Научная статья на тему 'Методическая деятельность в веб-пространстве: результаты исследования'

Методическая деятельность в веб-пространстве: результаты исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методические службы библиотек / виртуальные представительства методических служб библиотек / официальный сайт библиотеки / портал библиотеки / социальные сети библиотек / блог библиотеки / methodical services of libraries / virtual representations of methodical services of libraries / official website of the library / library portal / social networks of libraries / blog of the library

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дворовенко Ольга Владимировна

Цель исследования – изучить мнение специалистов библиотек по использованию методических ресурсов, размещаемых на сайтах и порталах библиотек, в социальных сетях и блогах, частоте обращений к ним. В статье приведены результаты этогоисследования. В качестве респондентов выступили руководители и сотрудники библиотек, представители методических служб. Всего в опросе приняли участие 754 респондента. Ответы представителей методических служб были проанализированы отдельно. В ходе исследования установлено, что респонденты для получения профессиональной информации чаще обращаются к разделу «Профессионалам» / «Коллегам» на официальном сайте библиотеки. По данным опроса выявлено, что профессиональные интересы руководителей библиотек и представителей методических служб, с которыми они обращаются к разделу «Профессионалам» / «Коллегам», частично совпадают. Это записи вебинаров, полные тексты регламентирующих документов, анонсы профессиональных мероприятий, сценарии мероприятий и информация о курсах повышения квалификации. Основное внимание специалистов библиотек сфокусировано на доступе к полным текстам сценариев для мероприятий, записях вебинаров и анонсах профессиональных мероприятий. Для сотрудников библиотек актуальным является доступ к оперативной информации, своевременно отражающей проблемы библиотек с подробными комментариями и разъяснениями. Большинство респондентов обозначили удобство навигации и поиска информации на сайте или портале библиотеки в разделе «Профессионалам» / «Коллегам». Можно отметить мнения участников опроса, которые обозначили проблемы обращения к профессиональной информации на сайте библиотеки. Сделан вывод, что профессиональная информация, размещенная на сайтах и порталах библиотек, нуждается в структурировании и уточнении использованных предметных рубрик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Activity in the Web Space: Results of the Research

The purpose of the research is to study the opinion of library specialists on the use of methodological resources posted on libraries’ websites and portals, social networks and blogs, and the frequency of access to them. The article gives the results of this survey. The respondents were heads and employees of libraries, representatives of methodological services. The total of 754 respondents took part in the survey. The answers of the employees of methodological services were analyzed separately. It was found that in order to obtain professional information, respondents more often go to the “Professionals” / “Colleagues” section on the library’s official website. According to the survey, heads of the libraries and methodological service employees partially had the same requests with which they applied to the “Professionals” / “Colleagues” section. They were looking for webinar recordings, full texts of regulatory documents, announcements of professional events, scenarios of events, information on advanced training courses. The main attention of library staff was focused on access to full texts of scripts for events, recordings of webinars and announcements of professional events. For library employees, it was important to have access to up-to-date information that reflected the current problems of libraries with detailed comments and explanations. The majority of respondents indicated the ease of navigation and information search on the libraries’ websites or portals in the “Professionals” / “Colleagues” section. Some survey participants identified problems in accessing professional information on the library’s website. It was concluded that professional information posted on the websites and portals of libraries needed structuring and clarifying entries used.

Текст научной работы на тему «Методическая деятельность в веб-пространстве: результаты исследования»

МИР БИБЛИОТЕК

Научная статья

УДК 021:004.738.1

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-48-58

Методическая деятельность в веб-пространстве: результаты исследования

О. В. Дворовенко

Дворовенко Ольга

Владимировна,

Кемеровский государственный институт культуры, ул. Ворошилова, 17, Кемерово, 650056, Россия,

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой технологии документальных и медиакоммуникаций

ORCID: 0000-0002-8128-4302 e-mail: tdk@kemguki.ru

ос О

>-

ос с

ОС

m

48

Статья поступила в редакцию 28.12.2022 Получена после доработки 14.02.2023 Принята для публикации 28.02.2023

Аннотация. Цель исследования - изучить мнение специалистов библиотек по использованию методических ресурсов, размещаемых на сайтах и порталах библиотек, в социальных сетях и бло-гах, частоте обращений к ним. В статье приведены результаты этогоисследования. В качестве респондентов выступили руководители и сотрудники библиотек, представители методических служб. Всего в опросе приняли участие 754 респондента. Ответы представителей методических служб были проанализированы отдельно. В ходе исследования установлено, что респонденты для получения профессиональной информации чаще обращаются к разделу «Профессионалам» / «Коллегам» на официальном сайте библиотеки. По данным опроса выявлено, что профессиональные интересы руководителей библиотек и представителей методических служб, с которыми они обращаются к разделу «Профессионалам» / «Коллегам», частично совпадают. Это записи вебинаров, полные тексты регламентирующих документов, анонсы профессиональных мероприятий, сценарии мероприятий и информация о курсах повышения квалификации.

