Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2135
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ПРИБЫЛЬ / ВЫРУЧКА / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / FACTORS / FINANCIAL RESULT / PROFIT / REVENUE / PRIME COST / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шокумова Р.Е., Арипшева Д.А.

В статье рассматривается влияние факторов на финансовые результаты предприятия, приводится блок-схема факторного анализа прибыли, динамика показателей прибыли и проводится факторный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FACTORS ON FINANCIAL RESULTS

In article influence of factors on financial results of the enterprise is considered, the flowchart of the factorial analysis of profit, the loudspeaker of indicators of profit is provided and to be carried out the factorial analysis.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»

94

Экономические науки

УДК 338.005.936.3

влияние факторов на финансовые результаты предприятия

Шокумова Р. Е., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова»,

г. Нальчик

Е-mail: rameta77777@mail.ru

Арипшева Д. А., магистрантка 3-го года обучения факультета экономики и управления, направление подготовки «Учет, анализ и аудит»,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова», г. Нальчик

В статье рассматривается влияние факторов на финансовые результаты предприятия, приводится блок-схема факторного анализа прибыли, динамика показателей прибыли и проводится факторный анализ.

Ключевые слова: факторы, финансовый результат, прибыль, выручка, себестоимость, предприятие.

influence of factors on financial results of the enterprise

Shokumova R. E., Candidate of Economic Sciences, associate professor «Economy», FSBEI HE «Kabardino-Balkarian state agricultural university of V. M. Kokov, city of Nalchik Е-mail: rameta77777@mail.ru

Aripsheva D. A., magistrantka of the 3rd year of training of Faculty of Economics and Management, direction of preparation «Account, analysis and audit»,

FSBEI HE «Kabardino-Balkarian state agricultural university of V. M. Kokov, city of Nalchik

In article influence of factors on financial results of the enterprise is considered, the flowchart of the factorial analysis of profit, the loudspeaker of indicators of profit is provided and to be carried out the factorial analysis.

Key words: factors, financial result, profit, revenue, prime cost, enterprise

Получение максимальной прибыли является основной целью деятельности любого предприятия, так как получение максимальной прибыли является вознаграждением от проведенной хозяйственной деятельности. Увеличение прибыли способствует расширению видов экономической деятельности и создает условия для дальнейшего развития предприятия и укреплению финансовых позиций.

Конечный финансовый результат представляет собой разность между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Она складывается в итоге

взаимодействия многих составляющих, как с положительным, так и отрицательным знаком.

Многие предприятия в погоне за прибылью путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции, отнюдь не в интересах потребителей, но имеющей большой спрос продукции, увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции.

В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию. Стремление получить высокую прибыль любыми путями приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресур-

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

95

сами, отсюда и дальнейший рост цен, инфляции, а следовательно, эмиссии денег.

Абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегда объективно отражает повышение эффективности производства.

И здесь, для оценки уровня прибыльности предприятия можно воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам.

В нестабильной экономической ситуации наибольшее количество хозяйствующих субъектов вынуждены работать с изменениями таких факторов, как: колебания курса рубля, рост темпов инфляции, повышение цен на сырье и энергоносители, которые вызваны рядом действующих санкций и государственной политикой.

Все вышеперечисленные факторы оказывают как позитивное, так и негативное влияние на основные показатели финансово-экономической деятельности предприятий и организаций.

Так в определенной последовательности проводят комплексный анализ. Валовую прибыль изучают по ее составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Также изучаются укрупненные факторы изменения прибыли от выпуска товарной продукции. В этой системе основным будет анализ технико-экономических факторов снижения (повышения) затрат на денежную единицу товарной продукции. Анализируются изменение объема и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, на приобретенное сырье, материалы, и другие затраты. В результате чего проводиться сопоставление уровня материальных затрат и затрат на оплату труда.

Факторный анализ-методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Балансовая прибыль

Прибыль от реализации

Л

Прибыль от прочей реализации

Изменение переходящих остапсов готовой продукции

Выпуск товарной продукции

Неоплаченная отгруженная продукция

Качество товарной продукции

Рынки сбыта продукции

Изменение ц ен на рынках сбыта

процессы

Прибыль от продажи товарно-материальных ценностей

Прибыль от реализации продукции подсобных хозяйств

Прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов

Внереализационные финансовые результат

Объем Структура Цены Себестои-

продажи товарной реали- мость

продукции продукции зации продукции

Прибыль от долевого участия в совместных предприятиях

Прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли

Полученные и уплаченные штрафы

Убытки от списания дебиторской задолженности

Убытки от стихийных бедствий

Доходы по акциям, облигациям, депозитам

Доходы и убытки

по валютным операциям и т.д.

Рис. 1. Блок-схема факторного анализа прибыли

96

Р. Е. ШОКУМОВА, Д. А. АРИПШЕВА

Факторный анализ включает в себя следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль (рис. 1).

