деятельностью, для повышения уровня их теоретико-операционной подготовленности в реализации данного вида деятельности, а так же реализации творческой активности в процессе исследовательской деятельности.

Обратим внимание на то, что важной особенностью любой педагогической технологии является ее процессуальность, т. е. возможность осуществления ее пошаговой реализации. Таким образом, технология формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы должна отвечать свойству дискретности, пошагово-сти, поэтапности. В связи с этим процесс формирования данной культуры предусматривает последовательное развитие всех ее структурных и функциональных компонентов и положительную динамику уровней их сформированности, включает следующие этапы: аналитико-проектирующий, реали-

зующий, коррекционно-оценочный.

Целью первого - аналитико-проекти-рующего - этапа является мониторинг и анализ исходного уровня сформированности учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы, а также составление алгоритма действий и выбора методического обеспечения для эффективного формирования исследуемой культуры в процессе учебной и исследовательской деятельности старшеклассников.

На начальной стадии данного этапа технологии проводилось изучение мотивов старшеклассников к участию в исследовательской деятельности, рассматривалась и анализировалась их восприимчивость к традиционным учебным и новым исследова-

тельским видам деятельности, выявлялось влияние окружающего сельского социума и специфики образовательного процесса сельской школы на исследовательскую деятельность учащихся. В рассматриваемый период были применены разнообразные психологопедагогические методики, специально разработанные анкеты для анализа предпочтений и уровня заинтересованности старшеклассников исследовательской деятельностью, а так же выявления начального уровня владения теоретическими знаниями исследовательских понятий и методов. Исследовательские умения и навыки, отражающие подготовленность старшеклассников к работе с различными источниками информации, анализировались сообща с учителями-пред-метниками, работниками местных библиотек, администрацией школ. Большой объем информации об исследовательских работах учащихся дало изучение их творческих работ.

Совместно с учителями-предметниками были выявлены, проанализированы и учтены в дальнейшем начальные показатели мотивации участия старшеклассников в исследовательской деятельности, их теоретикооперационной подготовленности к исследовательской деятельности и творческой активности в исследовательской деятельности. Среди основных причин ряда невысоких показателей можно выделить следующие: отсутствие специальных предметов, направленных на изучение основ исследовательской деятельности; дефицит квалифицированных педагогов-исследователей; преобладание в учебном процессе сельской школы консервативного подхода к обучению, настороженное отношение к инновациям; особенности информационной среды села.

Проведенный анализ позволил перейти ко второй части аналитико-проектирующего этапа технологии. Основной задачей данного

этапа является создание проекта «Учебноисследовательская культура старшеклассников сельской школы». Решение этой задачи связано, в первую очередь, с вариативным выбором совокупности форм, методов, средств, приемов реализации формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы.

Одной из важных проблем, связанных с реализацией технологии, является отсутствие в образовательном стандарте учебной дисциплины, направленной на формирование учебно-исследовательской культуры старшеклассников, поэтому включение в состав школьных уроков элементов исследовательской деятельности возможно, необходимо, но весьма ограничено временем учебных занятий. В связи с этим разрабатываемая технология опирается не только на учебные занятия, но и на внеурочную и самостоятельную исследовательскую работу (исследовательскую деятельность) старшеклассников. Кроме того, с целью повышения уровня мотивационной, теоретико-операционной и креативной подготовленности учащихся, за счет вариативного компонента в учебный процесс был внедрен факультативный курс «Основы исследовательской культуры».

В ходе учебных занятий (уроки по конкретным учебным предметам) рассматривались вопросы, связанные с решением разноуровневых исследовательских задач, определяемых темой и целями данного урока. Базисные вопросы исследовательской деятельности, направленные на повышение уровня теоретико-операционной подготовленности старшеклассников, изучались в рамках факультативного курса. Кроме того, использование интегрированных уроков позволило учащимся актуализировать полученные исследовательские знания, умения, навыки и выяснить для себя не только их конкретнопредметную важность, но и «внепредметное» значение.

При помощи внеурочных форм обучения решались как эти вопросы, так и вопросы, связанные с развитием интереса старшеклассников к исследовательской деятельности, мотивированием их на исследование, и в частности на применение исследовательских знаний, умений и навыков в последующей учебной и профессиональной деятельности.

Большое внимание нами было уделено самостоятельной исследовательской деятельности старшеклассников, которая подразумевала не только выполнение домашних заданий с помощью полученных исследовательских компетенций, но и выполнение индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Необходимо отметить, что загруженность старшеклассников домашними заданиями довольно высока. С целью уменьшения индивидуальной нагрузки на учащихся, ряд классических заданий по предметам заменялся аналогичными, но имеющими исследовательскую основу.

