УДК 004.738.5:02
Doi: 10.31773/2078-1768-2023-62-265-274
ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БИБЛИОТЕК: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Дворовенко Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии документальных и медиакоммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Приведены результаты исследования мнений специалистов по использованию методических ресурсов на сайтах и порталах библиотек, в социальных сетях, методических блогах. В качестве респондентов выступили руководители и сотрудники библиотек, представители методических служб. Всего в опросе приняли участие 754 респондента. Ответы представителей методических служб были проанализированы отдельно.
Исследование позволило выявить актуальные виды и жанры методической продукции библиотек. Сделан вывод о фокусировании интереса на отдельных жанрах производственно-практических документов (методические рекомендации, методические разработки, описания библиотечных новшеств, статьи-описания библиотечного опыта, практические руководства). Можно констатировать у респондентов отсутствие интереса к научно-аналитическим материалам и информационным документам. Это объясняется незнанием сотрудниками библиотек специфики содержания различных жанров методических продуктов.
Вторая часть исследования касалась актуальных для сотрудников библиотек знаний. Большинство респондентов обозначили, что для них важным является использование цифровых сервисов. По мнению респондентов, актуализации требуют знания, связанные с профессиональной деятельностью: составление библиографического описания на издания, справочно-библиографическое обслуживание, работа с библиотечным фондом. Респонденты указывают на необходимость знаний по подготовке мероприятий для различных категорий читателей.
Ключевые слова: методические службы библиотек, виртуальные представительства методических служб библиотек, официальный сайт библиотеки, портал библиотеки, социальные сети библиотек, блог библиотеки, методическая продукция библиотек, компетенции сотрудников библиотек.
FUNCTIONS OF LIBRARY METHODOLOGICAL SERVICES:
RESEARCH RESULTS
Dvorovenko Olga Vladimirovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department Chair of Documentary and Media Communications Technology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article presents the results of a study of the opinions of specialists on the use of methodological resources on websites and portals of libraries, in social networks, and methodological blogs. The respondents were heads and employees of libraries, representatives of methodological services. A total of 754 respondents took part in the survey. The answers of representatives of the methodological services were analyzed separately from the rest.
The study made it possible to identify the actual types and genres of methodological products of libraries. It is concluded that interest is focused on certain genres of practical documents (methodological recommendations, methodological developments, descriptions of library innovations, articles describing the library experience, practical guides). It can be stated that the respondents have no interest in scientific and
analytical materials and information documents. This can be explained by the fact that library staff do not know the specifics of the content of various genres of methodological products.
The second part of the study dealt with knowledge that is relevant for library employees. The majority of respondents indicated that knowledge about the use of digital services is important to them. According to the respondents, the following knowledge related to professional activity requires updating: compiling a bibliographic description of publications, reference and bibliographic services, working with the library fund. Respondents also point out the need for knowledge in preparing events for various categories of readers.
Keywords: methodical services of libraries, virtual representations of methodical services of libraries, official website of the library, library portal, social networks of libraries, library blog, methodical products of libraries, competencies of library staff.
Введение
Методические службы библиотек имеют представительства в веб-среде:
- библиотечные интернет-порталы (Библиотеки Архангельской области, Портал библиотек Алтайского края, Информационный навигатор библиотечной сети Новосибирской области, Библиотеки Владимирского региона и др.);
- веб-страницы и разделы сайтов библиотек «Коллегам» / «Профессионалам» (Челябинская областная универсальная научная библиотека, Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия, Воронежская областная универсальная научная библиотека и др.);
- методические кабинеты (Национальная библиотека Республики Карелия, Белгородская государственная универсальная научная библиотека и др.),
- блоги (Библиоград, БиблиоПчелка, Просто библиоблог, Библиомания и др.);
- аккаунты в социальных сетях (Библиош-паргалка, Злой библиотекарь, Планета методистов, Библиомания, Библ-стрим и др.);
- мессенджеры (Планета методистов и др.).
Создание порталов и отдельных страниц в помощь коллегам не только позволяет осуществлять обмен опытом, формировать унифицированные подходы к библиотечно-информационному производству, но и позиционирует центральную библиотеку как методический центр, который помогает библиотекам региона в реализации своих функций.