Основное внимание специалистов библиотек сфокусировано на доступе к полным текстам сценариев для мероприятий, записях вебинаров и анонсах профессиональных мероприятий. Для сотрудников библиотек актуальным является доступ к оперативной информации, своевременно отражающей проблемы библиотек с подробными комментариями и разъяснениями. Большинство респондентов обозначили удобство навигации и поиска информации на сайте или портале библиотеки в разделе «Профессионалам» / «Коллегам». Можно отметить мнения участников опроса, которые обозначили проблемы обращения к профессиональной информации на сайте библиотеки. Сделан вывод, что профессиональная информация, размещенная на сайтах и порталах библиотек, нуждается в структурировании и уточнении использованных предметных рубрик.

Ключевые слова: методические службы библиотек, виртуальные представительства методических служб библиотек, официальный сайт библиотеки, портал библиотеки, социальные сети библиотек, блог библиотеки

Для цитирования: Дворовенко О. В. Методическая деятельность в веб-пространстве: результаты исследования // Библиосфера. 2023. № 1. С. 48-58. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-48-58.

© О. В. Дворовенко, 2023

Methodological Activity in the Web Space: Results of the Research

Olga V. Dvorovenko

Dvorovenko Olga Vladimirovna,

Kemerovo State Institute of Culture, Voroshilova str., 17, Kemerovo, 650056, Russia.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Documentary and Media Communication Technology

ORCID: 0000-0002-8128-4302 e-mail: tdk@kemguki.ru

Received 28.12.2022 Revised 14.02.2023 Accepted 28.02.2023

Abstract. The purpose of the research is to study the opinion of library specialists on the use of methodological resources posted on libraries' websites and portals, social networks and blogs, and the frequency of access to them. The article gives the results of this survey. The respondents were heads and employees of libraries, representatives of methodological services. The total of 754 respondents took part in the survey. The answers of the employees of methodological services were analyzed separately. It was found that in order to obtain professional information, respondents more often go to the "Professionals" / "Colleagues" section on the library's official website. According to the survey, heads of the libraries and methodological service employees partially had the same requests with which they applied to the "Professionals" / "Colleagues" section. They were looking for webinar recordings, full texts of regulatory documents, announcements of professional events, scenarios of events, information on advanced training courses. The main attention of library staff was focused on access to full texts of scripts for events, recordings of webinars and announcements of professional events. For library employees, it was important to have access to up-to-date information that reflected the current problems of libraries with detailed comments and explanations. The majority of respondents indicated the ease of navigation and information search on the libraries' websites or portals in the "Professionals" / "Colleagues" section. Some survey participants identified problems in accessing professional information on the library's website. It was concluded that professional information posted on the websites and portals of libraries needed structuring and clarifying entries used. Keywords: methodical services of libraries, virtual representations of methodical services of libraries, official website of the library, library portal, social networks of libraries, blog of the library

Citation: Dvorovenko O. V. Methodological Activity in the Web Space: Results of the Research. Bibliosphere. 2023. № 1. P. 48-58. https://doi. org/10.20913/1815-3186-2023-1-48-58.

Введение

Задачей методической службы библиотеки является научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов. Для этого библиотеки создают различные виды методических продуктов, оказывают консультационную поддержку. Цель исследования - изучить мнение специалистов библиотек по использованию методических ресурсов, размещаемых на сайтах и порталах библиотек, в социальных сетях и блогах, частоте обращений к ним.

М. Краточвилова указывает на значение методической работы для эффективной деятельности библиотек (Kratochvilova, 2015). По мнению М. И. Акилиной, использование виртуальных коммуникаций в методической работе способствует развитию информационного направления (Акилина, 2016). Л. М. Ракитская замечает, что под воздействием информационно-коммуникационных технологий происходят изменения в содержании и организации

методической работы библиотек (Ракитская, 2016). В приоритете для библиотек открытый доступ к научному знанию (Riding...). Библиотеки служат центрами передового опыта, а организационные знания являются главным активом, позволяющим оказывать социальное воздействие на общество (Carmen, 2022).

И. С. Пилко характеризует преимущества использования цифровых форматов в методической деятельности библиотек: формирование и развитие открытого методического информационного пространства; повышение системности методической деятельности; расширение ассортимента методической продукции; реализация корпоративных методических проектов; развитие интерактивных форм методических услуг; внедрение уникальных форм участия методических структур в профессионализации библиотечных кадров и непрерывном библиотечном образовании (Пилко, 2022).

