Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА / ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Ирина Александровна

Рассматривается деятельность методических служб межпоселенческих районных библиотек в современных условиях. Представлены результаты методического мониторинга и анкетного опроса библиотекарей Устьянской библиотечной системы. Дана характеристика программы непрерывного профессионального образования «Постижение мастерства в библиотечной профессии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SERVICE OF THE INTER-VILLAGE LIBRARY IN PROVIDING CONTINUING EDUCATION OF SPECIALISTS

The activity of methodological services of inter-settlement regional libraries in modern conditions is considered. The results of methodological monitoring and questionnaire survey of librarians of the Ustyansk library system are presented. The article describes the program of continuing professional education «comprehension of skills in the library profession».

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ»

УДК 025.1:027.52

И. А. Молчанова

Методическая служба межпоселенческой библиотеки в обеспечении непрерывного образования специалистов

Рассматривается деятельность методических служб межпоселенческих районных библиотек в современных условиях. Представлены результаты методического мониторинга и анкетного опроса библиотекарей Устьянской библиотечной системы. Дана характеристика программы непрерывного профессионального образования «Постижение мастерства в библиотечной профессии».

Ключевые слова: методическая служба, межпоселенческая библиотека, программы непрерывного библиотечного образования.

Irina A. Molchanova

Methodological service of the inter-village library in providing continuing education of specialists

The activity of methodological services of inter-settlement regional libraries in modern conditions is considered. The results of methodological monitoring and questionnaire survey of librarians of the Ustyansk library system are presented. The article describes the program of continuing professional education «comprehension of skills in the library profession».

Keywords: methodological service, inter-village library, continuing library education programs.

Методическая деятельность в современных условиях является важнейшим фактором инновационного развития библиотечной отрасли. Методические службы библиотек призваны прогнозировать и определять стратегии деятельности библиотек в динамичной внешней среде, которая, случается, создает непредсказуемые ситуации, кардинально меняющие функционирование библиотечных учреждений, и не только их, как, например, начавшая в 2020 г. пандемия коронавирусной инфекции. В таких условиях методические службы стали играть роль консолидирующего центра, активно помогающего библиотекам найти свое место в новой реальности, адаптироваться к работе в дистанционных форматах и пр. Эта роль особенно важна для сетей сельских муниципальных библиотек, обладающих гораздо меньшими техническими, финансовыми, кадровыми ресурсами. Хотя в правовом поле данные библиотеки перешли в подчинение администраций поселений, связующей нитью для них стала центральная межпоселенческая библиотека с ее методической службой.

Именно методическая служба может обеспечить создание условий для непрерывного образования специалистов сельских библиотек, которые

зачастую лишены такой возможности в условиях своей работы и мест проживания. Одним из примеров опыта организации повышения профессионального уровня сельских библиотекарей может служить деятельность муниципального бюджетного учреждения культуры (МБУК) «Устьянская межпоселенческая центральная районная библиотека» (МЦРБ) (Архангельская область).

Устьянская МЦРБ была организована в 2006 г. В настоящее время в ее состав входит 32 библиотеки: Центральная районная библиотека, Районная детская библиотека, Дмитриевская библиотека-музей им. М. И. Романова и 29 филиалов. Обслуживание пользователей осуществляют 45 сотрудников. Из них высшее образование имеют 15 специалистов (высшее библиотечное - один), среднее профессиональное образование - 30 специалистов (среднее профессиональное библиотечное образование -14 человек). Стаж до трех лет имеет пять сотрудников, от трех до 10 лет - 14 сотрудников, свыше 10 лет - 26 сотрудников. В возрасте до 30 лет в библиотеках МБУК «Устьянская МЦРБ» работает всего три человека, от 30 до 55 лет - 28 человек, свыше 55 лет -14 человек. Эта статистика показывает, что кадровая ситуация в библиотечной системе не столь благополучна: 30% составляют сотрудники пенсионного возраста, весьма недостаточно молодых специалистов, только 35% сотрудников имеют библиотечное образование, из них лишь один - с высшим.

Исходя из Устава, исследовательской и методической деятельностью по обеспечению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания населения в МБУК МЦРБ является:

• культурно-просветительская и досуговая, направленная на развитие различных форм общения и объединения пользователей по интересам;

• сотрудничество с образовательными, информационными и культурными учреждениями;

• организация специализированного библиотечного обслуживания особых групп пользователей (детей и юношества, престарелых и инвалидов);

• повышение профессионального уровня библиотечных работников, в том числе на основе непрерывного образования;

• комплектование и предоставление пользователям фондов краеведческих документов, создание собственных краеведческих баз данных, издание библиографических и информационных краеведческих материалов.

