Научная статья на тему 'Образование, Наука, производство: интеграция и инновации'

Образование, Наука, производство: интеграция и инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ / НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО / НЕФТЕГАЗОВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емекеев Александр Александрович

Статья посвящена юбилейной дате АГНИ 55-летию нефтегазового образования в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование, Наука, производство: интеграция и инновации»

К 55-летию нефтегазового образования в Республике Татарстан

УДК 316.344.34/330.111.4:001

ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ПРОИЗВОДСТВО: ИНТЕГРАЦИЯ И ИННОВАЦИИ

А. А. Емекеев

(Альметьевский государственный нефтяной институт)

Ключевые слова: Альметьевский государственный нефтяной институт, наука и производство, нефтегазовое профессиональное образование в Республике Татарстан Key words: Almetievsk State Petroleum Institute, éducation space of Tatarstan, science and production, petroleum professional education in the Republic of Tatarstan

С началом разработки Ромашкинского месторождения на юго-востоке Татарстана, по инициативе слушателей Альметьевской школы буровых кадров, обратившихся с письмом непосредственно к Н.С. Хрущеву, в 1956г. открыли Учебно--консультационный пункт Московского нефтяного института им. И. М. Губкина. Через два года УКП приобрел статус филиала заочного факультета. С января 1959 г. филиал преобразован в Татарский вечерний факультет МИНХ и ГП с полным циклом обучения.

В условиях российских «шоковых» рыночных реформ ТВФ, при поддержке руководства ОАО «Татнефть», преобразован в Альметьевский нефтяной институт, а с мая 2003 года АлНИ переименован в Альметьевский государственный нефтяной институт, учредителем которого является Министерство образования и науки РТ.

На протяжении этих 55 лет институт оставался центром внимания и притяжения нефтяников, для которых реальное объединение науки, образования и производства стало важнейшим условием рекордных достижений: в Татарстане впервые в истории страны за год добыто 103 млн т нефти, а за четверть века - 1 миллиард тонн «черного золота», тогда как всем промыслам России для этого потребовалось сто лет.

Сегодня АГНИ - общепризнанный научно-образовательный центр непрерывного многоуровневого нефтегазового профессионального образования, эффективно интегрированный в образовательное пространство Татарстана, России, с развивающимися взаимовыгодными научно - образовательными связями в странах ближнего и дальнего зарубежья.

На пяти факультетах, 20 кафедрах ведется подготовка выпускников по 10 специальностям, 8 направлениям подготовки бакалавров и магистров, 4 специальностям аспирантуры, 10 программам профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации, 13 рабочим специальностям. Более 340 преподавателей, 2/3 из которых имеют ученые степени докторов и кандидатов наук, обеспечивают качественную подготовку специалистов.

Материальное обеспечение комфортной среды для научно-образовательной деятельности, прежде всего благодаря поддержке ОАО «Татнефть», не роскошь, а важнейшее условие развития креативного потенциала студентов и преподавателей, ежедневное визуальное подтверждение общественной значимости их интеллектуального труда, искренней заинтересованности работодателей в подготовке действительно конкурентоспособных специалистов. Поэтому более 90% выпускников трудоустраиваются после окончания вуза на предприятия группы компаний «Татнефть» и другие организации, что убедительно свидетельствует о правильности стратегии разработки и реализации Альметьевской модели инновационной интеграции учреждений образования, науки и производства.

В 2011 году институт осуществит 20-й выпуск инженеров по дневной и 50-й выпуск по очно-заочной формам обучения, общее количество выпускников превысит 11 тысяч.

Важно, что большинство из них распространили знания, полученные в АГНИ, и опыт, обретенный в ОАО «Татнефть», почти на все нефтедобывающие регионы России, ближнего и дальнего зарубежья, а многие из них занимают руководящие должности в нефтяной промышленности страны. Так генеральный директор ОАО «Татнефть» Ш. Ф. Тахаутдинов -наш выпускник, и его 5 нынешних заместителей, а также значительное число руководителей НГДУ и других подразделений ОАО «Татнефть» окончили наш институт, профессиональными достижениями которых нельзя не гордиться.

№ 4, 2011

Нефть и газ

7

В АГНИ сложилась и функционирует целостная система непрерывного профессионального образования, включающая отбор, подготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов для нефтегазовой отрасли Республики Татарстан.

Между АГНИ и школами юго-востока Республики Татарстан заключены договоры о совместной деятельности. Создан Малый нефтяной институт, где работают воскресная физико-математическая школа и технические кружки, действует профориентационный клуб «Карьера». Для талантливых школьников юго-востока Республики Татарстан систематически проводятся мастер-классы по математике, физике, информатике и другим предметам. Занятия проводят не только преподаватели института, но и высококвалифицированные специалисты из различных образовательных центров РТ. Кроме того, ежегодно лучшие преподаватели АГНИ участвуют в подготовке учащихся базовых школ к городским, зональным и республиканским олимпиадам по различным предметам.

