Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовый результат / факторный анализ / доходы / расходы / прибыль / выручка / financial result / factor analysis / income / expenses / profit / revenue

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т.И. Козюбро, У.В. Джемалиди

Непростая экономическая и политическая ситуация в стране и в мире вынуждает отечественные предприятия испытывать трудности в своем функционировании. Наблюдается существенное снижение основных финансово-экономических показателей, ухудшение показателей финансовой устойчивости и платежеспособности. В данной статье рассматривается факторный анализ прибыли от продаж одного из агропромышленных предприятий Краснодарского края, описываются основные этапы и методика проведения, а также сделаны определенные выводы, необходимые для принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FACTOR ANALYSIS OF PROFIT AT THE ENTERPRISES OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE KRASNODAR TERRITORY

The difficult economic and political situation in the country and in the world forces domestic enterprises to experience difficulties in their functioning. There is a significant decrease in the main financial and economic indicators, deterioration of financial stability and solvency. This article examines the factor analysis of profit from sales of one of the agroindustrial enterprises of the Krasnodar Territory, describes the main stages and methods of implementation, and also draws certain conclusions necessary for making managerial decisions.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Т.И. Козюбро, канд. экон. наук У.В. Джемалиди, студент

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-3-155-158

Аннотация. Непростая экономическая и политическая ситуация в стране и в мире вынуждает отечественные предприятия испытывать трудности в своем функционировании. Наблюдается существенное снижение основных финансово-экономических показателей, ухудшение показателей финансовой устойчивости и платежеспособности. В данной статье рассматривается факторный анализ прибыли от продаж одного из агропромышленных предприятий Краснодарского края, описываются основные этапы и методика проведения, а также сделаны определенные выводы, необходимые для принятия управленческих решений.

Ключевые слова: финансовый результат, факторный анализ, доходы, расходы, прибыль, выручка.

Сельское хозяйство является приоритетной отраслью российской экономики, так как оно позволяет обеспечить продовольственную безопасность страны. В настоящее время российская экономика находится в кризисном состоянии, сложная ситуация с коронавирусной инфекцией и связанная с ней пандемия, обострение отношений со странами Запада обязывают предприятия агропромышленного комплекса России применять определённые тактики и стратегии при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности [1]. В то же время, несмотря на сложную экономическую ситуации в стране, имеется определенный потенциал для экономического роста в связи с отменой ограничений из-за СОУГО-19 и уходом с потребительского рынка западных конкурентов, поэтому отечественным предприятиям следует придерживаться определённых концепций устойчивого развития [2].

Эффективность функционирования предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль, поэтому важную роль играет анализ финансовых результатов. Достаточный уровень получаемой прибыли обеспечивает компании финансовую стабильность, дает возможность для даль-

нейшего развития и поддержания финансовой устойчивости в виде повышения платежеспособности [3].

Именно поэтому анализ финансовых результатов является актуальной составляющей в эффективном управлении фирмой. Он является составной частью анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и одним из наиболее действенных инструментов учета и контроля уровня использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. На основании выводов, полученных по результатам анализа, можно принять правильные управленческие решения, учитывающие состояние и динамику факторов экономической среды [4].

Существуют различные методические подходы к анализу финансовых результатов [5]. Мы же в данной статье проведем факторный анализ прибыли от продаж, который необходим для оценки резервов повышения эффективности производства. Основная цель факторного анализа - поиск путей максимизации прибыли и принятие верных управленческих решений, от которых будет зависеть дальнейшая эффективность работы предприятия.

Рассмотрим пример данного анализа за 2018-2020 гг. на примере одного из сель-

скохозяйственных предприятий Краснодарского края ООО Агрофирма «Приволье», занимающемся выращиванием риса,

зерновых и зернобобовых, технических и прочих сельскохозяйственных структур (табл. 1).

Таблица 1. Показатели для факторного анализа прибыли от продаж

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2020 г. от 2018 г. Темп роста 2020 г. к 2018 г., %

Выручка, тыс. руб. 862545 1217758 1388854 526309 161,02

Себестоимость продаж, тыс. руб. (670193) (905532) (897347) 227154 133,89

Валовая прибыль, гыс. руб. 192352 312226 491507 299155 255,52

Коммерческие расходы, тыс. руб. (33852) (46704) (41734) 7882 123,28

Прибыль от продаж, тыс. руб. 158500 265522 449773 291273 283,77

Проведем анализ влияния факторов на прибыль от продажи, используя следующую модель:

Прибпр = Выр - с/с - Расхком (11)

где Прибпр - прибыль от продаж, Выр - выручка, с/с - себестоимость, Расх ком - коммерческие расходы.

Прибпр1 = 862545 - 670193 - 33852 = 158500 тыс. руб. Прибпр2 = 1388854 - 670193 - 33852 = 684809 тыс. руб. Прибпрз= 1388854 - 897347 - 33852 = 457655 тыс. руб. Прибпр4 = 1388854 - 897347 - 41734 = 449773 тыс. руб. Влияние показателей на прибыль от продаж: ЛПрибпрдвыр = 684809 - 158500 = 526309 тыс. руб. А Прибпр дс/с = 457655 - 684809 = -227154 тыс. руб. Л Прибпр дРасх ком = 449773 - 457655 = -7882 тыс. руб. Изменение прибыли за счет факторов: ЛПриб пр общ = 526309 - 227154 - 7882 = 291273 тыс. руб.