• организация мероприятий по нравственному развитию, воспитанию гражданственности и патриотизма, повышению информационной культуры и образовательного уровня подрастающего поколения и молодежи.

Методический отдел ЦРБ является главным консультационно-методи-ческим центром для всех библиотек Устьянского района. В методическом

Section 2 • Library Science отделе работает двое специалистов, которые обеспечивают методическое сопровождение деятельности библиотек, при этом показатели методической деятельности учреждения не входят в муниципальное задание, что номинально превращает ее во второстепенную деятельность. Фактически же это далеко не так, что показано ниже на соответствующем примере.

Специалисты методического отдела постоянно проводят методический мониторинг, локальные исследования состояния библиотечной сети. В 2019 г. проводилось очередное эмпирическое исследование в форме анкетирования для получения информации об эффективности методической деятельности МБУК «Устьянская МЦРБ», ее недостатках и проблемах, требующих устранения. В опросе приняли участие 40 специалистов (89% от общего числа): четверо заведующих (отделом, сектором, библиотекой), главный библиотекарь, 14 ведущих библиотекарей и 21 библиотекарь.

Результаты опроса выявили следующую картину. Лишь около четверти специалистов не испытывают недостатка в профессиональных знаниях. Это в основном специалисты с высшим и средним специальным (библиотечным) образованием и большим стажем работы. Вместе с тем, по ответам этих респондентов на дальнейшие вопросы обнаружился их интерес к повышению профессиональных умений и навыков.

Профессиональную литературу большая часть библиотекарей читает достаточно часто и по мере необходимости, чаще всего - это журналы «Библиотека», «Библиотечное дело» и «Современная библиотека», также постоянным помощником в профессиональной деятельности, особенно для молодых специалистов, является «Справочник библиотекаря». При подготовке мероприятий библиотекари активно используют журналы «Читаем, учимся, играем», «Библиотека предлагает» и др.

Когда у библиотекарей возникают вопросы, методисты всегда оказывают методическое консультирование, помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций, которые являются эффективными для большинства библиотекарей. К наиболее эффективным формам методической помощи библиотекари относят рекомендации, пособия, сценарии, семинары (в том числе выездные), показательные мероприятия и творческие конкурсы.

Библиотекари стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, осваивать новшества в практической работе, чтобы быть конкурентоспособными на рынке предоставления услуг. Ни один сотрудник не ответил, что он не повышает квалификацию тем или иным образом. Очная форма прохождения курсов повышения квалификации остается наиболее востребованной для половины опрошенных. Очно-заочную и заочную форму обучения положительно оценивает четверть от числа опро-

шенных. К наиболее эффективным формам повышения квалификации библиотекари отнесли семинары, курсы, практикумы.

Библиотекари регулярно посещают семинары, организуемые специалистами методического отдела, на которых рассматриваются различные актуальные вопросы. Так, актуальной темой семинаров остается продвижение литературы и привлечение к чтению. Библиотекари стремятся идти в ногу со временем и отмечают, что применение новых информационных технологий выходит на передний план. Все более востребованной становится и проектная деятельность, как одна из успешных форм современной библиотечной практики.

Отвечая на вопрос анкеты «Какие темы, на Ваш взгляд, нужно осветить на методических семинарах в будущем?», библиотекари назвали следующие темы: «Новые формы работы с читателями», «Маркетинг и реклама в библиотечной практике», «Роль книги и компьютера в жизни современного подростка», «Проектная деятельность в библиотеке», что лишний раз подтверждает сказанное выше.

Благодаря проектной деятельности улучшается не только финансовое состояние библиотек, но и усиливается их роль в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых читателям, библиотеки поддерживают и улучшают свой имидж, появляются новые перспективы в работе. Из полученных ответов библиотекарей стало понятно, что 25% из них активно занимаются проектной деятельностью, еще 50% хотели бы научиться и им в этом необходима методическая поддержка.

В числе пожеланий по улучшению качества работы методического отдела были высказаны конструктивные предложения: «Создать в Интернете группу по обмену практическими разработками среди библиотекарей», «Приобрести современное оборудование для профессиональной печати методических изданий».

