Научная статья на тему 'Метод виньеток в социологических исследованиях: методологические принципы и методические решения'

Метод виньеток в социологических исследованиях: методологические принципы и методические решения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3268
751
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СЕНСИТИВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ / МЕТОД ВИНЬЕТОК / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЛОГИКО-КОМБИНАТОРНЫЕ МЕТОДЫ / ДСМ-МЕТОД / PROJECTIVE TECHNIQUES / VIGNETTE METHOD / SOCIAL REPRESENTATIONS / LOGIC-COMBINATORIAL METHODS / DSM-METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пузанова Жанна Васильевна, Тертышникова Анастасия Геннадьевна

В статье рассматриваются перспективы нового для социологии метода виньеток. При анализе авторы в большей степени опираются на материалы зарубежных исследований в разработке, использовании и обобщении результатов, полученных с использованием этого метода. Прослеживается генезис в использовании метода как западными, так и российскими учеными, проблематика исследований, проводимых с помощью метода виньеток в различных областях, в том числе по сенситивной проблематике. Аналитическая часть статьи иллюстрируется примерами виньеток различных авторов, особенностями их разработки, возможностями получения информации с их помощью. Отмечается сходство в использовании метода виньеток и этнографического интервью с точки зрения исследования смыслов, убеждений и объяснительных схем. Описываются преимущества и недостатки метода, его ограничения в использовании. Также приводятся ключевые принципы проектирования и разработки виньеток, необходимых для того или иного исследования. Предлагаются две стратегии анализа данных, полученных с помощью данного метода: качественная и количественная. В работе подчеркивается перспективность применения логико-комбинаторных методов, в частности ДСМ-метода, который используется для обработки данных в рамках количественной стратегии. Также раскрывается анализ в качественной стратегии посредством «углубления». Приводятся примеры виньеток, разработанных в ходе собственных исследований, раскрываются широкие познавательные возможности применяемого метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vignette method in sociological research: Methodological principles and techniques

The article considers prospects for the new sociological method vignette method based mainly on foreign studies that developed, applied and summarized the results of the method application. The authors trace the history of the method in the Western and Russian traditions focusing on the topics of research in different fields, including sensitive issues. The theoretical part of the article is illustrated by the examples of vignettes introduced by different authors, in which the specifics of vignettes design and usage in sociological studies is shown. From the perspective of the analysis of meanings, beliefs, and explanatory schemes the authors demonstrate similarities of the method of vignettes and ethnographic interviews; underline advantages and disadvantages of the method as well as its restrictions; provide the key principles for vignettes design in different types of studies. The article considers two strategies of analysis of vignettes data qualitative and quantitative and emphasizes the importance of combinatorial-logic techniques, in particular DSM-method, within quantitative strategy and the principle of ‘deepening’ within qualitative strategy. The authors provide examples of vignettes developed in their own research to show the capabilities of the method.

Текст научной работы на тему «Метод виньеток в социологических исследованиях: методологические принципы и методические решения»

МЕТОД ВИНЬЕТОК В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ*

Ж.В. Пузанова, А.Г. Тертышникова

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются перспективы нового для социологии метода виньеток. При анализе авторы в большей степени опираются на материалы зарубежных исследований в разработке, использовании и обобщении результатов, полученных с использованием этого метода. Прослеживается генезис в использовании метода как западными, так и российскими учеными, проблематика исследований, проводимых с помощью метода виньеток в различных областях, в том числе по сенситивной проблематике. Аналитическая часть статьи иллюстрируется примерами виньеток различных авторов, особенностями их разработки, возможностями получения информации с их помощью. Отмечается сходство в использовании метода виньеток и этнографического интервью с точки зрения исследования смыслов, убеждений и объяснительных схем. Описываются преимущества и недостатки метода, его ограничения в использовании. Также приводятся ключевые принципы проектирования и разработки виньеток, необходимых для того или иного исследования. Предлагаются две стратегии анализа данных, полученных с помощью данного метода: качественная и количественная. В работе подчеркивается перспективность применения логико-комбинаторных методов, в частности ДСМ-метода, который используется для обработки данных в рамках количественной стратегии. Также раскрывается анализ в качественной стратегии посредством «углубления». Приводятся примеры виньеток, разработанных в ходе собственных исследований, раскрываются широкие познавательные возможности применяемого метода.

Ключевые слова: проективные методы; сенситивная проблематика; этнографическое интервью; метод виньеток; социальные представления; логико-комбинаторные методы; ДСМ-метод.

