Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЙ КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭЛЕКТРОННЫЙ КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавущенко Владимир Павлович, Иванов Алексей Федорович

В представленной статье говорится о системе профессиональной подготовки кадров для нефтегазовой промышленности, основанной на участии работодателей в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC CORPORATE UNIVERSITY - INNOVATION PROJECT IN EDUCATION

The article is devoted to the system ofprofessional training ofpersonnel for oil and gas industry based on the participation of employers in the education process.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЙ КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Таким образом, предлагаемая форма организации учебного процесса может повысить качество обучения за счет привлечения квалифицированных преподавателей и понизить затраты на его организацию.

Мотивацией применения преподавателями новых технологий, наряду с административными рычагами, может стать материальное стимулирование или сокращение количества аудиторных часов за счет внеаудиторных.

Список литературы

1. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Социокультурное информационное пространство образования в контексте проблемы формирования личности // Вестник ТюмГУ. - 2010.-№. 5.- С. 11-17.

2. Ивашко А. Г., Ощепков А. Ю. Построение алгоритма нахождения «оптимального узла» для распределения трафика «веб-конференции» в распределенной системе // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. -№ 6.

3. Моор С. М., Фокина А. Б. Позитивный опыт развития дистанционного образования за рубежом // Социология. Экономика. Политика. Известия высших учебных заведений. - 2012. -№ 3 (34). - С. 99-103.

Сведения об авторах

Ивашко Александр Григорьевич, директор ИМиКН, проректор по ИТ, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, тел. 83452640135, e-mail: ivashco@mail.ru

Воробьева Марина Сергеевна, доцент кафедры «Программное обеспечение», Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Ощепков Алексей Юрьевич, доцент кафедры «Информационные системы», Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Ivashco A. G., Director of IMiKN, Vice President for IT, Tyumen State University, phone: 83452640135, e-mail: ivash-co@mail.ru

Vorobieva M. S., associate professor of the chair of software support, Tyumen State University

Oschepkov A. Yu., associate professor of the chair of information systems, Tyumen State University

УДК 378:622.276

ЭЛЕКТРОННЫЙ КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ — ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

ELECTRONIC CORPORATE UNIVERSITY — INNOVATION PROJECT IN EDUCATION

В. П. Лавущенко, А. Ф. Иванов

V. P. Lavushchenko, A. F. Ivanov

Ключевые слова: подготовка кадров, инновации в образовании, электронное образование Key words: training, innovation in education, electron education

В представленной статье говорится о системе профессиональной подготовки кадров для нефтегазовой промышленности, основанной на участии работодателей в учебном процессе.

The article is devoted to the system ofprofessional training ofpersonnel for oil and gas industry based on the participation of employers in the education process.

В настоящее время инновационная экономика и интенсивное развитие производства требует внедрения современных инструментов подготовки специалистов и развития новых компетенций.

Решать данную задачу позволяет Электронный корпоративный университет (ЭКУ), в рамках которого организовано эффективное сотрудничество ОАО «Татнефть» и Альметьевского государственного нефтяного института. Данное сотрудничество позволяет осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов для нефтегазовой отрасли.

Электронный корпоративный университет — это инновационный образовательный ресурс, построенный в рамках корпоративной идеологии на основе единой концепции и методологии, охватывающий все уровни руководителей и специалистов, студентов и школьников [1].

ЭКУ носит не только прикладной характер (обучить людей новым приемам работы и предоставить им сведения, необходимые для работы на текущий период), но и стратегический, связанный с бизнес-задачами. Координирует работу ЭКУ методический совет, в состав которого входят ведущие специалисты предприятий и руководители учебных заведений [2, 3].

В настоящее время ЭКУ охватывает три целевые группы: школьники, студенты, молодые специалисты.

В рамках Электронного корпоративного университета реализованы различные интеллектуальные тренинги, проводятся конкурсы и олимпиады.

Целью интеллектуальных тренингов является развитие у участников навыков реализации различных проектов, направленных на внедрение технологических и управленческих инноваций в производственной деятельности. В настоящее время в ЭКУ реализовано более 20 интеллектуальных интерактивных тренингов, в том

№ 1, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

числе: «Энергоэффективная нефтедобыча», «Решения SAP для управления предприятием», «Биржевая торговля», «Создай свое предприятие», «Заказчик-подрядчик», «Управляй проектом» и другие.