Для повышения эффективности разрабатываемой технологии формирования учебноисследовательской культуры старшеклассников сельской школы мы условно разделили данный этап на три части и определили цели и содержание каждой из них.

I часть отвечает за распределение учебного времени, отводимого на реализацию технологии, между различными видами учебной и исследовательской деятельности. Время, отводимое на реализацию технологии, строго не регламентировано, так как оно зависит от многих факторов: начальный уровень учебноисследовательской культуры старшеклассников, степень эффективности применения выбранных форм и методов для конкретного класса, наличие в школе квалифицированных специалистов, материальная база школы и т. д. Тем не менее, приблизительное распределение часов возможно осуществить, опираясь на следующие положения:

- во время учебных занятий время на исследовательскую деятельность определяется исходя из возможностей конкретного занятия с учетом изучаемой темы и целей урока;

- время, отводимое на факультативный курс, определяется согласно учебному плану и школьному компоненту;

- самостоятельной исследовательской деятельности отводится время, равное совокупному времени факультативных занятий и уроков, на которых акцентировалось внимание на решение исследовательских задач;

- доля внеурочных занятий должна составлять не менее 10 % самостоятельной работы;

- верхняя временная граница для каждого отдельного ученика не фиксирована,

а зависит от его вовлеченности в исследовательскую деятельность, она может изменяться с увеличением заинтересованности старшеклассника исследовательской деятельностью, что определяется, в первую очередь, его мотивационной сферой.

Основной целью II части является осуществление тематического планирования как факультативных, так и урочных занятий, а также выделение главных и второстепенных вопросов каждой рассматриваемой темы. Содержательное наполнение технологии учитывает сущность учебно-исследовательской культуры, а также структурные и функциональные компоненты формируемой характеристики. Так, интеллектуальный и операционный компонент находят свое отражение в рассмотрении следующих вопросов: выявление внутренней логики исследования; выбор проблемы и темы исследования; определение объекта и предмета исследования; формулирование целей и задач исследования; теоретическое ядро исследования: идея, замысел, гипотеза; исследовательские методы и методики; обработка результатов исследования; интерпретация результатов исследования; оформление и защита исследовательских работ.

Изучение названных вопросов предполагает развитие интеллектуальных и творческих процессов, мыслительной деятельности старшеклассников. Глубина рассматриваемых вопросов для всех учащихся изначально одинакова, но со временем, в зависимости от степени заинтересованности старшеклассников исследовательской деятельностью, она может варьироваться учителем для каждого конкретного ученика или группы учащихся.

Основная задача III части данного этапа технологии - поиск педагогических форм, методов и средств для эффективного и результативного сотрудничества между учителем и учеником (учителем и группой учеников), направленного на повышение уровня сформированности учебно-исследовательской культуры старшеклассников.

Для достижения поставленной цели мы включали элементы исследовательской деятельности как в стандартные типы уроков (комбинированные уроки, уроки изучения новых знаний, уроки обобщения и систематизации изученного и т. д.), так и в нестан-

дартные уроки (уроки-игры, уроки-конкурсы, уроки поиска истины и т. д.). Виды занятий, приемы, методы, средства, совокупность заданий и упражнений, используемые в данной технологии, довольно хорошо известны (например, беседа, дискуссия, игра, метод мозгового штурма, метод конструирования правил и т. д.) [2-4]. Их сочетание и содержание можно подвергнуть определенной модификации, так как предлагаемое наполнение носит рекомендательный характер, поэтому выбор остается за учителем. Определяющими факторами выбора являются разнообразие используемых педагогических средств и использование элементов методик эвристического обучения [1; 5].

Необходимо отметить, что для осознанного выбора учителем педагогических средств обучения необходимо, чтобы учитель сам был исследователем, т. е. максимальное взаимодействие между учителем и учеником возникает в системе «учитель-исследователь - исследователь-ученик». Проблема недостаточного количества квалифицированных кадров (учителей-исследователей) следует из проблем сельского социума и специфики образовательного процесса сельской школы. Для ее решения часть учителей, охваченных экспериментом, проходили заочное обучение на курсах повышения квалификации в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина по курсу «Культура педагога-исследователя», что дало им возможность подготовиться и квалифицированно осуществлять дальнейшую исследовательскую деятельность как самостоятельно, так и в роли учителя-исследователя - «наставника» иссле-дователей-учеников.

