Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к организации и проведению мастер-классов по технологии в школе'

Подготовка будущих учителей к организации и проведению мастер-классов по технологии в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕР-КЛАССЫ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / MASTER CLASS / TEACHERS' TRAINING / TEACHERS OF TECHNOLOGY / METHODS OF TEACHING TECHNOLOGY / PRACTICAL CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевалова Татьяна Валентиновна

В статье рассмотрена подготовка будущих учителей технологии к организации и проведению мастер-классов. Представлено описание методики организации и проведения мастер-классов в рамках дисциплины «Теория и методика обучения технологии» для бакалавров третьего курса по профилю «Технология и предпринимательство». Приведен перечень тем лекционных занятий по организации и подготовке будущего учителя к проведению мастер-классов по технологии. Предложены требования к организации и проведению мастер-классов при обучении школьников технологии. В качестве примера рассмотрены практические занятия, в рамках которых студенты разрабатывают и проводят мастер-классы по различным направлениям образовательной области «Технология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перевалова Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE TEACHERS to give MASTER CLASSES IN TECHNOLOGY AT SCHOOL

The article discusses the problems of training future teachers of Technology to give master classes as one of modern creative forms in methodological work. We describe a technique of giving master classes in "Theory and Methods of Teaching Technology" for Bachelors of the 3 course on the Technology and Business profile. A list of topics for lectures on organization and training of future teacherto give master classes in Technology is provided. Requirements to master classes in Technology for secondary school students are offered. As an example we describe practical classes, in which students develop and give master classes in various topics of the subject “Technology”.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к организации и проведению мастер-классов по технологии в школе»

УДК 372.862:378.147:371.124:62

ББК Ч448.985+Ч426.30-26 ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.08

Перевалова Татьяна Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: tat4758@yandex.ru.

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мастер-классы; подготовка будущих учителей; учителя технологии; методика преподавания технологии; методика технологии в школе; практические занятия.

АННОТАЦИЯ: В статье рассмотрена подготовка будущих учителей технологии к организации и проведению мастер-классов. Представлено описание методики организации и проведения мастер-классов в рамках дисциплины «Теория и методика обучения технологии» для бакалавров третьего курса по профилю «Технология и предпринимательство». Приведен перечень тем лекционных занятий по организации и подготовке будущего учителя к проведению мастер-классов по технологии. Предложены требования к организации и проведению мастер-классов при обучении школьников технологии. В качестве примера рассмотрены практические занятия, в рамках которых студенты разрабатывают и проводят мастер-классы по различным направлениям образовательной области «Технология».

Perevalova Tatyana Valentinovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Teaching Physics, Technology and Multimedia Didactics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO GIVE MASTER CLASSES IN TECHNOLOGY AT SCHOOL

KEYWORDS: a master class; teachers' training; teachers of Technology; methods of teaching Technology; practical classes.

ABSTRACT. The article discusses the problems of training future teachers of Technology to give master classes as one of modern creative forms in methodological work. We describe a technique of giving master classes in "Theory and Methods of Teaching Technology" for Bachelors of the 3 course on the Technology and Business profile. A list of topics for lectures on organization and training of future teacherto give master classes in Technology is provided. Requirements to master classes in Technology for secondary school students are offered. As an example we describe practical classes, in which students develop and give master classes in various topics of the subject "Technology".

Формирование готовности учеников к повседневной жизни и профессиональной деятельности через образовательную область «Технология» во многом зависит от подготовки будущего учителя технологии в высшем профессиональном образовании, в рамках задач ФГОС, интегрирующей педагогическое и технологическое направления.

Повышение требований к педагогическим кадрам определяется принятием профессиональных стандартов и изменениями социокультурной образовательной среды. Учитывая позиции предлагаемой к реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., следует ориентироваться на наиболее проблемные направления системы образования, которые в ближайшее время могут оказать значительное стагнационное воздействие на процессы модернизации. На этом этапе требуется кардинальное и масштабное развитие компетенций педагогических кадров, в том числе за счет создания и реализации программ формирования у молодого поколения развития творческих

способностей [4]. По нашему мнению, одной из эффективных форм распространения педагогического опыта является такая современная форма методической работы по технологии, как мастер-класс. Организация мастер-классов играет особо важную роль при обучении технологии, поскольку они направлены в большей степени на практическую деятельность учеников.

Для осмысления сущности понятия «мастер-класс» как педагогического явления ключевым будем считать следующее определение. Мастер-класс - это метод проведения занятия, который основан на практических действиях, с помощью демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной задачи [9].

Для организации мастер-классов будущему учителю технологии нужно знать их содержание, требования к проведению, уметь самостоятельно разрабатывать их. Подготовка к проведению мастер-классов требует активной творческой умственной деятельности от их разработчиков. На базе Института физики, технологии и экономики УрГПУ, в рамках дисциплины «Теория и

© Перевалова Т. В., 2016

методика обучения технологии» со студентами 3-го курса реализуются занятия по разработке и проведению мастер-классов по технологии.

