Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СО СТУДЕНТАМИ СТАРШИХ КУРСОВ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СО СТУДЕНТАМИ СТАРШИХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Марина Владимировна

В статье освещены вопросы применения инновационных образовательных технологий в работе со студентами. Автор предлагает примеры собственных занятий со студентами старших курсов. В статье рассматриваются особенности организации практических занятий на основе трех интерактивных технологий. Автор обращает внимание на теоретические аспекты проблемы и приводит наиболее яркие примеры реализации интерактивных технологий по темам отечественной культуры. Все задания по курсам дисциплин «Методика интерактивного изучения культуры в музее и школе» и «Методика личностно-ориентированного изучения отечественной культуры в школе» практико-ориентированные и имеют интерактивную природу. Впоследствии эти задания студенты будут использовать в практической работе учителя истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF REALIZING INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES WITH GRADUATE STUDENTS

The article dwells upon the issues of putting into practice innovative pedagogical technologies while working with students. The author presents examples of her classes with graduate students. The article considers peculiarities of organizing practical classes on the basis of three interactive technologies. The author focuses on the theoretical aspects of the issues and gives the best examples of realizing interactive technologies while teaching native culture. All tasks on the subject of “Methods of interactive technologies of studying culture in the museum and school” and “Methods of personality-oriented studying Russian culture in school” are practice-oriented and interactive. In future students will be able to use these practical tasks in their work as history teachers.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СО СТУДЕНТАМИ СТАРШИХ КУРСОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ■ ТЕХНОЛОГИИ ■

УДК 378 ББК 74.48

DOI: 10.31862/1819-463X-2022-5-215-223

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СО СТУДЕНТАМИ СТАРШИХ КУРСОВ

М. В. Короткова

Аннотация. В статье освещены вопросы применения инновационных образовательных технологий в работе со студентами. Автор предлагает примеры собственных занятий со студентами старших курсов. В статье рассматриваются особенности организации практических занятий на основе трех интерактивных технологий. Автор обращает внимание на теоретические аспекты проблемы и приводит наиболее яркие примеры реализации интерактивных технологий по темам отечественной культуры. Все задания по курсам дисциплин «Методика интерактивного изучения культуры в музее и школе» и «Методика личностно-ориентированного изучения отечественной культуры в школе» практико-ориентированные и имеют интерактивную природу. Впоследствии эти задания студенты будут использовать в практической работе учителя истории.

Ключевые слова: инновационная образовательная технология, интерактивное обучение, педагогическая мастерская, личностно-ориентированная технология.

Для цитирования: Короткова М. В. Научно-методические основы реализации инновационных образовательных технологий со студентами старших курсов // Наука и школа. 2022. № 5. С. 215223. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-5-215-223.

ACADEMIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF REALIZING INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES WITH GRADUATE STUDENTS

M. V. Korotkova

Abstract. The article dwells upon the issues of putting into practice innovative pedagogical technologies while working with students. The author presents examples of her classes with

© Короткова М. В., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

graduate students. The article considers peculiarities of organizing practical classes on the basis of three interactive technologies. The author focuses on the theoretical aspects of the issues and gives the best examples of realizing interactive technologies while teaching native culture. All tasks on the subject of "Methods of interactive technologies of studying culture in the museum and school" and "Methods of personality-oriented studying Russian culture in school" are practice-oriented and interactive. In future students will be able to use these practical tasks in their work as history teachers.

Keywords: innovative pedagogical technology, interactive teaching, pedagogical workshop, personality-oriented technology.

Cite as: Korotkova M. V. Academic and methodological foundations of realizing innovative pedagogical technologies with graduate students. Nauka i shkola. 2022, No. 5, pp. 215-223. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-5-215-223.

