Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ К ТВОРЧЕСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КОМПОЗИЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН»'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ К ТВОРЧЕСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КОМПОЗИЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / СТИЛИЗАЦИЯ / АССОЦИАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дмитриева Ирина Валентиновна

В данной статье рассматриваются методические аспекты подготовки к вступительному экзамену по композиции, указываются проблемы недостаточной подготовки абитуриентов для выполнения заданий творческого экзамена, представлены варианты заданий, система оценок, показатели эффективности абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ К ТВОРЧЕСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КОМПОЗИЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН»»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ К ТВОРЧЕСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КОМПОЗИЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН» Дмитриева И.В.

Дмитриева Ирина Валентиновна - кандидат архитектуры (PhD), профессор,

кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. И. Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются методические аспекты подготовки к вступительному экзамену по композиции, указываются проблемы недостаточной подготовки абитуриентов для выполнения заданий творческого экзамена, представлены варианты заданий, система оценок, показатели эффективности абитуриентов.

Ключевые слова: абстрактная композиция, стилизация, ассоциация, трансформация, элементы композиции.

Дизайн — многогранная отрасль, которую часто выбирают абитуриенты с творческими наклонностями и художественными способностями.

Обучение по направлению «Промышленный дизайн» требует определенного уровня довузовской художественной подготовки у абитуриентов. Развитию пространственного воображения у абитуриентов способствуют такие дисциплины, как рисунок, цветоведение, композиция. Но данные дисциплины учащиеся могут освоить в художественных школах или колледжах. Учащиеся, которые обучались не в специализированных школах, могут получить знания только по рисунку. Поэтому художественная подготовка и способности абитуриентов для выполнения заданий творческого экзамена не соответствует необходимому уровню.

Необходимо создавать подготовительные курсы для абитуриентов по творческим экзаменам.

Абстракционизм, как искусство в различные периоды существования шокировал зрителя, составлял авангард искусства, затем высмеивался, подвергался осуждению и цензуре, как искусство, не имеющее никакого смысла и дегенеративное. Однако теперь абстракционизм существует наравне со всеми другими формами искусства и, более того, выходит на особые позиции заданий вступительных испытаний при поступлении в образовательные учреждения на дизайнерские специальности. В качестве проверки креативных возможностей абитуриента испытание абстракцией весьма продуктивно т.к. ярко выявляет творческое мышление, композиционные знания и умение выразить тему в усложнённых условиях запрета на узнаваемые формы окружающего мира. [3].

Задания, перечисленные и проиллюстрированные в данной статье, дадут возможность абитуриентам ознакомиться с теоретическим и практическим материалом для сдачи творческого экзамена. Цель творческого экзамена по композиции выявить творческий потенциал абитуриента.

На экзамене абитуриент должен выполнить графическую абстрактную композицию на формате А3 на различные темы:

1. Эмоциональные ассоциации (страх, боль, радость).

2. Ассоциации города (старый город, современный город, восточный базар).

3. Ассоциация «Времена года» (весна, лето, осень, зима).

4. Ассоциация «Времен суток» (утро, день, вечер, ночь).

Экзамен по графической композиции

Отражение темы. Свое собственное эмоциональное восприятие форм Создание оригинального образа Умение выбирать средства выражения и технику в соответствии с визуальным образом Создание гармоничной композиции, с учетом свойств композиции

При оценке работы учитывается правильность композиционного расположения всех элементов на формате листа и качество графики.

Для создания графической композиции используются любые геометрические фигуры, которые могут быть соединены любым способом, то есть они могут пересекаться, перекрываться, а также использовать линии, контуры и пятна.

Точка, линия, пятно - все это элементы организации графической композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а также на уровне памяти.

Можно выделить четыре основные простейшие формы для создания абстрактной композиции, это - квадрат, треугольник, круг, «амеба».

Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать законченные образы. Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. «Амеба». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм - вот их диапазон.

Линиям тоже свойственно выражение образа. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая невесомость. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы. Одна линия - это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда. Точка - тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись.

