Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИМПОРТОЗАВИСИМОСТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРИЭР»)'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИМПОРТОЗАВИСИМОСТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРИЭР») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / НОВЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА / ПИЩЕВАЯ ОТРАСЛЬ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ЗАДАЧИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ЭТАПЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маракова Н.И., Додонова С.В.

Стремительно импортозамещение начало свое развитие в России в 2015-2016 годах, когда против нашей страны были введены экономические санкции. Именно тогда импортозамещение стало одним из главных направлений реализации деятельности большинства предприятий с целью повышения ритмичности и качества собственных производственных и бизнес-процессов, снижения их зависимости от внешних факторов. Очень многие российские предприятия освоили технологии производства целого ряда импортных продовольственных товаров. Однако цены на данные продукты остались такими, словно их все еще закупают у зарубежных организаций. Нюансов в реализации политики импортозамещения огромное множество, но хорошо и то, что мы развиваемся в данном направлении. Для того чтобы внедрить на производство предприятия новой импортозамещающий продукт, помимо анализа общей импортозависимости предприятия, реализуется еще несколько важнейших этапов. Так, проводится анализ актуальных тенденций рынка, положения предприятия среди конкурентов, иностранного продукта подлежащего замещению, проводится планирование новой производственной деятельности, пилотное внедрение продукта, основное внедрение продукта и на заключительных этапах - оценка результатов и дальнейший контроль над ними. Соблюдение всех вышеперечисленных этапов очень важно, поскольку позволит получить максимально качественную продукцию на выходе. Также нельзя не отметить, что внедрять продукт на производство того или иного предприятия нельзя до тех пор, пока нет четкой уверенности в том, что предприятие является финансово устойчивым и достаточно независимым от внешних источников финансирования. В настоящей статье приводятся основные методические аспекты анализа общей импортозависимости предприятия пищевой отрасли и выявления направлений повышения качества работы (на примере ООО ТРИЭР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маракова Н.И., Додонова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF THE ANALYSIS OF IMPORT DEPENDENCE AND IDENTIFICATION OF AREAS FOR IMPROVING THE QUALITY OF THE WORK OF ENTERPRISE (ON THE EXAMPLE OF TRIER LLC)

Import substitution began its rapid development in Russia in 2015-2016, when economic sanctions were imposed against our country. It was then that import substitution became one of the main directions for the implementation of the activities of most enterprises in order to increase the rhythm and quality of their own production and business processes, reduce their dependence on external factors. Very many Russian enterprises have mastered the production technologies for a number of imported food products. However, the prices for these products remained the same, as if they were still purchased from foreign organizations. There are a lot of nuances in the implementation of the import substitution policy, but it is also good that we are developing in this direction. In order to introduce a new import-substituting product into the production of an enterprise, in addition to analyzing the overall import dependence of the enterprise, several more important stages are being implemented. Thus, the analysis of current market trends, the position of the enterprise among competitors, the foreign product to be replaced, the planning of new production activities, the pilot introduction of the product, the main introduction of the product, and at the final stages - the evaluation of the results and further control over them. Compliance with all of the above steps is very important, because it will allow you to get the highest quality output. It should also be noted that it is impossible to introduce a product into the production of an enterprise until there is a clear confidence that the enterprise is financially stable and sufficiently independent of external sources of financing. This article presents the main methodological aspects of the analysis of the overall import dependence of a food industry enterprise and the identification of areas for improving the quality of work (on the example of TRIER LLC).

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИМПОРТОЗАВИСИМОСТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРИЭР»)»

Методические аспекты анализа импортозависимости и выявление направлений повышения качества работы предприятия (на примере ООО «ТРИЭР»)

сч сч о сч

О!

Маракова Наталья Игоревна,

к.э.н., доцент кафедры Математических методов и бизнес-информатики ФГбОу ВО «Московский государственный университет международных отношений (МГИМО)», n.marakova@odin.mgimo.ru

Додонова Светлана Викторовна,

к.ю.н, доцент кафедры Международного нефтегазового бизнеса ФГБОУ «Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина», Lana06111966@mail.ru

