Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
интерактивная образовательная технология / мозговой штурм / деловая игра / технология «шесть шляп» / interactive education technology / brain storming / case-study / business game / Six Hats method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Марина Владимировна

Статья посвящена вопросам использования интерактивных образовательных технологий в работе со студентами. В статье рассматриваются методические особенности организации занятий на основе трех интерактивных технологий. Автор обращает внимание на теоретические аспекты проблемы и приводит наиболее яркие примеры реализации интерактивных технологий по тематике отечественной культуры. Все задания практико-ориентированные и имеют интерактивную природу. Впоследствии эти интерактивные задания студенты будут использовать в своей практике учителей истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Короткова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF REALIZING INTERACTIVE EDUCATION TECHNOLOGIES IN PRACTICAL TRAINING OF HIGHER EDUCATION STUDENTS

The article is devoted to the issues of putting into practice interactive education technologies while working with students. The article considers methodological peculiarities of organizing practical classes on the basis of three interactive education technologies. The author focuses on the theoretical aspects of the issues and gives the best examples of realizing interactive education technologies while teaching national culture. All tasks are practiceoriented and interactive. In future students will be able to use these practice-oriented tasks in their work as history teachers.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 372.8 ББК 74.266.3

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-221-230

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

М. В. Короткова

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования интерактивных образовательных технологий в работе со студентами. В статье рассматриваются методические особенности организации занятий на основе трех интерактивных технологий. Автор обращает внимание на теоретические аспекты проблемы и приводит наиболее яркие примеры реализации интерактивных технологий по тематике отечественной культуры. Все задания практико-ориентированные и имеют интерактивную природу. Впоследствии эти интерактивные задания студенты будут использовать в своей практике учителей истории.

Ключевые слова: интерактивная образовательная технология, мозговой штурм, деловая игра, технология «шесть шляп».

Для цитирования: Короткова М. В. Методические аспекты использования интерактивных образовательных технологий в практике обучения студентов высшей школы // Наука и школа. 2024. № 2. С. 221-230. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-221-230.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF REALIZING INTERACTIVE EDUCATION TECHNOLOGIES IN PRACTICAL TRAINING OF HIGHER EDUCATION STUDENTS

M. V. Korotkova

Abstract. The article is devoted to the issues of putting into practice interactive education technologies while working with students. The article considers methodological peculiarities

© Короткова М. В., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

of organizing practical classes on the basis of three interactive education technologies. The author focuses on the theoretical aspects of the issues and gives the best examples of realizing interactive education technologies while teaching national culture. All tasks are practice-oriented and interactive. In future students will be able to use these practice-oriented tasks in their work as history teachers.

Keywords: interactive education technology, brain storming, case-study, business game, Six Hats method.

Cite as: Korotkova M. V. Methodological aspects of realizing interactive education technologies in practical training of higher education students. Nauka i shkola. 2024, No. 2, pp. 221-230. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-221-230.

Данная статья посвящена использованию интерактивных технологий в обучении студентов высшей школы, помогающих максимально правдоподобно воссоздавать исторические эпохи. В этом состоит новизна авторского замысла. В нашем образовательном багаже накоплен большой опыт использования данной технологии в практике обучения школьников на уроках истории, однако в вузовской практике они применяются крайне редко. Мы попробовали внедрить эти технологии в работе со студентами - будущими учителями в курсе «Методика интерактивного обучения истории в музее и школе». Получив такой бесценный опыт, они в будущем могут легко его использовать на своих занятиях, когда придут работать в школы. Эти занятия студенты воспринимали с энтузиазмом и неподдельным интересом, а когда вышли на педагогическую практику, с удовольствием применяли многие методы и задания в работе с детьми.

Под педагогической технологией в узком смысле слова понимается совокупность операций, осуществляющихся в определенной последовательности и определенным способом для достижения поставленных образовательных задач. Педагогическая технология в широком смысле слова - это системный метод планирования, организации, применения, методического сопровождения и оценивания предметного процесса обучения с учетом человеческих и технологических ресурсов, взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективных результатов [1, с. 176-177].