Сочетание разных форм обогащает художественный образ, создает гармоничную композицию на определенную тему. Использование простых форм иногда приводит к более значимому произведению, нежели перегруз элементов, где теряется сама композиция и не отражается тема.

Для усиления воздействия на зрителя в создании композиции можно активно использовать такие приемы, как стилизация и трансформация.

Стилизация - это один из приемов визуальной организации образа, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали. Стилизация предметов может идти по двум направлениям: упрощение или усложнение деталей того или иного предмета. Примером усложнения может служить свеча, которая после стилизации превратилась в образ восточной красавицы.

В композиции важную роль играет то, насколько творчески дизайнер может переработать окружающую действительность, создавая художественный образ и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Необходимо выразить свою собственную эмоцию. Для этого необходимо понять, чем заинтересовал данный объект, с чем он ассоциируется и как можно с помощью этого создать абстрактную композицию. Для создания абстрактной композиции необходимо решить, как и в какой форме стилизовать объекты, входящие в композицию.

Трансформация - это изменение формы предмета, то есть трансформирование ее в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т.д.

Обычно в работе стилизацию и трансформацию применяют одновременно. Один прием дополняет другой и развивает основную пластическую тему.

Рассматривая абстрактную композицию, зритель пытается понять, что задумал автор и если узнаваемость наступает очень быстро, то у него пропадает интерес к данному произведению. Необходимо доносить определенную эмоцию постепенно, используя оригинальные, новые изобразительные элементы, чтобы интерес к данной композиции не исчез сразу. При работе над ассоциативной композицией перед абитуриентами стоит задача: на основе существующих образов (предметов, явлений, действий), пройдя этап абстрагирования и формообразования, создать новые образы, которые будут вызывать новые ассоциации.

Рассмотрим теоретические основы выполнения композиций на тему:

1. Эмоциональные ассоциации (страх, боль, радость)

Страх. Это чувство можно выразить мятущимися, динамичными, темными объектами, а можно показать зловеще-темной поверхностью. Черный, темно серый цвета могут быть в диссонансе друг с другом. Серый цвет можно изобразить различными фактурными поверхностями.

Рис. 1. Графические композиции на тему «Страх» (студенческие работы)

Боль. Это чувство можно выразить острыми линиями, треугольниками, можно с помощью линий и объектов показать центр боли. При создании композиции не желательно показывать объекты, которые причиняют боль (топор, колющие предметы и т.д.). Композиция не должна вызывать неприятные ощущения.

Рис. 2. Графические композиции на тему «Боль» (студенческие работы)

Радость. Это чувство можно выразить с помощью светлых пятен. Композиция должна быть открытая, свободная. Это динамичная композиция, ассиметричная, ритмы постоянно меняются, как и масштабы. Все элементы выполняют свою работу: средние формы по отношению к формату, как правило, несут основную смысловую нагрузку и создают основное действие, у крупных элементов в композиции есть свойство объединять средние в систему, соподчинять разрозненные элементы, мелкие являются «изюмом» каждой композиции. Продуманными пластическими фразами они украшают композицию, подобно маленьким украшением в гардеробе. Можно использовать атрибуты праздника и компоновать линии, точки похожие на фейерверк, дождик, конфетти, ленты, хлопки, вспышки и т.д.

Рис. 3. Графические композиции на тему «Радость» (студенческие работы)

2. Ассоциации (старый город, современный город, восточный базар).

Композиция может состоять из геометрических фигур, абстрактных пятен, плоскостей, ограниченных ломаными или волнообразными линиями, а также сочетать в себе несколько графических стилей изображения.

В задании надо постараться представить себе, какие ассоциации и чувства вызывает ассоциация: «Восточный базар» - изобилие, фрукты, овощи, ткани,

керамика, шум, суета ит.д.; «Старый город» - развалины, архитектурные памятники, узкие улочки, тишина, старина и т.д.; «Современный город» - движение, динамично устремленные ввысь комплексы, суета, необычные формы зданий и т.д.