На каждом этапе тренинга обучающиеся могут получить квалифицированную помощь экспертов из числа ведущих специалистов по соответствующим направлениям.

Помимо перечисленных тренингов в ЭКУ реализованы более 15 дистанционных курсов. Например, «Курс молодого специалиста» разработан в целях адаптации молодых специалистов к производственным условиям. Участниками «Курса молодого специалиста» являются молодые работники из числа руководителей, специалистов, служащих и студентов вузов.

«Курс бережного производства» направлен на получение студентами и специалистами базовых навыков бережливого производства, знаний о затратах на оборудование, времени выполнения работ и производственных площадях.

В настоящее время работа со школьниками является значимым направлением деятельности крупнейших компаний, в том числе ОАО «Татнефть». Период понижения рождаемости, который наблюдался в 1992-2002 годах, серьезно сказывается на рынке труда, по прогнозам экспертов ситуация в области подбора персонала будет усложняться. Поэтому предприятия ведут активную работу не только с вузами, но и со школами, делая ставку на молодых специалистов [4].

В связи с этим в ЭКУ также реализован ряд других задач. Например, для школьников 7-11 классов организуются электронные предметные олимпиады по математике, информатике, геологии, английскому языку.

За два года обучение в ЭКУ прошли около 16 тысяч человек. Организационно-методическую поддержку деятельности ЭКУ обеспечивают более 500 модераторов и экспертов. Политику и значимые решения по развитию ЭКУ определяет Методический совет.

В рамках Электронного корпоративного университета также реализован проект «Студенческая биржа труда» (СБТ). Данный проект введен в эксплуатацию для создания условий многоступенчатого отбора в компанию «Татнефть» выпускников вузов, адаптации молодых специалистов, укрепления отношений между компанией и учреждениями профессионального образования [5].

В настоящее время для ОАО «Татнефть» особый интерес представляет инновационный краудсорсинг как инструмент поиска лучших идей, который получил новый виток развития с внедрением в производство информационных технологий и Интернета.

Создание инноваций с помощью краудсорсинга позволяет привлечь интеллектуальный потенциал неограниченного числа участников к решению актуальных проблем производства. В связи с этим в рамках Электронного корпоративного университета был реализован проект «Аукцион бизнес-идей», в котором выстроены и полностью автоматизированы 14 основных этапов развития инноваций: от выявления проблемы до внедрения лучших идей в производство и формирования «Банка знаний» [6].

Проект «Электронный корпоративный университет» стал победителем VII республиканского конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» и отмечен дипломом на Всероссийской кадровой конференции Минэнерго.

Сформированная с помощью Электронного корпоративного университета система обучения позволила предприятию получить адаптированного к реальным производственным процессам специалиста, учебным заведениям — улучшить рейтинг за счет востребованности выпускников, а студентам — получить достойную работу.

Список литературы

1. Лавущенко В. П., Даянова А. Р. Предприятие и вуз: новые отношения / В. П. Лавущенко, А. Р. Даянова // Нефть и жизнь. -2009.-№6.-С. 22-23.

2. Емекеев А. А., Иванов А. Ф. Инновации в системе подготовки кадров для нефтегазовой отрасли / А. А. Емекеев, А. Ф. Иванов // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. - 2012. -№ 5. - С. 7-9.

3. Емекеев А. А., Иванов А. Ф. О некоторых аспектах опережающей подготовки кадров в Альметьевском государственном нефтяном институте / А. А. Емекеев, А. Ф. Иванов // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. - Альметьевск: АГНИ, 2012.-Т.Х.-С. 4-8.

4. Ильмукова И. Р. Электронные олимпиады / И. Р. Ильмукова // Краудсорсинг — инновационный ресурс развития компании (опыт ОАО «Татнефть»): Сборник статей: в 2 ч. Под общ. ред. д. э. н. В. П. Лавушенко. - Казань: КПК, 2013. -С. 184-185.

5. Хамадьяров Р. Р., Юртаев Д. А. Краудстаффинг — современная технология работы с персоналом / Р. Р. Хамадьяров, Д. А. Юр-таев // Краудсорсинг — инновационный ресурс развития компании (опыт ОАО «Татнефть»): Сборник статей: в 2 ч. Под общ. ред. д. э. н. В. П. Лавушенко. - Казань: КПК, 2013. - С. 180-183.