Любая педагогическая технология предполагает кооперирование усилий группы по самостоятельному поиску материала и способов его предъявления аудитории. Методической особенностью педагогической технологии является организация групповой работы. Технология организации групповой работы предполагает следующие действия:

1) распределение студентов на группы;

2) принятие правил групповой деятельности;

3) назначение ролей в группах;

4) распределение одинаковых или дифференцированных заданий и их выполнение;

5) коллективное обсуждение и решение проблемы в группе;

6) подведение итогов работы групп [1, с. 178].

Интерактивная технология (от англ. interaction 'взаимодействие') - это форма образовательной деятельности, которая строится на основе принципа взаимодействия обучающихся друг с другом, с преподавателем и образовательной средой.

Они моделируют предлагаемые ситуации, погружаются в атмосферу сотрудничества, подбирают необходимый материал для решения задачи, совместно решают проблемы и оценивают результаты. Для интерактивной технологии ключевым является, по нашему мнению, факт влияния обучающихся друг на друга в процессе взаимодействия [1, с. 165].

По мнению С. С. Кашлева, «взаимодействие - непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой является способность человека «принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно конструировать собственные действия» [2, с. 5]. А. П. Панфилова подчеркивает: «С образовательной точки зрения интерактивные технологии - это игры, построенные на групповом диалогичном исследовании возможностей действительности в контексте личностных интересов участников. В учебном процессе чаще всего используются игровые модели, обучающие адаптации к окружающей среде, к конкретной профессиональной деятельности, к людям» [3, с. 109]. И. В. Плаксина понимает под интерактивным обучением способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, формами и методами которой являются дискуссионные, игровые, и тренинговые формы [4, с. 26].

Одним из популярных типов интерактивной педагогической технологии является технология «шесть шляп» - предполагает за достаточно короткий промежуток времени осмыслить изученные исторические явления, процессы, личности и т. д. Цветные шляпы - это педагогическая метафора, своеобразный условный язык, на котором можно достаточно эффективно обсуждать проблемы и перерабатывать изученный материал. Студенческая аудитория делится на шесть групп, каждая из которых получает свой тип задания по изученной теме, фокусирует только один аспект, одно направление исследования темы. Каждая группа получает эмблему с одним цветом шляпы. Смысл данной технологии заключается в обсуждении исторических событий, явлений и процессов с максимально большим диапазоном ракурсов изучения темы.

Группа «желтая шляпа» - объективная, поэтому рассматривает исторический факт или явление с максимальной степенью объективности, выявляя «голую правду» и проводя независимое расследование. Группа «черная шляпа» - пессимистическая, поэтому свою задачу видит в выявлении «черных» страниц истории. отрицательных персонажей, негативных последствий и тенденций развития. Группа «белая шляпа» - оптимистичная, поэтому видит проблему в позитиве, описывает деяния выдающихся личностей, собирает положительные оценки, определяет позитивные итоги и последствия событий. Группа «синяя шляпа» - компромиссная - направлена на выявление всех плюсов и минусов явления рассматриваемой проблемы и формулирование выводов. Группа «красная шляпа» - острая - выявляет «острые углы» данной проблемы, эмоциональные оценки и суждения. Группа «зеленая шляпа» -перспективная - выдвигает оригинальные, творческие идеи развития ситуации, намечает перспективы решения данной проблемы.

На занятии со студентами по теме «Преобразования Петра Великого в повседневной культуре» преподаватель акцентирует внимание на преобразованиях в костюме и внешнем виде россиян. Реформы костюма шли трудно и неоднозначно все правление царя, и чтобы это почувствовать, была использована данная технология. Вопрос о бороде, ее отсутствии или бритье был в переломную петровскую эпоху принципиальным вопросом внешнего вида сограждан. Это был вопрос, если угодно, о сохранении или отмене российской идентичности человека. Не случайно в Митрополичьих палатах города Ярославля летом 1705 г. состоялся диспут о брадобритии

между обеспокоенным народом и сторонником Петра I и его реформ Дмитрием Ростовским. Студентам дается задание рассмотреть реформу брадобрития с разных сторон и обсудить ее последствия. При выполнении задания и подготовке выступлений были использованы работы преподавателя [5; 6].