Социологи полагаются на довольно широкий спектр техник и инструмента-риев для сбора информации об окружающем мире, но в то же время пытаются использовать и ряд узких, специфических методов по сбору данных. Одним из таких методов является метод виньеток, который имеет большую историю в социальных науках и попытки применения как в качественной, так и в количественной парадигме. Сама разработка метода восходит к трудам Пиаже, который использовал сюжетные ситуации для исследования моральных суждений у детей. Пиаже предлагал важное обоснование применения виньеток, а также попытался сформулировать основной методологический вопрос относительно их валидности: «... в то время как наблюдение является единственно надежным способом исследования, оно позволяет приобрести всего-навсего небольшое количество фрагментарных фактов... Поэтому давайте используем это наилучшим способом и... проанализируем не фактические решения ребенка, ни даже его воспоминания

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № НК 15-06-99484\15.

о действиях, но то как он оценивает заданный элемент поведения... Мы сможем лишь описать (это)... посредством истории, а это, очевидно, очень косвенный метод. Попросить ребенка сказать, что он думает о действиях, которые ему были просто озвучены — может ли это иметь хоть малейшую связь с детской моралью?» [21. C. 112—114].

Другими словами, метод виньеток позволяет исследователю собрать данные, которые не могли бы быть собраны вовсе, или лишь в небольшом ряде случаев, однако вопрос состоит в том, относятся ли оцениваемые гипотетические ситуации к решениям в реальной жизни. Пиаже сам признает прагматический подход относительно валидности, когда говорит, что «...любой метод, который приводит к стойким результатам, интересен, и только смысл результатов является предметом для обсуждения».

С недавнего времени метод виньеток используется в различных научно-исследовательских проектах, в большинстве случаев зарубежных. Методология используется такими исследователями, как M.A. Brondani, M.I. MacEntee, S.R. Bryant, B. O'Neil, C. Barter and E. Reynold, E. Gerber, R. Hughes, J.A. Neff, P.N. Rossi, Q.S. Thurman [9; 11; 13—15; 19; 23; 26], и многими другими. Среди российских ученых отметим лишь И.Ф. Девятко и ее проект folk sociology («народная социология»).

Тематика исследований зарубежных ученых достаточно разнообразна, назовем некоторые из них: проблемы сохранения здоровья у пожилых людей, исследования детей и молодежи на различные сензитивные проблемы (ВИЧ, наркотики, психологические травмы и т.п.), оценка перспектив опекунства, адаптация иностранных студентов к образовательной системе, изучение социальной справедливости, а также исследования в бизнесе и маркетинге.

Виньетки — это краткие рассказы или сценарии, которые описывают гипотетические характеристики и ситуации, на которые респондент должен выразить свою реакцию. Поскольку ситуации являются гипотетическими, то с большей вероятностью возможно обойти «острые углы» и изучать сензитивные темы.

Для сохранения реалистичности виньетки могут основываться на жизненных ситуациях.

Чаще всего виньетки служат для сбора данных о групповых убеждениях, ценностях и нормах поведения. Хотя в большей степени такие исследования скорее сфокусированы на выявлении социальных представлений и более глубоком понимании изучаемых проблем.

Хорошим примером в данном случае являются исследования Гербер [13; 14] с использованием этнографических интервью с целью изучить мнение людей об их месте жительства, язык, которым они это описывают, и факторы, которые принимают во внимание при принятии решения ответить на вопросы исследователя. Изначально Гербер проводила неструктурированные интервью с 25 респондентами, многие из которых находились в сложной жизненной ситуации, что делало затруднительным определение их постоянного места жительства. В качестве респондентов были выбраны люди из ночлежек для бездомных и приютов при церквях. Гербер были собраны описательные данные об образе жизни респондентов и выявлены способы выражения, лексика, используемая для описания ситуаций.

Приведем часть интервью, которое показывает различие между «живущими» и «временно пребывающими» и критерии (например, намерения, расположение вещей):

Респондент: Я просто ее друг, я потерял квартиру в декабре... Вот почему я сказал, что останавливался там, потому что я там не живу. Я делаю все от меня зависящее, чтобы найти выход из ситуации.

Вопрос: Значит Вы не живете там...

Респондент: Ну, Вы бы сказали, что я живу там с декабря, но я просто говорю, что это не мое. Я живу там, я моюсь там, я там сплю, одеваюсь, там мои вещи, но это не все что у меня есть. Большинство вещей я взял на хранение и отвез к матери, но в основном все, что мне необходимо для жизни, с декабря месяца есть. На самом деле оно упаковано и стоит у двери, потому что я пытаюсь съехать.

Гербер использовала информацию, полученную в результате интервью, для конструирования виньеток и с использованием них проведения повторных интервью. Так, часть интервью, приведенного выше, было переструктурировано в виньетку:

«Мэри спросила свою подругу Хелен, сможет ли та приютить ее на несколько дней, до тех пор пока она не найдет для себя жилье. С тех пор прошло пять месяцев. Чемоданы Мэри до сих пор упакованы и стоят около входной двери. Должна ли Хелен относить Мэри к числу живущих в квартире?»

