Научная статья на тему 'Методическая культура как условие совершенствования профессиональной подготовки личностных качеств педагога-психолога'

Методическая культура как условие совершенствования профессиональной подготовки личностных качеств педагога-психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахметова Юлия Николаевна

В статье рассматривается влияние сформированности методической культуры на уровень профессионализма и индивидуальные черты личности преподавателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахметова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая культура как условие совершенствования профессиональной подготовки личностных качеств педагога-психолога»

Таким образом, формирование у студентов-музыкантов профессиональной готовности к саморазвитию представляет собой выработку целенаправленного, мотивированного комплекса самостоятельных действий личности, позволяющих: продуктивно осуществлять различные виды социально-профессиональной деятельности и постоянно самосовершенствоваться в определенных социокультурных условиях; осуществлять рефлексию персональных особенностей и заниматься построением «траектории» собственного профессионального и личностного развития.

Литература

1. Сизова Е. Р. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.

2. Грибкова О. В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыкан-та: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. С. 5.

3. Петров В. М. Социальная и культурная динамика: быстротекущие процессы (информационный подход). СПб., 2008.

4. Голицын Г. А., Петров В. М. Социальная и культурная динамика: долговременные тенденции (информационный подход). М., 2005. С. 15.

5. Назарова Т. И. Особенности профессионального саморазвития будущего музыканта (в условиях профессиональной подготовки). URL: http:// rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/conference_ ped/section_5/nazarova

6. Дмитриев Л. Б. О голосообразовании у певцов. М., 1963; Морозов В. П. Вокальный слух и голос. Л., 1965; ЮссонР. Певческий голос. М., 1974.

O. v. MKHITARYAN. THEORETicAL AND METHODOLOGicAL BAsis

of professional preparedness formation for students-musicians' self-development in universities of culture and arts

The author of the article suggests developed by him structure that helps to form musician's ability for selfpreservation and train students for professional self-development. The author proves the necessity to take into account socio-cultural trends while developing the content of this competence.

Key words: musical education in universities of culture and arts, competence-based approach, preparedness for self-development, musician's identity self-preservation.

Ю. Н. БАХМЕТОВА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ и личностных качеств педагога-психолога

В статье рассматривается влияние сформированности методической культуры на уровень профессионализма и индивидуальные черты личности преподавателя.

Ключевые слова: методическая культура, профессиональная подготовка, личностные качества педаго-га-психолога.

Модернизация образования, развитие науки (и соответствующих способов познания), внедрение инновационных технологий повышают требования, предъявляемые к высшей школе. При анализе современного состояния подготовки педагогических кадров нами выявлен ряд существенных проблем: общая дегуманизация процесса обучения; малое количество часов, отводимых на педагогическую практику; спад общественной активности студентов; отсутствие творческой атмосферы, вариативности и динамичности в содержании и методах подготовки преподавателей [1]. Преодоление противоречий и дальнейшее обновление отрасли зависят от уровня методической культуры, которая представляет собой особую систему ценностей, результат реализации потенциала индивида (компетентность, опыт работы, коммуникативные навыки) [2]. Этот важнейший элемент педагогической культуры предполагает особое отношение к совершенствованию учебного процесса и базируется на знании научно-теоретических основ дисциплины, методики преподавания, психологии, главных за-

просов и требований общества.

Исследователи признают значимость методической культуры для реализации личностных качеств педагога-психолога и обеспечения эффективности образования (В. А. Сластенин, Т. Н. Бережная, В. В. Малеев, Н. Ф. Никулина, И. Н. Артемьева и др.), однако научно обоснованные концепции путей и средств ее развития выдвигаются недостаточно активно.

В философской, историко-педагогической и психолого-педагогической литературе соответствующий феномен рассматривают как интегративную характеристику и как меру, способ творческой самореализации в разнообразных видах деятельности (передача знаний, организация процесса обучения, создание условий для полноценного общения).

В широком понимании методическая культура - это сложноорганизованная система достижений специалиста. В силу социальной, гуманистической природы образования она выступает необходимым условием для развития профессиональной компетентности в целом, ориентиром при подго-

товке педагога-психолога с учетом требований общества. Особое внимание уделяется навыкам, которые у будущих педагогов-психологов не развиты в достаточной мере (например, таким, как способность организовать учебный процесс, аудиторную и самостоятельную работу; использовать новые педагогические и информационнокоммуникативные технологии; конструировать мировоззренческое содержание лекции; ставить конкретные цели и т. д.).

