Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА / МОБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фугелова Татьяна Анатольевна

Изменение курса на создание системы непрерывного образования привело к тому, что наиболее перспективными стали дистанционные технологии обучения, отличающиеся динамичностью, возможностью оказать влияние на формирование личностных качеств студентов. Использование компьютерной обучающей системы позволяет гибко управлять познавательной деятельностью каждого студента, контролировать количество и последовательность выполнения учебных заданий в зависимости от его способностей, потребностей, интересов, исходного уровня знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фугелова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT AND USE OF ELECTRONIC TEXTBOOK IN EDUCATIONAL PROCESS

It is shown that changing the course to create a system of continuing education has led to the situation when distance learning became the most promising technology thanks to its dynamic character, opportunity to influence on the students personal qualities formation. Using a computerized training system allows a flexible management of cognitive activity of each student, a number and a sequence of learning activities according to his abilities, needs, interests, initial level of knowledge.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

ным энциклопедиям по предметным областям и направлениям деятельности, отечественным и мировым информационным сетям, базам знаний и банкам данных); 2) организация обучающего диалога в информационно-образовательной среде (объектно-объектная, субъектно-объектная коммуникация, субъектно-субъектное общение); 3) телекоммуникационное взаимодействие преподавателей и учеников в процессе познавательной деятельности; автоматизированное обучение и контроль; 4) моделирование изучаемых (исследуемых) явлений и процессов (демонстрационное и интерактивное); 5) администрирование учебного процесса.

Структура и функции определяют следующие принципы проектирования ДОС: системная интеграция информационных образовательных ресурсов и технологий, поддерживающих учебный процесс; технологичность, использование при проектировании новейших достижений в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; адаптивность (среда должна быть совместима с традиционной и давать возможность гибкой модернизации ее информационно-образовательного наполнения); открытость, многовариантность образовательной среды.

Основными признаками и характеристиками ДОС как части медиасреды являются: 1) опосредованность канала связи; 2) специфический характер канала связи: электронный, аудиовизуальный, экранный; наличие доступа к международной или национальной компьютерной сети; 3) пространственная (а часто и временная) дистантность партнеров по коммуникации, предполагающая возможность отсроченного контакта; 4) наличие визуально-текстового контакта взамен визуально-личностного; преобладание информационного аспекта взаимодействия над личностным; 5) интерактивность, понимаемая как технически обеспеченная возможность чередования коммуникативных ролей и зависимость коммуникативного поведения и качеств речи одного речедея-теля от тех же параметров другого; 6) преобладание неформального, нерегламентированного общения, вызванное нерелевантностью статусных офлайновых ролей коммуникантов для сетевого общения; наличие гипертекста [1, 4].

Резюмируя вышесказанное, можем заключить, что перечисленные признаки, характеристики, компоненты и функции дистанционной образовательной среды (ДОС) являются основой эффективного педагогического общения и удовлетворения коммуникативных потребностей участников образовательного взаимодействия.

Списки литературы

1. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2001.

2. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.

3. Костикова Н. А. Дистанционная образовательная среда как особая среда для организации педагогической коммуникации // Проблемы науки и образования на современном этапе общественного развития: сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 8 апреля, 2011 г., г. Выборг. - СПб.: Астерион, 2011. - С. 45-50.

4. Розина И. Н. Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде: дис. ... д. пед. н. - М., 2005. - 458 с.

Сведения об авторе

Мезенцева Лариса Витальевна, к. п. н., доцент, Тюменский государственный нефтегазовый университет (филиал) в г. Ноябрьске, тел. 8(922)4620335, e-mail: mlvnnk@mail.ru

Mezentseva L. V., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Tyumen State Oil and Gas University branch in Noyabrsk, phone: 8(922)4620335, e-mail: mlvnnk@mail.ru

УДК 37.01(075.8)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT AND USE OF ELECTRONIC TEXTBOOK IN EDUCATIONAL PROCESS

Т. А. Фугелова

T. A. Fugelova

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронный учебник, проблемное обучение, компьютерная обучающая система, мобильность Key words: distance learning, electronic textbook, problem-based learning, computer training system, mobility

Изменение курса на создание системы непрерывного образования привело к тому, что наиболее перспективными стали дистанционные технологии обучения, отличающиеся динамичностью, возможностью оказать влияние на формирование личностных качеств студентов. Использование компьютерной обучающей системы позволяет гибко управлять познавательной деятельностью каждого студента, контролировать количество и последовательность выполнения учебных заданий в зависимости от его способностей, потребностей, интересов, исходного уровня знаний.