Наибольшую долю в прибыли предприятия составляет - прибыль от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются: динамика прибыли от реализации продукции, и факторы, определяющие ее изменение в положительном и отрицательном воздействий. Прибыль от реализации продукции зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры, себестоимости и уровня средних реализационных цен.

Важность вопросов, связанных с образованием конечных результатов деятельности предприятия в настоящее время возрастает и следовательно максимизация его доходов и минимизация расходов.

Прибыль может также формироваться за счет уникальности продукта или монопольного положения предприятия на рынке той или иной продукции, но для этого надо всегда проводить мониторинг рынка, внедрять инновационные технологии, обновлять виды выпускаемой продукции, что обеспечит в конечном итоге их конкурентоспособность.

На модификацию прибыли влияют различные факторы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К основным внешним факторам относятся:

- качество действующего законодательства (гражданского, административного, налогового)

- степень развития сектора государственных услуг;

- природные условия;

- развитие инфраструктуры и ее уровень;

- условия социально-экономического характера;

- развитие внешнеэкономических отношений государства;

- цены на производственные ресурсы;

- инфляция.

По нашему мнению, негативное влияние внешних факторов на финансовые результаты можно компенсировать лишь частично, что связано с отсутствием возможности влиять напрямую на предпринимательскую среду, природные и социально-экономические условия.

Сегодня, предприниматели ориентируются, в основном, на внутренние факторы, оказывающие влияние на величину прибыли, к которым относятся:

- качественный финансовый менеджмент;

- компетентность руководства;

- конкурентоспособность и качество продукции;

- объем продаж;

- цена продукции;

- структура продукции и затрат;

- себестоимость продукции;

- производительность труда;

- уровень организации производства и труда.

Производственный и финансовый рычаг оказывают влияние на величину прибыли. Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли больше темпов прироста объема реализации, то есть здесь рост прибыли осуществляется за счет эффекта масштаба производства. Эффект производственного рычага сильнее, тогда когда доля постоянных расходов в общей сумме издержек больше.

Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при разумном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала, по отношению к собственному, при определенных условиях, позволяет снизить налогооблагаемую прибыль, но в то же время возрастает уровень финансового риска хозяйственной деятельности предприятия.

Наиболее важными факторами увеличения прибыли на наш взгляд являются: увеличение размера производства и реализации продукции, сокращение издержек, повышение качества, расширение ассортимента, повышение фондоотдачи и подъем производительности труда.

Особое внимание в ходе анализа и оценки динамики финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую и существенную статью их формирования - прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, выполненных работ и оказания услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли. Прибыль до налогообложения и чистая прибыль формируются преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины. Поэтому рекомендуется проводить анализ прибыли (убытка) от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, учитывая ее изменение под воз-

действием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние.

На основе имеющихся данных ООО «Зеленая Компания» рассмотрим общее изменение прибыли от продажи продукции.

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать следующие выводы, по ООО «Зеленая Компания» наблюдается прибыль от реализации продукции в размере 183382 тыс. руб. в 2018 году и прибыль в размере 140650 тыс. руб. в 2016 году.

В целом по предприятию наблюдается снижение выручки от реализации по сравнению с 2016 годом на 326637 тыс. руб., а себестоимость в свою очередь также снизилась на 369369 тыс. руб. по сравнению с базисным годом.

В отчетном году у предприятия имеется прибыль от продаж в размере 183382 тыс. руб. Выручка предприятия за анализируемый период снизилась на 18,3%. Прибыль от основной деятельности предприятия повысилась на 30,3%, что является позитивным фактором. При этом прибыль до уплаты налогов снизилась на 32,4%. Чистая прибыль за отчетный период выросла на 2,2% и составила 2301 тыс. руб. Наличие у «Зеленой Компании» чистой прибыли свидетель-

ствует о возможности пополнения оборотных средств для ведения нормальной финансово-хозяйственной деятельности. Сравнив темп роста выручки и себестоимости, можно судить об эффективной или неэффективной деятельности предприятия за период. 18,04>22,6, следовательно, деятельность компании можно оценить как эффективную. Считается, что организация работала в отчетном периоде эффективно, если ТрА^рМрЧа где ТрА - темп роста активов, Тру - темп роста выручки, ТрЧП - темп роста чистой прибыли. Представленное соотношение называется «золотым правилом» экономики.

ТрА(2018) =112,3 % Тр^2018) = -18,04 % ТрЧП(2018) = 2,2%

Это означает, что выручка в последний анализируемый период не опережает в своем росте активы, что свидетельствует о замедлении оборачиваемости средств организации. Чистая прибыль возросла более значительно, чем выручка. Таким образом, за данный период, соотношение выполняется - организация работала очень эффективно.

