Научная статья на тему 'Технология построения воспитательного пространства в вузе'

Технология построения воспитательного пространства в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭРГОНОМИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ЕDUCATION / EDUCATIONAL FIELD / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ERGONOMIC FIELD / PEDAGOGIC MODELING / YOUTH SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резниченко Мария Геннадьевна

В статье представлены принципы и технология построения воспитательного пространства вуза, обозначены условия его построения с целью формирования социально активной личности, способной к эффективной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technology of how to build the educational field in the higher education institution

This article represents the principles and the technology of how to build the educational field in the higher education institution. It defines the conditions for its formation with the purpose of creating social active person who is capable of effective professional activity and responsibility for made decisions.

Текст научной работы на тему «Технология построения воспитательного пространства в вузе»

УДК 378.14.043

Мария Геннадьевна Резниченко

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, rezmary@mail.ru, Самара

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ

Mariya Gennadyevna Reznichenko

The candidate of pedagogic science, docent of pedagogy andpsychology of primary education department Povolzhsky State Social- Humanity Academy, rezmary@mail.ru, Samara

THE TECHNOLOGY OF HOW TO BUILD THE EDUCATIONAL FIELD IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Воспитание, будучи наряду с обучением, важной составляющей образовательного процесса, является одним из основных видов деятельности в вузе. Управление этой деятельностью предусматривает специальный комплекс согласованных и скоординированных действий и процедур, задача которых заключается, в конечном счете, в обеспечении достижения целей воспитания, целей подготовки высококвалифицированных специалистов.

Именно управление процессом воспитания, скоординированность и согласованность между собой всех отдельных многочисленных его составляющих или компонент, связывание в одно целое всех на первый взгляд кажущимися не имеющих между собой ничего общего мероприятий и делает воспитание системой, позволяя формировать и реализовывать те или иные стратегии. Это в свою очередь предусматривает наличие специальных организационно-управленческих структур, выполняющих конкретные определенные функции и также определенным образом связанных и скоординированных между собой, образующих воспитательное пространство.

Воспитательное пространство вуза специально конструируется с целью обеспечения присвоения студентом культурных и профессиональных ценностей (рис 1).

Качество пространства, в котором реально осуществляется воспитание, обусловливает возможность достижения определенного уровня воспитанности, а значит, создает конкретные перспективы педагогической деятельности, определяет необходимое время для педагогического освоения этого пространства в процессе воспитания.

Термин «воспитательное пространство был введен Л. И. Новиковой. Воспитательное пространство - это результат конструктивной деятельности, достигаемый в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности, не только созидающей, но и интегрирующей [1; 2].

АТ ПТ ёоаоаёШ ау пёпоа] а

п71 37 э7 &&ээо 7 3ээ1&о6до ё! ддэ&о &доэо

• Т баТ Т ааааоаёё по6аа[ой

абоТ Т а Т баТ Т ааааоаёаё

абоТТа по6аа[ оТ а

Рис. 1. Воспитательная система вуза

Воспитательное пространство и его структура есть результат процессов дифференциации и интеграции. Если дифференциация предполагает определение задач и функций каждого компонента пространства, то интеграция объединяет их в единое целое [3].

На наш взгляд, воспитательное пространство вуза представляет собой динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых в среде пребывания субъектов воспитания с целью формирования социально активной личности, способной к эффективной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения.

Целостность воспитательного пространства вуза есть результат разнообразия его элементов, связей между ними, при наличии единой педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания. Целостность и стабильность воспитательного пространства вуза обеспечивается гибкостью его структуры. В ней должны присутствовать зоны неупорядоченности, являющиеся источником ее дальнейшего развития. Нестабильность воспитательного пространства - залог того, что оно живо и способно к развитию. Воспитательное пространство может быть задано администрацией вуза и деятельностью студентов, в основе которой лежат их личностные потребности.