Ориентир на высокий уровень методической культуры четко прослеживается в требованиях, предъявляемых к педагогическому образованию. Согласно ФГОС ВПО, будущий педагог-психолог должен обладать общекультурными (владение культурой мышления, понимание значения культуры, использование навыков публичных выступлений и т. д.) и профессиональными (осознание социальной значимости своей профессии, владение основами речевой профессиональной культуры, готовность применять современные методики и технологии и др.) компетенциями [3].

Становление методической культуры личности в процессе непрерывного образования происходит постепенно. На первом, мотивирующем этапе, когда идет усвоение теоретического материала (сущность понятия, его структура и содержание), у студентов складывается положительное отношение к психолого-педагогическим знаниям и готовность их использовать. На втором этапе - формирующем, наиболее емком, важном и ответственном, - отрабатываются профессионально-методические умения и навыки, формируются способности, компетенции (реализуется педагогическая технология с применением соответствующих методов, средств, приемов). На третьем этапе - итоговом - по определенным критериям и показателям структурных компонентов методической культуры выявляются достигнутые результаты, оценивается их соответствие поставленным целям.

Выделяя культурологическую и педагогическую составляющие методической культуры, отметим, что каждая из них выполняет определенные функции:

- регулятивную (управление процессом формирования определенного набора личностных качеств);

- креативную (умение найти верную линию поведения в неалгоритмизированной педагогической ситуации);

- информационную (отбор информации, интеграция учебного и научного материала, использование информационно-коммуникативных технологий);

- коммуникативную (взаимодействие студентов между собой и с преподавателем);

- рефлексивно-когнитивную (изменение культурного роста и профессионализация, гуманизация образовательного процесса);

- прогностическую (определение перспектив дальнейшего развития образования) [4].

Большое значение для формирования методи-

ческой культуры имеют изучение накопленного педагогического опыта, педагогическая практика и взаимопосещение занятий. Наблюдения, сделанные на уроках коллег, помогают определить, как осуществляется организация взаимодействия с учащимися, какие методы и приемы позволяют добиваться высоких результатов. В свою очередь преподавателю необходимо уметь ввести в тему, четко формулировать цель занятия, применять новые технологии, поддерживать активность студентов на лекции [5]. Следует совершенствовать и личностные качества педагога: наблюдательность, профессиональную мобильность, коммуникативность, готовность к саморазвитию, такт, эрудицию, интеллект, артистичность. Таковы необходимые условия повышения методической культуры педагога-психолога.

Профессиональное самоопределение в будущей педагогической деятельности закладывает основы творческого подхода: педагогу-психологу важно обладать теоретическими знаниями, высоким уровнем психолого-педагогической компетентности, организаторскими способностями; он должен изучать последние достижения науки и практики и внедрять их в учебный процесс.

Нами изучалась зависимость будущей профессиональной деятельности от уровня методической культуры: как он формируется в зависимости от включенности в среду вуза и в процесс непрерывного образования. Исследования показали, что это позволяет преподавателю стать более компетентным в вопросах обучения, четко представить его цели и оптимальные пути их достижения, учитывать изменяющиеся социокультурные условия. Определяя качество работы специалиста, методическая культура помогает педагогу-психологу реализоваться, открывает перспективы профессионального роста, совершенствования мастерства, обеспечивает единство педагогического процесса и результатов образования.

Литература

1. Майер А. А. Профессиональная компетентность - базовый уровень образованности специалиста // Проблемы трансформации и качества социогуманитарного образования в вузах России на основе государственных стандартов второго поколения. 2002. С. 198-203.

2. Донцов А. И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 42-49.

3. ГОСТ ВПО. Система стандартов 031000 «Педагогика и психология». М., 2011.

4. Белых И. Б. Формирование профессиональных компетенций: проблема управления // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 46-49.

5. Попков В. А. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие. М., 2004.

yu. n. bakhmetova. methodical culture as a condition of improvement of professional training and personal qualities of a teacher-psychologist

The article deals with the influence of the formed methodological culture on the level of professionalism and individual traits of a teacher.

Key words: methodological culture, professional training, teacher-psychologist's individual traits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.