В настоящее время в обучение высшей школы наряду с лекционными, семинарскими и практическими занятиями традиционного типа все более внедряются новые формы самостоятельной деятельности студентов, получила свое развитие тенденция использования новых образовательных технологий. Ключевая роль в учебных занятиях инновационного типа принадлежит различным видам активного взаимодействия обучающихся с материалом, эмпатическому приближению к давно прошедшим эпохам в контексте сегодняшних представлений, разработке и созданию собственных творческих продуктов на основе глубокого самостоятельного погружения в учебный материал. Необходимо отметить, что студенты, загруженные работой и настроенные на легкое добывание знаний в Интернете, довольно сложно и с большим трудом включаются в процессы инновационного обучения. Для этого преподавателю приходится создавать на занятиях определенную творческую и благоприятную среду и формировать различными способами интерес к изучаемому предмету.

Для студентов старших курсов бакалавриата, постигающих дисциплины «Методика интерактивного изучения культуры в музее и школе» и «Методика

личностно-ориентированного изучения отечественной культуры в школе», преподаватель применяет новые инновационные технологии, которые позволяют значительно обновить весь процесс обучения, формировать методические знания по изучению истории российской культуры школьниками через практико-ориентированные задания, которые «погружают» студентов, а затем и школьников в определенное историческое время. Под инновационной педагогической технологией мы понимаем системный метод организации методического сопровождения и оценивания процесса обучения предмету, который позволяет создавать такое взаимодействие между обучающимися и источниками познания, которое приводит к наиболее эффективному результату. Педагогическая инновационная технология всегда основана на проектировании, серии действий (операций) в определенной последовательности и получении результата.

В данной статье мы рассмотрим три инновационные образовательные технологии, одна из которых - педагогическая мастерская - основана на групповом взаимодействии студентов в аудитории, две другие - интерактивная и личностно-ориентированная технологии предполагают процесс сочетания

коллективного взаимодействия на занятии и индивидуального соприкосновения с материалом.

Первая интерактивная технология строится на основе принципа тесного взаимодействия студентов с образовательной средой, преподавателем и друг с другом. Т. С. Панина дает следующее определение: «Интерактивное обучение - способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества» [1, с. 8]. В процессе изучения предмета «Методика интерактивного изучения культуры в музее и школе» студенты знакомятся с инновационными подходами преподнесения материала по истории культуры ученикам. От перечней имен и произведений, которыми наполнены современные школьные учебники, они двигаются в сторону постижения духовной атмосферы культуры определенного времени, освоения ментальных установок эпохи и системы взаимоотношений между людьми в историческом отрезке времени. Только через глубокое постижение в исторический тип культуры можно разобраться в сложных вопросах ее развития и донести эффективно этот материал до школьников. При изучении курса студенты бакалавриата не просто постигают этикет общения людей в ту или иную эпоху, но и «примеривают» его на себя, осуществляют интерактивные действия по его реконструкции в аудитории.

При изучении материала по истории русской культуры XVIII в. студенты осознают, что этикет общения формировался под влиянием идей Руссо и являлся полным условностей языком чувств, который включал «язык веера и мушек». В данную эпоху было не принято открыто выражать свои чувства и эмоции,

поэтому, например, веер служил надежным способом передачи информации и общения между дамой и кавалером. Во второй половине XVIII в. был разработан язык веера, который был основан на его складном характере, что придавало ему множественность выражений. Студенты изучают язык веера на основе фрагментов «Сатирического вестника» 1790 г., осознав его открытое положение как знак расположения, а закрытое - как символ неприязни в общении. Створки могли обозначать дни недели, время, а количество открытых створок экрана показывало степень привязанности к собеседнику. Прикосновение веером к различным частям тела - это определенное послание, которое собеседник «читал» во время разговора. Студенты - юноши и девушки, освоив этот язык, реконструируют «деятельность» веера, создают диалоги общения дворян в XVIII в. Через этот язык общения они глубже понимают всю эпоху, осознают приличия в общении того времени, вспоминают, что на всех портретах этого времени веер в руках дамы «молчит», то есть закрыт. Этот язык передавался из поколения в поколение и усваивался в обязательном порядке.