Частные примеры развития методической деятельности библиотек под действием цифро-визации отражены в работах Е. Б. Артемьевой,

Е. Г. Ахти, Т. В. Дергилевой, Л. А. Мандрининой. Е. Г. Ахти представила модификацию методической деятельности библиотек в современных условиях на примере Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского в Санкт-Петербурге (Ахти, 2018). Характеристика трансформационных изменений научно-методической деятельности ГПНТБ СО РАН от методического руководства к методическому обеспечению и предоставлению дистанционных консалтинговых услуг представлена Т. В. Дергилевой (2014; 2015; 2021). Е. Б. Артемьева и Л. А. Мандринина отмечают необходимость формирования информационной базы, отражающей публикации по результатам фундаментальных и прикладных исследований в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Ими охарактеризованы базы данных ГПНТБ СО РАН, востребованные профессиональным библиотечным сообществом: «Труды сотрудников ГПНТБ СО РАН», «Статьи по библиотековедению, библиографоведению, книговедению, информационным системам и процессам», «Библиотечное дело в Сибири и на Дальнем Востоке» (Артемьева, Мандринина, 2019).

Обзор состояния и основных тенденций развития методической деятельности библиотек приведен в работах М. И. Акилиной (2016), Т. М. Поляковой (2019), И. П. Тикуновой (2018). Так, Т. М. Поляковой представлен аналитический обзор литературы за 2013-2018 гг. на тему методической деятельности библиотек. Ею установлены направления работы методической службы, которые нашли всестороннее отражение в публикациях: разработка библиотечного законодательства (областного, федерального) и деятельность в области стандартизации; расчет комплекса материальных и финансовых затрат; планирование библиотечной деятельности

области; проектная деятельность; аналитическая деятельность (прогнозирование, мониторинг деятельности библиотек); консультационные и образовательные услуги для библиотекарей, в том числе с использованием мультимедийных и телекоммуникационных технологий и другие (Полякова, 2019). Т. М. Полякова отметила, что вопросы терминосистемы, рекомендательных и регламентирующих документов не были охарактеризованы в публикациях за 2013-2018 гг., а аспекты представления методической продукции в электронной среде и ее жанровой специфики требуют дополнительного рассмотрения (Полякова, 2019).

Анализ публикаций позволил определить необходимость изучения направления, связанного с развитием методической деятельности библиотек в веб-среде. Для этого в июне - августе 2022 г. при информационной поддержке секции центральных библиотек субъектов Российской Федерации и Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского был проведен онлайн-опрос сотрудников библиотек по обращению к виртуальным представительствам методических служб библиотек.

Первый срез по результатам исследования был представлен на V Всероссийской научно-практической конференции «Методическая служба современной публичной библиотеки» (10 ноября 2022 г., г. Санкт-Петербург).

Характеристика респондентов

Всего в исследовании приняли участие 754 респондента из 59 регионов РФ (рис. 1).

Лидерами среди федеральных округов стали Центральный (216 респондентов) и Сибирский (174 респондента). По регионам можно выделить субъекты: Воронежская область -

ос О

>-

ос с

ОС

m

Северо-Кавказский ФО

Северо-Западный ФО

Дальневосточный ФО

Южный ФО

Уральский ФО

Приволжский ФО

Сибирский ФО

Центральный ФО

28 48 1 51

Рис. 1. Распределение респондентов по федеральным округам Fig. 1. Distribution of respondents by federal districts

141 респондент, Новосибирская область - 84, Челябинская область - 75, Республика Мордовия - 42, Тамбовская область - 27, Волгоградская область - 25, Красноярский край - 25.

Большая часть респондентов - библиотекари (в том числе должности ведущий библиотекарь, главный библиотекарь) - всего 40,5 % (305 респондентов). В качестве участников опроса выступили также представители управленческого состава библиотек - 28,8 % (217 респондентов). Среди них директора библиотек и руководители филиалов (153 респондента - 20,3 %), заведующие структурных подразделений библиотек (64 респондента - 8,5 %). Также ответы на вопросы были даны заведующими методическими отделами и методистами библиотек - всего 25,5 % (192 респондента).

Другие категории респондентов: библиографы - 3 %; педагог-библиотекарь, программист, хранитель фонда, специалист - 1,1 % респондентов; 1,1 % опрошенных не указали свою должность.

Результаты исследования

Методические службы библиотек в веб-среде отражают свою деятельность и размещают ресурсы на библиотечных интернет-порталах, веб-страницах и разделах сайтов библиотек (Майстрович, 2013; Ракитская, 2016; Редькина, 2018; Тараненко и др., 2021), методических кабинетах, блогах (Балашова, 2015; Коновалова, 2012; Огнева, 2011), социальных сетях (Огнева, 2012; Тараненко и др., 2021; Тарасова, 2020) и мессенджерах.

По результатам опроса респонденты указали, что профессиональную информацию предпочитают получать из раздела «Профессионалам» / «Коллегам» на сайтах библиотек. Отдельные библиотеки имеют порталы методических служб, выступающих в качестве альтернативы раздела «Профессионалам» / «Коллегам» на сайтах библиотек (например, Библиотеки Архангельской области, Портал библиотек Алтайского края и другие).