Функции методической службы библиотек в виртуальном пространстве И. С. Пилко определяет как информационную, навигационную, коммуникационную и профессионализации [10]. К этому перечню можно добавить научно-исследовательскую, отражающую результаты приклад-
ных научных, мониторинговых и маркетинговых исследований, направленных на совершенствование библиотечной деятельности.
На основании мониторинга виртуальных представительств методических служб библиотек в веб-среде И. С. Пилко установила, что ресурсная составляющая доминирует на сайтах [10]. Проанализировав публикации за период 2013-2018 годов, Т. М. Полякова обозначила, что вопросы представления методической продукции в электронной среде, ее жанровая специфика требуют дополнительного рассмотрения [13].
Для изучения мнения специалистов библиотек по обращению к методическим документам на официальных сайтах библиотек и определения актуальных знаний для сотрудников библиотек с июня по август 2022 года было проведено он-лайн-исследование. Информационную поддержку в проведении исследования оказали секция Центральных библиотек субъектов Российской Федерации и Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского.
Участие в опросе приняли 754 респондента. География участников опроса представлена 59 регионами РФ. Это представители 8 Федеральных округов: Центральный - 216 респондентов, Сибирский - 174, Приволжский - 113, Уральский -113, Южный - 51, Дальневосточный - 48, СевероЗападный - 28, Северо-Кавказский - 11.
Количественное распределение респондентов по должностям: библиотекари (305 респондентов - 40,5 %); директора библиотек и их заместители (153 респондента - 20,3 %) и руководители структурных подразделений (64 респондента - 8,5 %); заведующие методических отделов и методисты библиотек (192 респондента -25,5 %); библиографы (3 %) и другие сотрудники
библиотек (9 человек - 1,1 %). 1,1 % опрошенных не указали свою должность.
Участие в опросе приняли специалисты библиотек, имеющие преимущественно стаж работы от 4 до 10 лет - 21,6 % респондентов, от 11 до 20 лет - 20,4 % респондентов, от 21 года до 30 лет - 18,2 %, от 31 года до 40 лет -19,8 %. Респонденты - молодые специалисты библиотек - составляют 13,9 %. Меньшее количество опрошенных - это специалисты со стажем работы более 40 лет - 6,1 %. Такое распределение по стажу работы демонстрирует достаточный уровень профессиональной компетентности для ответов на предложенные в анкете вопросы.
72 % респондентов имеют высшее образование, среднее профессиональное - 26 %. Из них у 64 % ответивших на анкету профильное образование. Не имеют профильного библиотечного образования 36 % респондентов. Эти результаты демонстрируют высокий уровень образования руководителей и специалистов, ответивших на анкету.
Информационная функция: востребованность методической продукции библиотек в веб-представительствах
Полные тексты и перечни методической продукции библиотек размещаются преимущественно в разделах, отражающих аналитические и методические материалы на сайтах библиотек.
Сотрудниками методических служб библиотек готовятся разнообразные жанры методических документов. И. С. Пилко отмечает, что внедрение цифровых технологий в методическую деятельность библиотек способствовало диверсификации форм представления методической информации [11]. При этом она замечает недостатки методической продукции в электронной среде: несоответствие содержания документа указанному виду; недостаточное использование возможностей цифрового формата представления методической информации и др. [10].
По мнению Н. С. Редькиной, перспективой развития для библиотек становится использование онлайн-редакторов, подготовка электронных версий изданий и их представление в электронных библиотеках [16].
Анализ веб-представительств методических служб на сайтах федеральных библиотек с це-
лью выявления частоты встречаемости жанров методической продукции и новых форм представления их в электронной среде был проведен Т. М. Поляковой [12]. Она указывает, что методические продукты редко оформляются в форме самостоятельных электронных документов и изданий [12].
Также Т. М. Поляковой установлено, что основным источником методической информации являются тезисы докладов или сообщений профессиональных мероприятий (41,07 %). Статьи, отражающие описание передового библиотечного опыта на анализируемых сайтах составляют 14,09 %, инструктивно-методические материалы - 4,56 %, методические рекомендации -2,18 % и др. [12].