Все виньетки описывали неоднозначные жизненные ситуации и были использованы для выявления объяснительных схем и обоснований респондентов относительно их проживания. Согласно Гербер, при использовании суждений, затрагивающих сложный или двусмысленный случай, респонденты показали, какие элементы ситуации были для них важны и какой логикой они руководствовались в достижении своего решения. В ходе интервью Гербер хотела изменять обстоятельства, чтобы полностью реализовать всю цепочку логических схем. Например, она меняла такой параметр, как продолжительность проживания, больше или меньше, и смотрела при этом, как меняется ответ на виньетку в целом. Отметим некоторые особенности виньеток, разработанных Гербер.

1. Виньетки были отобраны из этнографических источников, чтобы поместить респондента в ситуацию, с которой они могут столкнуться в реальной жизни.

2. Гербер использует нейтральную лексику, чтобы выяснить ту лексику, которую в действительности используют респонденты в вопросах, связанных с местожительством (например, она употребляет такие слова, как «спать в определенном месте» или «проводить время с конкретным человеком», но не «жить» и «временно находиться»).

3. Неоднозначность ситуаций, представленных в виньетках, стимулирует респондентов сформулировать критерии, которыми они руководствуются для оценивания ситуации с проживанием человека или его временным пребыванием. Изменение деталей виньетки способствовало уточнению рассуждений респондентов о чем свидетельствует этот отрывок из интервью:

Респондент: мне кажется, что если бы Вы сказали, что он ел ее еду и спал там, то я полагаю, он жил там.

Вопрос: ...если бы мы сказали, что он ест в доме своей жены, но всегда спит в доме своей матери.

Респондент: я бы сказал, что это странное положение вещей.

Вопрос: это странно, но Вы могли бы сказать, что изменилось место его жительства?

Респондент: Ну, если он спал у матери, я полагаю, что он жил у матери. На постоянной основе... если он просто спал там иногда, то я не считал бы, что он жил там.

Разделяя «есть» и «спать» (и другие косвенные подробности) Гербер смогла разработать более тонкое понимание, какие факторы повлияли на данный ответ.

4. Задачи, решаемые виньетками, были понятны даже людям без особого образования и хорошего владения языком. Респонденты часто рассматривали задачу как головоломку или игру, и только одно интервью пришлось прекратить по причине, что респондент не понял задачу.

Изучение взглядов и убеждений — основное направление использования метода виньеток. Например, Кочран и Хайде рассмотрели отношение людей к смертной казни. Спросив респондентов напрямую об их отношении к смертной казни, они получили ответы, отличные от тех, что были получены методом виньеток. Виньетки отражали природу преступления, а также информацию о жертве, обстоятельствах жизни преступника. Готовность людей поддержать смертную казнь снижалась при наличии различных сопутствующих факторов, которые окружали данное преступление. Прямой вопрос не дает возможности замерить и объяснить этих важных факторов, которые лежат в основе отношения человека к смертной казни [12].

Ключевое предположение, которое зачастую делается при использовании метода виньеток, заключается в следующем: «повествовательные представления эмоциональных событий можно рассматривать как функционально сравнимые с соответствующими событиями в реальной жизни» [20. С 296].

Достоверность — решающий фактор в построении виньетки. Чем более правдоподобна ситуация главного героя виньетки, тем больше вероятность того, что респондент сможет поставить себя на место персонажа. Неправдоподобные сценарии, в свою очередь, могут вызвать негативную реакцию со стороны участников, в том числе чувство растерянности, смущения, гнева, незаинтересованность. Однако возникает вопрос: могут ли краткие описания-рассказы охватить реальность в нужном контексте, чтобы в результате получились ответы, которые схожи с реакциями респондентов в реальных ситуациях?

Некоторые исследователи, использующие данный метод, признают, что невозможно полностью охватить изучаемую реальность, но полагают, что метод полезен, в первую очередь, с точки зрения схематичной природы материала. Отсутствие деталей в виньетках дает возможность респонденту заполнить пробелы, что может быть важным для дальнейших исследовательских задач. Таким образом, интерпретация виньеток участниками исследования дает ценный материал для изучения, а не отражает слабость инструментария.

Не менее важный вопрос заключается в предположении о том, что респонденты проецируют, переносят свои мысли, чувства, взгляды и социальные нормы на персонажа виньетки.