Кроме перечисленных процедур, оказывающих положительное влияние на эффективность процесса формирования учебноисследовательской культуры старшеклассников сельской школы, нам пришлось учитывать специфическое влияние сельского социума, его положительное и отрицательное воздействие. Так, малая наполняемость классов в сельской школе позволила сделать технологию более индивидуальной, направить ее на конкретного ученика: в контексте слабой исследовательской подготовки учи-телей-предметников эта отрицательная черта сельской школы сыграла положительную

роль. Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров в сельской школе создало много трудностей, которые были решены за счет оказания методической помощи педагогам. Слитность с природным окружением как черта личности сельского школьника достаточно сильно ограничивала нас в выборе исследовательских тем и задач, но их выбор сообразно практическим требованиям учащихся позволил строить технологию формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы более культуросообразно, не уходя далеко от традиций конкретно взятой местности.

Одной из важных черт сельского социума является постоянный социальный контроль, который нам пришлось преодолевать совместно с учителями-исследователями, поскольку новый вид деятельности не мог остаться не замеченным и был воспринят довольно консервативно жителями села. Одной из трудностей, с которыми пришлось столкнуться, было узкое информационное пространство села, недостаточность необходимых для исследования источников информации. Данная проблема решалась отчасти за счет скрупулезного выбора исследовательских тем, отчасти за счет инициативы учителей-предметников, позволявших пользоваться старшеклассникам собственными библиотеками, электронными источниками информации.

Реализующий этап технологии имеет своей целью реализацию проекта «Учебноисследовательская культура старшеклассников сельской школы», разработанного на предыдущем, аналитико-проектирующем этапе. Как уже отмечалось, для наиболее эффективной реализации технологии она должна затронуть учебные занятия, внеурочную и самостоятельную работу старшеклассников. Рассмотрим вариант, когда исследовательская деятельность включалась в учебные дисциплины «Геометрия» и «Краеведение». Сразу же необходимо отметить, что выбор предметов для внедрения исследовательских элементов весьма вариативен и зависит, в первую очередь, от наличия квалифицированных специалистов в данной области. Мы выбрали предложенные учебные дисциплины ввиду того, что на их основе возможно формирование учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы как на основе

точных, так и гуманитарных наук.

Рассмотрим вариант реализации проекта «Учебно-исследовательская культура старшеклассников сельской школы» на примере учащихся 10 класса сельской школы.

I часть. Прежде всего, необходимо отметить, что на изучение учебной дисциплины «Геометрия» в 10 классе средней общеобразовательной школы по образовательному стандарту отводится 68 часов. Время на исследовательскую деятельность определяется в соответствии с темой и целями каждого занятия. Элементы исследовательской деятельности могут занимать до 20 % урока в силу специфики изучаемой темы.

Учебная дисциплина «Краеведение» вводится в учебный процесс за счет вариативного компонента, на нее отводится 34 часа. Содержание данного предмета дает несколько больше возможностей для постановки и реализации исследовательских задач. Поскольку данная учебная дисциплина входит в учебный план за счет школьного компонента, ряд занятий может быть полностью посвящен краеведческим темам, но на них будут использоваться преимущественно исследовательские методы. Таким образом, на отдельных уроках краеведения возможно уделять до 100 % учебного времени на исследовательскую деятельность. Так же за счет вариативного компонента нами внедрен факультативный курс «Основы исследовательской культуры», число часов на проведение которого составляет 34 за учебный год.

Таким образом, в общей сложности мы получили до 20 часов учебного времени за счет уроков и 34 - за счет факультатива, что в общей сложности составило 54 часа. Кроме того, из сделанных нами ранее предположений следует, что самостоятельная исследовательская деятельность займет приблизительно равное учебному время - 54 часа, причем не менее 10 % из них, т. е. 5-6 часов, занимает внеурочная деятельность.

На основе полученного распределения учебной нагрузки при занятии исследовательской деятельностью выделим основные темы, главные и второстепенные исследовательские вопросы. Время, отводимое на изучение отдельных вопросов, может варьироваться в зависимости от исходного уровня учебно-исследовательской культуры старше-

классников.

II часть. Поскольку Государственным образовательным стандартом не предусмотрен предмет, целью которого бы являлось формирование учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы, то основную теоретико-операционную нагрузку несет разработанный нами факультативный курс «Основы исследовательской культуры».