С. В. Никель проанализировав видовое разнообразие методической продукции, представленной на сайтах библиотек, сделала выводы о том, что преобладают производственно-практические документы - 27,2 %, учебно-методические издания - 24,8 %, научные - 20,4 % и другие [8].
Результаты проведенного опроса показали, что основным источником профессиональной информации является раздел «Коллегам» / «Профессионалам» на официальном сайте библиотеки: 75,5 % руководителей и сотрудников методических служб, 69,4 % руководителей и специалистов библиотек обращаются именно к нему.
В качестве базы анализа была взята опытная классификация методической продукции, представленная Л. Л. Диденко [4], разработанная на основе классификации, предложенной А. Н. Ванеевым [3]. Ответы респондентов были соотнесены с видами и жанрами методической продукции Л. Л. Диденко [4] (см. табл. 1). В опросном листе из перечня видов методической продукции были исключены рекламные документы, среди жанров методической продукции не представлены рецензии на методические издания и результаты экспертизы проектов (вид - научные документы); учебные планы и программы (вид - учебно-методические документы). Это было сделано целенаправленно, поскольку перечисленные жанры содержат специфическую информацию для методистов библиотек, которые изначально не входили в целевую группу для опроса.
Таблица 1
Актуальные виды и жанры методической продукции библиотек для представителей методических служб, руководителей и сотрудников библиотек
Виды методических документов Жанры методических документов Представители методических служб Руководители библиотек Сотрудники библиотек
Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн.
Официальные Инструкции 98 51 % 122 56,2 % 140 40,6 %
Научные (научно-методические, научно-аналитические) Тезисы докладов или сообщений научно-практических конференций 22 11,5 % 25 11,5 % 23 6,7 %
Обзоры методических изданий 94 49 % 85 39,2 % 109 31,6 %
Отчеты о выполнении инновационных проектов, исследований 87 45,3 % 72 33,2 % 63 18,3 %
Научные, аналитические статьи 46 24 % 39 18 % 54 15,7 %
Производственно-практические Методические рекомендации 172 89,6 % 161 74,4 % 229 66,3 %
Практические руководства 128 66,7 % 136 62,7 % 167 48,4 %
Методические разработки 161 83,9 % 136 62,7 % 222 64,3 %
Инструктивно-методические материалы 81 42,2 % 75 34,6 % 55 15,9 %
Описания библиотечных новшеств 133 69,3 % 143 65,9 % 181 52,4 %
Методические письма 41 21,4 % 27 12,4 % 32 9,4 %
Статьи с описанием опыта работы библиотек 130 67,7 % 137 63,1 % 182 52,7 %
Инновационные предложения 127 66,1 % 136 62,7 % 140 40,6 %
Учебно-методические Учебно-методические пособия 97 50,5 % 73 33,6 % 78 22,6 %
Информационные Информационные листовки 20 10,5 % 26 12 % 46 13,4 %
Информационные бюллетени 20 10,5 % 31 14,3 % 49 14,3 %
Издания комплексного характера Методико-библиографические пособия 79 41,1 % 60 27,6 % 106 30,7 %
Научно-методические сборники 48 25 % 34 15,7 % 43 12,5 %
Сборники методических материалов (методические, практические пособия) 104 54,2 % 78 35,9 % 101 29,3 %
Актуальными для всех категорий респондентов являются производственно-практические издания. Среди них отдельно можно выделить методические рекомендации (89,6 % - представители методических служб, 74,4 % - руководители и 66,3 % - специалисты библиотек), методиче-
ские разработки (83,9 % - представители методических служб, 62,7 % - руководители и 64,3 % -специалисты библиотек), описания библиотечных новшеств (69,3 % - представители методических служб, 65,9 % - руководители и 52,4 % - специалисты библиотек), статьи с описанием опыта
работы библиотек (67,7 % - представители методических служб, 63,1 % - руководители и 52,7 % - специалисты библиотек), практические руководства (66,7 % - представители методических служб, 62,7 % - руководители и 48,8 % - специалисты библиотек) и др.
Перечисленные жанры методических документов можно обозначить как самые распространенные среди методических продуктов библиотек [5]. Производственно-практические документы содержат сведения по методике, технологии и организации библиотечно-информационного производства.
