Научная статья на тему 'Особенности факторных влияний на финансовый результат на предприятии молочной промышленности'

Особенности факторных влияний на финансовый результат на предприятии молочной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ВЫРУЧКА / ПРИБЫЛЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / FINANCIAL RESULTS / REVENUES / EARNINGS / FACTOR ANALYSIS / AGRICULTURE / ECONOMIC SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уколова Д.

Рассматривается отрасль сельского хозяйства производство молока. В условиях экономических санкций необходимо увеличивать собственное производство, а, следовательно, и прибыли для развития отрасли. Исследуется работа конкретного предприятия в Калининградской области; анализируются основные факторы, влияющие на финансовый результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES FACTORIAL IMPACTS ON THE FINANCIAL RESULTS OF MILK ENTERPRISES

The article discusses the agricultural sector the production of milk. In the context of economic sanctions is necessary to increase its own production, and profit from the sale of the development of the industry. We study the work of a particular company in the Kaliningrad region; analyzes the main factors affecting the financial result.

Текст научной работы на тему «Особенности факторных влияний на финансовый результат на предприятии молочной промышленности»

УДК 303.722.2

ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРНЫХ ВЛИЯНИЙ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Д. Уколова, студентка 1-го курса магистратуры ИФЭМ ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

Рассматривается отрасль сельского хозяйства - производство молока. В условиях экономических санкций необходимо увеличивать собственное производство, а, следовательно, и прибыли для развития отрасли. Исследуется работа конкретного предприятия в Калининградской области; анализируются основные факторы, влияющие на финансовый результат.

финансовый результат, выручка, прибыль, факторный анализ, сельское хозяйство, экономические санкции

Производство молока и молочной продукции - одна из самых важных отраслей сельского хозяйства. «Молоко является одним из самых ценных продуктов питания человека. По пищевой ценности оно может заменить любой продукт, но ни один продукт не заменит молоко» [1, с.12]. Производство молока оказывает влияние на всю экономику государства как в целом, а так же на способность страны обеспечить граждан жизненно важными продуктами питания.

В условиях экономической блокады Российской Федерации со стороны некоторых государств и ответными санкциями на импорт зарубежных продуктов питания, необходимо развивать и увеличивать объемы отечественное производство и сельского хозяйства.

Для организаций, которые занимаются молочным скотоводством — реализация сырого молока является основным фактором формирования финансового результата, что служит источником заработной платы, резервного капитала, для обеспечения экономической эффективности хозяйственной деятельности. «Роль и многообразие экономической деятельности определяют сложность содержания экономического анализа и задач, стоящих перед ним» [2, с.9].

Для проведения анализа влияния факторов выбрано действующее предприятие в Славском районе Калининградской области.

Для выявления влияние факторов проведем подробный анализ прибыли, на основе данных из отчета о финансовых результатах (форма №2 бухгалтерской отчетности).

Для анализа были найдены следующие показатели:

1. Абсолютное отклонение прибыли - АП:

ДП = П1-П0, (1)

где П - прибыль в отчетном году;

По - прибыль в базисном году;

2. Темп роста (снижения) - Т:

П1 *100%; По

3. Уровень каждого показателя (У^ к выручке (В) от продаж:

где i=0 - базисный период; i=1 - отчетный период;

4. Изменение структуры - Д^

*100% (3)

В1

ДY = Y1-Yo,, (4)

где Yl - уровень отчетного периода;

Yo - уровень базисного периода.

Проведя анализ по вышеизложенным формулам следует, что чистая пибыль в 2015году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 19,6% (2) или на 258 тыс. руб. (1). Уровень прибыли по отношению к выручке так же увеличился на 2,21% (4).

Уменьшение валовой прибыли по отношению себестоимости к выручке на 1,4% (4) является положительной тенденцией, но только в том случае, если уменьшение издержек на реализацию продукции не отразиться на ее качестве.

Рост прибыли от продаж по отношению к выручке на 1,1% (4) является положительным показателем, свидетельствующий о увеличении рентабельности и снижении издержек производства.

Увеличение показателей, показывающих отношение к выручке прибыли до налогообложения и чистой прибыли на 2,7 (4) и на 2,21% (4), соответственно, также считается положительной тенденцией.

Показатель текущего налога на прибыль определяет долю прибыли, перечисляемой в бюджет. Увеличение этого показателя в целом не желательно, но является необходимым и не зависит от организации.

