Научная статья на тему 'Методические аспекты подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности к реализации программ дополнительного образования'

Методические аспекты подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности к реализации программ дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / BACHELOR OF TEACHER EDUCATION IN THE FIELD OF HEALTH AND SAFETY / EDUCATIONAL PROGRAMS / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова В. Ю., Авдеева Н. В.

В данной статье анализируются теоретические и методические предпосылки развития подготовки студентов к реализации программ дополнительного образования, необходимые при освоении и реализации успешной подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности к реализации программ дополнительного образования. Особое внимание уделяется компонентам методической деятельности специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности системы дополнительного образования. В статье предпринята попытка обоснования необходимости профессиональной направленности процесса обучения бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности для работы в системе дополнительного образования. В работе предложены специальные дисциплины, изучающие теоретические основы организации и проведение занятий по безопасности жизнедеятельности, позволяющие студентам осуществлять методическую деятельность в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова В. Ю., Авдеева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF TRAINING IN THE FIELD OF EDUCATION OF LIFE BEFORE TEACHING A PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION

This article examines the theoretical and methodological background of the preparation of students for further education programs required for the development and implementation of successful training of specialists in the field of education to health and safety programs of additional education. Particular attention is paid to the components of methodical work of experts in the field of education health and safety system of additional education. The article attempts to justify the need for professional orientation of teacher education undergraduate education in the field of health and safety for work in additional education system. The paper offered special disciplines studying the theoretical foundations of the organization and carrying out of employment on health and safety, enabling students to carry out methodological work in additional education system.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности к реализации программ дополнительного образования»

2. Abdurazakova D.M., Ismailova S.A. Podgotovka studentov k realizacii prav rebenka v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6: 120 - 122.

3. Abdurazakova D.M., Magomedova R.M. Social'no-pravovaya aktivnost' kak uslovie formirovaniya pravosoznaniya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013.; 3 (40): 38 - 39.

Статья поступила в редакцию 05.06.15

УДК 373

Abramova V.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), Herzen State Pedagogical University of Russia (Sankt-Petersburg, Russia), E-mail: avd-82@ yandex.ru

Avdeeva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Herzen State Pedagogical University of Russia (Sankt-Petersburg, Russia), E-mail: avd-82@ yandex.ru

METHODICAL ASPECTS OF TRAINING IN THE FIELD OF EDUCATION OF LIFE BEFORE TEACHING A PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION. This article examines the theoretical and methodological background of the preparation of students for further education programs required for the development and implementation of successful training of specialists in the field of education to health and safety programs of additional education. Particular attention is paid to the components of methodical work of experts in the field of education health and safety system of additional education. The article attempts to justify the need for professional orientation of teacher education undergraduate education in the field of health and safety for work in additional education system. The paper offered special disciplines studying the theoretical foundations of the organization and carrying out of employment on health and safety, enabling students to carry out methodological work in additional education system.

Key words: bachelor of teacher education in the field of health and safety, educational programs, additional education.

В.Ю. Абрамова, канд. пед. наук, доц. каф. методики обучения безопасности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: avd-82@ yandex.ru Н.В. Авдеева, канд. пед. наук, доц. каф. социальной безопасности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: avd-82@ yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье анализируются теоретические и методические предпосылки развития подготовки студентов к реализации программ дополнительного образования, необходимые при освоении и реализации успешной подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности к реализации программ дополнительного образования. Особое внимание уделяется компонентам методической деятельности специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности системы дополнительного образования. В статье предпринята попытка обоснования необходимости профессиональной направленности процесса обучения бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности для работы в системе дополнительного образования.

В работе предложены специальные дисциплины, изучающие теоретические основы организации и проведение занятий по безопасности жизнедеятельности, позволяющие студентам осуществлять методическую деятельность в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: бакалавр педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, образовательная программа, дополнительное образование.

В современных условиях ключевое значение приобретает дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня школьников. Дополнительное образование реализует ряд задач, которые создают условия для свободного развития личности, ее самоопределения и саморазвития. Тем самым дополнительное образование отвечает критериям гуманизации образования, провозглашенной в качестве основного принципа реформы образования. Государственная политика в области дополнительного образования, цели и задачи, требования и условия, регулирование отношений в области дополнительного образования определены в «Федеральном законе о дополнительном образовании»[1] и в «Концепции модернизации дополнительного образования» [2].