Социальные сети методических служб можно рассматривать как источник размещения оперативной информации для профессионального использования. Не все методические службы библиотек имеют свои представительства в социальных сетях или блогах, их поиск в виртуальном пространстве часто затруднен, в большинстве случаев их ведение инициировано неравнодушными специалистами библиотек. Можно отметить, что респонденты обращаются к информации, размещаемой в социальных сетях методическими службами (46,4 % - представители методических служб, 36,8 % - руководители и специалисты библиотек), но не активно следят за библиотечными блогерами (22,1 % -руководители и специалисты библиотек, 10,9 % -представители методических служб) (рис. 2).

Можно отметить, что представители методических служб библиотек чаще других обращаются к разделу «Профессионалам» / «Коллегам» на сайте библиотеки. Так, регулярность обращений не менее раза в неделю у четверти респондентов - представителей методических служб, что на 5,6 % процентов больше, чем у руководителей и сотрудников библиотек. Частота обращений 2-3 раза в месяц сотрудниками

Рис. 2. Обращения к представительствам методических служб в веб-среде Fig. 2. Appeals to representative offices of methodological services in the web environment

методических отделов библиотек на 3,2 % выше, чем у других представителей респондентов и составляет 36,5 %. Такие показатели демонстрируют, что 2/3 представителей методических служб библиотек и 52,7 % специалистов библиотек регулярно обращаются к профессиональной информации, размещаемой на официальных сайтах.

Около трети респондентов - представителей методических служб библиотек - посещают страницу методической службы не чаще раза в месяц (35,4 %).

Можно отметить, что 8,4 % опрошенных руководителей и сотрудников библиотек, 3,1 % представителей методических служб библиотек не обращаются к разделу «Профессионалам» / «Коллегам» на официальных сайтах библиотек (рис. 3).

Представители методических служб чаще обращаются к сайту научной библиотеки субъекта РФ (87 %). Руководители и специалисты библиотек в равной степени обращаются к сайтам научной библиотеки (60 %) и библиотеки для детей и молодежи (57,1 %). Сотрудники библиотек в открытых ответах отмечали, что для

них актуальными являются знания по проведению досуговых и просветительских занятий с детьми и подростками, это напрямую связано с посещаемостью сайта библиотек для детей и молодежи.

Специфика работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья ориентирует респондентов к обращению к сайту специальной библиотеки: 15,1 % респондентов-представителей методических служб и 6,2 % представителей руководителей и специалистов библиотек обращаются к ним при поиске необходимой информации (рис. 4).

61,5 % сотрудников методических служб обращаются к библиотечным блогам, среди руководителей и специалистов библиотек этот показатель составил 51,6 % (рис. 5).

Респонденты чаще обращаются к социальным сетям методических служб для получения оперативной информации: 90,5 % сотрудников методических служб, 86,3 % руководителей и специалистов библиотек подписаны на социальные сети методических служб (рис. 6). В своих ответах респонденты упоминали блоги

Рис. 3. Частота обращения к разделу «Профессионалам» / «Коллегам» на официальных сайтах библиотек Fig. 3. Frequency of access to the "Professionals"/ "Colleagues" section on the official websites of libraries

Рис. 4. Обращения к методическим службам различных библиотек Fig. 4. Appeals to the methodological services of various libraries

61,5%

51,6% 48,4%

38,5%

Руководители и специалисты библиотек Сотрудники методических служб

■ Да "Нет

Рис. 5. Обращения к библиотечным блогам Fig. 5. Links to library blogs

1 J , / "0 9,4%

_

Руководители и специалисты библиотек Сотрудники методических служб

Да «Нет

Рис. 6. Обращения к социальным сетям методических служб Fig. 6. Appeals to social networks of methodological services

«Библиомания» - 59 респондентов, «Просто библиоблог» - 45, «Библиопчелка» - 28, «Биб-лиоград» - 18, «Мышь библиотечная» - 15, «Библиотечные штучки» - 12, «Циничный библиотекарь» - 11, «Библиокомпас» - 10 и др.

Среди упоминаемых сообществ методических служб библиотек в социальных сетях: «Злой библиотекарь», «Библиозаметки», «Методисты национальной библиотеки Мордовия», «Планета методистов» и др.

По количеству подписчиков можно выстроить рейтинг виртуальных представительств методических служб библиотек в социальной сети «ВКонтакте»: «Библиошпаргалка» - 16 438 подписчиков1, «Злой библиотекарь» - 13 725, «Планета методистов» - 9394, «Библиомания» - 8773,

По состоянию на декабрь 2022 г.

«Методист в библиотеке» - 6750, «Библ-стрим» -6422, «Методисты национальной библиотеки Мордовия» - 4586, «Сетевое взаимодействие библиотек» - 3003 и др.