В психологии сложилась достаточно развитая база по проективным тестам, где применяются психодинамические рамки для интерпретации проективных ответов. В социологии же ситуация пока несколько упрощена: когда исследователь, используя виньетки, пытается изучить, как может повести себя человек в той или иной ситуации, используется когнитивная теоретизация, которая предполагает прямую связь между указанным отношением и поведением. Например, Рахман утверждал в своей работе по исследованию женщин, осуществляющих уход за пожилыми людьми, что их ответы были очень похожи на то, как бы они повели себя в реальной жизни. Макгеней [18] подчеркивает тот факт, что инъекционные наркоманы с большей вероятностью говорили об использовании игл несколькими людьми в рамках метода виньеток, чем в самопрезентации, что дает основания полагать отсутствие социально желательного ответа. Однако стоит отметить, что в реальной жизни ключевую роль в процессе принятия решений могут играть эмоции, которые невозможно отразить в методологии виньеток. Альтернативным способом интерпретации исследователем ответов участников исследования по материалам виньетки может быть исследование доминирующих разделяемых всеми представлений и менее доминантных, то есть тех, которые могут возникнуть в связи с личным опытом респондента и его траекторией жизни. Тогда фокус внимания останется на субъективных представлениях, чувствах и переживаниях, а не сместится на то, что респонденты в действительности будут делать в данной конкретной ситуации.

Хьюз отмечает возможные трудности для исследователя при анализе данных: ряд респондентов отвечают на виньетки, ставя себя на место персонажа, а другие отвечают в третьем лице. Очевидно, что респонденты включаются в представленную им реальность, но в то же время они могут выбрать: дать широкий спектр ответов на заданную тему и тем самым раскрыть себя, либо продемонстрировать стигматизированные взгляды и социально желаемые ответы. Естественно, что опыт, заложенный в виньетке, отличается от реальной жизни, но является ли от этого виньетка непригодной как инструмент исследования, зависит от обоснования ее использования.

Методология виньеток с трудом поддается анализу и влечет за собой ряд сложностей, если исследователь хочет отделить социально одобряемую нормативную интерпретацию виньетки от того, что респондент думает в действительности. Равносильно и обратное: если исследователь использует данный метод, чтобы выяснить, как люди поступают в действительности, анализ может быть проблематичным. Однако если исследователь подходит с теоретической точки зрения и предполагает, что респондент, отвечая на вопросы, будет в постоянном диалоге с собой, поскольку противоречивые позиции могут существовать не только в обществе, но и внутри каждого индивида (учитывая даже внутренние «голоса», на него воздействующие), то виньетки могут быть использованы более продук-

тивным способом. Метод может привести к двусмысленности результатов, что поможет найти новые, не выявленные ранее позиции и мнения.

Таким образом, ключевым свойством использования метода виньеток можно назвать их гибкость. Среди других преимуществ метода, на которые указывают исследователи, его применяющие, можно привести следующие:

— метод виньеток разрабатывается под определенные исследовательские цели и может основываться на реальных жизненных событиях;

— метод виньеток помогает избежать социально одобряемых ответов, поскольку вопрос адресуется не респонденту лично, а его просят оценить действия персонажа виньетки;

— большинство людей плохо артикулируют, либо не осознают факторы, влияющие на процесс вынесения тех или иных суждений — метод виньеток помогает им в этом;

— постоянное изменение характеристик в виньетках дает возможность оценить изменения в отдельных переменных и их комбинациях на предмет изменений в установках или суждениях респондентов;

— ограничивая сценарий виньетки минимальным количеством информации, респонденту приходится самостоятельно дорисовывать контекстуальный фон;

— позволяет изучить связи между социальными процессами и восприятием действительности.

Как и у любого другого, у метода виньеток есть свои ограничения и недостатки, к которым можем отнести следующее:

— метод виньеток снижает возможности сопоставимости для исследователя в связи с тем, что каждый респондент использует свои собственные определения и схемы в ответах;

— под вопрос ставится соотношение поведения и фактических действий респондента с его ответами;

— адаптация ранее созданных виньеток под свое исследование проблематична, особенно если исследователями не были учтены все аспекты изучаемого явления;

— сложность и трудоемкость проектирования и создания виньеток.

Первый шаг в использовании виньеток заключается в определении их назначения. Цель виньеток не есть точное прогнозирование поведения респондента, главное — достичь понимания социальных компонентов процесса его восприятия. Для достижения этой цели может использоваться ряд способов представления виньетки. Так, за основу могут быть взяты дискретные формы ориентации по Шю-цу, которые являются предпосылками к соответствующим формам социальных отношений. Первая и, пожалуй, наиболее очевидная форма — «мы»-отношения.

«Мы»-связь является прямой, и оба лица сосуществуют во времени и пространстве. В контексте виньетки как исследователь, так и участник могут наблюдать друг друга, интерпретировать значения действий друг друга.

«Ты»-ориентации помогают выявить связь между респондентом и героем сценария виньетки, относятся к «чистому» переживанию. Интерпретируя действия

другого человека, респондент ставит себя на его место. Проектируя ситуации на гипотетических героях, участника исследования просят поставить себя на место главного героя и тем самым косвенным образом получают конфиденциальную информацию. В данном случае правдоподобность сценария имеет решающее значение для оформления стимулов виньетки, на которые затем последует реакция.