Группа «желтая шляпа» рассмотрела царские указы 1698, 1701 и 1705 гг., которые предписывали всем сословиям отрезать бороды, кроме духовенства. В противном случае платили огромную пошлину в казну - от 30 до 100 рублей в год. Это в то время, когда 200 л ржи стоило не более 50 копеек. Уплатившие деньги получали «бородовой знак», который носили на груди всегда. Каждый год надо было «подтверждать» бороду деньгами. Эта группа задала тон всей технологии. Группа «черная шляпа» критиковала реформу и отмечала, что в борода являлась не только традиционным славянским символом, но и вековой традицией русского народа. Без бороды фактически не было человека, не случайно свод законов «Русская правда» предполагал большие штрафы за ликвидацию бороды. Борода, кроме того, служила символом православной веры, знатности и богатства. Утрата бороды рассматривалась тогда как засилье иностранцев. Все это император в одночасье уничтожил. Не секрет, что сам император собственноручно отрезал боярам бороды. Царя стали называть антихристом, так как это было покушением на православную веру и традиции. Группа «белая шляпа» защищала это нововведение и акцентировала внимание на том, что за бородой надо сильно ухаживать, она мешает за едой, поэтому ликвидация бороды для мужчин стала большим облегчением. Особенно для тех, кто находился на государственной службе. Поэтому число брадобритых постепенно возрастало. Группа «синяя шляпа» резюмировала позиции противоположных сторон, выявляла все плюсы и минусы явления рассматриваемой проблемы и подводила к формулированию выводов. Группа «красная шляпа» дополняла эмоциональные оценки и суждения, приводила высказывание Н. В. Гоголя: «Русь превратилась на время в цирюльню, битком набитую народом, один сам подставлял бороду, другому насильно брили...». Группа «зеленая шляпа» констатировала, что со временем брадобритие вошло в привычку, как и употребление пудры, помады и париков. Борода постепенно стала символом традиционалистов, которые сохраняли традиции и не принимали новации, например, к ним относились крестьяне и купечество. На занятии между группами разворачивается дискуссия.

Второй интерактивной технологией является деловая игра, моделирующая ситуацию более поздней эпохи по сравнению с изучаемой исторической обстановкой. Студенты получают роль исследователей эпохи, например, модерна. Игра строится на учебном диалоге, но даже при определенной программе деятельности проводится с большой долей импровизации. Студенты сами выбирают форму исследования - научный доклад, очерк, фрагмент книги, газетную статью о том или ином аспекте данной эпохи. Затем они встречаются на «симпозиуме» исследователей и обсуждают проблему. На двух совмещенных занятиях по теме «Наследие модерна в современной повседневной жизни» была организована деловая игра, призванная выявить сохранившееся до сегодняшнего дня новшества модерна в области архитектуры, дизайна, моды, техники, спорта, развлечений. Модерн породил не только кино и кабаре, электрическую лампочку и велосипед, но и керамический смывной унитаз и поздравительную открытку. Многие вещи и явления генетически связаны с сегодняшним днем. Одна группа студентов исследовала приборы, связанные с техническим прогрессом в эпоху модерна. Вторая - изучала новые явления в повседневной жизни людей. В этих заданиях речь шла о сопоставительном анализе

культурно-исторических аналогов эпохи модерна и современной эпохи. При выполнении заданий студенты использовали работы преподавателя и дополнительный материал [5; 6].

На первом занятии неподдельный интерес у студентов вызвала проблема наследия моды модерна в современной жизни. Некоторые студентки на деловую игру пришли в белой блузке, жакете и юбке-годе, которые появились именно в эпоху модерна, другие надели нарядные вещи из двух тканей - прозрачной и матовой, отделанные бисером и стеклярусом, а также сделали закрепленные гребнем пышные прически по моде того времени. Кадры презентации разделили пополам: в одной части демонстрировали украшения, шляпы и аксессуары модерна, в другой - современные с мотивами ирисов, бабочек и стрекоз. Запах ландыша - любимого для модерна витал на занятии.

