Научная статья на тему 'Метод виньеток в исследовании обыденных представлений о психических болезнях'

Метод виньеток в исследовании обыденных представлений о психических болезнях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
362
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / МЕТОД ВИНЬЕТОК / ОБЫДЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ / SOCIOLOGY OF MENTAL HEALTH / VIGNETTES METHOD / LAY CONCEPTIONS OF MENTAL HEALTH AND ILLNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Судьин Сергей Александрович

Анализируется опыт изучения обыденных представлений о психических болезнях при помощи метода виньеток, основанного на сочетании факторного экспериментального плана, техники управляемой проекции и регрессионной модели анализа данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Судьин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIGNETTES METHOD IN RESEARCH OF LAY CONCEPTIONS OF MENTAL ILLNESS

In the article is analyzed the research experience of lay conceptions of mental illness by means of vignettes method which is based on the combination of factorial experimental design, techniques of the managed projection and regression model of data analysis.

Текст научной работы на тему «Метод виньеток в исследовании обыденных представлений о психических болезнях»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2013, № 1 (29), с. 53-59 53

УДК 316

МЕТОД ВИНЬЕТОК В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЯХ

© 2013 г. С.А. Судьин

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

sudjin@mail.ru

Поступила в редакцию 10.11.2012

Анализируется опыт изучения обыденных представлений о психических болезнях при помощи метода виньеток, основанного на сочетании факторного экспериментального плана, техники управляемой проекции и регрессионной модели анализа данных.

Ключевые слова: социология психического здоровья, метод виньеток, обыденные представления о психическом здоровье и болезни.

Знаменитая «теорема Томаса» продемонстрировала важность изучения обыденных представлений и их решающее значение в процессе выстраивания взаимодействия. Исследование обыденных представлений о психических болезнях является важным для социальной науки, поскольку позволяет получить информацию о соотношении понятий нормы и патологии в массовом сознании, о его готовности к стигматизирующим решениям, выявить проблемы социального партнерства, толерантности, обеспечивающей равенство возможностей.

Наступление момента, когда ближайшее окружение потенциального пациента и (в некоторых случаях) он сам принимают решение о патологическом характере установок, эмоциональных реакций и поведения и о необходимости врачебной помощи, зависит от принятых в данной культуре медицинских убеждений и во многом предопределяет то, что И. Гофман обозначил как «карьеру больного» [1]. До недавнего времени и этот момент со-циетальной реакции на болезненные проявления, и те медицинские верования, которые его детерминируют, изучались преимущественно описательно, в рамках так называемой «медицинской антропологии». Появление новых, экспериментальных и квазиэксперименталь-ных, процедур социологического изучения установок и убеждений открывает доступ к новым возможностям получения точного эмпирического знания о социальных факторах присвоения роли больного.

В ряду таковых метод виньеток занимает особое место. Пионером использования данного метода можно назвать Ширли А. Стар [2; 3]. Новизной ее работы, начатой в первой половине 50-х годов ХХ века, как раз и стало

использование особого стимульного материала, состоявшего из описания специфических психических особенностей вымышленных персонажей, которые подталкивали респондентов, руководствующихся собственным опытом, установками и представлениями, к оценочным высказываниям. Эти описания были названы виньетками.

Ш. Стар использовала 6 миниописаний (виньеток), составленных под руководством врачей-психиатров. В ее стимульном материале нашли отражение такие психические отклонения, как обычная и паранойяльная формы шизофрении, тревожность, алкоголизм, обсессивно-фобический невроз и ювенильное расстройство личности. Поскольку эта работа открыла собой целую серию подобных исследований, фактически положила начало самому методу и стала отправной точкой для многочисленных попыток вторичного анализа данных, стоит привести тексты виньеток в том виде, в каком они предъявлялись респондентам.

1. Я представила себе человека, - назовем его Фрэнк Джонс, - который отличается чрезвычайной подозрительностью. Он не доверяет никому и уверен, что все вокруг - против него. Иногда ему кажется, что люди, которых он видит на улице, говорят о нем или преследуют его. Пару раз на улице он избил нескольких человек, которые с ним даже не были знакомы. Однажды ночью он принялся проклинать свою жену, грозил убить ее, поскольку она, по его словам, работает против него, как и все остальные.

