УДК 378 ББК 74.480.05
Бухалова Ирина Валентиновна
соискатель г.Челябинск
Методические аспекты организации внеучебной воспитательной работы со студентами педагогического вуза
В статье раскрыты методические аспекты организации внеучебной воспитательной работы со студентами педагогического вуза. Представлены методы, средства, приемы, формы и педагогические условия, способствующие процессу личностно-профессионалъного становления будущих педагогов.
Динамизм экономических и социально-культурных перемен в нашей
стране и реализация новой стратегии ее развития актуализируют процессы перестройки образования, в том числе и высшего педагогического, направляя его на интенсивное пробуждение и развитие внутренних сил каждой личности, ее способности наращивать и использовать собственные возможности в своей профессиональной деятельности.
Огромным потенциалом для личностно-профессионального развития студентов обладает внеучебная воспитательная работа. Она способствует формированию и развитию у студентов комплекса ключевых личностных качеств. Критерием результативности внеучебной воспитательной работы являются показатели подготовки высококвалифицированных специалистов -инициативных, предприимчивых, готовых к позитивным преобразованиям окружающей социальной среды, способных к управлению на разных уровнях.
Для обеспечения эффективного личностно-профессионального становления будущего педагога нами разработаны методы, средства, приемы, формы и педагогические условия организации внеучебной воспитательной работы.
Процесс личностно-профессионального становления студента является нелинейным: стадии этого процесса определяются не столько календарными сроками и количественными накоплениями в соответствии с годами обучения, сколько их качественным своеобразием - каждая стадия представляет собой целостную систему содержания, форм и методов внеучебной воспитательной работы с будущим педагогом.
Мы выделили три фазы личностно-профессионального становления студентов:
• первая фаза - рефлексивная (осмысления);
• вторая фаза - ценностная (осознания);
• третья фаза - проективная (проектирования), самопроектирование и реализация профессиональной позиции в деятельности.
На фазе осмысления происходит переживание ситуаций профессиональной деятельности, их обсуждение, постижение их смыслов и значений, формируется стремление студентов к личностному и профессиональному росту. Целью является обращение к смыслам своей деятельности, понимание своей самости как достижение внутреннего согласия.
Задачами этой фазы личностно-профессионального становления являются:
• стимулирование самопознания студента, определение им своих сильных сторон и перспектив самосовершенствования;
• включение его в разнообразные формы рефлексии личностного развития и профессиональной деятельности;
• стимулирование интереса к приобретению необходимого минимума профессиональной информации;
• овладение аналитическими умениями;
• акцентирование внимания студента на выявлении закономерностей профессиональной деятельности;
• стремление студентов к личностному и профессиональному росту.
Главное на этой фазе работы - создать условия для того, чтобы студент ощутил себя не инструментом воплощения чьей-то воли, инструкций или предписаний, а творцом собственной личностно-профессиональной стратегии развития.
На следующей фазе (ценностной) осмысление и осознание ситуаций позволяет оформить смыслы деятельности в индивидуальные ценности. Эта фаза характеризуется развитой познавательной активностью студентов, и целью их профессиональной подготовки становится обратить эту активность на понимание закономерностей эффективной профессиональной деятельности как условия для самореализации, самоутверждения и саморазвития в ней. Это фаза осознания, она характеризуется повышением активности студентов в поисках и освоении эффективных технологий деятельности. На данной фазе происходит осознание смыслов профессионального бытия, поведения и деятельности, оформление смыслов в ценности, развитие профессионально важных качеств.
На фазе проектирования оформляются ценностные ориентиры будущего специалиста, формируется ценностное отношение студента к профессиональной деятельности, осознаются принципы этой деятельности, благодаря чему интенции его профессионального поведения переходят в цели, то есть субъектная профессиональная позиция студента становится концептуальной.
На данной фазе работы со студентом закладывается основа для свободного, произвольного профессионального поведения, для поступка, когда «происходит превращение потребности в уважении и самоуважении в достоинство как ценность» (В.В. Кузнецов) [1, с. 110].
Разрабатывая методику внеучебной воспитательной работы, необходимо определить основные методы воспитательного воздействия.
Под методом воспитания подразумевается «...система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и воспитанника, применяемая для достижения воспитательной цели» [1, с. 81]. Метод содержит в себе правила действия и
сами способы действия, систему принципов и внешнюю организационную форму их реализации.
Взяв за основу классификацию методов воспитания, предложенную Н.М. Борытко и Н.К. Сергеевым [1; 2], нами выделены рефлексивные, ценностные, проективные и комплексные методы воспитания, которые соответствуют определенным фазам личностно-профессионального становления будущего педагога.
Рефлексивные методы воспитания направлены на стимулирование смыслопоисковой деятельности студентов, формирование личностного отношения к профессиональной деятельности. Среди таких методов выделяют убеждение, внушение, пример и др.
Ценностные методы воспитания позволяют оформить смыслы деятельности в индивидуальные ценности. К ним относятся диалог, стимулирование, требование и др.
Проективные методы воспитания предполагают самореализацию и самоутверждение студентов в профессиональной и социально-полезной деятельности. Среди них выделяют упражнение (или тренинг), социальные пробы (или социальные практики), соревнование, проекты и др.
Отдельной группой являются комплексные методы, к которым относятся воспитывающие ситуации (или организация деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях), анализ производственных ситуаций, консультирование и др.