6. Лавущенко В. П. Фактор роста / В. П. Лавущенко // Краудсорсинг — инновационный ресурс развития компании (опыт ОАО «Татнефть»): Сборник статей: в 2 ч. Под общ. ред. д. э. н. В. П. Лавушенко. - Казань: КПК, 2013. - С. 33-38.

Сведения об авторах

Лавущенко Владимир Павлович, д. э. н., заместитель генерального директора ОАО «Татнефть» имени В. Д. Ша-шина, г. Альметьевск, тел. 8(8553)307363, e-mail: lavushenko@tatneft.ru

Иванов Алексей Федорович, к. п. н., доцент, первый проректор Альметьевского государственного нефтяного института, г. Альметьевск, тел. 8(8553)310006, e-mail: 1 _prorektor@agni-rt.ru

Lavushchenko V. P., Doctor of Economics Sciences, Deputy Director General of OAO «Tatneft» named after V.D. Shashin, Almetyevsk, phone: 8(8553)307363, e-mail: lavushenko@tatneft.ru

Ivanov A. F., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, First pro-rector of Almetyevsk State Oil Institute, Almetyevsk, phone: 8(8553)310006, e-mail: 1 _prorektor@agni-rt.ru

УДК 371

ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ХАРАКТЕРИСТИКИ, КОМПОНЕНТЫ, ФУНКЦИИ

DISTANT EDUCATIONAL ENVIRONMENT: CHARACTERISTICS, COMPONENTS, FUNCTIONS

Л. В. Мезенцева

L. V. Mezentseva

Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет-коммуникация, дистанционная образовательная среда, коммуникативная деятельность, компоненты образовательной среды Key words: remote learning, Internet communication, distant educational environment, communicative activities,

components of the educational environment

Рассматриваются вопросы дистанционного обучения и интернет-коммуникации; описаны особенности коммуникативной деятельности, выявлены отличительные черты коммуникативной деятельности педагога и обучающегося, определены ее компоненты и характеристики.

The article is devoted to the issues of remote learning and Internet communication. The features of communicative activities are described and distinctive features of communicative activities of a teacher and a student being trained are revealed. The components and the characteristics of these activities are defined.

Стремительное создание и развитие виртуальных дистанционных образовательно-медийных сред, информационно-коммуникационных и дистанционных технологий обусловливает необходимость создания и организации новой особенной коммуникативной деятельности педагога. В дистанционном обучении интернет-коммуникации открывают возможности появления новых видов и форм общения и организации взаимодействия как между обучающимися, так и между обучающимися и педагогами разных возрастных групп и географического местоположения. Для организации такого общения необходимо выявить особенности коммуникативной деятельности, поэтому основными задачами при исследовании данного вопроса являются выявление особенностей коммуникативной деятельности педагога и обучающегося в дистанционной образовательной среде, определение ее компонентов и характеристик. Коммуникативная деятельность педагога выступает как часть педагогического общения и направлена на удовлетворение коммуникативных потребностей участников образовательного взаимодействия [2].

Компонентами любой деятельности являются ее субъект, предмет, цель, содержание, способы реализации и результат. В дистанционной образовательной среде коммуникативная деятельность требует отдельного рассмотрения как разновидность искусственной медиасреды, как особое коммуникационное пространство реализации и преобразования форм и видов общения [2].

Дистанционная образовательная среда (ДОС) представляет собой специализированную информационную образовательную среду, компонентами которой являются: нормативно-правовой, программно-аппаратный, учебно-методический, коммуникативный, педагогическая деятельность, [3]. Организационно-технологической основой ДОС являются информационно-телекоммуникационные технологии, которые обеспечивают ввод, хранение, обновление и передачу обучающимся необходимого учебного материала (дисциплинарного и информационно-справочного), представленного в электронном виде; возможность интерактивного взаимодействия обучающегося и педагога, обучающихся между собой, обучающихся и автоматизированной системы обучения и контроля.

Исходя из вышесказанного можно обозначить функции ДОС: удовлетворение образовательных потребностей участников образовательного процесса; учебно-методическое сопровождение образовательного процесса; обеспечение аппаратных и программных средств хранения, обработки, передачи учебных материалов и оперативный доступ к ним; телекоммуникационное взаимодействие участников образовательного процесса.

Структура ДОС определяется системой целей и задач учебного процесса, функций учебной деятельности и может быть представлена следующими блоками: 1) информационное обслуживание педагогов и обучающихся (обеспечение доступа к электронным каталогам, электронным учебникам и глоссариям по темам, электрон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.