2. А вот перед Вами молодая девушка. Назовем ее Бетти Смит. Она никогда не работала и, похоже, совсем не хочет выходить из дома и видеться с кем-то. Она очень тихая и

спокойная девушка, почти ни с кем не разговаривает даже в семье. Она ведет себя так, как будто боится людей, особенно юношей ее возраста. Она ни с кем не ходит гулять, а если кто-то приходит к ним в гости, Бэтти остается в своей комнате, пока они не уйдут. Она живет как бы «в себе», в своих мечтах, не интересуется никем и ничем.

3. А вот еще один тип человека. Назовем его Джордж Браун. У него хорошая работа, которую он хорошо выполняет. Однако он очень обидчивый и быстро выходит из себя, если что-то идет не так, как он хочет, или когда окружающие жалуются на него. Он тревожится из-за всяких мелочей, он всегда выглядит подавленным и несчастным. У него все в порядке, но по ночам он не спит, постоянно думает о прошлом и тревожится о вещах, которые могли бы произойти.

4. Ну а что Вы скажете о Билли Уильямсе? Кажется, он не способен удержаться ни на какой работе, так как очень много пьет. Как только у него появляются деньги, он устраивает попойку. Он часто подолгу отсутствует дома и, кажется, ему наплевать, как идут дела у его жены и детей. Иногда ему бывает очень плохо и стыдно за свое поведение, за то, как он ведет себя с женой и детьми; он обещает бросить пить, но всегда все начинается снова.

5. А вот представительница еще одного типа девушек - назовем ее Мэри Уайт. Она выглядит счастливой и жизнерадостной; она привлекательна, у нее хорошая работа, она помолвлена с красивым молодым человеком. У нее куча друзей, она постоянно занята и очень активна. Однако она не может выйти из дома, чтобы не вернуться и не проверить, выключен ли газ, закрыта ли дверь. А вот еще одна деталь: она боится ездить в лифте и не посещает тех мест, где ей пришлось бы им пользоваться.

6. А сейчас мне хотелось бы описать двенадцатилетнего мальчика Бобби Грея. Он смышленый, здоровый, вырос в приличной семье. Однако его родители заметили, что он очень много и часто врет; он ворует из супермаркетов вещи и продукты, берет деньги из маминого кошелька. Он прогуливает школу при любой возможности. Родители Боба очень огорчены его поведением, но он на них не обращает никакого внимания (цит. по: [4]).

По сути, метод виньеток в первоначальном своем варианте представлял собой вариант проективной техники, близкой, например, к методике управляемой проекции, суть которой заключается в следующем. Испытуемому

предъявляются краткие описания 3-5 доминантных психологических характеристик двух абстрактных индивидов под вымышленными именами. Одно из них на самом деле представляет собой описание личностных особенностей этого испытуемого, выявленных по результатам использования, например, опросника Р. Кеттелла [5]. В другом описании содержатся психологические характеристики, диаметрально противоположные личностным особенностям опрашиваемого. В зависимости от целей исследования, описания могут содержать данные медико-биологического, социально-психологического и экономико-демографического характера: пол, возраст, образование, профессия и т.д.

Далее испытуемому предлагают ответить на ряд вопросов относительно обоих словесных описаний, например о факторах формирования тех или иных психологических особенностей у описанных персонажей, об отношении респондента к ним, о проблемах во взаимодействии с социальным окружением, о самооценке и т.д. Поскольку в описаниях приводятся доминантные черты личности, это, как правило, не оставляет испытуемых равнодушными и подталкивает их не просто к оценке персонажей, но и к приписыванию им мотивов и целей, характерных или нехарактерных для них самих.

Впоследствии в метод, использованный Ш. Стар, были внесены некоторые изменения, касающиеся применения более совершенных методов статистической обработки данных. Одним из примеров использования метода виньеток в нашем сегодняшнем понимании стало исследование, проведенное в 1988 году Кв. С. Турманом из университета Вашингтона, а также Дж. А. Лэм и П. Росси из университета Массачусетса [6].