Необходимо обратить внимание на то, что ряд из запланированных часов несет скорее теоретическую нагрузку, другая же часть своей целью имеет развитие у старшекласс-

ников исследовательских умений и навыков. Для того чтобы формировать учебно-исследовательскую культуру старшеклассников сельской школы без отрыва от конкретных задач, возникающих в процессе изучения учебных дисциплин, мы выделили ряд тем, предложенных ранее, предметов, в контексте которых целесообразно и логически оправдано включение элементов исследовательской деятельности. Отдельные темы учебных предметов и исследовательская деятельность старшеклассников в рамках рассматриваемых уроков приведена в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Примерные темы и исследовательская деятельность старшеклассников

на предмете «Геометрия»

Изучаемая тема Тема исследования Суть исследовательской деятельности

Векторы в пространстве Зависимость координат точки и координат вектора в пространстве Выявление зависимости между координатами точки и координатами вектора на основе решения проблемных задач

Перпендикулярность прямой и плоскости Расстояние от точки до плоскости Применение метода анализа для вывода формулы расстояния от точки до плоскости

Угол между прямой и плоскостью Применение синтеза при выводе формулы угла между прямой и плоскостью

Многогранники Виды многогранников Выяснение зависимости между числом ребер и граней многогранника, построение разверток многогранников на основе готовых моделей многогранников

Правильная пирамида Изучение исторических и геометрических сведений о правильной пирамиде на основе заранее проведенного исследования

Построение сечений Изучение построения сечений параллелепипеда плоскостью, проходящей через три точки. Выявление различных вариантов расположения точек, их систематизация и алгоритмизация действий в каждом случае

Таблица 2

Примерные темы и исследовательская деятельность старшеклассников

на предмете «Краеведение»

Изучаемая тема Тема исследования Суть исследовательской деятельности

Устное народное творчество Местные диалектные выражения Выявление и семантический анализ местных диалектных выражений, нахождение общеупотребимых синонимов для найденных диалектизмов, составление словаря диалектизмов, сравнение словарей на уроке

Памятники истории и культуры Памятник в нашем селе Беседа и дискуссия с учителем, компетентными лицами, родственниками, оформление доклада по их результатам с целью развития навыков оформления исследовательских работ

Известные люди Наши ветераны Групповые и личные встречи с ветеранами, применение исследовательских методов опроса, интервьюирование

.. .Я согласен на медаль... Применение поисковых методов исследования, поиск информации о награжденных в разное время какими-либо знаками отличия людях, проживающих в селе, оформление стенгазеты

Наряду с поурочной исследовательской деятельностью, нами использовалась и внеурочная работа, направленная на повышение уровня учебно-исследовательской культуры

старшеклассников. Она проводилась по следующим темам:

- «За каждым открытием стоит человек». Данное занятие было посвящено изуче-

нию биографий и исторических сведений о великих математиках прошлого. По своему содержанию занятие представляло собой урок-исследование, урок-обсуждение, в ходе которого проходило рассмотрение подготовленных заранее исследовательских работ о великих математиках (Евклид, Пифагор, Архимед, Н.И. Лобачевский, Фалес, Р. Декарт, Риман, Пуанкаре и др.).

- «Кому на Руси жить хорошо?». Форма занятия - конференция по результатам социологического опроса направленного на выявление основных проблем сельчан относительно различных социальных групп. Для проведения опроса учащиеся самостоятельно или с помощью учителя определяли цели исследования, круг лиц, формулировали вопросы, определяли форму опроса, непосредственно проводили опрос. По итогам конференции старшеклассники обобщали и анализировали полученные результаты, оформляли исследовательскую работу. Исследовательская деятельность приветствовалась старшеклассниками, поскольку, во-первых, она была направлена на исследование проблем родного села, а не на отстраненные объекты, а во-вторых, в результате такого исследования были получены реальные результаты, не только повышающие уровень их осведомленности о собственном селе, но и мотивирующие их на последующую исследовательскую деятельность.

- «Важней всего погода.». Формой данного занятия является урок-сомнение. Учителем заранее формулировался ряд примет, касающихся погодных явлений, например, «молодой» месяц такого вида и - завтра будет ветреный день; утром нет росы - к вечеру пойдет дождь и т. д. Класс делился на группы, каждая из которых по предварительным наблюдениям старалась доказать или опровергнуть ту или иную примету, найти ей физическое объяснение, что вызывало сомнение у остальных учащихся. Данный вид исследовательской деятельности вызвал интерес у учащихся как на этапе наблюдения, так и при «сомнении». Оказалось, что достаточно много примет действительно указывают на реальные природные явления и имеют физическое объяснение. Результатом такого исследования явилась исследовательская работа в

виде стенгазеты. Как показала практика, такая форма исследовательской деятельности очень продуктивна, на наш взгляд, это зависит от таких факторов, как возможность переработки уже имеющегося опыта и осмысление его с новой позиции, близость исследования к культуре окружающего сельского социума, получение реальных результатов, видимая их значимость. Тем более что от погодных условий, возможности их предугадать во многом зависит жизнь сельского жителя, т. е. значимость такого исследования очевидна, что вызывало симпатию у исследователей.