Хотелось бы отметить значение дополнительного образования в реализации главного принципа ФГОС общего образования - принципа вариативности образования. Данный принцип предполагает создание «личных пространств» обучаемых на основе выбора и возможности построения индивидуального образовательного маршрута школьника, ориентированного на личностные, предметные и метапредметные результаты. Вариативная часть основной образовательной программы может быть обеспечена в полной мере за счёт взаимодействия общего и дополнительного образования.

Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами

основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [1]. Дополнительное образование также может быть определено как организованный особым образом устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределится предметно, социально, профессионально, лич-ностно [2].

Анализ современных исследований по проблеме дополнительного образования школьников позволяет констатировать, что оно осуществляется в соответствии с методологическими подходами, такими как:

- гуманистический, признающий человека как высшую ценность с правом на свободу, развитие;

- аксиологический, определяющий образование как ценностное самоопределение личности;

- деятельностный, обосновывающий процесс формирования личности через активную предметную деятельность;

- культурологический, рассматривающий образование как творение себя в процессе взаимодействия с системой культурных ценностей;

- системный, обеспечивающий процесс познания и развития образования в системной целостности;

- компетентностный, обосновывающий образование как формирование базовых жизненных компетенций личности для ее дальнейшего саморазвития [3].

Принципы, в соответствии с которыми осуществляется организация системы дополнительного образования, определены в документах о дополнительном образовании: принцип гуманизации, принцип демократизации образовательного процесса, принцип индивидуализации, педагогика сотрудничества. Данные принципы направлены на отбор содержания, регуляцию деятельности педагога с учащимися, на организацию различных видов деятельности. Специфическими принципами дополнительного образования являются: свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования; многообразие программ дополнительного образования; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; творческое сотрудничество педагогических работников и детей.

В связи с развитием системы учреждений дополнительного образования остро встает вопрос о подготовке педагогических кадров, способных осуществлять данную профессиональную деятельность в системе дополнительного образования. Современный педагог дополнительного образования должен владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; обладать коммуникативными качествами, умениями; использовать в своей деятельности разнообразные методы, приемы и технологии.

В результате освоения содержания специальных дисциплин студенты приобретают профессиональные компетенции, позволяющие им осуществлять педагогическую, методическую и проектную деятельность в системе дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности [4].

В области методической деятельности студенты учатся применять современные методики и технологии организации дополнительного образования по различным направлениям безопасности жизнедеятельности, оценивать эффективность и результативность работы, определять цели и задачи, формы организации занятий по дополнительному образованию. В области педагогической деятельности студенты приобретают необходимые навыки по организации занятий дополнительного образования, умения взаимодействовать с детьми, коллегами, родителями. При осуществлении проектной деятельности главными навыками являются способность и умение самостоятельно проектировать образовательные программы по дополнительному абразованиювобласти безопаснасти жизнедеятельности, планировать и разрабатывать занятия дополнительного обра-еотания сучстоо кооплскснтго испеоеоования форм, средетв и методов обучения.

Нентазация ппворенм оопгбгатееннего обропоеания в подготовке специалистов в области безопасности жизнедея-телынослнепдаржит несколько компонентов методической деятельности бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности (рис.1).

Рис.1. Компоненты мотодической деятельности бакалавров педогогическогообразовониявсистемедополнительного обра-бокатияпоблактибезкппеностижизнчестйрльности

Согласно материалам, представленным на рисунке, компоненты методической деятельности специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности, имеют следующее содержание:

- теоретико-методический (формирование информационного пакета на основе содержание учебных дисциплин профессионального цикла, отражающих методику обучения и воспитания специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности);

- практико-ориентированные (знакомство со спецификой системы дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности; подборка методического материала, как развитие навыков педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования);

- средства и формы реализации (применение современных научных технологий обучения, ориентированных на развитие содержания и методику обучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях дополнительного образования);

- образовательный результат (предполагает обеспечение такого уровня методической подготовки, как возможность самостоятельной реализации в профессиональной сфере в учреждениях дополнительного образования).

