Научная статья на тему 'Изучение бальной культуры в интеграционном пространстве художественно-гуманитарных дисциплин'

Изучение бальной культуры в интеграционном пространстве художественно-гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / БАЛ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Е. Г.

В статье рассматривается специфика изучения бальной культуры в цикле художественно-гуманитарных дис-циплин ВУЗа. В ней представлена методика системного изучения бала как феномена культуры, основанная на интегративно-компетентностном, полихудожественном подходе. Представлены методические условия, обеспечивающие ее ре-ализацию на практике. Содержатся рекомендации по реализации интерактивных интегративных технологий, адекватных синтетической природе бальной культуры и её основным функциям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение бальной культуры в интеграционном пространстве художественно-гуманитарных дисциплин»

Е.Г.Соловьева

ИЗУЧЕНИЕ БАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

В статье рассматривается специфика изучения бальной культуры в цикле xyдожественно-гyмaнmaрныx дисциплин ВУЗа. В ней представлена методика системного изучения бала как феномена культуры, основанная на интегративно-компетентностном, полиxyдожественном подаоде. Представлены методические условия, обеспечивающие ее ре-ализацию на практике. Содержатся рекомендации по реализации интерaкгивныx интегрaтивныx теxнологий, адекватньк синтетической природе бальной культуры и её основным функциям.

Ключевые слова: бальная культура, бал как феномен культуры, шлиxyдожественный подаод, интеграционное пространство, интегративно-компетентностный подаод, методика, xyдожественный образ, национальная ментальность.

E.G. Solovyova STUDYING OF BALL CULTURE IN AN INTERDISCIPLINED SPACE OF ART-HUMANITARIAN DISCIPLINES

In the article a specifity of studying of ball culture in a cycle of art-humanitarian disciplines at a higher school is considered. The method of systemic teaching ball as a phenomenon of culture, based on a competence - integrative, polyartistic approach is represented in it. The methodical conditions, providing its realization in practice are recommended. Recommendations about realizations of interactive interdisciplined technologies, adequate to the synthetic nature of ball culture and its basic functions are contained.

Key words: ball culture, ball as a phenomenon of culture, polyartistic approach, integrational space, competence-integrative approach, method, an image sign, national mentality.

В yсловияx глобализации, внедряющей в сознание молодежи поведенческие стереотипы и ценности массовой культуры, наблюдается стремление к соxрaнению национальнокультурной идентичности личности, что выражается в возрастающем интересе к истории, ценностям и традициям русской культуры, в которой особое место занимал бал.

О возрождающемся в последнее время в России интересе к бальной культуре свидетельствует появление школ и студий исторической реконструкции и ролевого взаимодействия, клубов, школ старинного и исторического танца в Ярославле, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Казани и др. городax, что говорит о поиске молодежью новый форм самореализации, самообразования и самовоспитания в развивающей культурно-досуговой деятельности.

Однако культура организации и проведения бала сегодня во многом утрачена и большинство мо-лодежи испытывает трудности в возрождении и осмыслении традиций бальной культуры.

Сознательное участие в такой реконструкции невозможно без глубокого, целостного, системного осмысления бала как феномена культуры.

Знания об отдельный сторонax бальной культуры студенты получают как на общегуманитарн^ік (Этика, Этика и культура поведения, Эстетика, Искусствоведение, Культурология, История и теория культуры, Мировая xyдожественнaя культура, Художественная культура Татарстана, Литература, Лингвистика и др.), так и на теорегическиx специальный xyдожественныx и музыкальный дисциплинax (История и теория музыки, Основы мyзыкaльно-теоретическиx знаний, Русская музыкальная культура XIX века, История музыки и музыкальная литература, История музыкального искусства, История классического танца, Изобразительное искусство и др.).

Но особая роль среди ник принадлежит курсам Культурологии, Истории и теории культуры, Мировой xyдожественной культуры, в который знания о культуре, интегрируясь, приобретают целостность, рассматриваются во взаимосвязи различный сторон, в социокультурном контексте, способствуя тем самым реализации личностной направленности обучения, преодолению узкопрофессионального мышления бyдyщиx специалистов филологически и xyдожественно-гyмaнитaрныx специальностей.