Принципами построения воспитательного пространства вуза являются:

- соответствие характера построения воспитательного пространства индивидуальным (социальным, психологическим) особенностям студентов и преподавателей;

- целостность не только внутри модели, но и в рамках всего образовательного пространства учебного заведения;

- гуманизм, предполагающий отношение к субъекту воспитательного пространства как самоценности, одновременно свободной, творческой и ответственной;

- эргономичность (комфорт) воспитательного пространства [5];

- культуросообразность, предполагающая организацию воспитания на общечеловеческих ценностях, в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям,

- толерантность - внимательное отношение к мнению других людей, других культур, традиций, религий, образу жизни;

- вариативность - использование различных технологий в содержании воспитания и форм работы со студенческой молодежью.

Для правильно организованного воспитательного пространства характерны:

- свобода выбора воспитательного пространства;

- свобода выбора деятельности и выбор такой деятельности, в которой воспитанник мог бы достичь наивысшего успеха;

- свобода смены коллектива в случае возникновения дискомфорта;

- интенсивное освоение элементов пространства: культурного, информационного, социального и др.

Полноценность развития студента в воспитательном пространстве вуза - это следствие его субъектной позиции в нем. Студент сам обустраивает для себя пространство. Преподаватели могут лишь предложить ему поле возможного освоения. Вероятность реализации субъекта в воспитательном пространстве вуза тем выше, чем разнообразнее структура последнего. Сделать ее более насыщенной помогут студенты, осуществляя проектную деятельность. Принудительное освоение воспитательного пространства тормозит личностное развитие. Пространство может оказаться жестким для студента, если оно задано сверху и не учитывает активности учащегося по освоению, присвоению и созиданию пространства. В свою очередь, создание слишком удобной среды, не требующей усилий для саморазвития, не дает положительной динамики в формировании личности.

Воспитательное пространство может оказаться жестким для педагога, если активность студентов, как субъектов воспитательного процесса, актуализирует ценности молодежной субкультуры, неприемлемые для него и создает негативный эмоциональный фон, препятствующий развитию личности. Подобная ситуация возможна, если студенты равнодушно принимают любые ценности, передаваемые педагогом. В этом случае профессиональнопедагогическое саморазвитие педагога идет медленными темпами.

Проектирование воспитательного пространства реализуется в виде совокупности взаимосвязанных организационных мероприятий, которые способствуют развитию личности, удобны и эффективны для решения задач при экономии времени, ограничивают физические и нервно-психические затраты человека. При этом достигается значительный социальный эффект, выражающийся в повышении привлекательности и содержательности деятельности студента и преподавателя, сохранении здоровья и поддержания высокой работоспособности, сокращение потерь рабочего времени.

В связи с этим предлагается новый подход к проблеме организации воспитательного пространства в высшей школе.

Данный подход является отправным моментом для выявления нового представления о воспитательном пространстве высшей школы, об образе профессиональной культуры педагога, о соответствующих новым представлениям воспитательных технологиях.

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно, и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология - воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки.

В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитатель-

ного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.

Наиболее ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. В этих целях на всех стадиях воспитательного процесса может использоваться избранная концепция психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства). Но сами качества необходимо интерпретировать в соответствующих диагностических понятиях, которые должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (обособление) конкретного качества от других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможности определения различных уровней сформированности и качества по достоверной шкале личностных измерений.

Изложенный общий подход к пониманию сущности воспитательной технологии позволяет сделать вывод о ее достаточной сложности. В педагогической практике она приобретает такие неожиданные признаки, что позволяет говорить о придании всему процессу воспитания новых качеств.

Цель педагогического взаимодействия является системообразующим элементом воспитательной технологии. От нее зависят остальные элементы: содержание, методы, приемы и средства достижения воспитательного эффекта. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность.