Около половины респондентов - представителей методических служб (51 %) и руководителей библиотек (56,2 %) - в качестве актуального жанра отметили документы инструктивного характера. Их Л. Л. Диденко [4] отнесла к официальным документам, поскольку часто они издаются от имени учредителя, ведомств или общественных организаций. Инструкции содержат материалы нормативного или директивного характера.
Среди изданий комплексного характера интерес для методистов представляют сборники методических материалов (54,2 %) и методико-библиографические пособия, содержащие методические советы и рекомендации, практические разработки и библиографические списки (41,1 %).
Специалисты методических служб на сайтах библиотек обращаются к научно-методическим документам: обзоры методических изданий (49 %) и отчеты о выполнении инновационных проектов, исследований (45,3 %).
Для специалистов методических служб интерес представляют учебно-методические пособия, которые содержат материалы для организации и проведения занятий в системе повышения квалификации и переподготовки библиотечных специалистов - 50,5 %.
Можно констатировать у респондентов отсутствие интереса к:
- научно-аналитическим материалам: научные и аналитические статьи (24 % - представители методических служб библиотек, 18 % - руководители и 15,7 % - специалисты библиотек), тезисы докладов или сообщений научно-практических конференциях (11,5 % - представители методических служб библиотек, 11,5 % - руководители и 6,7 % - специалисты библиотек);
- информационным документам: информационные листовки (10,5 % - представители методических служб библиотек, 12 % - руководители и 13,4 % - специалисты библиотек) и информационные бюллетени (10,5 % - представители методических служб библиотек, 14,3 % - руководители и специалисты библиотек).
Фокусирование интереса на отдельных жанрах производственно-практических документов (методические рекомендации, методические разработки, описания библиотечных новшеств, статьи-описания библиотечного опыта, практические руководства) и игнорирование других демонстрирует ориентацию на отдельных видах документов при их подготовке, а также незнание специфики структуры и содержания методических продуктов библиотек.
Функция профессионализации: актуальные знания сотрудников библиотек
Функция профессионализации направлена на профессиональное совершенствование, повышение квалификации, развитие актуальных компетенций сотрудников библиотек.
Влияние цифровых технологий способствовало трансформации реализации функции профессионализации: библиотеки, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности, используют собственные образовательные платформы для обучения специалистов; в веб-представительствах размещают видеозаписи проведенных вебинаров.
Требования к специалистам библиотек и профессиональные компетенции, актуальные для реализации трудовых функций, охарактеризованы в работах И. Н. Дорониной [6], О. В. Макеевой [7], М. А. Пекшевой [9], Н. С. Редькиной [14]. Вопросы повышения квалификации представителями методических служб библиотек отражены в работах М. И. Акилиной [1; 2].
И. П. Тикунова, проанализировав деятельность методических центров библиотек, пришла к выводу, что специалисты обладают достаточным опытом, регулярно обновляют свои знания. В числе острых проблем - отсутствие утвержденных методик для расчета нормативов штатной численности этих подразделений, а также условий для повышения квалификации методистов [19].
А. Хан определяет структуру необходимых навыков для трудоустройства выпускников-библиотекарей: общие, связанные с творческим потенциалом; самоуправления, основанные на критическом мышлении и развитии межличностных отношений; функциональные, отвечающие за реализацию профессиональных задач; вспомогательные, направленные на достижение эффективной деятельности [20].
В 2021 году под руководством Н. С. Редь-киной была проведена форсайт-сессия «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва», которая позволила построить модель компетенций современного библиографа.
В результате исследования был выстроен сводный рейтинг компетенций библиографа и представлен сравнительный анализ важности компетенций библиографа для библиотек разных типов. Исследователями рассматривались общепрофессиональные и профессиональные компетенции; профильные навыки по аналитико-синтетической обработке информации; иные жесткие навыки библиографа; мягкие навыки [15].
Одной из задач исследования, проведенного в июне-августе 2022 года, стало изучение актуальных для специалистов библиотек компетенций (см. рис. 1).