Таким образом, реализация подготовки бакалавров педагогического образования в области в области безопасности жизнедеятельности системы дополнительного образования обогащает практику содержания методики обучения и воспитания бакалавров безопасности жизнедеятельности.

Для эффективной методической подготовки бакалавров к педагогической деятельности в области безопасности жизнедеятельности системы дополнительного образования в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности разработаны и реализуются дисциплины по выбору такие как «Система дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности» и «Содержание и методика обучения БЖ в учреждениях дополнительного образования».

Данные дисциплины студентами выбираются самостоятельно на 2 курсе обучения. На изучение дисциплины «Система дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности» отводится 5 кредитов - 180 часов (90 часов аудиторной нагрузки (30 часов лекционных занятий и 60 часов практических) и 90 часов самостоятельной работы. Содержание дисциплины «Содержание и методика обучения БЖ в учреждениях дополнительного образования» в объеме 2 кредитов - 36 часов аудиторной нагрузки (12 часов лекций и 24 часа практических и 36 часов самостоятельной работы). Вне зависимости от тематики, содержание программ учебных дисциплин дополнительного образования осуществляет главную функцию - непрерывное повышение знаний специалиста в области безопасности жизнедеятельности в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Овладение теоретическими основами организации и проведения занятий по безопасности жизнедеятельности позволяет студентам осуществлять вышеуказанные виды деятельности в системе дополнительного образования. Акцентируем внимание лишь на некоторых ключевых темах, изучаемых в рамках данных дисциплин.

В теме «Цели, задачи, основные направления профессионально деятельности педагога дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности», обосновывая актуальность дополнительного образования детей в современных условиях, студенты знакомятся с понятием «социальный заказ» как конкретной общественной потребностью. Структура социального заказа на дополнительное образование включает в себя следующие компоненты: государственный заказ (заказ на личность воспитанника; на деятельность учреждения; на педагогические кадры); общественный заказ; заказ личности. Изучение цели и задач дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности требует обращения студентов к нормативно-правовой базе регулирования дополнительного образования. Для эффективного функционирования и развития системы дополнительного образования необходимо ее нормативно-правовое обеспечение. Законодательное и нормативно-правовое регулирование состоит из уровней, имеет иерархию и самостоятельные компоненты. Основные целевые ориентиры, закрепленные в нормативно-правовых документах по предоставлению дополнительного образования, направлены:

КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- на повышение роли учреждений дополнительного образования в воспитании, обучении и творческом развитии личности;

- на закрепление гарантий правовой и социальной защиты детей;

- на реализацию права детей на получение дополнительного образования;

- на повышение качества и доступности дополнительного образования детей [5].

При изучении темы «История становления и развития системы дополнительного образования детей» студенты знакомятся с основными этапами развития дополнительного общего российского образования: конец XIX - начало XX вв.; 20-е - 30-е годы; 40-80-е годы; с 1992 года и по настоящее время. Анализируя динамику развития внешкольного образования и его переход в дополнительное образование, студенты рассматривают цели, задачи, принципы, функции, направления работы, различные типы учреждений каждого этапа. История становления и анализ современного состояния дополнительного российского образования показали, что оно может рассматриваться как определенная система, включающая в себя совокупность взаимодействующих элементов: образовательных программ ^ учреждений дополнительного образования детей ^ органов управления образованием.

На современном этапе необходимым условием для повышения качества дополнительного образования детей является обновление содержания за счет многообразия отечественных образовательных программ. Теоретическое и практическое освоение учебного материала студентами по данной теме требует значительного количества часов. Студенты знакомятся с классификацией образовательных программ дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности: функционального назначения; уровня освоения; направленности деятельности; тематической направленности; уровня подготовленности учащихся. Отмечается тот факт, что образовательная программа учреждения является совокупностью профильных образовательных программ данного учреждения, отвечает образовательным потребностям ребенка, направленным на его саморазвитие, и определяет цели и ценности образования в данном образовательном учреждении.