Таблица 1

Динамика показателей прибыли ООО «Зеленая Компания», тыс. руб.*

Показатели 2016 2017 2018 Изменения Темпы роста, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Выручка, V 1774166 1241959 1447529 -326637 -18,04

2. Расходы по обычным видам деятельности 1633516 1033494 1264147 -369369 -22,6

3. Прибыль (убыток) от продаж (п. 1- п. 2) 140650 208465 183382 +42732 30,3

4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате 60998 -9438 5119 -55879 -91,6

5. ЕВ1Т (прибыль до уплаты процентов и налогов) (п. 3 + п. 4) 201648 125387 136304 -65344 -32,4

6. Проценты к уплате 71104 7468 7706 -63398 -89,1

7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее -26606 -27708 -30065 -56671 -

8. Чистая прибыль (убыток) (п. 5-п. 6 + п. 7) 103938 97679 106239 +2301 2,2

9. Чистая прибыль 103937 97679 106239 +2301 2,2

* Расчет показателей на основании данных бухгалтерской отчетности ООО «Зеленая Компания».

98

р. е. шокумова, д. а. арипшева

Поскольку постоянно происходит развитие аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о финансовых результатах», создана информационная база для проведения анализа изменения прибыли от продаж под влиянием следующих факторов:

• объема выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг);

• структуры реализации;

себестоимости проданных товаров, продукции;

• коммерческих затрат;

• управленческих затрат;

• цен на реализацию товаров, продукции (работ и услуг).

Валовой объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме её реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Затраты продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Для проведения факторного анализа используем необходимую информацию и рассчитаем влияние факторов на изменение (прирост) прибыли (убытка) от продаж.

Если сравнить плановую и условную сумму прибыли, исчисленную исходя из фактического объема, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

УПРарГн уд = 205678 - 208465 = -2787тыс. руб.

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процерт пер>евыполнения(недовыполненис) плана по реализации продукции в натурально -услорн ом иечиыле нииивыв оценке ео пл анов ой себестоимости (1531090/1241959*100-100 =23,2) и результат разделить на 100:

уоп = лчевыи * лн,л/1чч = +венпн,еетыс. руб.

№ п/п Показатель Предыдущий го= Реализация отчетного года по ценам нзатравам предыдущего Отчетный год

1 Выручка от реализации продукции, тыс. руб. (ВР) 124)959 )5Н)Ч9Ч )4ВЛВЛ9

л Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. (С) 10ННВ9В знливзл 1264147

о Прибыль (убыток) от реализации продукции (ПР) лчевыи лчипле зеннел

Лаблеиа2

Исходные данные для факторного опализн прлбыло(3018 гнд)*

* Расчет показателей на основании данных бухгалтерской отчетности ООО «Зеленая Компания».

Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата вычесть второй):

АРПуд = -2787 - 48363,88 = -51150,88тыс.еуб.

Впияни2изменезбз 80лнойсебестоимости на сууд му прибыли устанавливают сравнением фркричлско2снсн1ьI зсз2енспллновой, пересчи-танн ой на фактический объем продаж:

АПРС = -(1264147 -1325412) = -С12йеоые.еуб.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию находят сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

Таким образом, увеличение выручки от реализации продукции на - 205570 тыс. руб. привело к увеличению суммы прибыли на 48363,88 тыс. руб. Соответственно увеличение себестоимости проданных товаров на 230653 тыс. руб. привело к снижению суммы прибыли на 61265 тыс. руб. В результате изменения цены на продукцию сумма прибыли снизилась на 83561 тыс. руб.

Исходя из этого, мы считаем, вышеперечисленные факторы оказывающие влияние на финансовые результаты должны являться предметом кропотливого анализа со стороны предприятия, а результаты их оценки должны служить основанием для принятия грамотных управленческих решений по увеличению доходов и минимизации расходов предприятия.

АПРц = 1447529 -1531090 = -835й1тыс. руб.

литература

1. Адамова О. Н. Учет и анализ финансовых результатов предприятия / О. Н. Адамова // В сборнике: Инновации, технологии, наука: сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 6, 7.

2. Акатова А. С. Увеличение прибыли как важный фактор развития предприятий / А. С. Акатова, Ю. А. Козлова // Молодой ученый. № 4. 2014. С. 453-456.

3. Бороненкова С. А. Комплексный финансовый анализ в управлении предприятием: Учебное пособие / С. А. Бороненкова М. В. Мельник. М.: Форум, 2018. -15 с.

4. БигловаА. А. Факторы, влияющие на финансовый результат // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 4. № 58. С. 290-294.

5. Вагазова Г. Р., Лукьянова Е. С. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия / Г. Р. Вага-зова// Молодой ученый. № 11.3. 2015. С. 13-15.

6. Дубоносова А. Н. Снижение себестоимости продукции как фактор улучшения финансового состояния предприятия// Справочник экономиста. № 7. 2014.

7. Сергеева С. С. Факторы роста прибыли предприятия в современных условиях // Международный журнал экспериментального образования. № 8. 2011. С. 280, 281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.