Необxодимость изучения бальной культуры в интеграционном пространстве xyдожественно-гyмaни-тaрныx дисциплин обусловлена тенденцией переxодa от знаниецентристской направленности обучения к личностно-ориентированному. Интеграционное

пространство художественно-гума-нитарных дисциплин по-нимается нами как эстетическая по форме и содержанию целостная, образовательно-воспитательная среда, направленная на восстановление, воссоединение единства и целостности художественно-образного восприятия мира, системности мышления, способная вывести студента за пределы отдельной учебной дисциплины в широкий мир культуры через активизацию его интеллектуально-художественного и творческого потенциала.

С содержательной и организационно-методической точки зрения необходимо интегрировать учебные дисциплины, формы, методы, формирующие целостность художественной картины мира и человека. Каждый предмет отражает в ней лишь отдельную узкую сторону. На первом плане должен быть не набор знаний и умений, а потребность будущего специалиста в самообразовании и самореализации, что невозможно без интегративно-компетентностного подхода к изучению гуманитарно-художественных дисциплин. Этим обусловлена необходимость строить обучение бальной культуры на основе целостного, интегративно - компетентностного подхода, предусматривающего созидание интеграционного пространства художественно-гуманитарных дисциплин для становления специалиста с целостным, системным видением мира, уровень компетенции которого позволяет ему успешно и мобильно адаптироваться к условиям современного мира. Под компетенцией понимается способность эффективно применять знания, умения, навыки и личные качества в профессиональной деятельности.

Усиление в содержании художественно-гуманитарных дисциплин профессионально значимых зна-ний о бальной культуре, учебных тем, отражающих национальную ментальность, систему ценностей, традиции и обычаи, музыкальные тенденции, манеры и этикет, символику церемониального жеста и костюма, кодекс светского этикета, эстетику оформления бальных залов, историю танца как своеобразного выражения основных идей бального церемониала позволяет комплексно, системно рассматривать бальную культуру как отправную точку в формировании европейского мировоззрения, как средство возрождения национального самосознания и российской культуры, как способ ее трансформации из замкнутой патриархальной - в западноевропейскую. Все это способствует развитию ценностного отношения к профессиональным знаниям, формированию такой интегративной компетенции как готовность к трансляции ценностей бальной культуры через интеграционное пространство художественно-гуманитарных дисциплин и личному участию в ее реконструкции.

Культура бала в научной литературе нашла отражение в работах таких исследователей как Ю.М.Лотман [1:90-102], О.Ю.Захарова [2], Н.Марченко [3], Е.В.Дуков [4:171-184] и др. Однако в них не прослеживаются попытки дать всестороннюю оценку бальной культуры. Впервые комплексное историко-культурное исследование бала как феномена русской культуры дается в исследовании А.В.Колесниковой [5:6]

На основе анализа архивных источников автор прослеживает генезис и историю бала, его место в русском обществе [5:153-159], особенности столичных и провинциальных балов [5:176182], отражение бальной культуры в русской литературе [5:7, 196], что дает системное представление о бале как уникальном культурно-историческом комплексе [5:194-195].

Однако специального исследования по методике изучения бальной культуры в цикле художест-венно-гуманитарных дисциплин на основе интегративно-компетентностного подхода с учетом особенностей филологических, художественных и музыкальных специальностей, не проводилось.