В качестве внеурочных ознакомительных мероприятий, рассчитанных на весь класс, мы проводили экскурсии в районный архив, музей, в школы райцентра. Не менее важными в формировании учебно-исследовательской культуры оказалось посещении местной и районных библиотек с целью повышения уровня знаний, умений и навыков работы с библиотечными каталогами, районного интернет-центра, где ребята смогли ближе познакомиться с работой с сетевыми ресурсами, электронными источниками информации.

III часть. Спланированные нами учебные занятия и внеурочные (внеклассные) мероприятия мы реализовывали при помощи разнообразных педагогических методов, приемов, заданий, как традиционных, так и инновационных. Основной целью является повышение уровня сформированности учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы, а вместе с тем -повышение мотивационного уровня и заинтересованности старшеклассников к применению исследовательских методов при решении различных задач. Рассмотрим и проанализируем ряд основных форм и методов обучения, использованных для наполнения технологии формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы, на конкретных примерах.

Одной из самых главных особенностей исследовательской деятельности является продолжительность ее во времени. Лишь незначительное число исследовательских задач решается быстро, в течение одного учебного занятия, в большинстве же случаев урок или внеурочное занятие является лишь вводным, предваряющим довольно длительное исследование, или заключительным. Поэтому,

рассматривая формы занятий, используемые в технологии формирования учебно-исследовательской культуры, целесообразно выделять теоретические занятия (в рамках факультатива), практические урочные и внеурочные занятия, использующие различные формы обучения, традиционные занятия по предметам с включением в них элементов исследования и самостоятельную работу старшеклассников, направленную на решение домашних «однодневных» исследовательских задач и долгосрочных исследований и исследовательских проектов. Каждой из перечисленных форм присущ широкий набор методов, который может варьироваться в зависимости от профессионализма, квалификации и предпочтения учителя.

Теоретические занятия. Основной теоретический материал, посвященный изучению

исследовательских понятий и методов, излагался нами в рамках факультативного курса «Основы исследовательской культуры». Для этих занятий, в первую очередь, характерны такие типы уроков, как урок изучения новых знаний, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации изученного. Кроме того, в рамках факультативного курса мы использовали уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-диалоги и др. В рамках таких уроков, кроме изложения большего, чем на обычных уроках, объема учебного материала, нами производились совместные обсуждения материала, обмен мнениями, подробный разбор конкретных исследовательских задач, давались ответы на уточняющие вопросы старшеклассников касательно наиболее сложных мест изучаемого материала (табл. 3).

Таблица 3

Примерные темы теоретических занятий и исследовательская деятельность старшеклассников в рамках изучения предложенных тем

Изучаемая тема Тип занятия Деятельность старшеклассников

Введение в исследовательскую деятельность Урок изучения новых знаний Знакомство с новыми понятиями; получение информации об исследовании, исследовательской деятельности, исследовательской культуре; значимости данных понятий для каждого человека; место применения исследовательской деятельности

Исследовательские методы и методики Урок-лекция Составление конспекта по теме занятия; знакомство и обсуждение применимости исследовательских методов и методик на конкретных примерах; применимость отдельных методик в условиях организации исследования в сельской местности

Сбор первичной информации и ее организация Урок-экскурсия Посещение районного краеведческого музея; знакомство со способами сбора информации под руководством работников музея

Практические занятия. На практических занятиях старшеклассники учились применять полученные на теоретических занятиях знания, у них происходило формирование исследовательских умений и навыков. Одним из основных требований, предъявляемых к практическому занятию в любой его форме, является его эффективность в плане формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников. Кроме того, учащиеся должны видеть возможность разнообразного практического применения исследовательских знаний, умений и навыков. Как мы установили, традиционные формы проведения уроков этому требованию не удовлетворяют в достаточной степени, поэтому нами использовались блоки творческих, нестандартных заданий,

задачи, базирующиеся на жизненных ситуациях. Рассмотрим часть из разработанных нами и модифицированных заданий с учетом формирования структурных и функциональных компонентов, включенных в состав учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы.