При изучении культуры классицизма и ампира последней трети XVIII - первой четверти XIX в. студенты в контексте интерактивной технологии осваивают язык общения данного времени - с помощью перчаток. В эпоху античной моды без перчаток нельзя было «ступить и шагу» мужчине и женщине, танцы без перчаток считали неприличными, подать голую руку считалось скандалом. Поэтому появился перчаточный этикет, который осваивают и реконструируют на занятиях студенты. Например, о сильных чувствах свидетельствовала невзначай уроненная перчатка, а вывернутая наизнанку означала конец отношениям. Символику прикосновения перчаткой к различным частям тела без труда угадывали услужливые джентльмены.

Знаковость каждого аксессуара - это особый язык определенного времени.

Условный язык общения изменился в XIX в., когда символом общения стали цветы. Это случилось после 1830 г., когда вышла книга Д. П. Ознобишина «Селам, или язык цветов». Появились акро-букеты - бисерные послания из вышитых цветов. В этой «шифровке» для общения каждый цветок означал слово или фразу, эти же символы использовали в разговоре, в результате чего появилась игра «Флирт цветов». Даже букеты для подарка тщательно продумывали, ибо каждый цветок означал определенное отношение, выражение определенных чувств. Если дама не хотела общаться с поклонником, она обрывала лепестки букета. Незнание этикета приводило к казусам и скандалам, подобный случился с художником С. К. Маковским, который подарил возлюбленной замужней женщине 13 белых роз и орхидей, что по этикету было для нее оскорблением.

Студенты составляют акробукеты друг другу и диалоги по правилам того времени, которые реконструируют на занятии. Вот пример письма студентки от лица дамы: «Дорогой друг! Если имеешь бальзамин, лавр, мимозу и персиковый цвет, и если нет у тебя можжевельника, колокольчиков и желтого нарцисса, то будешь иметь розу». В переводе это письмо выглядит таким образом: «Если имеешь добродетель, приятность, чувствительность, разборчивость и постоянство, если нет пороков нетерпеливости, вожделений самолюбования, то будешь иметь другом женщину верную и нежную». Студенты выпускного курса так погрузились в ситуации общения при изучении культуры различных периодов, что при изучении истории культуры XX в. студентка нашла и самостоятельно реконструировала на занятиях «шляпный язык» 1920-х гг., когда все поголовно носили шляпки «клош», как когда то перчатки в XIX в.

Технология «педагогическая мастерская» строится на основе самостоя-

тельного открытия темы студентами под руководством преподавателя, который инициирует ее поисковый, творческий характер. Результатом работы студентов в мастерской становятся не только новые знания и умения, но и сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. Выделим следующие этапы занятия по данной технологии.

1-й этап - индуктор - это этап мотивации студентов, который настраивает их на дальнейшую деятельность, формирует эмоциональный настрой, «погружает» участников в проблему. На этом этапе используется прием «ассоциации».

2-й этап - прозрение - этап создания творческого продукта в процессе изучения материала на основе организации исследовательской и творческой деятельности. Создание нового продукта основано на идее деконструкции и реконструкции, где деконструкция - это разрушение старого знания, а реконструкция - это создание нового знания.

3-й этап - прорыв - этап подбора и анализа содержания материала, в ходе которого студенты должны проявить фантазию и новый взгляд на давно известное, ставшее привычным знание. На этом этапе происходит конфликт между старыми и новыми формирующимися знаниями, что заставляет студентов еще больше углубиться в проблему.

4-й этап - сотворение - этап создания нового знания, когда применяются приемы: «сравнение версий», «формулирование вопросов», «разрыв» - отказ от старого знания и формулирование нового. На этом этапе происходит социализация - соединение индивидуальных поисков и коллективных усилий и способов деятельности других участников.