Анализ педагогической и учебно-методической литературы позволил определить, что методика преподавания художественно-гуманитарных дисциплин не располагает рекомендациями по данной проблеме. Поэтому в практике обучения существуют трудности в выборе содержания и технологий изучения данного учебного материала, не реализуется его воспитательный потенциал, испытываются затруднения в реконструкции бальной культуры в культурно-досуговой деятельности как педагогами, так и студентами. Опыт преподавания предметов культурологического цикла на факультетах филологического, художественного и

музыкального образования показал, что большинство студентов филологических и художественно-творческих, в том числе и педагогических специальностей, не имеют системного, художественного мышления, целостного представления о художественной картине мира и человека в ту или иную эпоху, не выделяют ее главные ценности, обособленно воспринимают различные виды искусства, испытывают затруднения в установлении ассоциативно-образных связей языка художественной выразительности различных видов искусства, отображающих бальную культуру (литература, музыка, изобразительное искусство, киноискусство), демонстрируют обыденный взгляд на бальную культуру, не воспринимают бал как целостное полифункциональное явление культуры, как отражение особенностей русского характера и менталитета, затрудняются выделить его основные функции, дать культурологический анализ феномена бала, оценить его роль в русской и мировой культуре.

Складывается противоречие в процессе подготовки будущих педагогов и специалистов художест-венно-гуманитарного направления:

- между требованием интеграции художественно-гуманитарного знания, отраженном в государственном образовательном стандарте и практикой преподавания ВУЗа;

- между необходимостью формирования системного, целостного, идентичного мышления, интегративно-компетентностного подхода к образованию, с одной стороны, и неразработаннос-тью методики изучения бальной культуры в теории и практике обучения, с другой. Из этого противоречия вытекает проблема: какое содержание и технологии его изучения, какие методические условия позволяют обеспечить эффективное изучение бальной культуры в современных условиях вуза, предъявляющего повышенные требования к личности будущего специалиста.

Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность в методике обучения вуза и определили выбор темы исследования, цель которого разработать методику изучения бальной культуры в цикле худо-жественно-гуманитарных дисциплин вуза и определить методические условия, обеспечивающие её более полную реализацию на практике на основе интегративно-компетент-ностного подхода.

Исследование опирается на общедидактические принципы обучения (Ю.К.Бабанский [6], В.И.Загвязинский [7] и др.), теорию компетентностного подхода (И.Ф.Исаев [8], Е.А.Киндлер [9] и др.), на теоретико-методические аспекты художественно-эстетического развития личности, формирования полихудожественных знаний о языке и специфике различных видов искусства, о целостном подходе к преподаванию искусства (Б.Неменский [10:3-9], М.С.Каган [11:11-19], Л.Школяр [12:3-10], Л.Г.Савенкова [13:4-7], И.Кашекова [14:7-10] и др.).

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ проблемы на основе изучения фи-лософской, научно-исторической, психолого-педагогической, методической литературы, анализ программ и учебных пособий по культурологическим дисциплинам, дисциплинам художественно-гуманитарного цикла, обобщение собственного опыта, педагогическое наблюдение; методы культурологических исследований (структурнофункциональный, компаративный, системный, диалектический), а также всеобщие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, классификация.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение специфики учебно-воспита-тельного процесса в цикле художественно-гуманитарных дисциплин филологических и художественно-творческих специальностей ВУЗа, позволили выявить особенности изучения бальной культуры, которые проявляются на содержательном уровне в целостном рассмотрении бала как феномена культуры во взаимосвязи его основных функций [5:6-7,193-194]: социокультурной, презентационной, коммуникативной, эстетической,

идентификационной, семиотической, нормативной, аксиологической на основе интеграции гуманитарно-художественных дисциплин; в вычленении и усилении в содержании материала компонентов, способствующих формированию общекультурных, профессиональных и специальных компетенций; на процессуальном уровне - в ориентации на инновационные, интегрированные, интерактивные технологии обучения.

Для реализации поставленной цели в ходе изучения бальной культуры были отобраны

адекватные структурным компонентам учебного материала технологии, отвечающие целям, задачам, специфике худо-жественно-гуманитарных дисциплин в полихудожественном образовательном пространстве, то есть в образовательно-воспитательной среде, основанной на комплексном взаимодействии искусств с целью развития эмоционально-чувственной среды и совершенствованием заложенных в каждом студенте природных задатков.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что в большей степени его специфике и сущности бальной культуры отвечают интерактивные технологии. В нашем понимании интерактивные технологии-это организация процесса обучения, основанная на постоянном взаимодополняющем коллективном взаимодействии («1Ш;ег»-взаимный, «асЪьдействовать) студентов друг с другом и педагогом, ориентированная на доминирование активности студентов в процессе обучения, где педагог выступает методологом, технологом, направляет деятельность студентов на достижение цели занятия, разрабатывает его план, интерактивные задания, выполняя которые студенты, являясь равноправными субъектами обучения, не только закрепляют старые знания, но и самостоятельно добывают новые.

