Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ХАРАКТЕРИСТИКИ, КОМПОНЕНТЫ, ФУНКЦИИ'

ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ХАРАКТЕРИСТИКИ, КОМПОНЕНТЫ, ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева Лариса Витальевна

Рассматриваются вопросы дистанционного обучения и интернет-коммуникации; описаны особенности коммуникативной деятельности, выявлены отличительные черты коммуникативной деятельности педагога и обучающегося, определены ее компоненты и характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANT EDUCATIONAL ENVIRONMENT: CHARACTERISTICS, COMPONENTS, FUNCTIONS

The article is devoted to the issues of remote learning and Internet communication. The features of communicative activities are described and distinctive features of communicative activities of a teacher and a student being trained are revealed. The components and the characteristics of these activities are defined.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ХАРАКТЕРИСТИКИ, КОМПОНЕНТЫ, ФУНКЦИИ»

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. №1, 2014

Сведения об авторах

Лавущенко Владимир Павлович, д. э. н., заместитель генерального директора ОАО «Татнефть» имени В. Д. Ша-шина, г. Альметьевск, тел. 8(8553)307363, e-mail: lavushenko@tatneft.ru

Иванов Алексей Федорович, к. п. н., доцент, первый проректор Альметьевского государственного нефтяного института, г. Альметьевск, тел. 8(8553)310006, e-mail: 1 _prorektor@agni-rt.ru

Lavushchenko V. P., Doctor of Economics Sciences, Deputy Director General of OAO «Tatneft» named after V.D. Shashin, Almetyevsk, phone: 8(8553)307363, e-mail: lavushenko@tatneft.ru

Ivanov A. F., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, First pro-rector of Almetyevsk State Oil Institute, Almetyevsk, phone: 8(8553)310006, e-mail: 1 _prorektor@agni-rt.ru

УДК 371

ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ХАРАКТЕРИСТИКИ, КОМПОНЕНТЫ, ФУНКЦИИ

DISTANT EDUCATIONAL ENVIRONMENT: CHARACTERISTICS, COMPONENTS, FUNCTIONS

Л. В. Мезенцева

L. V. Mezentseva

Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет-коммуникация, дистанционная образовательная среда, коммуникативная деятельность, компоненты образовательной среды Key words: remote learning, Internet communication, distant educational environment, communicative activities,

components of the educational environment

Рассматриваются вопросы дистанционного обучения и интернет-коммуникации; описаны особенности коммуникативной деятельности, выявлены отличительные черты коммуникативной деятельности педагога и обучающегося, определены ее компоненты и характеристики.

The article is devoted to the issues of remote learning and Internet communication. The features of communicative activities are described and distinctive features of communicative activities of a teacher and a student being trained are revealed. The components and the characteristics of these activities are defined.

Стремительное создание и развитие виртуальных дистанционных образовательно-медийных сред, информационно-коммуникационных и дистанционных технологий обусловливает необходимость создания и организации новой особенной коммуникативной деятельности педагога. В дистанционном обучении интернет-коммуникации открывают возможности появления новых видов и форм общения и организации взаимодействия как между обучающимися, так и между обучающимися и педагогами разных возрастных групп и географического местоположения. Для организации такого общения необходимо выявить особенности коммуникативной деятельности, поэтому основными задачами при исследовании данного вопроса являются выявление особенностей коммуникативной деятельности педагога и обучающегося в дистанционной образовательной среде, определение ее компонентов и характеристик. Коммуникативная деятельность педагога выступает как часть педагогического общения и направлена на удовлетворение коммуникативных потребностей участников образовательного взаимодействия [2].

Компонентами любой деятельности являются ее субъект, предмет, цель, содержание, способы реализации и результат. В дистанционной образовательной среде коммуникативная деятельность требует отдельного рассмотрения как разновидность искусственной медиасреды, как особое коммуникационное пространство реализации и преобразования форм и видов общения [2].

Дистанционная образовательная среда (ДОС) представляет собой специализированную информационную образовательную среду, компонентами которой являются: нормативно-правовой, программно-аппаратный, учебно-методический, коммуникативный, педагогическая деятельность, [3]. Организационно-технологической основой ДОС являются информационно-телекоммуникационные технологии, которые обеспечивают ввод, хранение, обновление и передачу обучающимся необходимого учебного материала (дисциплинарного и информационно-справочного), представленного в электронном виде; возможность интерактивного взаимодействия обучающегося и педагога, обучающихся между собой, обучающихся и автоматизированной системы обучения и контроля.