5-й этап - образ - этап образной интерпретации содержания, выявления глубинных смыслов материала - используются приемы «символ - образ», «образное видение», «вживание». Этот этап основан на творческой переработке студентами нового полученного знания.

На этой стадии происходит корректировка творческого продукта, его доработка, уточнение, внесение изменений в созданный продукт.

6-й этап - результат - организация дискуссии для обсуждения анализа результатов собственной деятельности, выявления индивидуально-личностного результата, коллективных достижений по созданию продукта деятельности в мастерской.

Для иллюстрации образовательной технологии «педагогическая мастерская» предлагаем проследить все ее этапы в разработке занятия «Повседневная культура советской России 1920-х гг: методическая интерпретация темы».

1-й этап технологии - индуктор - посвящен актуализации личностного опыта студента на темы революции. Преподаватель обсуждает со студентами, с какими ассоциациями у них связано понятие «революция». Революция - это слом, разрушение, переустройство. Отмечаются кардинальные изменения в жизни советских граждан послереволюционной эпохи. Студентам предлагается обсудить стихотворение В. В. Маяковского в 1917 г.:

Сегодня рушится тысячелетнее «прежде». Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня до последней пуговицы в одежде Жизнь переделаем снова.

2-й этап - прозрение - заключается в поисках путей изучения нового знания и ключей данной темы. На этом этапе обсуждается «теория двух культур» В. Паперного, который поделил всю послереволюционную культуру советской России на два периода: культура 1 и культура 2. Культура 1 - это культура уничтожения, сжигания прошлого, которое тогда считали «падалью». Люди из прошлого - буржуазия, купцы, дворяне - так называемые «бывшие» - подлежали уничтожению, так же как и их культура. Культура 2 - это культура созидания прошлого и ее использование

для создания идеологически выверенной новой культуры.

3-й и 4-й этапы - прорыв и сотворение - подбор нового информационного материала по теме и создание на этой основе нового знания. Исследовательская работа осуществляется на основе групповой работы. 1-я группа находит по заданию мастера символы одежды и внешнего вида послереволюционного времени. 2-я группа изучает проблему уничтожения речевого этикета дореволюционной России и создания нового. 3-я группа выявляет черты повседневной домашней жизни людей, обсуждается проблема «уплотнения» и коммунальных квартир, выявляются черты жизни 1920-х гг. 4-я группа занимается изучением прикладного искусства послереволюционной эпохи. Вывески, реклама, плакаты, упаковка, фарфор - все это сопровождалось лозунгами типа: «Моя страна - подросток, - твори, выдумывай, пробуй!». 5-я группа изучает питание послереволюционной эпохи, обсуждается введение классового пайка, нехватка хлеба и других продуктов, а также открытие столовых, ресторанов, рынков и кооперативной торговли в период нэпа. 6-я группа занимается новыми видами досуга послереволюционной эпохи, которая провозглашала: «Новому миру - новый досуг!». Центрами этого досуга становились рабочие клубы. Обсуждаются дворцы культуры, парки культуры и дома отдыха, праздники с демонстрациями, огромная популярность кино после создания «Мосфильма» в 1923 г., новая система В. Э. Мейерхольда в театре конструктивизма.

5-й этап - образная интерпретация содержания. 1-я группа создает два эскиза моделей одежды в стиле конструктивизма и ар-деко. 2-я группа -выполняет проект «Придумай себе имя» - студенты придумывают имена послереволюционной эпохи для себя и членов своей семьи. 3-я группа - делают описание-рассказ «Один день из

повседневной жизни квартиры 1920-х гг.».

4-я группа проектирует эскиз вывески (плаката) революционной эпохи и расписывает тарелку в революционном стиле.

5-й группе поручено приготовить меню на день и одно блюдо этого времени.

6-я группа придумывает афишу мероприятия 1920-х гг.