Такие технологии адекватны самой синтетической природе бальной культуры и ее основным функциям (игровым, коммуникативным, презентационным, знаковым и др.). Среди них: информационно-компьютерные, проблемно-развивающие, игровые, интегративные

профессионально-ори-ентированные технологии.

Выделенные виды педагогических технологий призваны обеспечить реализацию содержательно-деятельностного, системно-комплексного, личностно-ориентированного, регионального подходов.

Содержательно-деятельностный подход ориентирован на включение студентов в активную учебную, художественно-творческую, ценностно-ориентационную, коммуникативную деятельность, на формирование ключевых общекультурных, профессиональных и специальных компетенций:

- готовность к самоопределению в культуре, социуме; способность к саморефлексии; способность осваивать художественные ценности; потребность общения с искусством в повседневной жизни; способность к системному мышлению;

- способность эстетического отношения к миру; умение включать культурный опыт прошлого в современную жизнь; умение находить общее в произведениях разных искусств, в способах их создания, в характере воздействия на зрителя, слушателя; умение находить духовную доминанту, сближающую произведения одного или разных видов искусств в ту или иную эпоху; умение осмысливать, сопоставлять взаимосвязи явлений окружающего мира, явлений культуры, традиций, предметного окружения и т.д.; способность к творчеству как способу реализации в искусстве личностного представления о мире; умение осознавать своеобразие каждого произведения искусства, индивидуальность его творца; способность критически оценивать художественные явления, произведения искусства;

- овладение знаковой системой бальной культуры; умение анализировать и оценивать бальную культуру как эстетический феномен; умение выявлять национальную специфику художественного поведения в различных сферах творческой деятельности в бальной культуре; умение оценивать влияние бала на различные стороны отечественной культуры, его роль в системе общечеловеческих ценностей.

Системно - комплексный подход ориентирован на познание целостной картины мира через художественный образ. В процессе интеграции различных видов и жанров искусства происходит освоение художественно-образного языка различных искусств, что способствует погружению в различные эпохи и художественные стили, а главное - пониманию целостной картины мира;

Личностно - ориентированный подход направлен на развитие самостоятельности, инициативности, коммуникабельности, педагогической рефлексии, творческой активности личности, на формирование готовности личности к самообучению и саморазвитию, способности к импровизации, решению проблем, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства.

Региональный подход ориентирован на учет историко-культурных связей России и Татарстана, предполагает рассмотрение особенностей бальной культуры в столице и провинциях, что способствует развитию национальной идентичности студента при сохранении толерантности и способности к межкультурному диалогу.

Основными принципами построения содержания вышеназванных курсов являются: проблемность, диалогичность, креативность, коммуникативность, комплексное воздействие искусств, приоритетность чувственного восприятия окружающего мира, нравственная доминантность, множественность интерпретаций произведений искусства [13:4-7], [14:7-10].

Все используемые интерактивные технологии, включающие комплекс составляющих: проблемная [12:7], исследовательская, творческая направлены на то, чтобы студент в процессе постижения художественно-эстетических ценностей стал активным субъектом художественной жизни. Предусматривается опора на эмоции, воображение, фантазию, различные виды памяти, вызывающие ассоциации, на основе которых рождается образ, на внутреннюю мотивацию (жизненный опыт, интерес, приобретенные знания), побуждающую осмысливать окружающий мир и свое место в нем. Выделяются проблемы, созвучные современной молодежи (красота, любовь, добро и зло, счастье, гендерные, матримониальные отношения, коммуникативная культура и др.).

Исследование в рамках данной статьи не позволяет раскрыть все технологии, поэтому кратко оста-новимся на путях реализации лишь некоторых из них.