В АГНИ разработана и успешно реализуется программа многоступенчатого непрерывного образования с привлечением учреждений среднего профессионального образования, а также работодателей. Программа направлена на подготовку современных высококвалифицированных кадров для нефтяной промышленности Республики Татарстан на базе реальной интеграции всех уровней профессионального образования и промышленных предприятий.

В рамках данной системы в 2007 году на базе АГНИ создано Учебно-методическое объединение учреждений профессионального образования, в которое вошли Альметьевский политехнический, Лениногорский нефтяной и Бугульминский машиностроительный техникумы, а также Октябрьский нефтяной колледж.

Основные задачи учебно-методического объединения - участие в разработке и совершенствовании сквозных учебных планов и программ в системе непрерывного начального, среднего и высшего профессионального образования, координация действий научно-педагогической общественности учреждений профессионального образования, представителей предприятий, в обеспечении качества и развития содержания начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, разработка учебно-методической документации, необходимой для обеспечения процесса подготовки рабочих и специалистов для отраслей промышленности Республики Татарстан.

На базе АГНИ создан Альметьевский зональный центр Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан. Ежегодно в центре проходят обучение более тысячи специалистов из российских и зарубежных (Казахстан, Ливия, Сирия, Ирак и др.) нефтегазовых предприятий.

Профессорско-преподавательский коллектив не останавливается на достигнутом. Наш Альметьевский вариант перехода от традиционного предметоцентричного подхода к знаниям - к компетентностному, основывается на совместной разработке с работодателями профессиональных стандартов с учетом действующих государственных образовательных стандартов. В связи с этим, институт особое внимание уделяет взаимодействию с работодателями. Для решения задач по повышению качества подготовки кадров в ОАО «Татнефть» совместно с Альметьевским государственным нефтяным институтом разработан и утвержден стандарт по работе со студентами специальностей «Экономика и управление на предприятиях нефтяной и газовой промышленности» и «Экономика труда», регламентирующий порядок взаимодействия студента, вуза и предприятия на всех этапах подготовки специалистов.

Для осуществления требований стандарта разработан интернет-проект «Корпоративный университет», позволивший осуществлять постоянный мониторинг знаний студентов, выпускникам формировать электронные заявки на дипломные проекты и самостоятельно выбирать себе организацию для написания дипломной работы, а также проводить различные деловые игры.

С 2010 года защиты дипломных проектов студентов-экономистов, а с 2011 года и студенты технических специальностей проводятся в формате видеоконференции. Трансляция дала возможность работодателям оценивать дипломников и задавать вопросы в режиме реального времени.

В настоящее время разрабатываются стандарты по работе со студентами по всем специальностям и направления подготовки института.

В конечном итоге это позволит:

• студентам - самостоятельно выбирать руководителя дипломного проекта, организацию для прохождения преддипломной практики, претендовать на вакантное рабочее место

8

Нефть и газ

№ 4, 2011

специалиста, непосредственно контактировать с руководителями проектов и главными специалистами ОАО «Татнефть»;

• ОАО «Татнефть» - участвовать в подготовке и выбирать качественных специалистов в соответствии со своими требованиями;

• институту - повысить уровень подготовки кадров, разнообразить направления тем выпускных квалификационных работ и обеспечить более глубокое изучение выбранной темы.

Второе направление по взаимодействию вуза и работодателя - создание при вузах совместно с предприятиями научно-образовательных центров. К их работе планируется активно привлекать не только ученых АГНИ, научно-исследовательских институтов, ведущих специалистов предприятий, но и студентов и аспирантов.

Создание центров позволит:

• осуществлять междисциплинарную опережающую подготовку специалистов в сфере нефтедобычи, машиностроения, других отраслей экономики;

• развивать научные исследования и коммерциализировать разработки;

• повышать квалификацию специалистов и осуществлять переподготовку кадров;

• рационально использовать уникальное оборудование.

С целью объединения усилий АГНИ по проведению научных исследований, подготовки и переподготовки кадров в области автоматизации производства и для обеспечения истинной междисциплинарности образования по этому направлению в конце 2009 года при материальной поддержке ОАО «Татнефть» создан научно-образовательный центр автоматизированных систем управления производством. В его составе лаборатории, оборудованные новейшими инфотелекоммуникационными и программными комплексами: распределенная система управления Centum CS 3000, противоаварийная защита ProSafe RS, сетевая система управления Stardom и универсальный технологический стенд КИПиА, позволяющие не только индивидуализировать образовательный процесс, но и интенсифицировать процесс овладения обучаемыми наукоемкими технологиями, в том числе для нужд новейшего нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть» - «Танеко».

В оснащении специализированных учебно--научных лабораторий центра активное участие приняли ведущие мировые компании: «Yokogawa» (Япония), «Emerson», HP, «Honeywell», «Lufkin Automation», «Rockwell Automation» (США), «Vega», «Samson» (Германия), «Roxar» (Норвегия).

Преподаватели профильной кафедры автоматизации и информационных технологий прошли подготовку в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах.

Открытие центра позволило преподавателям и обучающимся работать с реальными данными нефтяных месторождений и использовать их в процессе подготовки и выполнения научных исследований.