Целью их работы было выяснение того, какие поведенческие индикаторы, демонстрируемые в повседневной жизни, в большей или меньшей степени подталкивают индивидов к оценке других как психически больных. То есть новизна их исследования состояла в выявлении относительного веса какого-либо из психологических измерений. Понятно, что проследить взаимное влияние поведенческих индикаторов друг на друга достаточно трудно, необходимо солидное количество персон, которые могли бы продемонстрировать такие индикаторы. Поэтому в связи со спецификой предмета исследования метод виньеток совершенно справедливо показался авторам оптимальным для решения поставленных задач.

Каждая виньетка комбинировалась путем случайного отбора одного из уровней каждого из измерений. Например, пол может быть или мужским, или женским; другое измерение может содержать поведенческие индикаторы тревожности или страха. Набор виньеток комбинируется для каждого респондента, представляя собой случайный выбор из всего возможного множества комбинаций измерений и их уровней.

Поскольку главной целью рассматриваемого исследования было именно апробировать новый метод, ранее не применявшийся при изучении обыденных представлений о психических заболеваниях, и само исследование носило пилотный характер, для его проведения была выбрана самая доступная, на взгляд авторов, выборка - студенты вузов. Конечно, внешняя валидность полученных на данной совокупности результатов весьма уязвима, и авторы не говорят о возможности экстраполяции оценок выборочной совокупности на генеральную. Выборочной совокупности в составе 146 человек были представлены опросники, содержавшие по 50 виньеток. Три опросника были заполнены неверно и не были включены в анализ.

В роли зависимой переменной выступала субъективная оценка респондентами степени психического расстройства, демонстрируемого индивидом, описанным в виньетке. Формой такого оценивания выступал знак Х, расположенный респондентом на 16-ти балльной шкале. Обозначение «немного не в себе», помещенное около левого края шкалы, указывало на сравнительно небольшое по выраженности психическое нарушение. И, напротив, «психически больной» на другом конце указывало на серьезную степень душевного расстройства. Для последующего анализа каждый пункт шкалы считался равным интервалом. После прочтения каждой виньетки респондента просили поставить «Х» на точке континуума, которая, по его мнению, максимально точно выражает его оценку состояния описанного индивида.

Главными независимыми переменными в исследовании выступают психологические измерения и их уровни, включенные в конструкцию каждой виньетки. Авторы отбирали их по двум критериям. Во-первых, отобранные индикаторы достаточно легко наблюдаются при непосредственном межличностном взаимодействии или простом наблюдении. Сюда не были включены соматические расстройства, обусловливающие некоторые психические нару-

шения (они, как правило, грубы и легко распознаются); основное внимание было сконцентрировано на комбинациях демографических, поведенческих и психологических факторов, которые можно увидеть и пронаблюдать. Во-вторых, при помощи врачей из психиатрических клиник были отобраны психологические измерения и их индикаторы, описанные в книгах по психиатрии с ранжированием по степени тяжести. Были отобраны следующие измерения: депрессия, тревожность, страх, навязчивые состояния, конфликтность, шизоид-ность-коммуникабельность и бредовые убеждения. Внутри каждого измерения находились уровни, составленные из различных поведенческих индикаторов, также отобранных по специальной литературе и в результате консультаций с врачами и инструкторами.

Следует заметить, что различные измерения и уровни, отобранные в каждую виньетку, полностью соответствовали друг другу по степени тяжести, также контролировалось возможное попадание в одну виньетку взаимоисключающих характеристик. Например, в виньетке, где депрессия описывалась уровнем «попытка суицида», не могло появиться упоминания об удовлетворенности жизнью или маниакально веселом поведении. Кстати, уровни и измерения как таковые (взятые по отдельности) в большинстве своем не являются четкими признаками психических болезней, если только не проявляются в комбинации с другими девиантными моментами.

Каждое из семи измерений имело в зависимости от специфики проявления два уровня: часто или нечасто возникающее и сильно или несильно выраженное. Авторы добавили это различение, так как в предыдущих исследованиях было замечено, что чем чаще или интенсивнее проявляется то или иное расстройство (что, на наш взгляд, абсолютно логично), тем выше вероятность идентификации «персонажа» как психически больного.

Уровни, представляющие случаи «непонятного» поведения (от «разговаривает сам с собой» до «тушит окурки о соседа»), также были включены в конструкции виньеток, так как в массовом сознании такие проявления ассоциируются с психическими нарушениями.