Так, например, проектная технология. По способу преобладающей деятельности студентов в цикле художественно-гуманитарных дисциплин следует выделить познавательные, исследовательские, творческие, игровые, профессионально направленные интегративные проекты.

Основная проектная идея выражается в художественном проектировании, моделировании, овладении художественным языком искусств [15:27-32].

В основе содержательной части проектов могут быть проблемы, связанные с: изображением балов как фрагментов русского быта в произведениях искусства разных мастеров XVIII - XX вв; эволюцией бальной культуры; исследованием общих законов стиля и жанра, композиционных приемов и способов организации художественной формы, мелодических, ритмических и колористических средств в музыке, поэзии, живописи, киноискусстве, отображающих образ бала; соотношением бала, маскарада и игры; анализом национальных особенностей бальной культуры Европы и Америки; вербальными и невербальными средствами коммуникации в бальной культуре; сопоставлением отражения образа бала, выраженного в произведениях классиков отечественной художественной литературы: Е.А.Баратынского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.И.Куприна, Ф.М.Достоевского, А.Блока, М.Булгакова и др.; исследованием универсальных функций бала, традиций и новаторства в бальной культуре; художественной деятельностью по воспитанию школьников через реконструкцию бальной культуры.

Тематика проектов разнообразна: 1.Национальная специфика русской бальной культуры. 2. Бал в зеркале русской литературы. 3.Традиции русских балов в литературе и киноискусстве. 4.Отражение традиций русских балов в балетной и оперной музыке. 5.Бальная культура в Казани: прошлое и современность. 6.Особенности национального бала в различных странах мира. 7.Современная бальная культура в странах Западной Европы и Америки.

Главным итогом проектов, построенных на интегративной основе, является практический результат, своеобразный продукт. Таким продуктом могут быть компьютерные презентации, интегративные уроки литературы, музыки, изобразительного искусства, лингвокультуроведческие уроки, разработки тематических вечеров, сценариев внеклассных мероприятий для школьников и студентов, которые студенты готовят в парах, группах инсценированные действа «Бал в доме Ушковых», «Бал в институте благородных девиц», «Бал-маскарад», создание фоторепортажей, посвященных балам в честь знаменитых деятелей культуры, постановка спектаклей, игры и викторины, терминологические словари, выступления на внутривузовских и межвузовских научно-практических конференциях,

создание видеофильмов, видеосюжетов, компьютерных программ и т.д. Работа над проектом завершается презентацией.

При подготовке проекта-презентации студенты ведут самостоятельный поиск и анализ информации из различных источников, подбирают визуальный, музыкальный материал, выстраивают ассоциативные ряды с помощью информационно-компьютерных технологий. Использование синтеза звуковых, зрительных и двигательных образов помогает не только получать знания, но и формировать общекультурные, профессиональные и специальные компетенции, необходимые в будущей учебно-методической, педагогической, творческой деятельности.

Такого рода проекты развивают способность к самостоятельному восприятию и анализу художественных явлений в их взаимосвязях, позволяют осмыслить своеобразие средств выразительности и духовного содержания художественных ценностей, выявляют личную позицию в сфере культуры, формируют компетенции, необходимые будущему учителю в области передачи духовных и художественных ценностей, помогают обрести опыт общения с конкретными произведениями искусства разных эпох, навыки первичных профессиональных суждений об искусстве, а также накапливать навыки сравнительного анализа художественных произведений. Проекты способствуют организации аналитико-исследовательской деятельности студентов, а также упорядочиванию изучения причинно-следственных связей между событиями различных эпох, культурологическими явлениями, понятиями.

Оценивается в проекте не объем освоенной информации, а ее применение, самостоятельность, творчество, глубина знаний, аргументация решений проблемы, оформление и защита проекта.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостность миропонимания и худо-жественного мышления, воздействует на систему ценностных ориентаций личности, способствует познанию себя и мира через культуру, развивает творческое воображение, культуру чувств, высокую эмоциональную отзывчивость, способность ассоциативного мышления, вооружает духовно-нравственным опытом, подготавливая тем самым к решению жизненных проблем.