Третий тип ориентаций — личность и ее спутники в жизненном мире. Шюц описывает их как акторов, которых индивид не знает лично, но тем не менее они существуют (то есть люди с собственным сознанием способны создавать свои собственные субъективные интерпретации). В чистом виде в современном мире их не существует, это как идеальные типы, однако они являются продуктом «синтеза признания» со стороны личности. Роль «они»-ориентаций лучше всего можно объяснить на примере, приводимом самим Шюцем. Пассажир, который садится в поезд, не знает машиниста лично, но у него есть определенные предположения относительно характеристик поведения. Вполне вероятно, например, что машинист поезда обладает техническими знаниями и навыками, необходимыми для работы, и он применит их для того, чтобы поезд прибыл в пункт назначения. Эти предположения — продукт накопленных доказательств.

Приняв во внимание все дискретные формы, обратимся непосредственно к процессу проектирования. В некотором смысле он похож на процесс проектирования вопросов анкеты для качественного исследования. На первый взгляд виньетки кажутся довольно простыми, однако их составление таким не назовешь. Сюжет должен быть достоверным, необходимо ориентироваться на конкретные вопросы, которые необходимы для достижения целей исследования, виньетка должна быть подробной, но в то же время не должна перегружать респондента. Обязателен и пилотаж, и доработка виньетки по его результатам.

Конкретные вопросы разработки виньетки включают в себя следующие моменты:

— будет ли сценарий и персонажи виньетки значимыми для исследуемой выборочной совокупности? Предоставление некоторых деталей, имен персонажей помогут сделать виньетку более яркой и интересной. Язык написания должен быть привычен для респондентов. Чрезмерно сложные виньетки с большим количеством характеристик работают плохо;

— если необходимо сделать акцент на респонденте, спровоцировав его принять точку зрения на того или иного персонажа сценария, то необходимо сконцентрировать внимание на этом персонаже прямо или косвенно. Написание виньетки от первого лица (с точки зрения конкретного персонажа) может быть одним из способов побудить респондента к комментариям действия персонажа путем идентификации себя с этим персонажем;

— если составные части виньетки заведомо многозначны, то есть возможность изучать предположения по целому ряду элементов сценария (например, различные характеристики персонажей: пол, возраст, расовая принадлежность и т.п. или различные типы сценария: принятие межрасовых смешений в либеральной и консервативной идеологии);

— дается ли респонденту возможность свободного описания деталей или его внимание обращается лишь на имеющиеся конкретные параметры? Это позволит определить, какой объем информации закладывать в виньетку, и определить вопросы, которые будут заданы потом;

— дается ли одна виньетка сразу или представляется ряд виньеток и поэтапно? Тогда какое количество этапов? Каждый из этапов включает в себя развитие событий вокруг персонажа. Наличие более четырех этапов может вызвать сложности у респондента, запутать его;

— необходимо понимать на каких аспектах ситуации нужно сосредоточить внимание респондентов: моральных или прагматических. Исходя из этого формируются различные типы вопросов;

— если исследовательский интерес сводится к тому, чтобы выяснить, как респондент должен действовать или будет действовать в ситуации, описанной в сценарии, то лучше спросить, как, по их мнению, должен бы действовать или будет действовать персонаж виньетки.

Количество виньеток, достаточное для определенного вида исследования: для небольших проектов достаточно 15—40 виньеток; для средних — 40—100 виньеток; для крупных проектов необходимо от 200 виньеток.

Кросник [16] в своей работе ввел такой термин, как «разумная достаточность». Когда респонденты отвечают на виньетки, они должны интерпретировать смысл истории, искать соответствующую информацию в своей памяти, интегрировать эту информацию в свои суждения относительно данной истории и сообщить свои суждения так, чтобы их смысл был понятен и точен. Когда респондент проходит этот процесс от начала до конца и выполняет полный объективный поиск и интеграцию информации, можно считать, что «разумная достаточность» достигнута. Однако когда респондент не в полной мере осуществил процесс, «разумная достаточность» тоже может быть достигнута. Кросник выделял три условия, благоприятствующие ее достижению: 1) трудность выполнения задачи; 2) компетенция и способности респондента; 3) мотивация респондента.

Когда трудность выполнения задачи превышает суммарное значение компетенции и мотивации респондента, происходит «разумная достаточность». Примерами могут послужить: выбор респондентом первого ответа, который кажется разумным; согласится с утверждением в сюжете виньетки, сказав «не знаю», мысленно подбросить монетку, отсутствие дифференциации при использовании рейтинговых оценочных шкал и одобрение существующего положения вещей.