Последним психологическим измерением в виньетках был опыт предшествующего психиатрического лечения. Авторы ожидали повышения оценки в сторону заболеваемости в случае попадания такого измерения в виньетку.

Они исходили и из того, что социодемо-графические характеристики способны внести

свои коррективы в оценку психиатрического Анализ психологических измерений. Модель

статуса «персонажа». Чтобы определить их анализа, использованная в данном исследова-

роль в процессе оценивания, к восьми базо- нии предmлаг'ает, что каждьш респондент та-

вым психологическим измерениям в каждую лучал индивидуальный набор виньеток. К мас-

виньетку были добавлены пол, возраст, этни- сиву данных был применен регрессионный ана-

ческая принадлежность, род деятельности, лиз по методу наименьших квадратов, схема

которого приводится ниже: семейное положение и родственные отноше- ^ ^

ния с респондентом. Х0 + С1С1 + SjSj + е , где

Все эти переменные составили неизмен- — оценка, данная виньетке /;

ный виньеточный костяк. Ниже авторы привели пример одной виньетки: СС - вектор переменной, описанной °пре-

Марта, 31 год, американка еврейского происхождения, закончила колледж.

Она замужем, имеет одного ребенка.

Вы знаете о Марте следующее.

Иногда она просыпается в 4 утра и беспокоится о жизни.

Каждый раз вздрагивает при каждом шуме.

Жутко боится смотреть из окна высокого дома.

Постоянно думает о сексе во время религиозных служб.

Иногда бьет своего трехлетнего ребенка, когда он проливает молоко.

Находясь в толпе, постоянно держит в руках монету.

Верит в колдовство.

Вы видели, как Марта в толпе разговаривала сама с собой.

Если бы Марта была Вашим дальним родственником, Вы бы оценили ее как:

0 - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 Немного не в себе Психически больная

Анализ результатов. Авторы не имели определенных ожиданий относительно предполагаемых оценок. В Таблице 1 показано, как распределились оценки по результатам. Видно, что большинство оценок находилось в промежутке между 6 и 10, что указывает на тенденцию рассмотрения «персонажей» как психически больных, при не слишком сильной выраженности заболевания.

деленным уровнем, включенным в виньетку і вместе с соответствующим регрессионным коэффициентом;

- вектор переменной, описывающий

соответствующие характеристики субъекта S, ранжировавшего виньетку і с регрессионным коэффициентом; е - ошибка.

Таблица 1

Распределение оценок психического состояния

Оценки %

Немного не в себе 0 4.3

1 5.6

2 6.4

3 6.2

4 6.1

5 6.5

6 7.3

7 8.6

8 8.2

9 9.9

10 9.5

11 6.6

12 5.9

13 4.0

14 2.8

Психически болен (больна) 15 2.1

Хср.= 7.14, ББ=3.94

По сути аналитическая модель представляет собой линейную функцию характеристик описанного в виньетке персонажа и характеристик респондента. Каждый регрессионный коэффициент отражает степень, с которой оценка в виньетке подвержена влиянию присутствием уровня в вопросе. Далее следует заметить, что такая форма аналитической модели наиболее подходит к статистическим характеристикам виньеток: как каждый уровень ортогонален дру-

гому уровню, так и характеристики респондента не коррелируют с уровнями, что позволяет избежать мультиколлинеарности, т.е. статистических связей между априори независимыми переменными.

Некоторые результаты использования регрессионного анализа авторы продемонстрировали посредством таблицы, в которой переменные показаны отдельно для удобства восприятия (табл. 2).

