Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ ЦИКЛОМ “БАҲОР КЕЛДИ СЕНИ СЎРОҚЛАБ” (“ВЕСНА ПРИШЛА, СПРАШИВАЕТ О ТЕБЕ ”) Р. АБДУЛЛАЕВА В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ ЦИКЛОМ “БАҲОР КЕЛДИ СЕНИ СЎРОҚЛАБ” (“ВЕСНА ПРИШЛА, СПРАШИВАЕТ О ТЕБЕ ”) Р. АБДУЛЛАЕВА В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУСТАМ АБДУЛЛАЕВ / ЗУЛЬФИЯ ИСРОИЛОВА / ХАМИД АЛИМДЖАН / ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / МЕЛОДИЯ / ЛЮБОВЬ / МЕЛИЗМАТИКА / ТЕМПОРИТМ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саидмухамедова Л.З.

статья посвящена рассмотрению методов изучения вокального цикла, востребованного в педагогической и исполнительской практике Узбекистана. Автор статьи уделяет основное внимание вокальным и технологическим аспектам пения, художественному раскрытию образного содержания музыки, исполнительской форме цикла. Работа над вокальным циклом способствует развитию творческого мышления, выработке у певца выразительных средств, являющихся специфическими именно для камерного вокального цикла с его психологией углублённого проникновения в мир духовных состояний, переживаний героя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF WORK ON THE VOCAL CYCLE “БАҲОР КЕЛДИ СЕНИ СЎРОҚЛАБ” (“SPRING HAS COME, ASKS ABOUT YOU”) R. ABDULLAYEV IN THE CLASS OF ACADEMIC SINGING

this article is dedicated to reviewing the methods of vocal cycle learning, which are crucial in teaching and executive practices of Uzbekistan. The author focuses particularly on vocal and technological issues, artistic development of the musical capacity and the executive part of the cycle. Involvement in vocal cycle significantly contributes to development of creative thinking as well as expressive power, which are crucial specifically in chamber vocal cycle with its mentality and conceivability into the realm of experiences and emotions that the character endures.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ ЦИКЛОМ “БАҲОР КЕЛДИ СЕНИ СЎРОҚЛАБ” (“ВЕСНА ПРИШЛА, СПРАШИВАЕТ О ТЕБЕ ”) Р. АБДУЛЛАЕВА В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ ЦИКЛОМ "БАДОР КЕЛДИ СЕНИ СУРОЦЛАБ" ("ВЕСНА ПРИШЛА, СПРАШИВАЕТ О ТЕБЕ ") Р. АБДУЛЛАЕВА В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ

Саидмухамедова Л.З.

Саидмухамедова Лола Зайнутдиновна - старший преподаватель, кафедра академического пения и оперной подготовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена рассмотрению методов изучения вокального цикла, востребованного в педагогической и исполнительской практике Узбекистана. Автор статьи уделяет основное внимание вокальным и технологическим аспектам пения, художественному раскрытию образного содержания музыки, исполнительской форме цикла. Работа над вокальным циклом способствует развитию творческого мышления, выработке у певца выразительных средств, являющихся специфическими именно для камерного вокального цикла с его психологией углублённого проникновения в мир духовных состояний, переживаний героя.

Ключевые слова: Рустам Абдуллаев, Зульфия Исроилова, Хамид Алимджан, вокальный цикл, мелодия, любовь, мелизматика, темпоритм, художественный образ, национальное своеобразие.

METHODICAL ASPECTS OF WORK ON THE VOCAL CYCLE "БАДОР КЕЛДИ СЕНИ СУРОЦЛАБ" ("SPRING HAS COME, ASKS ABOUT YOU") R. ABDULLAYEV

IN THE CLASS OF ACADEMIC SINGING Saidmukhamedova L.Z.