Стремительно импортозамещение начало свое развитие в России в 2015-2016 годах, когда против нашей страны были введены экономические санкции. Именно тогда импортозамещение стало одним из главных направлений реализации деятельности большинства предприятий с целью повышения ритмичности и качества собственных производственных и бизнес-процессов, снижения их зависимости от внешних факторов. Очень многие российские предприятия освоили технологии производства целого ряда импортных продовольственных товаров. Однако цены на данные продукты остались такими, словно их все еще закупают у зарубежных организаций. Нюансов в реализации политики импортозамещения огромное множество, но хорошо и то, что мы развиваемся в данном направлении. Для того чтобы внедрить на производство предприятия новой импортозамещающий продукт, помимо анализа общей им-портозависимости предприятия, реализуется еще несколько важнейших этапов. Так, проводится анализ актуальных тенденций рынка, положения предприятия среди конкурентов, иностранного продукта подлежащего замещению, проводится планирование новой производственной деятельности, пилотное внедрение продукта, основное внедрение продукта и на заключительных этапах - оценка результатов и дальнейший контроль над ними.

Соблюдение всех вышеперечисленных этапов очень важно, поскольку позволит получить максимально качественную продукцию на выходе. Также нельзя не отметить, что внедрять продукт на производство того или иного предприятия нельзя до тех пор, пока нет четкой уверенности в том, что предприятие является финансово устойчивым и достаточно независимым от внешних источников финансирования.

В настоящей статье приводятся основные методические аспекты анализа общей импортозависимости предприятия пищевой отрасли и выявления направлений повышения качества работы (на примере ООО ТРИЭР).

Ключевые слова: импортозамещение; новые стандарты качества; пищевая отрасль; импорт; экспорт; задачи импортозаме-щения; этапы импортозамещения.

Каждое предприятие должно постоянно иметь представление о состоянии и эффективности своей деятельности, об уровне качества производственных и бизнес-процессов, выпускаемой продукции. Данное понимание необходимо не только для того, чтобы принимать текущие управленческие решения, но также и для того, чтобы строить планы о будущем развитии компании [3]. И, безусловно, данный процесс необходим для того, чтобы максимально грамотно и эффективно внедрить на предприятие новый проект.

Предприятие ООО «ТРИЭР» — это известная Российская организация, которая осуществляет производство и поставку высококачественных пищевых ингредиентов. Предприятие предлагает большой спектр продукции и услуг, что делает его одним из самых востребованных партнеров для различных кондитерских и пекарных предприятий по всей России и ряда сопредельных государств. ООО «ТРИЭР» является членом Союза Производителей Пищевых Ингредиентов в России, членом Союза немецкой экономики в РФ, а также членом Союза Пекарей. Подобное партнерство дает возможность быть в курсе актуальных событий в отрасли, а также лоббировать интересы производителей, в том числе и в государственных структурах. Для более наглядного изучения ООО «ТРИЭР», все данные были собраны в таблицу (таблица 1).

Таблица 1

Полное наименование ООО «ТРИЭР»

Статус Действующее

ИНН 7705913757

ОГРН 1107746239864

Организационно-правовая форма 12300 - Общества с ограниченной ответственностью

Вид деятельности (по ОКВЭД): 46.38.29 Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки

Дата регистрации 30.03.2010

Руководитель Генеральный директор - Максимов Андрей Валерьевич

Адрес 140014, Московская обл., город Люберцы, улица Хлебозаводская, дом 9б, ЭТ/ПОМ 4/4

О ш т х

<

т о х

X

Предприятие ООО «ТРИЭР» позиционирует себя как надежная компания, производящая и поставляющая качественную продукцию, поэтому имеет множество партнеров по всему миру (таблица 2):

Также ООО «ТРИЭР» является надежным поставщиком сырья для других топовых организаций, среди которых самыми крупными заказчиками являются: ФГУП Гостиница «Золотое Кольцо» и ФГБУ «Комбинат питания №3», заказы которых составляют примерно 60% всех заказов предприятия ООО «ТРИЭР».

Таблица 2

Страна Название организации

Армения ООО «Альфа Фуд Сервис»

Киргизия Ejoo trade

Р. Беларусь ТЧУП «Барса»

Молдова ООО "RoDaL-S"

Казахстан TOO "Food Group-K"

Монголия СТРАТУС ХХК

Германия «Ирекс ГмбХ», «Драйдоппель»

Для того чтобы наглядно увидеть динамику развития организации, были взяты показатели за период с 31.12.2011 по 31.12.2020. Таким образом, исходя из данных графика, нетрудно сделать вывод, что в данной исследовательской работе проводится анализ развивающейся организации: виден ежегодный рост валюты баланса (и, хотя в 2018 году данный показатель немного снижается, в 2019 году компания снова набирает обороты).

Рисунок 1 - Краткий анализ баланса предприятия ООО «ТРИЭР», млн. руб.