6-й этап - результат - развернулась дискуссия в аудитории между конструктивистами и представителями «ар-деко», студенты на основе использования новой технологии прочувствовали эпоху и сделали вывод о том, что послереволюционная эпоха явилась временем преобразований во всех сферах жизни - от костюма до посуды, от новых имен до театральных новшеств. На занятии по технологии «педагогическая мастерская» студенты на деле прочувствовали, что революция - это величайший культурный переворот. Об этом свидетельствуют их творческие продукты. Приведем фрагмент одной работы: «Как же может быстро измениться жизнь. Вчера были богатыми, а сегодня оказались никому не нужными торгашами. Пришлось продавать вещи из прошлой жизни, чтобы выжить. Имя тоже пришлось сменить, и я - Нина стала Нине-лью. В нашей квартире началось странное уплотнение, в квартире появилось много курящих дядюшек, смрад и шум на кухне. Ели селедочный суп, кашу без масла и пили морковный чай. Мы перестали отмечать Пасху с куличами, не ходим на литургию в храм. Люди как-то стали суровее и молчаливее, наверное, это от голода».

Третья личностно-ориентированная технология применялась при изучении культуры XX в. на базе предмета «Методика личностно-ориентированного изучения отечественной культуры в школе». Эта технология основана на активизации студента с целью развития его творческого потенциала посредством использования его личностного субъективного опыта. Методика реализации данной

технологии связана с активным творческим осмыслением истории культуры XX в. через призму формирования личного отношения студента и глубокого погружения его в исследовательскую деятельность. Знаковые явления советской культуры при выполнении заданий студенты пропускали через историю своей семьи, изучение семейных архивов и артефактов эпохи, а также итервьюи-рование старших членов своих семей, обращение к музейным материалам. В процессе реализации личностно-ори-ентированной технологии студенты создавали новый учебный продукт. Исследование фотографий, открыток, книг, фильмов, песен, костюмов, бытовых вещей, плакатов и карикатур, обработка анкет и опросов, создание писем, страниц учебников о времени, семейных историй - вот далеко не полный перечень этих продуктов.

При изучении материала о культуре сталинского времени студенты погружались в атмосферу создания метро и реконструировали ситуацию от лица первых его пассажиров. Далее им предлагалось написать эссе «Моя любимая станция метро», при этом не столько важны были архитектурные решения и внешние детали, сколько роль данной станции в человеческих судьбах. Приводим фрагмент эссе студентки Карины X.:

Я очень люблю бывать на станции «Площадь революции», прогуливаться по платформе и рассматривать скульптуры. Это неспроста. Моя прабабушка здесь встретила моего прадедушку у скульптуры «Птичница с курицей и петухом». Их встречи на станции «Площадь революции» продолжались до самой свадьбы. Мне нравится эта станция еще и своими скульптурами, изображающих советских людей того времени, а также приметами, с ними связанными. Потереть нос пса со скульптуры «Пограничник с собакой» - святое дело студента перед экзаменом. Прикоснуться к флажку сигнальщика

«Марата» или к туфельке студентки - и день, и свидание пройдет отлично. Скульптуры станции - это еще не изученный пласт советской культуры и истории.

Стоит отметить, что не все эссе были такими приятными и радужными. Студенты пропускали станции метро через свой личный опыт, собственное видение истории, архитектуры, человеческих судеб и современных проблем. Многие писали о станциях близ вокзалов, на которые они приезжают из своего родного города. Приводим еще один фрагмент из работы студентки Светланы С.:

Советское искусство в большинстве своем мне глубоко несимпатично массивностью форм, откровенной политизированностью сюжетов, мускулистые рабочие и колхозницы, красные звезды, серпы и молоты на меня производят удручающее впечатление. Однако теперь метро - это заметная часть нашей повседневной жизни, с одной стороны - скорость и комфорт, с другой - шум, давка, мелькающие лица людей и станций. Более детальное знакомство со станцией «Маяковская» заставило меня посмотреть на метро другими глазами. Эта станция создает иллюзию близости к небу. Думаю, это было важно для людей сталинского времени, которые с опаской относились к спуску в подземное царство. Мозаики А. Дейнеки должны были символизировать окна, через которые льется солнечный свет и видно небо. 35 мозаик «Маяковской» объединены общей темой «Сутки страны Советов». Особенно мне нравятся мозаики «Два самолета» и «Чайки». Жаль, что рассматривать пришлось с задранной головой, что тогда было вполне естественно, а сегодня не безопасно. О В. Маяковском напоминают мозаики второго входа станции с изображением неба и цитатами из «Облака в штанах». Они перекликаются с мозаиками А. Дейнеки. Когда я готовила эссе, я

задумалась о том, что я слишком мало знаю о метро, поэтому в будущем я займусь изучением Московского метрополитена.

Личностно-ориентированная технология была реализована при изучении повседневной жизни людей послевоенного времени. После изучения денежной реформы 1947 г. студенты получили списки цен на продовольственные и промышленные товары, среднюю зарплату в городе и в деревне, а также различия в зарплатах научных работников, работников органов управления, работников торговли, рабочих и служащих. Им предлагалось выбрать свой статус в послевоенное время и рассчитать бюджет своей семьи на один месяц. После подсчета семейного бюджета рабочего студенты делали выводы о том, что этот бюджет включал в себя самые необходимые товары - еду и хозяйственные вещи, например, мыло и спички. Мясо, рыба, овощи и фрукты по сравнению с нашим временем были ограничены. Для этого студенты привели продуктовую корзину 2022 г. В процессе занятия было выявлено, что даже люди с относительно высокими доходами, например ученые, не могли себе позволить деликатесы. Если необходимо было купить вещь, то приходилось жестко экономить несколько месяцев. Студент Антон Р. по собственной инициативе нашел довоенные цены и доходы советских людей в 1927 г. и провел сравнительно-статистическое исследование довоенных и послевоенных доходов. В итоге сделал вывод о более обеспеченном довоенном времени.

Наиболее ярко реализация личност-но-ориентированного подхода проявилась при выполнении студентами серии исследовательских работ, связанных с историями их семей в различные десятилетия второй половины XX в. При выполнении этой серии практико-ори-ентированных заданий через изучение воспоминаний своих родственников и

сквозь призму изучения истории культуры и повседневной жизни советских людей студенты сформировали конкретное личностное представление о каждом периоде. Приводим работу Марии Е. о 1970-х гг.:

Эпоху, прозванную позднее «застоем», моя мама вспоминает как самое спокойное и стабильное время, подарившее детям тех лет счастливое детство. И я, в свою очередь, не могу с этим не согласиться, поскольку именно в это десятилетие выросли два замечательных и дорогих мне человека -мои родители. Семья жила хорошо. По выходным дням и праздникам все собирались в загородном доме у бабушки с дедушкой. В те годы было принято часто ходить в гости, навещать родственников, собираться большими компаниями. Изысков не было, но недостатка ни в чем не знали. В те годы было тяжело достать обновку, но благодаря маминой бабушке-швее мама и бабушка получали новое платье или костюм. Мама ходила в кружок народного творчества, дедушка собирал «Библиотеку мировой литературы», которую мы с мамой на двоих, наверное не осилим никогда.

Фрагмент эссе Сони М. о 1980-х гг. демонстрирует личностно-ориентированный подход в контексте сегодняшнего дня:

При всех недостатках и напряжении того времени существовала особая общность людей по дому, по двору. Соседи всех знали и помогали друг другу, местных хулиганов знал весь двор.

Сейчас этот микромир утрачен, люди замкнулись в собственной квартире. Соседи даже не знают, кто живет за стенкой, отсутствует культура двора с бабушками на лавочках, с игрой в футбол, домино и шахматы. Теперь дворы заставлены машинами.