Моделирование в воспитательной технологии имеет два аспекта: моделирование содержания, которое стимулирует развитие тех или иных отношений и моделирование воспитательного взаимодействия субъектов и объектов педагогического процесса, без которого невозможно построение воспитательного пространства. Изложенные теоретические основы применения моделирования при разработке и реализации воспитательных технологий позволяют выделить в нем несколько относительно самостоятельных, но взаимодействующих и взаимозависимых элементов (компонентов): субъект-объектный, целевой, содержательный, деятельностный и результативный.

Субъект - объектный компонент признается основным в модели воспитательной технологии. Под ним понимаются субъекты воспитательного пространства.

Направленность воспитательной технологии в ее модели представляется целевым компонентом, содержание которого формируется на этапе целеполагания.

Содержательный компонент также выступает одной из составных частей воспитательной технологии и отражает то, какие отношения формируются в процессе построения воспитательного пространства. Он обязательно соответствует целевому компоненту.

Весьма важным в модели воспитательной технологии является деятельностный компонент. В зависимости от различных педагогических ситуаций он включает определенную систему форм, методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия.

Заключительным компонентом модели воспитательной технологии выступает результативный компонент. Он характеризует ту или иную воспитательную технологию по степени достижения поставленных целей воспитания.

Между представленными компонентами модели воспитательной технологии существуют различные виды связей. Примером линейной связи является то, что ее цели самым непосредственным образом оказывают влияние на содержание воспитания, а содержание, в свою очередь, на деятельностный компонент. Обратные связи между компонентами означают, что, например, недостаточно полное достижение воспитательных результатов оказывает корректирующее влияние, как на целевой, так и на деятельностный и содержательный компоненты, вызывая их последующую трансформацию.

Педагогический инструментарий воспитательных технологий представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания.

Правомерность применения тех или иных воспитательных технологий зависит от возрастных особенностей субъектов, в частности, студентов вузов.

Рассмотрим технологию построения воспитательного пространства вуза (рис 2). Как уже отмечалось, в соответствии с современными задачами высшего образования цель-идеал воспитания понимается как воспитание социально активной личности, способной к эффективной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения.

Наиболее продуктивной в современных условиях можно считать гуманистическую (демократическую) модель воспитания, в ходе реализации которой формируются следующие основные компетенции: способность выражать свои чувства, способность к критике и самокритике, работа в команде, навыки межличностных отношений, способность работать в междисциплинарной команде, способность общаться со специалистами из других областей, принятие различий и мультикультурности, способность работать в международной среде, приверженность этическим ценностям, способность адаптироваться к новым ситуациям, способность порождать новые идеи (креативность), лидерство, понимание культур и обычаев других стран, способность работать самостоятельно, разработку и управление проектами, проявление инициативности и предпринимательского духа, заботу о качестве, стремление к успеху.

Важнейшим звеном технологии построения воспитательного пространства является обеспечение продуктивных взаимоотношений на микроуровне. Взаимоотношения студент-студент, преподаватель-преподаватель, студент-преподаватель являются основой для формирования личностных качеств профессионала и предполагают проведение специальных тренингов про-

145

ектирования общения для студентов на этапе адаптации и на младших курсах.

Рис. 2. Технологическая модель процесса построения воспитательного

пространства вуза.

Для преподавателей организуются курсы подготовки к преподавательской деятельности в вузе и реализации ими воспитательных функций в

учебной и внеучебной работе, включающие развитие коммуникативных навыков. На заседаниях кафедр преподаватели регулярно информируются об особенностях контингента студентов, динамике личностного развития, ценностных ориентаций с целью построения продуктивного и комфортного общения с коллегами и студентами, преодоления ситуации отчуждения между субъектами воспитательного пространства. Для организации воспитательного пространства на мезооуровне с преподавателями проводятся тренинги. В их содержание входит обучение организации групповой деятельности студентов на учебных занятиях, применения активных методов обучения, использование различных форм внеучебной работы с группами студентов с целью формирования вышеназванных профессиональных качеств личности.

Несмотря на то, что организация воспитательного пространства вуза является важной составляющей профессиональной деятельности преподавателя вуза, в условиях высшего учебного заведения особое значение имеет самопроектирование его студентами. Это обусловлено рядом веских причин.