Чтобы сделать более подробный анализ необходимо рассчитать и проанализировать ряд коэффициентов (таблица 3). Для удобства расчетов взят уменьшенный период - последние три отчетных года.

Таблица 3

Расчет коэффициентов для анализа деятельности ООО «ТРИЭР»

Показатель Расчет Норматив 2018 г. 2019 г. 2020 г.

КТЛ с. 1200 1,5 -2,5 1,42 1,73 1,65

"*" с. 1500 -с. 1530 -с. 1540

ROA стр. 2400 ROA = — „„„„ стр. 1600 10% 13% 7,3% 10,5%

ROE стр. 2400 ROE =— „„„„ стр. 1300 20% в РФ 20,5% 12,1% 17,5%

ККАП стр. 1400 + стр. 1500 ККАП = —--—£- стр. 1300 не выше 1,5 0,59 0,66 0,65

КОСС стр. 1300 + стр. 1100 КОСС = —--—-dr- стр. 1200 не меньш е 0,1 2,4 1,6 0,97

КФ стр. 1300 КФ - стр. 1400 + стр. 1500 опти-мальн о 1,5 1,7 1,5 1,52

КФУ стр. 1300 + стр. 1400 КФУ - стр. 1100 + стр. 1200 0,6 0,66 0,93 0,59

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ). Как

видно из расчетов, в 2018 году данный коэффициент по предприятию ООО «ТРИЭР» был немного ниже нормы

[1]. Это говорит о том, что существовали некоторые некритичные сложности в покрытии обязательств, однако в последующие года предприятие успешно их покрывает.

Коэффициент рентабельности активов (ROA). В

среднем по данной отрасли, нормальным считается показатель ROA, превышающий 10%. Итак, можно сказать, что в 2019 году показатель ROA немного не дотянул до нормативной отметки, однако по-прежнему является достаточно высоким для предприятия такого масштаба.

Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE). ROE показывает отношение чистой прибыли от реализации к среднегодовой стоимости собственного капитала. Показатель ROE также не имеет какого-то строго фиксированного значения, однако отечественные экономисты считают, что нормальным считается ROE = 20%. В случае с ООО «ТРИЭР» коэффициент ROE сильно отстает от норматива в 2019 году, однако в 2018 и 2020 годах этот показатель является оптимальным.

Коэффициент капитализации (ККАП). Дает представление о том, каких источников средств у организации больше - привлеченных (заемных) или собственных. Исходя из расчетов, можно увидеть, что за последние три года коэффициент ни разу не превысил значение единицы. Такие данные говорят о том, что ООО «ТРИЭР» является финансово устойчивой организацией и на 1 рубль ее собственных средств приходится всего от 0,59 до 0,66 рубля заемных.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС) показывает достаточность у организации собственных средств для финансирования текущей деятельности. Значение является достаточно высоким (главное, что больше 0,1) и характеризует устойчивое финансовое положение компании.

Значение коэффициента финансирования (КФ) показывает, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственного капитала, и насколько предприятие независимо от внешних источников финансирования [2]. Исходя из расчетов, является оптимальным, а значит отсутствует опасность неплатежеспособности и, в случае необходимости, возможность получения кредита не будет затруднена.

Коэффициент финансовой устойчивости (КФУ) показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников. В 2018 и 2020 году имеет довольно низкое значение. Хоть отметка в 0,6 и является оптимальной, это должно послужить тревожным звоночком для компании. Возможен риск попадания в финансовую зависимость от кредиторов.

Таким образом, ООО «ТРИЭР» является финансово устойчивой организацией и риск ее потери не грозит компании в ближайшем будущем. Однако следует обратить внимание на такой показатель, как коэффициент финансовой устойчивости, так как в последнем году он показал критически низкое значение. В целом деятельность ООО «ТРИЭР» является эффективной, предприятие усердно стремится к развитию и вскоре снова наберет обороты.

Ранее были перечислены этапы внедрения проекта по введению нового продукта на производство предприятия. Для начала необходимо провести анализ внешней среды организации. Для этого необходимо провести PEST-анализ внешней среды предприятия, который позволит изучить основные политические, экономические,

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м м

«

сч сч

0 сч

и?

01

о ш т

X

<

т о х

X

социальные и технологические аспекты, влияющие на работу предприятия (таблица 4).

Таблица 4

РБЭГ-анализ ООО «ТРИЭР»

Политические факторы

(Р)

• Влияние политических санкций

• Нестабильная ситуация в мире

• Последствия влияния COVID-19 на политические отношения

• Гос. регулирование и необходимость сертификации и лицензирования

• Ужесточение экологических требований

• Степень легкости вхождения на российский рынок иностранных предприятий и выхода отечественных на иностранный соответственно.