Знаний достаточно С пр аз очно - б иблногра ф гпес е;о е о б служив а нне Работа с фондом библиотеки
Написание сценария мероприятия
Использование авторитетных источников для поиска информации
Составление библиографического описания на издание Составление отчетной документации Работа с социальными сетями библиотек Проведение квизов и интеллектуальных мероприятий
Нормативная база Использование цнфро вых с ервис ов
11,9%
10,2%
16,2%
19,9%
1,4% 1,4% 1,6%
7,8% 13,6% 11,5%
11,1% 11,8% 9,9%
11,6% 14,5% 11,5%
14,7%
16,5%
19,7%
_
_
21,1%
24,5%
_
25,7%
41,7%
21,9%
46,8%
35,8%
21,4%
10,4%
21,4%
_
20,3%
19,3%
45,8%
49.5%
■ Руководители I Сотрудники библиотек ■ Иредставнтелн методичееких служб
Рисунок 1. Актуальные компетенции для специалистов библиотек
Большинство респондентов обозначили, что для них актуальным является использование цифровых сервисов. На себя обращает внимание совпадение результатов управленческого состава библиотек (46,8 %) и представителей методических служб (49,5 %). Лишь 35,8 % библиотекарей интересуются этой информацией. В единичных ответах респонденты указывали, что необходимо освоение программы Excel.
В утвержденном профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» включены трудовые функции, отражающие использование цифровых технологий:
- стационарное, внестационарное и дистанционное обслуживание пользователей библиотеки;
- ведение библиотечных сайтов / порталов, сетевых социальных сервисов;
- справочно-библиографическое обслуживание в стационарном и дистанционном режимах;
- информационное обслуживание в стационарном и дистанционном режимах;
- создание библиографических, аналитических, полнотекстовых, мультимедийных библиотечных информационных продуктов [17].
В качестве перспектив развития цифровых компетенций для специалистов библиотек авторы монографии рассматривают направления, связанные с социальными медиа и медиаконтентом в целом [18].
Знание ассортимента цифровых сервисов, их возможностей, обращение к методическим документам по использованию цифровых сервисов актуально для подготовки мультимедийных библиотечных продуктов, поиска, обработки, анализа, структурирования и передачи информации, в том числе в процессе работы с редкими и ценными документами.
Для представителей методических служб важными являются знания нормативной базы (45,8 %). Эти знания актуальны для 41,7 % руководителей и 21,9 % сотрудников библиотек.
Актуализации требуют компетенции, связанные с профессиональной деятельностью: составление библиографического описания на издания, справочно-библиографическое обслуживание, работа с библиотечным фондом.
Как показывает исследование, профессиональные компетенции, связанные со справочно-
библиографическим обслуживанием, обозначили 13,6 % сотрудников библиотек, 11,5 % представителей методических служб и 7,8 % руководителей. В профессиональном стандарте приведены требования к умению использовать цифровые технологии в процессах справочно-библиографического обслуживания, применять формы и методы связывания информации и др. [17].
Справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей библиотеки опирается на использование авторитетных источников для поиска информации, возможность осуществлять поиск по элементам библиографического описания, ключевым словам, предметным рубрикам, классификационным индексам, в том числе с использованием сетевых информационных ресурсов и электронных библиотек. Эта компетенция оказалась актуальной для пятой части представителей методических служб библиотек -21,4 %, лишь 14,7 % библиотекарей и 11,9 % руководителей библиотек обозначили ее как важную. Для представителей методических служб в качестве актуальных компетенций можно отметить использование авторитетных источников для поиска информации (21,4 %) и составление отчетной документации (21,4 %).
Совершенствование компетенций по составлению библиографического описания документов разных типов и видов (печатных, электронных на физических носителях, инсталлированных, локального и сетевого распространения, мультимедийных) существенно для 16,5 % библиотекарей, 10,4 % представителей методических служб и 10,2 % руководителей библиотек. Актуализация знаний, связанных с составлением библиографического описания, важна в связи с возникающими нюансами в описании документов, использовании в автоматизированных библиотечно-информаци-онных систем.
Компетенции, связанные с комплектованием, обработкой и оцифровкой библиотечного фонда в своих ответах отразили 11,8 % сотрудников библиотек, 11,1 % руководителей и 9,9 % методистов. В профессиональном стандарте специалиста по библиотечно-информационной деятельности обозначено две обобщенные трудовые функции по формированию, учету и обработке (комплектование библиотечного фонда печатными и электрон-
ными документами, сетевыми ресурсами, учет и обработка библиотечного фонда), организации и сохранению библиотечного фонда (организация, обеспечение сохранности и безопасности библиотечного фонда, технология работы с фондом редких и ценных книг, книжных памятников, микрокопирование и оцифровка библиотечного фонда) [17].