Рис. 4. Графические композиции на тему «Восточный базар» (студенческие работы)

Рис. 5. Графические композиции на тему «Старый город» (студенческие работы)

Рис. 6. Графические композиции на тему «Современный город» (студенческие работы)

3. Ассоциация «Времена года» (весна, лето, осень, зима).

Композиция может состоять из абстрактных пятен, плоскостей, ограниченных ломаными или волнообразными линиями, а также сочетать в себе несколько графических стилей изображения.

В задании надо постараться представить себе, какие ассоциации и чувства вызывает время года: «Лето» - яркое солнце, морской берег, поездки на природу, теплый летний дождь, ароматы летнего леса, цветов и т.д.; «Весна» - солнце, ростки растений, ароматы цветущих деревьев и т.д.; «Зима» - холод, морозные узоры на окнах, снежинки, пушистый снег и т.д.; «Осень» - дождь, лужи, ветер, опавшие листья, голые деревья, листопад и т.д.

Рис. 7. Графические композиции на тему «Зима» (студенческие работы)

Рис. 8. Графические композиции на тему «Лето» (студенческие работы)

Рис. 9. Графические композиции на тему «Весна» (студенческие работы)

Рис. 10. Графические композиции на тему «Осень» (студенческие работы)

4. Ассоциация «Времен суток» (утро, день, вечер, ночь).

Композиция может состоять из геометрических фигур, абстрактных пятен, ограниченных ломаными или волнообразными линиями, а также сочетать в себе несколько графических стилей изображения.

В задании надо постараться представить себе, какие ассоциации и чувства вызывает время суток: «Утро» - рассвет, радость пробуждения, крик петуха, будильник, аромат кофе, и т.д.; «День» - движение, деятельность, работа, свет и т.д.; «Вечер» - сумерки, свет фонарей, свет окон, усталость, уют, грусть и т.д.; «Ночь» -сон, темнота, свет ночных фонарей, луна, звезды и т.д.

Рис. 11. Графические композиции на тему «Утро» (студенческиеработы)

Рис. 12. Графические композиции на тему «Вечер», «Ночь» (студенческие работы)

Рис. 13. Графические композиции на тему «День» (студенческие работы)

В статье затронуты важные моменты композиционных знаний, была произведена попытка дать базис из личных наработок автора для индивидуальных размышлений, для поиска авторских приёмов начинающих дизайнеров. А так как один из принципов композиции новизна, то к этому базису каждому автору необходимо искать свои индивидуальные наработки.

Список литературы

1. Голубева О.Л. Основы композиции: учеб. пособие. М.: Изобразительное искусство, 2008. 143 с.

2. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Горев П.М., Утемов В.В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТИ-ТРИЗ: учебное пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. 109 с.

3. Крючкова В.А. Абстракционизм // Большая российская энциклопедия / С.Л. Кравец. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2005. Т. 1. С. 42-43. 768 с.

4. Крючкова К.К. Композиция в дизайне. Организация плоскости. Формирование знаков: учеб.-метод. пособие. К-н-А.: Жук, 2009. 425 с.

5. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Пособие для учителей. Минск. Изд-во «Беларусь», 2003. 151 с.

6. Паранюшкин Р.В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств». Ростов н/Д: Феникс, 2001. 80 с.

7. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 190 с.

ГЕНЕЗИС УКРАШЕНИЙ ХОРЕЗМА Камбарова О.С.

Камбарова Ойдин Собиржановна - доцент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется многовековая история развитие ювелирного искусство Хорезма. Эволюция его художественного стиля рассматривается в контексте с эстетическими и мировоззренческими принципами того или иного исторического периода, в тесной связи с материальной и духовной культурой. Ключевые слова: изделия, украшения, браслет, цвет, ткань, коралл, пластина, шлем.

DOI: 10.24411/2413-7111-2021-10301

Рис. 1. Тумор

Старые бухарские мастера-ювелиры, хорошо изучившую женскую психологию, утверждали: «Пока на земле существует хотя бы одна женщина, дело ювелиров не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.