Фрагмент работы Валентина Л. переносит нас в 1990-е непростые годы, которые автор пропустил через воспоминания своей семьи, поэтому для него это десятилетие стало личностно-ориенти-рованным:

Моим родителям в эти годы пришлось несладко. Наша семья выживала, как могла: бабушка с дедушкой отстаивали длинные очереди, папа ночью работал «бомбилой», мама сидела с нами. Мой папа, будучи работником милиции, непосредственно участвовал в событиях осени 1993 года со стороны защитников Белого дома. Он это событие неохотно вспоминает. Никаких четких указаний не было, просто дали автоматы и бронежилеты с приказом: «Поступайте по ситуации». Слава Богу, его милицейская часть в тех событиях не выпустила ни одного патрона.

Таким образом, мы рассмотрели три интерактивные технологии, которые помогли студентам, во-первых, по-новому изучать события культурного пространства России в те или иные эпохи, во-вторых, освоить эти технологии для дальнейшего использования в практике своей педагогической деятельности со школьниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кудрявцева Т. Ю. Индуктор в технологии педагогической мастерской как средство мотивации // Преподавание истории в школе. 2017. № 1. С. 3-9.

2. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов н/Д., 2006.

3. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д., 2000.

4. Бондаренко Н. А. Педагогическая технология мастерских // Преподавание истории в школе. 2013. № 1. С. 9-14

5. Современные педагогические технологии в основной школе в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина [и др.]. СПб., 2015.

6. Демиденко Р. И. Инновационная исследовательская модель реализации личностно-ориентиро-ванного обучения учащихся // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 1. С. 190-193.

7. Кларин М. В. Инновационные модели обучения. М., 2016.

8. Короткова М. В. Методика изучения повседневной культуры в музее и школе. Учебное пособие для студентов. М., 2020. 272 с.

9. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М., 2008.

10. Панфилова А. П. Инновационные технологии. Активное обучение. М., 2013.

11. Плаксина И. В. Интерактивные образовательные технологии. М., 2016.

12. Плигин А. А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М., 2007.

13. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М., 2000.

REFERENCES

1. Kudryavtseva T. Yu. Induktor v tekhnologii pedagogicheskoy masterskoy kak sredstvo motivatsii. Prepodavanie istorii v shkole. 2017, No. 1, pp. 3-9.

2. Alekseev N. A. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v shkole. Rostov-on-Don, 2006.

3. Bondarevskaya E. V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Rostov-on-Don, 2000.

4. Bondarenko N. A. Pedagogicheskaya tekhnologiya masterskikh. Prepodavanie istorii v shkole. 2013, No. 1, pp. 9-14.

5. Dautova O. B., Ivanshina E. V., Ivashedkina O. A. et al. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii v osnovnoy shkole v usloviyakh FGOS. St. Petersburg, 2015.

6. Demidenko R. I. Innovatsionnaya issledovatelskaya model realizatsii lichnostno-orientirovannogo obucheniya uchashchikhsya. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2014, No. 1, pp. 190-193.

7. Klarin M. V. Innovatsionnye modeli obucheniya. Moscow, 2016.

8. Korotkova M. V. Metodika izucheniya povsednevnoy kultury v muzee i shkole. Uchebnoe posobie dlya studentov. Moscow, 2020. 272 p.

9. Panina T. S., Vavilova L. N. Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniya. Moscow, 2008.

10. Panfilova A. P. Innovatsionnye tekhnologii. Aktivnoe obuchenie. Moscow, 2013.

11. Plaksina I. V. Interaktivnye obrazovatelnye tekhnologii. Moscow, 2016.

12. Pligin A. A. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie: istoriya i praktika. Moscow, 2007.

13. Yakimanskaya I. S. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie v sovremennoy shkole. Moscow, 2000.

Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания истории Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет e-mail: markor13@mail.ru

Korotkova Marina V., ScD in History, Full Professor, Professor, Methods of Teaching History Department, History and Politics Institute, Moscow Pedagogical State University

e-mail: markor13@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.05.2022 The article was received on 25.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.