В частности, на лекционных занятиях рассматриваются следующие вопросы:

Сущность понятия «мастер-класс» и его виды. На данном этапе преподаватель знакомит студентов с различными определениями понятия мастер-класса. Рассказывает о видах мастер-классов и их реализации в образовательном процессе.

Перечень направлений и тем мастер-классов по технологии. Преподаватель представляет студентам перечень направлений (индустриальные технологии, технологии ведения дома, сельскохозяйственные технологии и др.) по технологии, в рамках которых рекомендуется проводить мастер-классы. Кроме того, знакомит студентов со списком тем мастер-классов по технологии и раскрывает содержание некоторых из них.

Требования к организации и проведению мастер-классов по технологии. Требования к организации мастер-классов по технологии рассматриваются преподавателем на основе просмотренных видеомастер- классов. После просмотра участники лекции совместно с преподавателем формулируют требования к проведению мастер-классов.

Деятельность мастера и требования к нему. Беседуя со студентами в рамках лекции, преподаватель отмечает, что позиция мастера - это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать творческую деятельность школьников, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Поэтому при изучении этого вопроса преподаватель делает акцент на требования к мастеру, среди которых выделяет: речь мастера, оптимальность времени проведения, использование мастером наглядных средств, современных технологий и т.д.

Этапы проведения мастер-классов по технологии. На этой лекции педагог перечисляет этапы проведения мастер-классов, обозначает положенное время на каждый из них, досконально рассматривает содержание, разъясняет формы проведения каждого этапа.

Подведение итогов и результаты мастер-класса. При изучении этой темы методист особо отмечает то, что за созданное школьником изделие не рекомендуется ставить оценки, а следует проводить рефлексию. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагоги-

ческой проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Практические работы по теме «Организация и проведение мастер-классов по технологии» нами предлагается реализовы-вать следующим образом. Во-первых, следует обратить внимание на подготовку мастер-класса. Для этого студентам заранее предлагается предложить тему мастер-класса. Студентами предлагается перечень актуальных направлений для проведения мастер-классов по технологии: аэродизайн, декорирование фоторамок, декупаж, скрапбукинг, флористика, роспись по стеклу, мыловарение. Порядок тем мастер-классов составляется таким образом, что каждая последующая тема дает возможность перейти на новый, более сложный этап технологии изготовления какого-либо изделия.

Во-вторых, важно определить цель и сформулировать задачи мастер-класса, подготовить материалы, оборудование, необходимое для его проведения.

В-третьих, в методике проведения главное не сообщить и усвоить информацию, а передать способы деятельности. Поэтому нами представлены (разработаны) требования к проведению мастер-классов:

- актуальность тем и направлений мастер-классов;

- проведение мастер-классов по заранее запланированным этапам;

- презентативность идеи;

- соблюдение запланированного регламента проведения;

- консультирование мастером участников;

- использование наглядных средств;

- организация рефлексии по окончанию мастер-класса.

Следует подчеркнуть, что возможно и целесообразно посещение специализированных мастер-классов и вне учебного заведения (в том числе, организуемых на выставках, конференциях, в музеях, библиотеках, торговых центрах и т.д.). Нами в качестве примера в таблице 1 представлены мастер-классы, проводимые в сторонних организациях г. Екатеринбурга.

Простота и доступность мастер-классов, позволяют будущему учителю технологии совершенствовать и разнообразить учебный процесс. Таким образом, использование мастер-классов в подготовке будущих специалистов является эффективным методом проведения занятия, которое способствует формированию совокупности профессиональных коммуникативных умений, необходимых для становления высококвалифицированного специалиста на рынке труда.

Таблица 1

Мастер-классы, проводимые в сторонних организациях

Раздел Направление мастер-класса Организация

Технологии ведения дома Основы лоскутного шитья г. Екатеринбург, гипермаркет «Леонардо»

Композиция «Космос» в технике батик г. Екатеринбург, гипермаркет «Леонардо»

Индустриальные технологии Стиль одежды деловой леди «Рациональный гардероб». Способы создания интересных образов на основе одного ряда вещей г. Екатеринбург, школа-студия стиля и имиджа De Mode

Кулинария «Оригинальные десерты» г. Екатеринбург, кулинарный центр «Маэстро»

«Русская кухня» г. Екатеринбург, ресторан «Троекуровъ»

«Столовый этикет» г. Екатеринбург, Высшая школа имиджа и стиля

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриянов А. П. Мастер-класс как средство широкого распространения инновационного педагогического опыта // География в школе. 2013. № 5. С. 48-51.

2. Бойков С. Н., Бойкова Г. В., Бойков А. С. Моделирование современных личностно-ориентированных методов в процессе обучения студентов // Научные исследования и образование. 2015. № 19. С. 408-412.