Блок развития компетенций, способствующих формированию умений работать с разнообразными источниками информации.

«Анализ текста» направлен на формирование умения учащихся работать с литературой, выделять существенные факты, отфильтровывать ненужную информацию. Учащимся предлагались какая-либо статья, литературное произведение, стихотворная

форма, по которым они по истечении некоторого срока должны были составить краткий конспект, состоящий из 10 предложений. Затем предлагалось из данного конспекта выделить основную мысль, используя не более 5 предложений, а затем трех. По окончании работы всему классу зачитывался конечный результат, по которому учащимся необходимо было определить о каком литературном произведении идет речь. Данное задание выполнялось индивидуально каждым старшеклассником по различным литературным источникам. Такой подход позволил нам выяснить индивидуальные особенности каждого учащегося, впоследствии более тщательно, согласно способностям подбирать тексты. Анализ текста особенных затруднений у старшеклассников не вызвал, причем конечный процесс отгадывания литературного произведения внес в данное задание элемент игры, что положительно повлияло на заинтересованность старшеклассников подобным видом деятельности.

«Дерево знаний». Задание направлено на формирование знаний, умений и навыков работы старшеклассников с тематическим библиотечным каталогом. Старшеклассникам предлагалась исследовательская тема, например, «Неизвестные обычаи и традиции на Руси», «Роль отца в семейном воспитании», «Здоровье человека и окружающая среда: за и против» и др. Для выбранной темы, пользуясь библиотечным тематическим каталогом, учащимся нужно было составить список предполагаемой литературы. В результате выявлялся победитель по следующим характеристикам: затраченное на поиск информации время и соответствие выбранных источников предложенной теме. Необходимо отметить, что в силу малого фонда библиотек сельских школ, списки источников были не очень большими, поэтому на первое место в данном задании выдвигается требование соответствия книг указанной теме. Кроме того, у старшеклассников была возможность выполнить подобное задание в районной библиотеке, что вызвало достаточно большой интерес.

Блок развития компетенций, связанных с оперированием исследовательскими понятиями и методами, оценкой и оформлением исследовательских работ.

«Словарь парадоксальных определений».

Данные задания предназначались для развития умений доказательства и опровержения, стимулирования творчества и исследовательских умений. Учащимся раздавались конверты с листами бумаги, на которых были написаны слова из Словаря парадоксальных определений. Например, интеллект - это способность видеть и показывать соединенность фактов; интерес - мотор жизнедеятельности; правило - это ботинок, который всегда жмет ногу свободе и т. д. Участникам необходимо было согласиться или опровергнуть за две минуты каждое толкование, а в заключение дать свои толкования следующим терминам: способности, талант, противоречие, доказательство, наука, исследование и т. д. Данная деятельность позволила нам не только направить формирующее воздействие на интеллектуальный компонент учебно-исследовательской культуры, но и интуитивно подвести старшеклассников к определению отдельных исследовательских понятий. Так, учащимися были предложены следующие парадоксальные определения: талант - это испытание для сильного и обуза для слабого; доказательство - это убеждение других в своей убежденности; исследование - это иногда полет мысли, а иногда камнем и на скалы.

«Рефрейминг» позволяет отказаться от прошлого опыта и увидеть предмет исследования по-новому, в многообразии признаков. Класс разбивался на пары. В каждой паре в течение 10 минут партнеры обменивались друг с другом информацией о себе так, что в фокусе разговора оказывалась какая-то черта или привычка, расцениваемая самим человеком как негативная. Затем в течение 20 минут каждому участнику пары необходимо было приготовить свой взгляд на это качество так, чтобы представить его с положительной стороны. Например, педантичность превращается в последовательность, придирчивость -в принципиальный подход к делу. Рефрей-минг вызвал у старшеклассников определенные психологические затруднения, которые, в первую очередь, были связаны с выделением собственных отрицательных черт и привычек, акцентирования на них всеобщего внимания. С другой стороны, деятельность такого рода вызвала чисто технические затруднения, связанные с необходимостью представлять отрицательное с положительной стороны.