Социальные факторы

Ф

• Ориентированность населения на зОж

• Влияние СМИ на отношение к отечественной продукции

• Уровень ответственности населения к экологическим проблемам

• Демографические изменения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Отношение общества к компании

Экономические факторы (Е)

• Курс валют

• Количество иностранных игроков на рынке

• Появление большего числа конкурентов (скорее отечественных)

• Уровень реальных доходов населения

• Тенденция поглощения мелких игроков более крупными

• Степень заинтересованности физических и юр. лиц в пищевом сырье

• Уровень инфляции

Технологические факторы (^

• Уровень научно-технического прогресса

• Уровень оснащенности российских и иностранных предприятий новейшим оборудованием

• Появление новых продуктов на рынке

• Подход к обращению с отходами

булочных или кондитерских изделий. И данные ингредиенты не являются сложными в производстве. А когда дело касается чуть более сложного по своему составу сырья (ароматические пасты или смеси для приготовления кремов), то их производство подразумевает наличие иного оборудования и использование других технологий, что на данный момент не под силу нашим отечественным предприятиям.

Таблица 5

Количество товаров, производимых предприятием ООО

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что ситуация с вводом экономических санкций и пандемией коронавируса наложили свой отпечаток на все сферы существования пищевых организаций. В сфере пищевой промышленности безусловно усилились меры контроля за переработкой и утилизацией отходов, за сокращением различных выбросов в атмосферу. В целом многие факторы стали еще более непредсказуемыми и с каждым днем оказывают все большее влияние на развитие организаций.

Далее перейдем к анализу импортозависимости производства и конкурентного положения предприятия ООО «ТРИЭР»

Предприятие ООО «ТРИЭР» занимается производством и поставкой огромного множества пищевых ингредиентов. Большинство позиций поставляются на предприятие из Германии, но существуют и те, которые производятся на самом предприятии ООО «ТРИЭР» в России (таблица 5).

Как видно из данных таблицы 5, большинство ингредиентов закупается предприятием у зарубежных компаний из разных стран (Германия, Чехия, Бельгия). Большая часть из всей продукции предприятия заказывается у иностранных организаций, а меньшая, соответственно, производится на российском предприятии. Однако следует отметить, что большинство позиций, производимых на предприятии ООО «ТРИЭР», представляет собой различные смеси для приготовления хлебо-

Категория то- Кол-во по- Кол-во това- Кол-во това-

вара зиций в ка- ров, приобре- ров, произво-

тегории (шт.) таемых у зарубежных предприятий (шт.) димых на территории РФ (шт.)

Смеси для при- 41 9 32

готовления хле-

бобулочных из-

делий

Смеси для от- 5 2 3

делки хлебобу-

лочных изделий

Смеси для при- 12 4 8

готовления

сдобных, слое-

ных изделий

Улучшители 15 8 7

Закваски 5 3 2

Солодовые про- 8 6 2

дукты.

Смеси для кон- 13 4 9

дитерских изде-

лий

Смеси для кре- 14 10 4

мов и начинок

Стабилизаторы взбитых сливок 5 3 2

Желирующие 9 6 3

вещества, загу-

стители

Ароматизаторы 23 23 0

и ароматические

пасты

Шоколад и де- 18 18 0

кор

Пасты для 10 9 1

мороженого

Итого: 178 105 73

Исходя из проанализированных данных, можно рассчитать коэффициент импортозависимости производства, представим формулы расчетов (1) [4]:

(1)

КИП= 5 (им1ГОрт.) » 100%,

5 (общ.)

КИП = Ю5 (импорт.) ^ =58,9%

178 (общ.)

Таким образом, можно сделать вывод, что больше половины (примерно 59%) всей продукции предприятия производится и поставляется иностранными организациями. Стоит отметить, что показатель хоть и является высоким, но не настолько критично, как этого можно было ожидать. На сегодняшний день предприятие имеет все финансовые и информационные ресурсы для того, чтобы обеспечить еще большую степень независимости своему предприятию. То есть уже сейчас предприятие ООО «ТРИЭР» должно задумываться об

обособлении своей деятельности от иностранных организаций путем внедрения проектов по введению в производство новых импортозамещающих продуктов.