Игровые технологии занимают особое место при изучении бальной культуры, т.к. любой бал - это игра. Функция игры всегда оставалась неизменной функцией бала [5:11-17]. Бал как игра представляет собой свободную деятельность, дающую индивиду возможность для самовыражения в нереальном, искусственно созданном мире. Бал как любая игра «разыгрывается», имеет начало и конец, отличается повторяемостью. Композиция бала имеет завязку, развитие сюжета и развязку. Все это отражается в игровых формах.

Игровые формы в учебной деятельности студентов имеют ряд функций: познавательная, обучающая, коммуникативная, развивающая, воспитательная, релаксационная. Игра стимулирует активность, повышает интерес к изучаемому материалу, позволяет усвоить большое количество информации, стимулирует творческий потенциал, целеустремленность, открывает возможности для самореализации, формирования необходимых компетенций. Среди игр предлагается использовать ролевые, сюжетно-ролевые, игры фантазирования, имитационные игры (моделирование содержания и форм профессиональной деятельности), театрализованные игровые реконструкции. Театрализованно-игровая реконструкция бала осуществляется студентами в реальной культурно-исторической и эстетической среде, где проводились балы в прошлые века (например, в доме Ушковых в Казани). Бал «разыгрывается». Реконструкция предусматривает соблюдение строгой композиции бала, где каждая его ступень характеризовалась определенными правилами поведения, темами общения, музыкой, танцами (бальная цепочка - полонез, кадриль, вальс, мазурка, полька, котильон-танец-игра как эволюция от церемониала к игре).

Воспроизводится обстановка бала, предусматривается оформление бальных помещений, дизайн и рассылка приглашений, соблюдение определенного танцевального порядка.

В ходе бала демонстрируется бальный этикет, включающий костюмы, обувь, аксессуары, манеры поведения и общения. Осваивается танцевальная лексика, язык церемониального жеста и

костюма. Заранее готовятся танцы, подвижные игры, популярные на балах. Завершается бал фейерверком.

Таким образом, в игровой реконструкции отражается полифункциональность бала.

Среди других игровых форм можно выделить игру «Язык» веера, «Диалог».

Участники игры «Язык» веера разыгрывают роли кавалеров и дам. Дамы ведут диалог с кавалерами при помощи веера, последние определяют, о чем «говорит» веер каждым своим движением и цветом или приводят примеры из литературы, изобразительного искусства, киноискусства, свидетельствующие о том, как веер помогал в любовных играх и выражении своих чувств.

Игра «Диалог» предусматривает ведение диалога студентами, разделенными на три группы, разыгрывающими роли участников балов и маскарадов той или иной культурноисторической эпохи. В ходе игры через диалог идет поиск общего и отличного в балах и маскарадах в России ХУТТТ-ХХ веков. Демонстрируются заранее подготовленные студентами презентации фрагментов балов и маскарадов из кинофильмов «Война и мир», «Анна Каренина», «Гардемарины, вперед», «Маскарад» и др., а также зрительный ряд из произведений изобразительного искусства (К Брож, С.Шамот, К.Ухтомский, Ч.Галле, Ф Крюгер, В.Маковский, Ф.Винтерхальтер, Ф.Фламенг, К. Брюллов, К.Сомов, В.Навозов, М.Зичи, Н.Сапунов и др.). Демонстрируются также танцы разных эпох, исполняемые на балах: контрданс, менуэт, полонез, мазурка, вальс, французская кадриль. Студенты проводят самостоятельно подготовленную компьютерную игру на определение по сходству тем и сюжетов не только литературных произведений, но и близких к ним музыкальных или живописных. Демонстрируются живописные произведения, отрывки из литературных произведений, посвященных балам и маскарадам, звучит балетная, оперная, танцевальная музыка (В. Моцарт, Ф.Шопен, Ш.Гуно, Ф.Лист, П.Чайковский, М.Глинка, С.Прокофьев, Р.Щедрин и др.).