При анализе целей обращений к разделу «Профессионалам» / «Коллегам» на официальном сайте библиотеки мы выделили отдельно ответы руководителей библиотек, специалистов библиотек и представителей методических служб (рис. 7).

Актуальный интерес для участников профессионального библиотечного сообщества на сайте библиотеки содержат записи вебинаров: 63,2 % -руководителей, 61,5 % - представителей методических служб, 52,8 % - специалистов библиотек. Возможность посещать образовательные и научные мероприятия в режиме онлайн или смотреть записи уже состоявшихся событий

53

Записи вебинаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация о курсах повышения квалификации / семинарах

Регламентирующие документы

Анонсы профессиональных мероприятий

Полнотекстовые базы методических

материалов

Подборки ссылок на полезные ресурсы

Аналитический доклад о деятельности библиотек региона

Профессиональное развитие Новости о прошедших мероприятиях

Сценарии мероприятий

Библиографические подборки профессиональной литературы

Информационные ресурсы для обслуживания читателей

Использование цифровых сервисов

Комментарии к нормативным документам

Контактные данные методической службы

Виртуальная методическая служба («Спроси методиста»)

Контактные данные библиотек территории

Работа с фондом библиотеки

Форумы / чаты

63,2% 52,8% 61,5%

513% 34,7% 60,9%

54,6% 30,1% 59,4%

53,9% 45,5°/( 56,8%

4 1,4% 32,8% 52,6%

4 18,7% 45°/ ® 51,6%

32,2% 13,7% 49%

49,3% 36,7°/, 49%

38,2% 34,2% 47,4%

52,6% 60,1% 40,1%

40,1% 31,3% 34,4%

32,2% 29,6% 30,2%

21,7% 20,3% 27,6%

28,3% 12,7% 26%

15,1% 7,1% 18,2%

13,2% 10,5% 17,2%

18,4% ll,5°/( 17,2%

25% 28,1% 15,6%

9,2% 10,8% 15,1%

I Руководители | Специалисты библиотек Представители методических служб

Рис. 7. Интерес респондентов к информации на странице методической службы Fig. 7. Respondents' interest in the information on the methodological service page

позволяет специалистам библиотек профессионально развиваться, отслеживать изменения в библиотечно-информационной сфере и своевременно реагировать на них.

Высока потребность у респондентов в доступе к анонсам профессиональных мероприятий: 56,8 % - представители методических служб, 53,9 % - руководители, 45,5 % - специалисты библиотек. Информация о предстоящих вебинарах, конференциях и семинарах больше интересует респондентов, нежели новости о прошедших событиях: 47,4 % - представители методических служб, 38,2 % - руководители, 34,2 % -специалисты библиотек. Респонденты отмечают, что нуждаются в опережающей информации, хотя на некоторых сайтах библиотек в разделах «Профессионалам» / «Коллегам» можно встретить неактуальную информацию.

Представители методических служб указывают на важность размещения и отслеживания информации о курсах повышения квалификации и семинарах, которые проводят библиотеки субъектов РФ - 60,9 %. Более половины руководителей также обращаются к этой информации на сайте (51,3 %). Лишь треть специалистов библиотек интересуется сведениями о курсах повышения квалификации и профессиональных семинарах (34,7 %).

Интерес для всех групп респондентов представляют подборки ссылок на полезные ресурсы:

51.6 % - представители методических служб,

48.7 % - руководители, 45 % - специалисты библиотек. Это могут быть базы данных, электронные библиотечные системы, ресурсы в помощь для ведения социальных медиа, оформления выставок и другие. Такие ресурсы могут быть актуальны для профессионального развития и обслуживания пользователей.

Не все библиотеки обладают необходимыми информационными ресурсами для удовлетворения информационных потребностей читателей. Треть респондентов указала на важность доступа к информационным ресурсам на сайте центральной библиотеки субъекта РФ для осуществления информационного и справочно-библиографического обслуживания: 32,2 % - руководители, 30,2 % - представители методических служб, 29,6 % - специалисты библиотек.

Полнотекстовые базы данных методических документов в большей степени представляют интерес для представителей методических служб - 52,6 %, для руководителей библиотек этот показатель 41,4 %; среди специалистов библиотек - 32,8 %.

Специалисты библиотек чаще обращаются к разделу методических служб сайта библиотеки в поисках готовых сценариев мероприятий - 60,1 %. Для 52,6 % руководителей сценарии мероприятий представляют интерес.

Эта информация в меньшей степени привлекает представителей методических служб (40,1 %), что вполне объяснимо спецификой деятельности методистов.

Регламентирующие документы представляют интерес для руководителей библиотек (54,6 %) и представителей методических служб (59,4 %), необходимость обращения к комментариям регламентов испытывают лишь 28,3 % руководителей и 26 % методистов. В своих ответах некоторые респонденты отмечали, что нуждаются больше не в самих регламентах, а в разъяснениях к ним.