Для того, чтобы внедрить проект, который позволит предприятию ООО «ТРИЭР» оптимизировать свою текущую деятельность, необходимо оценить потенциал компании, ее возможности и угрозы для дальнейшего развития. Для этого будет проведен SWOT-анализ предприятия ООО «ТРИЭР» (таблица 6).

SWOT-анализ - это универсальный вид анализа бизнеса, который позволяет предприятию наглядно увидеть факторы внешней и внутренней среды, прямо влияющие на успех компании [2; 5]. Организация способна четко оценить свои сильные и слабые стороны, а также проанализировать нереализованные возможности и нежелательные угрозы существования организации. Также после проведения sWoT-анализа предприятие сможет выбрать для себя максимально подходящую и эффективную стратегию дальнейшего развития деятельности. Именно поэтому SWOT-анализ так высоко ценится аналитическими специалистами.

Таблица 6

SWOT-анализ ООО «ТРИЭР»

Положительное влияние Отрицательное влияние

Внутренняя среда Сильные стороны (Strength) • Высокое качество производимой и поставляемой продукции • Высокий уровень доверия клиентов • Приемлемые цены на товары • Высококвалифицированный управленческий персонал Слабые стороны (Weaknesses) • Высокая доля импортных товаров в структуре всех товаров предприятия • Недостаточно квалифицированный производств. персонал • Очень высокие расходы на транспортную логистику • Редкое внедрение инновационных изменений

Внешнее влияние Возможности (Opportunities) • Расширение ассортимента производимой продукции • Открытие новых филиалов на новых территориях • Снижение импортозави-симости производства • Увеличение клиентской базы Угрозы (Threats) • Увеличение времени на реализацию заказов • Захват доли рынка другими, более крупными предприятиями • Ухудшение качества производимой продукции • Отток клиентов

Разработка плана действий Сильные стороны +Возм-ти • Постоянное совершенствование технологии производства, рецептуры • Организация высокого уровня сервиса во всех филиалах • Отказ от максимального кол-ва импортной продукции • Регулярное повышение квалификации сотрудников Слабые стороны + Возм-ти • Введение импортозамещающих продуктов в производство • Грамотное обучение персонала • Уменьшение количества поставок продукции из-за рубежа и увеличить собственное производство • Обновление оборудования, рецептуры, технологии

Разработка плана действий Сильные стороны + Угрозы • Разработка проекта по внедрению новых продуктов • Индивидуальный подход к клиентам, разработка системы лояльности • Повышение качества производимой продукции • Поддержание контакта с клиентами, заключение договоров Слабые стороны + Угрозы • Оптимизация производства, использование новейшего оборудования • Создание уникальных предложений • Рассмотреть варианты лизинга авто и направить оставшиеся средства в производство • Мониторинг рынка, новых технологий и оптимизация работы

Предприятие ООО «ТРИЭР» имеет множество преимуществ: от качества продукции до высокой квалификации персонала. Все эти положительные факторы действительно сильно влияют на отношение партнеров к организации соответственно. Однако возможности есть всегда, и организация обязательно должна рассматривать их в перспективе своего развития. Также очень важно обратить внимание на поля Сильные стороны + Возможности и Слабые стороны + Угрозы [6; 7]. Эти поля отражают максимально приемлемый и максимально неприемлемый исход развития организации соответственно.

Особое внимание необходимо уделить слабым сторонам предприятия и оценить их влияние на деятельность предприятия ООО «ТРИЭР» (таблица 7).

Таблица 7

Анализ и оценка слабых сторон предприятия ООО «ТРИЭР»

Слабая сторона Упущенная выгода и потери от слабых сторон Степень негативного влияния на деятельность компании

Высокая доля импортных товаров в структуре всех товаров • Сильная зависимость деятельности ООО «ТРИЭР» от деятельности иностранных предприятий • Высокие риски возникновения новых политических ограничений • Отсутствие необходимости внедрять новые технологии, создавать новую продукцию 8/10

Очень высокие расходы на транспортную логистику • Затраты занимают более 10% стоимости в каждой поставке продукта • Необходимость заказа специальной машины для каждой поставки • Полная зависимость от иностранных предприятий 7/10

Недостаточно квалифицированный персонал • Ограниченность во внедрении новых технологий, оборудования • Невозможность полноценного развития предприятия • Отсутствие стремления персонала к собственному развитию 6/10

Редкое внедрение инновационных изменений • Отсутствие явных преимуществ относительно конкурентов • Использование устаревших методов ведения бизнеса и организации производств 6/10

Проанализировав слабые стороны организации ООО «ТРИЭР», можно сделать заключение, что для эффективного внедрения нового проекта по введению нового продукта на производство предприятия необходимо будет оптимизировать сразу несколько направлений деятельности:

1. Оптимизировать транспортную логистическую систему предприятия. Главная цель транспортной логистики предприятия - доставка продукта от одного предприятия другому в нужное время, место и с минимальными издержками. Транспортные издержки

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м м

сч сч

0 сч

и?