Игра-диалог «Оживить картину бала» предполагает групповую творческую коммуникативную деятельность студентов, в ходе которой они озвучивают диалоги от лица разных персонажей, подбирают стихи, фрагменты из литературных произведений к картине, дополняют ее музыкальными фрагментами. В сочетании со звучащими литературными фрагментами музыка создает завершенный художественный образ бала.

Таким образом, интеграция дисциплин художественно-гуманитарного цикла [13:4-7] помогает осуществлению единства процессов художественно-эстетического образования, воспитания, музыкально-творческой и профессиональной деятельности, являясь наиболее эффективным средством формирования личности будущих специалистов, их вкусов, нравственных ценностей и норм, эмоционально-ценностного отношения к миру, творческой коммуникативной и профессиональной деятельности.

В заключении формулируются основные методические условия, обеспечивающие эффективность изучения бальной культуры:

1) Структурирование содержания учебного материала и определение логики его раскрытия на основе системно-функциональной модели развёртывания ведущих теоретических положений; создание целостной модели бальной культуры на основе взаимодействия различных искусств друг с другом; выделение профессионально значимых компонентов содержания, наиболее важных в познавательном и воспитательном отношении, способствующих достижению единства общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.

2) Целостность обеспечения содержательно-деятельностного, системно-комплексного, личностно-ориентированного, регионального подходов в интеграционном пространстве художественно-гуманитарных дисциплин.

3) Ориентация на развитие эмоционально-чувственной сферы, опыта эмоционального развития личности через синтез и комплексное воздействие искусств с целью более полного и глубокого раскрытия художественного образа бала.

4) Ориентация на отбор интегративно-интерактивных технологий, соответствующих специфике учебного материала и сущности бальной культуры как полифункционального интегративного феномена.

5) Ориентация на максимальное выявление внутренних возможностей каждой дисциплины, входящей в интегративный комплекс.

Научная новизна и практическая значимость заключается в том, что в исследовании представлена системно-функциональная модель изучения бала как феномена культуры, основанная на интегративно-компетентностном, полихудожественном подходе, которая может быть использована в теоретической и методической подготовке преподавателей и студентов художественно-гуманитарных специальностей ВУЗа, в работе по совершенствованию структуры и содержания программ, семинарских и практических занятий, в разработке методических рекомендаций, в культурно-досуговой деятельности.

Литература

1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ - начало ХГХ века) - С.- П.: «Искусство - СПб», 1994. - 399 с.

2. Захарова О.Ю. Русский бал ХУШ - начала XX века. Танцы, костюмы, символика. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. - 448 с.

3. Марченко Н. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. - М.: Изограф, Эксмо - Пресс, 2001. - 368 с.

4. Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. - М.: Классика - XXI, 2003. - 256 с.

5. Колесникова А.В.Бал в истории русской культуры...: дис....канд. культурологии. - С.-П.: 1999. -

286 с.

6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.

7. Загвязинский В.И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении: учебное пособие. - Тюмень.: Изд-во Тюменского гос.ун-та, 2009. - 118 с.

8. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб.пос. - М.: «Академия», 2004. - 208 с.

9. Киндлер Е.А. Формирование эстетической компетенции будущих учителей культурологии в процессе преподавания философско-культурологических дисциплин.: дис.. ..канд.пед.наук. - Екатеринбург, 2009. - 160 с.

10. Неменский Б. Принципы программы непрерывного художественного образования // Искусство в школе. - 2003. - № 1. - С. 3-9.

11. Каган М.С. О месте искусства в жизни. // Искусство в школе. - 1992. - № 1 - С. 11-19

12. Школяр Л.Г. Музыкальное образование - культуросообразное и развивающее // Искусство в школе. - 2004. - № 2. - С. 3-10

13. Савенкова Л.В. Интеграция в художественной педагогике ИЗО // Искусство в школе. - 2001. - № 4. - С. 47.

14. Кашекова И. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания // Искусство в школе. - 2001. - № 4. - С. 7 - 10.

15. Селиванова Т. Информационные и коммуникативные технологии [ИКТ] в художественном образовании // Искусство в школе. - 2005. № 2. - С. 27-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.