Кроме того, респондентами были высказаны замечания, которые специалистами методической службы рассматриваются как справедливые, о недостаточно конкретном планировании методической работы, изданий методических пособий, отсутствии среднесрочных планов и программ по повышению квалификации сотрудников районной сети библиотек. К этому можно добавить также, что пока нет специальных мероприятий для вновь принимаемых сотрудников, не имеющих библиотечного образования.

Результаты методического мониторинга и опроса библиотекарей МБУК «Устьянская МЦРБ» стали отправной точкой для создания двухгодичной программы «Постижение мастерства в библиотечной профессии».

Основная цель программы: обеспечение процесса непрерывного образования специалистов учреждения как решающего фактора улучшения

Section 2 • Library Science библиотечного обслуживания населения района и поднятия престижа библиотек как культурно-просветительских центров. Задачи программы:

1. Создание и внедрение в МБУК «Устьянская МЦРБ» системы непрерывного образования кадров на основе дифференцированного подхода в зависимости от стажа работы и образования.

2. Использование разнообразных и дополняющих друг друга инновационных обучающих форм и методов (семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги).

3. Обучение основам библиотечной инноватики, формирование профессиональных и личностных компетенций сотрудников библиотечной системы.

4. Поддержание творческих мотиваций библиотечных работников в освоении новых знаний посредством проведения конкурсов профессионального мастерства.

5. Объединение интеллектуального и творческого потенциала библиотекарей в единое профессионально-информационное пространство.

Исходя из принципов непрерывности обучения и дифференцированного подхода к нему, программа рассчитана на следующие категории работников:

• заведующие библиотеками, главные и ведущие библиотекари;

• библиотекари;

• библиотекари со стажем работы до 3 лет.

Программа включает комплексы мероприятий, входящих в профессиональные блоки:

• Школа начинающего библиотекаря «Осваиваем азы профессии»;

• Практический лицей «Лестница успеха»;

• Спецкурс «Библиотечный ориентир».

Данные блоки не изолированы друг от друга. Библиотекари в зависимости от их желания и производственной необходимости могут принимать участие в любом из занятий, проводимых в рамках программы.

Для обучения используются как лекционные формы занятий, так и интерактивные практические, с помощью которых легче определить, насколько глубоко усвоен материал, какие индивидуальные знания и навыки получили библиотекари.

Для реализации данной программы запланировано издание пособий в помощь библиотекарям, сборников материалов по итогам конкурсов, сценарных разработок, что позволит расширить фонд методических материалов. На сайте МЦРБ в разделе «Коллегам» создана рубрика «Методическая копилка», которая обеспечивает максимальную доступность к профессиональной информации, оперативность и комфортность поиска.

Реализация данной программы предполагает обучение работников без отрыва от их непосредственной работы. К занятиям привлечены специалисты МЦРБ, Районной детской библиотеки, преподаватели Архангельского колледжа культуры и искусства и другие специалисты.

С целью закрепления материала, стимулирования интереса библиотекарей к инновационной деятельности запланированы конкурсы профессионального мастерства районного масштаба. Библиотекари также смогут принять участие в профессиональных конкурсах областного уровня, например, в ежегодном областном конкурсе на создание проектов «Библи-оинициатива».

Программа непрерывного библиотечного образования должна быть многоступенчатой, ориентированной на запросы библиотекарей, на актуальную тематику. Каждая новая ступень должна содержать разнообразные и дополняющие друг друга инновационные формы, и методы, которые будут направлены на совершенствование и углубление полученных ранее знаний.

Востребованность и эффективность разработанной программы можно будет оценить по:

• количеству специалистов, принявших участие в основных блоках программы;

• количеству разработанных проектов;

• количеству посетителей на сайте рубрики «Методическая копилка»;

• увеличению числа библиотекарей, принявших участие в профессиональных конкурсах;

• результатам аттестации библиотечных работников.

Повышение квалификации библиотечных специалистов сегодня становится одним из приоритетных видов деятельности методических служб. Эта деятельность должна вестись непрерывно и способствовать развитию профессионального уровня работников в соответствии с современными требованиями и профессиональными стандартами.

При разработке программ, нацеленных на повышение профессионального уровня каждого специалиста в зависимости от возраста, образования и стажа работы, необходимо обеспечивать непрерывность процесса обучения.

Программа непрерывного профессионального образования МБУК «Устьянская МЦРБ» «Постижение мастерства в библиотечной профессии» позволит поддерживать, а для определенных категорий сотрудников -поднимать уровень профессиональной компетенции, тем самым обеспечивая решение уставных задач библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.