01

о ш Ш X

<

т о х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

ООО «ТРИЭР» в среднем составляют не менее 10% от стоимости всей поставки. В связи с этим, оптимизация транспортной логистики предприятия становится одним из основных направлений в оптимизации работы всего предприятия. Сократив затраты в этой области, можно высвободить действительно большие финансовые ресурсы, которые в дальнейшем можно инвестировать в другие направления развития компании.

2. Повысить производственный потенциал компании, путем снижения импортозависимости производства. Повысить производственный потенциал предприятия - значит увеличить количество и качество производимой продукции, путем совершенствования уже имеющихся производственных мощностей или внедрения совершенно новых. Решением здесь может стать внедрение нового продукта в производство, который станет аналогом иностранного товара. Для его производства будет необходима закупка нового оборудования, изучение новой технологии производство и обучение персонала, что прямо скажется на повышении производственного потенциала компании.

3. Повысить квалификацию персонала предприятия. Данный аспект является очень важным в функционировании предприятия. В случае внедрения нового продукта на производство, необходимо будет совершенствовать профессиональные навыки сотрудников в области работы с данным ранее не знакомым оборудованием и сырьем. Когда на предприятие внедряется новый продукт, стремящийся стать заменой иностранному товару, речь идет о высоком качестве конечного продукта. И это будет зависеть не только от качества оборудования и технологии производства, но и от вовлеченности персонала в новый процесс, что невозможно без понимания основных производственный процессов.

К сожалению, предприятие не может просто взять и внедрить понравившийся проект в организацию. Такие нововведения обязательно должны быть четко проанализированы и рассмотрены с точки зрения конкурентоспособности данного проекта или продукта на рынке. Вообще очень важно понимать положение своего предприятия на рынке для того, чтобы вести организовать свою деятельность максимально эффективно и прибыльно.

Для достижения организацией ООО «ТРИЭР» всех, поставленных выше целей, было принято стратегическое решение о введении нового импортозамещающего продукта в производство. Поскольку ООО «ТРИЭР» имеет в ассортименте 105 потенциальных продуктов пищевого сырья к замещению на отечественные, были выбраны и проанализированы 5 наиболее перспективных позиций из них (таблица 8). Все они были проанализированы по следующим признакам: количество компонентов в составе; размер логистических затрат на 1 поставку продукта из-за границы; количество заказов продукта в месяц непосредственно у предприятия ООО «ТРИЭР»; количество машин (оборудования), необходимого для производства продукта; а также проведена балльно-рей-тинговая оценка каждой позиции по степени ее популярности среди потребителей и ключевых заказчиков, то есть насколько часто интересуются данным продуктом, как часто и в каком количество осуществляют заказы и так далее.

Таблица 8

Анализ и выбор продукта, подходящего для импортозамеще-

Наименова- Кол-во Логистиче- Кол-во Кол-во Популяр-

ние компонен- ские заказов машин для ность

продукта тов в затраты на 1 про- производ- продукта

составе поставку дукта в ства

(шт.) мес.

Маффин 6 + тара 189 000 р. 1 150 6 шт. 2/5

Микс РЕ) уп-

Флюссигза- 6 + тара 210 293 р. 1 600 5 шт. 5/5

уор РЕ) уп-

Вайцензауэр 5 + мешок 170 000 р. 1 450 6 шт. 4/5

РЕ) уп-

Паста со- 8 + конт. 165 000 р. 1 560 7 шт. 5/5

лод. (АТ) уп-

Крафт 10 + мешок 192 000 р. 1 280 5 шт. 3/5

Мальц РЕ) уп.

В ходе проведения анализа выбранных продуктов были сделаны соответствующие выводы:

• Маффин Микс - состоит из 6 компонентов, включает в себя средние логистические затраты, однако количество заказов данного продукта показывает самое низкое значение - всего 1150 упаковок. Соответственно, спрос на данный продукт так невысок, что совершенно не является конкурентным преимуществом продукта.

• Флюссигзауэр - добавка состоит из 6 компонентов. Продукт является максимально привлекательным, поскольку именно на него приходятся самые высокие логистические затраты (210 293 руб.), а также данный продукт является самым востребованным у заказчиков, поскольку количество заказов в месяц составляет 1600 упаковок. Самый популярный товар.

