Научная статья на тему 'Методическая работа в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования'

Методическая работа в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / методическая работа / деятельностный и компетентностный подходы / Federal state educational standard of preschool education / methodical work / activity and competence-based approaches

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

В статье в свете введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования описаны особенности методической работы, обеспечивающей готовность педагогов ДОУ внедрять деятельностный и компетентностный подходы стандарта в практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article in the light of introduction of the Federal state educational standard of preschool education features of the methodical work providing readiness of teachers of DOU to introduce activity and competence-based approaches of the standard in practice are described.

Текст научной работы на тему «Методическая работа в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

167

6. Вовлечение родителей в процесс соуправления ДОУ по алгоритму: изучаем - информируем-объ-единяем-оцениваем пределы взаимодействия и влияния на образовательный процесс - делегируем права в пределах компетенции и одновременно акцентируем обязанности.

В условиях введения и реализации ФГОС ДО включение ГОУ возможно:

• в проектирование ООП ДОУ;

• в реализацию ООП ДОУ;

• в формирование спектра дополнительных образовательных услуг в ДОУ;

• в оценку качества образовательных услуг;

• в контроль расходования финансирования;

• в анализ уровня профессиональной компетентности педагогов при реализации ФГОС ДО (в ходе аттестации);

• в контроль за созданием условий реализации ФГОС ДО и ООП ДОУ [4].

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены целевые ориентиры достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы ДОУ. Включение государственно-общественного управления в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования возможно для информированности относительно целей дошкольного образования, реализации поставленных в основной образовательной программе ДОУ целей.

Сегодня ГОУ становится необходимым инструментов обеспечения качества дошкольного образования, механизмом введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Современными исследованиями в области государственно-общественного управления выделены и описаны основные условия развития государственно-общественного управления в дошкольном образовании:

1. Ограничение государственной монополии в сфере дошкольного образования и превращение образования в открытый для общества и подотчетный ему социальный институт.

2. Расширение возможности общественного участия в управлении образовательной сферой и разработки необходимого нормативно-правового обеспечения, дающего право коллегиальным органам управления и другим органам, предусмотренным Уставом ДОО, решающего, а не только совещательного голоса.

3. Повышение роли органов местного самоуправления в дошкольном образовании.

4. Создание новых организационных структур ГОУ для интеграции их в процесс управления ДОО.

5. Широкое вовлечение общественных организаций и политических институтов в управлении системой дошкольного образования.

6. Создание системы широкого информирования общественности о деятельности и проблемах развития системы дошкольного образования региона, города, района [3].

Литература

1. Гапонюк, П. Н. Институциональная методология управления модернизацией современной системы образования/П.Н. Гапонюк: Автореф. дис.... д-ра пед. наук М., 2011- 50 с.

2. Научная библиотека КиберЛенинка: http://c

vberleninka.ru/article/n/problemv-organizatsii-i-optimizatsii-gosudarstvenno-obschestvennogo-upravleniva-na-urovne-obscheobrazovatelnogo-uchrezhdeniva#ixzz2xWkAj Gsi

3. Попов, Н. Д. Организационно-педагогические условия реализации принципа государственно-общественного управления в образовательном социуме региона (на примере ЯНАО)/ Н.Д.Попов: Дис.... канд. пед. наук- Тобольск, 2006. 181 с.

4. Саенко, Т. В. Государственно-общественное управление муниципальной образовательной системой /Т.В.Саенко- Пятигорск: ПГЛУ, 2008. 188 с.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Яковлева Галина Владимировна

кандидат педагогических наук. Доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, заведующий кафедрой развития дошкольного образования

АННОТАЦИЯ

в статье в свете введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования описаны особенности методической работы, обеспечивающей готовность педагогов ДОУ внедрять деятельностный и компетентностный подходы стандарта в практику.

SUMMARY

in article in the light of introduction of the Federal state educational standard of preschool education features of the methodical work providing readiness of teachers of DOU to introduce activity and competence-based approaches of the standard in practice are described.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, методическая работа, деятельностный и компетентностный подходы.

Keywords: Federal state educational standard of preschool education, methodical work, activity and competence-based approaches.

Современная образовательная политика в сфере дошкольного образования основывается на введении и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Суть

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - применение на практике деятельностного и компетентностного подходов к образованию ребенка дошкольного возраста.

168

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В чём же сущность деятельностного подхода к образованию ребенка дошкольного возраста? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности дошкольника и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю». На это нас ориентирует и деятельностный принцип коррекции. Это в полной мере относится к организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание образования, заложенное в основную образовательную программу ДОУ может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка.

Технология деятельностного подхода предполагает умение ребенком извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых дошкольники, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают возникшую проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Например, применительно к сюжетно-ролевой игре деятельностный подход проявляется в активности каждого ребенка при подготовке игрового пространства, в выборе игровых и подручных материалов, из которых дети мастерят необходимые атрибуты, в распределении ролей, в выстраивании игрового сюжета, в объединении сюжетов нескольких игр [3].