Другие студенты исследовали влияние появившегося в модерне спорта на изменения в костюме. В своем очерке они отмечали, что это время было прорывом в спорте: люди увлекались лаун-теннисом, коньками (самый отчаянный конькобежец - Ф. И. Шаляпин), лыжами (первый - И. Е. Репин), водяным спортом (плаванием) Переодевались в специальных кабинах, которые лошади завозили в воду вместе с купальщиком, при этом очень стеснялись обнажать тело. Купальный костюм женщин состоял из коротких платьев, а мужчины использовали полосатое трико до колена. Для купания надевали парусиновые тапочки на резиновой подошве, отдаленно напоминающие современные вьетнамки. В эпоху модерна настало всеобщее увлечение велосипедным спортом, Л. Н. Толстой в 67 лет увлекся велосипедом и тренировался в Манеже. Спорт был опасным, так как «стальной конь» или «самокат», как тогда его называли, имел литые, а не резиновые шины и не имел тормозов. Для езды на велосипеде женщины надевали свободную блузу с галстуком, юбку из саржи до колен и мешковатые шаровары, темные чулки и ботинки, а также замшевые перчатки. Примерно такой же костюм был у мужчин, только без юбки. Для езды на открытом автомобиле тепло одевались, использовали боты из овчины и муфты. Далее на занятии разгорается дискуссия об удобствах/неудобствах спортивной одежды.

Третья группа студентов сделали газетную статью об изменении жизни людей эпохи модерна под влиянием технических изобретений, которыми мы пользуемся до сегодняшнего дня. Они отмечали, что целая цепочка открытий предшествовала появлению автомобиля: бензинный двигатель (Николай Отто, 1876), электричество (Томас Эдисон, 1880), двигатель внутреннего сгорания (Рудольф Дизель, 1897). Без электричества представить себе жизнь современного человека просто невозможно. Студенты принимали на себя роли людей эпохи модерна и прогнозировали, где они могли применить электрическую лампочку в жизни. Поначалу ее использовали только в общественных местах, в домах боялись, что испортят зрение, вставляли в кронштейны и прикрепляли к стене. Но со временем оценили преимущества лампочки, и новый свет стал быстро вытеснять свечи и керосиновые лампы. В презентации были показаны лампы, абажуры и люстры эпохи модерна и современные похожие образцы.

Студенты «технической» группы отмечали, что в период модерна были сделаны изобретения, облегчающие домашний труд, что привело к появлению поговорки: «Техника заменяет прислугу». Изобретенная в США первая стиральная машина представляла собой деревянный ящик на колесах с деревянной рамой внутри. В него складывали белье, наливали воду, добавляли моющий состав и деревянные шарики. Когда крутили ручку, рама двигалась и перемещала шарики по белью,

движения которых заменяли руки прачек. В 1899 г. Карл Миле изобрел стиральную машину с вращающимися от ручного привода лопастями, и «электрическую прачку» стали использовать в богатых домах. Первый ручной пылесос был придуман в США в 1907 г. До этого в употреблении было изобретенное в Англии устройство: мощный воздушный насос на конной повозке подвозили к дому и протягивали в окна 30-метровый шланг: сначала пылесосили одну квартиру, потом другую, третью. В 1883 г. для королевы Виктории был изобретен керамический унитаз с бачком и смывом, а в конце XIX в. он появился в особняке Ф. И. Шаляпина в Москве и стал местной достопримечательностью.

Продукты хранили в специальном ящике со льдом. В конце XIX в. П. Вортман изобрел шумную холодильную машину с запахом аммиака и печкой. В результате энергии от сжигания дров получали 12 кг льда, а позже на смену дровам пришло электричество. Машину назвали «Эскимо» и хранили в ней мороженое на продажу. Но большинство людей в России хранили продукты в ящиках со льдом. В домах появились изобретенный в 1888 г. Дж. Истманом фотоаппарат с рулонной пленкой, что сделало фотографии доступнее.. Разработанные в 1877 г. Т. Эдисоном фонограф, или граммофон, для записи звука и патефон - проигрыватель для пластинок работали после механической прокрутки ручки, а затем использовали электрический провод. Телефон А. Белла соединялся коммутатором после прокручивания ручки аппарата. Он был непохож на современный и состоял из двух частей. В слуховую трубку отвечала дежурная барышня, а в другую трубку с микрофоном нужно было говорить с ней, а затем с собеседником. Портнихи эпохи модерна порадовались выпуску швейной машинки Исаака Зингера и изобретению застежки-молнии в 1891 г. Настоящим открытием стало появление пишущей машинки с заглавными буками.

