Научная статья на тему 'Методические аспекты обучения безопасности жизнедеятельности на основе деятельностного подхода'

Методические аспекты обучения безопасности жизнедеятельности на основе деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / THE HIGH VOCATIONAL EDUCATION. THE ACTIVITY APPROACH / SAFETY OF THE VITAL ACTIVITY / THE SYSTEMATIC TRACKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Э.М.

В статье рассматриваются особенности методического сопровождения образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в условиях модернизации высшего образования, а также выделены педагогические условия эффективной реализации деятельностного подхода в проектировании обучения студентов безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Э.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты обучения безопасности жизнедеятельности на основе деятельностного подхода»

Киселева Э.М. ©

Доцент, кандидат педагогических наук, кафедра методики обучения безопасности жизнедеятельности,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Г ерцена

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности методического сопровождения образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в условиях модернизации высшего образования, а также выделены педагогические условия эффективной реализации деятельностного подхода в проектировании обучения студентов безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, высшее профессиональное образование, деятельностный подход, методическое сопровождение.

Keywords: safety of the vital activity, the high vocational education. the activity approach, the systematic tracking.

Проблемы безопасности существовали всегда, однако, именно сегодня они особенно обострились и оказались в центре общественного внимания. Общество несет огромные потери и убытки от несчастных случаев, пожаров, аварий, катастроф, террористической деятельности.

Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенная задача государства, а поиск путей и средств такой защиты - основная цель безопасности жизнедеятельности как предметной области знаний [7].

Вопросы обеспечения безопасной жизнедеятельности, сохранения здоровья населения находят ясное отражение в государственных программах развития нашей страны и, прежде всего, в задачах и содержании образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».

Содержательная составляющая предметной области включает широкий круг вопросов: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности

жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомофизиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификация; средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий [4].

Вместе с тем следует помнить, что целью обучения безопасности жизнедеятельности является не накопление суммы знаний. Первостепенным является преобразование и развитие личности, выработка идеологии безопасности, формирование навыков конструктивного мышления и поведения с целью эффективного и безопасного выполнение своих профессиональных и социальных функций.

В современных условиях модернизации системы образования в сфере профессионального образования и профессиональной деятельности происходят существенные изменения. Так, на рынке труда некоторые профессии стали не востребованы, в некоторых появился избыток кадров, в то же время возникают новые профессии, усилились процессы интеграции и дифференциации. Актуальной стала проблема несогласованности сферы труда и

© Киселева Э.М., 2014 г.

сферы подготовки кадров. Это вызвано рядом причин: падением спроса на

неквалифицированный труд, потребностью в новом знании и новом содержании обучения, внедрением автоматизированных систем управления производственными процессами, размыванием границ между профессиями и т.д. Для системы профессионального образования становится необходимым вести мониторинг изменений в сфере профессиональной деятельности, мобильно реагировать на экономическую ситуацию в стране, структуру рынка труда, спрос на новые компетенции [6].

Несомненно, что динамично меняющиеся требования рынка труда призывают к гибкости профессионального образования и настройке его на потребность общества.

Поэтому при разработке концепции новых образовательных стандартов обязательным становится привлечение работодателей к разработке и ориентации, а также реализации стандарта, направленного на формирование ключевых компетенций выпускника - основы его профессиональной мобильности.

Новым задачам профессионального образования соответствуют и новые методологические подходы и методическое сопровождение образовательного процесса. Аспект практической реализации современных педагогических технологий на занятиях становится более актуальным. Учить технологично - не значит учить на основе воспроизводства знаний, а значит широко использовать творческие процессы, развивать и репродуктивную, и творческую деятельность обучаемых, достигать запланированного результата (стандарта образования) в совокупности с усвоением творческого опыта и ценностных отношений. Ориентация на педагогические технологии означает переход от академической (знаниевой) парадигмы к деятельностной, центрированной на студенте.

Вот почему в обучении безопасности жизнедеятельности представляется столь значимым деятельностный подход. Концепция “учения через деятельность”, предложенная американским ученым Д. Дьюи, опирается на ряд основных положений: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество[2].

Главное в деятельностном подходе - это сама деятельность, деятельность самих обучаемых. Попадая в проблемную ситуацию, учащиеся сами ищут из нее выход. Функция преподавателя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Учащийся должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

Эффективность реализации деятельностного подхода в проектировании методического сопровождения учебного процесса по курсу «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивается педагогическими условиями, базирующимися на системе дидактических принципов.

1. Принцип деятельности - заключающийся в том, что обучаемый, получая знания не в

готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его

общекультурных и деятельностных способностей.

2. Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучаемых.

3. Принцип целостности - предполагает формирование у студентов обобщенного системного представления о безопасности, представления о модели безопасного поведения.