Исходя из вышесказанного можно обозначить функции ДОС: удовлетворение образовательных потребностей участников образовательного процесса; учебно-методическое сопровождение образовательного процесса; обеспечение аппаратных и программных средств хранения, обработки, передачи учебных материалов и оперативный доступ к ним; телекоммуникационное взаимодействие участников образовательного процесса.

Структура ДОС определяется системой целей и задач учебного процесса, функций учебной деятельности и может быть представлена следующими блоками: 1) информационное обслуживание педагогов и обучающихся (обеспечение доступа к электронным каталогам, электронным учебникам и глоссариям по темам, электрон-

№ 1, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

ным энциклопедиям по предметным областям и направлениям деятельности, отечественным и мировым информационным сетям, базам знаний и банкам данных); 2) организация обучающего диалога в информационно-образовательной среде (объектно-объектная, субъектно-объектная коммуникация, субъектно-субъектное общение); 3) телекоммуникационное взаимодействие преподавателей и учеников в процессе познавательной деятельности; автоматизированное обучение и контроль; 4) моделирование изучаемых (исследуемых) явлений и процессов (демонстрационное и интерактивное); 5) администрирование учебного процесса.

Структура и функции определяют следующие принципы проектирования ДОС: системная интеграция информационных образовательных ресурсов и технологий, поддерживающих учебный процесс; технологичность, использование при проектировании новейших достижений в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; адаптивность (среда должна быть совместима с традиционной и давать возможность гибкой модернизации ее информационно-образовательного наполнения); открытость, многовариантность образовательной среды.

Основными признаками и характеристиками ДОС как части медиасреды являются: 1) опосредованность канала связи; 2) специфический характер канала связи: электронный, аудиовизуальный, экранный; наличие доступа к международной или национальной компьютерной сети; 3) пространственная (а часто и временная) дистантность партнеров по коммуникации, предполагающая возможность отсроченного контакта; 4) наличие визуально-текстового контакта взамен визуально-личностного; преобладание информационного аспекта взаимодействия над личностным; 5) интерактивность, понимаемая как технически обеспеченная возможность чередования коммуникативных ролей и зависимость коммуникативного поведения и качеств речи одного речедея-теля от тех же параметров другого; 6) преобладание неформального, нерегламентированного общения, вызванное нерелевантностью статусных офлайновых ролей коммуникантов для сетевого общения; наличие гипертекста [1, 4].

Резюмируя вышесказанное, можем заключить, что перечисленные признаки, характеристики, компоненты и функции дистанционной образовательной среды (ДОС) являются основой эффективного педагогического общения и удовлетворения коммуникативных потребностей участников образовательного взаимодействия.

Списки литературы

1. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2001.

2. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.

3. Костикова Н. А. Дистанционная образовательная среда как особая среда для организации педагогической коммуникации // Проблемы науки и образования на современном этапе общественного развития: сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 8 апреля, 2011 г., г. Выборг. - СПб.: Астерион, 2011. - С. 45-50.

4. Розина И. Н. Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде: дис. ... д. пед. н. - М., 2005. - 458 с.

Сведения об авторе

Мезенцева Лариса Витальевна, к. п. н., доцент, Тюменский государственный нефтегазовый университет (филиал) в г. Ноябрьске, тел. 8(922)4620335, e-mail: mlvnnk@mail.ru

Mezentseva L. V., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Tyumen State Oil and Gas University branch in Noyabrsk, phone: 8(922)4620335, e-mail: mlvnnk@mail.ru

УДК 37.01(075.8)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT AND USE OF ELECTRONIC TEXTBOOK IN EDUCATIONAL PROCESS

Т. А. Фугелова

T. A. Fugelova

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронный учебник, проблемное обучение, компьютерная обучающая система, мобильность Key words: distance learning, electronic textbook, problem-based learning, computer training system, mobility

Изменение курса на создание системы непрерывного образования привело к тому, что наиболее перспективными стали дистанционные технологии обучения, отличающиеся динамичностью, возможностью оказать влияние на формирование личностных качеств студентов. Использование компьютерной обучающей системы позволяет гибко управлять познавательной деятельностью каждого студента, контролировать количество и последовательность выполнения учебных заданий в зависимости от его способностей, потребностей, интересов, исходного уровня знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.