Следующим подходом, который лежит в основе образования детей дошкольного возраста, является компе-тетностный подход.

Компетентностный подход возник в ответ на вызовы, которые бросает человеку современность. Для этого воспитателю необходимо передать ребенку основные компетенции: игровые, трудовые, коммуникативные, информационные [2, 3].

Данные подходы достаточно трудны для практиков дошкольного образования. В этой связи необходимо перестроить систему методической работы, которая призвана обеспечить готовность педагога ДОУ к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Актуальность перевода методической работы в инновационную методическую работу диктуется следующими противоречиями:

□ между необходимостью введения ФГОС ДО и неготовностью педагогов к радикальным изменениям,

□ между новыми требованиями к профессиональной деятельности педагога ДОУ в содержании Профессионального стандарта педагога и актуальным уровнем профессиональной компетентности педагогов.

Особенностями инновационной методической работы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

□ отбор содержания методической работы, обеспечивающего переход на ФГОС ДО (организация теоретических семинаров по содержанию образовательных областей стандарта дошкольного образования,

создание временных творческих коллективов по проектированию основной образовательной программы ДОУ, организация деятельности временных творческих групп по созданию моделей развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям как направлениям развития ребенка дошкольного возраста) [5];

□ обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях введения ФГОС ДО (деятельностный и компетентеностный подходы к образованию детей дошкольного возраста, субъектная позиция ребенка в образовательном процессе);

□ подготовка педагогов к реализации деятельностного подхода к образованию детей дошкольного возраста через организацию мастер-классов, педагогических мастерских [4,6,7,8].

Содержание инновационной методической работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО направлено на:

□ ознакомление педагогов с нормативно-правовыми документами, (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)",

□ создание программно-методического обеспечения введения ФГОС ДО («дорожные карты» на текущий учебный год, основная образовательная программа ДОУ, рабочие программы воспитателя и специалистов),

□ управление инновационной деятельностью педагогов по реализации документов Правительства РФ (проектирование программы развития, повышения квалификации педагогов, инновационной деятельности, персонифицированных программ повышения квалификации педагогов) [1,6].

Список литературы

1. Ангеловски, К. Учителя и инновации: кн. для учителя / К. Ангеловски. - М.: Просвещение, 1991. -159с

2. Беляева, Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии / Л.А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования/ Отв. ред. Е.В. Ткаченко, вып.1. Екатеринбург, 1995. - С.36 - 45.

3. Гнездилова, О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога/О.Н.гнездилова // Психологическая наука и образование, №.4 (2006): 61-65.

4. Гуров, В. Инновационная деятельность педагога / В.Гуров // Дополнительное образование и воспитание. - № 2 (2008): 9-15.

5. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней / М.Е. Дуранов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - 276 с.

6. Калачикова. О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность / О.Н. Калачикова // Вестник Томского государственного университета, №.316 (2008):174-177.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

169

7. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность педагога / С.Г. Молчанов // Актуальные проблемы управления качеством образования / Сб. науч. статей. Вып. 6. (2001): 136с.

8. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова // Сибирский педагогический журнал, №.1 (2007): 42-49.

ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Яковлева Галина Владимировна

кандидат педагогических наук. доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, заведующий кафедрой развития дошкольного образования

Мирошниченко Оксана Николаевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад

№ 440 г. Челябинска, Заведующий

АННОТАЦИЯ

в статье на основе определения понятия «внутренняя система оценки качества», уточнения ее целей и задач предлагается алгоритм оценки программы развития и основной образовательной программы ДОУ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

SUMMARY

in article on the basis of definition of the concept "internal system of an assessment of quality", specification of its purposes and tasks the algorithm of an assessment of the program of development and the main educational program of DOU in the conditions of implementation of the Federal state educational standard ofpreschool education is offered.

Ключевые слова: внутренняя система оценки качества дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, программа развития, основная образовательная программа ДОУ.

Keywords: internal system of an assessment of quality of preschool education, Federal state educational standard of preschool education, program of development, main educational program of DOU.

Под внутренней системой оценки качества образования понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным процессом, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ разрабатывается в соответствии с « Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.

Система оценки качества образования сегодня является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях.

• Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования в ДОУ осуществляется посредством:

• системы должностного контроля (в соответствии с Положением о должностном контроле, программой контроля за образовательным процессом, циклограммой организации видов и форм контроля);

• мониторинга качества образования;

• мониторинга качества условий реализации ООП ДОУ;

• общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность

качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ).

В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

• образовательная статистика;

• мониторинговые исследования;

• социологические опросы;

• отчеты педагогов;

• посещение педагогических мероприятий.

Целями системы оценки качества образования в

ДОУ являются:

• формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ;

• получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

• предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования и предоставляемых услуг;

• принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

• прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.

Задачами построения системы оценки качества образования являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.