Можно сделать вывод, что в отчетном году по сравнению с базисным от продажи продукции получена прибыль, которая увеличилась на 291273 тыс. руб. На ее рост существенное влияние оказало повышение выручки на 526309 тыс. руб. За счет увеличения себестоимости и коммерческих расходов прибыль сократилась на 227154 тыс. руб. и 7882 тыс. руб., соответственно.

Таким образом, с помощью проведенного анализа можно выявить следующие резервы по повышению финансовых результатов.

Каждый производитель стремится максимизировать прибыль. Это можно достичь за счет увеличения производства

продукции, но это в свою очередь приведет к увеличению издержек, поэтому необходимо рассматривать возможные пути их снижения. Для того, чтобы снизить издержки, нам необходимо снизить себестоимость товарной продукции, что приведет к увеличению эффективности производства.

Факторы снижения себестоимости - это те причины, движущие силы, приводящие к уменьшению затрат, и условия, в которых они действуют.

Может применяться следующая группировка факторов снижения себестоимости продукции: повышение технического уровня производства; внедрение новой прогрессивной технологии, механизации и

автоматизации производственных процессов; совершенствование применяемой техники и технологии производства; улучшение использования и применения новых видов сырья и материалов и др.

Одним из наиболее эффективных способов является экономия ресурсов, используемых в производстве, они могут быть как материальные, так и трудовые. Основным видом деятельности предприятия является выращивание зерновых и зернобобовых культур, следовательно, на данном предприятии требуется в основном работники основного производства, цеха, а не административный персонал. Исходя из этого, мы можем сократить штат работников административного управления, тем самым снизить задолженность предприятия перед персоналом по оплате труда.

Эффективный способ снижения издержек связан с автоматизацией оборудования в производстве. Так как фирма связана с сельским хозяйством, можно порекомендовать закупить наиболее новые зерноуборочные комбайны, это позволит увеличить производительность труда и оборачиваемость активов.

Также следует сократить оборудование, приобретающееся в аренду, потому что на его эксплуатацию тратятся огромные денежные средства, при этом коэффициент использования оборудования достаточно низкий, что приводит к неоправданным убыткам.

Необходимо обеспечить процесс непре-

эксплуатации оборудования, использовать их максимальную загрузку.

Следует усилить контроль за качеством продукции, чтобы снизить количество брака в производстве, при этом достичь высокого качества производства, то есть вероятности роста спроса на данную продукцию, что увеличит уровень окупаемости реализованной продукции.

Одним из наиболее простых способов снижения издержек является смена одного поставщика на другого, который в свою очередь имеет сырье и материалы более дешевые, нежели первый. Также можно использовать горизонтальную интеграцию, которая подразумевает поиск производителей, для осуществления совместной закупки сырья, что в свою очередь может привести к определенным скидкам со стороны поставщиков.

Еще одной мерой снижения издержек является расчет оптимального объема покупок сырья, материалов у поставщика, чтобы уменьшить затраты на сохранение данного сырья на складах т.е. затраты на арендную плату, потери от инфляции и т.д.

В заключении отметим, что полученные результаты факторного анализа, позволяют сделать точные и качественные выводы о том, на сколько выручка от продаж, себестоимость и коммерческие расходы влияют на показатель прибыли от продаж, и разработать и принять к исполнению конкретные мероприятия для оптимизации уровня финансового результата.

рывного производства, путем увеличения

Библиографический список

1. Гукасян З.О. Стратегии и тактики поведения субъектов бизнеса в условиях мирового финансового кризиса // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 4-2 (45). - С. 789792.

2. Бжассо А.А., Козюбро Т.И. Концепция устойчивого развития компании: методические подходы, модели // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2021. - №3-1 (54). - С. 19-22.

3. Лукошкина Т.И. Матричный баланс как инструмент обеспечения платёжеспособности организации винодельческой промышленности // Экономика: теория и практика. -2012. - №4 (28). - С. 73-79.

4. Дейнега В.Н., Козюбро Т.И. Влияние состояния и динамики факторов экономической среды на выбор стратегии развития промышленного бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 6. - С. 575-578.

5. Галицкая Ю.Н. Методические подходы к анализу финансовых результатов предприятия / Ю.Н. Галицкая, В.В. Войнова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. -№ 5-1. - С. 50-53.

- Экономицеские HayKU-

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FACTOR ANALYSIS OF PROFIT AT THE ENTERPRISES OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE KRASNODAR TERRITORY

T.I. Kozyubro, Candidate of Economic Sciences U.V. Dzjemalidi, Student Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The difficult economic and political situation in the country and in the world forces domestic enterprises to experience difficulties in their functioning. There is a significant decrease in the main financial and economic indicators, deterioration of financial stability and solvency. This article examines the factor analysis of profit from sales of one of the agro-industrial enterprises of the Krasnodar Territory, describes the main stages and methods of implementation, and also draws certain conclusions necessary for making managerial decisions.

Keywords: financial result, factor analysis, income, expenses, profit, revenue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.