Достойным аккордом этой части деловой игры стала демонстрация четвертой группой кулинарных рецептов эпохи модерна для журналов того времени: селедка под сладкой шубой, сложенная в форме буквы Б, сосиски в томатном соусе, омлет с помидорами, суп с гренками, пюре из каштанов, зажаренная булка в масле, эклеры, клюква в сахаре. Мармелад, леденцы ландрин, шоколадные конфеты в коробках. Это далеко не полный перечень нашего вкусового наследства модерна.

На втором занятии выступала пятая группа студентов, которые должны были проследить черты модерна в архитектуре современного жилища. Студентка Анастасия Л. продемонстрировала загородные дома в стиле модерн, которые строит архитектурное бюро Олега Карлсона в ХХ1 в. Одно из его строений - загородный дом -получило престижную премию на фестивале «Зодчество» в Манеже. Дом в стиле модерн очень напоминает по своей стилистике строения Серебряного века, но имеет подземный гараж и бассейн. Дом кажется единым строением за счет главного декора дома в стиле модерн - морской волны, но состоит из трех: дома хозяев, СПА-строение с бассейном под стеклянной крышей, которая вошла в моду в период модерна, кухни и дома для обслуги особняка. Архитектор применяет, как и в модерне, разные материалы: майолика, лепнина, живопись, ковка и т. д. Женские маски, ирисы, ландыши и лилии, изогнутые стебли причудливых растений на фасадах, камине, коврах, стенных шкафах, стенах и потолке - все эти детали напрямую отсылают нас к модерну. Одно из помещений - ландыш-рум - сделано в духе любимого цветка модерна.

Шестая группа студентов презентовала фрагмент книги о развлечениях модерна. Новым явлением, по их мнению, стал кинематограф - синтез фотографии, живописи и театра. Братья Люмьер добавили проектор к кинескопу и показали свой первый короткий фильм в 1995 г. В Париже, а уже в 1996 г. - в Санкт-Петербурге и позже в Мос-

кве появился синематограф. Первый русский черно-белый фильм без звука шел всего 8 минут и назывался «Понизовая вольница» или «Стенька Разин». В период модерна появился жанр кабаре, среди самых популярных были кабаре «Летучая мышь», «Бродячая собака», «Привал комедиантов». В период модерна появились до сего дня дожившие фарс, варьете, антреприза, театр миниатюр. В программе театра миниатюр писали, что будет водевиль, балет, импровизация, музыка и пение романсов. Именно тогда возникла популярная сегодня мелодекламация - чтение стихов под музыку. На основе антрепризы Н. Н. Евреинов создал «ироничный» театр с пародийными пьесами, а В. Е. Мейерхольд придумал новый вид представлений -народную мистерию с участием зрительного зала.

Завершением занятия стало выступление седьмой группы студентов, которые представили мастер-класс по общению людей эпохи модерна. Никаких средств общения, пока не набрал силу телефон, не было, кроме писем, поздравительных открыток и визитов. Визиты - это ритуал каждого дня эпохи модерна с четко прописанными правилами: время для еды не должно совпадать с визитом, женщины наносят визиты реже, чем мужчины, младшие по чину первыми наносят визит, срок отдачи визита от трех до пяти дней, не отдать визит или не нанести его по случаю похорон, свадьбы, рождения ребенка считалось оскорблением человека. Если визитер не застал дома хозяев в назначенное время, он оставлял визитную карточку с пожеланиями или соболезнованиями. На ее четырех углах писали специальные буквы, обозначающие повод визита, и нужный угол загибали. Визиты были короткими, не более получаса, поэтому тщательно продумывали беседу и поведение. Свои личные проблемы оставляли в прихожей вместе с калошами. Закон визита гласил: «Расспрашивать мало, рассказывать больше, но еще больше слушать».

В отличие от нашей эпохи, самой популярной вещью модерна был носовой платок. Не потому, что люди страдали от насморка, а потому что он был средством общения, а молодые люди скрывали свои чувства. Перед тем как студенты вытаскивают свои платки и проводится интерактивный мастер-класс по общению, Лена И. сообщает, что, согласно журналу «Модный свет» 1896 г., прижать платок к губам означало в то время желание познакомиться, опустить его вниз и даже уронить - симпатию к человеку, а вот обвить платком запястье руки - равнодушие, сложить платок вдвое или четверо - приглашение к разговору, приложить к правой щеке - выражение чувств. С помощью такого нехитрого и привычного нам предмета люди передавали целые послания друг другу.