Респонденты указывают на необходимость совершенствования компетенций по подготовке мероприятий для различных категорий читателей. Четверть руководителей (24,5 %) и сотрудников библиотек (25,7 %), пятая часть представителей методических служб (19,3 %) нуждаются в развитии компетенций по проведению квизов и интеллектуальных мероприятий. Для респондентов важны знания по психологии: работа с читателями, имеющими нарушения речевого аппарата и психическими расстройствами.
Респонденты отмечали, что нуждаются в развитии компетенций по выстраиванию партнерских отношений, написанию и реализации проектов и грантов.
В заключение стоит отметить, что необходимо использовать возможности виртуального про-
странства для информационного и методического сопровождения библиотек.
Методические службы слабо позиционируют информацию, размещаемую в профессиональных разделах на официальных сайтах или порталах, что вызывает неосведомленность респондентов о ее существовании и как следствие неоценен-ность методических продуктов, а также низкую степень обращений руководителями и специалистами библиотек к методическим документам на сайтах и порталах библиотек.
Для сотрудников библиотек актуальными являются компетенции по использованию цифровых сервисов и ведению социальных сетей.
Перспективными направлениями методической деятельности в веб-пространстве являются создание электронных версий методических изданий библиотеки, обмен опытом работы библиотек, организация коммуникации в социальных медиа, систематизация методических ресурсов библиотек.
Для оперативного размещения методических документов, решения профессиональных вопросов и информирования возможно использование социальных медиа.
Литература
1. Акилина М. И. Кадры методистов центральных библиотек субъектов Российской Федерации // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2021. - № 1(9). - С. 71-79. - DOI: 10.20913/2618-7575-2021-1-71-79.
2. Акилина М. И. Образование и повышение квалификации методистов: по материалам исследования // Библиотековедение. - 2018. - Т. 67, № 5. - С. 571-579.
3. Ванеев А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: учеб. пособие. - М.: Профиздат, 2001. -144 с.
4. Диденко Л. Л. Классификация методической продукции библиотек // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 3. - С. 147-151.
5. Диденко Л. Л. Методическое и технологическое знание о библиотечной деятельности (на основе анализа методической продукции библиотек): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03. - Челябинск, 2012. - 22 с.
6. Доронина И. Н. Формирование цифровых компетенций библиотечных специалистов на основе принципа фундаментальности [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика. - 2020. - № 2. - URL: https://readera. org/formirovanie-cifrovyh-kompetencij-bibliotechnyhspecialistov-na-osnove-principa-144160088 (дата обращения: 23.12.2022).
7. Макеева О. В. Компетенции библиотечных специалистов в эпоху цифровой экономики // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2019. - № 4. - С. 84-88. - DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2019-4-84-88.
8. Никель С. В. Методическая продукция библиотек // Социальные и культурные практики в современном российском обществе: мат-лы науч.-метод. форума, Новосибирск, 23-28 апреля 2018 года. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. - С. 5.
9. Пекшева М. А. Профессиональные компетенции сотрудников библиотек, осуществляющих информационно-аналитическое сопровождение научных исследований // Библиосфера. - 2022. - № 2. - С. 38-47. - DOI: https:// doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-38-47.
10. Пилко И. С. Виртуальные представительства методических служб библиотек // Культура: теория и практика. -2022. - № 4 (49).
11. Пилко И. С. Развитие цифровых навыков библиотечных специалистов в дистанционном формате // Библиотековедение. - 2021. - Т. 70, № 5. - С. 539-550. - DOI: 10.25281/0869-608X-2021-70-5-539-550.
12. Полякова Т. М. Методическая продукция на сайтах российских библиотек // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2020. - № 2(14). - С. 168-170.
13. Полякова Т. М. Современное состояние методической деятельности библиотек в России: теория и практика: аналитический обзор // Петербургская библиотечная школа. - 2019. - № 4 (69). - С. 4-17.