Столте обнаружил, что виньетки — это способ преодоления ответов на стрессовые ситуации, отмечая при этом, что ответы имели большую степень надежности, когда респонденты отвечали на виньетки в тихой атмосфере, не отвлекаясь на что-либо, и когда респондентам был дан стимул, чтобы проявить свое собственное мнение [25]. Также к преимуществам использования виньетки относится тот факт, что все респонденты должны реагировать на одни и те же типы стрес-согенных факторов, а это облегчает процесс контроля характеристик стресса

и открывает сравнительные возможности анализа способности респондентов преодолевать трудности, возникающие перед людьми.

Стратегий обработки данных можно выделить две: количественную и качественную (что в большей степени характерно для западной социологии). Количественная стратегия отчасти раскрывается в работе И.Ф. Девятко [3], основываясь на формализованных методах: логико-комбинаторных методах, ДСМ-методе.

В рамках данного подхода ДСМ-метод автоматического порождения гипотез (названный в честь Джона Стюарта Милля) помогает перейти от качественной информации к количественным показателям. Так, принимая во внимание работы В.К. Финна и его учеников, было сделано предположение, что, заложив в будущую виньетку ряд дихотомических показателей (да/нет, 1/0) и составив виньетки по всем возможным комбинациям данных показателей, в результате обработки будут получены детерминирующие показатели для того или иного оцениваемого субъекта.

В качестве примера приведем виньетки, составленные для изучения качеств, характеризующих интеллигентного человека. Показатели, закладываемые в виньетку, отбирались на основе информации, полученной ранее посредством метода неоконченных предложений [8. С 44]. Ядро образа казалось понятным и очевидным: «образование», «воспитание», «положительные личностные характеристики», «культурность», «моральные качества». Однако есть ряд характеристик, которые остались на периферии образа, но также применимы к описанию интеллигентного человека. Для вычленения наиболее значимых черт пять из них были описаны в качестве показателей в рамках составленных виньеток. В число этих показателей вошли: позиция по отношению к власти (оппозиция/поддержка власти); отношение к народу («заигрывание»/потребительское); патриотические настроения (да/нет); стремление к саморазвитию (да/нет); сомневающийся (не навязывает свое мнение другим / навязывает свое мнение).

Далее на основе данных критериев были составлены 32 виньетки, описывающие все возможные комбинации признаков. Ниже приведены некоторые из них:

1. Вы познакомились с человеком. Из разговора становится понятно, что это очень интересная личность. Он стремится каждый день узнавать что-то новое. Принимает активное участие в разнообразных общественных акциях и благотворительных мероприятиях. Когда речь зашла о политике, Ваш новый знакомый охотнее поддержал оппозицию, нежели действующую власть. Это человек, который любит свою страну и не поменяет место жительства, переехав за рубеж.

Могли бы Вы назвать этого человека интеллигентным? 1) Да 2) Нет.

2. Вас знакомят с человеком. С первых минут разговора становится понятным его позиция по отношению к власти: полная поддержка проводимой политики. В то же время отношение к людям характеризуется как исключительно потребительское: люди используются только для удовлетворения собственных потребностей. При этом его мнение — истина в первой инстанции и его нужно принять всем окружающим. Но человек стремится познать что-то новое и не стоит на месте. Он знает историю своей страны, испытывает за нее гордость.

Могли бы Вы назвать этого человека интеллигентным? 1) Да 2) Нет.

3. Представьте, что Вас знакомят с человеком. В ходе непринужденной беседы выясняется, что он не пытается навязать всем вокруг свое мнение. Он близок к народу и верен Родине, бережно относится к национальной культуре и традициям. Участие в выборах, референдумах, одобрение присоединения Крыма и политики страны в целом — отличительные особенности, присущие данному человеку. Он ставит своей задачей стремление к самосовершенствованию и старается превзойти свои достижения.

Могли бы Вы назвать этого человека интеллигентным? 1) Да 2) Нет.

После проведения полевого этапа исследования данные подлежат количественному анализу. В результате чего вычленяются показатели и/или комбинации показателей, характеризующие, определяющие интеллигентного человека в представлении людей.

Говоря о качественной стратегии анализа, стоит отметить скорее нацеленность на погружение в полученный ранее материал. Так по аналогии с примером, приведенным выше, был составлен ряд виньеток по образу мусульманина.

(Пример: Малика. Вам известно, что у этой девушки красивые светлые волосы. Также Вы знаете, что она не отличается излишней религиозностью. Представьте, что Вас попросили охарактеризовать этого человека 1 или 2 словами, чтобы Вы выбрали: азиатка /мусульманка /россиянка / представительница Кавказа /русская / христианка).

В результате количественного анализа получен схематичный и достаточно простой образ. Для погружения были составлены динамичные виньетки под соответствующие цели, которые по своей структуре напоминают воронку. Нами это было названо методом «погружения» или «углубления» — придание объемности, глубины первоначально полученному схематичному образу. Опросник содержал три ситуации, в которых с каждым новым вопросом появлялись обстоятельства не описанные ранее. В ходе последующего интервью респонденты отвечали на поставленные вопросы, исходя из предложенных сценариев (1).