Saidmukhamedova Lola Zainutdinovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ACADEMIC SINGING AND OPERA TRAINING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is dedicated to reviewing the methods of vocal cycle learning, which are crucial in teaching and executive practices of Uzbekistan. The author focuses particularly on vocal and technological issues, artistic development of the musical capacity and the executive part of the cycle. Involvement in vocal cycle significantly contributes to development of creative thinking as well as expressive power, which are crucial specifically in chamber vocal cycle with its mentality and conceivability into the realm of experiences and emotions that the character endures.

Keywords: Rustam Abdullaev, Zulfiya Isroilova, Hamid Alimdjan, вокальный цикл - vocal cycle, мелодия - melody или tune, любовь - love, мелизматика - runs, темпоритм - tempo rhythm, художественный - artistic image, национальное своеобразие - national identity.

Работа над вокальным циклом в классе академического пения недостаточно освещена в методической литературе. Особенно это касается вокальных циклов узбекских композиторов, которые широко используются в учебно-педагогической и концертно-исполнительской практиках. Всё это обусловило необходимость обращения к данной теме статьи. В качестве объекта рассмотрения взят вокальный цикл «Бадор келди сени суроклаб» («Весна пришла, спрашивает о тебе») Рустама Абдуллаева на слова Зульфии Исраиловой. Это вдохновенное сочинение вызывает горячий эмоциональный отклик у студентов ярким художественным содержанием, искренностью лирических чувств. Вокальный цикл по смыслу и идее близок вокальной поэме о любви. Он открывает педагогу и студенту богатый мир образов, сокровищницу мелодической красоты, духовных движений, формирующих личность вокалиста.

Работу над данным циклом целесообразно начинать с общего ознакомления обучающегося с циклическими формами в вокальной музыке и, в частности, с вокальным циклом и принципами объединения номеров в нём. "Вокальный цикл пердставляет собой объединение самостоятельных, законченных по форме песен, романсов, подчинённых единому художественному замыслу" [1, с. 215]. В отличие от самостоятельных песен и романсов, вокальный цикл приобщает молодого певца к системному мышлению, способности к масштабному осмыслению сложного сюжетного развития в рамках многочастной композиции.

Первоначальное ознакомление с вокальным циклом можно начать с исполнения педагогом данного цикла, кратким рассказом об истории создания прослушанного сочинения, об авторах поэтического текста. В связи с этим следует обратить внимание обучающихся на творчество народных поэтов Зульфии Исраиловой и Хамида Алимджана. В качестве самостоятельной работы студенту предлагается найти соответствующую информацию в интернете, ознакомиться с аудио- и видеозаписями цикла с различными исполнителями. После этого можно начать детальное изучение нотного текста цикла. Следует особо обратить внимание

студента на высокие художественные достоинства вокальных циклов Рустама Абдуллаева. «Вокальные циклы Р. Абдуллаева отмечены глубиной образного содержания, точным соответствием поэтического замысла и музыкальных средств. Его воплощения, ярким вокальным мелодизмом, разработанностью фактуры инстументального сопровождения» [2, с. 58]. Всё это художественно убедительно и полноценно представлено в вокальном цикле «Бадор келди сени суроклаб». Шесть миниатюрных частей, образующих цикл, представляют собой неразделимое целое. «Они соединяются друг с другом приёмом attaca, что в сочетании с фортепианным вступлением отображает цельную композицию, напоминающую о поэме» [3, с. 14]. Поэмность ощущается и в характере вокальной партии, драматургической роли вокализации в данном произведении.

Первая часть цикла представляет собой вокализацию на гласную А. Она требует от певицы нежной и выразительной кантилены, умения распределять дыхание. Вокальные фразы построены логично и продуманно, образуя законченные, закруглённые построения. Они построены на секундовых интонационных сопряжениях, паузы должны ощущаться как печальные вздохи, скорбные стенания, оттеняемые национальными мелизмами нолиш, цочирим, в исполнении которых необходимы утончённость и изящество. Темп первой части - Andante, нюансы mp, характерна частая смена размера. Появляющиеся в конце первой части цикла триоли восьмыми с форшлагами должны прозвучать как рыдание, передающие чувства скорби и безвозвратной утраты счастья. Главная задача исполнения первой миниатюры состоит в том, чтобы ярко и художественно убедительно передать гамму чувств в скорбном эмоциональном состоянии Зульфии, выразить благородство её души. Вокальное интонирование распевов в первой части цикла следует наполнить одухотворённостью тона, трепетной вибрацией голоса, особым волнительным тембром.