Часто сотрудники библиотек обращаются к цифровым сервисам для подготовки мультимедийных продуктов, электронных выставок, оформления социальных сетей. Поэтому мы посчитали необходимым оценить интерес респондентов к поиску информации по использованию цифровых сервисов в профессиональной деятельности. Оказалось, что лишь 27,6 % представителей методических служб обращается к разделу методической службы в поиске подобной информации. Среди руководителей и специалистов библиотек этот показатель ниже -21,7 и 20,3 % соответственно. Это может быть объяснено тем, что на внешних ресурсах более оперативно обновляется информация, а также удобней осуществлять поиск.

Тема профессионального развития для руководителей (49,3 %) и представителей методических служб (49 %) тоже популярна. Среди специалистов библиотек это направление интересно 36,7 %; 40,1 % руководителей и 31,1 % специалистов библиотек отмечают, что обращаются к разделу «Профессионалам» / «Коллегам» на официальном сайте библиотеки в поисках библиографических подборок профессиональной литературы. Объясняемый низкий показатель ответов представителей методических служб 34,4 % - сотрудники методических отделов самостоятельно готовят подобные подборки литературы. Так, например, методический отдел Томской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина готовит для специалистов библиотек подобные подборки профессиональных материалов.

Обращения к аналитическим докладам о деятельности библиотек региона указали 49 % представителей методических служб. Треть руководителей библиотек обращаются к этим материалам на сайтах библиотек - 32,2 %. Наименьший показатель среди специалистов библиотек - 13,7 %. Возможно, представители этих категорий обращаются к корпоративной полнотекстовой базе данных для профессионалов в Центральные библиотеки субъектов РФ (https://clrf.nlr.ru/), где представлены аналитические отчеты о деятельности библиотек.

ш I-О х с ш

X

ш о.

Для сотрудников библиотек (28,1 %) и четверти руководителей интересна информация по работе с библиотечным фондом.

Небольшой интерес на сайтах библиотек для респондентов представляют контактные данные библиотек территорий и методических служб библиотек.

Обращает на себя внимание отсутствие интереса к сервису Виртуальной методической службы «Спроси методиста» у руководителей (13,2 %) и сотрудников библиотек (10,5 %). Хотя это возможность получить ответы методистов по проблемам, которые появляются у библиотекарей на местах.

Низкий интерес наблюдается к организации общения профессионального сообщества на сайтах - лишь 10,8 % специалистов библиотек и 9,2 % руководителей видят потребность в этом. Это можно объяснить использованием социальных медиа для профессионального общения. 83,3 % респондентов в отдельном вопросе указали, что для них важно общение с коллегами в социальных сетях. Так, например, в сообществе «Злой библиотекарь» во «ВКонтакте» библиотекари имеют возможность задать вопрос и получить ответ на него в комментариях от сотрудников других библиотек.

Для специалистов библиотек требуется организация профессионального общения и возможность обмена опытом посредством виртуальных представительств.

Зафиксированы единичные ответы от специалистов библиотек о желании получать информацию о ветеранах библиотечного дела, социологических исследованиях. Отдельный интерес представителей методических служб связан с проектной деятельностью библиотек.

Респондентам предлагалось ответить на вопрос о трудностях, с которыми они сталкиваются при поиске профессиональной информации в разделе «Профессионалам» / «Коллегам» на официальном сайте библиотеки. Большинство участников опроса отметили, что информацию легко найти (72,1 % - руководителей и специалистов библиотек, 70,3 % - представителей методических служб библиотек). Один из респондентов отметил, что на сайте библиотеки много интересной и полезной профессиональной информации и при грамотной формулировке поискового запроса не возникает трудностей в ее поиске.

Четверть респондентов указала, что нужную 3 информацию не всегда легко найти. 2,7 % руко-§ водителей и специалистов библиотек и 3,6 % спе-5 циалистов методических служб обозначили, что ос испытывают трудности при поиске информации. [е Были проанализированы комментарии респон-

5 дентов к этому вопросу. Возникающие сложности можно связать с техническими факторами: низкий уровень владения информационно-56 коммуникационными технологиями обозначили

6 респондентов; 27 респондентов указали, что поиск затрудняет низкая скорость интернета.

Сотрудники методических служб, руководители и специалисты библиотек отмечали, что важным является наличие опережающей информации и необходима оперативность размещения информации. Также респонденты отмечают, что часто на сайте можно обнаружить устаревшую информацию или новость о состоявшемся событии, не все ссылки на полные тексты документов активны.

По мнению респондентов, поиск информации бывает затруднен по следующим причинам:

• отсутствие строки поиска;

• сложная навигация на сайте;

• названия разделов не всегда позволяют определить его содержание;

• информация не упорядочена по формальным или содержательным признакам;

• информационный шум при поиске.