• Вайцензауэр. Данный продукт также является интересным к производству, однако затраты на логистику относительно низкие для такой перевозки. Также Вайцензауэр имеет очень непостоянный спрос, что также может привести к не самым высоким показателям в будущем.

• Паста солодовая. Данный продукт является одним из самых сложных в производстве: требует непростых ингредиентов и наличия иностранных производственных машин. Его внедрение будет проблематичным.

• Крафт Мальц. Производство данного продукта требует большого числа ингредиентов и наличия 5 производственных машин, но Крафт Мальц показывает невысокое количество заказов в месяц (1280 уп.).

Таким образом, на основе проведенного анализа, предприятие ООО «ТРИЭР» приняло решение о внедрении на свое производства продукта «Флюссигзауэр» - жидкая закваска (подкислитель), так как он включает в себя самые высокие логистические затраты и не является сложным в производстве.

Для внедрения нового проекта в среду предприятия необходимо оценить предприятие ОоО «ТРИЭР» с точки зрения конкурентоспособности на рынке пищевого сырья. Для этого необходимо выделить основных конкурентов предприятия и изучить их сильные и слабые стороны в сравнении с исследуемой организацией ООО «ТРИЭР» [8,9,10] (таблица 9).

Таким образом было выделено 4 ключевых предприятия на рынке пищевых ингредиентов: ГК ПТИ, Прайм Плюс Ингредиенты, Коминтрейд и ТРИЭР. Самую большую долю на данном рынке занимает предприятие ООО «Прайм Плюс Ингредиенты». Также данная организация имеет очень широкий ассортимент продукции, большая часть которой производится на территории РФ. ООО

«Прайм Плюс Ингредиенты» является главным конкурентом для предприятия ООО «ТРИЭР», хотя продукция организаций несколько отличается. Интересным является и предприятие ООО «ГК ПТИ». В ассортименте организации присутствует довольно много продукции, и большая часть поставляется на предприятие из России.

Таблица 9

Анализ конкурентов и преимуществ предприятия ООО «ТРИЭР»

Название организации Город Кол-во товаров российского производства из общего кол-ва Доля на рынк е (2020) Сильные стороны Слабые стороны

ООО «ТРИЭР» Москв а 73 шт./178 шт. 18,6% • Широкий ассортимент продукции • Партнеры по всему миру • Невысокая стоимость продукции • Сильная зависимость от импортных поставок • Кол-во импортной продукции превосходит собственную

ООО «ГК ПТИ» МО 86 шт./ 157 шт. 19,1% • Готовность адаптировать внутренние процессы под клиента • В ассортименте есть ингредиенты для мяса и рыбы • Предоставляют курсы и семинары • Сотрудничает всего с 1 партнером (Италия) • Последние курсы и семинары были проведены в 2017 году • Не стремится к расширению

ООО «Прайм Плюс Ингредиенты» МО 102 шт./124 шт. 48,4% • Система ски- док • Большинство поставщиков из России • Возможность мелкого опта • Большая доля собственной продукции • Довольно простые ингредиенты в каталоге • Низкая скорость поставок

ООО «Комин-трейд» Москв а 29 шт./68 шт. 13,9% • Много специй и сушеных ингредиентов • Удобный сайт, приветливый персонал • Небольшой ассортимент продукции • Высокая зависимость от импорта

Таким образом, благодаря внедрению нового импортозамещающего продукта на производство, оптимизации транспортной логистической системы и повышению квалификации сотрудников, предприятие ООО «ТРИЭР» сможет повысить качество производственных процессов, расширить свой потенциал и поднять репутацию относительно других компаний.

Литература

1. Фридман А.М. Экономика предприятия питания. Практикум: Учебно-практическое пособие / А.М. Фридман. - М.: Юнити, 2018. - 423 с.

2. Цыганкова, В. Н. Практикум по управлению инновациями / В. Н. Цыганкова. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2020. - 60 с.

3. Чистяков Ю.Ф. Внешнеторговое взаимодействие государств постсоветского пространства и мирового продовольственного рынка на этапе проведения поли-

тики импортозамещения в России // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 24. - стр. 35313548.

4. Широкова О.В., Назаренко В.С. Государственная политика импортозамещения: предварительные итоги и тенденции // Экономические отношения. - 2018. - Том 7. - № 4. - стр. 343-356.