14. Редькина Н. С. «Надпрофессиональные» навыки и профессиональные знания библиотечного специалиста: требования времени // Библиотековедение. - 2019. - Т. 68, № 6. - С. 647-658. - DOI: 10.25281/0869-608X-2019-68-6-647-658.
15. Редькина Н. С. Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва // Библиосфера. - 2021. -№ 4. - С. 59-77. - DOI: 10.20913/1815-3186-2021-4-59-77.
16. Редькина Н. С. Эффективные веб-технологии в деятельности библиотеки // Научные и технические библиотеки. - 2017. - № 3. - С. 15-24.
17. Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» информации», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2022 года № 527н. [Электронный ресурс] - URL: https://rgub.ru/files/profstandart_project-970-2.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
18. Тараненко Л. Г., Дворовенко О. В., Савкина С. В., Игишева Ю. А., Миронова Л. О., Боброва Е. И. Трансформация библиотечно-информационной деятельности под воздействием цифровой среды. - Кемерово: КемГИК, 2021. - 299 с.
19. Тикунова И. П. Методические службы центральных библиотек регионов: вопросы организационного и кадрового обеспечения деятельности // Библиотековедение. - 2018. - Т. 67, № 1. - С. 103-109. - DOI: 10.25281/0869-608X-2018-67-1-103-109.
20. Khan A. Development of employability framework through skill-discrepancy method: a perspective of LIS interns and librarians in the University of Peshawar, Pakistan // International Information and Library Review [ahead-of-print]. - 2021. - С. 1-14. - DOI: 10.1080/10572317.2021.1873052.
References
1. Akilina M.I. Kadry metodistov tsentral'nykh bibliotek sub" ektov Rossiyskoy Federatsii [Personnel of methodologists of the central libraries of the constituent entities of the Russian Federation]. Trudy GPNTB SO RAN [Trudy GPNTB SO RAN], 2021, no. 1(9), pp. 71-79, doi: 10.20913/2618-7575-2021-1-71-79. (In Russ.).
2. Akilina M.I. Obrazovanie i povyshenie kvalifikatsii metodistov: po materialam issledovaniya [Education and advanced training of methodologists: based on research]. Bibliotekovedenie [Bibliotekovedenie], 2018, vol. 67, no. 5, pp. 571-579. (In Russ.).
3. Vaneev A.N. Metodicheskoe obespechenie bibliotechnoy deyatel'nosti [Methodological support of library activities]. Moscow, Profizdat Publ., 2001. 144 p. (In Russ.).
4. Didenko L.L. Klassifikatsiya metodicheskoy produktsii bibliotek [Classification of methodological production of libraries]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2008, no. 3, pp. 147-151. (In Russ.).
5. Didenko L.L. Metodicheskoe i tekhnologicheskoe znanie o bibliotechnoy deyatel'nosti (na osnove analiza metodicheskoy produktsii bibliotek): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Methodological and technological knowledge about library activities (based on the analysis of methodological products of libraries). Author's abstract of Diss. PhD in Pedagogy]. Chelyabinsk, 2012. 22 p. (In Russ.).
6. Doronina I.N. Formirovanie tsifrovykh kompetentsiy bibliotechnykh spetsialistov na osnove printsipa fundamental'nosti [Formation of digital competencies of library specialists based on the principle of fundamentality]. Kul'tura: teoriya i praktika [Culture: theory and practice], 2020, no. 2. (In Russ.). Available at: https://readera. org/formirovaniye-cifrovyh-kompetencij-bibliotechnyhspecialistov-na-osnove-principa-144160088 (accessed 23.12.2022).
7. Makeeva O.V. Kompetentsii bibliotechnykh spetsialistov v epokhu tsifrovoy ekonomiki [Competences of library specialists in the era of the digital economy]. Trudy GPNTB SO RAN [Trudy GPNTB SO RAN], 2019, no. 4, pp. 84-88, doi: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2019-4-84-88. (In Russ.).
8. Nikel S.V. Metodicheskaya produktsiya bibliotek [Methodological production of libraries]. Sotsial'nye i kul'turnye praktiki v sovremennom rossiyskom obshchestve [Social and cultural practices in modern Russian society]. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2018, p. 5. (In Russ.).