Для организации доступа к информации и документам, размещенным в разделе «Профессионалам» / «Коллегам» на официальном сайте библиотеки, необходимо использование рубрик, поисковой строки, формирование структуры размещения информационных ресурсов.

Выводы

Сотрудники библиотек испытывают потребность в доступе к достоверной информации различного характера. Для удовлетворения своих профессиональных потребностей они обращаются к разделам «Профессионалам» / «Коллегам» на официальных сайтах библиотек. Интерес для библиотекарей представляют страницы методических служб в социальных сетях.

Интересы руководителей библиотек и представителей методических служб во многом совпадают: записи вебинаров, доступ к полным текстам регламентирующих документов, информация о курсах повышения квалификации и анонсы профессиональных мероприятий. Для библиотекарей наибольший интерес на сайте представляют записи вебинаров и полные тексты сценариев мероприятий.

Профессиональная информация, размещаемая методическими службами на сайтах и порталах библиотек, нуждается в структурировании, уточнении предметных рубрик для обеспечения простого доступа к ней, а также организации поисковых возможностей.

Для сотрудников библиотек актуальным является доступ к оперативной информации, своевременно отражающей проблемы библиотек с подробными комментариями и разъяснениями.

Организовать консультирование, оперативное решение профессиональных вопросов и информирование возможно с помощью социальных медиа.

Список источников / References

Акилина М. И. Научно-методическая деятельность центральных библиотек субъектов РФ: особенности развития в электронной среде // Библиотечное дело - 2016: библиотечно-информационные коммуникации в поликультурном пространстве: материалы 21-й Междунар. науч. конф. (Москва, 27-28 апр. 2016 г.). Москва, 2016. С. 27-30 [Akilina MI (2016) Scientific and methodological activity of the central libraries of the constituent entities of the Russian Federation: features of development in the electronic environment. Bibliotechnoe delo - 2016: bibliotechno-informacionnye kommunikacii vpolikul'turnom prostranstve: materialy 21-j Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, 27-28 apr. 2016g.). Moscow, pp. 27-30. (In Russ.)].

Акилина М. И. Научно-методическая деятельность в библиотечной сфере: современные тенденции // Библиотековедение. 2016. Т. 1, № 2. С. 136143 [Akilina MI (2016) Scientific and methodological activities in the library sphere: current trends. Bibliotekovedenie 1(2): 136-143. (In Russ.)].

Артемьева Е. Б., Мандринина Л. А. Информационно-методическое сопровождение библиотечной деятельности: опыт Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук // Вестник культуры и искусств. 2019. № 3. С. 7-18 [Artemyeva EB and Mandrinina LA (2019) Information and methodological support of library activities: the experience of the state public scientific and technical library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. Vestnik kul'tury i iskusstv 3: 7-18. (In Russ.)].

Ахти Е. Г. От научно-методического отдела к управлению научно-организационной работы: модификация методической деятельности центральной библиотеки мегаполиса // Культурная жизнь Юга России. 2018. № 1. С. 88-92 [Akhti EG (2018) From the scientific and methodological department to the management of scientific and organizational work: modification of the methodological activity of the central library of the metropolis. Kul'turnaya zhizn Yuga Rossii 1: 88-92. (In Russ.)].

Балашова Е. В. Блог как инструмент профессиональной деятельности библиотечного специалиста // Информационно-коммуникативное пространство: перспективные векторы развития учреждений культуры региона : материалы заоч. конф., Барнаул, 27 февр. 2015 г. Барнаул, 2015. С. 9-15 [Balashova EV (2015) Blog as a tool for the professional activity of a library specialist. Informacionno-kommunikativnoe prostranstvo: perspektivnye vektory razvitiya uchrezhdenij kul'tury regiona: materialy zaoch. konf., Barnaul, 27 fevr. 2015 g. Barnaul, pp. 9-15. (In Russ.)].

Дергилёва Т. В. Методическое обеспечение деятельности библиотек СО РАН: альтернативный вариант

развития // Библиосфера. 2014. № 4. С. 45-48 [Dergileva TV (2014) Methodological support of the activities of the libraries of the RAS: an alternative development option. Bibliosfera 4: 45-48. (In Russ.)].

Дергилёва Т. В. Проекты организационно-методической деятельности Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск, Россия) // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2021. № 3. С. 66-72 [Dergileva TV (2021) Projects of organizational and methodological activities of the State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russia). Uchenye zapiski (Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv) 3: 66-72. (In Russ.)]. DOI: 10.32340/2414-9101-2021-3-66-72.

Дергилева Т. В. Трансформация научно-методической деятельности центральных библиотек на примере Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 30. С. 77-83 [Dergileva TV (2015) Transformation of scientific and methodological activities of central libraries on the example of the State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv 30: 77-83. (In Russ.)].