Таблица 2

Регрессионные коэффициенты уровней измерений

Измерения и уровни Beta SE

1. Депрессия

ходит мрачный (хандрит) 0.223 0.190

чувствует себя подавленным -0.73 0.191

чувствует усталость 0 0

трудно поднимается утром 0.187 0.187

спит большую часть дня 0.209 0.187

большую часть дня лежит на диване 0.147 0.192

переживает очень плохой период 0.б59 0.192

один день смеется, другой - плачет 0.403 0.187

просыпается в 4.00 и беспокоится о жизни 0.300 0.193

потерял интерес к сексу -0.130 0.187

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

плачет без видимой причины 0.590 0.19б

не бреется и не переодевается 0.952 0.19б

пытался покончить с собой 3.3?5 0.192

Частота депрессии: часто 0.141 0.85

2. Тревожность

нервничает при встрече с важными людьми 0.7б 0.185

боится выйти из себя 0.420 0.185

покрывается холодным потом при выступлении перед публикой 0.420 0.181

боится заболеть перед интервью с работодателем 0.401 0.183

вздрагивает при каждом шуме 0.459 0.182

не выходит ночью из дома, боясь ограбления 0.б03 0.180

боится, что должно случиться что-то страшное 0.480 0.183

оглядывается, если кто-то идет сзади 0.2б7 0.187

бесконтрольно дрожит 0.927 0.183

не может ни на чем сконцентрироваться 0.б40 0.183

бегает по кругу, ничего не делая 0.277 0.185

Тревожность проявляется всгда 0.114 0.089

3. Страхи. Боится:

есть в чужом доме 0.104 0.190

водить машину 0.222 0.18б

выходить из дома 0.б92 0.185

оставаться дома в одиночестве 0.327 0.193

смотреть из окна высотки 0 0

темноты 0.029 0.184

летать на самолете -0.192 0.181

смотреть на картинку с изображением змей 0.370 0.182

злых собак 0.020 0.181

ездить в лифте -0.011 0.18?

трогать деньги, так как на них могут быть микробы 0.523 0.179

пользоваться общественными туалетами 0.42б 0.182

Высокая интенсивность страха 0.298 0.091

4. Навязчивые мысли (состояния). Испытывает сильное желание...

...петь на людях 0.073 0.1б2

.. .думает о сексе во время религиозных служб 0.127 0.1б0

.. .украсть что-нибудь 0.436 0.162

.. .побить членов семьи 0.483 0.159

.побить маленького ребенка 0.967 0.163

.побить домашнее животное 0.436 0.159

...вывернуть машину на встречную полосу 1.522 0.160

думает о самоубийстве 1.914 0.161

Постоянный характер проявления навязчивостей 0.298 0.092

5. Конфликтность

звонит в полицию, когда у соседей лает собака -0.032 0.184

ввязывается в драки 0.447 0.186

кричит на людей 0.464 0.183

шлепает своего трехлетнего ребенка за пролитое молоко 1.028 0.184

прокалывает шины соседской машины за парковку в неположенном месте 1.795 0.188

носит с собой пистолет 0.786 0.181

частота проявления конфликтности -0.073 0.085

6. Шизоидность/коммуникабельность

хочет, чтобы его все оставили в покое 0.153 0.153

отказывается с кем-либо общаться 0.365 0.153

думает, что другие хотят избавиться от нее (от него) 0.412 0.156

отказывается от еды так как еда может быть отравлена 1.307 0.153

Постоянное проявление шизоидности/коммуникабельности 0.236 0.092

7. Бредовые убеждения. Верит в:

Бога -0.119 0.193

американский путь 0.088 0.191

коммунизм 0.000 0.188

астрологию 0.164 0.190

эволюцию 0.033 0.190

что Бог создал мир за семь дней 0.250 0.192

колдовство 1.012 0.192

переселение душ 0.382 0.188

инопланетян 0.954 -

считает себя Спасителем 1.539 -

поклоняется дьяволу 1.511 -

что инопланетяне контролируют нашу жизнь 0.393 -

Высокая интенсивность убеждений 0.144 0.084

8. Опыт предшествующего психиатрического лечения

нет сведений о подобном опыте -0.128 0.270

известно об эмоциональных потрясениях 0.975 0.263

известно об обращениях к врачу за помощью 0.853 0.268

известен как бывший пациент психиатрической клиники 1.623 0.265

9. Поведенческие нарушения

пьянство 0.480 0.210

разговаривает с кем-то, кого нет рядом 1.172 0.204

целуется с представителем своего пола 0.138 0.207

намеренно тушит о себя окурки 3.364 0.199

уходит и теряется, забывая адрес 0.577 0.208

ходит голышом 1.941 0.203

говорит бессмыслицу 0.855 0.201

разговаривает с растениями 0.266 0.207

лает по-собачьи 2.594 0.206

ходит туда-сюда -0.110 0.202

истерически плачет 0.888 0.205

размахивает пистолетом 2.253 0.206

выкрикивает непристойности 0.759 0.207

приставляет пистолет к своей голове 4.189 0.207

кричит и потрясает кулаками 0.312 0.204

Интерпретация регрессионных коэффициентов для переменной «депрессия» следует интерпре-весьма проста: например, коэффициент, связан- тировать следующим образом: происходит воз-ный с уровнем «переживает сложный период» растание на 0.659 (по 16-ти балльной шкале) в