А) Карим — мусульманин, ему 19 лет. Он ваш новый одногруппник.

Исходя из этого как бы Вы приняли его?

Радушно, были бы рады прибавлению в коллективе.

Нейтрально, Вам не важно, с кем учиться.

Негативно (почему)

Другое _

Б) Карим носит звезду и месяц на шее. Недавно он отмечал Курбан-байрам — один из главных мусульманских религиозных праздником, и рассказал Вам о своих впечатлениях.

Что Вы думаете по этому поводу?

Вам интересно слушать Карима. (почему)

Вам все равно, вас это не касается.

Вам это доставляет дискомфорт (почему)

Другое_

В) Карим пригласил Вас и ваших одногруппников в гости. Было весело, Вы общались и обсуждали разные темы. Однако во время разгара беседы Карим перебил Вас, пояснив, что настало время намаза — традиционной мусульманской молитвы.

Какая у Вас будет на это реакция?

Вы отнесетесь к этому с пониманием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вам все равно, каждый волен делать то, что хочет.

Вас это смутит (почему)

Вам станет неприятно (почему)

Другое_

Г) Какое дальнейшее поведение Вы бы могли бы ожидать от Карима на основе представленной ситуации?

В результате проведенного качественного анализа были получены результаты относительно степени лояльности к мусульманам, определен ряд условий, при которых люди готовы общаться с мусульманами, и взаимосвязь религиозных традиций с готовностью других людей впустить «чужое» в зону своего комфорта.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что метод виньеток — это хорошая альтернатива традиционным методам массового опроса. Он имеет большое количество преимуществ, но в то же время есть и недостатки, которые, однако, не умаляют масштабности его применения. Метод виньеток чувствителен к ограничениям, которые несут за собой привычные всем методы исследований. Он позволяет проводить исследования на самые чувствительные, проблемные, сензитивные темы и делать это в большом объеме, в расчете на массовость. Две стратегии анализа данных раскрывают широкие возможности использования метода в отношении тем и направлений, позволяют дать любой срез по изучаемой проблематике, получив на выходе более глубокий анализ данных, чем в привычных традиционных методах.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) Приведен пример виньетки, разработанной и апробированной в рамках выпускной бакалаврской работы С.Д. Шарма в 2015 г. (научный руководитель — Ж.В. Пузанова).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аншаков О.М., Фабрикантова Е.Ф. ДСМ-метод автоматического порождения гипотез: Логические и эпистемологические основания. М., 2009.

[2] Данилова Е.Н., Климова С.Г., Михеенкова М.А. Возможности применения логико-комбинаторных методов для анализа социальной информации // Социология: 4М. 1999. № 11.

[3] Девятко И.Ф. Причинность в обыденном сознании и социологическом объяснении: контуры нового социологического подхода // Социология 4М. 2007. № 25

[4] Ермизина Е.В., Пузанова Ж.В. Проблемы вербальной коммуникации в социологическом исследовании. М., 2009.

[5] Кусакина В.О. Метод виньеток в изучении репродуктивных установок // URL: http://www.ssa-rss.ru/files/File/congress2012/part50.pdf.

[6] Панкратова Е.С., Финн В.К. Автоматическое порождение гипотез в интеллектуальных системах. М., 2009.

[7] Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях: Учебное пособие. М., 2007.

[8] Тертышникова А.Г. Методологические и методические аспекты изучения социальных представлений об интеллигенции // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2012. № 4.

[9] Barter C., Reynold E. The use of vignettes in qualitative research // URL: http://www.soc.surrey.ac.uk/sru/SRU2.5html.

[10] Braun V., Clarke V. An Introduction to the Vignette Method // URL: http://studysites.uk.sagepub.com/braunandclarke/study/Learning%20Resources/An%20 Introduction%20to%20the%20Vignette%20Method.docx.

[11] Brondani M.A., MacEntee M.I., Bryant S.R., O 'Neil B. Using written vignettes in focus groups among older adults to discuss oral health as a sensitive topic // Qualitative Health Research. 2008. № 18.

[12] Cochran J.K., Heide K.M. Capital punishment preferences for special offender populations // Journal of Criminal Justice. 2003. № 31.

[13] Gerber E. Calculating Residence: A Cognitive Approach to Household Membership Judgements among Low Income Blacks. Unpublished Census Bureau report, 1990.

[14] Gerber E. The Language of Residence: Respondent Understandings and Census Rules. Final Report of the Cognitive Study of Living Situations. Center for Survey Methods Research, U.S. Census Bureau, 1994.

[15] Hughes R. Considering vignette technique and its application to a study of drug injecting and HIV risk and safer behavior // Sociology of Health and Illness. 1998. № 20.