Третьей интерактивной педагогической технологией является «мозговой штурм». Появление такой технологии связано с экстремальными обстоятельствами. Во время Второй мировой войны в Японском море на одном из американских кораблей был проведен корабельный Совет по проблеме: «Как защитить боевые корабли от торпед с сидящими в них смертниками?». По правилам Совета должны были высказаться все члены экипажа от юнги до капитана, даже если предлагались неосуществимые и фантастические идеи. Все предложения записывались и затем подробно обсуждались на Совете. Один из матросов выступил со следующим предложением: «Заметив торпеду, надо выстроить всю команду вдоль борта корабля и заставить всех дуть на торпеду». Идея вызвала смех, но была записана. При дальнейшем обсуждении идею доработали и решили использовать сильную струю воды из брандспойта: она била в торпеду и тормозила ее движение. Нелепая, на первый взгляд, идея впоследствии дала мощный эффект. Американский психолог А. Осборн, служивший на этом корабле, после войны работал

в университете и стал пропагандистом метода «мозговой атаки» как наиболее перспективного для сбора неординарных идей и предложений для быстрого решения задач различной сложности.

Технология мозгового штурма основана на стимулировании мозговой активности, творческих и познавательных способностей обучаемых в достаточно сжатые временные промежутки для рождения нестереотипных, новаторских и оригинальных идей. Правила мозгового штурма предполагают отсутствие всякой критики, поощрение предлагаемых идей, равноправие участников мозгового штурма, свобода ассоциаций и творческого воображения, творческая атмосфера, обязательная фиксация всех высказанных идей. Технология мозговой атаки заставляет в короткие сроки на основе имеющегося запаса знаний и представлений, наблюдений, жизненного опыта приходить к новым идеям и выводам, которые становятся достоянием всех [1, с. 179].

Этапы мозгового штурма преподаватель может поделить на два больших блока. Первый блок - это коллективная деятельность, в рамках которой генерируются идеи при абсолютном равноправии всех участников. Второй блок - это критика и аналитика высказанных предложений, их оценка и выбор альтернативных вариантов. Первый блок можно разделить на два этапа: 1) представление проблемы для рассмотрения; 2) выдвижение как можно большего числа идей для решения данной проблемы. Основная технологическая задача этих двух стадий заключается в выявлении и генерации идей. Второй блок включает тоже два этапа: 1) отбор нескольких актуальных идей для дальнейшей проработки; 2) разработка вариантов решения проблемы на основе отобранных идей. Важным достоинством мозгового штурма является задаваемое противоречие в познании, которое заставляет студентов отказаться от сложившихся стереотипов, своих прежних знаний и убеждений, побуждает их к новым открытиям. Мозговой штурм имеет глубокий потенциал в обучении в высшей школе.

На занятии «Создание и разрушение памятников в истории России» студентам предлагается несколько примеров памятников из советской эпохи и современного времени с тем, чтобы обсудить проблему сохранения/разрушения памятников исторического прошлого. Студентам предлагается для кратного ознакомления пакет со следующими документами: П. Б. Струве «Исторический смысл русской революции и национальные задачи», Декрет СНК о памятниках Республики 12 апреля 1918 г., «Воспоминания» Н. Д. Виноградова, «Воспоминания» П. Д. Малькова, «Воспоминания» М. М. Пришвина, Постановление СНК «О постановке в Москве памятников великим людям» 17 июля 1918 г., Список лиц, кому предложено поставить монумент в Москве, Свидетельство И. Э. Неизвестного, Свидетельство Г. Махровой.

Преподаватель ставит проблему и формулирует шесть заданий мозгового штурма.

Кто, кому, где и как должен ставить памятники?

1. На конкретных примерах покажите, каким образом эта проблема решалась в разные периоды истории Отечества в ХХ в.

2. Насколько оправдано разрушение ранее поставленных памятников истории и культуры? Где должны находиться памятники после их демонтажа?

