Научная статья на тему 'Методические аспекты организации внеучебной воспитательной работы со студентами педагогического вуза'

Методические аспекты организации внеучебной воспитательной работы со студентами педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухалова Ирина Валентиновна

В статье раскрыты методические аспекты организации внеучебной воспитательной работы со студентами педагогического вуза. Представлены методы, средства, приемы, формы и педагогические условия, способствующие процессу личностно-профессионального становления будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты организации внеучебной воспитательной работы со студентами педагогического вуза»

УДК 378 ББК 74.480.05

Бухалова Ирина Валентиновна

соискатель г.Челябинск

Методические аспекты организации внеучебной воспитательной работы со студентами педагогического вуза

В статье раскрыты методические аспекты организации внеучебной воспитательной работы со студентами педагогического вуза. Представлены методы, средства, приемы, формы и педагогические условия, способствующие процессу личностно-профессионалъного становления будущих педагогов.

Динамизм экономических и социально-культурных перемен в нашей

стране и реализация новой стратегии ее развития актуализируют процессы перестройки образования, в том числе и высшего педагогического, направляя его на интенсивное пробуждение и развитие внутренних сил каждой личности, ее способности наращивать и использовать собственные возможности в своей профессиональной деятельности.

Огромным потенциалом для личностно-профессионального развития студентов обладает внеучебная воспитательная работа. Она способствует формированию и развитию у студентов комплекса ключевых личностных качеств. Критерием результативности внеучебной воспитательной работы являются показатели подготовки высококвалифицированных специалистов -инициативных, предприимчивых, готовых к позитивным преобразованиям окружающей социальной среды, способных к управлению на разных уровнях.

Для обеспечения эффективного личностно-профессионального становления будущего педагога нами разработаны методы, средства, приемы, формы и педагогические условия организации внеучебной воспитательной работы.

Процесс личностно-профессионального становления студента является нелинейным: стадии этого процесса определяются не столько календарными сроками и количественными накоплениями в соответствии с годами обучения, сколько их качественным своеобразием - каждая стадия представляет собой целостную систему содержания, форм и методов внеучебной воспитательной работы с будущим педагогом.

Мы выделили три фазы личностно-профессионального становления студентов:

• первая фаза - рефлексивная (осмысления);

• вторая фаза - ценностная (осознания);

• третья фаза - проективная (проектирования), самопроектирование и реализация профессиональной позиции в деятельности.

На фазе осмысления происходит переживание ситуаций профессиональной деятельности, их обсуждение, постижение их смыслов и значений, формируется стремление студентов к личностному и профессиональному росту. Целью является обращение к смыслам своей деятельности, понимание своей самости как достижение внутреннего согласия.

Задачами этой фазы личностно-профессионального становления являются:

• стимулирование самопознания студента, определение им своих сильных сторон и перспектив самосовершенствования;

• включение его в разнообразные формы рефлексии личностного развития и профессиональной деятельности;

• стимулирование интереса к приобретению необходимого минимума профессиональной информации;

• овладение аналитическими умениями;

• акцентирование внимания студента на выявлении закономерностей профессиональной деятельности;

• стремление студентов к личностному и профессиональному росту.

Главное на этой фазе работы - создать условия для того, чтобы студент ощутил себя не инструментом воплощения чьей-то воли, инструкций или предписаний, а творцом собственной личностно-профессиональной стратегии развития.

На следующей фазе (ценностной) осмысление и осознание ситуаций позволяет оформить смыслы деятельности в индивидуальные ценности. Эта фаза характеризуется развитой познавательной активностью студентов, и целью их профессиональной подготовки становится обратить эту активность на понимание закономерностей эффективной профессиональной деятельности как условия для самореализации, самоутверждения и саморазвития в ней. Это фаза осознания, она характеризуется повышением активности студентов в поисках и освоении эффективных технологий деятельности. На данной фазе происходит осознание смыслов профессионального бытия, поведения и деятельности, оформление смыслов в ценности, развитие профессионально важных качеств.

На фазе проектирования оформляются ценностные ориентиры будущего специалиста, формируется ценностное отношение студента к профессиональной деятельности, осознаются принципы этой деятельности, благодаря чему интенции его профессионального поведения переходят в цели, то есть субъектная профессиональная позиция студента становится концептуальной.

На данной фазе работы со студентом закладывается основа для свободного, произвольного профессионального поведения, для поступка, когда «происходит превращение потребности в уважении и самоуважении в достоинство как ценность» (В.В. Кузнецов) [1, с. 110].

Разрабатывая методику внеучебной воспитательной работы, необходимо определить основные методы воспитательного воздействия.

Под методом воспитания подразумевается «...система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и воспитанника, применяемая для достижения воспитательной цели» [1, с. 81]. Метод содержит в себе правила действия и

сами способы действия, систему принципов и внешнюю организационную форму их реализации.

Взяв за основу классификацию методов воспитания, предложенную Н.М. Борытко и Н.К. Сергеевым [1; 2], нами выделены рефлексивные, ценностные, проективные и комплексные методы воспитания, которые соответствуют определенным фазам личностно-профессионального становления будущего педагога.

Рефлексивные методы воспитания направлены на стимулирование смыслопоисковой деятельности студентов, формирование личностного отношения к профессиональной деятельности. Среди таких методов выделяют убеждение, внушение, пример и др.

Ценностные методы воспитания позволяют оформить смыслы деятельности в индивидуальные ценности. К ним относятся диалог, стимулирование, требование и др.

Проективные методы воспитания предполагают самореализацию и самоутверждение студентов в профессиональной и социально-полезной деятельности. Среди них выделяют упражнение (или тренинг), социальные пробы (или социальные практики), соревнование, проекты и др.