3. Константинова С. И. Мастер-класс как форма повышения квалификации учителя // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 11. С. 47-48.

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы URL: http: //xn--80abucjiibhv9a.xn- 2020_gody.pdf (дата обращения 05.11.2016).

5. Красовская Л. В. Реализация педагогической технологии мастерских на занятиях по методике трудового обучения / / Технологическое образование и устойчивое развитие региона. Новосибирск, 2014.

6. Лабутин В. Б. Аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. № 4.

7. Онищенко С. В. Технология формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 7 (11). С. 44-52.

8. Рашидова Р. Г. Значение технологического подхода к обучению и обогащение качества и содержания образования / / Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2015. № 6 (108). С. 125-126.

9. Слюдеева Е. В. Организация и проведение мастер-класса. Новомичуринск, 2009. С. 20.

10. Сылка Н. В. Компетентностный подход к технологическому образованию // Технолого-экономическое образование: Достижения, инновации, перспективы : межвуз. сб. статей. 2015. С. 234-239.

11. Тигрова М. В., Тамарова З. А. Современные требования к технологическому образованию учащихся в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13.

12. Файзрахманова А. Л., Файзрахманов И. М. Технология творческих мастерских в подготовке будущего учителя технологии // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.

13. Хотунцев Ю. Л. Изучение общих принципов технологической деятельности и перспективных технологий XXI века будущими учителями технологии // Преподаватель XXI век. 2015. Т. 1. № 3. С. 117-120.

14. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб. : Питер, 2014. 541 с.

15. Яковлева Э. Н., Красилова И. Е. Из опыта поддержки молодых педагогов в странах ЕС. URL: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7 (дата обращения 25.10.2016).

REFERENCES

1. Andriyanov A. P. Master-klass kak sredstvo shirokogo rasprostraneniya innovatsionnogo pedagog-icheskogo opyta / / Geografiya v shkole. 2013. № 5. S. 48-51.

2. Boykov S. N., Boykova G. V., Boykov A. S. Modelirovanie sovremennykh lichnostno-orientirovannykh metodov v protsesse obucheniya studentov / / Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015. № 19. S. 408-412.

3. Konstantinova S. I. Master-klass kak forma povysheniya kvalifikatsii uchitelya // Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2010. № 11. S. 47-48.

4. Kontseptsiya Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody URL: http: //xn--80abucjiibhv9a.xn- 2020_gody.pdf (data obrashcheniya 05.11.2016).

5. Krasovskaya L. V. Realizatsiya pedagogicheskoy tekhnologii masterskikh na zanyatiyakh po metodike trudovogo obucheniya / / Tekhnologicheskoe obrazovanie i ustoychivoe razvitie regiona. Novosibirsk, 2014.

6. Labutin V. B. Aspekty primeneniya informatsionnykh tekhnologiy v obrazovatel'nom protsesse //

Standarty i monitoring v obrazovanii. 2013. № 4.

7. Onishchenko S. V. Tekhnologiya formirovaniya professional'noy kompetentnosti budushchikh uchiteley tekhnologii // Nauchno-issledovatel'skie publikatsii. 2014. № 7 (11). S. 44-52.

8. Rashidova R. G. Znachenie tekhnologicheskogo podkhoda k obucheniyu i obogashchenie kachestva i soderzhaniya obrazovaniya / / Zhurnal nauchnykh publikatsiy aspirantov i dok-torantov. 2015. № 6 (108). S. 125-126.

9. Slyudeeva E. V. Organizatsiya i provedenie master-klassa. Novomichurinsk, 2009. S. 20.

10. Sylka N. V. Kompetentnostnyy podkhod k tekhnologicheskomu obrazovaniyu // Tekhnologo-ekonomicheskoe obrazovanie: Dostizheniya, innovatsii, perspektivy : mezhvuz. sb. statey. 2015. S. 234-239.

11. Tigrova M. V., Tamarova Z. A. Covremennye trebovaniya k tekhnologicheskomu obrazovaniyu uchash-chikhsya v usloviyakh realizatsii FGOS / / Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kontsept. 2015. T. 13.

12. Fayzrakhmanova A. L., Fayzrakhmanov I. M. Tekhnologiya tvorcheskikh masterskikh v podgotovke bu-dushchego uchitelya tekhnologii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1.

13. Khotuntsev Yu. L. Izuchenie obshchikh printsipov tekhnologicheskoy deyatel'nosti i perspektivnykh tekhnologiy XXI veka budushchimi uchitelyami tekhnologii / / Prepodavatel' XXI vek. 2015. T. 1. № 3. S. 117-120.

14. Khutorskoy A. V. Praktikum po didaktike i sovremennym metodikam obucheniya. SPb. : Piter, 2014. 541 s.

15. Yakovleva E. N., Krasilova I. E. Iz opyta podderzhki molodykh pedagogov v stranakh ES. URL: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7 (data obrashcheniya 25.10.2016).

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. Н. Шамало

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.