Первая часть цикла Andante незаметно переходит во вторую часть Andantino. Певице следует обратить внимание на смену устоя, размера, фортепианной фактуры (тревожное тремоло, смешанное аскетичными аккордами). Вокальная партия приобретает речитативно-декламационный характер, узкообъёмные интервалы (большие и малые секунды), сложная ритмика, постепенное повышение тесситуры, форшлаги требуют чёткости артикуляции, речевого интонирования фраз. Особое выразительное значение в пении имеют форшлаги, интонация, приближающаяся к плачу. Скорбные полутоновые нисходящие интонации воплощают в себе неизбывную печаль Зульфии, чувство невосполнимой ничем утраты.

Глубокие переживания героини цикла выливаются в третьей части Allegro в бурное отчаяние, гневный протест против жестокости судьбы. Композитор использует здесь очень яркие и эффектные вокальные выразительные средства: чередование вокализаций на выдержанных нотах в высоком регистре и декламационно-речевых восходящих возгласов-мотивов с глиссандированием, исполнение которого требует тщательной отработки, техники правильного дыхания, ощущение пауз восьмыми длительностями. Данная часть весьма трудна для исполнения. Она требует от певицы максимального эмоционального и психологического напряжения, мастерства передачи смен эмоциональных состояний. Высокий тесситура, применение различных контрастных по драматургическому назначению приёмов пения, переходящих от вокализации к речитации, частая смена метроритмической структуры в этом номере требуют большой целенаправленной работы педагога со студенткой. Мелодекламация, завершающая эту часть должна прозвучать художественно выразительно как логичное обобщение музыкального развития в данной части цикла.

Четвёртая часть Moderato создаёт ощущение репризы, поскольку в ней возобновляется эмоциональное психологическое состояние героини, воплощающее скорбь, неизбывную печаль. Вокальная партия здесь основана на секундовых интонациях плача, стенаниях, выраженных в виде вокализации на гласную А. Сложная ритмическая организация вокальной партии, протяжные ноты, форшлаги требуют рационального распределения дыхания, закруглённости фраз, ощущение опоры на звуковом воплощении ноты ля первой октавы как устоя. Мелодекламация, завершающая данную часть должна исполняться проникновенно, сосредоточенно, отчётливо декламационно и выразительно, олицетворяя собой движение хода мыслей Зульфии, приводящая к следующей части, к позитивному решению продолжения дела Хамида Алимджана.

Пятая часть Risoluto построена на речитативно-декламационных интонациях, устремляющихся в высокий регистр. Исполнение данной части требует чёткой артикуляции, крепкой опоры, рационального распределения дыхания.

Шестая часть цикла Andante имеет динамическую линию интонационного развития к кульминационной фазе Andante con moto, где композитор использует вокализацию на гласную А в широко развёрнутой кантилене в нюансе f. Пластичное legato, красивый насыщенный тон голоса, тембральная окраска, чистота интонирования хроматизмов позволят певице ярко и впечатляюще исполнить кульминацию цикла. Выразительный вокализ на гласную А должен прозвучать здесь вдохновенно, с нежной вибрацией, legato, применяя тембровые выразительные средства. На паузе восьмой длительности певице необходимо взять большой запас дыхания, чтобы его хватило на четыре такта.