«Акулы пера». Основная задача данного задания - обеспечить новый опыт анализа ситуации, возникающей из сочетания новых понятий, образов, идей. Класс разбивался на группы по 3-5 участников, которые садились вокруг набора разнообразных предметов, подготовленных нами заранее, например кусок мела, гвоздь, компас, циркуль, носовой платок, обрезок электрического провода, очки и т. д. Каждая группа выбирала любые семь понравившихся предметов, причем заранее цель отбора предметов не оговаривалась. Затем группам предлагалось объяснить, почему ими были отобраны именно эти предметы. Второй частью задания являлось написание репортажа с места событий, где были найдены эти предметы. Группа в данном случае выступала в качестве команды журналистов некого издания и должна была в репортаже осветить вопросы: что произошло? где? с кем? почему? Через некоторое время репортажи зачитывались, пояснялось, что повлияло на выбор именно этой темы. Выполнением данного задания нами преследовалось несколько целей: с одной стороны, развитие образности мышления, логического и абстрактного мышления, с другой стороны, развитие коммуникативных навыков старшеклассников, а так же навыков защиты исследовательских работ. При выполнении такого задания наблюдалась положительная мотивация, старшеклассниками роль журналиста воспринималась с радостью.

«Метод анкетирования» применялся для формирования у учащихся умения структурировать область исследований, развития их коммуникативных навыков, а также знаний о методах обработки результатов анкетирования. Учащимся предлагалась тема для проведения социологического опроса, например «Как проводит свой досуг сельский житель?». По данной теме старшеклассниками была разработана анкета и проведено анкетирование группы людей (первоначально одноклассников, школьников, учителей, а затем различных социальных групп односельчан). Результаты анкетирования обрабатывались, делался общий анализ изучаемого явления, выявлялись недостатки разработанных анкет, а затем предлагались возможности их усовершенствования.

Блок развития креативности.

«На творческой волне» позволяет разви-

вать способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи, развивает способность старшеклассников к видению исследовательских проблем, умение смотреть на задачу глазами товарищей по группе, создавать проблемную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы. Представляет собой командный конкурс, в котором каждая команда должна выполнить серию индивидуальных и коллективных заданий. В качестве конкурсов были предложены следующие задания:

1. Выбрать название для своей команды и обосновать свой выбор.

2. Записать на карточке одну из актуальных исследовательских проблем, передать карточку другой группе, которая должна объяснить всем присутствующим, почему проблема является актуальной, какие пути решения, методы исследований могут быть использованы, каких результатов в итоге планируется достигнуть. Так, например, на карточках старшеклассниками были записаны исследовательские проблемы: «Востребованность разнообразных профессий на рынке труда», «Влияние компьютера на здоровье человека», «Проблема загрязнения окружающей среды (на примере России)».

3. Найти максимум свойств и качеств, объединяющих разнородные понятия. Например, путешествие и футбольный мяч, эксперимент и крысу и т. д.

4. Перефразировать общеизвестные фразы как можно более близко к оригинальному тексту и дать максимально возможное количество вариантов. Например, «в одну реку нельзя войти дважды», «нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом», «доказанное примерами никогда нельзя считать полностью доказанным» и т. д.

5. Придумать как можно больше вариантов использования не по прямому назначению обыденных предметов. Например, канцелярская скрепка, лампочка, тетрадь и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Убедить соперника из противоположной команды в правдивости заведомо ложных утверждений. Например, что в холодильнике очень жарко, черепаха передвигается быстрее бегущего человека и т. д.

7. Предположить, что Вы стали обладателем какого-либо ненужного предмета, предложенного ведущим по своему усмотрению (например, сломанной ручки, отброшенного ящерицей хвоста и т. д.), и дать соперникам убедительное объяснение того, что именно в данный момент времени он Вам жизненно необходим.

8. Необходимо дать словесное описание с использованием максимального количества научных терминов предложенных Вам явлений. Например, утро в сосновом бору, гроза в начале мая, солнечный зайчик и т. д.

9. Придумать и дать имя сказочному персонажу, соединяющему в себе различные физические и психологические характеристики нескольких реальных существ. Изобразить это существо.

После проведения всех этапов конкурса подводились итоги, где команда-победитель получала призы, а самые отличившиеся участники конкурса поощрялись положительными оценками. Таким образом, были задействованы не только внутренние, но и внешние мотивы. Отдельные задания вызвали у старшеклассников ряд трудностей, например, убеждение соперников в правдивости утверждений или необходимости Вам предмета. В целом конкурс произвел благоприятное впечатление как на участников, так и на его зрителей и организаторов.