9. Peksheva M.A. Professional'nye kompetentsii sotrudnikov bibliotek, osushchestvlyayushchikh informatsionno-analiticheskoe soprovozhdenie nauchnykh issledovaniy [Professional competencies of library employees providing information and analytical support for scientific research]. Bibliosfera [Bibliosphere], 2022, no. 2, pp. 38-47, doi: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-38-47. (In Russ.)
10. Pilko I.S. Virtual'nye predstavitel'stva metodicheskikh sluzhb bibliotek [Virtual representations of library methodological services]. Kul'tura: teoriya i praktika [Culture: theory and practice], 2022, no. 4 (49). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-predstavitelstva-metodicheskih-sluzhb-bibliotek (accessed 23.12.2022).
11. Pilko I.S. Razvitie tsifrovykh navykov bibliotechnykh spetsialistov v distantsionnom formate [Development of digital skills of library specialists in a remote format]. Bibliotekovedenie [Bibliotekovedenie], 2021, vol. 70, no. 5, pp. 539-550, doi: 10.25281/0869-608X-2021-70-5-539-550.
12. Polyakova T.M. Metodicheskaya produktsiya na saytakh rossiyskikh bibliotek [Methodological products on the websites of Russian libraries]. Molodezhnyy vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Youth Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture], 2020, no. 2(14), pp. 168-170. (In Russ.).
13. Polyakova T.M. Sovremennoe sostoyanie metodicheskoy deyatel'nosti bibliotek v Rossii: teoriya i praktika: analiticheskiy obzor [The current state of the methodological activity of libraries in Russia: theory and practice: an analytical review]. Peterburgskaya bibliotechnaya shkola [Petersburg Library School], 2019, no. 4 (69), pp. 4-17. (In Russ.).
14. Redkina N.S. "Nadprofessional'nye" navyki i professional'nye znaniya bibliotechnogo spetsialista: trebovaniya vremeni ["Supra-professional" skills and professional knowledge of a library specialist: the requirements of the time]. Bibliotekovedenie [Bibliotekovedenie], 2019, vol. 68, no. 6, pp. 647-658, doi: 10.25281/0869-608X-2019-68-6-647-658. (In Russ.).
15. Redkina N.S. Kompetentsii bibliografa: nepreryvnost' razvitiya i tochki razryva [Competences of a bibliographer: continuity of development and break points]. Bibliosfera [Bibliosphere], 2021, no. 4, pp. 59-77, doi: 10.20913/18153186-2021-4-59-77. (In Russ.).
16. Redkina N.S. Effektivnye veb-tekhnologii v deyatel'nosti biblioteki [Effective web technologies in the activities of the library]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries], 2017, no. 3, pp. 15-24. (In Russ.).
17. Professional'nyy standart "Spetsialistpo bibliotechno-informatsionnoy deyatel'nosti" informatsii", utverzhdennyy prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 14 sentyabrya 2022 goda № 527n [Professional standard "Specialist in library and information activities" of information" approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated September 14, 2022 No. 527n.]. (In Russ.). Available at: https://rgub.ru/files/profstandart_project-970-2.pdf (accessed 20.01.2023).
18. Taranenko L.G., Dvorovenko O.V., Savkina S.V, Igisheva Yu.A., Mironova L.O., Bobrova E.I. Transformatsiya bibliotechno-informatsionnoy deyatel'nosti pod vozdeystviem tsifrovoy sredy [Transformation of library and information activities under the influence of the digital environment]. Kemerovo, KemGIK Publ., 2021. 299 p. (In Russ.).
19. Tikunova I.P. Metodicheskie sluzhby tsentral'nykh bibliotek regionov: voprosy organizatsionnogo i kadrovogo obespecheniya deyatel'nosti [Methodological Services of the Central Libraries of the Regions]. Bibliotekovedenie [Bibliotekovedenie], 2018, vol. 67, no. 1, pp. 103-109, doi: 10.25281/0869-608X-2018-67-1-103-109. (In Russ.).
20. Khan A. Development of employability framework through skill-discrepancy method: a perspective of LIS interns and librarians in the University of Peshawar, Pakistan. International Information and Library Review [ahead-ofprint], 2021, pp. 1-14, doi: 10.1080/10572317.2021.1873052. (In Engl.).