Работа над циклом «Бадор келди сени суроклаб» включает в себя следующие основополагающие методические аспекты:

• изучение вокального стиля цикла, особенностей музыкального языка, интонационной структуры, метроритмических трудностей;

• анализ национальной природы вокальной мелодики цикла и определение приёмов пения, раскрывающих национальную самобытность музыки;

• рассмотрение взаимосвязи музыки и поэтического текста в цикле;

• осмысление общей композиции цикла как единого целого; выявление кульминаций и определение их звукового воплощения;

• правильное распределение дыхания в исполнении цикла;

• разработка исполнительской концепции, драматургического плана звукового воплощения цикла с учётом темповых изменений и динамических оттенков.

Наряду с этими первоочередными методическими аспектами работы над данным циклом следует также наметить вокальные трудности в каждой из частей и найти пути их преодоления. Они могут быть связаны с вокализациями, мелодекламацией, интонированием, метроритмическими элементами музыкального языка цикла. Для этого полезно разработать упражнения на основе трудных интервальных образований, мелизмов и ритмических рисунков, которые помогут освоить сложный музыкальный язык произведения. После ознакомления с циклом в целом, следует обратиться к детальному изучению каждой части в отдельности, где необходимо выявить трудные места и учить их тщательно и досконально, добиваясь совершенства. Затем части цикла следует собрать воедино и сделать видеозапись исполнения, которую необходимо проанализировать и наметить новые методические аспекты работы над циклом.

Освоение технологии исполнения - это платформа для создания художественного образа, артистического воплощения цикла и подготовки его к выступлению на концертной сцене.

Ознакомление с творчеством Зульфии Исраиловой и Хамида Алимджана, оперой «Садокат» («Верность») Рустама Абдуллаева помогут певице глубоко осмыслить художественный мир Зульфии, философию и эстетику её удивительной жизни. Результатом работы над данным циклом должно стать исполнение его в программе авторских вечеров Рустама Абдуллаева [4, с. 131].

Выступление на концертной сцене необходимо детально проанализировать и обсудить на основе видеозаписи. Такой критичный подход к самооценке работы над циклом очень важен с точки зрения дальнейшей перспективы профессиональной работы вокалиста.

Обобщая результаты рассмотрения вокального цикла «Бадор келди сени суроклаб», следует отметить, что методические аспекты его изучения могут послужить основой для работы над другими циклами Рустама Абдуллаева.

Выявленные в процессе изучения данного цикла особенности его музыкального стиля обнаруживаются и в ряде вокальных сочинений современных узбекских и зарубежных композиторов. Методические аспекты работы над вокальным циклом помогают певцу разобраться в сложном музыкальном мире современного вокального цикла, понять его смыслообразующую концепцию и донести её до слушателя.

Работа над вокальным циклом - это перспективный путь к освоению крупных циклических композиций -кантат, ораторий, опер. Она способствует развитию творческого мышления, способности масштабного охвата крупной музыкальной формы. В то же время работа над вокальным циклом способствует выработке у певца таких навыков и умений, как тщательная обработка мельчайших деталей музыкального текста, утончённость исполнительских выразительных средств, являющиеся специфическими именно для камерного вокального цикла с его психологией углублённого протникновения в мир духовных состояний, переживаний. В этом смысле вокальные циклы Рустама Абдуллаева являются ценным благодатным источником для воспитания высокой художественной культуры вокалиста и потому первый вокальный цикл «Бадор келди сени суроклаб» Р.Абдуллаева, открывший самобытный мир его вокальных циклов, имеет особо важное значение в воспитании профессиональных параметров личности молодого вокалиста как артиста музыкальной сцены.

Список литературы /References

1. Анализ вокальных произведений. Л. Музыка, 1988. 352 с.

2. История узбекской советской музыки. Т. 1968-1984. Издательство имени Гафура Гуляма, 1991. 280 с.

3. Юлдашева С.Б. Вокальные циклы Рустама Абдуллаева. Т., 2017. 43 с.

4. Саидмухамедова Л.З. Мир праздника в авторских вечерах Рустама Абдуллаева // Композитор Рустам

Абдуллаев. Жизнь в музыке. Т., 2019. 131-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.