Коновалова Н. С. Библиотечная блогосфера как новое направление профессиональной деятельности // Динамика систем, механизмов и машин. 2012. № 4. С. 219-221 [Konovalova NS (2012) Library blogosphere as a new direction of professional activity. Dinamika sistem, mekhanizmov i mashin 4: 219-221. (In Russ.)].

Майстрович Т. В. Роль и функции специализированного сайта по методической поддержке библиотечной деятельности // Библиосфера. 2013. № 4. С. 46-48 [Maistrovich TV (2013) The role and functions of a specialized site for methodological support of library activities. Bibliosfera 4: 46-48. (In Russ.)].

Огнева И. Н. Из опыта отечественного блогострои-тельства. От библиофобии - к библиомании // Библиотечное дело. 2011. № 6. С. 16-18 [Ogneva IN (2011) From the experience of domestic blog building. From bibliophobia - to bibliomania. Bibliotechnoe delo 6: 16-18. (In Russ.)].

Огнева И. Н. Социальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки // Библиотечное дело. 2012. № 6. С. 32-33 [Ogneva IN (2012) Social media as an environment for library promotion and development. Bibliotechnoe delo 6: 32-33. (In Russ.)].

Пилко И. С. Виртуальные представительства методических служб библиотек // Культура: теория и практика. 2022. № 4 [Pilko IS (2022) Virtual

ш I-О х с ш

X

ш

CL

representations of methodical services of libraries. Kul'tura: teoriya ipraktika 4. (In Russ.)]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-predstavitelstva-metodicheskih-sluzhb-bibliotek (дата обращения = accessed 23.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полякова Т. М. Современное состояние методической деятельности библиотек в России : теория и практика : аналитический обзор // Петербургская библиотечная школа. 2019. № 4. С. 4-17 [Polyakova TM (2019) The current state of the methodological activity of libraries in Russia: theory and practice: an analytical review. Peterburgskaya bibliotechnayashkola 4: 4-17. (In Russ.)].

Ракитская Л. М. Информационно-методическая поддержка на сайтах региональных библиотек // Библиосфера. 2016. № 1. С. 73-79 [Rakitskaya LM (2016) Information and methodological support on the websites of regional libraries. Bibliosfera 1: 73-79. (In Russ.)].

Редькина Н. С. Сайты библиотек сквозь призму веб-аналитики // Научно-техническая информация. Серия 2, Информационные процессы и системы. 2018. № 4. С. 24-29 [Redkina NS (2018) Library websites through the prism of web analytics. Nauchno-tekhnicheskaya informaciya. Seriya 2, Informacionnye processy i sistemy 4: 24-29. (In Russ.)].

Тараненко Л. Г., Дворовенко О. В., Савкина С. В., Иги-шева Ю. А., Миронова Л. О., Боброва Е. И. Трансформация библиотечно-информационной деятельности под воздействием цифровой среды. Кемерово : КемГИК, 2021. 299 с. [Taranenko LG, Dvorovenko OV, Savkina SV, Igisheva YuA, Mironova LO and Bobrova EI (2021) Transformation of library and information activities under the influence of the digital environment. Kemerovo: KemGIK. (In Russ.)].

Тарасова М. С. Методическая деятельность библиотек в социальных сетях // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики : сб. докл. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., Белгород, 12 февр. 2020 г. Белгород, 2020. Т. 2. С. 438-441 [Tarasova MS (2020) Methodological activity of libraries in social networks. Nauka. Kul'tura. Iskusstvo: aktual'nyeproblemy teorii ipraktiki: sb. dokl. Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt. konf., Belgorod, 12 fevr. 2020 g. Belgorod, vol. 2, pp. 438-441. (In Russ.)].

Тикунова И. П. Методические службы центральных библиотек регионов: вопросы организационного и кадрового обеспечения деятельности // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 1. С. 103-109 [Tikunova IP (2018) Methodological services of the central libraries of the regions: issues of organizational and staffing of activities. Bibliotekovedenie 67(1): 103-109. (In Russ.)]. DOI: 10.25281/0869-608X-2018-67-1-103-109.

Carmen J (2022) Libraries as centers of excellence: quality management as inducer of libraries' social impact. Boosting the knowledge economy. Elsevier, pp. 63-76. DOI: https://doi.org/10.1016/ B978-1-84334-772-9.00014-2.

Kratochvilova M (2015) Tri pilire uspesne metodicke prace. Ctenáí. Praha, pp. 303-307 [Kratochvilova M (2015) Three pillars of successful methodological work. Ctenáí. Praha, pp. 303-307. (In Czech)].

Riding the waves or caught in the tide? Navigating the evolving information environment: insights from the IFLA trend report. IFLA [website]. URL: https:// origintrends.ifla.org/files/trends/assets/insights-from-the-ifla-trend-report_v3.pdf (accessed 23.12.2022).

GC О

ОС <

GC

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.