В настоящее время институтом, для развития новых направлений в подготовке кадров, ведется работа по созданию на базе АГНИ совместных с ОАО «Татнефть» и других предприятий научно-образовательных центров:

• по проблемам добычи остаточных, высоковязких нефтей и природных битумов;

• по горизонтально направленному бурению скважин;

• по проблемам эксплуатации нефтепромыслового оборудования;

• комплексного геолого-гидродинамического моделирования месторождений;

• по проблемам экологии и другие.

Таким образом, тесное взаимодействие с работодателями позволило не только значительно упростить взаимоотношения работодателей, преподавателей и обучающихся, но и существенно повысить качество подготовки специалистов, обеспечив предприятия высококвалифицированными кадрами.

Аксиоматично, что напряженный труд, как постоянно возобновляемый процесс, предполагает наличие рекреационной сферы, позволяющей достаточно оперативно восстановить затраченный научно-образовательный потенциал.

В АГНИ организацией досуга и занятиями по интересам уже на протяжении более десяти лет занимается Досуго-оздоровительный центр. В его структуре танцевальная, хоровая, театральная студии, команда КВН, вокально-инструментальный ансамбль, литературная гостиная, спортивный клуб и многое другое, что способствует поддерживанию имиджа АГНИ как престижного вуза, для поступления в который необходимо набрать высокие баллы ЕГЭ, а для успешной профессиональной карьеры не только учиться на совесть, но и активно участвовать в научно-исследовательской работе и общественной жизни.

№ 4, 2011

Нефть и газ

9

Юбилейные даты - это действенный повод для осмысления преодоленного, действительности сегодняшнего дня и определения реальных перспектив дальнейшего инновационного развития, уже состоявшегося интегративного сообщества учреждений науки, образования и производства, в котором АГНИ выступает в качестве системообразующего звена формирующейся республиканской экономики знаний, интегрированного в научно-образовательное пространство России.

Сведения об авторе

Емекеев Александр Александрович, д.с.н., профессор, ректор Альметьевского государственного нефтяного института, г. Альметьевск, тел.(8553) 31-00-04; е-mail: Alni@rambler.ru

Emekeev A. A., DSc in Sociology, professor, Chancellor of Almetievsk State Petroleum Institute, Al-metievsk, phone: (8553) 31-00-04; е-mail: Alni@rambler.ru

Геология, поиски и разведка месторождений нефти и газа

УДК 550.8.+551.31/35

ФАЦИАЛЬНАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ ПЛАСТА ВК (КРАСНОЛЕНИНСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ) В АВТОМАТИЗИРОВАННОМ РЕЖИМЕ

В. П. Алексеев, А. И. Лебедев, А. В. Прядко, Ю. Н. Федоров, Г. Р. Хуснуллина

(ООО «КогалымНИПИнефть»)

Ключевые слова: литофация, фациально-циклический анализ, коллектор, керн, разрезы фациалъньж замещений Key words: lithofacies, the cyclic facies analysis, collector, core, sections of facial replacement

Понятие фация (лат. facies - лицо, облик) - одно из самых запутанных, и в то же время одно из самых необходимых в осадочной геологии. Впервые оно использовано швейцарским геологом Аманцем Грессли (A. Gressly) в 1838 г. При этом им сразу был совершен «первородный грех» (по выражению Н. Б. Вассоевича), заключающийся в неоднозначной трактовке данного понятия. Наиболее употребительными являются два понимания фации.

1. Условия и обстановка осадконакопления (англ. environment), чисто субъективная субстанция, непроверяемая по сути.

2.Непосредственно геологическое тело с комплексом только ему присущих признаков (англ. facies), по которым с той или иной степенью субъективности реконструируются условия осадконакопления. В зарубежной литературе для этой характеристики часто используется термин литофация (англ. lithofacies), в свою очередь близкий к определению литогенетический тип - породе с комплексом присущих ей признаков.

В любом случае при установлении фаций неизбежно использование принципа актуа-лизма (лат. actualis - действительный, настоящий; позднелат. - современный, практически существующий), заключающегося в использовании для реконструкции прежних условий осадконакопления знаний о современных.

Известно огромное количество схем фациального расчленения отложений, которые все же, исходя из принципа актуализма, сводятся, как правило, к ограниченному набору обста-новок [1].

В отечественной седиментологии во второй половине ХХ в. в наиболее целостном виде сохранилась одна из методик (фациальный, фациально-геотектонический, фациально-динамический и др. анализы) - это фациально-циклический анализ (ФЦА), основы которого разработаны Ю. А. Жемчужниковым, Л. Н. Ботвинкиной и др. [2]. Более широко он известен под названием литолого-фациальный анализ (ЛФА), предложенный П. П. Тимофеевым [3]. Отличительной чертой этих работ при изначальной «субъективности» базовых определений является постоянная проверка, то есть объективизация выполняемых реконструкций на всех этапах индуктивных (от частного к общему) построений. В последние годы ФЦА успешно использован при изучении сложнопостроенных отложений тюменской свиты Ша-имского НГР [4].

10

Нефть и газ

№ 4, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.