УДК 741.85
Салиева Эльвира Равильевна, ассистент кафедры «Дизайн»
Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» в г. Мелеуз (Республика Башкортостан) e-mail: elvira310581@mail. ru
УСЛОВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
CONDITIONAL STYLIZATION, AS DEVELOPMENT TOOL ABSTRACT THINKING OF FUTURE DESIGNERS
Аннотация: Основной проблемой, встающей перед преподавателем при подготовке будущих дизайнеров, выступает обучение приемам и навыкам творческой деятельности, умению абстрактно мыслить, визуально-графически передавать свою идею. Условно-стилизованное изображение становится одним из наиболее важных путей для получения таких навыков.
Summary: The main problem rising before the teacher by preparation of future designers, training in receptions and skills of creative activity, to ability abstractly to think, visual graphically to transfer the idea acts. Conditional the stylized image becomes one of the most important ways for obtaining such skills.
Ключевые слова: стиль, стилизация, условное изображение, композиция.
Keywords: style, stylization, the conditional image, kompozitsiya.
В проектной деятельности дизайнера очень важно уметь абстрактно мыслить и передать свою идею с помощью визуально-графических средств, так как в дальнейшем это пригодится в разработке и дизайне бренда, фирменного стиля, логотипа, товарного знака, эмблемы и тд. Для того чтобы студенты получили практический опыт в трансформации реальных объектов, на уроках
живописи и рисунка можно выполнять задания по условно-стилизованному изображению. Такие задания также помогают овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры.
Как реальный объемный мир можно увидеть в виде линий, пятен, геометрических форм, так и изображение этого мира можно передать с помощью этих же средств. Условное изображение должно вызывать определенные ощущения, эмоции. При изображении предметов выделенные качества могут быть или «исторически сложившимися», или заданными по условию. [3]
Прежде чем приступить непосредственно к работе над условно-стилизованным изображением следует студентов познакомить с такими понятиями как «стиль» и «стилизация».
Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
Стиль - наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. [1]
Ориентируясь на манеру исполнения таких мастеров XX в. как, А. Модильяни, П. Пикассо, А Матисс, М. Врубель, студенты выполняют задания по условно-стилизованному изображению натурных постановок, тем самым вырабатывая свой собственный стиль и подход.
Студентам необходимо глубоко осознать, что принцип стилизации по своей содержательной сути, своему формообразующему потенциалу применяется в дизайне не для приобщения визуальных характеристик предмета (за счет внешнего подражания, имитации), а для обобщения, системного соподчинения многообразных признаков, характеристик и свойств в содержании самого предмета. Эта особенность функционирования принципа стилизации в дизайне указывает на то, что сам процесс стилизации как
процедура художественно-композиционного обобщения и образной выразительности должен опираться на тщательный анализ предметного содержания конкретной темы, на ее глубокое теоретическое осмысление. [4]
Натюрморт в декоративной манере - это одно из первых заданий по условному изображению натурной постановки. Ознакомив студентов с наследием таких ярких художников, как Анри Матисс, Пабло Пикассо, Жорж Брак и Кузьма Петров-Водкин, нужно выделить наиболее важные приемы для достижения своего стиля в натюрморте. Студенты предоставляют множество разнообразных вариантов стилизации и трансформации объектов натюрморта, что позволяет создать индивидуальную композицию.
Стилизацию они могут вести по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может, наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно основной идее построения композиции. Либо строить натюрморт на плавной тягучей пластике силуэтов.
В процессе обучения возможности стилизации в композиции натюрморта должны отрабатываться на конкретных постановках, так как любая теория мертва без практических упражнений. [2]
Наибольшее число объектов, которые используются для условно-стилизованного изображения, можно найти среди природного окружения человека - это в первую очередь растения, птицы, рыбы, насекомые и млекопитающие.
Последовательность выполнения следующая:
I - на первом этапе выполняется рисунок в реалистической манере с целью подробного изучения и отбора наиболее характерного для выбранного объекта;
II - следующий шаг - трансформация в условно-стилизованное изображение в выбранной манере изображения (линейной, линейно-пятновой, геометрической, с применением фактур и тд.).
Композиция с природными мотивами может выполняться разными способами, в том числе ассоциативно, т. е. состоять из обобщенных форм, или абстрактно, в виде набора цветовых пятен с отвлеченным условным колоритом. Здесь привязка к конкретному объекту необязательна, так как это не стилизация какого-то предмета, а самостоятельная композиция, которая может быть приближена к реальности, а может быть и фантазией. [3]
Навыки и впечатления, полученные на пленэре, дают возможность также выполнить условно-стилизованное изображение городского пейзажа, в частности архитектурных объектов. Хотя стилизация архитектуры довольно сложный процесс, но вызывает большой интерес у студентов, потому что разрешается использовать различные декоративные приемы и техники исполнения, фактуры, коллаж и рельеф.
В старших курсах уроки по рисунку и живописи посвящены изображению фигуры человека. Получив достаточный опыт в реалистичном изображении человека, можно приступить к его условному изображению.
Сначала студенты знакомятся и изучают модель, выполняя реалистичный рисунок человека. Затем выполняют композицию, выбирая самостоятельно стиль, манеру исполнения, материалы для работы, а также графические приемы. Можно также предложить ориентироваться на произведения великих мастеров.
Студенты, выполняя задания по условно-стилизованному изображению, знакомятся с различными стилями и направлениями (кубизм, абстракционизм, модерн и тд.), с работами их представителей (П. Пикассо, Г. Климт, А. Муха, М. Врубель) и приобретают практический опыт творческой работы, который будет очень полезен в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. - СПб.: Кольна, 1995.
2. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800
«Изобразительное искусство» - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 144 с.
3. Стародуб К. И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2009. -109 с.
4. Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум. - Мн.: Харвест, 1999. - 312 с.