оценке психической болезни, когда данный уровень включен в виньетку как сравниваемый с нулевым ее уровнем и уровнем «чувствует усталость». Этот коэффициент статистически значим на уровне 0.001. Отрицательные значения регрессионных коэффициентов означают соответствующее снижение оценки при появлении той или иной переменной в виньетке.

Заключение и выводы. В исследовании было проверено взаимное влияние ряда психологических измерений на субъективную оценку психического статуса индивидов. Авторы признают, что сама природа исследования диктует осторожность в обобщении результатов. Тем не менее было выяснено, что социодемографиче-ские характеристики практически не влияют на уровень такой оценки. Даже довольно подробное описание этих параметров, включая этническую принадлежность, образование и род занятий, практически не оказывают никакого воздействия на оценку. Авторы отмечают, правда, наличие определенного воздействия на оценку при варьировании этничности и брачного статуса, но эти цифры не настолько велики, чтобы говорить о серьезном влиянии. Психологические измерения оказываются куда более важными. Эти данные подтвердили результаты прошлых исследований по похожей проблематике. Также подтвердился аргумент по поводу того, что продуктивная симптоматика и активное демонстрирование возможных симптомов более ассоциируются с представлениями об образе психической болезни, нежели «тихие» формы симптоматики, обозначенные в исследовании как «шизоидность» или «депрессия». Случаи причудливого (bizarre) поведения, проявляющегося на людях, показали максимальное влияние на изменение оценки психического статуса респондентами.

Было обнаружено и значительное влияние на оценку предшествующего опыта психиатрического лечения, а также квазиродственных отношений к описанному в виньетке индивиду. Люди, имевшие в прошлом эмоциональные потрясения или проблемы с психикой, получали

более высокие оценки, равно как и «чужие» респонденту индивиды в отличие от их «близких друзей» или «дальних родственников».

В заключение авторы исследования отметили, что не нашли особых различий в данных, которые могли бы быть обусловлены характеристиками самих респондентов: студенческая выборка была достаточно гомогенной. Тем не менее средние значения по респондентам достаточно сильно варьировались. Одним из возможных объяснений этого, по мнению авторов, является личная склонность отдельных респондентов ставить завышенные или заниженные оценки степени психического расстройства вне зависимости от того, что содержится в стимульном материале.

И хотя авторы не раз отмечали, что проведенное ими исследование представляло собой лишь способ апробации нового метода изучения обыденных представлений, появление новых, экспериментальных и квазиэксперимен-тальных, процедур социологического изучения установок и убеждений, подобных методу виньеток, позволяет надеяться, что социология медицины получит доступ к новым возможностям получения точного эмпирического знания о социальных детерминантах присвоения роли больного.

Список литературы

1. Goffman E. Asylums. London, Penguin Books, 1991. 336 p.

2. Star S.A. Popular thinking in the field of mental health. Chicago: NORC, 1952.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Star S.A. The public’s ideas about mental illness. Chicago: NORC, University of Chicago, 1955. 126 p.

4. Dohrenwend B., Chin-Shong E. Social status and attitudes toward Psychological disorder: the problem of tolerance of deviance// American sociological review. 1962. Vol. 32. P. 418-419.

5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М.: Речь, 2006. 448 с.

6. Thurman Q.C., Lam J.A., Rossi P.H. Sorting out the cockoo’s nest: a factorial survey approach to the study of popular conceptions of mental illness // The Sociological Quaterly. 1988. Vol. 29. № 4. P. 565-588.

VIGNETTES METHOD IN RESEARCH OF LAY CONCEPTIONS OF MENTAL ILLNESS

S.A. Sudin

In the article is analyzed the research experience of lay conceptions of mental illness by means of vignettes method which is based on the combination of factorial experimental design, techniques of the managed projection and regression model of data analysis.

Keywords: sociology of mental health, vignettes method, lay conceptions of mental health and illness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.