«Монолог» предназначен для тренинга подвижности мышления, креативного поведения и адекватной самооценки, расширения рамок ассоциативного мышления. Одному из старшеклассников предлагалось выбрать какой-то предмет, лицо или явление, хорошо ему знакомое, для того чтобы представить всем присутствующим его образ. Это был знакомый всем человек, предмет обстановки класса и т. д. От лица выбранного персонажа участник произносил монолог, в котором выявлялись особенные черты данного предмета, лица или явления. В заключение выступления участника проводилась «пресс-конференция», на которой все слушатели могли высказать свое мнение о точности выбранной характеристики или задать выступающему уточняющие вопросы. Наиболее хорошо прошел вариант такого задания, когда участник, произнося монолог, не называл о ком или о чем идет речь. В этом случае правильность его моноло-

га оценивалась просто отгадыванием остальными учащимися загаданного предмета, явления или лица, но затем проводилась и «пресс-конференция» с целью активизации мышления и креативности всего класса.

Помимо уроков и внеурочных занятий, в проекте уделялось значительное внимание самостоятельной работе старшеклассников. В рамках самостоятельных работ проводились исследования по указанным нами и выбранным старшеклассниками самостоятельно темам. Кроме того, ряд самостоятельных работ представлял собой деятельность старшеклассников по решению исследовательских задач, сформулированных учителем в рамках уроков с использованием элементов исследования. Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся носила как индивидуальный, так и групповой характер, была направлена на различные способы работы с источниками информации, применение основных исследовательских понятий и методов. Например, старшеклассниками были разработаны следующие исследовательские проблемы: страницы истории моего родного села (определенный исторический период по выбору); мои земляки - Герои Великой Отечественной войны; из песни слова не выкинешь (народный фольклор). Результатом исследовательской деятельности старшеклассников стало выполнение разнообразных исследовательских работ в виде докладов, рефератов, сообщений на разнообразные темы, стенгазет, проектов и т. д.

В связи с тем что уровень сформирован-ности учебно-исследовательской культуры отдельных старшеклассников после реализации рассматриваемого этапа технологии может существенно отличаться, возникла необходимость в его оценке и корректировке. Поэтому цель коррекционно-оценочного этапа технологии - оценка и осмысление реализации процесса формирования учебно-исследовательской культуры и модификация технологии.

На данном этапе технологии старшеклассники демонстрируют свои результаты, достигнутые по итогам формирования учебно-исследовательской культуры, проводится их коллективное обсуждение, сравнение с аналогичными достижениями одноклассников. Использование разнообразных исследовательских заданий, в частности, было на-

правлено на выявление степени увеличения доли исследовательской деятельности, совокупности приобретенных качеств и способностей, оценку итогового уровня сформиро-ванности учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы.

Коррекционно-оценочный этап технологии выполняет роль коммуникатора между анализом конечного уровня сформированно-сти учебно-исследовательской культуры и всех ее компонентов и следующим циклом технологии. Он является регулятором развития тех компонентов, которые сформированы недостаточно. Корректирующая часть рассматриваемого этапа на основе сделанных оценок и выводов позволила нам сделать предположение о необходимых корректировках соответствующих этапов технологии, но уже на следующих циклах. Так возможны изменения в тематическом плане за счет перегруппировки времени изучения отдельных тем (время изучения трудноусвояемых тем можно увеличить за счет времени изучения тем, более легкоусвояемых учащимися).

Следует отметить, что практическое осуществление разработанной нами технологии выявило ряд трудностей. Во-первых, ряд старшеклассников отнесся несерьезно к получению исследовательских знаний, умений и навыков, что можно объяснить либо плохой приспосабливаемостью, консерватизмом в отношении новых видов деятельности, либо недостаточной мотивацией.

Во-вторых, исследовательская деятельность весьма отличается от привычной для

старшеклассников сельской школы учебной деятельности. Это отличие, в первую очередь, заключается в изменившейся роли учителя, который в большинстве случаев лишь указывает направление на достижение исследовательских целей. Такая самостоятельность учащимися в ряде случаев была воспринята положительно, а в ряде - с долей недоумения, такое положение вещей оказалось непривычным. У учителей деятельность такого рода вызвала интерес, но, вместе с тем, и определенные затруднения, которые со временем преодолевались.

В-третьих, довольно много времени было затрачено на адаптацию старшеклассников к большому объему креативных, творческих заданий. Однако обозначенные трудности не являлись существенными, и прохождение всех этапов технологии позволило их разрешить.

1. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психологопедагогический аспект. М., 1990.

2. КипнисМ. Тренинг креативности. М., 2006.

3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига, 1995.

4. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. М., 2005.

5. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М., 1998.

Поступила в редакцию 23.02.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.