Образовательная программа, которую составляет педагог дополнительного образования, является нормативным документом, отражающим целевые установки учебного курса, объем, содержание, логику построения. Прежде чем приступить к проектированию образовательной программы по безопасности жизнедеятельности дополнительного образования, студенты знакомятся с общими требованиями к образовательной программе, функциями, типами программ и общей структурой. Так, например, отмечают, что образовательные программы дополнительного образования выполняют следующие функции:

- нормативная функция это нормативно-правовое обеспечение проектирования образовательных программ по безопасности жизнедеятельности дополнительного образования;

- функция целеполагания отражает организацию дополнительного образования, включающую в себя цель и задачи формирования и развития методической подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности;

- функция процессуальную определяет сущность процесса формирования и реализации программ дополнительного обра-

Библиографический список

зования во взаимосвязанной деятельности педагога и ученика, основанная на развитии самостоятельности студентов при проектировании и проведении эффективной методической деятельности в системе дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности;

- оценочная функция предполагает оценку педагогом и самооценку учащихся результатов уровней подготовки в области безопасности жизнедеятельности системы дополнительного образования, повышение познавательного интереса к методической деятельности специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности.

Разрабатывая проект образовательной программы по безопасности жизнедеятельности дополнительного образования, мы учитываем следующие требования: соответствие современному уровню развития науки; взаимосвязь с другими образовательными программами в рамках образовательных программ учреждения; включение в программу всех элементов содержания; преемственность элементов содержания.

В теме «Содержание методической работы педагога дополнительного образования в области БЖ» раскрывается структура педагогической деятельности педагога дополнительного образования, содержащая следующие компоненты:

проектировочный, включающий умения применять разные критерии отбора содержания и методику обучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях дополнительного образования;

конструктивный, требующий умения методически грамотно выстроить свою работу как специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности в системе дополнительного образования;

коммуникативный, обусловленный умением устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, коллегами и родителями;

гностический, содержащий умение анализировать деятельность учащихся, коллег, собственную деятельность.

Представленная серия занятий раскрывает основные положения организации системы дополнительного образования по безопасности жизнедеятельности, возможности проектирования студентами образовательных программ по безопасности жизнедеятельности для учреждений дополнительного образования. Такие организационные формы работы способствуют реализации возможностей обучающихся в методической подготовке бакалавров к реализации программ дополнительного образования, а значит, способствуют успешности формирования личности специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, разработка и реализация данных курсов задачей своей деятельности ставит не только повышение методической компетенции студентов в системе дополнительного образования по безопасности жизнедеятельности, но и их подготовку их как модераторов, способных обучать школьников решению актуальных проблем по обеспечению безопасности личности на базе учреждений дополнительного образования. Также для полной реализации готовности студентов к осуществлению методической деятельности в системе дополнительного образования необходимо учитывать методику преподавания данных курсов, которая модернизируется и подстраивается под современные требования системы российского образования.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Российская газета. 2012; 31 декабря; № 5976.

2. Концепция модернизации дополнительного образования (Одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 06.10.2004. № ПК-2).

3. Каргина З.А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей. Вестник ТГРУ. 2011; Выпуск 1 (103).

4. Попова Р.И. Формирование методических компетенций магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Научное мнение. 2012; 4: 86 - 92.

5. Мухамедьярова Н.А. Нормативно-правовое регулирование предоставления дополнительного образования детям в России. Ярославский педагогический вестник. 2013; 1, Том II (Психолого-педагогические науки).

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. Rossijskaya gazeta. 2012; 31 dekabrya; № 5976.

2. Koncepciya modernizaciidopolnitel'nogo obrazovaniya (Odobrena resheniem kollegii Minobrnauki Rossii ot 06.10.2004. № PK-2).

3. Kargina Z.A. Sovremennye metodologicheskie podhody v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Vestnik TGRU. 2011; Vypusk 1 (103).

4. Popova R.I. Formirovanie metodicheskih kompetencij magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nos-ti. Nauchnoe mnenie. 2012; 4: 86 - 92.

5. Muhamed'yarova N.A. Normativno-pravovoe regulirovanie predostavleniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detyam v Rossii. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013; 1, Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki).

Статья поступила в редакцию 14.05.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.