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 1, 2014

It is shown that changing the course to create a system of continuing education has led to the situation when distance learning became the mostpromising technology thanks to its dynamic character, opportunity to influence on the students personal qualities formation. Using a computerized training system allows a flexible management of cognitive activity of each student, a number and a sequence of learning activities according to his abilities, needs, interests, initial level of knowledge.

Основное отличие новой системы образования от традиционной заключается в ее технологической базе, ориентированной на реализацию потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий, что в дальнейшем создает условия для реализации дистанционного обучения. В концепции модернизации системы образования нашей страны указана необходимость информатизации образовательного процесса. Одной из задач является использование в учебном процессе электронных учебников.

Педагогические основы разработки и внедрения информационно-компьютерной технологии обучения созданы учеными В. П. Беспалько [1], И. Г. Захаровой [2], Е. С. Полат [3] и др. Проектирование информационно-компьютерной технологии обучения предполагает следующие основополагающие действия: разработка содержания образования, выбор методов обучения, создание электронного учебника, подготовка контролирующей программы для рубежного и итогового контроля знаний и умений студентов.

Основное внимание мы уделим вопросам разработки электронного учебника, от содержания и структуры которого зависит уровень усвоения студентом системы знаний, умений и навыков. Электронный учебник — это автоматизированная обучающая система, содержащая дидактическое, методическое и программное обеспечение, а также информационно-справочные материалы для использования в процессе самостоятельного изучения учебного материала по дисциплине (Ф. В. Шарипов [4]). Электронный учебник должен помочь самостоятельно усвоить знания, предусмотренные государственным образовательным стандартом специальности.

Информационно-инструктивный блок включает наименование дисциплины, цели изучения данной дисциплины, наименование и содержание изучаемых тем, порядок работы по электронному учебнику. Информационно-обучающий блок представляет собой обучающую программу, построенную по модульной структуре. Объем одного модуля соответствует содержанию одной темы по учебной программе. Структура обучающего модуля включает: наименование модуля, цели его изучения, структурно-логическую схему модуля, учебную информацию по каждому узловому вопросу в виде текста с соответствующими средствами наглядности, задания для усвоения материала в виде вопросов или задач, рекомендации по их выполнению, эталонные ответы, тесты для контроля заданий по каждому модулю, список литературы. Кроме основного информационного материала и соответствующих заданий целесообразно в обучающую программу включать творческие задания, предполагающие самостоятельное применение усвоенных знаний в решении проблемных задач. Блок выходного контроля представляет собой тест для итоговой проверки и оценки результатов обучения.

Остановимся на обучающей программе, составленной по методике проблемного обучения. Структура обучающего блока электронного учебника или его фрагмента, построенного на основе методики проблемного обучения (материал дается не в готовом виде, а как система проблемных вопросов и задач), должна включать следующие элементы: постановка проблемы, раскрытие ее актуальности, теоретической или практической значимости; вопросы и задачи по пройденному материалу; эталонные ответы к ним для самоконтроля и исправления ошибок; последовательность вопросов, соответствующих ходу решения проблемы; при необходимости усматривается возможность обращения студента к той или иной информации, выбора разных способов решения проблемы, электронного моделирования явлений, процессов и объектов, связанных с проблемой; эталонные ответы к каждому вопросу, а также в целом ко всей подпроблеме. Проблемность придает обучению исследовательскую направленность, меняет позицию студента в учебном процессе в сторону субъектности. От студента требуется исключительная мотивированность, самоорганизация, трудолюбие. Все эти качества являются базовыми для формирования социальной, профессиональной, академической мобильности.

Использование электронного учебника позволяет гибко управлять познавательной деятельностью каждого студента, самостоятельно варьировать количество и последовательность выполнения учебных заданий в зависимости от способностей, потребностей, интересов, исходного уровня знаний. Электронный учебник, по существу, моделирует совместную деятельность преподавателя или с одним студентом, или с группой студентов на разных этапах процесса обучения, начиная с постановки целей и познавательных задач и заканчивая контролем и оценкой знаний, умений и навыков каждого студента.