Отдельной группой являются комплексные методы, к которым относятся воспитывающие ситуации (или организация деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях), анализ производственных ситуаций, консультирование и др.

Следующим компонентом методики внеучебной воспитательной работы являются средства воспитания. По утверждению Н.Е. Щурковой «... средством для педагога может выступать все, что нас окружает, кроме нас самих: человека нельзя использовать в качестве средства» [6, с. 12]. Наряд}' с этим, «в воспитании средством является деятельность воспитанника» [4, с. 134].

Умелое применение всей совокупности средств воспитания при организации внеучебной воспитательной работы обеспечивает успех в развитии студентов в целом и в формировании у них личностных и профессиональных

качеств. Средства воспитания являются «инструментарием», который используется нами для решения воспитательных задач. К средствам относятся: знаковые символы; материальные средства; способы коммуникации; мир жизнедеятельности воспитанника; коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; технические средства; культурные ценности; природа (живая и неживая) [3, с. 326].

В каждом конкретном случае средства отбираются педагогом в зависимости от цели и стратегических задач воспитания. Также они опосредуются выбранным методом, набором используемых приемов и избранных организационных форм воспитательного воздействия. Выбор средств воспитания зависит от индивидуальных особенностей, специфики студенческого коллектива, принятых ценностей, сложившейся психолого-педагогической ситуации и др.

Все средства воспитания нами разделены на три группы: средства формирования ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности; средства развития профессионально важных качеств воспитанников и средства развития стремления студентов к личностному и профессиональному росту.

Прием - еще один компонент методики внеучебной воспитательной работы, который используется для описания одностороннего воздействия воспитателя на воспитанника. Нами выделены информационные, организационные приемы, приемы прямого воздействия и косвенного воздействия.

При использовании информационных приемов в сознание воспитанников вносится новая информация, происходит переориентация на новые ценности, переубеждение в чем-то. С помощью организационных приемов осуществляется непосредственная организация разнообразных видов деятельности студентов.

Прямое воздействие происходит в личном общении воспитатель -воспитанник, а косвенное (опосредованное) через других людей, через

обстоятельства, через специально созданные воспитывающие ситуации, через произведения искусства, литературы и др.

Следующий компонент методики внеучебной воспитательной работы, направленной на личностно-профессиональное становление будущего педагога - формы внеучебной воспитательной работы.

Все многообразные формы внеучебной воспитательной работы со студентами нами разделены на три группы, в зависимости от основной решаемой нами воспитательной задачи:

1. формы управления и самоуправления университетской жизнью (собрания, часы кураторов, заседания представительных органов студенческого самоуправления, стенная печать и др.);

2. познавательные формы (экскурсии, фестивали, газеты, тематические вечера, выставки и др.);

3. развлекательные формы (вечера, «капустники», конкурсы и т.п.).

При рассмотрении методических аспектов организации внеучебной воспитательной работы, направленной на личностно-профессиональное становление студента, нами выявлены педагогические условия организации воспитательного процесса.

Первым условием является соблюдение единых принципов воспитания на всех ступенях образования, которое обеспечивает целостность личностно-профессионального становления студента. При этом если подчас выдержать логику в подборе содержания воспитания трудно, то преемственность в методах гораздо проще. Выбор системы методов воспитания определяется закономерными факторами (уровнем зрелости коллектива, возрастными особенностями воспитанников, степенью их духовно-нравственного развития, необходимостью в новых формах отношений между педагогами и воспитанниками и др.) и представляет собой качественные изменения основных параметров воспитательного процесса.

Вторым условием является направленность внеучебной воспитательной работы на личностно-профессиональное саморазвитие студента, включающее

самоопределение, самореализацию и самоутверждение. Саморазвитие предполагает, что изменения в индивидуально-личностной сфере детерминированы не извне, а происходят под целенаправленным воздействием субъекта на самого себя, что является условием эффективности его профессиональной деятельности.

Третьим условием является разработанность программ внеучебной воспитательной работы. При этом подразумевается творческая свобода педагога в выборе методов, приемов и форм воспитания. Полезным является включение в программы воспитания требований к воспитателям, их реализующим.

Четвертое условие - стадийность в организации внеучебной воспитательной работы, что означает учет специфики реализации единых принципов воспитания на различных ступенях образования. К очевидным различиям во внеучебной воспитательной работе на различных ступенях образования добавляются различия в содержании, методах и организационных формах воспитания, обусловленных уровнем сформированности позиции будущего педагога.

Пятое условие - оказание студентам помощи в выстраивании их собственной личностно-профессиональной стратегии. Большую роль в этом процессе играют кураторы академических групп.

Воспитание личности в период ее обучения в вузе - важнейший и предельно сложный этап становления личности, на котором оформляется система ее чувств, идей, идеалов, ее мировоззрение.

Пройдя выделенные нами фазы личностно-профессионального становления (осмысления, осознания и проектирования) в процессе участия во внеучебной воспитательной работе, студент переходит на более высокий уровень личностно-профессионального развития. Происходит формирование ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности, развитие профессионально важных качеств и стремления студентов к личностному и профессиональному росту.

Библиографический список

1. Борытко, Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: учеб.-методич. пособие / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. - 2-е изд., испр. и доп. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - 120 с.

2. Воспитательная деятельность в вузе: концепция, технологии, организация: учеб.-метод. пособие / под ред. Н.К. Сергеева. - Волгоград: Перемена, 2005. -175 с.

3. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для вузов / ред. П.И. Пидкасистый. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 480 с.

4. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / B.C. Селиванов, под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

5. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

6. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 249 с.

УДК 37.01.146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.