Следующим компонентом методики внеучебной воспитательной работы являются средства воспитания. По утверждению Н.Е. Щурковой «... средством для педагога может выступать все, что нас окружает, кроме нас самих: человека нельзя использовать в качестве средства» [6, с. 12]. Наряд}' с этим, «в воспитании средством является деятельность воспитанника» [4, с. 134].
Умелое применение всей совокупности средств воспитания при организации внеучебной воспитательной работы обеспечивает успех в развитии студентов в целом и в формировании у них личностных и профессиональных
качеств. Средства воспитания являются «инструментарием», который используется нами для решения воспитательных задач. К средствам относятся: знаковые символы; материальные средства; способы коммуникации; мир жизнедеятельности воспитанника; коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; технические средства; культурные ценности; природа (живая и неживая) [3, с. 326].
В каждом конкретном случае средства отбираются педагогом в зависимости от цели и стратегических задач воспитания. Также они опосредуются выбранным методом, набором используемых приемов и избранных организационных форм воспитательного воздействия. Выбор средств воспитания зависит от индивидуальных особенностей, специфики студенческого коллектива, принятых ценностей, сложившейся психолого-педагогической ситуации и др.
Все средства воспитания нами разделены на три группы: средства формирования ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности; средства развития профессионально важных качеств воспитанников и средства развития стремления студентов к личностному и профессиональному росту.
Прием - еще один компонент методики внеучебной воспитательной работы, который используется для описания одностороннего воздействия воспитателя на воспитанника. Нами выделены информационные, организационные приемы, приемы прямого воздействия и косвенного воздействия.
При использовании информационных приемов в сознание воспитанников вносится новая информация, происходит переориентация на новые ценности, переубеждение в чем-то. С помощью организационных приемов осуществляется непосредственная организация разнообразных видов деятельности студентов.
Прямое воздействие происходит в личном общении воспитатель -воспитанник, а косвенное (опосредованное) через других людей, через
обстоятельства, через специально созданные воспитывающие ситуации, через произведения искусства, литературы и др.
Следующий компонент методики внеучебной воспитательной работы, направленной на личностно-профессиональное становление будущего педагога - формы внеучебной воспитательной работы.
Все многообразные формы внеучебной воспитательной работы со студентами нами разделены на три группы, в зависимости от основной решаемой нами воспитательной задачи:
1. формы управления и самоуправления университетской жизнью (собрания, часы кураторов, заседания представительных органов студенческого самоуправления, стенная печать и др.);
2. познавательные формы (экскурсии, фестивали, газеты, тематические вечера, выставки и др.);
3. развлекательные формы (вечера, «капустники», конкурсы и т.п.).
При рассмотрении методических аспектов организации внеучебной воспитательной работы, направленной на личностно-профессиональное становление студента, нами выявлены педагогические условия организации воспитательного процесса.
Первым условием является соблюдение единых принципов воспитания на всех ступенях образования, которое обеспечивает целостность личностно-профессионального становления студента. При этом если подчас выдержать логику в подборе содержания воспитания трудно, то преемственность в методах гораздо проще. Выбор системы методов воспитания определяется закономерными факторами (уровнем зрелости коллектива, возрастными особенностями воспитанников, степенью их духовно-нравственного развития, необходимостью в новых формах отношений между педагогами и воспитанниками и др.) и представляет собой качественные изменения основных параметров воспитательного процесса.
Вторым условием является направленность внеучебной воспитательной работы на личностно-профессиональное саморазвитие студента, включающее
самоопределение, самореализацию и самоутверждение. Саморазвитие предполагает, что изменения в индивидуально-личностной сфере детерминированы не извне, а происходят под целенаправленным воздействием субъекта на самого себя, что является условием эффективности его профессиональной деятельности.
Третьим условием является разработанность программ внеучебной воспитательной работы. При этом подразумевается творческая свобода педагога в выборе методов, приемов и форм воспитания. Полезным является включение в программы воспитания требований к воспитателям, их реализующим.
Четвертое условие - стадийность в организации внеучебной воспитательной работы, что означает учет специфики реализации единых принципов воспитания на различных ступенях образования. К очевидным различиям во внеучебной воспитательной работе на различных ступенях образования добавляются различия в содержании, методах и организационных формах воспитания, обусловленных уровнем сформированности позиции будущего педагога.
Пятое условие - оказание студентам помощи в выстраивании их собственной личностно-профессиональной стратегии. Большую роль в этом процессе играют кураторы академических групп.
Воспитание личности в период ее обучения в вузе - важнейший и предельно сложный этап становления личности, на котором оформляется система ее чувств, идей, идеалов, ее мировоззрение.
Пройдя выделенные нами фазы личностно-профессионального становления (осмысления, осознания и проектирования) в процессе участия во внеучебной воспитательной работе, студент переходит на более высокий уровень личностно-профессионального развития. Происходит формирование ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности, развитие профессионально важных качеств и стремления студентов к личностному и профессиональному росту.
Библиографический список
1. Борытко, Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: учеб.-методич. пособие / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. - 2-е изд., испр. и доп. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - 120 с.
2. Воспитательная деятельность в вузе: концепция, технологии, организация: учеб.-метод. пособие / под ред. Н.К. Сергеева. - Волгоград: Перемена, 2005. -175 с.
3. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для вузов / ред. П.И. Пидкасистый. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 480 с.
4. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / B.C. Селиванов, под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
5. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
6. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 249 с.
УДК 37.01.146