3. Кто и как должен отбирать «героев» памятников: мнение власти, мнение народа, мнение историков, иным путем?

4. Кто и по каким критериям должен определять место увековечивания человека в памятнике: его родина, место деятельности, провинция, столица?

5. Кто должен одобрять или отвергать проекты памятников? Какова степень авторского подхода в памятниках великим людям?

6. Насколько оправдано сооружение памятников при жизни человека?

В процессе обсуждения проблемы в ходе мозгового штурма студенты сформулировали следующие положения по решению данной проблемы:

1. Отбор памятников для увековечивания человека зависел от многих факторов, в том числе политических, идеологических, экономических и др.

2. Памятник - это свидетельство эпохи, и его разрушение - преступление по отно-

шению к исторической памяти ныне живущих и потомков. Разрушение не имеет оправдания. На кладбищах не сносят памятники - не должны сносить и в других местах.

3. Выбор «героев» памятников должен быть коллективным с использованием опросов представителей власти, народа и специалистов - историков, коллег из области значимого человека, родственников.

4. Место установления памятника - вопрос для обсуждения всех групп, однако решение этого вопроса зависит, прежде всего, от значимости «героя» в истории страны, местной локации, родины и его деятельности.

5. Выдающимся людям уместно устанавливать памятники при жизни, если они этого заслуживают.

6. Проекты памятников должны быть представлены скульптором на всеобщее обозрение и обсуждение.

Таким образом, интерактивные педагогические технологии позволяют при изучении вузовского курса глубже проникать в его проблемы, знания становятся личност-но значимыми, практико-ориентированными, что является важной составляющей подготовки учителя истории. Курс «Методика интерактивного изучения повседневной культуры в музее и школе» имеет ориентацию на использование новых технологий в будущей профессии, а этот бесценный опыт студенты могут получить на занятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Короткова М. В. Методика обучения истории: от классики к инноватике. М., 2020.

2. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. Минск, 2011.

3. Панфилова А. П. Инновационные технологии. Активное обучение. М., 2013.

4. Плаксина И. В. Интерактивная образовательная технология. М., 2016.

5. Короткова М. В. Изучение повседневной культуры России в музее и школе. М., 2013.

6. Короткова М. В. Методика интерактивного обучения истории в музее и школе // Школа будущего. 2016. № 2. С. 47-50.

7. Виневская А. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Ростов н/Д, 2014.

8. Даутова О. Б., Иваньшина Е. В., Ивашедкина О. А. Современные педагогические технологии в основной школе в условиях ФГОС. СПб., 2015.

9. Короткова М. В. Методика изучения повседневной культуры в музее и школе. М., 2020.

10. Морева Н. А. Современная технология учебного занятия. М., 2007.

REFERENCES

1. Korotkova M. V. Metodika obucheniya istorii: ot klassiki k innovatike. Moscow, 2020.

2. Kashlev S. S. Interaktivnye metody obucheniya. Minsk, 2011.

3. Panfilova A. P. Innovatsionnye tekhnologii. Aktivnoe obuchenie. Moscow, 2013.

4. Plaksina I. V. Interaktivnaya obrazovatelnaya tekhnologiya. Moscow, 2016.

5. Korotkova M. V. Izuchenie povsednevnoy kultury Rossii v muzee i shkole. Moscow, 2013.

6. Korotkova M. V. Metodika interaktivnogo obucheniya istorii v muzee i shkole. Shkola budushchego. 2016, No. 2, pp. 47-50.

7. Vinevskaya A. V. Pedagogicheskie tekhnologii: voprosy teorii i praktiki vnedreniya. Rostov-on-Don., 2014.

8. Dautova O. B., Ivanshina E. V., Ivashedkina O. A. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii v osnovnoy shkole v usloviyakh FGOS. St. Petersburg, 2015.

9. Korotkova M. V. Metodika izucheniya povsednevnoy kultury v muzee i shkole. Moscow, 2020.

10. Moreva N. A. Sovremennaya tekhnologiya uchebnogo zanyatiya. Moscow, 2007.

Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания истории Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет e-mail: markor13@mail.ru

Korotkova Marina V., ScD in History, Full Professor, Professor, Methods of Teaching History Department, Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University e-mail: markor13@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.02.2024 The article was received on 06.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.