5. Шкурко, В. Е. Управление рисками проекта: Учебное пособие / В. Е. Шкурко, А. В. Гребенкин. - 2-е изд.. -Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 182 с.

6. Экономическая теория и практика: реальность и потенциал развития: материалы межвузовской научно-методической конференции / под ред. д. э. н., проф. А. Е. Дворецкой. - Москва: Издательский дом «Дело» РАН-ХиГС, 2020. - 218 с.

7. Электронный ресурс: «Интерфакс». URL -https://www.interfax.ru/business/745099 - дата обращения 24.12.2021

8. Электронный ресурс: «Ru-Stat - Импорт пищевых ингредиентов в Россию 2020» URL: https://ru-stat.com/ -дата обращения 30.09.2021

9. Электронный ресурс: сайт организации ООО «Ев-роплан» https://europlan.ru/company/contacts/moskva -дата обращения 24.12.2021

10. Электронный ресурс: //http://www.ireks.ru/proiswodstwo.htm - дата обращения 24.12.2021

11. Электронный ресурс: // https://finzz.ru/ - дата обращения 24.12.2021

Methodical aspects of the analysis of import dependence and identification of areas for improving the quality of the work of enterprise (on the example of TRIER LLC) Marakova N.I., Dodonova S.V.

Moscow State University of International Relations (MGIMO), Gubkin Russian

State University of Oil and Gas (national research university) JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

Import substitution began its rapid development in Russia in 2015-2016, when economic sanctions were imposed against our country. It was then that import substitution became one of the main directions for the implementation of the activities of most enterprises in order to increase the rhythm and quality of their own production and business processes, reduce their dependence on external factors. Very many Russian enterprises have mastered the production technologies for a number of imported food products. However, the prices for these products remained the same, as if they were still purchased from foreign organizations. There are a lot of nuances in the implementation of the import substitution policy, but it is also good that we are developing in this direction.

In order to introduce a new import-substituting product into the production of an enterprise, in addition to analyzing the overall import dependence of the enterprise, several more important stages are being implemented. Thus, the analysis of current market trends, the position of the enterprise among competitors, the foreign product to be replaced, the planning of new production activities, the pilot introduction of the product, the main introduction of the product, and at the final stages - the evaluation of the results and further control over them. Compliance with all of the above steps is very important, because it will allow you to get the highest quality output. It should also be noted that it is impossible to introduce a product into the production of an enterprise until there is a clear confidence that the enterprise is financially stable and sufficiently independent of external sources of financing. This article presents the main methodological aspects of the analysis of the overall import dependence of a food industry enterprise and the identification of areas for improving the quality of work (on the example of TRIER LLC).

Keywords: import substitution; new quality standards; food industry; import;

export; import substitution tasks; stages of import substitution. References

1. Friedman A.M. Economics of a food enterprise. Practicum: Educational and

practical manual / A.M. Friedman. - M.: Unity, 2018. - 423 p.

2. Tsygankova, V. N. Practicum on innovation management / V. N.

Tsygankova. - Volgograd: Volgograd State Technical University, 2020. - 60 p.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м м

3. Chistyakov Yu.F. Foreign trade interaction of the post-Soviet states and

the world food market at the stage of the import substitution policy in Russia // Russian Entrepreneurship. - 2016. - Volume 17. - No. 24. -pp. 3531-3548.

4. Shirokova O.V., Nazarenko V.S. State policy of import substitution:

preliminary results and trends // Economic relations. - 2018. - Volume 7. - No. 4. - pp. 343-356.

5. Shkurko, V. E. Project risk management: Textbook / V. E. Shkurko, A.V.

Grebenkin. - 2nd ed.. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. - 182 p.

6. Economic theory and practice: reality and development potential: materials

of the interuniversity scientific and methodological conference / edited by Doctor of Economics, prof. A. E. Dvoretskaya. - Moscow: Publishing House "Delo" RANEPA, 2020. - 218 p.

7. Electronic resource: Interfax. URL -https://www.interfax.ru/business/745099 - date of application 24.12.2021

8. Electronic resource: "Ru-Stat - Import of food ingredients to Russia 2020"

URL: https://ru-stat.com / - accessed 30.09.2021

9. Electronic resource: website of the organization LLC "Europlan" https://europlan.ru/company/contacts/moskva - date of application 24.12.2021

10. Electronic resource: //http://www.ireks.ru/proiswodstwo.htm - date of application 24.12.2021

11. Electronic resource: // https://finzz.ru / - accessed 12/24/2021

CS CS

o

CS Iß

o m m

X

J

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.