Ценности молодежной субкультуры не всегда понимаются и принимаются преподавателями, особенно, старшего поколения. Тем не менее, как показывают наши исследования, базовые ценности объектов воспитательного пространства совпадают. Динамичны лишь внешние формы реализации потребностей. Для молодежной среды характерно отсутствие навыков самоорганизации, организации группы. В связи с этим возникает проблема построения воспитательного пространства вуза: студенты не принимают организационные формы, предлагаемые преподавателями и администрацией вуза, но не могут самостоятельно предложить, разработать и осуществить проект. В связи с этим, необходимо путем ежегодного мониторинга выявлять и включать в групповую проектную деятельность наиболее активных студентов, обладающих лидерскими качествами. Результатом работы будет организация воспитательного пространства вуза с учетом потребностей молодежной субкультуры. Молодые лидеры, пройдя соответствующую подготовку, смогут разработать и реализовать свои проекты, ориентируясь на потребности качественного высшего образования.

Проектирование воспитательного пространства на макроуровне осуществляют представители администрации вуза, преподаватели и студенты, обладающие незаурядными организаторскими способностями и навыками проектирования. Работа ведется со смешанными группами, куда входят преподаватели, студенты, представители администрации вуза. Проектирование осложняется возрастными особенностями участников проектов, масштабом работы и особенностями вузовской среды.

В заключение отметим, что воспитательное пространство вуза - это результат конструктивной деятельности его субъектов, достигаемый в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности не только созидающей, но и интегрирующей в себе содержание трех компонентов: макро-, мезо-, микро.

Признаками воспитательного пространства вуза являются гибкость, динамичность, целостность.

Воспитательное пространство вуза строится путем использования воспитательных технологий, соответствующих возрастным особенностям студентов.

Применение организационных форм в высшей школе также строится с учетом компонентов воспитательного пространства.

Специфика их применения в воспитательном пространстве состоит в том, что проектирование их начинается на микроуровнях, в отношениях студент-студент, преподаватель-студент, с учетом наиболее общей воспитательной цели (парадигмы) вуза. Далее, в наиболее общей форме проекты конструируются на уровне факультетов, а уже затем в наиболее обобщенной форме на уровне вуза.

Библиографический список

1. Новикова, Л. И. Воспитательное пространство: опыт и размышления [Текст] / Л. И. Новикова, И. В. Кулешова // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. - М., - 1996. - С. 26-35.

2. Новикова, Л. И. «Воспитательное пространство» как открытая система [Текст] / Л. И. Новикова, М. В. Соколовский // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1 . - С. 132-134.

3. Борытко, Н. М. Пространство воспитания: образ бытия [Текст] / Н. М. Борытко / - Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.

4. Резниченко, М. Г. Условия построения эргономичного воспитательного пространства вуза. [Текст] / М. Г. Резниченко // Гуманизация образования, -

2007. - № 1. - С. 47-54.

5. Резниченко, М. Г. К вопросу о построении эргономичного воспитательного пространства вуза [Текст] / М. Г. Резниченко // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. П. Королева. - 2005. -№ 2. - С. 64- 68.

6. Андриенко, О. А. Психологическое сопровождение образовательного про-цесса-условие успешной социальной адаптпции первокурсников в профессиональном лицее [Текст] / О. А. Андриенко // Сибирский педагогический журнал. -

2008. - № 3. - С. 316-323.

7. Слесарев, Ю. В. Воспитание толерантности у будущих специалистов-менеджеров [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 2. - С. 221-241.

8. Калинина, Е. А. Аксиология в воспитательной деятельности вуза [Текст] / Е. А. Калинина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 279-288.

9. Денисенко, Ю. В. Социально-педагогические условия и принципы нравственного воспитания студентов в вузе [Текст] / Ю. В. Денисенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 223-231.

10. Щуркова, Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 4. - С. 139-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.