При анализе прибыли существенную роль играет анализ воздействия факторов, представляющий собой комплексное и системное изучение и измерение воздействия факторов на результативный показатель [3].

Анализ влияния факторов состоит из следующих этапов:

Во-первых, это отбор факторов.

Во-вторых, это их классификация и систематизация.

В-третьих, определение взаимосвязи между результатом и факторами, влияющими на него.

В-четвертых, математический расчет влияния факторов и оценка роли каждого фактора

В-пятых, использование полученных данных на практике.

Изменение прибыли может быть обусловлено следующими факторами:

1) Объемом реализованной продукции.

2) Ценами на продукцию.

3)3атратами на сырье, материалы, трудовые ресурсы.

Каждому фактору присвоим условное обозначение для упрощения расчетов (табл.1).

Таблица 1 - Данные для факторного анализа прибыли

Показатель 2013 г. 2014 г.

условное обозначение значение условное обозначение значение

1.Объем проданной про- Ос 405 01 432

дукции, тыс. л

2.Цена, руб. Ро 18 Р1 18

З.Выручка от реализа- Во 7290 В1 7776

ции, тыс. руб.

4.Полная себестоимость 80 5641 81 5930

(стр. 2120 + стр. 2210 +

стр. 2220 Ф2), тыс. руб.

5.Себестоймость 1 литра 8ед.0 13,9 8ед.1 13,7

продукции, руб./л

б.Прибыль от реализа- По 1649 П1 1846

ции продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб.

Рассчитаем показатели деятельности организации за 2015 год в сопоставимых ценах, для того, чтобы провести факторный анализ. Расчеты представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Показатели деятельности ООО «Новый двор» за 2015 год в сопоставимых ценах, в тыс. руб.___

Показатели 2013 г. 2014 г. в сопоставимых це- 2014 г.

нах

условное обозначе- значение условное обозначе- формула значение условное обозначение значение

ние ние расчета

1.Выручка Во 7290 В' 01*Р0 (5) 7776 В1 7776

2.Полная се- Sо 5641 ^ 01*Ред.0 6004,8 Sl 5930

бестоимость (6)

З.Прибыль от По 1649 П' 1771,2 П1 1846

реализации

Исходя из полученных в табл. 2 данных, можно сделать вывод, что показатель выручки в сопоставимых ценах в 2015 году остался прежним, т.к. цена не изменилась (5). А полная себестоимость в сопоставимых ценах возросла на 74800 рублей (6). Это связано с тем, что в 2015 году снизилась себестоимость единицы продукции на 20 копеек.

Основываясь на вышеизложенных расчетах рассчитаем влияние факторов на прибыль предприятия. Формулы и расчеты представим в табл. 3.

Таблица 3 - Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции, в тыс. руб.

Фактор Формула расчета Величина показателя Удельный вес, %

1.Изменение цен на продукцию ДР1 = В1 - В', (7) 0 0

2.Изменение в объеме продукции я' ДР2 = По*--По, (8) я0 106,3 58,7

3.Изменение в структуре продукции ЛР= = Ро(Г0 (9) 0 0

4.Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции ДР4 = S' - S1, (10) 74,8 41,3

5.Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции ДР5 = Зо*^^', (11) В0 0 0

б.Совокупное влияние факторов 181,1 100

Изменение отпускных цен (7), изменения в структуре продукции (9) и изменения в себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (10) в 2015 году отсутствуют, так как отпускная цена не изменялась, а выпускаемая продукция только одного вида.

Способ расчета влияния ряда факторов на прибыль от реализации продукции заключается в поочередном расчете воздействия каждого фактора.

Используя данные отчета о финансовых результатах, выполним факторный анализ рентабельности продаж и чистой рентабельности.

Для анализа рентабельности продаж будем использовать данную модель:

« = 2 = ^ (12)

где П - прибыль от реализации;

В - выручка от реализации;

S - полная себестоимость.

Влияние фактора изменения стоимости продукции определяется по формуле:

дяв = - ^^ (13)

В1 В0

Влияние фактора изменения себестоимости составит:

= ^^ - (14)

В1 В1

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

ДК = ДКв + ДЯ5 (15)

Данные и их условные обозначения для расчета влияния факторов представим в

табл.4.

В табл. 5 представим числовое выражения влияние факторов на рентабельность продаж сырого молока.