Меняются функции преподавателя, его информационная и контролирующая функции сокращаются. На него возлагаются задачи разработки и совершенствования программных средств, организации самостоятельной или групповой работы студентов, консультации, руководство учебно-исследовательской работой, самообразования и т. д. Его роль в большей степени не обучающая, а методически-направляющая. Степень участия преподавателя в учебном процессе зависит от формы обучения. При заочном обучении электронный учебник дает возможность решить проблему поиска и отбора содержания теоретического, практического и котрольно-оценочного материала студентами.

Использование электронного учебника в учебном процессе позволяет поставить вопрос о соотношении традиционного и дистанционного обучения. Оптимальный путь внедрения компьютерной технологии в сферу

образования, по нашему мнению, состоит в сочетании ее с традиционными методами и формами обучения (Т. А. Фугелова [5, 6]).

Список литературы

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

3. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2006. - 392 с.

4. Шарипов Ф. В. Дидактические основы дистанционного обучения / Ф. В. Шарипов. - Уфа, 2005. - 159 с.

5. Фугелова Т. А. Роль творчества в профессиональной подготовке студентов технического вуза / Т. А. Фугелова // Вестник Тюменского государственного университета, 2011. - № 9. - С. 101-107.

6. Фугелова Т. А. Формирование профессиональной мобильности выпускников технического вуза: методология, теория, практика: монография / Т. А. Фугелова. - Тюмень, 2012. - 340 с.

Сведения об авторе

Фугелова Татьяна Анатольевна, к. п. н. доцент кафедры «Теория и методика профессионального образования», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89097348169, e-mail: fta2012@mail.ru

Fugelova T. A., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the chair «Theory and methodology of professional education», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89097348169, e-mail: fta2012@mail.ru

УДК 004.4:352

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

MUNICIPAL INFORMATION SYSTEM AS A VIRTUAL SPACE

В. В. Шагисултанова

V. V. Shagisultanova

Ключевые слова: управление муниципальным хозяйством, информационная система, виртуальное пространство Key words: municipal information system, virtual space, municipal management efficiency, analysis, geoinformation systems

Представлены некоторые определения категорий муниципальной информационной системы и виртуального пространства, проведeн анализ, обоснованы примеры геоинформационных систем, в том числе и муниципальной, и предложено направление в Тюменской области для повышения эффективности работы муниципального управления.

The paper presents some definitions of the categories of municipal information system and virtual space, and analyzes and proves the examples of the geographic information system, including the municipal one, and offers a direction to improve the efficiency of municipal management in the Tyumen region.

Принятие эффективных решений по управлению городом как целостной социально-экономической системой требует современной информационной поддержки. Именно это обусловило большую популярность муниципальных информационных систем (МИС) как средств информационной поддержки управления — объединение всех принятых технологий обработки информации. МИС должна решать проблемы интеграции всех видов информационных ресурсов, включая муниципальные, государственные и частные.

На сегодняшний день наблюдается недостаточный уровень качественного развития МИС. Сегодня эта информационная система не объединяет все или большую часть ресурсов муниципальных образований, а выполняет задачи автоматизации работы самого муниципального образования. Для повышения эффективности использования системы автором было предложено решение МИС как виртуального пространства, объединяющего все возможные ресурсы в единое целое для как можно более полного описания социальной сферы города.

Муниципальная информационная система является целостной технологической, программной и информационной средой создания, хранения, анализа и распространения информации в интересах муниципальных органов власти, предприятий и граждан. Она представляет реальные показатели состояния социальной сферы города и региона в необходимом для конкретного измерения виде. Д. В. Богат, Т. А. Полякова [1] в своем исследовании указывают, что МИС позволяет объективно оценивать, сравнивать и анализировать уровень жизни населения, выявлять основные тенденции и закономерности и четко обозначать наиболее острые проблемы развития муниципальных образований.

Использование МИС для принятия решений и оперативного накопления данных имеет следующие особенности:

• взаимодействие с сообществами граждан посредством информационных потоков, заявок граждан,

• формирование единого центра и координация решений по всем вопросам работы муниципального образования,

• формирование отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.