4. Принцип минимакса - заключается в следующем: образовательная программа должна предлагать студентам возможность освоения содержания образования на максимальном уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности - предполагает формирование у студентов способностей к систематическому анализу вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение студентами собственного опыта творческой деятельности [2].

В практике педагога деятельностный подход проявляется в специальной систематической работе по выбору и организации деятельности студента, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение студента выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. Планомерная и систематическая самостоятельная работа студентов является ведущей формой организации учебного процесса. В учебных планах бакалавров она составляет до 60% учебного времени, у магистров - до 80%.

Еще в 50-е годы профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова П.Я. Гальперин поставил в исследовании вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого - узнать, как это надо делать. То есть цель обучения - дать будущему специалисту умение действовать, решать профессиональные задачи.

Подход к процессу учения как к деятельности, особенно актуальный для области безопасности жизнедеятельности, потребовал пересмотра взглядов на знания и умения, их роль и соотношение. Две традиционные задачи педагогики, заключающиеся в передаче знаний и в формировании умений по их применению и решающиеся последовательно, заменяются одной задачей. Знания и умения, или действия обучаемого, в которых эти умения реализуются, рассматриваются теперь не в противопоставлении друг другу, а в единстве. Это обусловлено тем, что усвоение знаний происходит одновременно с освоением способов действия с ними. При этом первичными с точки зрения целей обучения являются действия, направленные на обеспечение безопасности. Содержание обучения должны составлять не заданная система знаний (идеи, теории, другая научная информация) и затем усвоение этих знаний, а заданная система действий и знания, обеспечивающие освоение этой системы. Знать — значит не просто помнить определенные знания, а осуществлять определенную деятельность, связанную с этими знаниями. Таким образом, знания становятся не целью обучения, а его средством. Они усваиваются для того, чтобы с их помощью выполнять действия, действовать, осуществлять деятельность, а не для того, чтобы они просто запоминались и служили лишь повышению эрудиции [1].

Условием достижения таких результатов должно стать усиление практической составляющей в обучении безопасности жизнедеятельности.

Анализ существующих школьных программ по ОБЖ показал, что теоретические занятия составляют 79 - 88% учебного времени. На долю практических работ отводится 12 - 21%.

В то же время, проведенное нами исследование (1913г.) показало, что только 35% выпускников могут оказать неотложную помощь пострадавшим, ориентироваться на местности могут 32%, одна треть только знает как это возможно, и еще одна треть не владеет такими знаниями [3]. Изучение результатов анкетирования на втором курсе показало, что готовность студентов к практическим действиям в области безопасности повысилась (в среднем до 43%), но также является недостаточной.

Очевидно, что решение данной проблемы возможно при реализации идей деятельностного подхода в обучении безопасности жизнедеятельности, что должно найти отражение в поиске адекватных методов и форм учебной работы. Для обеспечения эффективного практико-ориентированного образовательного процесса необходимо:

1. Широкое внедрение информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в целях повышения мотивации к практической деятельности обучающихся;

2. Включение в планирование учебной работы по безопасности жизнедеятельности большего объема практических работ и тренировок по формированию готовности студентов к практическим действиям.

3. Использование всего методического комплекса: разнообразных видов учебной

деятельности (игровой, практической, проектной, исследовательской - в том числе, во

внеурочное время), оптимальных образовательных технологий, методов и средств, способствующих формированию готовности к обеспечению личной и коллективной безопасности;

4. Систематическая текущая оценка качества образовательного процесса и уровня подготовленности (для оценки знаний, умений и навыков), включая использование компьютерных технологий.

Таким образом, развитие методологии и методики учебного процесса в области безопасности жизнедеятельности с позиций деятельностного подхода сделает возможным достижение результатов обучения, планируемых в ФГОС нового поколения.

Литература

1. Атанов Г. А. - Деятельностный подход в обучении. - Донецк: ЕАИ - пресс, 2001.- 160 с.;

2. Дьюи Дж. Школа будущего. - М.: Госиздат. 1926 Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. - М.: Педагогика. 2000.;

3. Жирнов С.С. Развитие практических умений безопасной жизнедеятельности как реализация деятельностного подхода.// Молодой ученый. 2014.№5(1),№64(1);

4. Киселева Э.М. , Костецкая Г.А.- Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов. // Научно-технические ведомости СПбГПУ №2(24). Серия «Гуманитарные и общественные науки»;

5. Коляда М.Г., Шевчук Т.А.. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении., 2004г.;

6. Медведев В.П., Денисова Л.Н. Модульно-компетентностный подход к новым государственным образовательным стандартам. // «Фундаментальные исследования» 2009. № 2.

7. Станкевич П.В., Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 246-250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.