[16] Krosnick J.A. Response strategies for coping with the cognitive demands of attitude measures in surveys // Applied Cognitive Psychology. 1991. № 5.

[17] Martin E. Vignettes and respondent debriefing for questionnaire design and evaluation // URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.80.711&rep=rep1&type=pdf.

[18] Mckeganey N., Abel M., Hay G. Contrasting methods of collecting data on injectors' risk behavior // AIDS Care. 1996. № 8.

[19] Neff J.A. Interactional versus hypothetical others: The use of vignettes in attitude research // Sociology and Social Research. 1979. № 64.

[20] Parkinson B., Manstead A.S. R. Making sense of emotion in stories and social life // Cognition and Emotion. 1993. № 7.

[21] Piaget J. The Moral Judgment of the Child. N.Y., 1965.

[22] Rahman N. Caregivers' sensitivity to conflict: The use of vignette methodology // Journal of Elder Abuse and Neglect. 1996. № 8.

[23] Rossi P.H., Nock S.L. (Eds.) Measuring Social Judgments: The Factorial Survey Approach. Beverley Hills, 1982.

[24] Schutz A. The Phenomenology of The Social World. Evanston, 1967.

[25] Stolte J.F. The context of satisfying in vignette research // The Journal of Social Psychology. 1994. № 134.

[26] Thurman Q.S., Lam J., Rossi P. Sorting out the cockoo's nest: a factorial survey approach to the study of popular conceptions of mental illness // The Sociological Quarterly. 1988. Vol. 29. № 4.

VIGNETTE METHOD IN SOCIOLOGICAL RESEARCH: METHODOLOGICAL PRINCIPLES AND TECHNIQUES

Zh.V. Puzanova, A.G. Tertyshnikova

Sociology Chair Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article considers prospects for the new sociological method — vignette method — based mainly on foreign studies that developed, applied and summarized the results of the method application. The authors trace the history of the method in the Western and Russian traditions focusing on the topics of research in different fields, including sensitive issues. The theoretical part of the article is illustrated by the examples of vignettes introduced by different authors, in which the specifics of vignettes design and usage in sociological studies is shown. From the perspective of the analysis of meanings, beliefs, and explanatory schemes the authors demonstrate similarities of the method of vignettes and ethnographic interviews; underline advantages and disadvantages of the method as well as its restrictions; provide the key principles for vignettes design in different types of studies. The article considers two strategies of analysis of vignettes data — qualitative and quantitative — and emphasizes the importance of combinatorial-logic techniques, in particular DSM-method, within quantitative strategy and the principle of 'deepening' — within qualitative strategy. The authors provide examples of vignettes developed in their own research to show the capabilities of the method.

Key words: projective techniques; vignette method; social representations; logic-combinatorial methods; DSM-method.

REFERENCES

[1] Anshakov O.M., Fabrikantova E.F. DSM-metod avtomaticheskogo porozhdenija gipotez: Logicheskie i epistemologicheskie osnovanija [DSM-Method of Hypotheses' Automatic Generation: Logical and Epistemological Foundations]. M., 2009.

[2] Danilova E.N., Klimova S.G., Miheenkova M.A. Vozmozhnosti primenenija logiko-kombina-tornyh metodov dlja analiza social'noj informacii [Areas of application of logic-combinatorial methods for the analysis of social information]. Sociologija: 4M. 1999. № 11.

[3] Devjatko I.F. Prichinnost' v obydennom soznanii i sociologicheskom objasnenii: kontury novogo sociologicheskogo podhoda [Causality in ordinary consciousness and sociological explanation: Contours of the new sociological approach]. Sociologija: 4M. 2007. № 25.

[4] Ermizina E. V., Puzanova Zh. V. Problemy verbal'noj kommunikacii v sociologicheskom issle-dovanii [Problems of Verbal Communication in Sociological Research]. M., 2009.

[5] Kusakina V.O. Metod vin'etok v izuchenii reproduktivnyh ustanovok [Vignette method in the study of reproductive attitudes]. URL: http://www.ssa-rss.ru/files/File/congress2012/part50.pdf.

[6] Pankratova E.S., Finn V.K. Avtomaticheskoe porozhdenie gipotez v intellektual'nyh sistemah [Automatic generation of hypotheses in intelligent systems]. M., 2009.

[7] Tatarova G.G. Osnovy tipologicheskogo analiza v sociologicheskih issledovanijah. [Fundamentals of the Typological Analysis in Sociological Research]. M., 2007.

[8] Tertyshnikova A. G. Metodologicheskie i metodicheskie aspekty izuchenija social'nyh predstav-lenij ob intelligencii [Methodological and technical aspects of studying social representations of intelligentsia]. VestnikRUDN. Serija "Sociologija". 2012. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.