Пользуясь результатами анализа, можно сделать вывод, что рентабельность продаж в 2015 году увеличилась на 1,1%. Данное увеличение произошло под влиянием увеличения общей стоимости проданной продукции, которая зависит от валовых надоев, т.е. объемов производства, который в 2015 году вырос на 27 тыс. л.

Подводя итоги факторного анализа деятельности молочной фермы ООО «Новый двор» можно сделать вывод, что главный фактор, влияющий на финансовый результат — это объем реализуемой продукции. Повышение цены, с целью увеличения выручки не является целесообразным, потому что молоко является социально-значимым продуктом

питания и входит в «Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 530) [4], и в нынешней внутренней экономической обстановке не будет являться благоприятным для населения.

Таблица 4 - Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж фирмы ООО «Новый двор»_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Про Цена, Объем Объем реализации, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб.

дукт руб. проданной В ба- В В Ба- Факт. в Отчет-

продукции, зис- отчетном отчетном зис- ценах ного

тыс. л. ном году в году ного базисного периода

году ценах базисного года года периода

Мо- Р0 Р1 Qo Ql В0 В' В1 So S' Sl

локо 18 18 405 432 7290 7776 7776 5641 6004,8 5930

Таблица 5 - Факторный анализ рентабельности продаж

Продукт Рентабельность, % Изменение Изменение рентабельности за

рентабельности, % счет факторов, %

2014 2015 Изменение стоимости Изменение себестоимости

Ro ЛRв Л^

Молоко 22,6 23,7 1,1 4,8 -3,7

Увеличение финансовых результатов возможно не только за счет основной деятельности. Неиспользуемые активы предприятия смогу приносить дополнительный доход за счет аренды или их продажи.

У ООО «Новый двор» имеется один неиспользуемый в процессе производства продукции сельскохозяйственный колесный трактор, модели «Беларус», модели МТЗ 82, 2008 года выпуска, который был приобретен предприятием в 2010 году.

Предприятие имеет возможность сдать его в аренду на следующих условиях:

- арендная плата 20 тыс. руб. в месяц;

- срок аренды - 1 год

- текущие расходы по ремонту и обслуживанию техники берет на себя арендатор;

- имущество остается на балансе предприятия.

Трактор был приобретен в декабре 2010 года, по цене 480 тыс. руб. и принят к бухгалтерскому учету по такой же первоначальной стоимости.

Амортизационные отчисления начисляются линейным способом. Их сумма за год составляет 48 тыс. руб. На конец 2015 года остаточная стоимость трактора «Беларус - МТЗ 82» составила 288 тыс. руб.

Сумма арендной платы за год составит 240 тыс. руб. Так как имущество остается на балансе предприятия, то на него начисляется амортизация. Налог на имущество составит 2,2% или 6336 руб., а налог на прибыль 28 тыс. руб. Чистый доход от сдачи в аренду трактора составит 137664 руб. в год.

Для увеличение объема готовой продукции в натуральном выражении, от которого напрямую зависит общий финансовый результат необходим набор мер, которые реализуются в соответствии с зоотехническими нормами. Например, улучшение кормовой базы для молочного скота, увеличение поголовья стада, за счет увеличения приплода, внедрение новых технологий и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вожаева, Л. И. Общая технология молочной отрасли: учебное пособие // Л. И. Вождаева, Т. В. Котова. - Кемерово: «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности», 2006. - 160 с.

2. Герасимов, Б. И. Экономический анализ: учебное пособие / Т. М. Коновалова, С. П. Спиридонов. - Тамбов: «Тамбовский Государственный Технический Университет, 2006.- Ч.1. - 106 с.

3. Фролова, Т. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] // Административно-управленческий портал. - URL: http://www.aup.ru/books/m167/7_2.htm (дата обращения 05.05.2016).

4. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены [Электронный ресурс] // Информационная база «Гарант». -URL: http://base.garant.ru/12177401 (дата обращения 10.05.2016).

FEATURES FACTORIAL IMPACTS ON THE FINANCIAL RESULTS OF MILK

ENTERPRISES

D. Ukolova, Undergraduate, Kaliningrad State Technical University

The article discusses the agricultural sector - the production of milk. In the context of economic sanctions is necessary to increase its own production, and profit from the sale of the development of the industry. We study the work of a particular company in the Kaliningrad region; analyzes the main factors affecting the financial result.

financial results, revenues, earnings, factor analysis, agriculture, economic sanctions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.